Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кульбаковская средняя общеобразовательная школа
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО учителей «языки и литература» Протокол №1 от _________________г. Руководитель МО Збарская М. А. | | «ПРИНЯТА» Педагогическим советом МБОУ Кульбаковской сош Протокол № _____от_________________2017г. | | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУКульбаковской сош _____________Н.А.Чернявская Приказ № _____ «___ » ______ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 9 класса
основное общее образование
срок реализации рабочей программы 1 год
Хачатурян Нара Вааговна
с. Кульбаково
2017г.
Пояснительная записка
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821- 10);
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кульбаковской средней общеобразовательной школы Матвеево -Курганского района Ростовской области, утвержден приказом отделом образования Администрации Матвеево -Курганского района Ростовской области № 455 от 15.12.2014г.
На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального, основного общего образования МБОУ Кульбаковской сош с учѐтом программы начального, основного, среднего общего образования по русскому языку и по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы: Русский язык 9 класс: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов;по ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта.-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-254.
Рабочая программа ориентирована на учебник по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов;по ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта.-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-254.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 9 классе 102 ч. (3 ч. в неделю). Программа будет реализована за 101 ч., так ка 1 час выпадает на праздничные дни. 7- к.р.; 2 соч. по картине; 2 излож.
Срок реализации рабочей программы 1год.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковедческая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение | 1ч |
2. | Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 8 + 5 РР |
2. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 9 + 1 РР |
3. | Сложноподчиненное предложение | 29 + 8 РР |
4. | Бессоюзное сложное предложение | 13 + 1 РР |
5. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 6 + 4 РР |
6. | Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе | 10 + 3 РР |
7. | Резервные уроки | 3 |
| Итого Из них на развитие речи | 101ч 22ч |
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи, в связи с подготовкой к ГИА.
Календарно - тематическое планирование |
№ п/п | Дата | Тема урока. | Цели урока. | Языковая компетенция. Коммуникативная компет. |
по плану |
1-2 | 04.09-05.09 | Русский язык - национальный язык русского народа. | Знакомство с определением русский национальный язык, развитие навыка монологической речи, познавательной активности учащихся. | Русский национальный язык, монологическая речь. |
3 | 07.09 | Язык. Правописание. Культура речи. Фонетика. | Повторить и закрепить знания по фонетике, орфоэпии и графике, закрепить навыки фонетического и орфоэпического разборов. | фонетика, орфоэпия и графика, фонетический и орфоэпический разбор. |
4 | 11.09 | Орфоэпия. Графика. | Повторить и закрепить знания по фонетике, орфоэпии и графике, закрепить навыки фонетического и орфоэпического разборов. | фонетика, орфоэпия и графика, фонетический и орфоэпический разбор. |
5 | 12.09 | Лексика. Морфемика. Словообразование. | Обобщить сведения по лексике, фразеологии, морфемике и словообразованию; закрепить навыки лексического, морфемико-словообразовательного разбора, работы с толковым словарем. Обобщить сведения по лексике, фразеологии, морфемике и словообразованию; закрепить навыки лексического, морфемико-словообразовательного разбора, работы с толковым словарем. | Лексика, фразеология, морфемика. Лексика, фразеология, морфемика. |
6-7 | 14.09-18.09 | Морфология и синтаксис. | Закрепить знания о частях речи, о постоянных и непостоянных признаках; усовершенствовать навыки морфологического разбора частей речи, синтаксического разбора простого предложения. | Морфология, синтаксис,частиречи,синтаксический разбор. |
8 | 19.09 | №1. Контрольный диктант по теме «Орфография и пунктуация». | Проверить сформированность умений и навыков по темам повторения и обобщения. | |
9 | 21.09 | Анализ контрольного диктанта. Чередующаяся гласная в корне. | Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; повторить и закрепить навык написания чередующихся гласных в корнях слов. | Орфография,пунктуация, морфологический разбор. |
10 | 25.09 | Орфография и пунктуация. | Усовершенствовать навыки морфологического разбора частей речи; закрепить орфографические навыки: правописание личных окончаний глаголов, гласных в корнях слов, Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, правописание НЕ и НИ в составе разных частей речи. | Орфография,пунктуация, морфологический разбор. |
11- 12 | 26.09-28.09 | Орфография и пунктуация. | Закрепить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, правописание НЕ и НИ в составе разных частей речи. | Предложение, синтаксический разбор. |
13 | 02.10 | Понятие сложного предложения. | Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений; сформировать понятие сложного предложения; дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения. | Предложение, синтаксический разбор, чередующаяся гласная в корне |
14 | 03.10 | Понятие сложного предложения. | Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений; сформировать понятие сложного предложения; дать общее представление о средствах связи частей сложного предложения. | Предложение,синтаксический разбор, чередующаяся гласная в корне. |
15- 16- 17 | 05.10-9.10-10.10 | Типы сложного предложения и средства связи между его частями. | Дать представление о классификации сложных предложений, о средствах связи между его частями; сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов. | Сложное предложение, синтаксический разбор. |
18- 19 | 12.10-16.10 | Повторение изученного в 5-8 классах. Стили речи. | Повторить стили и типы речи, закрепить навык определения типа и стиля речи. | Типы и стили речи. |
20- 21 | 17.10-19.10 | Повторение изученного в 5-8 классах. Типы речи. | Повторить стили и типы речи, закрепить навык определения типа и стиля речи. | Типы и стили речи. |
22 | 23.10 | Р.Р. Сжатый пересказ. | Развитие навыка сжатого пересказа текста.
