СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приморская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ Приморская СОШ

___________________ Е.В.Зотова


«____»____________________ 2019 г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ

Приморская СОШ

_____________________ Т.В.Брацук

Приказ № ________________________

От «_______» ___________________ 2019 г.











Рабочая программа

Полухиной Галины Михайловны

по русскому языку для 10 класса


















2019 – 2020 учебный год


Планируемые результаты


Настоящая рабочая программа по русскому языку для Х классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) и авторской программы И. В. Гусаровой «Русский язык: 10-11 классы: базовый уровень: рабочая программа для общеобразовательных учреждений». – М, - 2017.

Курс базового обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие:

1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;

3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Изучение русского языка в X классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности

  • народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков;

  • навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и

  • уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в

  • различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных

  • интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с

  • точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере

  • общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» отводится в 10 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 35 часов в год.

На основании образовательной программы школы предмет «Русский язык» в 10 классе в МБОУ Приморская СОШ преподаётся на базовом уровне. Количество часов по авторской программе 102, количество часов по учебному плану школы 35. В рабочую программу внесены следующие изменения:


Раздел программы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по данной рабочей программе

Введение в курс русского языка 10 класса.

1

0

Модуль № 1. Общие сведения о языке.

4

1

Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности.

7

2

Модуль № 3. Орфография.

2

1

Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация.

7

2

Модуль № 5. Становление и развитие русского языка.

3

1

Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности.

2

1

Модуль № 7. Орфография.

2

1

Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация.

6

2

Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма.

2

1

Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста.

4

1

Модуль № 11. Орфография.

2

1 + 1 К.р.

Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация.

7

1

Модуль № 13. Лексика и фразеология.

11

3

Модуль № 14. Функциональные стили речи.

5

1

Модуль № 15. Орфография.

1

1

Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация.

4

1

Модуль № 17. Фонетика.

6

1 + 1 Р.р.

Модуль № 18. Нормы русского литературного языка.

3

1

Модуль № 19. Орфография.

3

2

Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация.

5

1

Модуль № 21. Морфемика и словообразование.

6

1

Модуль № 22. Русский речевой этикет.

1

0

Модуль № 23. Орфография.

3

2

Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация.

6

3 + 1 К.р.

ИТОГО

103

35

В связи с тем, что в 10 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей программе предусмотрены следующие изменения:

1. исключено вводное занятие и модуль № 22 русский речевой этикет;

2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия;

3. дублируемые темы сокращены;

4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем.

Содержание авторской программы не изменено.


Виды контроля: входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый.

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ - 3;

  • работ по развитию речи – 1.

Результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 10 классе. отражают достижения следующих планируемых результатов:

Предметные результаты обучения:

Обучающиеся знают:

  • основные понятия курса русского языка 5-9 классы;

  • основные понятия курса русского языка 10 класса;

  • основные этапы развития современного русского языка;

  • правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;

  • правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;

  • правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;

  • правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;

  • правила правописания чередующихся гласных в корне слова;

  • основные единицы синтаксиса и пунктуации;

  • главные члены предложения;

  • типы сказуемого;

  • второстепенные члены предложения;

  • текст как результат речевой деятельности;

  • функциональные стили речи;

  • официально-деловой стиль речи: особенности и разновидности;

  • публицистический стиль речи: особенности и разновидности;

  • синтаксис сложного предложения;

  • особенности сложносочинѐнных предложений, знаки препинания;

  • особенности сложноподчинѐнных предложений, виды, знаки препинания;

  • структуру сочинения-рассуждения;

  • публицистический текст проблемного характера;

  • особенности бессоюзных сложных предложений;

  • пунктуация в бессоюзном сложном предложении;

  • художественный текст проблемного характера;

  • нормы русского литературного языка;

  • русский речевой этикет.

обучающиеся умеют:

  • определять основные понятия курса русского языка 5-9 классы;

  • применять полученные знания на практике;

  • определять основные понятия курса русского языка 10 класса;

  • определять речь как процесс коммуникативной деятельности;

  • характеризовать основные этапы современного русского языка;

  • применять правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;

  • применять правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;

  • применять правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;

  • применять правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;

  • применять правила правописания чередующихся гласных в корне слова;

  • различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

  • определять основные единицы синтаксиса и пунктуации;

  • определять подлежащее и сказуемое;

  • выявлять способы выражения подлежащего и сказуемого;

  • определяют типы сказуемого;

  • определять второстепенные члены предложения и способы их выражения;

