СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей учащихся, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020),

  2. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от от 07 августа 2020 г. N 120-НП;

  3. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»;

  4. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1181 «О присвоении примерным адаптированным основным общеобразовательным программам грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»

  5. Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего,основного общего и среднего общего образования»

  6. Приказа об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году

  7. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;

  8. Приказ  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г.  № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».

  9. Приказа МОН ДНР от 30.06.2020 № 935 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму в образовательных организациях на 2020/2021 учебный год»

  10. Приказа МОН ДНР от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

  11. Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык. 5-9 кл.» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 145 с.

  12. Учебного плана МОУ«Седовская школа»Новоазовского района ДНР.


Литература (учебник): Русский язык: 10-11 кл. Базовый уровень; учебник для общеобразоват. организаций/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбникова Москва «Просвещение», 2016


Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР. Однако, в связи с тем, что в 2020 – 2021 учебном году 34 учебных недели, поэтому в 10 классе идет уменьшение количества часов с 70 до 67.

Данная рабочая программа в процессе изучения русского языка гарантирует формирование и совершенствование универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, базирующихся на различных видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной примерной программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение учащимися основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Данная программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей учащихся, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. 

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку рабочая программа предусматривает анализ текстов разных стилей и жанров. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений, эссе, лингвистических-миниатюр и другие творческие задания.

Главными задачами реализации программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у учащихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.

Методы, формы и технологии обучения

Основными видами классных и домашних работ учащихся являются различные тренировочные упражнения, направленные на формирование функциональной грамотности и повышение культуры речи, устные и письменные изложения и сочинения различных видов и жанров, задания творческого характера, а также задания, направленные на формирование таких умений, как различные виды чтения, поиск информации в различных источниках, информационная переработка текстов.

Основными методами обучения русскому языку в 10 классе должны стать: объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Обучающиеся на уроках научатся продуктивно работать индивидуально, в парах и группах; обязательным элементом каждого урока будут задания развивающего контроля и рефлексия.

 Оценивание учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в соответствии с критериями, изложенными в Примерной основной образовательной программе «Русский язык. 10-11 кл. (базовый уровень)» (Донецк, 2019).










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

10 класс

Базовый уровень

(34 рабочих недели, 2 часа в неделю, 70 часов в год)

Изучение языковых тем

52 часа

Введение.

1 час

Уроки развития речи

8 часов

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

5 часов

Контрольные работы

8 часов

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Культура речи.

5 часов

Полугодие/ Семестр

I полугодие /семестр

II полугодие /семестр

Морфемика. Словообразование. Культура речи.

3 часа

Контрольный диктант

1


Морфология. Орфография. Культура речи.

35 часов

Контрольный диктант с грамматическим заданием


1

Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

1 час

Контрольное изложение

1

1

Имя существительное.

4 часа

Контрольное сочинение

1

1

Имя прилагательное.

4 часа

Тестовые контрольные задания

1


1

Имя числительное.

4 часа

Анализ текста

Местоимение.

4 часа




Глагол. Причастие. Деепричастие.

9 часов




Наречие. Категория состояния.

4 часа




Служебные части речи.

4 часа




Междометие.

1 час

Итого

4

4

Культура речи. Стилистика.

2 часа

За год

8 часов

Повторение и систематизация изученного.

1 час

Резерв

-



Всего

67 часов


52 часа





Календарно-тематическое планирование

Русский язык

10 класс

п/п

в те

ме


Дата


Тема урока


Примечания

Примечания



План

Факт





ТЕМА 1. Общие сведения о языке (1ч) Тема 2. Фонетика, орфоэпия, орфография (5 часов)+2Рр+1Кд




1

1

01.09


Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.




2

2

03.09


РР № 1 Язык и речь. Основные требования к речи. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и её компоненты.



3

3

10.09


Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.



4

4

15.09


Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.



5

5

17.09


Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное

средство.



6

6

22.09


РР № 2 Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования.



7

7

24.09


Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Проверочный словарный диктант



8

8

29.09


Фонетический разбор



9

9

01.10


Контрольный диктант







Тема 3. Лексика и фразеология

(5 часов) +1Рр.+1КИ



10

1

28.09


Анализ к. д. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.



