СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 10 класса составлена в соответствии с ФГОС СОО к УМК Лебедева Ю. В. и Романовой А. Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»



Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена в соответствии с

- ФГОС СОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413);

- авторской программой Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2016 г.  

- основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова

Содержание реализуется с помощью учебника Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвещение, 2018



Место предмета в учебном плане – 3 ч в неделю (105 ч в год)




I. Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 10 классе



Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 10 класса.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

•обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

•использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

•давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

•анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

•определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

•анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

•анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

  • осуществлять следующую продуктивную деятельность:

•давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

•выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.



II. Содержание учебного курса «Литература», 10 класс

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века (2 ч)

Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.

Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ.направление.»



Русская литературная критика второй половины 19 века (3 ч)

Расстановка общественных сил в 1860 годы.

Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.-критическая статья. Мемуары, лит. Мемуары, мемуаристика.

Рр.Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.

Иван Сергеевич Тургенев (9 ч).



Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата.

Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).



Николай Гаврилович Чернышевский. 4 ч

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»

Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)



Иван Александрович Гончаров. 9ч

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Роман «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.

Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразит.чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.



Александр Николаевич Островский 9 ч

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии «Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия.

Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».

Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.



Федор Иванович Тютчев. 4ч

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.

Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.

Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.

Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.



Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч

Русский дворянин А.Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критич.статьи. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ стихотворений.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.



Алексей Константинович Толстой. 4 ч

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.

Лит.практикум. Анализ стих-й.

Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4ч

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».

Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.

Лит.практикум. Характеристика героев.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.



Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 6 ч

Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ.

Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.

Лит. практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.



Федор Михайлович Достоевский. 9 ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат.

Лит. практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.



Лев Николаевич Толстой 12 ч

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе.

«Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»

«Мысль народная» в романе –эпопее.

Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование крит.статей. Написание сочинения.

Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .



Николай Семенович Лесков 4 ч

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.

Лит. практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.

Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.



Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 4 ч.

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. «Пигмалион».

Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».

Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.

Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.

Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.



Антон Павлович Чехов. 10 ч

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.

Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения. Реферат.

Лит. практикум. Анализ произведений.

Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.



О мировом значении русской литературы. 2 ч

Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.

Теория. Русская классическая литература.

Рр. Подготовка научных сообщений.

Лит.практикум. Анализ статьи учебника.

Пр.д-ть. Коллективный проект.



Планирование составлено на основе авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2018 г.  



III. Тематическое планирование учебного предмета «Литература», 10 класс



п/п

Тема урока

Количество часов

Сочинения

Тесты


Становление и развитие реализма в русской литературе 20 века

3



1

Исторические причины особого развития русской классической литературы

1



2

Национальное своеобразие русского реализма

1



3

Расстановка общественных сил в 1860-е гг.

1




Русская литературная критика второй половины 19 века

2



4-5

Направления в русской критике второй половины 19 века

2




Иван Сергеевич Тургенев

9

2

1

6

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева

1



7-8

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

2



9

Трагический характер конфликта в романе.

Споры Базарова с Павлом Петровичем

1



10-11

Внутренний конфликт в душе Базарова.

Испытание любовью. Болезнь и смерть Базарова

2



12

«Отцы и дети» в русской критике. Тест

1



13-14

Р. р. Сочинение по роману «Отцы и дети»

2




Николай Гаврилович Чернышевский

4



15

Жизненный и творческий путь Н. Г. Чернышевского

1



16-17

Творческая история романа «Что делать?»

Значение романа в истории литературы и революции

2



18

Композиция романа «Что делать?». Система образов в романе.

Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов.

Четыре сна Веры Павловны

1




Иван Александрович Гончаров

9

2


19

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова

1



20-21

Творческая история романа «Обломов»

2



22

Полнота и сложность характера Обломова. Штольц как антипод Обломова.

1



23-24

История любви Обломова и Ольги Ильинской

Историко – философский смысл романа

2



25

Роман «Обломов» в русской критике. Тест

1



26-27

Р. р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

2




Александр Николаевич Островский

9

2

1

28

Основные этапы жизни и творчества А. Н. Островского

1



29-30

Творческая история драмы А. Н. Островского «Гроза»

2



31

Конфликт драмы. Композиция драмы. Система образов в драме «Гроза»

1



32-33

О народных истоках характера Катерины.

