СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


РАССМОТРЕНА

На заседании МО

_____________ __________________

«______»______________ 2020__г.

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета ГБОУ СОШ №322

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

протокол № .… от ….. ____________ г

секретарь Педагогического совета

__________ _________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


основное общее образование


Класс: 10 а

Учитель: Гажева Т.В.


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента

Государственного образовательного стандарта основного общего образования.





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 322

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

_________ Е.Н. Лебедева

«______»______________ 2020 г.




Санкт-Петербург

2020/2021 учебный год














  • 1.Пояснительная записка

1.Нормативные правовые документы.


Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для 5-9 классов);

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  4. Распоряжение Комитета по образованию от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

  5. Распоряжение Комитета по образованию от 21.04.2020 № 1011-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год».

  6. Инструктивно-методическое письмо № 03-28-3775/20-0-0 от 23.04.2020 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»;







10.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11.

  • Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (базовый уровень):


Данная программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой

10- 11 класс (102 часа)


12.

Уставом ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа составлена на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования,

Для реализации программного содержания используются:

  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Учебник «Русский язык. Учебник для 10-11 классов». – М.: Вербум- М, 2018

  • А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. Обучение в 10-11 классах по учебнику А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой «Русский язык. 10-11 классы» – М.: Издательство Астрель, 2018

 

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

На изучение русского языка отводится:

В 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю)





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

О русском языке, о русской речи

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Типы речи (повествование, рассуждение, описание; их сочетание в тексте). Стили речи (разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Русский литературный язык и язык художественной литературы. Языковая норма.

Культура речи. Качества хорошей речи (с учетом стиля высказывания, ситуации общения).

Русский язык и наука о языке.

Словари.

Слово в словаре и слово в тексте.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

  • Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.

  • Слово – это поступки.

  • «Родному языку мы учимся всю жизнь». Согласны ли вы с этим утверждением?

  • Словари как отражение истории и культуры народа.

  1. Вспомните (отберите из учебников, других книг) несколько высказываний о русском языке. Составьте текст рассуждение, используя одно из высказываний (дайте развернутый комментарий).

Текст как речевое произведение

Текст как результат речевой деятельности.

Тема, основная мысль. Микротема.

Абзац. Зачин (первое предложение).

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова.

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).

Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста.

Средства выразительности в художественном тексте:

  • Фонетические, интонационные;

  • Лексические;

  • Грамматические.

Стилистические возможности языковых средств.

Понимание текста – процесс творческий.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Анализ текста при подготовке к изложению.

Сочинение – это тоже текст.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь:

- проводить анализ текста. Определять тему, основные мысли текста; объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства ( лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания.

Умение самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержание, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.

Умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы, сопоставление двух редакций одного текста и т.д.).

При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выразительное чтение как тест на понимание текста.

Создание текста (в устной и письменной форме).

Умение пересказывать текст (разных стилей), писать изложение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным творческим заданием); составлять тезисы, конспект.

Писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи и разных жанров композиционных форм. Писать рецензию на сочинение.

Самостоятельно формулировать тему сочинения.

Писать сочинение на самостоятельно сформулированную тему. Строить устные сообщения (доклады) и выступать на уроках-семинарах, при защите рефератов.

Совершенствовать написанное.

Умение работать с черновиком сочинения, изложения, редактируя текст.

Система языка

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).

Единицы языковой системы, их иерархия.

Выдающиеся ученые лингвисты.

Примерные практические задания

  1. Составьте таблицу, отражающую сведения о языковой системе (о языковых единицах, уровнях языка, их соотношении).

  2. Расскажите о взаимодействии языковых единиц в речи (показать это на примере анализа текста).

  3. Подготовьте сообщение на тему «Сложность, красота и гармония языковой системы».

  4. Составьте словарь терминов науки о языке (одного из разделов).

  5. Подготовьте сообщение об одном из выдающихся ученых лингвистов.

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Звуковая организация поэтического текста (звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс). Звуковой символизм.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии.

Основные словари и справочники.



Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чтении;

  • Различать сильную и слабую позицию звуков;

  • Находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

  • Классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

  • Анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

Примерные практические задания

  1. Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями».

  2. Составить личный орфографический словарик, включающий слова, трудные для ученика – автора этого словарика.

  3. Составлять словарный диктант в процессе анализа текста, включив в него слова (словосочетания), которые могут служить опорным материалом при подготовке к изложению.

  4. Находить звуковые средства художественной изобразительности при анализе текста, уметь характеризовать их роль в тексте.


Лексика. Фразеология

Слово. Словарное богатство русского языка.

Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов.

Группы слов по смысловым отношениям.

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы.

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

Слово в тексте. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Словари.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

  • Производить лексический разбор слова, текста;

  • Находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

  • Редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова.

Примерные практические задания

  1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

    • Словарное богатство русского языка;

    • Синонимы очень часто «то же, да не то же»;

    • Об этом слове хочется рассказать;

    • Загадки знакомых слов.

  2. Составьте словарь лингвистических терминов по разделу «Лексика и фразеология».

  3. Подготовьте сообщение об одном из словарей.

  4. Составьте текст-рассуждение на тему «Слово – Солнце языковой системы» (Л.Ю.Максимов).




Состав слова и словообразование

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие.

Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов.

Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования.

Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический Анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа.

Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари.

Роль однокоренных слов в создании текста.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Различать морфемы в слове и их значение;

  • Объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

  • Устанавливать способ словообразования и приводить примеры слов данной словообразовательной модели, учитывая ее продуктивность;

  • Пользоваться школьными словарями (морфемным, словообразовательным, этимологическим).

Примерные практические задания

  1. Произведите морфемный и словообразовательный разбор лов из текста подберезовик, подосиновик. Какова роль повтора в тексте однокоренных слов к данным словам?

  2. Как образованы слова прилет, языкознание, подберезовик? Каково значение устаревшей части слова досто- в прилагательном достославный? Обратитесь к словарю и подберите ряд слов с этой морфемой.

  3. Каково значение приставки в глаголах закружат, запели? Какие еще значения может иметь эта морфема? Приведите примеры.

  4. Запишите группу однокоренных слов, начиная со слова смех, вынесенного в заголовок стихотворения. Подчеркните в списке авторские неологизмы. Какими языковыми способами пользуется поэт в своем стихотворчестве?

Морфология

Знаменательные и служебные части речи их текстообразующая роль.

Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения.

Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Разряды местоимений.

Местоимение как средство связи между предложениями. Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.

Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.

Междометие. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность.

Морфологический анализ слов.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

  • Определять роль слов, принадлежащих к разным частям речи, в предложении;

  • Склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;

  • Употреблять слова разных частей речи в качестве языковых средств в соответствии с разными типами и стилями речи;

  • Пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

Примерные практические задания

  1. Выпишите глаголы из текста и укажите их наклонение и время. Сделайте вывод о соотношении времени глаголов в разных предложениях.

  2. Укажите, какое из знаменательных слов не является в тексте членом предложения. Почему? В каких ещё случаях знаменательные слова не выполняют функцию членов предложения?

  3. Определите вид и время глаголов-сказуемых. Совпадают ли их грамматические формы? Что они обозначают – действие или состояние?

  4. Найдите в тексте опорные оценочные слова, являющиеся одним из средств описания природы. К каким частям речи они относятся?

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.

Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.

Простое предложение

Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.

Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Обособленные второстепенные члены.

Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.

Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.

Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.

Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.

Сложное предложение

Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.

Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.

Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксические особенности диалога. Различные способы цитирования. Синонимия различных способов передачи чужой речи.

Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных типов;

  • Строить предложения заданной конструкции;

  • Использовать синонимические синтаксические конструкции, заменять одну другой;

  • Соблюдать синтаксическую норму и учитывать коммуникативную уместность при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей.

Примерные практические задания

  1. Замените причастные обороты синонимическим конструкциями. Изменился ли смысл предложения? Какая конструкция и почему уместнее, на ваш взгляд, в этом тексте?

  2. Выпишите словосочетания с переходными глаголами. Каковы значения и структура этих словосочетаний?

  3. Запишите два-три высказывания, используя предложения с косвенной речью.

  4. Придумайте несколько примеров зачинов текстов на разные темы, используя конструкцию «Нельзя не…».

Орфография

Орфограмма, типы и виды.

Условия выбора орфограмм (фонетические, лексические, морфемные, морфологические, синтаксические). Орфографическая норма. Строение орфографических правил. Алгоритмы применения орфографических правил.

Пунктуация

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Объяснить условия выбора орфограммы, знаков препинания;

  • Применить алгоритм при выборе написания;

  • Составить пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;

  • Разрешить орфографические затруднения с помощью словаря;

  • Производить орфографический и пунктуационный анализ.

Примерные практические задания

  1. Расскажите, в какой мере выбор написаний в тексте (слитного, раздельного, дефисного) связан с определением части речи. Подтвердите свой ответ с помощью таблицы.

  2. Расскажите, какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

  3. Обратите внимание на постановку тире в двух предложениях текста. Сопоставьте их. Какова функция тире в этих предложениях?