  • определять признаки текста;

  • определять функциональные стили речи;

  • характеризовать официально-деловой стиль речи, его особенности и разновидности;

  • создавать разные жанры официально-делового стиля речи;

  • характеризовать публицистический стиль речи, его особенности и разновидности;

  • создавать текст публицистического стиля речи;

  • определять сложносочинѐнное предложение;

  • расставлять знаки препинания в сложносочинѐнном предложении;

  • чертить схемы сложносочинѐнных предложений;

  • определять сложноподчинѐнное предложение, его виды;

  • различать виды сложноподчинѐнных предложений;

  • ставить знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении;

  • чертить схемы сложноподчинѐнных предложений;

  • определять и характеризовать публицистический текст проблемного характера;

  • писать сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера;

  • определять бессоюзные сложные предложения;

  • ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;

  • чертить схемы бессоюзных сложных предложений;

  • определять и характеризовать художественный текст проблемного характера;

  • писать сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера;

  • определять и характеризовать нормы русского литературного языка;

  • характеризовать особенности русского речевого этикета;

  • создавать текст по теме;

  • применить в системе полученные знания на практике;

  • подводить итоги курса русского языка в 10 классе.





Содержание учебного предмета

(с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности)


Модуль

Примерное количество часов

1

Модуль № 1. Общие сведения о языке.

1+ 1 КР

2

Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности.

2

3

Модуль № 3. Орфография.

1

4

Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация.

2

5

Модуль № 5. Становление и развитие русского языка.

1

6

Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности.

1

7

Модуль № 7. Орфография.

1

8

Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация.

2

9

Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма.

1

10

Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста.

1

11

Модуль № 11. Орфография.

1 + 1 К.р.

12

Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация.

1

13

Модуль № 13. Лексика и фразеология.

3

14

Модуль № 14. Функциональные стили речи.

1

15

Модуль № 15. Орфография.

1

16

Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация.

1

17

Модуль № 17. Фонетика.

1 + 1 Р.р.

18

Модуль № 18. Нормы русского литературного языка.

1

19

Модуль № 19. Орфография.

2

20

Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация.

1

21

Модуль № 21. Морфемика и словообразование.

1

22

Модуль № 22. Русский речевой этикет.

0

23

Модуль № 23. Орфография.

2

24

Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация.

2+ 1 К.р.


Итого

35


Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.


Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений);

- написание сочинений;

- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально - парная работа.


Формы контроля:

  • проверочная работа,

  • тестирование,

  • сочинение,

  • самостоятельная работа,

  • словарный диктант,

  • орфоэпический диктант,

  • терминологический диктант.











Календарно тематическое планирование


Дата

Тема

Зачеты, контрольные и проверочные работы, другие виды работ

план

факт

Содержательный учебный блок №1.

Модуль № 1. Общие сведения о языке. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

1

05.09


Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Язык и речь.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

2

12.09


Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (диктант с грамматическими заданиями в формате ОГЭ)

Входной (контрольная работа № 1)

Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности. 2 часа;

1 час в неделю по учебному плану

3

19.09


Анализ контрольной работы. Формы речи, их различия. Монолог и диалог.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

4

26.09


Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста и комментарий к проблеме.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 3. Орфография. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

5

03.10


Правописание сложных слов.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану

6

10.10


Словосочетание. Общая характеристика типов предложений.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

7

17.10


Основы русской пунктуации. «Чужая» речь. Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Содержательный учебный блок №2.

Модуль № 5. Становление и развитие русского языка. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

8

24.10


Происхождение и этапы развития русского литературного языка.


Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

9

31.10


Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 7. Орфография. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

10

14.11


Употребление прописных и строчных букв.


Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану

11

21.11


Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

12

28.11


Виды односоставных предложений. Контроль по Блоку №2.

Тематический по блоку № 2

Содержательный учебный блок №3.

Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма.

1 час; 1 час в неделю по учебному плану

13

05.12


Возникновение и развитие славянской письменности. Принципы русской орфографии.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста.

1 час; 1 час в неделю по учебному плану

14

12.12


Виды речевой деятельности. Способы информационной переработки текста. Подготовка к ЕГЭ: авторская позиция.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 11. Орфография. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану

15

19.12


Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи.

Текущий

16

26.12


Промежуточный контроль за 1 полугодие (диктант с грамматическими заданиями в формате ЕГЭ)

Промежуточный

Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

17

09.01


Второстепенные члены предложения. Типы неполных предложений.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Содержательный учебный блок №4.

