Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МО учителей __________ Протокол «___» От__________2018г. | Согласовано Зам. Директора по УВР _______М.А. Зырянова | «Утверждаю» Директор МБОУ НСОШ №1 _________ Н.М. Елисеенко «______»________2018г. |
Рабочая программа
По учебному предмету (курсу)
Русский язык
Наименование курса
2 «Б» класс
1-4 класс
Составитель: Моисеева Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Категория: первая
Нижнеангарск -2018 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
- примерной программе по предмету, направленной Министерством образования и науки РФ;
-основной образовательной программе МБОУ «Нижнеангарская СОШ№1»
- федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях
- Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»
Рабочая программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности учащихся, специфику ОО.
Рабочая программа составляется на уровень начального образования.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования обще-учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши1, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑ повествования, сочинения‑ описания, сочинения‑ рассуждения.
Тематическое планирование
по русскому языку
Класс 2 «Б»
Учитель: Моисеева Надежда Алексеевна
Количество часов по учебному плану
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных работ -11.
Планирование составлено на основе УМК «Школа России»
Учебник: Русский язык. 2 кл. В 2 ч.: учебник /Т.Г.Рамзаева.-16-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016г.
Табличное представление тематического планирования
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид контроля |
ПОВТОРЯЕМ, ТО ЧТО ЗНАЕМ (5 Ч) |
1. | Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении | 1 | текущий |
2. | Предложение и слово | 1 | текущий |
3 | Слово и слог | 1 | текущий |
4-5 | Звуки и буквы | 2 | тематический |
РЕЧЬ (4 Ч) |
6 | Речь в жизни человека. | 1 | текущий |
7 | Речь устная и письменная. | 1 | текущий |
8-9 | Выделение предложений в устной и письменной речи. | 2 | текущий |
ЗВУКИ И БУКВЫ ( 11 Ч) |
10 | Особенности звуков и букв. | 1 | текущий |
11 | Гласные и согласные звуки. | 1 | текущий |
12 | Гласные звуки и буквы. | 1 | текущий |
13 | Слова с буквой э в начале слова. | 1 | текущий |
14 | Письменные ответы на вопросы к тексту. | 1 | текущий |
15 | Речевой этикет. Слова-приветствия. | 1 | текущий |
16 | Конрольная работа (входная) | 1 | тематический |
17 | Согласные звуки и буквы. | 1 | текущий |
18 | Согласный звук [й] и буква й. | 1 | текущий |
19 | .Контрольный диктант №1 по теме « Звуки и буквы». | 1 | тематический |
20 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
ГЛАСНЫЕ И, А, У ПОСЛЕ ШИПЯШИХ. СОЧЕТАНИЕ ЧН, ЧК.(11ч) |
21 | Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ].написание слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | текущий |
22 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 | текущий |
23 | Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши. | 1 | текущий |
24 | Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста. | 1 | текущий |
25 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 1 | текущий |
26-27 | Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 2 | текущий |
28 | Слова с сочетаниями чк, чн. | 1 | текущий |
29 | Слова с сочетаниями чк, чн, чт. | 1 | текущий |
30 | Контрольное списывание с делением текста на предложения №1. | 1 | тематический |
31 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
АЛФАВИТ (1 Ч) |
32 | Алфавит, или азбука | 1 | текущий |
СЛОВО И СЛОГ. ПЕРЕНОС СЛОВ (6ч) |
33 | Слово и слог. | 1 | текущий |
34-35 | Деление слов на слоги. | 2 | текущий |
36 | Перенос слов. | 1 | текущий |
37 | Слова, которые не переносят. Перенос слов с буквой й в середине. | 1 | текущий |
38 | Перенос слов. | 1 | текущий |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11ч) |
39 | Предложение как единица речи. | 1 | текущий |
40 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | текущий |
41- 42 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 2 | текущий |
43 | Контрольный диктант №2 по теме « Главные члены предложения» | 1 | тематический |
44 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
45 | Общее понятие о тексте. | 1 | текущий |
46 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | текущий |
47 | Структурные части текста- повествования. Изложение зрительно воспринятого текста. | 1 | текущий |
48 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме: «Предложение и текст». | 1 | текущий |
49 | Составление устного рассказа по картинкам. Обучающее изложение | 1 | текущий |
МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ (9ч) |
50 | Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквами. | 1 | текущий |
51 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 | текущий |
52 53 | Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова. | 2 | текущий |
54 | Обучающее изложение | 1 | текущий |
55 | Правописание и перенос слов с мягким знаком. | 1 | текущий |
56 | Контрольный диктант№3 по теме: « Мягкие и твердые согласные звуки» | 1 | тематический |
57 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине. | 1 | текущий |
58 | Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | 1 | тематический |
59 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5ч) |
60 | Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости. | 1 | текущий |
61 | Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. | 1 | текущий |
62 63 | Способ проверки парных согласных на конце слова. | 2 | текущий |
64 | Контрольный диктант №4 по теме «Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова» | 1 | тематический |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ (10ч) |
65 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | текущий |
66 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. | 1 | текущий |
67 68 | Особенности проверочного слова. | 2 | текущий |
69 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. | 1 | текущий |
70 | Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. | 1 | текущий |
71 | Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение. | 1 | текущий |
72 | Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными. | 1 | текущий |
73 | Обучающее изложение | 1 | текущий |
74 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь (7ч) |
75 | Понятие о разделительном мягком знаке. | 1 | текущий |
