Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:
Закона об образовании Донецкой Народной Республики (Принят Постановлением Народного Совета № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 01.04.2020),
Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от от 07 августа 2020 г. N 120-НП;
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»;
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1181 «О присвоении примерным адаптированным основным общеобразовательным программам грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1182 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего,основного общего и среднего общего образования»
Приказа об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.08.2020г. № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году»;
− Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020г. № 1237 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».
Приказа МОН ДНР от 30.06.2020 № 935 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму в образовательных организациях на 2020/2021 учебный год»
Приказа МОН ДНР от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык. 5-9 кл.» / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 145 с.
Учебного плана МОУ«Седовская школа»Новоазовского района ДНР.
Литература (учебник): Русский язык: 10-11 кл. Базовый уровень; учебник для общеобразоват. организаций/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбникова Москва «Просвещение», 2016
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР. Однако, в связи с тем, что в 2020 – 2021 учебном году 34 учебных недели, поэтому в 10 классе идет уменьшение количества часов с 70 до 67.
Данная рабочая программа в процессе изучения русского языка гарантирует формирование и совершенствование универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков, базирующихся на различных видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной примерной программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение учащимися основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Данная программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний, ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей учащихся, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку рабочая программа предусматривает анализ текстов разных стилей и жанров. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений, эссе, лингвистических-миниатюр и другие творческие задания.
Главными задачами реализации программы являются:
овладение функциональной грамотностью, формирование у учащихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Методы, формы и технологии обучения
Основными видами классных и домашних работ учащихся являются различные тренировочные упражнения, направленные на формирование функциональной грамотности и повышение культуры речи, устные и письменные изложения и сочинения различных видов и жанров, задания творческого характера, а также задания, направленные на формирование таких умений, как различные виды чтения, поиск информации в различных источниках, информационная переработка текстов.
Основными методами обучения русскому языку в 10 классе должны стать: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Обучающиеся на уроках научатся продуктивно работать индивидуально, в парах и группах; обязательным элементом каждого урока будут задания развивающего контроля и рефлексия.
Оценивание учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в соответствии с критериями, изложенными в Примерной основной образовательной программе «Русский язык. 10-11 кл. (базовый уровень)» (Донецк, 2019).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
10 класс
Базовый уровень
(34 рабочих недели, 2 часа в неделю, 70 часов в год)
Изучение языковых тем | 52 часа | Введение. | 1 час |
Уроки развития речи | 8 часов | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 5 часов |
Контрольные работы | 8 часов | Лексика. Фразеология. Лексикография. Культура речи. | 5 часов |
Полугодие/ Семестр | I полугодие /семестр | II полугодие /семестр | Морфемика. Словообразование. Культура речи. | 3 часа |
Контрольный диктант | 1 | | Морфология. Орфография. Культура речи. | 35 часов |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | | 1 | Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. | 1 час |
Контрольное изложение | 1 | 1 | Имя существительное. | 4 часа |
Контрольное сочинение | 1 | 1 | Имя прилагательное. | 4 часа |
Тестовые контрольные задания | 1 | 1 | Имя числительное. | 4 часа |
Анализ текста | Местоимение. | 4 часа |
| | | Глагол. Причастие. Деепричастие. | 9 часов |
| | | Наречие. Категория состояния. | 4 часа |
| | | Служебные части речи. | 4 часа |
| | | Междометие. | 1 час |
Итого | 4 | 4 | Культура речи. Стилистика. | 2 часа |
За год | 8 часов | Повторение и систематизация изученного. | 1 час |
Резерв | - | | |
Всего | 67 часов | | 52 часа |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
10 класс
№ п/п | № в те ме | Дата | Тема урока | Примечания | Примечания |
| План | Факт |
| | | | ТЕМА 1. Общие сведения о языке (1ч) Тема 2. Фонетика, орфоэпия, орфография (5 часов)+2Рр+1Кд | | |
1 | 1 | 01.09 | | Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета. История развития русского языка. Периоды в истории развития русского язык. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. | | |
2 | 2 | 03.09 | | РР № 1 Язык и речь. Основные требования к речи. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и её компоненты. | | |
3 | 3 | 10.09 | | Единицы языка. Их взаимосвязь. Фонема, морфема, слово, часть речи, словосочетание, предложение, текст. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. | | |
4 | 4 | 15.09 | | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | | |
5 | 5 | 17.09 | | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. | | |
6 | 6 | 22.09 | | РР № 2 Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. | | |
7 | 7 | 24.09 | | Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Проверочный словарный диктант | | |
