Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса составлена на основе Федерального стандарта нового поколения начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В.Г. Горецкий, В.П. Канакина;В.М. Бойкина, М.Н. Дементьев Н.А. Стефаненко учебно-методический комплект «Школа России») и базисного учебного плана МОУ ВСОШ,.
Программа рассчитана на 170 час.(5 ч. в неделю)
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие способностей к творческой деятельности.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Чем отличается диалог от монолога? Чем отличается диалог от монолога?
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Что такое тема и главная мысль? Части текста. Диктант. Работа над ошибками
Что такое предложение? Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Контрольное списывание. Что такое главные члены предложения? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Что такое распространенные предложения? Развитие речи. Обобщающее сочинение по картине. Анализ сочинения. Контрольный диктант. Работа над ошибками
Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое антонимы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое родственные слова? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Как определить ударный слог? Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной стороны на другую? Как переносить слова с одной стороны на другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Проверочная работа. Контрольный диктант. Работа над ошибками
Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение. Диктант. Работа над ошибками. Согласный звук [Й] и буква Й. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Проверочная работа. Наши проекты. Пишем письмо.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. Проверка знаний. Диктант. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы». Проверка знаний.
Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Обучающее изложение Обобщение знаний о написании заглавной буквы Диктант. Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен существительных. Проверка знаний. Диктант. Работа над ошибками. Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов . Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Что такое текст-повествование. Проверка знаний. Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число прилагательного. Что такое текс-описание. Проверка знаний. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложения. Проверка знаний. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое местоимение? Что такое текст-рассуждение. Контрольный диктант. Работа над ошибками.
Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание.
№ урока п\п | Дата проведения урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
План | Факт |
Первая четверть (40 ч) |
Наша речь (4ч) |
1. | | | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Различают устную, письменную речь и речь про себя. Работают с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» |
2. | | | Что можно узнать о человеке по его речи? | Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, роли русского языка в жизни и общении. Анализируют речь людей (при анализе текстов). Наблюдают за особенностями собственной речи и оценивают ее. Работают с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» |
3. | | | Как отличить диалог от монолога? | Отличают диалог от монолога, используют их в речи. Участвуют в учебном диалоге. Соблюдают в речи правила речевого этикета, оценивают свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Составляют по рисункам диалог и монолог. Оценивают результаты выполненного задания. |
4. | | | Проверка знаний. | Используют знания по теме «Наша речь» в новых условиях; аргументированно отвечают, доказывают свое мнение; анализируют, делают выводы. Оценивают результаты выполненного задания. |
Текст (5ч) |
5. | | | Что такое текст? | Отличают текст от других записей по его признакам. Осмысленно читают текст. |
6. | | | Что такое тема и главная мысль текста? | Определяют тему и главную мысль текста. Соотносят текст и заголовок. Подбирают заголовок. |
7. | | | Части текста. | Осмысленно читают текст.Определяют тему и главную мысль текста. Составляют текст по заданной теме. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Создают устный и письменный текст. Составляют рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивают результаты выполненного задания. |
8. | | | Контрольный диктант №1. | Самостоятельно работают, оформляют предложение, пишут слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Анализируют слово и выбирают нужный вариант его написания. |
9. | | | Работа над ошибками. | Исправляют ошибки. Самостоятельно анализируют слово и выбирают нужный вариант его написания. |
Предложение (12ч) |
10. | | | Что такое предложение? | Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения |
11. | | | Как из слов составить предложение? | Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдают в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Пишут заглавную букву в начале предложения, а слова в предложении – раздельно. |
