Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576); на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А, Бойкиной М.В. «Русский язык» (УМК «Школа России») без изменений.
На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
отличать предложения от словосочетаний;
находить словосочетания в предложениях;
различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.
находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
определять число и род имён существительных;
изменять существительные по числам;
различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
ставить существительные в начальную форму;
изменять форму имён существительных в контексте.
по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
разбирать имена прилагательные по составу.
характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.
В процессе работы по теме «Глагол» дети получат возможность научиться:
В процессе
устанавливать (называть) начальную форму глагола;
разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
определять форму числа, лица и времени глагола;
изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу.
разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:
- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;
- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
- использовать различные части речи как члены предложения;
конструировать предложения и тексты;
расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.
характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
различать:
- однокоренные слова и слова, близкие по значению;
- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель; объяснять различие в значении многозначных слов;
различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:
- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:
- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);
- в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
- в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
- в правописании суффиксов –ик, -ек;
- в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
- в правописании слов с двойными согласными;
- в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
- в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
- при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.
использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:
- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;
- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;
- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);
- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;
используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.
изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
ставить падежные вопросы к имени существительному;
различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
определять падеж имён существительных;
различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
делать морфологический разбор имён существительных;
подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).
на 2019 – 2020 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Язык и речь (2 ч.) |
1. | 1 | Виды речи, её назначение | 02.09-06.09 | |
2. | 2 | Составление текста по рисунку. | 02.09-06.09 | |
| | Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч.) |
3. | 1 | Признаки текста, построение, типы. | 02.09-06.09 | |
4. | 2 | Формирование навыка смыслового чтения текстов. | 02.09-06.09 | |
5 | 3 | Виды предложений по интонации. Предложения по цели высказывания. | 09.09-13.09 | |
6 | 4 | Знаки препинания в конце предложения. | 09.09-13.09 | |
7 | 5 | Р/р Предложения с обращением. Составление предложений по рисунку. | 09.09-13.09 | |
8 | 6 | Главные и второстепенные члены предложения | 09.09-13.09 | |
9 | 7 | Распространённые и нераспространенные предложения. Разбор предложений по членам | 16.09-20.09 | |
10 | 8 | Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. | 16.09-20.09 | |
11 | 9 | Р/р Связь слов в словосочетании. Составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». | 16.09-20.09 | |
12 | 10 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 16.09-20.09 | |
Слово в языке и речи (14 ч.) |
13 | -
| Номинативная функция слова. Слова – синонимы, антонимы | 23.09-27.09 | |
14 | -
| Использование омонимов в речи. | 23.09-27.09 | |
15 | -
| Слово и словосочетание. | 23.09-27.09 | |
16 | -
| Р/р Подробное изложение с языковым анализом текста. Значение фразеологизмов и их использование в речи. | 23.09-27.09 | |
17 | -
| Части речи и их признаки. | 30.09-04.10 | |
18 | -
| Р/р Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 30.09-04.10 | |
19 | -