Модуль № 13. Лексика и фразеология. 3 часа; 1 час в неделю по учебному плану

18

16.01


Типы лексических значений слова. Омонимия, паронимия, синонимия, антонимия. Формирование и развитие русской лексики.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

19

23.01


Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса, и сферы употребления

Текущий

20

30.01


Фразеология. Типы фразеологических единиц. Классификация фразеологизмов.

Текущий

Модуль № 14. Функциональные стили речи. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

21

06.02


Стили письменной речи. Сочинение-рассуждение на материале публицистического стиля.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 15. Орфография. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

22

13.02


Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

Текущий

Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

23

20.02


Общая характеристика сложных предложений. ССП. Знаки препинания с ССП. Контроль по Блоку №4.

Тематический по блоку № 4

Содержательный учебный блок №5.

Модуль № 17. Фонетика. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану

24

27.02


Предмет фонетики, гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

25

05.03


Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ.

Сочинение

Модуль № 18. Нормы русского литературного языка. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

26

12.03


Понятие языковой нормы. Орфоэпические и акцентологические нормы.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 19. Орфография. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану

27

19.03


Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Текущий

28

02.04


Правописание приставок на З-С. И-Ы после приставок. Проверяемые безударные гласные. Сомнительные согласные.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

29

09.04


Общая характеристика СПП. Виды придаточных. СПП с несколькими придаточными.

Текущий

Содержательный учебный блок №6.

Модуль № 21. Морфемика и словообразование. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану

30

16.04


Основные виды морфем. Способы словообразования.

Текущий

Модуль № 23. Орфография. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану

31

23.04


Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)

32

30.04


О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. И-Ы после Ц в разных морфемах.

Текущий

Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация. 4 часа; 1 час в неделю по учебному плану

33

07.05


Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями формата ЕГЭ.

Итоговый

34

14.05


Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.

Текущий

35

21.05


Сложные синтаксические конструкции. Итоговое повторение

Текущий (устный опрос и письменное упражнение)


График контрольных работ по русскому языку по темам в 10 классе


Тема

Дата проведения

1

Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (диктант с грамматическими заданиями в формате ЕГЭ)

12.09.2019

2

Промежуточный контроль за 1 полугодие (диктант с грамматическими заданиями в формате ЕГЭ)

26.12.2019

3

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями формата ЕГЭ.

07.05.2020



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы. – М., 2007.

2) Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублѐнный уровни:учебник для учащихся

общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2013.

3) ) Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. (к УМК И.В. Гусаровой)/Авт.-сост. И.В. Золотарѐва. – М., 2016.

4) Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.

5) Русский язык. 10 класс: поурочные планы/Авт.-сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград, 2005.

6) Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии/Авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград, 2011.

7) Русский язык. 10 класс: практикум/Авт.-сост. Н.А. Шарова. – Волгоград, 2008.

8) Русский язык. 5-11 классы: диктанты/Сост. Г.П. Попова. – Волгоград, 2011.

9) Цыбулько И.П. КИМ Русский язык. 2019 г.


Контрольно-оценочные материалы

(текущий контроль)


Контрольный диктант (входной) 10 класс


1) Теплый безветренный день угас. 2) Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. 3) На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. 4) Чуть – чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы… 5) Воздух уже потемнел, и внем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам. 6) Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где- то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. 7) Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. 8) Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. 9) Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик.

(177 слов) (А.Куприн)

Грамматическое задание

I вариант

II вариант

1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного.

1. Из предложений 6-9 выпишите слово, в котором правописание зависит от лексического значения.

2. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».

2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН».

3. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 5-9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством времени. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

5. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

6. Укажите количество грамматических основ предложения 5.

6. Укажите количество грамматических основ предложения 9.

7.Определите стиль текста.

7. Определите тип текста.


Ответы

I вариант

II вариант

  1. Безветренный

1)Препятствие

  1. Нарисованы, вымазано

2)Омоченной

  1. 2

3) 5

  1. 2

4) 3

  1. Нити мелькали

5)Отблеск переходил

  1. 3

6)3

  1. Художественный

7)Повествование с элементами описания


Критерии оценивания

«5» - 7 б

«4» - 6 б

«3» - 4 – 5 б

«2» - 3 б и ниже


Контрольный диктант (за 1 полугодие) 10 класс


Роза


Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.


Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...


Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.


Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...


Контрольный диктант (итоговый) 10 класс


Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.


  • был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.


Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.


Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.


  • посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа -


неясный звук, похожий на детский шёпот.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!