| Речь, Типы и стили речи. |
23- 24 | 24.10-26.10 | Понятие сложносочинённого предложения. | Сформировать понятие сложносочинённого предложения как единства предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи; дать понятие о знаках препинания, которые употребляются в сложносочинённых предложениях. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор. |
25 | 07.11 | № 2. Контрольный диктант по теме «Сложное предложение». Анализ контрольного диктанта | Проверить сформированность навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях. | |
26 | 09.11 | ЗП в сложном предложении. | Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; повторить и закрепить навык постановки знаков препинания в сложных предложениях. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор. |
27-28 | 13.-11-14.11 | Виды сложносочиненного предложения. | Систематизировать изученное о разрядах сочинительных союзов и соответствующих им видах сложносочинённых предложений; развивать навык синтаксического разбора ССП. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
29 | 16.11 | ССП с соединительными союзами. | Систематизировать изученное о разрядах сочинительных союзов и соответствующих им видах сложносочинённых предложений; формирование умения отличать ССП с соединительными союзами и давать им характеристику. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
30 | 20.11 | ССП с разделительными союзами. | Систематизировать изученное о разрядах сочинительных союзов и соответствующих им видах сложносочинённых предложений; формирование умения отличать ССП с разделительными союзами и давать им характеристику. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
31 | 21.11 | ССП с противительными союзами. | Систематизировать изученное о разрядах сочинительных союзов и соответствующих им видах сложносочинённых предложений; формирование умения отличать ССП с противительными союзами и давать им характеристику. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
32 | 23.11 | Знаки препинания в ССП. | Закрепление понятия о ССП; формирование умения ставить ЗП в ССП; формирование умения самоанализа и самоконтроля. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
33 | 27.11 | Использование ССП в тексте. | Формирование умения употреблять в речи ССП; умения различать ССП и простые предложения с союзом «и» и правильно ставить ЗП. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
34 | 28.11 | Р.Р. Строение текста. | Формирование умения определять способ и средства связи в тексте; использовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразительность речи при создании текста. | Стили и типы речи, «данное» и «новое» в тексте. |
35 | 30.11 | Р.Р. Строение текста. | Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся; повторить и закрепить навык постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. | Сложносочинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложносочинённого предложения. |
36 | 4.12 | ЗП в ССП | | |
37 | 05.12 | №3.Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение». Анализ к.д | Проверить сформированность навыка постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. | |
38 | 7.12 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег». | Повторить стили и типы речи; подготовить к написанию сочинения по картине. | Стили и типы речи, описание, повествование, художественные средства. |
39 | 11.12 | Р.Р. 1. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | Повторить стили и типы речи; проверить способность учащихся правильно употреблять в речи сложносочинённые предложения. | Стили и типы речи, описание, повествование, художественные средства. |
40-41-42 | 12.12-14.12-18.12 | Понятие о сложноподчинённом предложении. | Повторить сведения о сложном предложении; объяснить разницу между сложноподчинёнными союзами и союзными словами; научить составлять вертикальные и горизонтальные схемы. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения |
43-44-45 | 19.12-21.12 (22)-25.12 | Виды сложноподчиненного предложения. | Дать понятие о классификации СПП, научить определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа предложения, конструировать СПП по схемам; закрепить навыки синтаксич.разбора предложения. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения |
46 | 26.12 | №4. Контрольный диктант за I полугодие по теме «Сложное предложение». | Проверить сформированность навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях. | |
47 48 | 09.01-11.01 | Р.Р. Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы» | Дать представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении; закрепить навыки языкового анализа текста, выразительного чтения и пересказа. | Тили и типы речи, язык художественной литературы, художественный стиль речи. |
49-50 | 15.01-16.01 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Дать понятие о СПП с придаточными определительными; научить пользоваться синтаксическими синонимами(СПП с придаточным определительным – простое предложение с обособленным определением). | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
51-52- | 18.01-22.01 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными изъяснительными. | Рассказать об особенностях СПП с придаточными изъяснительными, формировать умение употреблять синтаксические синонимы. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
53-54- | 22.01-23.01 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | Вспомнить основные виды придаточных обстоятельственных; формирование умения конструировать предложения данного вида. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
55 | 25.01 | Р.Р. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | Подготовить к изложению с элементами сочинения. | Стили и типы речи, план текста. |
56 | 29.01 | Р.Р. 1. Написание изложения с элементами сочинения. | Формирование умения излагать текст, сохраняя его стилистические особенности; формирование умения грамотно сжимать текст, сохраняя основанные микротемы. | |
57 58 | 30.01-01.02 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | Научить конструировать СПП с придаточными места и употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции.
| Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
59-60 | 05.02-06.02 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | Рассказать об особенностях СПП с придаточными времени, научить конструировать и употреблять их в речи.
| Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения |
61-62 | 08.02-12.02 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. | Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения; научить пользоваться приёмом синтаксической замены, конструировать СПП с придаточными сравнения. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
63-64 | 13.02-15.02 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. | Познакомить учащихся с грамматическими особенностями СПП с придаточными образа действия и степени. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
65 | 19.02 | Р.Р Эссе. Понятие о жанре. | Дать понятие о жанре эссе на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, языковых особенностей текста. | Стили и типы речи, жанр эссе. |
66 67 | 20.02-22.02 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. | Рассказать о структурно-семантических особенностях СПП с придаточным цели, научить конструировать эти предложения и находить их в текстах разных стилей. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения |
68-69 | 26.02-27.02 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. | Рассказать о СПП с придаточными условия, научить конструировать и находить в речи эти предложения. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
70-71 | 01.03-05.03 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. | Познакомить учащихся с особенностями СПП с придаточными причины и следствия, научить конструировать предложения этого вида и находить их в текстах разных стилей речи. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
72 | 06.03 | Р.Р. Путевые заметки. Понятие о жанре. | Рассказать об основных признаках жанра путевых заметок, научить опознавать тексты этого жанра на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. | Стили и типы речи, жанр путевых заметок. |
73 74 | 12.03-13.03 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными. | Рассказать о структурно-семантических особенностях СПП с придаточными уступительными, научить конструировать их и находить в текстах разных стилей речи. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
75-76 | 15.03-19.03 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных». | Повторить и обобщить сведения о СПП с разными видами придаточных, проверить сформированность навыка конструирования этих предложений и умения находить их в текстах разных стилей речи. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
77 | 20.03 | №5.Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение». | Проверить, сформированы ли умения и навыки расстановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. | |
78 | 22.03 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных». | Повторить и обобщить сведения о СПП с разными видами придаточных, проверить сформированность навыка конструирования этих предложений и умения находить их в текстах разных стилей речи. | Сложноподчинённое предложение, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
79 80 | 02.04-03.04 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Формирование умений различать разные виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в СПП с несколькими придаточными; конструировать предложения по заданным схемам. | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
81 | 05.04 | Понятие бессоюзного сложного предложения. | Добиться понимания учащимися особенностей БСП (по сравнению с ССП и СПП).
