Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области ,примерной общеобразовательной программы по русскому языку для 2 класса.
Программа по русскому языку для 2класса изучается в объеме 170 часов в год (5 часов в неделю) на основании учебного плана МБОУ сш №4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области. Реализуется УМК под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Русский язык» 2 класс
Предполагается, что результатом изучения русского языка во 2 классе является личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- использование знаково-символических средств представления информации.
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Ученик научится:
- название букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- гласные звуки, ударные и безударные;
- согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- правила переноса.
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
-писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чт, чн;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные в конце слов и безударные гласные звуки в двусложных словах;
- писать слова с удвоенными согласными буквами, с разделительным мягким знаком, с непроверяемыми написаниями по программе 2 класса;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор;
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять, что эти слова обозначают: предмет, признак предмета или действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
- устанавливать связь слов в предложении, состоящем из 3-4 слов; выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложений;
- определять тему текста и озаглавливать его в зависимости от темы;
- делить сплошной текст на предложения (3-4 предложения);
- устанавливать смысловую связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
- при записи текста использовать красную строку.
Ученик получит возможность научиться:
- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;
- составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
-работа со словарем;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи,
каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
Содержание учебного предмета «Русский язык» 2 класс
Наша речь (3ч).
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст (4 ч).
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (11 ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова-( 19ч)
Слово и его лексическое значение (8 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Однокоренные (родственные) слова (5 ч).
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слог. Ударение (3 ч).
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Перенос слов (3 ч).
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы-(59ч)
Звуки и буквы. Алфавит (4 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков (2 ч).
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова (15 ч).
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков (17 ч).
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак (4 ч).
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным (15 ч).
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч).
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (общее представление) (2 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное (19 ч).
Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи (12 ч).
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (13 ч).
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи (4 ч).
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог (5 ч).
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи (3 ч).
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение изученного за год (16 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Наша речь | 3 |
2. | Текст | 4 |
3. | Предложение | 11 |
4. | Слова, слова, слова… | 19 |
5. | Звуки и буквы | 59 |
6 | Части речи | 58 |
7. | Повторение | 16 |
| Итого: | 170 |
7