СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приморская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ Приморская СОШ

___________________ Е.В.Зотова


«____»____________________ 2019 г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ

Приморская СОШ

_____________________ Т.В.Брацук

Приказ № ________________________

От «_______» ___________________ 2019 г.











Рабочая программа

Полухиной Галины Михайловны

по русскому языку для 6 класса


















2019 – 2020 учебный год

Планируемые результаты

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г. сайт: http://standart.edu.ru);

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • Примерная программа по русскому языку для основной школы 2014 год

  • Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова

  • Образовательная программа МБОУ Приморская средняя общеобразовательная школа.

Цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи:

  • воспитывать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры;

  • учить осознавать родной язык как основного средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • учить осознавать эстетическую ценность родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

  • проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;

  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;

  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Личностными результатами учащихся 6 класса основной школы, формируемыми при изучении предмета «Русский язык», являются:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;

- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);

- отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;

- понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека.


Метапредметные результаты изучения предмета «Русский язык» в основной школе проявляются в:
- восприятие высказывания

владеть техникой чтения; осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи;

- анализ текста

определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; находить в тексте типовые фрагменты – описание предмета, повествование, рассуждение – доказательство, оценочные высказывания; определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля;

- воспроизведение текста

подробно или сжато (устно или письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение – доказательство; при подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства;

- создание текста

создавать устные и письменные высказывания, строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование, рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность речи;

- совершенствование текста

находить и исправлять недочеты в построении текста, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания; исправлять речевые и грамматические ошибки.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

- по фонетике и графике

выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, правильно  употреблять букву ё;

- по орфографии

правильно произносить гласные и согласные и их сочетания в составе слов, заимствованные слова, употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать длексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

- по морфемике и словообразованию

выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; в ясных случаях опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение);

- по морфологии

различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

- по орфографии

понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверямых и непроверяемых произношением гласных и согласных: о-е после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа – раст-//- рос-, - лаг-//- лож-, - мер-//- мир; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и др.), приставки на з-(с-) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, рщ; верно употреблять разделительные ъ-ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

- по синтаксису

вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимые слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

- по пунктуации

правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.


Предмет русский язык реализуется в учебном плане школы, исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, учебного плана МБОУ Приморская СОШ на 2019-2020 учебный год, который отводит на изучение предмета 210 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 6 часов.


Содержание учебного предмета

(с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности)


Модуль

Примерное количество часов

1

Введение. О языке

1

2

Речь. Язык, Правописание.

Культура речи (на основе изученного в5 классе)

26

Из них: КР- 2, РР - 7

3

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Речь

62

Из низ: КР – 5, РР - 24

4

Морфология. Речь. Причастие и деепричастие.

59

Из них: КР- 3, РР - 16

5

Морфология. Речь. Имя числительное

16

Из них: КР – 1, РР - 6

6

Морфология. Речь. Местоимение

31

Из них: КР – 2, РР - 9

7

Итоговое повторение орфографии и пунктуации

9


Резервные часы

6


Итого:

210


Формы и методы преподавания:

1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения;

2. Проблемный диалог, беседа;

3. Элементы анализа текста;

4. Лингвистический эксперимент;

5. Редактирование.

6. Объяснительно-иллюстративный.

7. Проектная деятельность;

8. Творческая мастерская;

9. Диспут, дискуссия;

10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;


Формы организации образовательного процесса (классно-урочная):

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • -проверка знаний при помощи тестов;

  • -индивидуальный устный опрос;

  • -фронтальный опрос;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - взаимопроверка;

  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • -письмо под диктовку;

  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;

  • - контрольное списывание;

  • - зрительные диктанты

Название учебно – методического комплекта:

Учебник «Русский язык» М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: «Дрофа», 201?г.

Русский язык. Поурочное разработки под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 6 кл. – М: Дрофа, 201?г ( в электронном варианте)


































Календарно – тематическое планирование 6 класс


Дата

Тема

Зачеты, контрольные и проверочные работы, другие виды работ

план

факт

Введение 1 час

1

02.09


Слово как основная единица языка

Текущий

Речь. Язык, Правописание.

Культура речи (на основе изученного в 5 классе) 26 час

2

03.09


Р.Р. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи

текущий

3

04.09


Морфология и синтаксис как разделы грамматики

текущий

4

05.09


Глагол, имя существительное, имя прилагательное, их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки

текущий

5

06.09


Словосочетание и предложение, как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слово в словосочетании, главные и второстепенные члены предложения

текущий

6

06.09


Простое и сложное предложение

текущий

7

09.09


Предложения с однородными членами, обращениями и прямой речью

текущий

8

10.09


Входной контрольный диктант с грамматическими заданиями

Входной контроль

9

11.09


Работа над ошибками

Коррекция пробелов в знаниях

10

12.09


Р.Р.Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного)


11

13.09


Р.Р.Типы речи


12

13.09


Р.Р.Сочинение-описание по картине С.Ю.Жуковского «Осень. Веранда»

Сочинение

13

16.09


Правописание. Употребление прописных букв


14

17.09


Буквы Ъ и Ь


15

18.09


Орфограммы корня

Словарный диктант

16

19.09


Правописание окончаний слов

Самостоятельная работа

17

20.09


Слитное и раздельное написание НЕ- с глаголами, существительными, прилагательными.

