СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа ориентирована на использование УМК Рабочая программа по курсу «Русский язык. 10-11 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» /А.И.Власенков//М.; Просвещение,2014 г.


Рабочая программа предмета «Русский язык» разработана на основе документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1879 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

- Закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);

от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).

Приказ № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

Рабочая программа по русскому языку 11 класса составлена с учетом:

- письма Департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников»

- Требований к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Учебного плана МБОУ Заворонежская СОШ;


Рабочая программа ориентирована на использование

1)Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

2)Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение,2016г.

3)Поурочные разработки по русскому языку. Автор: Н.В. ЕгороваМ.Вако,2014г.

4)Егораева Г.Т. Русский язык.Экзамен,2013г


Целью данной программы является обеспечение выполнения требований Стандарта :повысить речевую культуру выпускников и развить их коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.



Задачи изучения курса:


  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства.

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.


Общая характеристика учебного предмета


Язык– по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.





Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) план для образовательных учреждений РФ предусматривает образовательное изучение русского языка: в 11 классе 2 часа в неделю + 0,5 из школьного компонента (85 часов)


В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

Виды контроля

Формы контроля

Предварительный


Текущий


Тематический


Итоговый контроль

Фронтальная


Групповая


Индивидуальная


Комбинированная



Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:


- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.



В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643)


Выбор данной образовательной программы обусловлен современными целями и задачами изучения русского языка

В системе целеполагания предмета «русский язык» аспект развития личности становится ведущим, поэтому важными компонентами содержания курса  русского языка в основной школе становятся  коммуникативный и культуроведческий компоненты. Предметная линия учебников А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, в полной мере соответствует  этим критериям.  В программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной парадигме. Содержание курса и структура программы направлена на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культурологической компетенции.  Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией А.И.Власенкова соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, входит в федеральный перечень учебников, соответствует социальному заказу родителей; построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Учебно-методический комплекс под редакцией А.И.Власенкова и др. не нарушает преемственности, построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в основной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Синтаксис и пунктуация», «Текст», «Стили речи») знакомы учащимся по основной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в основной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Авторское употребление знаков препинания», «Жанры публицистики»).

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта и целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения МБОУ Заворонежская СОШ.

Данная программа обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.

В данном планировании сохранена структура и логика изложения разделов программы.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.


Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5- 9 классах и разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.

Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по стилистике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 11 классе в разделе «Повторение пройденного» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между основным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается контролем пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи , что способствует успешному выполнению задания А25 (сочинению по проблеме текста). Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.



Усвоение учебного материала достигается за счет следующих педагогических технологий:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

  • Технологии проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технологии укрупнения дидактических единиц.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Технологии проектной деятельности

  • Технологии организации самостоятельной работы

  • Технологии развития критического мышления

  • Технологии рефлексивного обучения

  • Технологии самоконтроля и оценки достижений

Особая роль отводится методам индивидуального обучения: работе в диалоге Учитель - Ученик, составлению конспектов, работе с учебником, выполнению различного рода творческих заданий, работе со словарями, справочниками, энциклопедиями, обучающими программами.

Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков:

  • Уроки «открытия» нового знания;

  • Уроки отработки умений и рефлексии;

  • Уроки общеметодологической направленности;

  • Уроки развивающего контроля.

Применяются следующие формы и методы обучения:

- диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.



Ценнностные ориентиры содержания учебного предмета

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа создает условия для реализации деятельностного и разноуровневого подходов к изучению русского языка.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).









Содержание тем учебного курса

«Русский язык 11 класс»



Синтаксис и пунктуация( 9 часов + 1час развитие речи)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматиче­ская основа простого предложения, виды его ослож­нения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и пред­ложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смыс­ловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтерна­тивные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатст­ва и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Диктант.

Публицистический стиль речи ( 10 часов )

Особенности публицистического стиля речи. Сред­ства эмоциональной выразительности в публицисти­ческом стиле.

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистиче­ского стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы ( 11 часов + 1 час развитие речи)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,

широкое использование изобразительно-выразитель­ных средств, языковых средств других стилей, выра­жение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литера­туры, один из основных элементов структуры худо­жественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастера­ми художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Общие сведения о языке ( 9 часов)

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. Сжатое изложение текста публицистического характера

Повторение . Простое предложение. Пунктуация в простом предложении

( 16 часов)

Односоставные и двусоставные предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и предложениях со сравнительным оборотом. Вводные слова. Предложения с обращением . Интонационные и пунктуационные особенности предложений. Контроль знаний- тест.


Повторение. Сложное предложение .Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении (10 часов)

Употребление знаков препинания в ССП и СПП. Сложные предложения с разными видами связи. Контроль знаний – диктант.


Повторение. Оформление прямой речи и диалога на письме. Абзац как пунктуационный знак. Цитаты.(8 часов)

Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления цитат. Абзац как пунктуационный знак.

Работа с тестами.(7 часов)

Тестирование…Итоговое тестирование.




Учебно-тематический план по русскому языку для 11 класса




Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Синтаксис и пунктуация

10

1

1

Публицистический стиль

10

1


Язык художественной литературы

12

1

1

Общие сведения о языке

9



Повторение

16

1


Повторение

18



Работа с тестами

10



Контроль


1

3

ИТОГО

85








Планируемые результаты обучения по предмету «Русский язык» приведены в требованиях к уровню подготовки учащихся к окончанию 11 класса.






