СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, М. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплекс «Школа России») и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (2 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пуровск

Пуровского района



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1»

начальных классов п.Пуровск

_______________________ ___________________________ ______________________ ____________

Протокол № _____ Приказ № ______________

от «___» _____________ 2018 г. от «___» _____________ 2018 г.

Руководитель МО:

_______________________







Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 2-А класса



5 часов в неделю (всего 170 часов)





учитель Купцова Елена Михайловна






2018/2019 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, М. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплекс «Школа России») и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 2015.


Планируемые результаты освоения предмета


Программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения русского языка


Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  3. использование знаково-символических средств представления информации;

  4. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  6. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  8. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

  9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  10. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  11. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

  12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  13. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  5. формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  6. осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное;

  7. овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  8. освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  9. формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


Обучающийся научится:


  • понимать – предложение – это основная единица речи;

  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

  • различать главные члены предложения;

  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

  • различать словосочетание и предложение;

  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

  • различать деление слов на слоги и для переноса;

  • понимать влияние ударения на смысл слова;

  • различать звуки [и] и   [й] и буквы, их обозначающие;

  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

  • верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

  • составления предложений на заданную тему;

  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

  • орфографической грамотности речи учащихся;

  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

  • деления слов на слоги и переноса слов;

  • правильного написания слов с буквой Й;

  • обозначения мягкости согласных на письме;

  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

  • употребления прописной буквы в именах собственных;

  • работы со словарём (использование алфавита);

  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


Критерии оценивания


Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Примерное количество слов:

- для словарных диктантов: 8 – 10;

- для контрольных диктантов: первое полугодие – 25-30, конец года – 35-45;

- для изложений: первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов.


Оценка письменных работ по русскому языку


Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Контрольное списывание

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

Словарный диктант

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление

«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«2» - 3-5 ошибок.

Тест

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий

«4» - верно выполнено 3/4 заданий

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - верно выполнено менее 1/2 задание

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание: учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.


Содержание учебного предмета


Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Наша речь

4

2.

Текст

5

3.

Предложение

12

4.

Слова, слова, слова…

22

5.

Звуки и буквы

34

6.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

7.

Части речи

47

8.

Повторение

17


ИТОГО:

170 часов


График проведения контрольно-измерительных работ


урока

Вид работы

Тема

4

Тест по теме «Наша речь».

Наша речь.

8

Диктант «На даче» с грамматическим заданием.

Текст.

12

Контрольное списывание «Волга».

Предложение.

20

Контрольный диктант «Пушок» с грамматическим заданием.

Предложение.

29

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Слова, слова, слова…

41

Проверочная работа по разделу «Слова, слова, слова…»

Слова, слова, слова…

42

Контрольный диктант «Зимой в лесу» с грамматическим заданием.

Слова, слова, слова…

49

Контрольный диктант «Друзья» с грамматическим заданием.

Звуки и буквы.

60

Диктант «В роще».

Звуки и буквы.

73

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Звуки и буквы».

Звуки и буквы.

74

Проверочная работа по разделу «Звуки и буквы».

Звуки и буквы.

81

Контрольный диктант «В лесу» с грамматическим заданием.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

96

Проверь себя.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

97

Диктант «Зяблик» с грамматическим заданием.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

103

Контрольное списывание «Кораблик».

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

105

Проверь себя.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

118

Диктант «Главный город» с грамматическим заданием.

Части речи.

124

Тест по теме «Имя существительное».

Части речи.

125

Диктант «Друзья» с грамматическим заданием.

Части речи.

135

Проверь себя по теме «Глагол».

Части речи.

141

Проверь себя по теме «Имя прилагательное».

Части речи.

145

Проверь себя по теме «Предлог».

Части речи.

146

Диктант «Дети в лесу» с грамматическим заданием.

Части речи.

151

Проверь себя по теме «Местоимение».

Части речи.

152

Контрольный диктант «Гроза» с грамматическим заданием.

Части речи.