Тестирование

18

20.09


Знаки препинания в конце предложения


19

23.09


Запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении


20

24.09


Пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора

Проверочная работа

21

25.09


Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.


22

26.09


Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительными в именительном падеже


23

27.09


Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного за курс 5 класса».

Тематический контроль

24

27.09


Анализ контрольного диктанта


25

30.09


РР Что мы знаем о тексте.


26

01.10


Р.Р.Тема, основная мысль, микротема.


27

02.10


Р.Р. Сочинение по летним впечатлениям.

Сочинение

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Речь. 62 часа

28

03.10


Части речи и члены предложения


29

04.10


Имя существительное. Роль имени существительного в предложении


30

04.10


Словообразование имен существительных


31

07.10


Словообразовательные цепочки однокоренных слов

Терминологический диктант

32

08.10


Сложносокращенные слова, верное определение их родовой принадлежности


33

09.10


Типичные словообразовательные модели имен существительных


34

10.10


Самостоятельная работа по теме «Словообразование имен существительных»


35

11.10


Анализ самостоятельной работы


36

11.10


Сложные имена существительные

Самостоятельная работа

37

14.10


Правописание сложных имен существительных


38

15.10


Проверочная работа по теме "Правописание сложных имен существительных"

Проверочная работа

39

16.10


Р.Р.Правильное и выразительное употребление имен существительных в речи


40

17.10


Р.Р.Произношение имен существительных


41

18.10


Р.Р.Стили речи.


42

18.10


Р.Р.Разграничение деловой и научной речи


43

21.10


Р.Р.Характеристика научного стиля.


44

22.10


Р.Р.Определение научного понятия. Сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства


45

23.10


Повторение и обобщение материала по теме "Имя существительное"

Самостоятельная работа

46

24.10


Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме "Имя существительное"

Тематический контроль

47

25.10


Анализ контрольного диктанта.


48

25.10


Р.Р.Характеристика делового стиля.


49

28.10


Р.Р.Характерные для делового стиля композиционные формы-инструкция, объявление.


50

29.10


Р.Р.Совершенствование текста.


51

30.10


Имя прилагательное как часть речи.


52

31.10


Роль имени прилагательного в предложении

Сочинение

53

01.11


Словообразование прилагательных


54

01.11


Основные способы образования прилагательных


55

11.11


Типичные словообразовательные модели имен прилагательных


56

12.11


Практикум по теме "Словообразование имен прилагательных"

Зачет

57

13.11


Самостоятельная работа (тестирование) по теме «Словообразование имен прилагательных»

Тестирование

58

14.11


Анализ самостоятельной работы. Работа над ошибками


59

15.11


Правописание сложных имен прилагательных


60

15.11


Правописание сложных имен прилагательных. Прилагательные, обозначающие цвет.

Проверочная работа

61

18.11


Н-НН в имени прилагательном


62

19.11


Употребление Н, НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных


63

20.11


Правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян- в именах прилагательных.


64

21.11


Правописание суффикса -енн- в именах прилагательных.


65

22.11


Обобщение изученного о прилагательном


66

22.11


Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное»

Тематический контроль

67

25.11


Анализ контрольного диктанта.


68

26.11


Р.Р.Употребление прилагательных в речи.


69

27.11


Р.Р.Произношение имен прилагательных в речи


70

28.11


Р.Р.Развитие мысли в тексте


71

29.11


Р.Р.Параллельный и последовательный способ связи


72

29.11


Р.Р.Средства связи – местоимение, деепричастие, синонимы, повтор.

Проверочная работа

73

02.12


Р.Р.Текстовая роль повтора


74

03.12


Р.Р.Нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи


75

04.12


Р.Р.Повтор-недочет. Как исправить текст с неудачным повтором


76

05.12


Р.Р. Подготовка к написанию изложения

Изложение

77

06.12


Р.Р. Написание изложения


78

06.12


Роль глагола в предложении


79

09.12


Словообразование глаголов


80

10.12


Основные способы образования глаголов

Проверочная работа

81

11.12


Значение приставки при-. Правописание приставки.


82

12.12


Значение приставки пре-. Правописание приставки.


83

13.12


Обобщение материала по теме "Морфологические признаки глагола"

Самостоятельная работа

84

13.12


Практикум по теме "Глагол"

Проверочная работа

85

16.12


Буквы Ы-И в корне после приставок


86

17.12


Правописание букв Ы-И в корне.

Самостоятельная работа

87

18.12


Р.Р.Употребление глаголов в речи


88

19.12


Р.Р. Произношение глаголов.


89

20.12


Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Глагол»

Тематический контроль

Морфология. Речь. Причастие и деепричастие. 59 часов

90

20.12


Причастие как особая форма глагола.


91

23.12


Общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия.


92

24.12


Роль причастия в предложении.

Самостоятельная работа

93

25.12


Суффиксы причастий.


94

26.12


Правописание суффиксов причастий.

Проверочная работа

95

27.12


Причастный оборот.


96

09.01


Знаки препинания при причастном обороте.


97

10.01


Правило постановки знаков препинания при причастном обороте.


98

10.01


Самостоятельная работа на тему «Причастный оборот»

Диагностический контроль

99

13.01


Анализ самостоятельной работы


10

14.01


Действительные причастия.


101

15.01


Страдательные причастия.


102

16.01


Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени


103

17.01


Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Проверочная работа

104

17.01


Полные и краткие страдательные причастия


105

20.01


Правописание полных и кратких страдательных причастий


106

21.01


Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий

Проверочная работа

107

22.01


Р.Р.Употребление полных и кратких страдательных причастий в речи.


