Белокалитвинский район, р.п. Шолоховский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 8
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 8
Приказ от ____________ № ______
____________ Неменущая Т.А.
М.п.
Рабочая программа
По русскому языку
Начальное общее образование 2 класс
Количество часов: 170 часов( 5 часа в неделю )
Учитель: Третьякова Ирина Вячеславовна
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, (в ред. Приказов Минобрнауки от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357 )
Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ № 8 ( срок реализации 2015 – 2019учебный год )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
В соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (1 – 4 класс).
Основная образовательная программа по начальной школе МБОУ СОШ № 8 на 2015 – 2019 учебный год ( 1- 2 класс).
Учебный план МБОУ СОШ № 8 на 2017-2018учебный год.
Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год.
Количество часов: в неделю - 5 часов; в год - 170 часов.
По учебному плану: в неделю - 5 часов, в год - 170 часов.
Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Развитие речи, мышления, воображенияшкольников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса: 2 класс(5 часов в неделю, Всего – 170 ч.)
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (12 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (22 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. ( 34 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (29 ч.)
Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.
Части речи. (48)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение( 16ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
представление о своей этнической принадлежности;
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
положительное отношение к языковой деятельности;
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
первоначальные умения проверять написанное;
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | дата | факт | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Наша речь (4 часа) Цель: Формировать понятия об устной и письменной речи. |
1(1) | | | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | Уточнять и углублять представление о речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми. Овладевать монологической формой речи. |
2(2) | | | Что можно узнать о человеке по речи? |
3(3) | | | Как отличить диалог от монолога? |
4(4) | | | Проверка знаний Тест № 1 |
Текст (5 часов) Цель: Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи. |
5(1) | | | Что такое текст? | Работа с текстом: определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, выделять части, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте. |
6 (2) | | | Диагностическая контрольная работаю Тестовая работа. |
7(3) | | | Работа над ошибками |
8(4) | | | Что такое тема и главная мысль теста? |
9(5) | | | Части текста |
Предложение (12 часов) Цели: Ознакомить учащихся с использованием предложения в речи и его признаками |
10(1) | | | Что такое предложение? | Составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку. Определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте. Различать предложения, словосочетания, слова. Различать предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Находить главные челны предложения. Устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении. - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки |
11(2) | | | Как составить из слов предложение |
12(3) | | | Контрольное списывание№1 |
13(4) | | | Что такое главные члены предложения? |
14(5) | | | Что такое второстепенные члены предложения? |
15(6) | | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения |
16(7) | | | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? |
17(8) | | | Как установить связь слов в предложении? |
18(9) | | | Контрольный диктант№2 по теме Предложение.«Пушок». |
19 (10) | | | Работа над ошибками |
20 (11) | | | Развитие речи. Обучающее сочинение№1 по картине. И.С.Остроухова «Золотая осень» |
21 (12) | | | Анализ сочинений. | |
Слова, слова, слова... (22 ч) |
22 (1) | | | Что такое лексическое значение слова? | Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Работать с разными словарями. Овладеть понятием однокоренные слова. Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Создавать тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать синонимы и антонимы. Знакомится с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. |
23 (2) | | | Что такое лексическое значение слова? |
24 (3) | | | Что такое однозначные и многозначные слова? |
25(4) | | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
26 (5) | | | Что такое синонимы? |
27(6) | | | Что такое антонимы? |
28 (7) | | | Что такое антонимы? |
29(8) | | | Контрольный диктант.№3 |
30 (9) | | | Работа над ошибками. |
31(10) | | | Что такое родственные слова? |
32(11) | | | Что такое родственные слова? |
33(12) | | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
34(13) | | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
35(14) | | | Какие бывают слоги? |
36(15) | | | Как определить ударный слог? |
