Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приморская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Приморская СОШ ___________________ Е.В.Зотова «____»____________________ 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Приморская СОШ _____________________ Т.В.Брацук Приказ № ________________________ От «_______» ___________________ 2019 г. |
Рабочая программа
Полухиной Галины Михайловны
по русскому языку для 10 класса
2019 – 2020 учебный год
Планируемые результаты
Настоящая рабочая программа по русскому языку для Х классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) и авторской программы И. В. Гусаровой «Русский язык: 10-11 классы: базовый уровень: рабочая программа для общеобразовательных учреждений». – М, - 2017.
Курс базового обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие:
1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;
3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Изучение русского языка в X классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков;
навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и
уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных
интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с
точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» отводится в 10 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 35 часов в год.
На основании образовательной программы школы предмет «Русский язык» в 10 классе в МБОУ Приморская СОШ преподаётся на базовом уровне. Количество часов по авторской программе 102, количество часов по учебному плану школы 35. В рабочую программу внесены следующие изменения:
Раздел программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по данной рабочей программе |
Введение в курс русского языка 10 класса. | 1 | 0 |
Модуль № 1. Общие сведения о языке. | 4 | 1 |
Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | 7 | 2 |
Модуль № 3. Орфография. | 2 | 1 |
Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация. | 7 | 2 |
Модуль № 5. Становление и развитие русского языка. | 3 | 1 |
Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности. | 2 | 1 |
Модуль № 7. Орфография. | 2 | 1 |
Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация. | 6 | 2 |
Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма. | 2 | 1 |
Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста. | 4 | 1 |
Модуль № 11. Орфография. | 2 | 1 + 1 К.р. |
Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация. | 7 | 1 |
Модуль № 13. Лексика и фразеология. | 11 | 3 |
Модуль № 14. Функциональные стили речи. | 5 | 1 |
Модуль № 15. Орфография. | 1 | 1 |
Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация. | 4 | 1 |
Модуль № 17. Фонетика. | 6 | 1 + 1 Р.р. |
Модуль № 18. Нормы русского литературного языка. | 3 | 1 |
Модуль № 19. Орфография. | 3 | 2 |
Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация. | 5 | 1 |
Модуль № 21. Морфемика и словообразование. | 6 | 1 |
Модуль № 22. Русский речевой этикет. | 1 | 0 |
Модуль № 23. Орфография. | 3 | 2 |
Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация. | 6 | 3 + 1 К.р. |
ИТОГО | 103 | 35 |
В связи с тем, что в 10 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей программе предусмотрены следующие изменения:
1. исключено вводное занятие и модуль № 22 русский речевой этикет;
2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия;
3. дублируемые темы сокращены;
4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем.
Содержание авторской программы не изменено.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
Результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 10 классе. отражают достижения следующих планируемых результатов:
Предметные результаты обучения:
Обучающиеся знают:
основные понятия курса русского языка 5-9 классы;
основные понятия курса русского языка 10 класса;
основные этапы развития современного русского языка;
правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;
правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;
правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;
правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
правила правописания чередующихся гласных в корне слова;
основные единицы синтаксиса и пунктуации;
главные члены предложения;
типы сказуемого;
второстепенные члены предложения;
текст как результат речевой деятельности;
функциональные стили речи;
официально-деловой стиль речи: особенности и разновидности;
публицистический стиль речи: особенности и разновидности;
синтаксис сложного предложения;
особенности сложносочинѐнных предложений, знаки препинания;
особенности сложноподчинѐнных предложений, виды, знаки препинания;
структуру сочинения-рассуждения;
публицистический текст проблемного характера;
особенности бессоюзных сложных предложений;
пунктуация в бессоюзном сложном предложении;
художественный текст проблемного характера;
нормы русского литературного языка;
русский речевой этикет.