108

23.01


Р.Р.Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

Сочинение

109

24.01


Р.Р. Написание сочинения-описание по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

Сочинение

110

24.01


Правописание суффиксов действительных причастий.


111

27.01


Правописание суффиксов страдательных причастий.

Диагностический контроль

112

28.01


Слитное написание НЕ- с причастиями


113

29.01


Раздельное написание НЕ- с причастиями


114

30.01


НЕ- с причастиями

Зачет

115

31.01


Склонение причастий


116

31.01


Правописание окончаний причастий


117

03.02


Морфологический разбор причастия


118

04.02


Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Причастие»

Контрольный диктант

119

05.02


Р.Р.Повествование художественного и разговорного стилей.


120

06.02


Р.Р.Повествование в рассказе.


121

07.02


Р.Р.Сжатое изложение. Основные способы сжатия (обучение написанию)


122

07.02


Р.Р.Написание сжатого изложения.

Сжатое изложение

123

10.02


Р.Р.Научный стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства)


124

11.02


Р.Р.Деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства)

Словарный диктант

125

12.02


Деепричастие как особая форма глагола


126

13.02


Общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия.


127

14.02


Синтаксическая роль деепричастия в предложении.


128

14.02


Суффиксы деепричастий

Терминологический диктант

129

17.02


Правописание суффиксов деепричастий


130

18.02


Деепричастный оборот


131

19.02


Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом


132

20.02


Самостоятельная работа по теме "Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом"

Диагностический контроль

133

21.02


Р.Р.Описание места.


134

21.02


НЕ- с деепричастиями.


135

24.02


Правописание НЕ- с деепричастиями.

Самостоятельная работа

136

25.02


Образование деепричастий совершенного вида.


137

26.02


Образование деепричастий несовершенного вида.


138

27.02


РР Употребление деепричастий в речи

Комплексный анализ текста

139

28.02


Р.Р. Тип речи описание


140

28.02


Р.Р. Употребление деепричастий в текстах разных стилей

Комплексный анализ текста

141

02.03


Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Деепричастие»

Тематический контроль

142

03.03


Р.Р.Подготовка к написанию изложения с включением описания места.


143

04.03


Р.Р.Написание изложения с включением описания места.

Проверочная работа

144

05.03


Анализ письменных работ.


145

06.03


Р.Р. Произношение глаголов, причастий и деепричастий


146

09.03


Р.Р.Правила построения предложений с причастными и деепричастными оборотами. Текстообразующая функция деепричастных оборотов


147

10.03


Проверочная работа по теме "Морфология. Орфография."

Тематический контроль

148

11.03


Анализ проверочной работы.


Морфология. Речь. Имя числительное. 16 часов

149

12.03


Имя числительное как часть речи.


150

13.03


Общее грамматическое значение, морфологические признаки числительного.


151

13.03


Синтаксическая функция числительного в предложении.


152

16.03


Числительные простые, сложные и составные.


153

17.03


Правописание простых,сложных, составных числительных.

Зачет по теме урока

154

18.03


Р.Р. Описание состояния окружающей среды.


155

19.03


Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные.


156

20.03


Значение, особенности склонения и правописания количественных, порядковых числительных.


157

20.03


Значение, особенности склонения и правописания собирательных, дробных числительных.

Самостоятельная работа

158

30.03


Р.Р. Нормы употребления числительных в устной речи.


159

31.03


Р.Р. Соединение в тексте разных типов речи.


160

01.04


Р.Р.Правильное чтение ( с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.


161

02.04


Р.Р. Правильное употребление имен числительных в речи в косвенных падежах.

Комплексный анализ текста

162

03.04


Р.Р. Согласование собирательных числительных (оба, обе, двое, трое) с именами существительными.


163

03.04


Контрольная работа по теме "Числительное"

Тематический контроль

164

06.04


Анализ контрольной работы.


Морфология. Речь. Местоимение. 31 час

165

07.04


Местоимения как часть речи


166

08.04


Общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимения.


167

09.04


Синтаксическая роль местоимения в предложении.


168

10.04


Разряды местоимений по значению

Зачет по теме урока

169

10.04


Значение местоимений.


170

13.04


Изменение местоимений и их синтаксическая роль


171

14.04


Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

Промежуточная аттестация

172

15.04


Личные местоимения.


173

16.04


Возвратное местоимение.


174

17.04


Притяжательные местоимения


175

20.04


Указательные местоимения.

Сжатое изложение

176

21.04


Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения с творческим заданием.

Сжатое изложение

177

22.04


Р.Р. Написание сжатого изложения с творческим заданием.


178

23.04


Определительные местоимения.

Проверочная работа

179

24.04


Вопросительно-относительные местоимения.


180

24.04


Вопросительно-относительные местоимения.

Тематический контроль

181

27.04


Контрольная работа по теме "Местоимение"


182

28.04


Анализ контрольной работы


183

29.04


Отрицательные местоимения.


184

30.04


Правописание отрицательных местоимений.


185

04.05


Неопределенные местоимения.


186

06.05


Правописание неопределенных местоимений.


187

07.05


Правописание неопределенных и отрицательных местоимений


188

08.05


Раздельное написание предлогов с местоимениями

Самостоятельная работа

189

08.05


Р.Р. Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Левитана "Лесистый берег".


190

11.05


Р.Р. Написание сочинения по картине И.И. Левитана "Лесистый берег".

