СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса (далее Программа) составлена    на основе авторской программы «Русский язык»1-4 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (Школа России. Сборник программ в 2 ч. Ч 1/

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса (далее Программа) составлена на основе авторской программы «Русский язык»1-4 класс / Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (Школа России. Сборник программ в 2 ч. Ч 1/ - М.: Просвещение, 2011, с. 283)


Целью Программы является: учить осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.


На основании авторской программы «Русский язык» (авт. В.П. Канакина и др)// Школа России. Сборник программ в 2 ч. Ч 1/ - М.: Просвещение, 2011, на изучение предмета во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю). Из них:

- практических работ -14ч

- проектов -4ч

В авторскую программу изменения не внесены


Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения, при этом используются следующие типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, контрольные уроки. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная.

Уделяется большое внимание на уроке работе учащихся со словарями.

Используются нетрадиционные формы обучения (урок-исследование, урок- игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок « Грамматический бой», урок-аукцион, экскурсия, проект работа в группах, коллективное написание сочинений), которые позволяют выявить одаренных детей, открыть образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию деятельностного подхода к обучению русскому языку.




Общая характеристика учебного предмета

Цели данной рабочей программы обучения в области изучения предмета «Русский язык»:

• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуника­тивных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятель­ности.

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс, с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012, 1 ч- 143 с, 2ч-143с.

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.


Место учебного предмета в учебном плане


На реализацию программы по русскому языку в базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития и мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


  • представление о своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия


  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Познавательные УУД


  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.


Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты


Общие предметные результаты освоения программы


  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • первоначальные умения проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы


Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.


Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика


Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);

  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • определять ударный и безударные слоги в слове;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.


Лексика


Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

    • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.


Состав слова (морфемика)


Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).


Обучающийся получит возможность научиться:

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.



Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.


Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • устанавливать связи слов между словами в предложении;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • находить предложения с обращениями.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • — применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

  • разделительный мягкий знак (ь);

  • знаки препинания конца предложения (. ? !);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • — применять орфографическое чтение при письме под диктовку и при списывании;

  • — безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

  • — писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.



Содержание учебного предмета


Наша речь. Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.


Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях

Слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями

Словообразующая функция ударения.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.


Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Звуки и буквы.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголом



































Календарно-тематическое планирование по русскому языку

во 2 классе.

урока

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведение

Комментарий учителя

план

факт

Наша речь (2ч.)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи.

1




Диалог и монолог.

1




Текст (2ч.)

Текст. (Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие)

1




Части текста (Построение текста: вступление, основная часть, заключение.)

1




Предложение (10ч.)

Предложение как единица речи. (Наблюдение за значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении.)

1




Знаки препинания конца предложения

1




Входная контрольная работа

1




Главные члены предложения (основа).

1




Второстепенные члены предложения.

1




Подлежащее и сказуемое — главные члены пред­ложения.

1




Распространённые и нераспространённые пред­ложения.

1




Связь слов в предложении.

1




Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины ху­дожника И. С. Остроухова (в «Картинной гале­рее» учебника). *Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (ри­совать), яблоко (яблочко), яблоня.

1




Контрольная работа«Текст. Предложение»

1




Слова, слова, слова … (15ч.)

Слово и его значение (3ч.)

Работа над ошибками. Слово и его значение

1




Однозначные и многозначные слова..

1




Прямое и переносное значения слов

1




Синонимы и антонимы (3 ч.)

Синонимы.Работа со словарем синонимов





Антонимы.Работа со словарем антонимов

1




Р/р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1




Однокоренные слова (4ч.)

Работа над ошибками. Родственные (однокоренные) слова.

1




Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

1




Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чениях.

1




Единообразное написание корня в однокоренных словах. *Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный). Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

1




Слог. Ударение. Перенос слова (5ч.)

Контрольный словарный диктант Слог. Слогообразующая роль гласных звуков.

1




Ударение. Словообразующая функция ударения. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в со­ответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. *Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.

1




Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). *Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, го­товность прийти им на помощь (на основе нрав­ственного содержания текстов учебника).

1




Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

1




Контрольный диктант за I четверть

1




Звуки и буквы (49ч.)

Звуки и буквы (повторение и уточнение представлений) (1ч.)

Работа над ошибками. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот

1




Русский алфавит, или Азбука (2ч)


Значение алфавита. Знание алфавита. Правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями.*Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.

1




Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом»

1




Гласные звуки (повторение и обобщение представлений) (1ч.)

Редактирование текста. Работа над ошибками. Признаки гласного звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозна­чают один гласный звук и указывают на мяг­кость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й'] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

1




Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (13ч.)

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1




Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1




Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1




Особенности проверяемых и проверочных слов

1




Особенности проверяемых и проверочных слов

1




Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова

1




Изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным

1




Упражнения в написании слов с безударными гласными

1




Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1




Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). *Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.

1




Упражнения в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов

1




Контрольная работа «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1




Р/р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» Наблюдение над использованием речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

1




Согласные звуки (повторение и углубление представлений) (2ч.)