Катерина как трагический характер. Тест

2



34

«Гроза» в русской критике. Урок-суд по пьесе «Гроза»

1



35-36

Р. р. Сочинение по пьесе «Гроза»

2




Фёдор Иванович Тютчев

4



37-38

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.

Основные темы и идеи лирики

2



39

Поэзия Ф. И. Тютчева в контексте русского литературного развития

1



40

Р. р. Письменный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева

1




Николай Алексеевич Некрасов

6

2

1

41

Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова

1



42

Поэзия Н. А. Некрасова в контексте русского литературного развития

1



43-44

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в контексте творчества Некрасова.

Тест.

2



45-46

Р.р. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

2




Афанасий Афанасьевич Фет

4



47

Основные этапы жизни и творчества А. А. Фета

1



48-49

Проблематика и характерные особенности лирики Фета

2



50

Р. р. Контрольный анализ стихотворения А. А. Фета

1




Алексей Константинович Толстой

4



51

Жизненный путь А.К. Толстого.

Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения

1



52-53

Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды»

2



54

Р. р. Анализ стихотворения А. К. Толстого

1




Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин

4

2


55

Основные этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

1



56

Проблематика и поэтика сатиры «История одного города»

1



57-58

Р. р. Сочинение-отзыв для молодежной газеты

2




Страницы истории западноевропейского романа 19 века

6



59-60

Судьба книг Ф. Стендаля в России19 века.

Роман «Красное и белое»(обзор)

2



61-62

Основные этапы жизни и творчества О. де Бальзака.

Анализ новеллы «Гобсек»

2



63-64

Английская литература 19 века. Произведения Ч. Диккенса и У. Теккерея

2




Фёдор Михайлович Достоевский

9

2

1

65

Ф.М. Достоевский. Основные этапы биографии и творчества

1



66-67

Творческая история Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

2



68

Мир Петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова

1



69

Теория Раскольникова. Идея и натура Раскольникова.

Раскольников и Соня.

1



70

Раскольников и Порфирий Петрович. Экранизация романа

1



71

«Преступление и наказание» в русской критике 1860-х годов.

Тест.

1



72-73

Р.р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2




Лев Николаевич Толстой

12

2

1

74

По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Трилогия Толстого

1



75

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

Правдивое изображение войны

1



76

Творческая история романа «Война и мир».

«Война и мир» как роман-эпопея. Композиция произведения

1



77

«Народ» и «толпа». Наполеон и Кутузов.

1



78

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1



79

Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира»

1



80

Р. р. Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном»

1



81-82

«Война и мир» в русской критике и киноискусстве.

Тест

2



83

Обзор содержания романов «Анна Каренина», «Воскресение»

1



84-85

Р. р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

2




Николай Семёнович Лесков

4

1


86

Н.С. Лесков. Художественный мир писателя

1



87

«Леди Макбет Мценского уезда»

1



88

Повесть-хроника «Очарованный странник»

1



89

Р. р. Сочинение-анализ характера героя

по повести Н. Лескова «Очарованный странник»

1




Страницы зарубежной литературы конца 19 – начала 20 века

4



90-91

Политическая и театральная деятельность Г. Ибсена.

Пьеса «Кукольный дом»

2



92-93

Основные этапы жизни и творчества Ги де Мопассана.

Анализ новелл «Пышка» и «Ожерелье»

2



94

Общественно-политическая жизнь России

в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе

1




Антон Павлович Чехов

9

2

1

95

Особенности художественного мироощущения А. П. Чехова

1



96

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч». От Старцева к Ионычу

1



97

Творческая история пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

1



98

Общая характеристика «новой драмы».

Исторические истоки «новой драмы». Тест.

1



99-100

О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

Своеобразие конфликта и его разрешение

2



101

«Вишневый сад» в русской критике и на сцене.

1



102-103

Р. р. Сочинение по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

2



104

Контрольный тест по курсу литературы 10 класса

1



105

Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии».

Уроки русской классической литературы.

1













III. Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Литература», 10 класс



п/п

Тема урока

Количество часов

Домашнее

задание

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

Исторические причины особого развития русской классической литературы

1

Конспект по теме



2

Национальное своеобразие русского реализма

1

Стр. 915, вопросы 1 -2 на стр. 14



3

Расстановка общественных сил в 1860-е гг.