Сочинение

191

12.05


Р.Р. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.

Комплексный анализ текста

192

13.05


Обобщение по теме "Местоимение"


193

14.05


Проверочная работа по теме "Местоимение"

Проверочная работа

194

15.05


Анализ проверочной работы


195

15.05


Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

Анализ текста

Итоговое повторение орфографии и пунктуации. 9 часов

196

18.05


Итоговое тестирование

Итоговое тестирование

197

19.05


Анализ итогового тестирования


198

20.05


Повторение по теме "Имя существительное".

Комплексный анализ текста

199

21.05


Повторение по теме "Имя прилагательное".

Комплексный анализ текста

200

22.05


Повторение по теме "Глагол".

Комплексный анализ текста

201

22.05


Повторение по теме "Причастие".

Комплексный анализ текста

202

25.05


Повторение по теме "Деепричастие".

Комплексный анализ текста

203

26.05


Повторение по теме "Числительное".

Комплексный анализ текста

204

27.05


Повторение по теме "Местоимение".

Комплексный анализ текста

Резервные уроки. 6 часов

205

28.05


Резервный урок


206

29.05


Резервный урок


207

29.05


Резервный урок


208



Резервный урок


209



Резервный урок


210



Резервный урок






График контрольных работ по русскому языку по темам в 6 классе


Тема

Дата проведения

1

Вводный диктант с грамматическим заданием

10.09.2019

2

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме "Повторение изученного в 5 классе"

27.09.2019

3

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме "Имя существительное"

24.10.2019

4

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме "Имя прилагательное"

22.11.2019

5

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Глагол»

20.12.2019

6

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Причастие»

04.02.2020

7

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Деепричастие»

02.03.2020

8

Контрольная работа по теме "Числительное"

03.04.2020

9

Промежуточная аттестация

14.04.2020

10

Итоговая контрольная работа

18.05.2020

11



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2013.

2. Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2013. – 224 с.

3. Русский язык. 6 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2013. – 368 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 6 класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2013. – 112 с.

2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 64 с.

4. Львов, В. В. Русский язык. 6 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа, 2010. – 311 с.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк  руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Интернет-ресурсы для ученика и учителя. 

Электронные словари и энциклопедии.

  • Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.

  • Этимологический словарь русского языка М. Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О. Н. Трубачевым).

  • От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка.

  • Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки».

Программы по русскому языку для уроков развития речи.

  • «1С. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией О. И. Руденко-Моргун.

  • Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура» (на CD-ROM)

  • Шедевры русской живописи.

  • 5555 шедевров мировой живописи.

6. Методические материалы в сети.

  • Справочно-информационный портал «Русский язык».

  • Издательский дом «Первое сентября».

  • Информационно-коммуникативные технологии в образовании.

  • Культура письменной речи.

  • Институт содержания и методов обучения РАО.

  • Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения. -

  • 1С: Репетитор - сайт отдела обучающих программ фирмы 1С.

  • Грамотей-клуб - клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». -

  • Словесник. - Режим доступа

  • Российское общество преподавателей русского языка и литературы.

7. Образовательные электронные ресурсы

  • http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  • http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://www scool-collection.edu.ru

Технические средства

1. Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

3. Видеофильмы, аудиозаписи.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, истории, обществознания.





















Контрольно – оценочные материалы

по русскому языку в 6 классе


Входной диктант с грамматическими заданиями

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь.4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту3. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул.4 Оленёнок скрылся в кустах3.

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал2 о том, как убежал оленёнок.


6 класс Контрольный диктант № 2 с грамматическими заданиями по теме «Повторение изученного в 5 классе»


СЛУЧАЙ С МЕДВЕЖАТАМИ


      Однажды я ловил рыбу на выступе скалы. Воздух звенел от крика поздних перелетных птиц. Из леса выбежали три медвежонка. Они прошлепали по мелководью и стали клянчить у меня улов. Я закричал. Медведи испугались и быстро забрались на высокую пихту. 

Наступила ночь, но медвежата все не спускались с дерева. А вдруг малыши голодны?
      Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте. Три пары блестящих черных глаз выглянули из трех пушистых клубков на нижней ветке.
      Я сварил кашу. Она слегка подгорела. Потом разыскал тяжелые миски и разлил по ним еду. Малыши подошли к каше, присели на корточки и съели ее. Раздалось прерываемое взвизгиваниями урчание.

Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Медведи испугались и быстро забрались на высокую пихту. 

2 вариант: Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте.

  1. Морфемный разбор слов:

1 вариант: медвежонка, подгорела, перелетных.

2 вариант: пушистых, присели, мелководью.

  1. Морфологический разбор слова:

1 вариант: на пихту.

2 вариант: из дома.




6 класс Контрольный диктант № 3 с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное».


СОСЕДИ


      Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в желтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промерз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.
      С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.
      Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей. Вечером лесорубы узнали об этом. Негодование их было так сильно, что они хотели отправиться в погоню.

(По Ч.Робертсу)
(107 слов)

Грамматические задания.

  1. Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки.

2 вариант: Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей.

  1. Морфемный разбор слов:

1 вариант: лесорубов, непогода, домиков.

2 вариант: речонки, погоню, припасы.

  1. Морфологический разбор слова:

1 вариант: на лес.

2 вариант: зверей.


6 класс Контрольный диктант № 4 с грамматическими заданиями по теме «Имя прилагательное».