12 | | | . Что такое главные члены предложения? | Находят главные члены предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах предложения. |
13. | | | Контрольное списывание. | Списывают текст, проговаривая его по слогам; анализируют, делают выводы. |
14. | | | Что такое второстепенные члены предложения? | Находят главные члены (основу) предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения. |
15. | | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Находят главные члены предложения. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют предложения. Пишут заглавную букву в начале предложения, а слова в предложении раздельно по ней сообщение о главных членах предложения. |
16. | | | Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? | Различают распространенное (с второстепенными членами) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения. Составляют предложения |
17. | | | Как установить связь слов в предложении? | Устанавливают при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составляют предложения из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу) |
18. | | | Диктант по теме «Предложение». | Пишут диктант. В предложениях подчеркивают основу. Составляют предложения из слов |
19. | | | Работа над ошибками. | Классифицируют ошибки по орфограммам. Анализируют, делают выводы. |
20. | | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | Рассматривают репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составляют по ней рассказ, используя данное начало и опорные слова. Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые автором в пейзажных зарисовках |
21. | | | Анализ сочинений. | Выполняют работу над ошибками, допущенными в сочинении; делают выводы. |
Слова, слова, слова… (22ч) |
22. | | | Что такое лексическое значение слова? | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. Классифицируют слова по тематическим группам |
23. | | | Слово как общее название многих однородных предметов. | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. Классифицируют слова по тематическим группам |
24. | | | Что такое однозначные и многозначные слова? | Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. Распознают многозначные слова |
25. | | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работают с толковым и орфографическим словарями |
26. | | | Что такое синонимы? | Распознают среди данных пар слов синонимы. Знакомятся с термином «синоним». Находят нужную информацию о слове в словаре синонимов. |
27. | | | Что такое антонимы? | Распознают среди данных пар слов антонимы. Подбирают к словам антонимы. Знакомятся с термином«антоним». Находят нужную информацию о слове в словаре антонимов |
28. | | | Антонимы в речи | Распознают среди данных пар слов антонимы. Подбирают к словам антонимы. Знакомятся с термином «антоним». Находят нужную информацию о слове в словаре антонимов |
29. | | | Диктант по теме « Слово» | Находят в тексте орфограммы и пишут слова с ними; аргументированно отвечают, доказывают свое мнение. Анализируют, делают выводы. |
30. | | | Работа над ошибками.
| Классифицируют ошибки по орфограммам. Оценивают правильность выполнения действия. Анализируют, делают выводы. |
31. | | | Что такое родственные слова? | Находят родственные слова в тексте и среди других слов. Выделяют общую часть в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
32. | | | Родственные (однокоренные) слова | Находят родственные слова в тексте и среди других слов. Выделяют общую часть в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями |
33. | | | Контрольный диктант№2 | Пишут слова с изученными орфограммами; анализируют, делают выводы. |
34. | | | Работа над ошибками. | Объясняют допущенные ошибки, исправляют их; анализируют, делают выводы. |
35 | | | Выделение корня в однокоренных словах | Выделяют корень в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Доказывают правильность выделения корня. Находят однокоренные слова в тексте и среди других слов. Подбирают однокоренные слова. Работают с памяткой «Как найти корень слова». |
36. | | | Какие бывают слоги? | Выделяют корень в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Доказывают правильность выделения корня. Находят однокоренные слова в тексте и среди других слов. Подбирают однокоренные слова. Работают с памяткой «Как найти корень слова» |
37 | | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Делят слова на слоги. Определяют количество в слове слогов. Классифицируют слова по количеству в них слогов |
38. | | | Как определить ударный слог? | Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова. |
39. | | | Ударные и безударные слоги | Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова. |
40. | | | Как переносить слова с одной строки на другую? | Сравнивают слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Оценивают свои достижения при выполнении заданий |
Вторая четверть (40 часов) |
41 | | | Правила переноса слов | Сравнивают слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Оценивают свои достижения при выполнении заданий |
42. | | | Обучающее сочинение по серии картинок. | Пишут сочинение по серии картинок, строят сообщения в устной и письменной форме, анализируют, делают выводы. |