| Имя числительное по значению и по вопросам. | 30.09-04.10 | |
20 | -
| Проверочная работа. Обобщение представлений об изученных частях речи. | 30.09-04.10 | |
21 | -
| Однокоренные слова. | 14.10-18.10 | |
22 | -
| Слог, звуки и буквы. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, в корне слов. | 14.10-18.10 | |
23 | -
| Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 14.10-18.10 | |
24 | -
| Контрольный диктант по теме «Слово в языке и в речи». | 14.10-18.10 | |
25 | -
| Анализ контрольного диктанта. Р/р Изложение повествовательного текста по вопросам или по плану. | 21.10-25.10 | |
26 | -
| Подготовка к написанию проекта «Рассказ о слове» | 21.10-25.10 | |
| | Состав слова (12 ч.) | | |
27 | 1 | Корень, однокоренные слова. | 21.10-25.10 | |
28 | 2 | Сложные слова. Работа со словарём. | 21.10-25.10 | |
29 | 3 | Чередующиеся звуки в корне слова. | 28.10-01.11 | |
30 | 4 | Значимость окончания в слове.Определение окончания в слове. | 28.10-01.11 | |
31 | 5 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 28.10-01.11 | |
32 | 6 | Значение и образование слов с помощью приставок. Определение приставки в слове. | 28.10-01.11 | |
33 | 7 | Определения суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. | 04.18-08.11 | |
34 | 8 | Значение этих значимых частей в слове. | 04.18-08.11 | |
35 | 9 | Разбор слова по составу. | 04.18-08.11 | |
36 | 10 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 04.18-08.11 | |
37 | 11 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова» | 11.11-15.11 | |
38 | 12 | Подготовка к написанию проекта «Семья слов». | 11.11-15.11 | |
| | Правописание частей слова (20 ч.) | | |
39 | 1 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. | 11.11-15.11 | |
40 | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 11.11-15.11 | |
41 | 3 | Формирование уважительного отношения к истории языка. | 25.11-29.11 | |
42 | 4 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 25.11-29.11 | |
43 | 5 | Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов. | 25.11-29.11 | |
44 | 6 | Слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | 25.11-29.11 | |
45 | 7 | Обобщение о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 02.12-06.12 | |
46 | 8 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 02.12-06.12 | |
47 | 9 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 02.12-06.12 | |
48 | 10 | Обобщение знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | 02.12-06.12 | |
49 | 11 | Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.» | 09.12-13.12 | |
50 | 12 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 09.12-13.12 | |
51 | 13 | Правописание суффиксов. | 09.12-13.12 | |
52 | 14 | Правописание приставок. | 09.12-13.12 | |
53 | 15 | Правописание приставок и предлогов. | 16.12-20.12 | |
54 | 16 | Правописание приставок и предлогов. | 16.12-20.12 | |
55 | 17 | Правописание приставок и предлогов. Закрепление. | 16.12-20.12 | |
56 | 18 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 16.12-20.12 | |
57 | 19 | Р/р Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 23.12-27.12 | |
58 | 20 | Контрольный диктант по теме: «Правописание частей слова» | 23.12-27.12 | |
| | Части речи | | |
| | Имя существительное.(25 ч) | | |
59 | 1 | Части речи. Повторение. | 23.12-27.12 | |
60 | 2 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 23.12-27.12 | |
61 | 3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 30.12-31.12 | |
62 | 4 | Представление об устаревших словах в русском языке. | 30.12-31.12 | |
63 | 5 | Р/р Изложение по самостоятельно составленному плану | 09.01-10.01 | |
64 | 6 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | 09.01-10.01 | |
65 | 7 | Подготовка к написанию проекта «Тайна имени». | 13.01-17.01 | |
66 | 8 | Изменение имён существительных по числам. | 13.01-17.01 | |
67 | 9 | Р/р Работа с текстом. Письмо по памяти. | 13.01-17.01 | |
68 | 10 | Имена существительные общего рода. | 13.01-17.01 | |
69 | 11 | Формирование навыка культуры речи: норм согласования. | 20.01-24.01 | |
70 | 12 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 20.01-24.01 | |
71 | 13 | Р/р Изложение повествовательного текста по серии картин. | 20.01-24.01 | |
72 | 14 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 20.01-24.01 | |
73 | 15 | Анализ диктанта. Склонение имён существительных. | 27.01-31.01 | |
74 | 16 | Изменение имён существительных по падежам. | 27.01-31.01 | |
75 | 17 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. | 27.01-31.01 | |
76 | 18 | Именительный падеж. | 27.01-31.01 | |
77 | 19 | Родительный падеж. | 03.02-07.02 | |
78 | 20 | Дательный падеж. | 03.02-07.02 | |
79 | 21 | Винительный падеж. | 03.02-07.02 | |
80 | 22 | Творительный падеж. | 03.02-07.02 | |
81 | 23 | Предложный падеж. Работа с таблицей «Признаки падежей» | 10.02-14.02 | |
82 | 24 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 10.02-14.02 | |
83 | 25 | Анализ контрольного диктанта. Подготовка к написанию проекта «Зимняя страничка». | 10.02-14.02 | |
Имя прилагательное. (15ч.) |
84 | 1 | Лексическое значение имён прилагательных. | 10.02-14.02 | |
85 | 2 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 17.02 | |
86 | 3 | Р/р Использование имён прилагательных в тексте- описании. Составление текста-описания растения в научном стиле. | 24.02-28.02 | |
87 | 4 | Р/р Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь». | 24.02-28.02 | |
88 | 5 | Род имён прилагательных. | 24.02-28.02 | |
89 | 6 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 24.02-28.02 | |
90 | 7 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | 02.03-06.03 | |
91 | 8 | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). | 02.03-06.03 | |
92 | 9 | Изменение имён прилагательных по числам. | 02.03-06.03 | |
93 | 10 | Р/р Составление текста- описания о животном по личным наблюдениям. | 02.03-06.03 | |
94 | 11 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 09.03-13.03 | |
95 | 12 | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 09.03-13.03 | |
96 | 13 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 09.03-13.03 | |
97 | 14 | Р/р Составление сочинения- отзыва по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 09.03-13.03 | |
98 | 15 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 16.03-20.03 | |
| | Местоимение. (5ч.) | | |
99 | 1 | Анализ контрольного диктанта. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. | 16.03-20.03 | |
100 | 2 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | 16.03-20.03 | |
101 | 3 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 16.03-20.03 | |
102 | 4 | Морфологический разбор предложений. Проверочная работа. | 23.03-27.03 | |
103 | 5 | Проверочный диктант по теме: «Местоимение» | 23.03-27.03 | |
| | Глагол. (21ч.) | | |
104 | 1 | Значение и употребление глаголов в речи. | 23.03-27.03 | |
105 | 2 | Число. Изменение глаголов по числам. | 23.03-27.03 | |
106 | 3 | Р/р Составление текста по сюжетным рисункам. | 30.03-03.04 | |
107 | 4 | Неопределённая форма глагола. | 30.03-03.04 | |
108 | 5 | Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? | 30.03-03.04 | |
109 | 6 | Изменение глаголов по числам. | 30.03-03.04 | |
110 | 7 | Комплексная контрольная работа | 13.04-17.04 | |
111 | 8 | Времена глаголов. | 13.04-17.04 | |
112 | 9 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 13.04-17.04 | |
113 | 10 | Изменение глаголов по временам. | 13.04-17.04 | |
114 | 11 | Р/р Изложение повествовательного текста по опорным словам. | 20.04-24.04 | |
115 | 12 | Родовые окончания глаголов в прошедшем времени (-а, -о). | 20.04-24.04 | |
116 | 13 | Р/р Составление предложений и текста. | 20.04-24.04 | |
117 | 14 | Правописание частицы «не» с глаголами. | 20.04-24.04 | |
118 | 15 | Правильное произношение глаголов в прошедшем времени с частицей «не». | 27.04-01.05 | |
119 | 16 | Морфологический разбор глагола. | 27.04-01.05 | |
120 | 17 | Работа с памяткой. «Порядок разбора глагола». Проверочная работа. | 27.04-01.05 | |
121 | 18 | Обобщение знаний о глаголе. | 27.04-01.05 | |
122 | 19 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 04.05-08.05 | |
123 | 20 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 04.05-08.05 | |
124 | 21 | Р/р Конференция на тему «Части речи в русском языке» | 04.05-08.05 | |
| | Повторение (12ч.) | | |
125 | 1 | Части речи. | 11.05-15.05 | |
126 | 2 | Части речи. | 11.05-15.05 | |
127 | 3 | Р/р Обучающее изложение. | 11.05-15.05 | |
128 | 4 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 11.05-15.05 | |
129 | 5 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 18.05-22.05 | |
130 | 6 | Правописание приставок и предлогов. | 18.05-22.05 | |
131 | 7 | Правописание безударных гласных. | 18.05-22.05 | |
132 | 8 | Правописание значимых частей слов. | 18.05-22.05 | |
133 | 9 | Итоговый контрольный диктант. | 25.05-29.05 | |
134 | 10 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 25.05-29.05 | |
135 | 11 | Р/р Обучающее изложение. | 25.05-29.05 | |
136 | 12 | Текст. Типы текстов. | 25.05-29.05 | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | Практических работ | уроков развития речи |
по программе | 136 | 14 | 12 | - | 19 |
выполнено | | | | | |
Зам. директора по УВР
«______» ______________ 2019 г.
протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.