Вариант 1

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. "Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку."

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

(110 слов)

(По Е.Носову.)


Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – (к) лесному (озеру);

2 вариант – мягкий (ковер).

3) Произведите фонетический анализ слов:

1 вариант – озеру;

2 вариант – возок.

4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.



Вариант 2

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – преспокойно;

2 вариант – серебряные.


6 класс Контрольный диктант № 5 с грамматическими заданиями по теме «Глагол».


ЛЕСНОЕ ПОВОДЬЕ


      Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.
      Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.
      Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(По В.Пескову)
(101 слово)

Грамматические задания.


      1. Составьте предложения с глаголами:
      I вариант: гордиться, гордится;
      II вариант: приготовится, приготовиться.


      2. Выпишите из текста

I вариант: 2 глагола совершенного вида;

II вариант: 2 глагола несовершенного вида.


3. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант:  Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

    II вариант: Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.

  1. Произведите морфологический разбор слова:

I вариант: гонит

II вариант: спасаются

Или другой вариант грамматических заданий:

Грамматические задания.

I вариант:


      1. Составьте предложения с глаголами:
      гордиться, гордится;
      

      2. Выпишите из текста

2 глагола совершенного вида;


3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

    

4. Произведите морфологический разбор слова:

гонит


   Грамматические задания.


II вариант:

      

1. Составьте предложения с глаголами:
приготовится, приготовиться.


     2. Выпишите из текста

2 глагола несовершенного вида.


3. Произведите синтаксический разбор предложения:

     Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.

  1. Произведите морфологический разбор слова:

спасаются



6 класс Контрольный диктант № 6 с грамматическими заданиями по теме «Причастие».


  У моря Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
     Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
      Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)


Грамматические задания.


  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 вариант: Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча.

2 вариант: Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

  1. Сделайте морфологический разбор слова:

1 вариант: утомленные

2 вариант: собранного

  1. Сделайте морфемный разбор слов:

1 вариант: плещущееся, покрытое, собранного.

2 вариант: колышущегося, набегавшим, пропитанная.


6 класс Контрольный диктант № 7 с грамматическими заданиями по теме «Деепричастие».

      

      Электричка отъехала, набирая скорость, и я, слившись с толпой, двинулся к заливу. Пришлось идти по дороге, пересеченной корнями сосен, выпиравшими из земли.
      Мы пересекли шоссе, оставляя следы на раскаленном асфальте. Дальше начинался пляж.
      Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув, я направился к воде. Сделав несколько шагов по усеянному камнями дну, окунулся и вскоре доплыл до буйка. Слегка покачиваясь над водой, он подставлял солнцу свой алый бок. Я поплыл дальше, ориентируясь на четкие силуэты кораблей, стоящих на якорях.
      На воде, мелькая, подрагивали колеблющиеся тени от набегавших туч. С криком проносились чайки. Я заплывал все дальше, с радостью преодолевая усталость. На душе было спокойно.
      Неожиданно ощутив под собой бесконечную толщу воды, я поплыл обратно.
      На берег я вышел с приятным чувством усталости. (121 слово)


Грамматические задания.


  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 вариант: Мы пересекли шоссе, оставляя следы на раскаленном асфальте.

2 вариант: Слегка покачиваясь над водой, он подставлял солнцу свой алый бок.

  1. Сделайте морфологический разбор слова:

1 вариант: оставляя

2 вариант: покачиваясь

  1. Сделайте морфемный разбор слов:

1 вариант: набирая, покачиваясь, слившись.

2 вариант: сделав, мелькая, расположившись.

  1. В тексте диктанта графически выделите причастные обороты.


Контрольная работа по грамматике

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить умения: выделять из текста словосочетания;

2. Определять части речи;

3. Проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных;

4. обнаруживать основу предложения;

5. определять члены предложения.



1). Однажды мы н..чевали на Ч..рном оз..ре. 2). С собой мы взяли резинов.. надувн.. лодку и на рассвете выехали на ней л..вить рыбу. 3). Внезапно у самого борта ло..ки вынырнула огромная горбатая спина ч..рной рыбы.

4). Ло..ка зак..ч..лась. 5). Рыба пр..шла под ней и вынырнула снова.

6). Должно быть, это была гиган..ская щука. 7). Она могла задеть своим острым спинным пл..вником резиновую ло..ку и ра..п..роть ее как бритвой.

Задание:

1. Списать текст, выставить пропущенные буквы, объяснить условия выбора.

2. Выписать из текста 5 словосочетаний.

3. В предложении № 7 определить все части речи.

4.Выполнить морфологический разбор: лодку, бритвой

5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5



6 класс Контрольная работа по теме «Имя числительное».

Вариант № 1


1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.


Родина салютует героям

В дни всенародных праз…ников. Родина с…лютует г…роям. 5 августа 1943 года, когда наши войска осв…бодили от гитлеровских з…хватчиков Орел и Белгород, в Москве был произв…ден первый с…лют 12 залпами из 124 орудий. В годы войны более 350 раз гремели победные с…люты, а в день Победы над фашист…ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.


2. Тест


1.Укажи слово, которое не является числительным:

а) шестисотый; б) шестьсот; в) шестикратный; г) шестой


2. Двойных согласных нет в словах:

а) мил..ион; б) двен…адцать; в) один…адцать; г) кол…ичество; д) мил..иард


3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:

а) одна вторая б) пятеро

семеро втрое

семнадцать девяносто восьмой

двенадцатый две восьмых

пятьдесят тридцать один


4. Укажи ряд с количественными числительными:

а) семерка, пятый, один, оба;

б) пятеро, две шестых, три, седьмой;

в) пятак, шесть, десятеро, оба;

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.


