Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Рекомендовано Утверждено
на заседании МО на заседании МС к утверждению приказом №__55__
учителей начальных педагогическим советом
классов. Протокол №1 от Протокол №1 от от
Протокол №1 от
«29 » августа2022г. « 30 »августа2022г. « 30 »августа 2022г. « 01» сентября 2022г.
Руководитель МО Председатель МС Председатель педсовета Директор школы
_______________ _______________ _______________ _______________
В.М.Гукова Н.В. Афанасьева С.И.Пшеничных С.И.Пшеничных
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
Разработана: учителем начальных классов
1 квалификационной категории
Куркиной Галиной Алексеевной
Класс: 2
Уровень: базовый
Недельная нагрузка: 5 часов
Учебный год: 2022 - 2023
Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон «Об образовании» в Российской Федерации
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерные программы основного начального общего образования по предмету «Русский язык»: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение, 2017.
Авторская программа: В.П. Канакина.
Федеральный перечень учебников на2022-2023 учебный год
Учебный план образовательного учреждения МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области на 2022-2023 учебный год
Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обязательный минимум содержания образовательной программы.
Общая характеристика учебного предмета
Целями изучения предмета «Русский язык» по УМК «Школа России» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотвор-ный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Место в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану Муниципального образовательного учреждения «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на изучение предмета «Русский язык» выделяется 170 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Общая характеристика Рабочей программы
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе примерной программы основного начального общего образования по предмету «Русский язык»: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение, 2017, авторской программы В.П. Канакиной, учебного плана и основной образовательной программы Муниципального образовательного учреждения «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области.
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
По разделу «Наша речь» изменений не внесено (5ч.)
По разделу «Текст» изменений не внесено (16 ч.)
По разделу «Слова, слова, слова…..» изменений не внесено (21ч.)
По разделу «Звуки и буквы» изменений не внесено (33ч.)
По разделу «Правописание буквосочетаний» изменений не внесено (29ч.)
По разделу « Части речи» изменений не внесено (46ч.)
По разделу «Повторение» вместо 17 часов запланировано 13ч.
Резервные часы- 7 ч.
Данные изменения внесены с целью закрепления знаний, умений и навыков у младших школьников по таким разделам русского языка, как фонетика, лексика, графика, орфоэпия, морфемика, морфология и синтаксис.
Срок реализации Рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
Учебный год состоит из 34 учебных недель. По учебному плану Муниципального образовательного учреждения «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на изучение учебного предмета «Русский язык» предусмотрено 5 часов в неделю. Итого 170 часов в год (34 учебные недели). Данный курс планируется изучить за 166 часов и 4ч. – резерв.
Особенности контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:
стартовые диагностические работы на начало учебного года
стандартизированные письменные и устные работы
интегрированные контрольные работы
тематические проверочные (контрольные) работы;
проекты
творческие работы
диагностические задания
самоанализ и самооценка.
Учебно – методический комплект (УМК):
Для реализации целей и задач обучения технологии по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Учебник «Русский язык». 3-е изд., М.: Просвещение, 2017.
Канакина, В.П. Рабочая тетрадь «Русский язык». 2-е изд., М.: Просвещение, 2017.
Формирование у обучающихся универсальных способов деятельности Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание тем учебного курса
Наша речь (5 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
Различать диалог и монолог.
Использовать знания по теме в новых условиях.
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Текст (16 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
Различать диалог и монолог.
Использовать знания по теме в новых условиях.
Познавательные УУД:
Различать предложение и группу предложений.
Определять тему, главную мысль текста.
Выделять части текста.
Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.
Самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его описания.
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме.
Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение.
Списывать текст, проговаривать его по слогам.
Находить основу и второстепенные члены предложения.
Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.
Находить главные члены предложения.
Различать распространённые и нераспространённые предложения.
Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому.
Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли.
Находить, анализировать и исправлять свои ошибки.
Видеть и правильно записывать слова с орфограммами
Классифицировать ошибки по орфограммам
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Слова, слова, слова…(21 ч.).
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Определять лексическое значение слов
Различать однозначные и многозначные слова.
Различать прямое и переносное значение слов.
Различать оттенки значений синонимов.
Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи.
Находить в тексте орфограммы и правильно писать слова с ними.
Классифицировать ошибки по орфограммам
Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
Делить слова на слоги.
Находить в словах ударный слог
Переносить слова с одной строки на другую.
Писать сочинения по серии картинок.
Умение осознанно и произвольно строить своё речевое высказывание.
Видеть в словах орфограммы.
Объяснять допущенные ошибки, исправлять их.
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Звуки и буквы (33 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов.
Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке.
Писать имена собственные с большой буквы.
Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами.
Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами
Объяснять допущенные ошибки, исправлять их
Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове.
Видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в коне слова.
Писать сочинение
Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами
Различать гласные и согласные звуки.
Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.
Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме.
Составлять рассказ по картинке.
Решать логические задачи по русскому языку.
Обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Определять орфограмму и правильное написание слов.
Письменно излагать свои мысли, писать письма.
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Правописания буквосочетаний (29 ч.)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы.
Находить в словах изученные орфограммы.
Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам.
Выбирать способы решения, соотносить задания с изученными темами
Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой.
Устанавливать аналогии
Характеризовать парные звонкие и глухие согласные
Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы.
Находить в словах изученные орфограммы на слух.
Применять правила правописания
Сопоставлять произношение и написание слов
Писать и переносить слова с разделительным мягким знаком.
Безошибочно писывать текст с орфографическим проговариванием.
Писать сочинение
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Части речи (46 ч.)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Использовать специальную терминологию
Распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Распознавать собственные имена существительные.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы
Применять правила правописания
Изменять имена существительные по числам.
Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами.
Определять число глаголов.
Писать частицу НЕ раздельно с глаголами.
Распознавать текст – повествование и выделять его характерные признаки.
Находить прилагательные в тексте
Устанавливать связь между существительным и прилагательным.
Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу
Определять число имени прилагательного.
Распознавать текст – описание и выделять его характерные признаки.
Устанавливать связь между существительным и прилагательным.
Осознавать предлог как часть речи.
Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов.
Писать предлоги отдельно от других слов.
Классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами.
Осознавать местоимение как часть речи.
Распознавать текст – рассуждение и выделять его характерные признаки.
Писать местоимения отдельно от других слов.
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Оформлять свои мысли письменно.
Повторение (13 ч.).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Личностные:
1.Делать выводы о значении речи в жизни человека.
2. Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
3. Осознание роли языка и речи в жизни человека.
4. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
5. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
6. Нравственно-этическая ориентация.
Познавательные УУД:
Отличать текст от предложения
Соотносить словесные и зрительные образы.
Отличать предложение от группы слов.
Распознавать однокоренные слова по двум признакам.
Распознавать части речи.
Проводить фонетический анализ слова.
Применять правила правописания.
Видеть орфограммы в слове.
Использовать полученные знания.
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Аргументировать свою позицию
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение составлять план и последовательность действий на уроке.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД:
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Анализировать и делать выводы.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Умение слушать и понимать речь других
Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Резерв (7 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
названия и порядок букв русского алфавита,
признаки гласных и согласных звуков,
ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,
правила переноса слов.
Учащиеся должны уметь
безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн;
правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода — по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
писать раздельно предлоги со словами;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарем (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематика.
Список литературы для учителя:
Дмитриева, О.И. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной. Новое изд., М.: ВАКО, 2017.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Учебник «Русский язык». 3-е изд., М.: Просвещение, 2017.
Канакина, В.П. Рабочая тетрадь «Русский язык». 2-е изд., М.: Просвещение, 2018
Позолотиа, И.В., Тихонова, Е.А. КИМы. 2-е изд. Переработанное., М.: ВАКО, 2017.
Примерные программы основного начального общего образования по предмету «Русский язык»: «Сборник рабочих программ» «Школа России» М.: Просвещение, 2017.