43. | | | Проверочная работа по теме «Слово». | Оценивают свои достижения, работают самостоятельно; оформляют свои мысли письменно; аргументированно отвечают, доказывают свое мнение. |
Звуки и буквы (34ч) |
44. | | | Как различать звуки и буквы? | Различают звуки и буквы. Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи. Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их |
45. | | | Как мы используем алфавит? | Объясняют, где могут пригодиться знания об алфавите. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Расставляют предлагаемые слова в алфавитном порядке |
|
46. | | | Как мы используем алфавит? | Объясняют, где могут пригодиться знания об алфавите. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Расставляют предлагаемые слова в алфавитном порядке |
47. | | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Используют правило написания имен существительных и первого слова в предложении |
48. | | | Как определить гласные звуки? | Находят в слове гласные звуки, объясняют их особенности, правильно произносят. Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки |
49. | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный звук ударный или безударный. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове |
50. | | | Слова с безударным гласным звуком в корне | Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный звук ударный или безударный. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове |
51. | | | Диктант. | Пишут и оформляют предложения; пишут слова со знакомыми орфограммами; самостоятельно выбирают буквы для записи слов; анализируют, делают выводы. |
52. | | | Работа над ошибками. | Анализируют ошибки, допущенные в диктанте; выполняют работу над ошибками; отвечают на вопросы. |
53. | | | Ударный гласный звук | Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный звук ударный или безударный. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове |
54. | | | Безударный гласный звук | Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный звук ударный или безударный. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове |
55. | | | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный звук ударный или безударный. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове |
56. | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. |
57. | | | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. |
58. | | | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы | Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. |
59. | | | Развитие речи. Обучающее сочинение. | Составляют рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя) |
60. | | | Как определить согласные звуки? | Находят в слове согласные звуки. Правильно произносят согласные звуки. Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Восстанавливают деформированный текст |
61 | | | Диктант. Проверочная работа. | Оформляют свои мысли на письме; находят орфограмму в слове; строят сообщения в устной и письменной форме. |
62. | | | Работа над ошибками. | Работают над исправлением ошибок; анализируют, делают выводы. |
63. | | | Согласный звук [Й] и буква И краткое | Различают согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Различают способы обозначения согласного звука [й’] буквами. |
64. | | | Согласный звук [Й] и обозначение его буквами | Различают согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Различают способы обозначения согласного звука [й’] буквами. |
65. | | | Слова с удвоенными согласными. | Наблюдают за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Используют правило переноса слов с удвоенными согласными |
66. | | | Развитие речи. | Составляют рассказы по картинке; строят сообщения в устной и письменной форме; анализируют, делают выводы. |
67. | | | Наши проекты. «И в шутку и в серьёз» | Знакомятся с темой проекта. Решают логические задачи по русскому языку; отбирают занимательный материал по предмету; строят сообщения в устной и письменной форме. |
68. | | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Определяют и правильно произносят мягкие и твердые согласные звуки. Различают твердые и мягкие согласные звуки. Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме |
69. | | | Обозначение мягкости согласного звука на письме | Определяют и правильно произносят мягкие и твердые согласные звуки. Различают твердые и мягкие согласные звуки. Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме |
70. | | | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. |
71. | | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | Произносят слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным (день, коньки) |
72. | | | Контрольный диктант №3. | Определяют орфограмму и правильное написание слов; анализируют, делают выводы. |
73. | | | Работа над ошибками. | Анализируют ошибки; классифицируют их по орфограммам; аргументированно отвечают, доказывают свое мнение. |
74. | | | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме | Произносят слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным (день, коньки) |
75. | | | Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы». | Определяют орфограмму и правильное написание слов; анализируют, делают выводы. |