5. Укажи те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное «обе».

а) крыши, б) деревни, в) дома, г) озёра, д) подруги, е) комнаты, ж) животные.


6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.

а) семитысячный, б) восемьдесят, в) шестьсот, г) пятидесятый, д) триста.


7. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;

б) две четвертых; д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.


8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.

а) С пятидесятью рублями на рынке делать нечего.

б) За выходные дни зоопарк посетили более девятисот человек.

в) В хранилище осталось около полутора ящиков свеклы.


9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.

а) внимателен к обоим сыновьям;

б) пятеро подруг;

в) три студентки.


10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.

В первую команду были зачислены тридцать четыре школьника, двое из которых заболели. Только три четвертых группы выдержали испытание.


а) (В) первую (команду) - числит.: обозн. порядок при счете, н.ф. – первый; простое, порядк., в форме вин. п., ж. р., ед. ч.; определение.


б) тридцать четыре (школьника) – числит.: обознач. количество, н.ф. – тридцать четыре; сост., колич,, целое; в форме им. п.; входит в состав подлежащего.


в) Двое – числит.: обознач. количество, н.ф. – два; простое, колич., собират.; в форме им. п.; подлежащее.


г) Три четвертых (группы) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три четвертых; сост., колич., дробное; в форме им. п.; входит в состав подлежащего.




6 класс Контрольная работа по теме «Имя числительное».

Вариант № 2


1. Осложненное списывание с грамматическим заданием.

Спиши, вставляя пропущенные орфограммы и записывая числа словами.

Родина салютует героям

В дни всенародных праз…ников. Родина с…лютует г…роям. 5 августа 1943 года, когда наши войска осв…бодили от гитлеровских з…хватчиков Орел и Белгород, в Москве был произв…ден первый с…лют 12 залпами из 124 орудий. В годы войны более 350 раз гремели победные с…люты, а в день Победы над фашист…ой Германией в Москве прогремело 30 залпов из 1 000 орудий.


2. ТЕСТ


1. Укажи числительное:

а) один; б) единичный; в) единица; г) единственный


2. Двойные согласные есть в словах:

а) мил..ион; б) двен…адцать; в) один…адцать; г) кол…ичество; д) мил..иард


3. Найди и выпиши из каждого столбика порядковое числительное:

а) тройной б) две пятых

первый сто восьмой

три четвертых тридцатилетний

обеих пятьсот

один семеро

4. Укажи ряд с количественными числительными:

а) четверка, шестеро, одна седьмая, три;

б) триста, сорок семь, пятеро, две третьих;

в) двое, пятый, пятнадцать, десять;

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.


5. Выпиши те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные «двое», «трое».

а) приятели, б) грабли, в) ученицы, г) куклы, д) брюки, е) студентки.


6. Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.

а) пятьдесят, б) шестисотый, в) двести, г) девятисотый, д) девяносто.


7. Определи числительное, у которого при склонении изменяется только одно слово:

а) шестьдесят два; г) восемьдесят один;

б) две четвертых; д) сто пятнадцать;

в) двадцать восьмой; е) одна четвертая.


8. Определи, в каком предложении в склонении числительного допущена ошибка.

а) Директор гордился своими шестьюдесятью победителями олимпиад и конкурсов.

б) Поликлиника находилась в триста метрах от нашего дома.

в) К полутора часам проведенного под водой времени рискованно было добавлять и несколько минут.


9. Определи, в каком сочетании допущена речевая ошибка.

а) на двух языках;

б) по обеим берегам реки;

в) у троих друзей.


10. Укажите ошибку в морфологическом разборе выделенных слов. Исправьте ее.

К трем пятым стакана муки добавить десять столовых ложек сахара. Из второй миски вылить в кипящую смесь двадцать четыре взбитых белка.


а) (К) трем пятым (стакана) – числит.: обознач. количество, н.ф. – три пятых; сост., колич., целое; в форме дат. п.; входит в состав дополнения.


б) Десять (ложек) – числит.: обознач. количество, н. ф. – десять; прост, колич., целое; в форме вин. п.; входит в состав дополнения.


в) (Из) второй (миски) – числит.: обознач. порядок при счете, н. ф. – второй; прост., порядк.; в форме род. п., ед. ч., ж. р.; определение.


г) Двадцать четыре (белка) – числит.: обознач. количество, н. ф. – двадцать четыре; сост., колич., целое; в форме вин. п.; дополнение.


6 класс Итоговая контрольная работа в форме ГИА.


Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16,  17, 18, 19  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

 

Вариант № 1.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Чёрное и белое;                    Б) думать постоянно;

В) мастер рассказывает;           Г) через лес.

 

2. В каком ряду  слова не являются синонимами?

А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;

Б) известный, популярный, знаменитый, прославленный;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный.


3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделать;            Б) водолазный;

В) неприятный;           Г)  настольный.

 

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нтересный, подп_рать;

В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

 

5. В каком слове пропущена буква е?

А) Гореть в пламен_;             Б) стоять в коридор_;

В) ждать на станци_;              Г) забывать о времен_.

 

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Врач Ахметова прописала больному лекарство.

Б) Наш Марат такой сластёна!

В) На сцене стоял большой черный рояль.

Г) Наша директор выступила на совещании с докладом.