Список литературы для обучающихся:
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. Учебник «Русский язык». 3-е изд., М.: Просвещение, 2017
Канакина, В.П. Рабочая тетрадь «Русский язык». 2-е изд., М.: Просвещение, 2018
Позолотиа, И.В., Тихонова, Е.А. КИМы. 2-е изд. Переработанное., М.: ВАКО, 2017
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе (5 ч. в неделю 170 ч.)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Домашнее задание |
Наша речь (5 ч.) |
| | | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | У. 2 с. 6 |
| | | Что можно узнать о человеке по его речи? | Записать слова приветствия. |
| | | Как отличить диалог от монолога.? | у.11 с.14 |
| | | Проверка знаний | Приготовить монолог |
| | | Что такое текст? | у.14 с.18 |
Текст (16 ч.) |
| | | Что такое тема текста и главная мысль текста? | Нарисовать рисунок на тему "Сентябрь" |
| | | Части текста | Выучить правила с.20 |
| | | Диктант | |
| | | Работа над ошибками | Выписать 10 слов на "жи – ши" |
| | | Что такое предложение? | У.23 с.25 |
| | | Как из слов составить предложение? | у .28 |
| | | Контрольное списывание | |
| | | Что такое главные члены предложения? | У.32 с.30 |
| | | Что такое второстепенные члены предложения? | Выучить правило |
| | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | у.36 прав.с.33 |
| | | Что такое распространенные нераспространенные предложения? | у.42 с.32 |
| | | Как установить связь слов в предложении? | у.46 |
| | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | Оформить сочинение |
| | | Анализ сочинении. | |
| | | Контрольный диктант. | |
| | | Работа над ошибками. | Повторить правила. |
Слова, слова, слова….(21 ч.) |
| | | Что такое лексическое значение слова? | у. 52 с.44 |
| | | Что такое лексическое значение слова? | у.57 с.46 |
| | | Что такое однозначные и многозначные слова? | у.61.с.49 |
| | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | у.65 с.51 |
| | | Что такое синонимы? | у.70 с.54 |
| | | Что такое антонимы? | у.74.с.56 |
| | | Что такое антонимы? | Подобрать к словам антонимы |
| | | Контрольный диктант | |
| | | Работа над ошибками. | Повторить изученные правила |
| | | Что такое родственные слова? | у. 79 с.59 |
| | | Что такое родственные слова? | у.83 с.60 |
| | | Что такое корень слова? | У.88 с.62 |
| | | Что такое однокоренные слова? | у.92 с.64 |
| | | Какие бывают слоги? | у.98 с.67 |
| | | Как определить ударный слог? | у.104.с.69 |
| | | Как определить ударный слог? | Поставить в словах ударения. |
| | | Как переносить слова с одной строки на другую? | у.107 с.71 |
| | | Обучающее сочинение по серии картинок. | у.111 с.72 |
| | | Проверочная работа. | Повторить правила. |
| | | Контрольный диктант. | |
| | | Работа над ошибками | т.с.40 |
Звуки и буквы (33 ч.) |
| | | Как различать звуки и буквы? | у.120 с.80 |
| | | Как мы используем алфавит? | у.123 с.82 |
| | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | у.139 с.91 |
| | | Как определить гласные звуки? | прав.с.89 |
| | | Контрольный диктант | |
| | | Работа над ошибками | Повторить правила. |
| | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | у. 145 с.95 |
| | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | у.147 с.97 |
| | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | у.154 с.100 |
| | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | у.158 с.101 |
| | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | у.161 с.103 |
| | | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. | у .165 с.105 |
| | | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. | у.174 с.110 |
| | | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. | Записать слова по теме "животные" |
| | | Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. | у. 178 |
| | | Развитие речи. Обучающее сочинение. | Переписать сочинение с учётом исправлений |
| | | Диктант. | |
| | | Работа над ошибками. | Записать слова с безударной гласной в корне |
| | | Как определить согласные звуки? | у.181 с.113 |
| | | Согласный звук й и буква и краткое. | у.185 с.115 |
| | | Согласный звук й и буква и краткое. | у.187 с116 |
| | | Слова с удвоенными согласными. | выписать 8 слов с удвоенными согласными |
| | | И в шутку и в серьёз. Развитие речи. Наши проекты. | Приготовить проект и выступить с ним |
| | | Твердые и мягкие согласные звуки. | с. 122, у.197 |
| | | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | у.201 с.123 |
| | | Как обозначить мягкость согласного звука на письме. | Выучить правило. |
| | | Правописание с мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | у.206 с 126 |
| | | Правописание с мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | у.207 с126 |
| | | Контрольный диктант | |
| | | Проверочная работа. | |
| | | Работа над ошибками | Написать письмо Деду Морозу. |
| | | Наши проекты. Пишем письмо. | |
| | | Обобщающий урок | Словарные слова выучить |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч.) |
| | | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | у.5 с.5 |
| | | Развитие речи. Обучающее изложение | Приготовить диктант для соседа |
| | | Повторение темы "Твердые и мягкие согласные" | у.10с.7 |
| | | Контрольный диктант. | |
| | | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | т.с.6 |