обучающиеся умеют:
определять основные понятия курса русского языка 5-9 классы;
применять полученные знания на практике;
определять основные понятия курса русского языка 10 класса;
определять речь как процесс коммуникативной деятельности;
характеризовать основные этапы современного русского языка;
применять правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;
применять правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;
применять правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;
применять правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
применять правила правописания чередующихся гласных в корне слова;
различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;
определять основные единицы синтаксиса и пунктуации;
определять подлежащее и сказуемое;
выявлять способы выражения подлежащего и сказуемого;
определяют типы сказуемого;
определять второстепенные члены предложения и способы их выражения;
определять признаки текста;
определять функциональные стили речи;
характеризовать официально-деловой стиль речи, его особенности и разновидности;
создавать разные жанры официально-делового стиля речи;
характеризовать публицистический стиль речи, его особенности и разновидности;
создавать текст публицистического стиля речи;
определять сложносочинѐнное предложение;
расставлять знаки препинания в сложносочинѐнном предложении;
чертить схемы сложносочинѐнных предложений;
определять сложноподчинѐнное предложение, его виды;
различать виды сложноподчинѐнных предложений;
ставить знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении;
чертить схемы сложноподчинѐнных предложений;
определять и характеризовать публицистический текст проблемного характера;
писать сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера;
определять бессоюзные сложные предложения;
ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;
чертить схемы бессоюзных сложных предложений;
определять и характеризовать художественный текст проблемного характера;
писать сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера;
определять и характеризовать нормы русского литературного языка;
характеризовать особенности русского речевого этикета;
создавать текст по теме;
применить в системе полученные знания на практике;
подводить итоги курса русского языка в 10 классе.
Содержание учебного предмета
(с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности)
№ | Модуль | Примерное количество часов |
1 | Модуль № 1. Общие сведения о языке. | 1+ 1 КР |
2 | Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | 2 |
3 | Модуль № 3. Орфография. | 1 |
4 | Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация. | 2 |
5 | Модуль № 5. Становление и развитие русского языка. | 1 |
6 | Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности. | 1 |
7 | Модуль № 7. Орфография. | 1 |
8 | Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация. | 2 |
9 | Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма. | 1 |
10 | Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста. | 1 |
11 | Модуль № 11. Орфография. | 1 + 1 К.р. |
12 | Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация. | 1 |
13 | Модуль № 13. Лексика и фразеология. | 3 |
14 | Модуль № 14. Функциональные стили речи. | 1 |
15 | Модуль № 15. Орфография. | 1 |
16 | Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация. | 1 |
17 | Модуль № 17. Фонетика. | 1 + 1 Р.р. |
18 | Модуль № 18. Нормы русского литературного языка. | 1 |
19 | Модуль № 19. Орфография. | 2 |
20 | Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация. | 1 |
21 | Модуль № 21. Морфемика и словообразование. | 1 |
22 | Модуль № 22. Русский речевой этикет. | 0 |
23 | Модуль № 23. Орфография. | 2 |
24 | Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация. | 2+ 1 К.р. |
| Итого | 35 |
Формы организации учебного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений);
- написание сочинений;
- комментирование орфограмм и пунктограмм;
- групповая работа;
- коллективная работа;
- индивидуально - парная работа.
Формы контроля:
Календарно тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Зачеты, контрольные и проверочные работы, другие виды работ |
план | факт |
Содержательный учебный блок №1. |
Модуль № 1. Общие сведения о языке. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
1 | 05.09 | | Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Язык и речь. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
2 | 12.09 | | Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (диктант с грамматическими заданиями в формате ОГЭ) | Входной (контрольная работа № 1) |
Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
3 | 19.09 | | Анализ контрольной работы. Формы речи, их различия. Монолог и диалог. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
4 | 26.09 | | Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста и комментарий к проблеме. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 3. Орфография. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
5 | 03.10 | | Правописание сложных слов. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
6 | 10.10 | | Словосочетание. Общая характеристика типов предложений. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
7 | 17.10 | | Основы русской пунктуации. «Чужая» речь. Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Содержательный учебный блок №2. |
Модуль № 5. Становление и развитие русского языка. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
8 | 24.10 | | Происхождение и этапы развития русского литературного языка. | |
Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
9 | 31.10 | | Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 7. Орфография. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
10 | 14.11 | | Употребление прописных и строчных букв. | |
Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
11 | 21.11 | | Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
12 | 28.11 | | Виды односоставных предложений. Контроль по Блоку №2. | Тематический по блоку № 2 |
Содержательный учебный блок №3. |
Модуль № 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
13 | 05.12 | | Возникновение и развитие славянской письменности. Принципы русской орфографии. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
14 | 12.12 | | Виды речевой деятельности. Способы информационной переработки текста. Подготовка к ЕГЭ: авторская позиция. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 11. Орфография. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
15 | 19.12 | | Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. | Текущий |
16 | 26.12 | | Промежуточный контроль за 1 полугодие (диктант с грамматическими заданиями в формате ЕГЭ) | Промежуточный |
Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
