Муниципальное казённое образовательное учреждение
«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
Рассмотрено На заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от « » 2019 г., Руководитель: ________ / / | Согласовано заместитель директора по УВР ________/ / «_____» «__________ » 2010 г « » 2019 г | Утверждено: Директор школы: _______ / / « » 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»
Предметная область: «Русский язык. Литература»
Класс 9
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработана Шерешевой Юлией Владимировной
учителем русского языка и литературы
с. Копанище
2019
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Рос-сийской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого об-щения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуж-дения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматиче-ские, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; ана-лизировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, ос-новную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, озна-комительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, кон-спект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сфе-рой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отноше-ний);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамма-тические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редакти-ровать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохра-нения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Требования к уровню подготовки выпускников
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
Восприятие высказывания:
При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон;
Замечать в собственной речи и речи других людей отступления от норм литературного языка;
Фиксировать замеченные нарушения норм, исправлять ошибки в собственной речи.
Анализ текст:
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль;
Указывать способы и средства связи предложений в тексте;
Анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для опре-деленного стиля;
Воспроизведение текста:
Писать изложения по текстам художественного и публицистического стилей, сохраняя композицию, типологию, характерные языковые средства;
Вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования)
Создание текста.
Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы и предложенные учителем;
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицисти-ки (эссе, путевые заметки, рецензия)
Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием раз-ных типов речи;
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи
Создавать высказывания научного стиля.
Совершенствование написанного.
Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания;
Находить и исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки;
Повышать выразительность речи, добиваясь целесообразного выбора языковых средств;
По орфоэпии: правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов, правильно их употреблять; пользовать-ся толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
По морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава; пользоваться этимологическим и словообразовательными словарями;
По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать ли-тературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться словарями;
По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случая;
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | | |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 6 | 1 | 2 |
Сложное предложение. Культура речи. | 4 | | 1 |
Сложносочиненные предложения | 7 | 1 | 1 |
Сложноподчиненные предложения | 25 | 1 | 5 |
Бессоюзные сложные предложения | 10 | 1 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 1 | 1 |
Общие сведения о языке | 2 | | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 6 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 6 | 12 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Раздел I. О языке
Русский язык среди языков мира. Русский язык в современном мире.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфоло-гические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Раздел II. Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфоло-гические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Раздел III. Сложное предложение. Культура речи
Глава 1. Сложное предложение. Пунктуация
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Глава 2. Сложносочиненные предложения
Строение сложносочиненных предложений и средства связи в нем: интонация и сочи-нительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносо-чиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
Глава 3. Сложноподчиненное предложение
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи.
Глава 4. Бессоюзное сложное предложение
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика про-стых и сложных предложений с союзами без союзов.
Глава 5. Сложное предложение с разными видами связи Сложное предложение с различ-ными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых пред-ложений.
Глава 6.Общие сведения о языке. Публичная речь.
Глава 7. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе Основные типы сложных предложений и их особенности. Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О,М,Александрова - М.: Просвещение,2015
Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка.9 класс: кН. Для учителя- М.:2014
2.Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку:9 кл.-М.:2016
3.ГИА 9 класс. Русский язык. Изложение(С1). Сочинение (С2.1.и С2.2)Воронеж 2012
4.Г. Т. Егораева Русский язык Практикум ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»Москва 2016
Основные формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе. (68 часов)
№ п/п | Тема урока | Дата | Домашнее задание |
| | План | Факт | |
| Международное значение русского языка - 1 час |
1. | Международное значение русского языка | | | Стр. 3 -7, упр.4 |
| Повторение пройденного в 5 – 8 классах – 6 (3 +2р.р+ 1 к.д) |
2. | Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | | | Конспект, упр. 8,15 |
3. | Р. рСтили речи | | | П.3, задания по группам: упр23 – 1гр; 27 -2 |
4. | Простое предложение и его грамматическая основа | | | п.4,упр. 31, составить текст |
5. | Предложения с обособленными членами | | | П.5,упр.35, связный рассказ по теме, сочинение упр.37 |
6. | Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями | | | П.6 упр.40, рецензия на статью. |
7. | Контрольный диктант по итогам повторения | | | Повтор. сведения о сложном предложении |
Сложное предложение. Культура речи – 4 часа (3+ 1 р.р) |
8. | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении | | | П.7 упр 44, написать текст «Краски осени» |