37(16) | | | Как определить ударный слог? |
38(17) | | | Как переносить слова с одной строки на другую? |
39(18) | | | Как переносить слова с одной строки на другую? |
40(19) | | | Обучающее сочинение №2 по серии картинок. |
41(20) | | | Проверочная работПроверить знание по теме «Слова» |
42(21) | | | Контрольный диктант№4«Зимой в лесу». |
43(22) | | | Работа над ошибками. |
Звуки и буквы (34 ч) |
44(1) | | | Как различить звуки и буквы? | Слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков. Различать ударные и безударные гласные. Слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных. Соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове. Научаться русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах. Различать звуки и буквы. Обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков. Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Знать алфавит: правильное называть буквы и их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Использовать на письме разделительный ь и ъ Использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использовать орфографический словарь. Применять правила правописания и пунктуации: - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; - сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроверяемые гласные |
45(2) | | | Как используем алфавит? |
46(3) | | | Как используем алфавит? |
47(4) | | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
48(5) | | | Как определить гласные звуки? |
49(6) | | | Контрольный диктант№5. «Друзья» |
50(7) | | | Работа над ошибками |
51(8) | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
52(9) | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
53(10) | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
54(11) | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
55(12) | | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
56(13) | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. |
57(14) | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. |
58(15) | | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. |
59(16) | | | Диктант №6Проверочная работа. « В роще» |
60(17) | | | .Работа над ошибками |
61(18) | | | Развитие речи. Обучающее сочинение№2.С.А.Тутунов «Зима пришла. Детство» |
62(19) | | | Как определить согласные звуки? |
63(20) | | | Согласный звук [й] и буква и краткое. |
64(21) | | | Согласный звук [й] и буква и краткое. |
65(22) | | | Слова с удвоенными согласными. |
66(23) | | | Развитие речи |
67(24) | | | Наши проекты. И в шутку и в серьёз. |
68(25) | | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. |
69(26) | | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. |
70(27) | | | Как обозначить мягкостью согласного на письме |
71(28) | | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
72(29) | | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.Развитие речи. |
73(30) | | | Контрольный диктант№7. |
74(31) | | | Проверочная работа |
75(32) | | | Работа над ошибками |
76(33) | | | Наши проекты. Пишем письмо. |
77(34) | | | Обобщающий урок |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (29 ч.) |
78(1) | | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ | - Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Находят в словах буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями. Применяют правило при написании слов с буквосочетаниями.
Объясняют правописание слов с парными по глухости–звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой. Применять правила правописания и пунктуации: - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; - сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
Наблюдают над произношением слов с разделит. ь. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделит. ь. Используют правило при написании слов с раздел. знаком ь Используют правило при написании слов с разд. мягким знаком (ь). Различают слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего звука и с разделительным мягким знаком
|
79(2) | | | Развитие речи. Обучающее изложение№1 |
80(3) | | | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». |
81(4) | | | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». |
82(5) | | | Контрольный диктант№8 |
83(6) | | | Наши проекты. Пишем письмо |
84(7) | | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. |
85(8) | | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. |
86(9) | | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. |
87(10) | | | Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? |
88(11) | | | Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? |
89(12) | | | Проверка парных согласных в корне слова. |
90(13) | | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных |
91(14) | | | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста |
92(15) | | | Правописание парных согласных на конце слова. |
93(16) | | | Правописание парных согласных на конце слова. |
94(17) | | | Правописание парных согласных на конце слова. |
95(18) | | | Правописание парных согласных на конце слова. |
96(19) | | | Проверка знаний |
97(20) | | | Диктант. |
98(21) | | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. |