163

Контрольное списывание «Родина» с грамматическим заданием.

Части речи.


Содержание учебного предмета


Наша речь (4 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч.)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение (12 ч.)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова… (22 ч.)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храб­рый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (34 ч.)

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч.)

Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу. Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.

Части речи (47 ч.)

Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительны­ми, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (17 ч.)

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.


Слова с непроверяемыми написаниями


Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, де­кабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопа­та, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, моло­ток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, ро­дина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, сне­гирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, ян­варь.


Чистописание


Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

  2. л, м, Л, М, я, Я, А;

  3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;

  5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

  6. н, ю, Н, Ю, к, К;

  7. В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;

  8. Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в ко­торых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.


Тематическое планирование


п/п

Дата

Кол-во часов

Тема

план

факт

Наша речь (4 ч.)

1(1).



1

Знакомство с учебником «Русский язык». Какая бывает речь?

2(2).



1

Что можно узнать о человеке по его речи?

3(3).



1

Как отличить диалог от монолога?

4(4).



1

Тест по теме «Наша речь».

Текст (5 ч.)

5(1).



1

Что такое текст?

6(2).



1

Что такое тема и главная мысль текста?

7(3).



1

Части текста.

8(4).



1

Диктант «На даче» с грамматическим заданием.

9(5).



1

Работа над ошибками.

Предложение (12 ч.)

10(1).



1

Что такое предложение?

11(2).



1

Как из слов составить предложение?

12(3).



1

Контрольное списывание «Волга».

13(4).



1

Что такое главные члены предложения?

14(5).



1

Что такое второстепенные члены предложения?

15(6).



1

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

16(7).



1

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

17(8).



1

Как установить связь слов в предложении?

18(8).



1

Р.Р. Обучающее сочинение по картине И. Остроухова «Золотая осень».

19(10).



1

Анализ сочинений.

20(11).



1

Контрольный диктант «Пушок» с грамматическим заданием.

21(12).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Слова, слова, слова… (22 ч.)

22(1).



1

Что такое лексическое значение слова?

23(2).



1

Что такое лексическое значение слова?

24(3).



1

Что такое однозначные и многозначные слова?

25(4).



1

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

26(5).



1

Что такое синонимы?

27(6).



1

Что такое антонимы?

28(7).



1

Что такое антонимы?

29(8).



1

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

30(9).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

31(10).



1

Что такое родственные слова?

32(11).



1

Что такое родственные слова?

33(12).



1

Что такое корень слова?

34(13).



1

Что такое однокоренные слова?

35(14).



1

Какие бывают слоги?

36(15).



1

Как определить ударный слог?

37(16).



1

Как определить ударный слог?

38(17).



1

Как переносить слова с одной строки на другую?

39(18).



1

Как переносить слова с одной строки на другую?

40(19).



1

Р.Р. Обучающее сочинение по серии картинок.

41(20).



1

Проверочная работа по разделу «Слова, слова, слова…»

42(21).



1

Контрольный диктант «Зимой в лесу» с грамматическим заданием.

43(22).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Звуки и буквы (34 ч.)

44(1).



1

Как различить звуки и буквы?

45(2).



1

Как мы используем алфавит?

46(3).



1

Как мы используем алфавит?

47(4).



1

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

48(5).



1

Как определить гласные звуки?

49(6).



1

Контрольный диктант «Друзья» с грамматическим заданием.

50(7).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

51(8).



5

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

52(9).



53(10).



54(11).



55(12).



56(13).



3

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

57(14).



58(15).



59(16).



1

Р.Р. Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

60(17).



1

Диктант «В роще».

61(18).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

62(19).



1

Как определить согласные звуки?

63(20).



2

Согласный звук [Й′] и буква И краткое.

64(21).



65(22).



1

Слова с удвоенными согласными.

66(23).



1

Р.Р. Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси».

67(24).



1

Наши проекты. И в шутку и всерьёз.

68(25).



2

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

69(26).



70(27).



1

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

71(28).



2

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными.

72(29).



73(30).