 

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Кирпичик;              Б) замочик;

В) извозчик;                Г) смазчик.

 

8. В каком слове пропущена буква о?

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;

В) ж_лтый;                     Г) ш_пот.

 

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А)  Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б)  классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора)  -  притяжательное;

Г)  железная (дверь) – качественное прилагательное.

 

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта школа вовсе (не)новая.

Б) Новая книга оказалась (не)интересной.

В)  Я допустил (не)значительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

 

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) Дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Б) лу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

 

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

А) Француз__ий;

Б) немец__ий;

В) киргиз__ий;

Г) матрос__ий.

 

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Юго)восточный (район);

Б) (светло) зелёная (листва);

В) (сельско)хозяйственная (академия);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

 

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Сем_надцать;                    Б) восем_сот;

В) спряч_те;                           Г) отреж_те

 

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

А) Думал обо мне – личное местоимение;

Б) через несколько минут – неопределённое местоимение;

В) взял его книгу – притяжательное местоимение;

Г) каждый из нас мечтал – относительное местоимение.


Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

 

Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу. Часто головку куклы заменял утиный клюв. Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

Шитьё из меха требует большого умения и мастерства. С детских лет девочек приучают к нему. Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

 

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

17. Подберите синонимы к слову древними.

18. Из третьего предложения выпишите глагол заменял. Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  третьего абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в вашей республике.

 


6 класс Итоговая контрольная работа в форме ГИА.


Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16,  17, 18, 19  не содержит ответов. Запишите ответы словами.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

 

Вариант № 2.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Большое и красивое;                     Б) ходит  регулярно;

В) автор  высказывает;                       Г) перед школой.

 

2. В каком ряду  слова не являются синонимами?

 

А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;

Б) известность, популярность, знаменитость, признание;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.


3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделка;             Б) непролазный;

В) ненарядный;          Г)  подоконник.

 

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;

В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.

 

5. В каком слове пропущена буква и?

А) Гореть синим пламен_м;            Б) стоять на перрон_ ;

В) встречать на пристан_;               Г) вспоминать о родин_.

 

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Завуч Айдарова пригласила ученика  Иванова в кабинет.

Б) Наш Марсель такой забияка!

В) В клетке находился большой шимпанзе.

Г) Молодая терапевт выступила на совещании с докладом.

 

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

А) Буфетчик;            Б) возчик;            В) подписчик;                Г) работничик.

 

8. В каком слове пропущена буква ё?

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;             В) ж_нглёр;           Г) ш_рты.

 

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

А)  Сухой (воздух) – качественное прилагательное;

Б)  школьная (форма) – относительное прилагательное;

В) заячья (нора)  -  притяжательное;

Г)  деревянная (доска) – качественное прилагательное.

 

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

А) Эта книга  (не)интересная.

Б) Новая папка оказалась (не)нашей.

В)  Я допустил (не)простительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

 

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;

Б) безлу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

 

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

 

А) Рус__ий;       Б) француз__ий;          В) брос__ий;           Г) матрос__ий.

 

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Северо)восточный (регион);

Б) (ярко) зелёная (трава);

В) (желено)дорожный (вокзал);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

 

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Нареж_те;              Б) восем_сот;

В) спряч_те;                Г) восем_надцать;

 

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

 

А) Ему не повезло – личное местоимение;

Б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение;

В) взял её тетрадь – притяжательное местоимение;

Г) всякий из нас просил – относительное местоимение.


Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

 

С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (В Борейко)

 

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ].

17. Подберите синонимы к слову дом.

18.  Из третьего предложения выпишите глагол строили. Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?



6 класс. Комплексный анализ текста по теме «Имя существительное».


  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. 


Из жизн... А. М. Горького.

А. М. Горький родился на Волг..., в Нижнем Новгород.... Мальчик рос у бабушк... и дедушк.... Бабушка сумела передать Алёш... (не)нависть к (не)правде, жестокости и злу. Алёша сам заботился о своём образовани..., много читал. С восьми лет он начал работать. Сначала помощником в магазине обув..., потом поварёнком, сторож...м, посудником на пароходе, гру...иком на пристан....

 

2.     Выпишите 3 существительных, образованных суффиксальным способом, укажите в них суффиксы.

3.     Выполните морфемный разбор существительного (на) пароходе.

4.     Выпишите 2 нарицательных существительных.

5.     Выпишите 2 собственных существительных.

6.     Выпишите существительное с орфограммой «Буквы ч, щ в суффиксе -чик(-щик), обозначьте в нём орфограмму.

7.     Выпишите 2 существительных, имеющих только форму единственного числа.

8.     Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных:

(много чего?) место, дело, яблоко, крыша.

9.     Приведите примеры существительных общего рода - 3 слова (не из текста)

10.  Приведите примеры несклоняемых существительных - 3 слова (не из текста).

11.  Напишите 5 разносклоняемых существительных (не из текста).

 

  

 

6 класс. Комплексный анализ текста по теме «Имя прилагательное».


  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.


Дорога через мещорские леса.

Мещора - остаток лесного океана. Мещорские леса величестве(н,нн)ы, как соборы.

Здесь есть сосновые леса, леса еловые, берёзовые и редкие пятна (широко)листве(н,нн)ых лип, вязов и дубов.

Больш...е насл...ждение идти весь день по этим лесам, по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь дальн...му озеру.