99(22) | | | Написание слов с разделительным мягким знаком |
100 (23) | | | Написание слов с разделительным мягким знаком |
101 (24) | | | Написание слов с разделительным мягким знаком |
102 (25) | | | Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. |
103 (26) | | | Контрольное списывание |
104 (27) | | | Обучающее сочинение №4 «Зимние забавы» |
105 (28) | | | Проверка знаний |
106 (29) | | | Обобщение изученного материала. |
Части речи (48 часов) Цели: Уточнить представления о разнообразии слов и предложений, их неразрывной связи. |
107 (1) | | | Что такое части речи? | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу Проектная деятельность «Имя существительное» Пишут с заглавной буквы имена собственные: имена, отчества, фамилии, названия произведений, клички животных. Составляют устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руков. учителя) |
108 (2) | | | Что такое части речи? |
109 (3) | | | Что такое имя существительное? |
110 (4) | | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
111 (5) | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. |
112 (6) | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
113 (7) | | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. |
114 (8) | | | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. |
Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные собственные и нарицательные, имя прилагательное, изменять по числам. Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Распознают глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Определяют, каким членом предложения является глагол в предложениях Различать местоимение, числительные, предлоги, раздельное написание предлогов с именами существительными; - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - раздельное написание предлогов с другими словами;
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Распознают текст-описание. Наблюдают над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составляют текст-описание на основе личных наблюдений Распознают текст-рассуждение. Создают устные и письменные тексты-рассуждения. Оценивают свои достижения при выполнении заданий
Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно пишут предлоги со словами. Проектная деятельность «Предлоги»
Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные Проектная деятельность «Местоимение» |
115 (9) | | | Заглавная буква в географических названиях. |
116 (10) | | | Изложение по вопросам с дополнением текста №4. |
117 (11) | | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
118 (12) | | | Диктант № 10 по теме «Большая буква в именах существительных» |
119 (13) | | | Работа над ошибками. Большая буква в различных формах существительных. |
120 (14) | | | Единственное и множественное число имен существительных. |
121 (15) | | | Единственное и множественное число имен существительных. |
122 (16) | | | Единственное и множественное число имен существительных. |
123 (17) | | | Обучающее изложение№5 |
124 (18) | | | Проверка знаний |
125 (19) | | | Диктант №11 |
126 (20) | | | Работа над ошибками. |
127 (21) | | | Что такое глагол? |
127 (22) | | | Что такое глагол? |
128 (23) | | | Что такое глагол? |
139 (24) | | | Единственное и множественное число глаголов. |
130 (25) | | | Единственное и множественное число глаголов. |
131 (26) | | | Правописание частицы НЕ с глаголами. |
132 (27) | | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
133 (28) | | | Что такое текст-повествование? |
134 (29) | | | Проверка знаний. |
135 (30) | | | Что такое имя прилагательное? |
136 (31) | | | Связь имени прилагательного с именем существительным. |
137 (32) | | | Прилагательные, близкие и противоположные по значению. |
138 (33) | | | Единственное и множественное число имен прилагательных. |
139(34) | | | Что такое текст - описание. |
140 (35) | | | Проверка знаний |
141 (36) | | | Общее понятие о предлоге. |
142 (37) | | | Раздельное написание предлогов со словами. |
143 (39) | | | Восстановление предложений. |
144 (40) | | | Проверка знаний |
145 (41) | | | Диктант№12 |
146 (42) | | | Работа над ошибками |
147 (43) | | | Что такое местоимение? |
148 (44) | | | Что такое местоимение? |
149 (45) | | | Что такое текст - рассуждение? |
150 (46) | | | Проверка знаний |
151 (47) | | | Контрольный диктант№13 |
152 (48) | | | Работа над ошибками |
Повторение 16 часов |
153 (1) | | | Повторение по теме: «Текст» | Анализируют картину. Осмысленно отвечают на вопросы. Составляют устный рассказ по картине, соблюдая логику. Различают типы текста: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Составляют устный и письменный текст-повествование. Отличают предложение от группы слов. Объясняют использование знаков препинания Различают диалог и монолог. Объясняют орфограммы Различают звуки и буквы. Классифицируют буквы. Называют буквы, обозначающие на письме твердость и мягкость согласных звуков; буквы, не обозначающие звука. Выполняют звукобуквенный разбор слова. Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Применяют правила правописания. Объясняют правильность написания слов с изученными орфограммами.
