Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Учебный предмет «Русский язык» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
На изучение предмета "Русский язык " в 11 классе средней школы отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. Уровень обучения – базовый.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 11 класса состоит из следующих разделов:
Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания
Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.
Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Простое осложнённое предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.
Обособленные второстепенные члены.
Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.
Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.
Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.
Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.
Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов.
Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.
Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.
Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.
Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.
Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.
Содержание учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с основной образовательной программой среднего (полного) общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам ( истории, литературе, обществознанию), а также в повседневном общении.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, термины, понятия | Вид контроля | Дата проведения |
По плану | По факту |
-
| Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление. | Урок-беседа | Русский язык, его роль в современном мире | | | |
-
| Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста | Урок-лекция | Повторение теоретического материала, анализ текста | | | |
-
| Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста | Урок-обобщение | Повторение теоретического материала, работа по учебнику. Анализ предложений | Устный опрос | | |
-
| Словосочетание. Виды синтаксической связи | Урок-лекция | Словосочетание, виды словосочетаний, примеры, составление таблицы | | | |
-
| Словосочетание. Виды синтаксической связи | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, работа по учебнику, по таблице. Разбор словосочетаний | Устный опрос | | |
-
| Словосочетание. Виды синтаксической связи | Урок-практикум | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения | | | |
-
| Контрольная работа по теме: «Словосочетание» | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной контрольной работы | Контрольная работа | | |
-
| Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, работа по учебнику. Анализ предложений | | | |
-
| Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения. | Урок-практикум | Работа по карточкам, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, составление таблицы, анализ предложений, синтаксический разбор предложения | | | |
-
| Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. | Урок-обобщение | Повторение теоретического материала, анализ предложений, синтаксический разбор предложения | Устный опрос | | |
-
| Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. | Урок-практикум | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, анализ предложений, тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений | | | |
-
| Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения. | Урок закрепления изученного | Повторение теоретического материала, анализ предложений, тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложения | Устный опрос | | |
-
| Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения. | Урок-практикум | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Полные и неполные предложения. | Комбинированный урок | Работа по учебнику, анализ предложений | | | |
-
| Полные и неполные предложения. | Урок-практикум | Работа по учебнику, анализ предложений, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Комбинированный урок | Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, анализ предложений | Устный опрос | | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок-обобщение | Анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Урок-практикум | Анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, анализ предложений, тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. | Урок закрепления изученного | Анализ предложений, тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. | Урок-обобщение | Комплексный анализ текста | | | |
-
| Второстепенные члены предложения. | Урок-практикум | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения | | | |
-
| Практическая работа по темам: «Второстепенные члены предложения», «Двусоставные и односоставные предложения». | Урок контроля | Комплексный анализ текста | Практическая работа | | |
-
| Тест по теме: «Простое предложение». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной тестовой работы | Тест | | |
-
| Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, анализ предложений, тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений | Устный опрос | | |
-
| Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, анализ предложений, тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений | Устный опрос | | |
-
| Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | Урок закрепления изученного | Работа по учебнику, тренировочные упражнения | | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, анализ предложений, тренировочные упражнения | | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | Урок закрепления изученного | Подбор предложений к схемам, тренировочные упражнения | | | |
-
| Тест по теме: «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной тестовой работы | Тест | | |
-
| Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения. | Комбинированный урок | Подбор предложений к схемам, тренировочные упражнения | | | |
-
| Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения. | Урок закрепления изученного | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. | Комбинированный урок | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. | Урок-практикум | Анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. | Урок закрепления изученного | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. | Урок-практикум | Анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие члены предложения. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров | | | |
-
| Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие члены предложения. | Урок закрепления изученного | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Устный опрос | | |
-
| Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие члены предложения. | Урок-практикум | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Контрольная работа по теме: «Обособленные члены предложения». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной контрольной работы | Контрольная работа | | |
-
| Тест по теме «Обособленные члены предложения». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной тестовой работы | Тест | | |