76. | | | Наши проекты. Пишем письмо. | Знакомятся с понятием «письмо», правилами его написания; письменно излагают свои мысли, пишут письма. |
77. | | | Обобщающий урок. | Применяют знания для решения нестандартных задач; аргументированно отвечают, доказывают свое мнение; анализируют, делают выводы. |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч) |
78. | | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. | Находят в словах буквосочетания чк,чн, чт, щн, нч, подбирают примеры слов с такими сочетаниями |
79. | | | Развитие речи. Обучающее изложение. | Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы; находят в тексте конкретные сведения, факты; определяют тему и главную мысль текста; оценивают уместность использования слов в тексте; находят в словах изученные орфограммы. |
80. | | | Повторение темы « Твёрдые и мягкие согласные» | Находят в словах изученные орфограммы; обосновывают написание слов; находят в работах орфографические ошибки; заменяют сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определяют произношение слова по орфоэпическому словарю. |
Третья четверть (55ч) |
81. | | | Наши проекты. Рифма. | Находят в тексте рифмующиеся строчки, подбирают рифмующиеся слова, сочиняют стихи на заданные рифмы, составляют словарик собственных рифм |
82. | | | Диктант | Находят в словах изученные орфограммы на слух; применяют правила правописания; проверяют себя, находят в собственной работе орфографические ошибки; разделяют слова для переноса; характеризуют твердые и мягкие согласные звуки. |
83 | | | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | Находят в словах изученные орфограммы; находят в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменяют сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определяют произношение слова по орфоэпическому словарю. |
84. | | | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Различают непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Применяют правило при написании слов. Находят в словах буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями. |
85. | | | Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу | Различают непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Применяют правило при написании слов. Находят в словах буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями. |
86. | | | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. | Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу |
87. | | | Как отличить звонкие согласные от глухих? | Различают звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные. Характеризуют согласный звук и оценивают правильность данной характеристики. |
88. | | | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные от глухих? | Определяют на слух парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносят произношение и написание парного по глухости–звонкости согласного звука |
89. | | | Проверка парных согласных в корне слова. | Находят в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различают проверочное и проверяемое слова |
90. | | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Подбирают проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов |
91. | | | Проверка парных согласных Изложение повествовательного текста. | Используют правило при написании слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объясняют правописание слов с парным по глухости–звонкости |
92. | | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Используют правило при написании слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным. Анализируют пословицы. Высказывают свое мнение. Составляют рассказ на заданную тему |
93. | | | Правописание парных звонких и глухих согласных в слове перед согласным | Используют правило при написании слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным. Анализируют пословицы. Высказывают свое мнение. Составляют рассказ на заданную тему |
94. | | | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Используют правило при написании слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным. Анализируют пословицы. Высказывают свое мнение. Составляют рассказ на заданную тему |
95. | | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова Изложение повествовательного текста по вопросам плана | Проверяют парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставляют произношение и написание слов; пересказывают содержание текста с опорой на вопросы; находят в тексте конкретные сведения, факты. |
96. | | | Проверка знаний. | Применяют правила правописания; пишут под диктовку; проводят звуко-буквенный разбор слова по предложенному алгоритму; подбирают примеры на изученную орфограмму |
97. | | | Диктант. | Применяют правила правописания; пишут под диктовку; проводят звуко-буквенный разбор слова по предложенному алгоритму; подбирают примеры на изученную орфограмму |
98. | | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | Применяют правила правописания; сопоставляют произношение и написание слов; осознают причины появления ошибки и определяют способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; подбирают примеры на изученную орфограмму |
99. | | | Правописание слов с разделительным мягким знаком.
| Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделительным мягким знаком. Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) |
100. | | | Разделительный мягкий знак в слове | Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделительным мягким знаком. Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) |
101. | | | Перенос слова с разделительным мягким знаком | Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделительным мягким знаком. Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) |
102. | | | Контрольное списывание. | Соотносят произношение и написание слов; определяют место орфограммы в слове. Списывают текст с орфографическим проговариванием; проверяют собственный текст, находят и исправляют орфографические ошибки. |
103. | | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Различают слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего звука и с разделительным мягким знаком |
104. | | | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | Составляют устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описания, повествования; соблюдают нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивают соблюдение этих норм в речи собеседников; самостоятельно озаглавливают текст; подбирают синонимы для устранения повторов в тексте. |
105. | | | Проверка знаний. | Списывают текст с орфографическим проговариванием; соотносят произношение и написание слов; проводят звуко-буквенный разбор слова; подбирают примеры на изученную орфограмму; подбирают антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. |
106. | | | Обобщение изученного материала | Соотносят произношение и написание слов; проводят звуко-буквенный разбор слова; подбирают примеры на изученную орфограмму. |
Части речи (47ч) |
107. | | | Что такое части речи? | Соотносят слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализируют схему «Части речи», составляют по ней сообщение. |
108. | | | Слова-названия (предметов, признаков, действий) | Соотносят слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
109. | | | Что такое имя существительное? | Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов – имен существительных |
110. | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы «кто?», «что?»; подбирают примеры таких существительных. |
111. | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных
| Определяют собственные имена существительные, подбирают примеры таких существительных. Пишут с заглавной буквы имена собственные. Определяют нарицательные имена существительные, подбирают примеры таких существительных. Объясняют правописание собственных и нарицательных имен существительных |
112. | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Различают имена существительные собственные и нарицательные; используют специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирают имена существительные в каждую группу; составляют устный рассказ-описание по картине. |
113. | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | Распознают собственные именасуществительные; используют специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирают имена существительные в каждую группу; озаглавливают текст. |
114. | | | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | Распознают собственные имена существительные; самостоятельно подбирают имена существительные в каждую группу. Составляют устный рассказ-повествование на определенную тему; самостоятельно озаглавливают текст. |
115. | | | Заглавная буква в географических названиях. | Распознают собственные именасуществительные; самостоятельно подбирают имена существительные в каждую группу. Составляютустный рассказ-повествование на определенную тему; самостоятельно озаглавливают текст. |
116. | | | Обучающее изложение. | Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы; находят в тексте конкретные сведения, факты; определяют тему и главную мысль текста; подробно пересказывают текст в письменной форме; распознают в словах изученные орфограммы. |
117. | | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Распознают собственные именасуществительные; самостоятельно подбирают имена существительные в каждую группу; используют специальную терминологию при определении части речи. |
118. | | | Единственное и множественное число имён существительных. | Определяют число имен существительных; изменяют имена существительные по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа |
119. | | | Грамматический признак имен существительных - число | Определяют число имен существительных; изменяют имена существительные по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа |
120. | | | Диктант | Применяют правила правописания; пишут под диктовку; проводят звуко-буквенный разбор слова; подбирают примеры на изученную орфограмму. |
121. | | | Работа над ошибками. | Соотносят произношение и написание слов; применяют правила правописания; при работе над ошибками осознают причины появления ошибки и определяют способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; подбирают примеры на изученную орфограмму; проверяют предложенный текст, находят и исправляют орфографические ошибки. |
122. | | | Однокоренные слова и форма слова. | Определяют число имен существительных; изменяют имена существительные по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа |
123. | | | Обучающее изложение. | Пересказывают содержание текста с опорой на вопросы; определяют тему и главную мысль текста; составляют план текста; подробно пересказывают текст в письменной форме; распознают в словах изученные орфограммы. |
124. | | | Проверка знаний. | Распознают существительные; классифицируют имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; составляют устный рассказ-повествование на определенную тему; определяют грамматический признак имен существительных – число; используют изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменяют имена существительные по числам. |
125. | | | Контрольный диктант №4. | Применяют правила правописания; пишут под диктовку; проводят звуко-буквенный разбор слова; подбирают примеры на изученную орфограмму. |
126. | | | Работа над ошибками. | Сопоставляют произношение и написание слов; применяют правила правописания; при работе над ошибками осознают причины появления ошибки и определяют способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; подбирают примеры на изученную орфограмму; проверяют предложенный текст, находят и исправляют орфографические ошибки. |
127. | | | Что такое глагол? | Распознают глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу. |
128. | | | Отличительные признаки глаголов | Распознают глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу. |
129. | | | Роль глаголов в речи. | Распознают глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу. |
130. | | | Единственное и множественное число глаголов. | Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов определенного числа, употребляют глаголы в нужном числе |
|
131. | | | Единственное и множественное число глаголов. | Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов определенного числа, употребляют глаголы в нужном числе |
132. | | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Раздельно пишут частицу не с глаголом Анализируют пословицы, высказывают свое мнение. Осуществляют запись по памяти |
133. | | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | Объясняют изученные орфограммы. Осуществляют письмо под диктовку. Распознают части речи: имя существительное, глагол. |
134. | | | Что такое текст-повествование? | Распознают текст-повествование. Наблюдают над ролью глаголов в нем. Распознают текст-повествование. Наблюдают над ролью глаголов в нем. Составляют текст-повествование на предложенную тему |
135. | | | Проверка знаний. | Пишут частицу НЕ раздельно с глаголами, находят глаголы в тексте; строят сообщения в устной и письменной форме. |
Четвертая четверть (35ч) |
136. | | | Что такое имя прилагательное? | Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
137. | | | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Приводят примеры имен прилагательных. Определяют, каким членом предложения является имя прилагательное |
138. | | | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | Определяют лексическое и переносное значение имен прилагательных. Осуществляют классификацию имен прилагательных; умеют задавать вопрос |
139. | | | Единственное и множественное число имён прилагательных. | Определяют единственное и множественное число имен прилагательных. Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число, роль в предложении |
140. | | | Что такое текст – описание? | Распознают текст-описание. Наблюдают над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составляют текст-описание по рисунку |
141. | | | Проверка знаний. | Находят прилагательные в тексте; ставят вопросы от существительных к прилагательным; устанавливают связь между прилагательным и существительным; подбирают к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; различают текст-описание и текст –повествование. |
142. | | | Общее понятие о предлоге. | Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно пишут предлоги со словами |
143. | | | Раздельное написание предлогов со словами. | Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно пишут предлоги со словами |
144. | | | Развитие речи. Восстановление предложений. | Строят предложения из определенного набора слов; устанавливают связь слов в предложении с помощью предлога; озаглавливают текст; применяют правила правописания. |
145. | | | Проверка знаний. | Устанавливают связь слов в предложении с помощью предлога; пишут предлоги отдельно от других слов; применяют правила правописания. |
146. | | | Что такое местоимение? | Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные . |
147. | | | Местоимения в предложениях | Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные |
148, | | | Диктант. | Пишут под диктовку; проверяют написанный текст; пишут предлоги отдельно от других слов; применяют правила правописания |
149. | | | Работа над ошибками. | Находят и исправляют ошибки; классифицируют ошибки в соответствии с изученными правилами; применяют правила правописания. |
150. | | | Что такое текст – рассуждение? | Распознают текст-рассуждение. Определяют тип текста, тему и главную мысль, выделяют части в тексте-рас-суждении, записывают текст по частям |
151. | | | Проверка знаний. | Составляют сообщение по данному плану; пишут местоимения отдельно от других слов; определяют тип текста; отвечают на вопросы по содержанию текста; применяют правила правописания. |