Отличают предложение от группы слов. Объясняют использование знаков препинания. Различают диалог и монолог. Объясняют орфограммы |
154 (2) | | | Сочинение по картине |
155 (3) | | | Повторение по теме «Предложение» |
156 (4) | | | Повторение по теме «Предложение» |
157 (5) | | | Повторение по теме «Слово и его значение» |
158 (6) | | | Промежуточная аттестация. Диктант |
159 (7) | | | Повторение по теме «Части речи» |
160 (8) | | | Повторение по теме «Звуки и буквы» |
161 (9) | | | Повторение по теме: «Правило правописания» |
162 (10) | | | Списывание. |
163 (11) | | | Повторение и закрепление изученного материала |
164 (12) | | | Повторение и закрепление изученного материала |
165 (13) | | | Повторение по теме «Части речи» |
166 (14) | | | Обобщение знаний по курсу за 2класс |
167 (15) | | | Повторение и закрепление Игра «Что? Где? Когда?» |
168 (16) | | | Повторение и закрепление изученного материала |
169 | | | Повторение и закрепление изученного материала |
170 | | | Повторение и закрепление изученного материала |
Диагностическая работа по русскому языку для 2 класса.
Задание № 1.
Цель: определить сформированность умения ставить ударения в словах разной структуры; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Поставь ударение в словах там, где это необходимо. Выпиши слово, которое состоит из трех слогов, ударение падает на второй слог.
Лето, речка, купался, лес, гриб, загорал.
_______________________________________________________________
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 2
Верно поставлены все ударения – 1 балл
Выписано верное слово – 1 балл
Задание № 2.
Цель: определить развитие фонематического слуха, сформированность умения обозначать мягкость согласного звука на письме; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
Выпиши слово, в котором все согласные буквы, обозначают мягкие согласные звуки.
Кочка, щавель, машина, земляника.
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3
Определены все буквы, обозначающие мягкие звуки – 2 балла
Допущены 1-2 ошибки – 1 балл
Выписано верное слово – 1 балл
Задание № 3.
Цель: определить знание орфографических правил, изучаемых в первом классе, сформированность умения самостоятельно приводить примеры; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, устанавливать соответствие, осуществлять самоконтроль.
Прочитай. Соотнеси группы слов с соответствующим правилом правописания. Покажи стрелками. Приведи свой пример на каждое правило.
Группы слов | Правила правописания | Пример |
Лыжи, чайник, мыши, щавель, щука. | Безударная гласная в слове. | |
Река, страна, леса, цветы, поля. | Звонкая и глухая согласная в слове. | |
Дуб, гриб, ложка, краб, лоб. | И, у, а после шипящих. |
|
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3
Верно установлены все соответствия – 2 балла
Допущена 1 ошибка – 1 балл
Верно приведены примеры – 1 балл
Задание № 4.
Цель: сформированность умения определять части речи по вопросам; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, группировать слова по существенному признаку, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Распредели слова на группы по существенному признаку. Запиши слова в таблицу. Дай название каждой группе.
Лес, красивый, петь, лето, искать, гриб, весёлый.
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3
Слова верно распределены на группы – 2 балла
Даны названия групп – 1 балл
Задание № 5.
Цель: сформированность умения распознавать имена собственные и применять правило их написания, составлять предложение и оформлять его на письме; осмысленно читать задание, планировать его выполнение, осуществлять самоконтроль.
Прочитай слова. Подчеркни нужные буквы. Составь предложение со словами (по выбору).
(С,с)обака ( Д, д)жина
(К,к)от (М, м)атроскин
(Г,г)ород (М,м)осква
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3
Верно выбраны буквы – 1 балл
Составлено связное предложение – 1 балл
Предложение верно оформлено графически – 1 балл
* Орфографические ошибки в словах, добавленных учащимся, не учитываются.