-
| Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями. | Урок закрепления изученного | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Устный опрос | | |
-
| Обращения и знаки препинания при них. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Обращения и знаки препинания при них. | Урок-практикум | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Тест по теме «Обособленные члены предложения». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной тестовой работы | Тест | | |
-
| Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Урок-практикум | Анализ предложений, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Устный опрос | | |
-
| Основные группы придаточных предложений по значению. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Основные группы придаточных предложений по значению. | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста | Устный опрос | | |
-
| Основные группы придаточных предложений по значению. | Урок-практикум | Анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Тест по темам «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной тестовой работы | Тест | | |
-
| Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | Устный опрос | | |
-
| Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | Урок-практикум | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Урок закрепления изученного | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Устный опрос | | |
-
| Сложные предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Сложные предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. | Урок-практикум | Тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Сложные предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Тест по темам «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». | Урок контроля | Выполнение заданий предложенной тестовой работы | Тест | | |
-
| Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, составление таблицы, подбор примеров, анализ предложений | | | |
-
| Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании. | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста | | | |
-
| Синтаксическая синонимия. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, анализ предложений | | | |
-
| Синтаксические нормы. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, анализ предложений | Устный опрос | | |
-
| Синтаксические нормы. | Комбинированный урок | Тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | | | |
-
| Изобразительно-выразительные средства русского языка. | Урок изучения нового материала | Повторение теоретического материала, анализ фрагментов текстов | | | |
-
| Изобразительно-выразительные средства русского языка. | Урок закрепления изученного | Анализ фрагментов текстов | Устный опрос | | |
-
| Стилистика | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста | | | |
-
| Контрольный диктант. | Урок контроля | Написание контрольного диктанта с последующим грамматическим заданием | Контрольный диктант | | |
-
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Урок закрепления изученного | Выполнение работы над ошибками в контрольном диктанте | | | |
-
| Р.Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Проблема, авторская позиция. | Комбинированный урок | Знакомство с критериями оценивания сочинения-рассуждения, формулирование проблемы текста, определение авторской позиции | | | |
-
| Р.Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Проблема, авторская позиция. | Урок-практикум | Формулирование проблемы текста, определение авторской позиции | | | |
-
| Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. | Урок контроля | Самостоятельное создание сочинения-рассуждения по предложенному тексту | Сочинение | | |
-
| Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение. | Урок контроля | Самостоятельное создание сочинения-рассуждения по предложенному тексту | Сочинение | | |
-
| Публицистический стиль и его особенности. | Урок-лекция | Повторение теоретического материала, анализ фрагментов текстов | | | |
-
| Жанры ПС: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | Урок-лекция | Повторение теоретического материала, работа с текстами разных жанров | Устный опрос | | |
-
| Жанры ПС: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | Комбинированный урок | Работа с текстами разных жанров | Устный опрос | | |
-
| Жанры ПС: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. | Урок-практикум | Создание текстов публицистического стиля | | | |
-
| Написание рецензий по тексту публицистического стиля. | Урок-практикум | Знакомство с рецензиями, правилами создания рецензий, написание рецензий | | | |
-
| Написание рецензий по тексту публицистического стиля. | Урок-практикум | Знакомство с рецензиями, правилами создания рецензий, написание рецензий | | | |
-
| Художественный стиль и его особенности. | Урок-лекция | Повторение теоретического материала, работа с текстами художественного стиля | | | |
-
| Виды тропов и стилистических фигур. | Урок-лекция | Повторение теоретического материала. Создание таблицы | | | |
-
| Виды тропов и стилистических фигур. | Урок-практикум | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Устный опрос | | |
-
| Виды тропов и стилистических фигур. | Урок-практикум | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Написание рецензий по тексту художественного стиля. | Урок-практикум | Знакомство с образцами рецензий, практикум по созданию рецензий | | | |
-
| Написание рецензий по тексту художественного стиля. | Урок-практикум | Практикум по созданию рецензий | | | |
-
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | Урок контроля | Тестовые задания по материалам ЕГЭ | Контрольная работа в формате ЕГЭ | | |
-
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | Урок контроля | Тестовые задания по материалам ЕГЭ | Контрольная работа в формате ЕГЭ | | |
-
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | Урок контроля | Тестовые задания по материалам ЕГЭ | Контрольная работа в формате ЕГЭ | | |
-
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | Урок контроля | Тестовые задания по материалам ЕГЭ | Контрольная работа в формате ЕГЭ | | |
-
| Научный стиль и его особенности. | Урок-лекция | Повторение теоретического материала, работа с текстами научного стиля | | | |
-
| Научно-популярный подстиль. | Урок закрепления изученного | Повторение теоретического материала, работа с текстами научного стиля | | | |
-
| Разговорный стиль речи. | Комбинированный урок | Повторение теоретического материала, работа с текстами разговорного стиля | | | |
-
| Р.Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения. | Урок-практикум | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
-
| Р.Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения. | Урок-практикум | Тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | | | |
2.Н.В. Егорова, А.П. Дмитриева, И.В. Золотарева. Универсальные поурочные разработки по русскому языку 11 класс. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. Москва «Вако», 2008 год.