          1. Требования к уровню
            подготовки выпускников



Предметные результаты

По окончании 11класса учащиеся должны:

Выпускник научится знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-

  • учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Выпускник получит возможность научиться/уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству,

самообразованию и активному участию в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному)

языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как

национального языка русского народа, как государственного языка

Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и

культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его

роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание

взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные

разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,

диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный

стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,

описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их

признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и

фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного

языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,

орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и

использование их в своей речевой практике при создании устных и

письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических

категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно

ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,

словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического

анализа словосочетания и предложения;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов

художественной литературы.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку

Выпускник научится:

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

  • работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

  • использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы. - использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

  • учиться подтверждать аргументы фактами;

  • представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

  • в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и давать оценку проектов одноклассников



Метапредметные результаты:

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

задавать вопрос

владение всеми видами речевой деятельности :

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и

дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,

ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников,

включая средства массовой информации, компакт-диски учебного

назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями

различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных

носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на

определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки

зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных

языковых средств;

• говорение и письмо:

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать

достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и

письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с

заданной степенью свернутости (план, пересказ);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей

речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и

письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,

последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать

свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к

прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,

лексических, грамматических, стилистических норм современного русского

литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и

пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы

речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе

речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной

деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность

оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять

их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной

жизни; способность использовать родной язык как средство получения

знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,

умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на

уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими

людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо

задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение

национально-культурными нормами речевого поведения в различных

ситуациях формального и неформального межличностного и

межкультурного общения.






Личностные результаты:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Личностными результатами освоения программы по

русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-

культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное

отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить

чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к

речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических

средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого

общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной

речью.

Особенностью программы является надомный, индивидуальный характер реализации, предусматривающий организацию самостоятельной работы, самообразовательной деятельности учащихся, организацию проблемно-диалогового обучения и высокую степень индивидуализации.










Календарно-тематическое планирование (русский язык 11 класс) 2017-2018 учебный год


Тема

Вид контроля

Кол-во

часов

Дата

1

Обобщающее повторение синтаксиса

Опрос

1

05.09.17

2

Нормативное построение словосочетаний разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Построение словосочетаний разных типов

2

7.09

8.09

3

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.

Беседа, комментированное письмо

2

12.09

14.09

4

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Самостоятельная работа

2

19.09

21.09

5

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Комментированное письмо

1

22.09.17

6

Комплексный анализ текста

Беседа

2

26.09.

28.09.

7

Контрольный диктант

Диктант

1

03.10.17

8

Анализ диктанта. Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности.

Работа над ошибками

2

5.10.

6.10.


9

Очерк. Эссе.

Работа над сочинением «О милосердии»

4

1010

12.10

17.10

19.10

10

Рецензия.


2

20.10

24.10

11

Устное выступление

Доклады учащихся

1

26.10


12

Дискуссия

Устные выступления учащихся

1

31.10.

13

Общая характеристика художественного стиля

Составление таблицы

2


14

Язык как первоэлемент художественной литературы

Беседа

1


15

Виды тропов и стилистических фигур

Беседа

2


16

Виды тропов и стилистических фигур

Составление таблицы

2


17

Анализ художественного текста, лирического произведения

Беседа

2


18

Контрольная работа

Контрольная работа

1


19

Анализ контрольной работы. Индивидуально-языковой стиль писателя.

Работа над ошибками, анализ текстов

2


20

Нормы современного русского литературного языка (Орфоэпические, лексические, грамматические)

Тест

2


21

Нормы современного русского литературного языка (Стилистические, орфографические, пунктуационные)

Тест

2


22

Нормы современного русского литературного языка.

тест

2


23

Выдающиеся учёные-русисты

Рефераты учащихся

1


24

Сжатое изложение текста публицистического характера

изложение

2




25

Односоставные и двусоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Комментированное письмо

2


26

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Комментированное письмо

2



27

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Самостоятельная работа

2


28

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

Письменный самоконтроль

2


29

Особенности предложений с вводными словами

Письменный самоконтроль

2


30

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

Комментированное письмо

2


31

Контроль знаний

тест

2


32

Анализ теста. Повторение темы «Пунктуация в простом предложении»

Работа над ошибками

2


33

Употребление знаков препинания между частями ССП

тест

2


34

Употребление знаков препинания между частями СПП.

тест

2


35

Знаки препинания внутри сложной синтаксической конструкции

Беседа, письменный самоконтроль

2


36

Сложные предложения с разными видами связи

Комментированное письмо

2


37

Контроль знаний по теме «Употребление знаков препинания между частями сложного предложения»

Диктант

1



38

Анализ диктанта. Связный текст.

Работа над ошибками

1


39

Связный текст

Беседа, письменный самоконтроль

2


40

Оформление на письме прямой речи и диалога

Комментированное письмо

1


41

Разные способы оформления на письме цитат

Комментированное письмо

1


42

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

Беседа, письменный самоконтроль

2


43

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

Беседа, письменный самоконтроль

2


44


Работа с тестами.

Итоговое тестирование.

Работа над ошибками

Комплексный анализ текста


Тестирование


Анализ тестирования

10





Итого 85часов



25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!