Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель МО __________ Викентьева А.Г. (подпись) Протокол № 1 от «__» августа 2021г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак _________ А.С.Стрибная (подпись) от «___» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак _______________ Рейнова В.М. от «___» августа 2021г Приказ № ____ от «___»____________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
профильный уровень
2021-2022уч.год
разработана в соответствии:
с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
с авторской программой по русскому языку для 10-11 классов (автор В.В.Бабайцева) к учебнику Бабайцева В.В. Русский язык. Углубленный уровень.10-11 класс. – М.: ООО «Дрофа»,2017.;
с учебником «Русский язык». Углубленный уровень.10-11 кл. Бабайцева. – 8-е изд., перераб. – М.: Дрофа,2020.
с положением о рабочей программе учителя МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак
Учитель русского языка и литературы первой категории Стрибной А.С.
Принята
решением педагогического совета
МБОУ «Дачновская средняя
общеобразовательная школа»
городского округа Судак
Протокол №1 от _______________ г.
Судак
2021 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В результате изучения русского языка как учебного предмета ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Метапредметные результаты:
В результате изучения русского языка как учебного предмета ученик должен владеть всеми видами речевой деятельности:
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Предметные результаты :
- Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
речи;
- умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка.
Обучающийся на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
2.Содержание учебного предмета
10 класс (102 часа)
Вспомним изученное (10 ч)
1.Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 часов)
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в РФ.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
2.Русский язык — один из богатейших языков мира (76 часов)
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и тем | Кол-во часов |
1 | Вспомним изученное. | 10 |
2 | Введение в науку о языке. Общие сведения о языке. | 16 |
3 | Русский язык — один из богатейших языков мира. | 76 |
3.1 | Состав современного русского языка. | 2 |
3.2 | Текст. Признаки текста. | 10 |
3.3 | Типы речи. | 9 |
3.4 | Устная и письменная формы речи. | 2 |
3.5 | Литературный язык и его нормы. | 12 |
3.6 | Стили литературного языка. | 16 |
3.7 | Синонимика русского языка. | 8 |
3.8 | Культура речи. | 2 |
3.9 | Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. | 5 |
3.10 | Источники расширения словарного состава современного русского языка. | 10 |
| Итого | 102 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
(102 часа в год из расчёта 3часа в неделю, 34недели).
№п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Вспомним изученное (10 часов) |
1 | Вводный урок. | 1 | | |
2 | Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | | |
3 | Лингвистика – наука о языке. | 1 | | |
4 | Фонетика | 1 | | |
5 | Морфемика. Словообразование. | 1 | | |
6 | Морфология. | 1 | | |
7 | Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. | 1 | | |
8 | Синтаксис. Сложное предложение. | 1 | | |
9 | Контрольная работа по типу ЕГЭ (тестовая часть). | 1 | | |
10 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 часов) |
11 | Функции языка. | 1 | | |
12 | Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность. | 1 | | |
13 | Р.р.Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. | 1 | | |
14 | Русский язык – государственный язык Российской федерации. | 1 | | |
15 | Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. | 1 | | |
16 | Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. | 1 | | |
17 | Русский язык как национальный язык русского народа. | 1 | | |
18 | Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. | 1 | | |
19 | Р.р.Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». | 1 | | |
20 | Индоевропейская семья языков. Славянские языки. | 1 | | |
21 | Русистика на современном этапе. | 1 | | |
22 | Контрольное изложение | 1 | | |
23 | Повторение орфографии. Правописание приставок. | 1 | | |
24 | Повторение орфографии. Правописание приставок. | 1 | | |
25 | Практикум по выполнению заданий 9-12 ЕГЭ по русскому языку. | 1 | | |
26 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями | 1 | | |
Русский язык — один из богатейших языков мира (76 часов) |
Состав современного русского языка (2часа) |
27 | Состав современного русского языка. | 1 | | |