| | | Наши проекты. Рифма. | Подготовить проект. |
| | | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | у.15 с.11 |
| | | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | у.20 с.13 |
| | | Проверь себя. | у.21 с.14 |
| | | Как отличить звонкие согласные от глухих? | Приготовить задания для соседа с парными согласными. |
| | | Как отличить звонкие согласные от глухих? | Придумать пары слов с парными согласными |
| | | Проверка парных согласных в корне слова. | у .31 с.20 |
| | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Выписать из словаря 5 слов с парными согласными. |
| | | Изложение повествовательного текста. | |
| | | Правописание парных звонких согласных на конце слова. | у.39 с.24 |
| | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | у.45 с.26 |
| | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | у.46 с.27 |
| | | Изложение повествовательного текста. | у.49 с.28 |
| | | Проверка знаний. | Написать самодиктант из 10 слов |
| | | Диктант | с.35 №61 |
| | | Работа над ошибками. | Придумать диктант для соседа |
| | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | у.55 с.33 |
| | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | у.60 с.35 |
| | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | у.61 с35 |
| | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | у.65 с.37 |
| | | Контрольное списывание. | Подготовиться к сочинению. |
| | | Обучающее сочинение "Зимние забавы" | Проиллюстрировать сочинение |
| | | Проверка знаний | Словарные слова |
| | | Обобщение изученного материала. | Придумать диктант для соседа |
Части речи (46 ч.) |
| | | Что такое части речи? | у.71 с.42 |
| | | Что такое части речи? | у.75 с.44 |
| | | Что такое имя существительное? | у.78 с.46 |
| | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | у.82 с.49 |
| | | Собственные и нарицательные имена существительные. | у.91 с.53 |
| | | Собственные и нарицательные имена существительные. | у.95 с.55 |
| | | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | Написать текст "Моя любимая книга" |
| | | Заглавная буква в написании кличек животных | Принести фото любимого животного |
| | | Заглавная буква в географических названиях. | у.101 с.60 |
| | | Обучающее изложение. | Придумать вопросы о существительном |
| | | Обобщение знаний о написании о написании слов с заглавной буквы | Повторить изученные орфограммы |
| | | Диктант | |
| | | Работа над ошибками | с.69 №119 правило |
| | | Единственное множественное число имён существительных. | у.106 |
| | | Единственное множественное число имён существительных. | у.112 |
| | | Единственное множественное число имён существительных. | у.114 |
| | | Обучающее изложение. | Подготовиться к проверочной работе |
| | | Проверка знаний. | Словарные слова |
| | | Диктант. | с.75 №130 правила |
| | | Работа над ошибками. | Повторить правила о существительном |
| | | Что такое глагол? | Из текста выписать 10 глаголов |
| | | Что такое глагол? | у.123 с.71 |
| | | Что такое глагол? | у.127 |
| | | Единственное и множественное число глаголов. | у.130 с.75 |
| | | Правописание частицы не с глаголами. | у.138 с.79 |
| | | Обобщение и закрепление знаний о глаголе. | у.143 с79 |
| | | Что такое текст-повествование? | у.145.с.82 |
| | | Проверка знаний. | Повторить всё о глаголе |
| | | Что такое имя прилагательное? | у.150 с.87 |
| | | Связь имени прилагательного с именем существительным. | у.154 с.90 |
| | | Прилагательные близкие и противоположные по значению | у.157 с.91 |
| | | Единственное и множественное число имен прилагательных. | у.162 с.94 |
| | | Что такое текст-описание? | у.166.с.96 |
| | | Проверка знаний | у.170 с.98 |
| | | Общее понятие о предлоге. | у.186 с.109 |
| | | Раздельное написание предлогов со словами. | у.190 с.110 |
| | | Восстановление предложений. | у.188 с.110 |
| | | Проверка знаний | |
| | | Диктант | |
| | | Работа над ошибками | Повторить правила о прилагательном |
| | | Что такое местоимение? | у.172 с.101 |
| | | Что такое местоимение? | у.176 с.103 |
| | | Что такое текст-рассуждение? | у.182 с.106 |
| | | Проверка знаний. | у.5 с.107 |
| | | Контрольный диктант | |
| | | Работа над ошибками | Повторить правила |
Повторение (13 ч.) |
| | | Повторение по теме "Текст" | у.195 с.117 |
| | | Сочинение по картине | Отредактировать сочинение |
| | | Повторение по теме "Предложение" | у.198 с.120 |
| | | Повторение по теме "Слово и его значение" | у.205 с.121 |
| | | Повторение по теме "Части речи" | у.209 с.122 |
| | | Повторение по теме "Звуки и буквы" | у.212.с.124 |
| | | Повторение по теме "Правила правописания" | с.120 №202 |
| | | Повторение. Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. | с.120 №202 |
| | | Повторение. Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | с.122 №207 |
| | | Повторение .Части речи. | с.123 №210 |
| | | Повторение. Звуки и буквы. | с.126 №217 |
| | | Повторение. Правила правописания. | с.128 №223 |
| | | Комплексная проверочная работа. | |
Резерв (7 ч.) |
| | | Резервный урок | |
| | | Резервный урок | |
| | | Резервный урок | |
| | | Резервный урок | |
| | | Резервный урок | |
| | | Резервный урок | |
| | | Резервный урок | |
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |