СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку. Школа России. Канакина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576); на основе авторской   программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А, Бойкиной М.В. «Русский язык» (УМК «Школа России») без изменений.

На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).




ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Ученик научится:

  • осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;

  • отличать предложения от словосочетаний;

  • находить словосочетания в предложениях;

  • различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;

  • владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;

  • использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.

  • находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;

  • определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);

  • различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;

  • определять число и род имён существительных;

  • изменять существительные по числам;

  • различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;

  • грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;

  • ставить существительные в начальную форму;

  • изменять форму имён существительных в контексте.

  • по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;

  • выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;

  • определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;

  • определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;

  • изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;

  • разбирать имена прилагательные по составу.

  • характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;

  • определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;

  • различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

  • В процессе работы по теме «Глагол» дети получат возможность научиться:

  • В процессе

  • устанавливать (называть) начальную форму глагола;

  • разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);

  • разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);

  • определять форму числа, лица и времени глагола;

  • изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);

  • устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;

  • грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);

  • грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;

  • использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;

  • подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу.



Ученик получит возможность научиться:

  • разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);

  • понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;

  • использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

  • - выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

  • - различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

  • - использовать различные части речи как члены предложения;

  • конструировать предложения и тексты;

  • расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.

  • характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);

  • разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

  • подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);

  • подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;

  • объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;

  • различать:

  • - однокоренные слова и слова, близкие по значению;

  • - слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель; объяснять различие в значении многозначных слов;

  • различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;

  • использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:

  • - применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:

  • - определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);

  • - в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;

  • - в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;

  • - в правописании суффиксов –ик, -ек;

  • - в правописании непроизносимых согласных в корне слова;

  • - в правописании слов с двойными согласными;

  • - в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;

  • - в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);

  • - при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.

  • использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:

  • - выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;

  • - составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;

  • - составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);

  • - составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;

  • используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.

  • изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);

  • ставить падежные вопросы к имени существительному;

  • различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;

  • определять падеж имён существительных;

  • различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;

  • делать морфологический разбор имён существительных;

  • подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;

  • составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;

  • осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);

  • использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;

  • употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


В данной программе были внесены следующие изменения:


Раздел программы

Количество часов по программе

Количество измененных часов

Всего часов

Язык и речь

2

0

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

4

10

Слово в языке и речи

19

5

14

Состав слова

16

4

12

Правописание частей слова

29

9

20

Имя существительное

31

6

25

Имя прилагательное.

18

3

15

Местоимение.

5

0

5

Глагол

21

0

21

Повторение

13

1

12




Итого136 ч



















Календарно - тематический план

по русскому языку

на 2019 – 2020 учебный год.


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Язык и речь (2 ч.)

1.

1

Виды речи, её назначение

02.09-06.09


2.

2

Составление текста по рисунку.

02.09-06.09




Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч.)

3.

1

Признаки текста, построение, типы.

02.09-06.09


4.

2

Формирование навыка смыслового чтения текстов.

02.09-06.09


5

3

Виды предложений по интонации. Предложения по цели высказывания.

09.09-13.09


6

4

Знаки препинания в конце предложения.

09.09-13.09


7

5

Р/р Предложения с обращением. Составление предложений по рисунку.

09.09-13.09


8

6

Главные и второстепенные члены предложения

09.09-13.09


9

7

Распространённые и нераспространенные предложения. Разбор предложений по членам

16.09-20.09


10

8

Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения.

16.09-20.09


11

9

Р/р Связь слов в словосочетании. Составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

16.09-20.09


12

10

Контрольный диктант по теме «Предложение».

16.09-20.09


Слово в языке и речи (14 ч.)

13

Номинативная функция слова. Слова – синонимы, антонимы

23.09-27.09


14

Использование омонимов в речи.

23.09-27.09


15

Слово и словосочетание.

23.09-27.09


16

Р/р Подробное изложение с языковым анализом текста. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

23.09-27.09


17

Части речи и их признаки.