28 | Состав современного русского языка. | 1 | | |
| Текст. Признаки текста (10 часов) | | | |
29 | Текст. Понятие о тексте. | 1 | | |
30 | Способы выражения темы. Начало и конец текста. Р.р.Сочинение. | 1 | | |
31 | Способы выражения темы. Ключевые слова. | 1 | | |
32 | Синтаксис текста. Предложение в составе текста. | 1 | | |
33 | Количество и характер предложений в тексте. | 1 | | |
34 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | | |
35 | Средства связи частей текста. | 1 | | |
36 | Р.р.Практикум по определению средств связи частей текста (задание 25 ЕГЭ по русскому языку). | 1 | | |
37 | Р.р.Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | 1 | | |
38 | Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | | |
39 | Типы речи. Повествование. | 1 | | |
40 | Р.р.Сочинение-повествование. | 1 | | |
41 | Типы речи. Описание. | 1 | | |
42 | Контрольное сочинение — описание памятника архитектуры | 1 | | |
43 | Типы речи. Рассуждение. | 1 | | |
44 | Р.р.Сочинение-рассуждение. | 1 | | |
45 | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. | 1 | | |
46 | Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь. | 1 | | |
47 | Практикум по определению типовой принадлежности текста (задание 23 ЕГЭ по русскому языку). | 1 | | |
48 | Устная и письменная формы речи. | 1 | | |
49 | Устная и письменная формы речи. | 1 | | |
50 | Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. | 1 | | |
51 | Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. | 1 | | |
52 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. | 1 | | |
53 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. | 1 | | |
54 | Русский литературный язык и его нормы. Лексические нормы. | 1 | | |
55 | Контрольное изложение с творческим заданием | 1 | | |
56 | Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. | 1 | | |
57 | Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. | 1 | | |
58 | Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. | 1 | | |
59 | Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. | 1 | | |
60 | Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. | 1 | | |
61 | Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» | 1 | | |
62 | Анализ контрольной работы. Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. | 1 | | |
63 | Разговорный стиль. | 1 | | |
64 | Стили русского литературного языка. Научный стиль. | 1 | | |
65 | Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | | |
66 | Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. | 1 | | |
67 | Деловой стиль. Жанры деловой речи. | 1 | | |
68 | Р.р.Резюме. | 1 | | |
69 | Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. | 1 | | |
70 | Р.р.Репортаж как речевой жанр. | 1 | | |
71 | Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. | 1 | | |
72 | Стили русского литературного языка. Художественный стиль. | 1 | | |
73 | Р.р.Изложение по памяти с творческим заданием. | 1 | | |
74 | Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. | 1 | | |
75 | Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». | 1 | | |
76 | Р.р.Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. | 1 | | |
77 | Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | | |
78 | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | 1 | | |
79 | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. | 1 | | |
80 | Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | 1 | | |
81 | Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | 1 | | |
82 | Морфемные синонимы. | 1 | | |
83 | Морфологические синонимы. | 1 | | |
84 | Синтаксические синонимы. | 1 | | |
85 | Культура речи. Качества хорошей речи. | 1 | | |
86 | Контрольная работа «Комплексный анализ текста» | 1 | | |
87 | Предшественники А. С. Пушкина. | 1 | | |
88 | А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка | 1 | | |
89 | Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 1 | | |
90 | Р.р.Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению. | 1 | | |
91 | Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | | |
92 | Источники расширения словарного состава современного русского языка. Словообразование. | 1 | | |
93 | Появление у слов новых лексических значений. | 1 | | |
94 | Лексика пассивного словарного фонда. Использование историзмов и архаизмов. | 1 | | |
95 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями | 1 | | |
96 | Термины науки. Профессионализмы | 1 | | |
97 | Религиозная лексика. Периферийная лексика. | 1 | | |
98 | Просторечия. Диалектизмы. Жаргонизмы. | 1 | | |
99 | Заимствования. Р.р.Работа со словарем | 1 | | |
100-101 | Контрольная работа в форме ЕГЭ. | 2 | | |
102 | Итоговый урок | 1 | | |