9. | Союзные и бессоюзные сложные предложения | | | П.8 упр51+ дифференцир. задания |
10. | Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения» | | | Работа с черновиками |
11. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Интонация сложного предложения. | | | П.9,10 упр.58, повтор. свед. о сл.предл. |
Сложносочинённые предложения - 7 час (5+1 р р+ 1 к д) |
12. | Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП | | | П.11,12 упр.62+ выписать 6 сл.соч. предлож.из произв. Пушкина |
13. | Средства связи частей ССП, основные группы ССП по значению и союзам. | | | П. 13 -15,упр65 |
14. | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | | | П.13 -15, упр.68 |
15 | Р.Р. Сочинение по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце» | | | Работа с черновиками, сочинение дописать. |
16. | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | | | П.16 упр 72,73 |
17. | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. | | | П.17,упр76, ответить на вопросы на стр 47 |
18. | Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения» | | | Повтор. словарные слова. Сведения о с/соч. предл. |
Сложноподчинённые предложения – 25 час (19+5 р р+1 кд) |
19. | Сложноподчинённые предложения. Понятие о СПП, его грамматические признаки | | | П.18, упр. 85 |
20. | Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в СПП. | | | П.19, упр 88 (2ч) |
21-22. | Р.Р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | | | Словарные слова повторить, определение союза. |
23. | Союзы и союзные слова в СПП | | | П. 20, упр96. |
24. | Роль указательных слов в СПП | | | П. 21 упр104(устно), 105 п, сочинение на основе упр. 101 |
25. | Р.Р. Сжатое изложение на основе упр 106 | | | Изложение дописать |
26. | Основные группы СПП. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | | | П.22,упр111,112, таблица. |
27. | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | | | П.22,упр.116, слов. слова. |
28. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | | | П.23,упр.121 |
29. | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | | | П.23 индивид. задания |
30. | СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места | | | П.24,25упр 127; сочинение – миниатюра с использованием с.под. предлож. |
31. | СПП с придаточными времени и места | | | П.25,упр.130. |
32. | СПП с придаточными причины, следствия, условия | | | П.26,упр 141 |
33. | СПП с придаточными уступки, цели | | | П.26,упр.153, таблица. |
34. | СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени | | | П.27,упр.160 устно, 161 письм. |
35. | Различные способы выражения сравнения | | | П.27, упр 165. |
36. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения» | | | П.18 -27 повторить, индивидуальные задания по карточкам. |
37. | Р.Р. Сочинение по картине В. П. Фельдмана «Родина» | | | Работа с черновиками. |
38. | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | | | П.28,упр.170.мини – сочинение «Что даёт мне чтение» с использов. сложн. подч. предл. |
39. | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | | | П.28,упр174, выписать 8 предлож. с несколькими прид. из худ произв., определить вид. |
40. | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | | | П.29,30, ответить на вопросы на стр. 118, упр.177. |
41. | Р.р Подробное изложение на основе упр 177 | | | |
42 | Повторение и обобщение изученного по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения» | | | |
43. | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» | | | Индивидуальные задания. Подготовить сообщение |
Бессоюзные сложные предложения – 10 час (7+2 р.р +1 к.д) |
44. | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. | | | П.33 -32,упр189, 190, составить 5 предлож. бессоюзн на тему «Первый снег» |
45. | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | | | П.33,упр.упр 194. |
46 | Р. Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему | | | Работа с черновиками. |
47. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения, двоеточие в БСП. | | | П.34,упр.198, сообщение «Двоеточие в простых и сложн. предлож. »(устно). |
48 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | | | П.35,упр201, мини – сочинение «По дороге к реке» с б/сл. предлож |
49. | Р.р Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка» | | | Работа с черновиками |
50 51. | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП» | | | Упр с тестами. П.31 – 36, ответить на вопросы,упр. 204 |
52. | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | | | Слов. слова, упр.205. |
53. | Анализ контрольной работы | | | Работа по индивид. карточкам. |
Сложные предложения с разными видами связи – 7 час (5+1рр+ 1 к.д) |
54. | Сложные предложения с различными видами связи | | | П.37, упр.213 устно, 214 письм. |
55. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | | | П.38 упр217+ разборы. |
56. | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | | | Индивидуальные задания |
57. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | | | П.39,упр.219, составить схемы. |
58. | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | | | Работа с черновиками. |
59. | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Сложные предложения с разными видами связи» | | | Подготовиться к зачёту, повтор. п9 -39. |
60. | Урок контроля знаний и умений | | | Индивидуальные задания, подготовить сообщения о словарях. |
Общие сведения о языке – 2 час |
61. | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. | | | Записи в тетради прочитать, подгот. сообщ. о публицист. стиле |
62. | Публичная речь .Язык художественной литературы. | | | П.40,упр.222 |
Повторение изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи. – 6 часов |
63. | Фонетика и графика. | | | П.41,упр230, работа с тестами, повтор. определ. лексики, фразеологии. |
64. | Лексика.Фразеология. | | | П.42, упр.235, работа с тестами, опреред.морфемики. словообраз. |
65. | Морфемика. Словообразование. | | | П.43,44,упр.245, работа с тестами, определ. морфологии повтор. |
66 | Морфология и орфография. | | | П.45,упр250, работа с тестами, определ.синтаксиса |
67 | Синтаксис | | | П.46 упр 254 |
68. | Резервный урок | | | П.47 упр267 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА»
Рассмотрено На заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от « » __________ 2017 г., Руководитель: ________ /Н.В.Дыбова./ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/О.И. Никитина/ «_____» «__________ » 2010 г «_____» «______ » 2017 г | Утверждено: Директор школы: _______ /Гавриленко Н.В. / «___» «_____» 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Русский язык»
Предметная область: «Русский язык. Литература»
Класс 9
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Разработана Гавриленко Надеждой Васильевной
учителем русского языка и литературы
с. Копанище
2017