17 | 09.01 | | Второстепенные члены предложения. Типы неполных предложений. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Содержательный учебный блок №4. |
Модуль № 13. Лексика и фразеология. 3 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
18 | 16.01 | | Типы лексических значений слова. Омонимия, паронимия, синонимия, антонимия. Формирование и развитие русской лексики. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
19 | 23.01 | | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса, и сферы употребления | Текущий |
20 | 30.01 | | Фразеология. Типы фразеологических единиц. Классификация фразеологизмов. | Текущий |
Модуль № 14. Функциональные стили речи. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
21 | 06.02 | | Стили письменной речи. Сочинение-рассуждение на материале публицистического стиля. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 15. Орфография. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
22 | 13.02 | | Правописание приставок ПРЕ-ПРИ | Текущий |
Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
23 | 20.02 | | Общая характеристика сложных предложений. ССП. Знаки препинания с ССП. Контроль по Блоку №4. | Тематический по блоку № 4 |
Содержательный учебный блок №5. |
Модуль № 17. Фонетика. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
24 | 27.02 | | Предмет фонетики, гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
25 | 05.03 | | Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ. | Сочинение |
Модуль № 18. Нормы русского литературного языка. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
26 | 12.03 | | Понятие языковой нормы. Орфоэпические и акцентологические нормы. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 19. Орфография. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
27 | 19.03 | | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Текущий |
28 | 02.04 | | Правописание приставок на З-С. И-Ы после приставок. Проверяемые безударные гласные. Сомнительные согласные. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
29 | 09.04 | | Общая характеристика СПП. Виды придаточных. СПП с несколькими придаточными. | Текущий |
Содержательный учебный блок №6. |
Модуль № 21. Морфемика и словообразование. 1 час; 1 час в неделю по учебному плану |
30 | 16.04 | | Основные виды морфем. Способы словообразования. | Текущий |
Модуль № 23. Орфография. 2 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
31 | 23.04 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
32 | 30.04 | | О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. И-Ы после Ц в разных морфемах. | Текущий |
Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация. 4 часа; 1 час в неделю по учебному плану |
33 | 07.05 | | Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями формата ЕГЭ. | Итоговый |
34 | 14.05 | | Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. | Текущий |
35 | 21.05 | | Сложные синтаксические конструкции. Итоговое повторение | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) |
График контрольных работ по русскому языку по темам в 10 классе
№ | Тема | Дата проведения |
1 | Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (диктант с грамматическими заданиями в формате ЕГЭ) | 12.09.2019 |
2 | Промежуточный контроль за 1 полугодие (диктант с грамматическими заданиями в формате ЕГЭ) | 26.12.2019 |
3 | Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями формата ЕГЭ. | 07.05.2020 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы. – М., 2007.
2) Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублѐнный уровни:учебник для учащихся
общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2013.
3) ) Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. (к УМК И.В. Гусаровой)/Авт.-сост. И.В. Золотарѐва. – М., 2016.
4) Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
5) Русский язык. 10 класс: поурочные планы/Авт.-сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград, 2005.
6) Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии/Авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград, 2011.
7) Русский язык. 10 класс: практикум/Авт.-сост. Н.А. Шарова. – Волгоград, 2008.
8) Русский язык. 5-11 классы: диктанты/Сост. Г.П. Попова. – Волгоград, 2011.
9) Цыбулько И.П. КИМ Русский язык. 2019 г.
Контрольно-оценочные материалы
(текущий контроль)
Контрольный диктант (входной) 10 класс
1) Теплый безветренный день угас. 2) Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. 3) На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. 4) Чуть – чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы… 5) Воздух уже потемнел, и внем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только ранней весной, по вечерам. 6) Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где- то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлепнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. 7) Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болотец. 8) Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. 9) Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик.
(177 слов) (А.Куприн)
Грамматическое задание
I вариант | II вариант |
1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного. | 1. Из предложений 6-9 выпишите слово, в котором правописание зависит от лексического значения. |
2. Из предложений 1-3 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н». | 2. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН». |
3. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. | 3. Среди предложений 5-9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством времени. Напишите номер этого предложения. |
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения. | 4. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. |
5. Выпишите грамматическую основу предложения № 7. | 5. Выпишите грамматическую основу предложения 4. |
6. Укажите количество грамматических основ предложения 5. | 6. Укажите количество грамматических основ предложения 9. |
7.Определите стиль текста. | 7. Определите тип текста. |
Ответы
I вариант | II вариант |
Безветренный | 1)Препятствие |
Нарисованы, вымазано | 2)Омоченной |
2 | 3) 5 |
2 | 4) 3 |
Нити мелькали | 5)Отблеск переходил |
3 | 6)3 |
Художественный | 7)Повествование с элементами описания |
Критерии оценивания
«5» - 7 б
«4» - 6 б
«3» - 4 – 5 б
«2» - 3 б и ниже
Контрольный диктант (за 1 полугодие) 10 класс
Роза
Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.
Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне...
Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.
Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро...
Контрольный диктант (итоговый) 10 класс
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.
посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа -
неясный звук, похожий на детский шёпот.