Путь в лесах - это километры т...шины, безветрия. Это белые гр...бы, з...мляника, лиловые колокольчики на полянах, дрож(?) осиновых листьев, торжестве(н,нн)ый свет и, наконец, лесные сумерки, когда в траве г...рят светляки.

Закат т...жело пылает на кронах деревьев, з...лотит их стари(н,нн)ой позолотой. Какой-то (не)понятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

(По К.Г. Паустовскому).

 

2.     Определи тип речи данного текста.

3.     Напиши, что отражает заглавие: тему или идею текста.

4.     Напиши номер  предложения (смотри 1 и 2 абзацы), в котором употреблено сравнение.

5.     Выпиши прилагательные, которые в данном тексте являются эпитетами.

6.     Объясни с помощью схемы постановку тире в 1-ом предложении.

7.     Выпиши из текста 4 относительных и 4 качественных прилагательных.

8.     Выполни словообразовательный разбор выделенных прилагательных.

9.     Образуй степени сравнения от прилагательных яркий, зимний, волчий. Если нельзя образовать степени сравнения, объясни почему.

 


 

 6 класс. Комплексный анализ текста по теме «Глагол».


  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.


Уд...вительный сад выращен в нашем посёлке. В саду с ветк... на ветку перелета...т шустрая птич(?)ка. Спинка у неё серая, грудка ж...лтая, на головке ч...рная шапоч(?)ка. Это - синичка. В сад она пр...летела за жуч(?)ками. Большой вре... нанос...т жуки садам. Одни грызут лист...я на фруктовых д...ревьях, другие портят плоды. Возьмёш(?) яблоко, разлом...ш(?), а внутри червяк. Вот этих вр...дителей и лов...т синица. Увид...т зорким глазом добычу, схват...т её клювом и с...ест.

Даже (не)верит(?)ся, что у маленькой птич(?)ки может быть такой аппетит.

Люди называ...т синицу сторожем наших садов.

 

2.     Озаглавь текст.

3.     Подбери синоним к 1-ому слову текста.

4.     Из 3-его предложения выпиши слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выдели в них суффиксы.

5.     Из 2-ого предложения выпиши слово, образованное приставочным способом.

6.     Из 1-ого предложения выпиши слово с чередующейся гласной в корне, обозначь орфограмму.

7.     Выпиши из текста глаголы в форме 2-ого лица ед. числа.

8.     Выпиши из текста глаголы в настоящем времени, обозначающие постоянные действия.

9.     Выполни морфемный разбор глаголов прилетела, схватит.

10.  Выполни морфологический разбор глагола называют (последнее предложение).

 




 

  6 класс. Комплексный анализ текста по теме «Имя числительное».

 

I.  Раздели текст на абзацы. Спиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Числительные записывай словами.

 

О нашем земляке.

Великая Отечественная война длилась 1417 дней и ночей. Она пр...несла неисч...слимые бе...ствия нашему народу. Были пр...вращены в руины 1710 городов, более 70000 сёл и деревень. Многие наши земляки самоотверженно защ...щали Родину. Среди них был и наш земляк, уроженец  деревни Бабёнки Ковровского района Иван Васильевич Першутов. Бе...страшный лётчик за 93 боевых вылета уничтожил 65 танков, 175 автомашин, 1330 солдат и офицеров вражеской армии. За боевые заслуги ему было посмертно пр...своено  звание Героя Советского Союза. Имя отважного земляка с гордостью носит Новопоселковская школа.

 

II. Выполни следующие задания:

 

1. Напиши цифры словами в словосочетании: в 2009 году.

 

2. Вставь вместо точек числительные оба,обе в нужной форме:

По ... сторонам дороги тянулись поля.

... братьев приняли в секцию.

 

3. Вставь вместо точек числительное полтора:

Вся дорога заняла около ... суток.

 

4. Укажи, к каким частям речи относятся слова с числовым значением:

пятёрка, пятак, пятиэтажный, пятый, впятером, пятимиллионный.

 

5. Прочитай текст и ответь на вопрос.

Во время школьных соревнований по прыжкам в длину хорошие результаты показали ..., ..., ....(пропущены фамилии). Все трое включены в сборную команду района.

Кто эти трое: юноши или девушки? Почему?

 


 

6 класс.   Комплексный анализ текста по теме «Местоимение».


1.     Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

 

Две женщины брали воду из колодца. Подошла (к)ним третья. А на камешке старич...к о...дохнуть пр...сел.

Вот ра(с,сс)казывает одна женщина другой что сын её сильный ловкий. (Н...)кто (с)ним (не)сладит. А другая ск...зала что её сын поёт хорош.... (Н...)(у)кого такого голоса нет. Третья (н...)чего о сыне (не)ра(с,сс)казывала.

Набрали женщины полные вёдра и пошли домой. Им (на)встречу три мальчика. Один бежит кувыркается колесом ходит. Другой идёт и поёт.

А третий подош...л к матер... взял вёдра и понёс их.

Спрашивают женщины старика: « Кто тебе из наших сыновей понравился?» Отвечает старик: « Где они? Я только одного сына и вид...л».

(По В. Осеевой).

2.     Озаглавь текст.

3.     Определи тип речи и стиль данного текста.

4.     Определи вид связи предложений текста.

5.     Как ты думаешь, почему старик так ответил женщинам? Напиши своё мнение.

6.     Напиши сверху над всеми местоимениями последнего абзаца разряд по значению.

7.     Напиши начальную форму местоимений: (к)ним, (ни)(у)кого, (ни)чего.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!