1

Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Звуки и буквы».

74(31).



1

Проверочная работа по разделу «Звуки и буквы».

75(32).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе.

76(33).



1

Наши проекты. Пишем письмо.

77(34).



1

Обобщающий урок по разделу «Звуки и буквы».

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч.)

78(1).



1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

79(2).



1

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Ласточки» Л.Н. Толстого.

80(3).



1

Повторение по теме «Твёрдые и мягкие согласные».

81(4).



1

Контрольный диктант «В лесу» с грамматическим заданием.

82(5).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

83(6).



1

Наши проекты. Рифма.

84(7).



3

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

85(8).



86(9).



87(10).



1

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

88(11).



1

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

89(12).



1

Проверка парных согласных в корне слова.

90(13).



1

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

91(14).



1

Проверка парных согласных.

92(15).



4

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

93(16).



94(17).



95(18).



96(19).



1

Проверь себя.

97(20).



1

Диктант «Зяблик» с грамматическим заданием.

98(21).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

99(22).



3

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

100(23).



101(24).



102(25).



1

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

103(26).



1

Контрольное списывание «Кораблик».

104(27).



1

Р.Р. Обучающее сочинение «Зимние забавы».

105(28).



1

Проверь себя по разделу «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

106(29).



1

Обобщение изученного материала.

Части речи (47 ч.)

107(1).



2

Что такое части речи?

108(2).



109(3).



1

Что такое имя существительное?

110(4).



1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

111(5).



1

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

112(6).



1

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

113(7).



1

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

114(8).



1

Заглавная буква в написании кличек животных.

115(9).



1

Заглавная буква в географических названиях.

116(10).



1

Р.Р. Обучающее изложение «Люлька».

117(11).



1

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

118(12).



1

Диктант «Главный город» с грамматическим заданием.

119(13).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

120(14).



3

Единственное и множественное число имён существительных.

121(15).



122(16).



123(17).



1

Р.Р. Обучающее изложение по тексту А. Мусатова.

124(18).



1

Тест по теме «Имя существительное».

125(19).



1

Диктант «Друзья» с грамматическим заданием.

126(20).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

127(21).



3

Что такое глагол?

128(22).



129(23).



130(24).



2

Единственное и множественное число глаголов.

131(25).



132(26).



1

Правописание частицы НЕ с глаголами.

133(27).



1

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

134(28).



1

Что такое текст-повествование?

135(29).



1

Проверь себя по теме «Глагол».

136(30).



1

Что такое имя прилагательное?

137(31).



1

Связь имени прилагательного с именами существительными.

138(32).



1

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

139(33).



1

Единственное и множественное число имён прилагательных.

140(34).



1

Что такое текст-описание?

141(35).



1

Проверь себя по теме «Имя прилагательное».

142(36).



1

Общее понятие о предлоге.

143(37).



1

Раздельное написание предлогов со словами.

144(38).



1

Восстановление предложений.

145(39).



1

Проверь себя по теме «Предлог».

146(40).



1

Диктант «Дети в лесу» с грамматическим заданием.

147(41).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

148(42).



2

Что такое местоимение?

149(43).



150(44).



1

Что такое текст-рассуждение?

151(45).



1

Проверь себя по теме «Местоимение».

152(46).



1

Контрольный диктант «Гроза» с грамматическим заданием.

153(47).



1

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Повторение (17 ч.)

154(1).



1

Повторение по теме «Глагол».

155(2).



1

Р.Р. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

156(3).



2

Повторение по теме «Предложение».

157(4).



158(5).



1

Повторение по теме «Слово и его значение».

159(6).



2

Повторение по теме «Части речи».

160(7).



161(8).



1

Повторение по теме «Звуки и буквы».

162(9).



1

Повторение по теме «Правила правописания».

163(10).



1

Контрольное списывание «Родина» с грамматическим заданием.

164(11).



6

Повторение и закрепление изученного материала.

165(12).



166(13).



167(14).



168(15).



169(16).



170(17).



1

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!