152. | | | Контрольный диктант №5. | Пишут под диктовку; проверяют написанный текст; пишут предлоги отдельно от других слов; применяют правила правописания. |
153. | | | Работа над ошибками. | Находят и исправляют ошибки; классифицируют ошибки в соответствии с изученными правилами; применяют правила правописания. |
Повторение (17ч) |
154. | | | Повторение по теме «Текст». | Различают типы текста: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Составляют устный и письменный текст-повествование. Отличают предложение от группы слов. Объясняют использование знаков препинания. Различают диалог и монолог. Объясняют орфограммы |
155. | | | Сочинение по картине. | Соотносят словесные и зрительные образы; выражают свое отношение к картине; определяют идейный замысел художника; применяют правила правописания; оценивают правильность выполнения действия. |
156. | | | Повторение по теме «Предложение». | Находят главные члены предложения. Различают распространенное и нераспространенное предложения. Определяют лексическое значение слов. Объясняют орфограммы |
157. | | | Повторение. Главные члены предложения. | Находят главные члены предложения. Различают распространенное и нераспространенное предложения. Определяют лексическое значение слов. Объясняют орфограммы |
158. | | | Повторение по теме «Слово и его значение». | Объясняют лексическое значение слова. Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. |
159. | | | Повторение по теме «Части речи»: имя существительное и имя прилагательное. | Распознают имя существительное среди других частей речи. Сочиняют текст по рисунку и по плану. Самостоятельно записывают текст. Отвечают на вопросы. Распознают имя прилагательное среди других частей речи. Характеризуют имя прилагательное по плану, составляют о нем рассказ. Подбирают к слову синонимы. |
160. | | | Повторение по теме «Части речи»: глагол и местоимение | Распознают глагол и местоимение среди других частей речи, характеризуют их, составляют рассказ. Работают со словарем синонимов. Подбирают к слову синонимы. |
161. | | | Повторение по теме «Звуки и буквы». | Различают звуки и буквы. Классифицируют буквы. Называют буквы, обозначающие на письме твердость и мягкость согласных звуков; буквы, не обозначающие звука. Выполняют звукобуквенный разбор слова |
162. | | | Повторение по теме «Правила правописания». Правила орфографии. Орфограммы. Скороговорка. Пословица. | Объясняют правописание орфограмм. Приводят примеры слов на разные правила. Обозначают грамматическую основу предложения. Объясняют правописание орфограмм. Применяют правила орфографии. Различают скороговорку и пословицу. Самостоятельно составляют рассказ по его началу, соблюдая логику изложения |
163. | | | Контрольное списывание. | Списывают текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок; находят орфограммы в слове; запоминают предложение и его отдельные части; проверяют написанный текст. |
164. | | | Повторение и закрепление изученного материала. Работа над ошибками. | Повторяют и закрепляют изученный материал; осознают место возможного возникновения орфографической ошибки; применяют правила правописания; подбирают примеры с определенной орфограммой. |
165. | | | Правила правописания. Правила орфографии. | Повторяют и закрепляют изученный материал; осознают место возможного возникновения орфографической ошибки; применяют правила правописания; подбирают примеры с определенной орфограммой. |
166. | | | Правила правописания. Письмо под диктовку
| Повторяют и закрепляют изученный материал; осознают место возможного возникновения орфографической ошибки; применяют правила правописания; подбирают примеры с определенной орфограммой. |
167. | | | Правила правописания. Орфограммы. Составление рассказа | Повторяют и закрепляют изученный материал; осознают место возможного возникновения орфографической ошибки; применяют правила правописания; подбирают примеры с определенной орфограммой. |
168. | | | Правила правописания. Орфограммы. Грамматическая основа предложения. | Повторяют и закрепляют изученный материал; осознают место возможного возникновения орфографической ошибки; применяют правила правописания; подбирают примеры с определенной орфограммой. |
169. | | | Правила правописания. Текст, тема текста. Главная мысль, заголовок текста | Повторяют и закрепляют изученный материал; осознают место возможного возникновения орфографической ошибки; применяют правила правописания; подбирают примеры с определенной орфограммой. |
170 | | | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс
| Устанавливают связь между изученными темами; используют полученные знания для выполнения грамматических заданий; подбирают примеры с определенной орфограммой, устанавливают аналогии. |
1.Канакина В.П, Горецкий В.Г., В.М. Бойкина, М.Н. Дементьев Н.А. Стефаненко Русский язык, учебник для 2 класса. В 2-х частях,
М.: Просвещение, 2012 г.
2.КанакинаВ.П.Рабочая тетрадь для 2 класса, в 2-х частях,М.Просвещение, 2012 г.
3.Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск СО-РОМ),автор В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.2012 г.
4.Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Русский язык. Поурочные разработки2 класс Москва «Вако» 2016г
5..Сборник рабочих программ «Школа России» 1- 4 классы Москва « Просвещение» 2011г.