76 | Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака. | 1 | текущий |
77 | Контрольный диктант№5 по теме : « Безударные гласные в корне слова» | 1 | тематический |
78 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
79 | Правописание слов с разделительным ь | 1 | текущий |
80 | Контрольный диктант №6 по теме: « Разделительный ь» | 1 | тематический |
81 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.(2ч) |
82 | Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.. | 1 | текущий |
83 | Перенос слов с двойными согласными. | 1 | текущий |
СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (13ч) |
84 | Слово и предложение. | 1 | текущий |
85 | Понятие о словах называющих предметы (имена существительные). | 1 | текущий |
86 | Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | 1 | текущий |
87 | Сочинение по картине И,Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | тематический |
88 | Работа над ошибками | 1 | текущий |
89 | Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | текущий |
90 | Обобщение знаний об имени существительном | 1 | текущий |
91 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек. | 1 | текущий |
92 | Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных. | 1 | текущий |
93 | Изложение по вопросам с дополнением текста. | 1 | текущий |
94 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | текущий |
95 | Контрольный диктант №7 по теме « Имя существительное». | 1 | тематический |
96 | Работа над ошибками. | 1 | текущий |
ГЛАГОЛ (9ч). |
97 | Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах). | 1 | текущий |
98 | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе) | 1 | текущий |
99 | Глаголы в единственном и во множественном числе. | 1 | текущий |
100 | Употребление глаголов в разных временных формах. | 1 | текущий |
101 | Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать? | 1 | текущий |
102 | Обучающее изложение | 1 | тематический |
103 | Упражнение в употреблении глаголов в речи. | 1 | текущий |
104 | Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение. | 1 | текущий |
105 | Закрепление по теме: «Глагол». | 1 | текущий |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8ч) |
106 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные). | 1 | текущий |
107 | Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое? | 1 | текущий |
108 | Различение прилагательных в единственном и во множественном числе | 1 | текущий |
109 | Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи. | 1 | текущий |
110 | Употребление прилагательных в речи. | 1 | текущий |
111 | Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | текущий |
112 | Контрольное списывание №2. | 1 | тематический |
1143 | Закрепление по теме: « Имя прилагательное». | 1 | текущий |
ПРЕДЛОГ (7ч) |
114 | Предлог как слово и его роль в речи. | 1 | текущий |
115 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | текущий |
116 | Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения. | 1 | текущий |
117 | Составление устного рассказа по картинке. Озаг-лавливание текста, связь предложений в тексте. | 1 | текущий |
118 | Контрольный диктант № 8 по теме : « Предлоги» | 1 | тематический |
119 | Работа над ошибками. | 1 | текущий |
120 | Речевой этикет. Слова благодарности. | 1 | текущий |
РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА (9ч) |
121 | Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. | 1 | текущий |
122-123 | Признаки однокоренных слов. | 2 | текущий |
124 | Обучающее сочинение | 1 | тематический |
125 | Работа над ошибками. Правописание однокоренных слов | 1 | текущий |
126- 127 | Единообразное написание корня в однокоренных словах | 2 | текущий |
128 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Родственные слова» | 1 | тематический |
129 | Работа над ошибками.Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова». | 1 | текущий |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (5ч) |
130 | Способы проверки безударных гласных в корне. | 1 | текущий |
131 | Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слова | 1 | текущий |
132-133 | Проверка в написании слов с безударными гласными в корне. | 2 | текущий |
134 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | 1 | текущий |
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (6ч) |
135 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | 1 | текущий |
136 | Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. | 1 | текущий |
137 | Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне. | 1 | текущий |
138 | Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. | 1 | текущий |
139 | Контрольный диктант №10 по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова». | 1 | тематический |
140 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | текущий |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5ч) |
141 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | 1 | текущий |
142 | Связь слов в предложении. | 1 | текущий |
143 | Итоговая контрольная работа. | 1 | итоговый |
144 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | 1 | текущий |
145 | Упражнение в установлении связи слов в предложении. | 1 | текущий |
ПОВТОРЕНИЕ (24 Ч) |
146 147 | Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. | 2 | текущий |
148 149 | Обобщение знаний об алфавите. | 2 | тематический |
150 151 | Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге. | 2 | текущий |
152 153 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 2 | текущий |
154 155 156 | Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова. | 3 | текущий |
157 158 | Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 2 | текущий |
159-160 | Слова с сочетаниями чк, чн. | 2 | текущий |
161 | Сочинение по серии картинок и готовому плану. | 1 | тематический |
162 163 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Повторение пройденного | 2 | текущий |
164 165 | Повторение сведений о словах, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов (о существительном, прилагательном, глаголе.) | 2 | текущий |
166 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | текущий |
167 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | текущий |
168 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | текущий |
169 | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ,чт. Обобщение . | 1 | текущий |
170 | Обобщение знаний. | 1 | текущий |
Региональный компонент программы просматривается в текстах изложений и диктантов, темах сочинения.
1