8 | 8 | 29.09 | | Фонетический разбор | | |
9 | 9 | 01.10 | | Контрольный диктант | | |
| | | | Тема 3. Лексика и фразеология (5 часов) +1Рр.+1КИ | | |
10 | 1 | 28.09 | | Анализ к. д. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. | | |
11 | 2 | 06.10 | | Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. | | |
12 | 3 | 08.10 | | РР № 3 Подробное изложение с элементами сочинения. | | |
13 | 4 | 13.10 | | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. | | |
14 | 5 | 15.10 | | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. | | |
15 | 6 | 20.10 | | Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | | |
16 | 7 | 22.10 | | Контрольное изложение № 1 | | |
| | | | ТЕМА 4 Морфемика (состав слова) и словообразование (3 часа)+1 Рр | | |
17 | 1 | 03.11 | | Анализ к. и. Обобщающее повторение ранее изученного | | |
18 | 2 | 05.11 | | Выразительные словообразовательные средства | | |
19 | 3 | 10.11 | | РР № 4 Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи. | | |
20 | 4 | 12.11 | | Словообразовательный разбор. | | |
| | | | ТЕМА 5. Морфология и орфография (35 часов) ТЕМА 5.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное (4 часа)+1Кс | | |
21 | 1 | 17.11 | | Морфология. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи | | |
22 | 2 | 19.11 | | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | | |
23 | 3 | 24.11 | | Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний. | | |
24 | 4 | 26.11 | | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования их правописание. | | |
25 | 5 | 01.12 | | Морфологический разбор имён существительных . | | |
26 | 6 | 03.12 | | Контрольное сочинение 1. | | |
| | | | ТЕМА 5.2. Имя прилагательное (4часа)+1Рр+ 1Тест. з. Анализ т. | | |
27 | 1 | 08.12 | | Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Полные и краткие формы качественных прилагательных | | |
28 | 2 | 10.12 | | Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. | | |
29 | 3 | 15.12 | | РР №5 Анализ к.с. Устное сочинение-рассуждение по опорному тексту | | |
30. | 4 | 17.12 | | Морфологический разбор имён прилагательных. | | |
31 | 5 | 22.12. | | Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. | | |
32 | 6 | 24.12 | | Тестовые контрольные задания 1. Анализ текста | | |
| | | | ТЕМА 5.3. Имя числительное (4 часа)+Тест. З. Анализ т. | | |
33 | 1 | 12.01 | | Анализ к.р. Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор | | |
34. | 2 | 14.01 | | Склонение имён числительных | | |
35. | 3 | 19.01 | | Правописание и употребление имен числительных | | |
36 | 4 | 21.01 | | Правописание и употребление имен числительных. Проверочный словарный диктант | | |
37 | 5 | 26.01 | | Р.Р. № 6. Сокращение текста. План. Тезисы. | | |
| | | | Тема 5.4 Местоимение(4 ч.)+1Рр+1 К д с гр.з. | |
38 | 1 | 28.01 | | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. | |
39 | 2 | 02.02 | | Р.Р. № 7. Формирование навыков написания сочинения через проблемный анализ текста. | |
40 | 3 | 04.02 | | Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. | |
41 | 4 | 09.02 | | Морфологический разбор местоимений. | |
42 | 5 | 11.02 | | Правописание местоимений. | |
43 | 6 | 16.02 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |
| | | | Тема 5.5. Глагол. Причастие и деепричастие (9 часов)+1 Кс | |
44 | 1 | 18.02 | | Анализ к. д. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола, категория вида, переходность / непереходность, возвратность, наклонение, категория времени, спряжение. Две основы глагола. Формообразование глагола. | |
45 | 2 | 25.02 | | Формообразование глагола.Правописание глаголов.. | |
46 | 3 | | | Морфологический разбор | |
47 | 4 | 02.03 | | Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. | |
48 | 5 | 04.03 | | Морфологический разбор причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. | |
49 | 6 | 09.03 | | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | |
50 | 7 | 11.03 | | Контрольное сочинение №2. | |
51 | 8 | 16.03 | | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий | |
52 | 9 | 18.03 | | Анализ к. с. Морфологический разбор деепричастий. | |
53 | 10 | 30.03 | | Переход причастий в прилагательные и существительные. Переход деепричастий в наречия и предлоги | |
| | | | Тема 5.6 Наречие. Слова категории состояния (4 часа)+1Рр+1 Ки | |
54 | 1 | 01.04 | | Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор | |
55 | 2 | 06.04 | | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия не шипящую. Отрицательные наречия. | |
56 | 3 | 08.04 | | Р.Р. № 8. Лингвистический анализ текста | |
57 | 4 | 13.04 | | Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния | |
58 | 5 | 15.04 | | Омонимия слов категории состояния, наречий на о-, е- и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. | |
59 | 6 | 20.04 | | Контрольное изложение 2 | |
| | | | Тема 5.7. Служебные части речи (4 часа)+1 Т.з.Анализ т | |
60 | 1 | 22.04 | | Понятие служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов | |
61 | 2 | 27.04 | | Анализ к. и. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правописание предлогов | |
62 | 3 | 29.04 | | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификации союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. | |
63 | 4 | 06.05 | | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Употребление частиц НЕ и НИ, их слитное и раздельное написание с различными частями речи | |
64 | 5 | 13.05 | | Тестовые контрольные задания 2. Анализ текста | |
| | | | Тема5.8 Междометие (1 час) | |
65 | 1 | 18.05 | | Анализ контрольной работы. Междометие как особый разряд слов. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Звукоподражательные слова. | |
| | | | Тема 6. Культура речи. Стилистика (2 часа)+Повторение (1ч) | |
66 | 1 | 20.05 | | Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. | |
66 | 2 | 25.05 | | Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Культура научной (учебно-научной) речи. | |
67 | 3 | 27.05 | | Повторение и систематизация изученного. Лингвистический брейн-ринг. | |