  4. Проанализируйте пунктуацию текста. Какой из знаков препинания является авторским? С какой целью он употреблен?

Обобщение и систематизация изученного

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.

Умения и навыки. Учащиеся должны у м е т ь :

  • Производить комплексный анализ текста;

  • Создавать высказывание о языке как уникальной культуре русского народа;

  • Целесообразно отбирать языковые средства и изобразительно-выразительные средства при создании текстов разных типов речи и функциональных стилей.

Примерные практические задания

  1. Запишите предложения, восстановив порядок их следования так, чтобы получился текст – один из афоризмов Л.Н.Толстого. Какие языковые средства служат для связи предложений в тексте?

  2. Понаблюдайте за использованием в тексте цитирования. Как осуществляется связь цитаты с предшествующей и последующей частями текста? Какова роль частичного цитирования?

  3. Подготовьтесь к пересказу текста. Используйте материал словарного диктанта как опорную запись.

  4. Выберите два-три высказывания и включите их в свой текст на заданную тему, используя способы цитирования. Сопоставьте синонимические конструкции.

  5. Напишите рассуждение на тему «Мудрый закон творчества», включив в него сжатый пересказ текста Бальмонта.

 









Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 






Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе



п/п

Дата


Тема урока


Тип урока


Основные

понятия

Задания для подготовки к ЕГЭ

ИКТ


упражнений

1


Вводный урок. Роль языка в обществе

вводный урок

Русский язык как часть национальной культуры русского народа

общие сведения о форме итоговой аттестации; текст-рассуждение


С.4-6. упр. 1

О русском языке, о русской речи (9 ч.)

2-3


Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.



комбинированный урок

Русский язык и русская литература.

Эстетическая функция русского языка.

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А30; тема, содержание текста – А29; вводные слова – А23; пунктуация в ССП, СПП – А21, А26


Упр. 2,3

4


Язык и речь.

Комбинированный урок

слушание, чтение, говорение, письмо

построение текста – А7, А8;


Упр. 5,10,39, форзацы

5


. Языковая норма.

Комбинированный урок

Орфоэпическая, морфологическая, синтаксическая, лексическая нормы

паронимы – А3; ГЧП – А9;

Презентация «Языковая норма и речевые ошибки»

Упр. 6, 9, 10, 14,

6-7


Культура речи.

Комбинированный урок

Орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические ошибки

содержание текста – А29; тип и стиль речи – А30; средства связи в тексте – В7; языковые средства – В8; пунктуация в сложном предложении – А26, В6


Упр. 15 (1,3), 22,23

8


Словари.

Комбинированный урок

Классификация словарей


Упр. 32,37

9-10


Типы и стили речи.

Уроки-практикумы

повествование, рассуждение, описание; их сочетание в тексте

Стили речи: разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный

тип и стиль речи – А30; лексическое значение слова – А12; морфология, частеречная принадлежность – А11, В2

Презентация «Типы и стили речи.»

Упр. 11,12, 25,27,28,30,36

11


Русский язык и наука о языке.

Урок-семинар

Разделы науки о языке

содержание текста – А29; средства связи в тексте – В7;

Презентация «Разделы науки о языке».

Упр. 2,39

12-15


. Комплексный анализ текста.


Контроль ЗУН





Текст как речевое произведение (10 ч.)


16


Текст как результат речевой деятельности

.

Обобщение и углубление изученного

Основные средства связи между предложениями в тексте.

построение текста – А7, А8; проблема, позиция автора – С1 (К1, К3)


Упр. 40,41

17-18


Тема, основная мысль.

комбинированный урок

Смысловая и композиционная целостность текста.

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31; пунктуация в СП – А10, А26, В6; смысловая связь предложений в тексте – А8; средства связи в тексте – В7


Упр. 42,45, 47,50,51

19


Зачин..

Урок-исследование

Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

смысловая связь предложений в тексте – А8; средства связи в тексте – В7


Упр. 66-69,

20-21


Анализ текста

комбинированный урок

Приёмы сжатия

морфемный состав слова – А13; ГЧП – А9; анализ текста – С1 (К1-К3)


Упр. 73,77,79,81

22-23


Сочинение – это тоже текст.


развитие речи

Подготовка к сочинениям (отбор темы, выбор тезиса, подбор аргументов, варианты зачина и т.д.). Редактирование.

С 1 (критерии К1-К9)

Презентация «Сочинение как вид творческого задания на ЕГЭ»

Упр. 82 (по вариантам), 85,89,90,

24-25


Способы и средства связи между предложениями в тексте

комбинированный урок

цепная и параллельная связь, лексические и грамматические средства связи

лексическое значение слова – А12; лексикология, слово в контексте – А31; Н и НН в причастиях и прилагательных – А14; предложения с ОЧ – А6, А24


Упр. 94,95 96,97

26-29


Средства выразительности в художественном тексте.