Редактирование текста. Работа над ошибками Признаки согласного звука.*Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь.

1




Согласный звук [й,] и буква «и краткое» *Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

1




Слова с удвоенными согласными (2ч.)

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.*Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).

1




Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси».

1




Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (1ч.)

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Упражнения в обозначении мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь

1




Мягкий знак (ь) (2ч.)

Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.*Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки.

1




Контрольный словарный диктант. Р/р.Работа с текстом.Составление ответов на вопросы к тексту. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости.

1




Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (6 ч).

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.Орфоэпические нормы произношения слов с со­четаниями чн, чт([ш]то, наро[ш]но).*Слова с непроверяемым написанием: тарелка.

1




Р/р. Работа с текстом.

1




Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.

1




Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Слова с непроверяемым написанием:това­рищ, щавель, метель.

1




Р/р. Работа с предложением и текстом

1




Контрольный диктант «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1




Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не парные) и их обозначение буквами.

1




Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (11ч.)

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

1




Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука в корне перед согласным

1




Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным

1




Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласных звуков в конце слова.

1




Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными

1




Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова

1




Особенности проверяемых и проверочных слов. (для правила обозначения буквой парного по глу­хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.)

1




Особенности проверяемых и проверочных слов на конце слова и перед согласными (для правила обозначения буквой парного по глу­хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.)

1




Способы проверки написания буквы, обознача­ющей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова. (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. "Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог.

1




Способы проверки написания буквы, обознача­ющей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне

1




Р/р. Работа с предложением и текстом

1




Обобщение знаний об изученных правилах письма (3ч)

Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и пар­ных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова (проводится в про­цессе изучения всей темы).

1




Проверочный диктант «Правописание гласных и согласных в корне слова».

1




Р/р. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.





Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч)

Использование на письме разделительного мягкого знака. Урок – исследование Наблюдение над произношением слов с разде­лительным мягким знаком. *Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).

1




Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи

1




Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1




Контрольная работа «Звуки и буквы. Правописание изученных орфограмм»

1




Части речи (51ч.)

Части речи (2 ч)

Работа над ошибками. Общее представление об частях речи

1




Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией.*Слова с непроверяемым написанием: месяц.

1




Имя существительное (14 ч)

Имя существительное как часть речи. *Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

1




Значе­ние и употребление в речи имен существительных

1




Упражнение в определении имен существительных в речи

1




Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда. *Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).

1




Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

1




Собственные и нарицательные имена существительные

1




Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, географических названиях. Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия сво­его города (посёлка). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.

1




Р/р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.

1




Контрольный словарный диктант. Число имён существительных.

1




Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).

1




Контрольное списывание текста. Обобщение знаний об имени существительном

1




Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Развитие логических действий анализа, сравне­ния, классификации, дифференциации, доказа­тельства при определении признаков имени существительного.

1




Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

1




Проверочная работа «Имя существительное»

1




Глагол (11ч.)

Глагол как часть речи (общее представление)

1




Употребление глаголов в речи

1




Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике.

1




Р/р. Составление рассказа по репро­дукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

1




Число глагола. Изменение глагола по числам.

1




Формирование навыка правильного употребле­ния глаголов в речи (одеть и надеть). *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.

1




Правописание частицы не с глаголом.

1




Р/р. Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений.

1




Текст-повествование и роль в нём глаголов

1




Р/р. Составление текста-повествования на предложенную тему. Составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

1




Контрольный диктант за III четверть

1




Имя прилагательное (12 ч)

Работа над ошибками Имя прилагательное как часть речи:

1




Значение и употребление имен прилагательных в речи.

1




Связь имени прилага­тельного с именем существительным

1




Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык.

1




Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1




Единственное и множественное число имён прилагательных. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

1




Изменение имён прилагательных по числам.

1




Текст-описание и роль в нём имён прилага­тельных.Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1




Р/р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

1




Р/р. Составление текста-описаниянатюрморта по репродукции картиныФ.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1




Редактирование текста. Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном *Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

1




Контрольный словарный диктант. Обобщение знаний об имени прилагательном

1




Местоимение (4ч.)

Местоимение (личное) как часть речи: его зна­чение, употребление в речи (общее представление)

1




Р/р. Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными. Составление текста из предложений с нарушен­ной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. *Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).

1




Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Р/р. Работа с текстом.

1




Проверочная работа «Местоимение»

1




Предлоги (5 ч)

Предлоги. Роль предлогов в речи.

1




Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

1




Правописание предлогов с именами существи­тельными..*Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.

1




Р/р. Редактирование текста; восста­новление деформированного повествовательно­го текста.

1




Проверочная работа «Части речи»

1




Проект«В словари — за частями речи!»

1




Повторение (8ч.)

Текст. Виды текста.

1




Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1




Контрольная итоговая работа за 2 класс

1




Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова

1




Прямое и переносное значение слов. Слова-синонимы. Слова-антонимы

1




Части речи, их отличительные признаки.

1




Итоговый контрольный диктант

1




Упражнение в распознавании частей речи

1




Проверочная работа «Части речи»

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!