30.09-04.10


18

Р/р Составление текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

30.09-04.10


19

Имя числительное по значению и по вопросам.

30.09-04.10


20

Проверочная работа. Обобщение представлений об изученных частях речи.

30.09-04.10


21

Однокоренные слова.

14.10-18.10


22

Слог, звуки и буквы. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, в корне слов.

14.10-18.10


23

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

14.10-18.10


24

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и в речи».

14.10-18.10


25

Анализ контрольного диктанта. Р/р Изложение повествовательного текста по вопросам или по плану.

21.10-25.10


26

Подготовка к написанию проекта «Рассказ о слове»


21.10-25.10




Состав слова (12 ч.)



27

1

Корень, однокоренные слова.

21.10-25.10


28

2

Сложные слова. Работа со словарём.

21.10-25.10


29

3

Чередующиеся звуки в корне слова.

28.10-01.11


30

4

Значимость окончания в слове.Определение окончания в слове.

28.10-01.11


31

5

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

28.10-01.11


32

6

Значение и образование слов с помощью приставок. Определение приставки в слове.

28.10-01.11


33

7

Определения суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса.

04.18-08.11


34

8

Значение этих значимых частей в слове.

04.18-08.11


35

9

Разбор слова по составу.

04.18-08.11


36

10

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

04.18-08.11


37

11

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

11.11-15.11


38

12

Подготовка к написанию проекта «Семья слов».

11.11-15.11




Правописание частей слова (20 ч.)



39

1

Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова.

11.11-15.11


40

2

Правописание слов с безударными гласными в корне.

11.11-15.11


41

3

Формирование уважительного отношения к истории языка.

25.11-29.11


42

4

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

25.11-29.11


43

5

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов.

25.11-29.11


44

6

Слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

25.11-29.11


45

7

Обобщение о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

02.12-06.12


46

8

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

02.12-06.12


47

9

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

02.12-06.12


48

10

Обобщение знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

02.12-06.12


49

11

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.»

09.12-13.12


50

12

Правописание слов с удвоенными согласными.

09.12-13.12


51

13

Правописание суффиксов.

09.12-13.12


52

14

Правописание приставок.

09.12-13.12


53

15

Правописание приставок и предлогов.

16.12-20.12


54

16

Правописание приставок и предлогов.

16.12-20.12


55

17

Правописание приставок и предлогов. Закрепление.

16.12-20.12


56

18

Правописание слов с разделительным твердым

знаком (ъ).

16.12-20.12


57

19

Р/р Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

23.12-27.12


58

20

Контрольный диктант по теме: «Правописание

частей слова»

23.12-27.12




Части речи





Имя существительное.(25 ч)



59

1

Части речи. Повторение.

23.12-27.12


60

2

Значение и употребление имён существительных в речи.

23.12-27.12


61

3

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

30.12-31.12


62

4

Представление об устаревших словах в русском языке.

30.12-31.12


63

5

Р/р Изложение по самостоятельно составленному плану

09.01-10.01


64

6

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

09.01-10.01


65

7

Подготовка к написанию проекта «Тайна имени».

13.01-17.01


66

8

Изменение имён существительных по числам.

13.01-17.01


67

9

Р/р Работа с текстом. Письмо по памяти.

13.01-17.01


68

10

Имена существительные общего рода.

13.01-17.01


69

11

Формирование навыка культуры речи: норм согласования.

20.01-24.01


70

12

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

20.01-24.01


71

13

Р/р Изложение повествовательного текста по серии картин.

20.01-24.01


72

14

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

20.01-24.01


73

15

Анализ диктанта. Склонение имён существительных.

27.01-31.01


74

16

Изменение имён существительных по падежам.

27.01-31.01


75

17

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.

27.01-31.01


76

18

Именительный падеж.

27.01-31.01


77

19

Родительный падеж.

03.02-07.02


78

20

Дательный падеж.

03.02-07.02


79

21

Винительный падеж.

03.02-07.02


80

22

Творительный падеж.