| Бессоюзное сложное предложение, синтаксический разбор. |
82 | 09.04 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | Формирование умения расставлять знаки препинания в БСП со значением перечисления; повторение пунктограммы «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах». | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, синтаксический разбор. |
83 | 10.04 | Р.Р.2. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | Подготовить к изложению с элементами сочинения. | Стили и типы речи, сложный план текста. |
84 | 12.04 | Р.Р. Написание изложения с элементами сочинения. | Формирование умения излагать текст, сохраняя его стилистические особенности; формирование умения грамотно сжимать текст, сохраняя основанные микротемы. | |
85 86 | 16.04-17.04 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. | Формирование навыка правильно расставлять ЗП в БСП со значением причины, пояснения, дополнения; повторение орфограммы «Правописание производных предлогов», пунктограммы «Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях». | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения, синтаксический разбор. |
87 | 19.04 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия и следствия. | Формирование навыка употребления ЗП в БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия; повторение орфограммы «Правописание приставок пре-, при-», «Правописание НЕ с именами существительными». | БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия, синтаксический разбор. |
89-88 | 23.04-24.04 | №6.Контрольный диктант по теме: «Бессоюзное сложное предложение». Работа над ошибкам. | Проверить умения и навыки орфографии и пунктуации. | |
90 91 92 | 26.04-28.04-03.05 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Познакомить учащихся со сложными предложениями с различными видами связи, совершенствовать умение составлять схемы и конструировать предложения по заданной схеме, научить находить сложные предложения с различными видами связи. | Сложное предложение, союзная и бессоюзная связь. |
93 | 07.05 | Р.Р. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | Подготовить к изложению с элементами сочинения. | Стили и типы речи, сложный план текста. |
94 | 08.05 | Р.Р. 3. Написание изложения с элементами сочинения. | Формирование умения излагать текст, сохраняя его стилистические особенности; формирование умения грамотно сжимать текст, сохраняя основанные микротемы. | |
95 | 10.05 | Р.Р. Рецензия. Понятие о жанре. | Рассказать о жанровых признаках рецензии и её отличии от эссе, о стандартных выражениях, используемых в рецензии. | Стили и типы речи, жанр рецензии. |
96 | 14.05 | Р.Р. Деловая речь. | Повторить изученное об официально-деловом стиле, ознакомить с образцами деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, автобиография). | Стили и типы речи, деловая речь, деловые бумаги. |
97 | 15.05 | №7. Итоговый контрольный диктант. | Проверить, сформированы ли умения и навыки по орфографии и пунктуации за курс 5-9 классов. | |
98 | 17.05 | Анализ контрольного диктанта | Проверить сформированность умений и навыков по темам повторения и обобщения. | |
99 | 21.05 | Повторение. Морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. | Повторить знания о частях речи, о критериях распределения слов по частям речи; навыки синтаксического разбора предложения. | Синтаксис и пунктуация, морфология и синтаксис. |
100 | 22.05 | Повторение. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Совершенствовать умение составлять схемы и конструировать предложения по заданной схеме, научить находить сложные предложения с различными видами связи. | Сложное предложение, союзная и бессоюзная связь. |
101 | 24.05 | Повторение. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | Совершенствовать умения различать разные виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в СПП с несколькими придаточными; конструировать предложения по заданным схемам. | СПП с несколькими придаточными, синтаксический разбор, виды сложноподчинённого предложения. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2017.
М.М.Баронова. « Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 9 класс к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова, М.С. Соловейчик» – М.: Издательство «Экзамен».
Справочник школьника: 5-11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 768с.
Электронное средство учебного назначения «Уроки русского языка в 9 классе». Издательство «Кирилл и Мефодий».
Мультимедийные презентации к урокам.
Экран для проектора подвесной.
Мультимедийный проектор.
Персональный компьютер.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»
www.1september.ru - Портал ведущего образовательного СМИ-газеты «Первое сентября» - уникальное собрание методических находок и лучших ученических работ, а также площадка для обсуждения актуальных вопросов по всем школьным предметам.
www.gramma.ru - Полезный ресурс, функционирующий в рамках портала «Русское слово». В разделе «Экзамены» есть учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, требования к сочинениям и рефератам, планы и примеры лингвистического разбора текста.
www.russkiyjazik.ru - Энциклопедия языкознания, рассчитанная на детей среднего и старшего школьного возраста. Статьи здесь содержат практические советы по повышению грамотности, изучению иностранных языков и развитию речи.
http://znkozlova.narod.ru - Сайт учителя русского языка 3.Н. Козловой. Посетители обнаружат там доступно изложенную теорию русской орфографии и пунктуации, представленную в виде авторских таблиц.
www.ayguo.com - На этом сайте размещены аудиозаписи текстов произведений русской классики в форматах МРЗ и RealAudio, предназначенные для свободного некоммерческого использования.
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция ЦОР России по всем предметам и о методике их использования. Для преподавания различных предметов.
urok.hut.ru/ - Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей».
slovesnik-oka.narod.ru - «Словесник». Сайт адресован тем, кто преподает русский язык. Знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек.
vschool.km.ru/ - «Виртуальная школа».Кроме материалов по прочим предметам, здесь представлен интерактивный русский язык (5-6 класс): теоретические сведения, вопросы и упражнения.
Участие (выполнение упражнений) требует регистрации на сайте.
likbez.spb.ru/tests/ - «Тесты по русскому языку».
http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm - «Словарь устаревших и диалектных слов».
math.msu.su/~apentus/znaete/ - «Знаете слово?».Сайт предлагает толкование и этимологию более 600 слов, которые редко используются в речи и вызывают затруднения в понимании и толковании (преимущественно иноязычные и устаревшие).
www.slova.ru/ - Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля.
Согласовано
зам.дир.по УВР
____________М.А.Збарская