1

Стр. 17 – 28, прочитать



4-5

Направления в русской критике второй половины 19 века

2

Стр. 28 – 39, вопросы 1 – 2 на стр. 39



6

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева

1

Стр. 41 – 76, биография и. С. Тургенева



7-8

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

2

Стр. 77 – 79, читать роман



9

Трагический характер конфликта в романе.

Споры Базарова с Павлом Петровичем

1

Стр. 82 – 90, пересказ



10-11

Внутренний конфликт в душе Базарова.

Испытание любовью. Болезнь и смерть Базарова

2

Стр. 90 – 98, образ Базарова



12

«Отцы и дети» в русской критике. Тест

1

Стр. 98 – 101, вопросы 1 – 3 на стр. 101



13-14

Р. р. Сочинение по роману «Отцы и дети»

2

Сочинение



15

Жизненный и творческий путь Н. Г. Чернышевского.

1

Стр. 113 – 123, биография

Н. Г. Чернышевского



16-17

Творческая история романа «Что делать?»

Значение романа в истории литературы и революции

2

Стр. 123 – 125, прочитать. Читать роман



18

Композиция романа «Что делать?». Система образов в романе.

Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов.

Четыре сна Веры Павловны

1

Стр. 125-130, ответить на вопросы для самопроверки на стр. 130



19

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова

1

Стр. 135 – 144, биография

И. А. Гончарова



20-21

Творческая история романа «Обломов»

2

Стр. 158 – 161, читать роман



22

Полнота и сложность характера Обломова. Штольц как антипод Обломова.

1

Стр. 147 – 151, образы Обломова и Штольца



23-24

История любви Обломова и Ольги Ильинской

Историко – философский смысл романа

2

Стр. 151 – 154, образ Ольги Ильинской



25

Роман «Обломов» в русской критике. Тест

1

Стр. 145 – 146, вопрос 2 на стр. 173



26-27

Р. р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

2

Сочинение



28

Основные этапы жизни и творчества А. Н. Островского

1

Стр. 174 – 183, биография

А. Н. Островского



29-30

Творческая история драмы А. Н. Островского «Гроза»

2

Стр. 183 – 185, читать драму



31

Конфликт драмы. Композиция драмы. Система образов в драме «Гроза»

1

Стр. 185 – 190, сообщение



32-33

О народных истоках характера Катерины.

Катерина как трагический характер. Тест

2

Стр. 190-192, 195 – 197, образ Катерины



34

«Гроза» в русской критике. Урок-суд по пьесе «Гроза»

1

Стр. 192 – 194, вопросы 1- 3 на стр. 194



35-36

Р. р. Сочинение по пьесе «Гроза»

2

Сочинение



37-38

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.

Основные темы и идеи лирики

2

Стр. 226 – 243,

биография Ф. И. Тютчева



39

Поэзия Ф. И. Тютчева в контексте русского литературного развития

1

Одно из стих-й выучить наизусть



40

Р. р. Письменный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева

1

Анализ одного из стих-й Ф. И. Тютчева



41

Основные этапы биографии и творчества Н.А. Некрасова

1

Стр. 245 – 293, биография

Н. А. Некрасова



42

Поэзия Н. А. Некрасова в контексте русского литературного развития

1

Одно из стих-й выучить наизусть



43-44

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в контексте творчества Некрасова.

Тест.

2

Стр. 293 – 314, задания для инд. работы на стр. 315



45-46

Р.р. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

2

Сочинение



47

Основные этапы жизни и творчества А. А. Фета

1

Стр. 320- 337, биография А. А. Фета



48-49

Проблематика и характерные особенности лирики Фета

2

Одно из стих-й выучить наизусть



50

Р. р. Контрольный анализ стихотворения А. А. Фета

1

Задания для инд. работы на стр. 337



51

Жизненный путь А.К. Толстого.