03.02-07.02


81

23

Предложный падеж. Работа с таблицей «Признаки падежей»

10.02-14.02


82

24

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

10.02-14.02


83

25

Анализ контрольного диктанта. Подготовка к написанию проекта «Зимняя страничка».

10.02-14.02


Имя прилагательное. (15ч.)

84

1

Лексическое значение имён прилагательных.

10.02-14.02


85

2

Связь имени прилагательного с именем существительным.

17.02


86

3

Р/р Использование имён прилагательных в тексте- описании. Составление текста-описания растения в научном стиле.

24.02-28.02


87

4

Р/р Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь».

24.02-28.02


88

5

Род имён прилагательных.

24.02-28.02


89

6

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

24.02-28.02


90

7

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

02.03-06.03


91

8

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

02.03-06.03


92

9

Изменение имён прилагательных по числам.

02.03-06.03


93

10

Р/р Составление текста- описания о животном по личным наблюдениям.

02.03-06.03


94

11

Изменение имён прилагательных по падежам.

09.03-13.03


95

12

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном.

09.03-13.03


96

13

Морфологический разбор имени прилагательного.

09.03-13.03


97

14

Р/р Составление сочинения- отзыва по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».

09.03-13.03


98

15

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

16.03-20.03




Местоимение. (5ч.)



99

1

Анализ контрольного диктанта. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

16.03-20.03


100

2

Личные местоимения единственного и множественного числа.

16.03-20.03


101

3

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

16.03-20.03


102

4

Морфологический разбор предложений. Проверочная работа.

23.03-27.03


103

5

Проверочный диктант по теме: «Местоимение»

23.03-27.03




Глагол. (21ч.)




104

1

Значение и употребление глаголов в речи.

23.03-27.03


105

2

Число. Изменение глаголов по числам.

23.03-27.03


106

3

Р/р Составление текста по сюжетным рисункам.

30.03-03.04


107

4

Неопределённая форма глагола.

30.03-03.04


108

5

Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?

30.03-03.04


109

6

Изменение глаголов по числам.

30.03-03.04


110

7

Комплексная контрольная работа

13.04-17.04


111

8

Времена глаголов.

13.04-17.04


112

9

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

13.04-17.04


113

10

Изменение глаголов по временам.

13.04-17.04


114

11

Р/р Изложение повествовательного текста по опорным словам.

20.04-24.04


115

12

Родовые окончания глаголов в прошедшем времени (-а, -о).

20.04-24.04


116

13

Р/р Составление предложений и текста.

20.04-24.04


117

14

Правописание частицы «не» с глаголами.

20.04-24.04


118

15

Правильное произношение глаголов в прошедшем времени с частицей «не».

27.04-01.05


119

16

Морфологический разбор глагола.

27.04-01.05


120

17

Работа с памяткой. «Порядок разбора глагола». Проверочная работа.

27.04-01.05


121

18

Обобщение знаний о глаголе.

27.04-01.05


122

19

Контрольный диктант по теме «Глагол».

04.05-08.05


123

20

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

04.05-08.05


124

21

Р/р Конференция на тему «Части речи в русском языке»


04.05-08.05




Повторение (12ч.)



125

1

Части речи.

11.05-15.05


126

2

Части речи.

11.05-15.05


127

3

Р/р Обучающее изложение.

11.05-15.05


128

4

Обобщение изученного о слове, предложении.

11.05-15.05


129

5

Правописание окончаний имён прилагательных.

18.05-22.05


130

6

Правописание приставок и предлогов.

18.05-22.05


131

7

Правописание безударных гласных.

18.05-22.05


132

8

Правописание значимых частей слов.

18.05-22.05


133

9

Итоговый контрольный диктант.

25.05-29.05


134

10

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

25.05-29.05


135

11

Р/р Обучающее изложение.

25.05-29.05


136

12

Текст. Типы текстов.

25.05-29.05


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

Практических работ

уроков развития речи

по программе

136

14

12

-

19

выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________________/


«______» ______________ 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Чередова Е.Н./

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!