комбинированный урок

Фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства выразит.

языковые средства – В8;


Упр. 62,82

30


Выразительное чтение текста


развитие речи

Понимание текста

построение текста – С1 (К5); обособленные ЧП – А22, В5; пунктуация при цитировании; пунктуация в СП – А10, А26, А27


Упр. 40,41, 94,97

31-32


(Комплексная работа с текстами-миниатюрами.)

Контроль знаний




Система языка (2 ч.)


33


Разделы науки о языке

Урок-семинар.

фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис


фонетический разбор – А1, А2; словообразовательный анализ – В1; морфологический анализ – А11, В2; значение слова – А12, А31


С.92, упр. 100

34


Единицы языковой системы

комбинированный урок

Система русского языка: ее единицы, их функции и иерархия.


Упр. 101

Фонетика. Орфоэпия. Графика (7 ч.)


35-36


Основные понятия фонетики.

комбинированные уроки

Звук, буква

фонетика – А1;

Презентация «Фонетика»

С. 98-99, работа со схемой, упр. 105,106,107

37


Особенности русской графики.


Урок-семинар

Принципы обозначения звуков на письме, алфавит

значение слова – А12, А31; языковые средства – В8


упр. 108-109

38-39


Звук как единица языка.

Уроки-практикумы


фонетика – А1;


Упр. 110-115.

с. 122, упр. 118, 119,122,123,127.

40-41


Орфоэпия.

комбинированный урок

Слог и ударение

орфоэпия – А1

Презентация «Нормы русского литературного произношения»

упр. 120,121, 128

42-43


Звуковая организация поэтического текста

Урок-зачёт

звуковая гармония, благозвучие, аллитерация, ассонанс

значение слова – А12; языковые средства – В8


Упр. 116,117, 124,125,133,(135)

Лексика. Фразеология (10 ч.)


44


Слово.

Урок-семинар.

Лексическое значение слова.

значение слова – А12; лексикология – А31; паронимы – А3; стили речи – А29


Упр. 142, 143, 144

45


Основные понятия лексики.

Урок-семинар.

Группы слов русского языка

значение слова – А12 паронимы – А2; типы речи – А29; морфология – А11; В2

Презентация «Лексика»


46


Прямые и переносные значения слов.


Урок-семинар.

Переносное значение как основа тропов.


состав слова – А13; языковые средства – В8; лексикология – А2, ,А12


С. 122, упр. 145,146, 152

47


Однозначные и многозначные слова.

комбинированный урок

Паронимы и многозначные слова

смысловая связь предложений в тексте – А8; значение слова – А12; лексикология – А2


С. 124, упр. 147, 148

48


Синонимы, антонимы

комбинированный урок

Синонимия, антонимия, контекстуальные синонимы


значение слова – А12; лексикология – А2


С. 129, упр. 149, 153, 154, 155, 157

49


Стилистическая окраска слова.

Урок-практикум

Стили речи

стили речи – А29


упр. 160, 161, 163

50


Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

комбинированный урок

Неологизмы и историзмы, архаизмы, диалектизмы, жаргон

лексикология – А2 ,А12


Упр. 162, 164,165, 166.167

51-55


Лексические средства связи между предложениями в тексте

комбинированный урок

Лексическая сочетаемость.

средства связи в тексте – В7; значение слова – А12;


Упр. 196, 170

56


Фразеологизмы.

комбинированный урок

Пословицы, поговорки, крылатые слова.

значение слова – А12; языковые средства – В8


С. 159, упр. 187-190, 192, 194, 195

57-58


Тест

контроль ЗУН





Словообразование. Состав слова (3 ч.)


59


Морфемы русского языка

комбинированный урок

. Морфемный анализ слова. Правописание гласных и согласных в корне.

состав слова – А13; правописание гласных и согласных в корнях и приставках – А15, А16


Стр. 165, упр. 199, 206, 207, 209. Д.з. 197, 198

60


Состав слова.

Урок-семинар

Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели. Правописание суффиксов и приставок.

способы словообразования – В1; значение слова – А12; паронимы – А3

Презентация «Способы словообразования»

Упр. 198, 197, 200, 201, 202, 203, Д.з. 204 или 205

61


Многозначность и омонимичность морфем.

комбинированный урок

Однокоренные слова и формы слов.

состав слова – А13; значение слова – А12;


Упр. 209, 210, 211. Д.з. 212 или 214

Морфология (16 ч.)


62


Знаменательные и служебные части речи

комбинированный урок

Морфология. Система частей речи. Основные категории частей речи.

состав слова – А13; частеречная принадлежность – А11, В2; языковые особенности текста – В8

Презентация «Части речи»

Стр. 178, упр. 217, 221, 222, 223. Д.з 220

63


Основные категории частей речи.


Урок-семинар

Системы форм словоизменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний.

правописание падежных окончаний сущ-х и прилаг-х; личные окончания глаголов и суффиксы причастий – А17; суффиксы глаголов – А18; словосочетание – В3; формы слова (грамматика) – А4

Презентация «Основные категории частей речи».

Упр. 218, 219, 220. Д.з 224, повт. «НЕ с разными частями речи»

64


Выразительные возможности морфологических средств.

Урок-практикум

Текстообразующая роль слов, относящихся к разным частям речи. Орфографический разбор текста.


анализ текста – С1 (К1-К3); словосочетание – В3; языковые особенности текста – В8;

задания А14 – А20


Упр. 225, 226, 227

65


Имя существительное.

Урок-практикум


частеречная принадлежность – А11,


Упр. 228, 229. Д.з. 233 или 234

66-67


Имя прилагательное

Уроки-практикумы

Синтаксическая роль в предложении. Разряды прилаг., формы степеней сравнения

частеречная принадлежность – А11,


Упр. 235, 236, 237, 238, 239

68-69


Имя числительное

Урок-практикум

Типы склонения, функционирование числит. в тексте

частеречная принадлежность – А11,


Упр. 241, 242, 243, 250, 245-249. Д.з. 250

70


Местоимение..

Урок-практикум

Местоимение как средство связи между предложениями.

частеречная принадлежность – А11,


Упр. 251-255. Д.з. анализ одного из стихотворных текстов

71


Глагол.

комбинированный урок

Грамматические формы глагола

частеречная принадлежность – А11, личные окончания глаголов – А17, суффиксы глаголов – А18;


Упр. 256, 258-260

72-73


Типы спряжения.

комбинированный урок

Изменение глагола

личные окончания глаголов – А17, суффиксы глаголов – А18;


Упр. 261-263

74


Употребление глагола в разных стилях речи.

комбинированный урок

Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.

значение слова – А12; лексикология – А2

стили речи – А29


Упр. 264-267, Д.з. 266

75-76


Причастия действительные и страдательные.

комбинированный урок

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.


частеречная принадлежность – А11, суффиксы причастий – А17;

Презентация «Образование причастий»

Упр. 268, 270-272

77-78


Деепричастие

комбинированный урок

Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.


частеречная принадлежность – А11,


Упр. 275-277. Д.з. упр. 275 зад. 7

79


Наречие.

комбинированный урок

Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий.



частеречная принадлежность – А11,


Упр. 278-296. Д.з. упр. 293

80-81


Служебные части речи.


комбинированный урок

Специфика использования служебных частей речи. Многообразие модальных оттенков частиц. Функции предлогов.

частеречная принадлежность – А11,


Упр. 297-304.

Упр. 305, 310

Д.з анализ текста из упр. 304, 306, 307 (по выбору)

82-83


Тест

комбинированный урок





Обобщение и систематизация изученного (10 ч.)


84


Богатые ресурсы русского языка.

комбинированный урок


основа предложения – А10; обособленные ЧП – А22; пунктуация в СП – А21, А25, А26; пунктуация в ССП – А27


Упр. 507, 539

85


Языковые средства.

Урок-практикум

Ассонанс, аллитерация

языковые особенности текста – В8;


Презентация «Языковые средства художественной изобразительности.»

Упр. 509, 512

86-87


Языковые средства

Урок-практикум

Эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота

языковые особенности текста – В8;



Упр. 517, 518, 521

88-89


Языковые средства

Урок-практикум

Антитеза, градация,

парцеляция, анафора, эпифора

языковые особенности текста – В8;



Упр. 527, 530

90-92


Лингвистический анализ художественного текста.

комбинированный урок, развитие речи


анализ текста – С1 (К1-К4);



93-96


. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

контроль ЗУН










97-98


Лингвистический анализ художественного текста.

комбинированный урок

пунктуация в СП

анализ текста – С1 (К5-К8); пунктуация в СП – А21, А25, А26; пунктуация в ССК – А27


Упр. 508, 510

99-100


Лингвистический анализ художественного текста.

комбинированный урок


анализ текста – С1 (К9-К12);


Упр. 517

101-102


Итоговый урок

комбинированный урок




Упр. 539-541






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!