Исторические взгляды поэта и его сатирические стихотворения

1

Стр. 339 – 358, биография

А. К. Толстого



52-53

Лирика А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды»

2

Стр. 358 – 360, читать



54

Р. р. Анализ стихотворения А. К. Толстого

1

Анализ любого стих-я А. К. Толстого



55

Основные этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Стр. 3 – 10, биография М. Е. Салтыкова – Щедрина



56

Проблематика и поэтика сатиры «История одного города»

1

Стр. 10 – 21, вопросы на стр. 21



57-58

Р. р. Сочинение-отзыв для молодежной газеты

2

Сочинение



59-60

Судьба книг Ф. Стендаля в России19 века.

Роман «Красное и белое»(обзор)

2

Стр. 43 – 47, вопросы 1 – 3 на стр. 47



61-62

Основные этапы жизни и творчества О. де Бальзака.

Анализ новеллы «Гобсек»

2

Стр. 47 – 57, вопросы на стр. 57



63-64

Английская литература 19 века. Произведения Ч. Диккенса и У. Теккерея

2

Стр. 58 – 65, вопросы 1 – 3 на стр. 66



65

Ф.М. Достоевский. Основные этапы биографии и творчества

1

Стр. 66 – 84, биография

Ф. М. Достоевского



66-67

Творческая история Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

2

Стр. 85 – 87, читать роман



68

Мир Петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова

1

Образ Петербурга в романе



69

Теория Раскольникова. Идея и натура Раскольникова.

Раскольников и Соня.

1

Образ Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе



70

Раскольников и Порфирий Петрович. Экранизация романа

1

Образ Порфирия Петровича



71

«Преступление и наказание» в русской критике 1860-х годов.

Тест.

1

Стр. 102 – 104, вопросы 1-3 на стр. 104



72-73

Р.р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2

Сочинение



74

По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Трилогия Толстого

1

Стр. 128 – 150, биография

Л. Н. Толстого



75

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

Правдивое изображение войны

1

Стр. 150- 152, вопросы 1-5 на стр. 152



76

Творческая история романа «Война и мир».

«Война и мир» как роман-эпопея. Композиция произведения

1

Стр. 163 – 173, вопросы 1-2 на стр. 173



77

«Народ» и «толпа». Наполеон и Кутузов.

1

Образы Наполеона и Кутузова



78

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова



79

Наташа Ростова. Эпилог «Войны и мира»

1

Образ Наташи Ростовой



80

Р. р. Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном»

1

Анализ эпизода



81-82

«Война и мир» в русской критике и киноискусстве.

Тест

2

Конспект



83

Обзор содержания романов «Анна Каренина», «Воскресение»

1

Стр. 207 – 214, 222 – 227, прочитать



84-85

Р. р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

2

Сочинение



86

Н.С. Лесков. Художественный мир писателя

1

Стр. 231 – 243, биография

Н. С. Лескова



87

«Леди Макбет Мценского уезда»

1

Стр. 243 – 245, в. 2 на стр. 245



88

Повесть-хроника «Очарованный странник»

1

Стр. 252 – 262, вопросы 1-4 на стр. 262



89

Р. р. Сочинение-анализ характера героя

по повести Н. Лескова «Очарованный странник»

1

Сочинение



90-91

Политическая и театральная деятельность Г. Ибсена.

Пьеса «Кукольный дом»

2

Стр. 264 – 270, вопросы 1-2 на стр. 270



92-93

Основные этапы жизни и творчества Ги де Мопассана.

Анализ новелл «Пышка» и «Ожерелье»

2

Стр. 270 – 276, вопросы 1-2 на стр. 276



94

Общественно-политическая жизнь России

в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе

1

Конспект



95

Особенности художественного мироощущения А. П. Чехова

1

Стр. 282 – 340. Биография А. П. Чехова



96

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч». От Старцева к Ионычу

1

Анализ рассказа



97

Творческая история пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

1

Конспект



98

Общая характеристика «новой драмы».

Исторические истоки «новой драмы». Тест.

1

Стр. 340-344, читать



99-100

О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

Своеобразие конфликта и его разрешение

2

Стр. 348 – 354, читать



101

«Вишневый сад» в русской критике и на сцене.

1

Конспект



102-103

Р. р. Сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

2

Сочинение



104

Контрольный тест по курсу литературы 10 класса

1

Стр. 357 – 364, вопросы 1-2 на стр. 364



105

Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии».

Уроки русской классической литературы.

1

Стр. 364, вопросы 3 – 5












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!