11

2

06.10


Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.



12

3

08.10


РР № 3 Подробное изложение с элементами сочинения.



13

4

13.10


Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.



14

5

15.10


Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.



15

6

20.10


Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.



16

7

22.10


Контрольное изложение № 1







ТЕМА 4 Морфемика (состав слова) и словообразование (3 часа)+1 Рр




17

1

03.11


Анализ к. и. Обобщающее повторение ранее изученного



18

2

05.11


Выразительные словообразовательные средства



19

3

10.11


РР № 4 Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи.



20

4

12.11


Словообразовательный разбор.







ТЕМА 5. Морфология и орфография (35 часов)

ТЕМА 5.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное (4 часа)+1Кс



21

1

17.11


Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи



22

2

19.11


Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные.



23

3

24.11


Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний.



24

4

26.11


Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание.



25

5

01.12


Морфологический разбор имён существительных .



26

6

03.12


Контрольное сочинение 1.







ТЕМА 5.2. Имя прилагательное (4часа)+1Рр+ 1Тест. з. Анализ т.



27

1

08.12


Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды.

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Полные и краткие формы качественных прилагательных



28


2

10.12


Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.



29

3

15.12


РР №5 Анализ к.с.  Устное сочинение-рассуждение по опорному тексту



30.


4

17.12


Морфологический разбор имён прилагательных.



31


5

22.12.


Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.



32


6

24.12


Тестовые контрольные задания 1. Анализ текста







ТЕМА 5.3. Имя числительное (4 часа)+Тест. З. Анализ т.



33

1

12.01


Анализ к.р. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор



34.


2

14.01


Склонение имён числительных



35.


3

19.01


Правописание и употребление имен числительных



36


4

21.01


Правописание и употребление имен числительных. Проверочный словарный диктант



37


5

26.01


Р.Р. № 6. Сокращение текста. План. Тезисы.







Тема 5.4 Местоимение(4 ч.)+1Рр+1 К д с гр.з.


38

1

28.01


Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.


39

2

02.02


Р.Р. № 7. Формирование навыков написания сочинения через проблемный анализ текста.


40

3

04.02


Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.


41

4

09.02


Морфологический разбор местоимений.


42

5

11.02


Правописание местоимений.


43

6

16.02


Контрольный диктант с грамматическим заданием






Тема 5.5. Глагол. Причастие и деепричастие (9 часов)+1 Кс



44

1

18.02


Анализ к. д. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола, категория вида, переходность / непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола.


45

2

25.02


Формообразование глагола.Правописание глаголов..


46

3



Морфологический разбор


47

4

02.03


Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий.


48

5

04.03


Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.


49

6

09.03


Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.


50

7

11.03


Контрольное сочинение №2.


51

8

16.03


Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий


52

9

18.03


Анализ к. с. Морфологический разбор деепричастий.


53

10

30.03


Переход причастий в прилагательные и существительные. Переход деепричастий в наречия и предлоги






Тема 5.6 Наречие. Слова категории состояния (4 часа)+1Рр+1 Ки


54

1

01.04


Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор


55

2

06.04


Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия.


56

3

08.04


Р.Р. № 8. Лингвистический анализ текста


57

4

13.04


Слова категории состояния.

Грамматические особенности слов категории состояния


58

5

15.04


Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.


59

6

20.04


Контрольное изложение 2






Тема 5.7. Служебные части речи

(4 часа)+1 Т.з.Анализ т


60

1

22.04


Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов


61

2

27.04


Анализ к. и. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов


62

3

29.04


Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.


63

4

06.05


Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи


64

5

13.05


Тестовые контрольные задания 2. Анализ текста






Тема5.8 Междометие (1 час)


65

1

18.05


Анализ контрольной работы. Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова.






Тема 6. Культура речи. Стилистика (2 часа)+Повторение (1ч)


66

1

20.05


Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения.


66

2

25.05


Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Культура научной (учебно-научной) речи.


67

3

27.05


Повторение и систематизация изученного. Лингвистический брейн-ринг.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!