СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

Рассмотрено

На заседании методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1

от « » 2019 г.,

Руководитель: ________

/ /


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/ / «_____» «__________ » 2010 г

« » 2019 г








Утверждено:

Директор школы:

_______ / /

« » 2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«Русский язык»

Предметная область: «Русский язык. Литература»

Класс 9



Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год









Разработана Шерешевой Юлией Владимировной

учителем русского языка и литературы



с. Копанище


2019



Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Рос-сийской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого об-щения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуж-дения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматиче-ские, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; ана-лизировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, ос-новную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, озна-комительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, кон-спект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сфе-рой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отноше-ний);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамма-тические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редакти-ровать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохра-нения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Требования к уровню подготовки выпускников

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

Восприятие высказывания:

При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон;

Замечать в собственной речи и речи других людей отступления от норм литературного языка;

Фиксировать замеченные нарушения норм, исправлять ошибки в собственной речи.


Анализ текст:

Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль;

Указывать способы и средства связи предложений в тексте;

Анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для опре-деленного стиля;


Воспроизведение текста:

Писать изложения по текстам художественного и публицистического стилей, сохраняя композицию, типологию, характерные языковые средства;

Вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования)

Создание текста.

Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы и предложенные учителем;

Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицисти-ки (эссе, путевые заметки, рецензия)

Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием раз-ных типов речи;

Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию

Составлять тезисы и конспект небольшой статьи

Создавать высказывания научного стиля.


Совершенствование написанного.

Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания;

Находить и исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки;

Повышать выразительность речи, добиваясь целесообразного выбора языковых средств;


По орфоэпии: правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов, правильно их употреблять; пользовать-ся толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

По морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава; пользоваться этимологическим и словообразовательными словарями;

По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать ли-тературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться словарями;

По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случая;



Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Международное значение русского языка

1



Повторение пройденного в 5 - 8 классах

6

1

2

Сложное предложение. Культура речи.

4


1

Сложносочиненные предложения

7

1

1

Сложноподчиненные предложения

25

1

5

Бессоюзные сложные предложения

10

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

7

1

1

Общие сведения о языке

2



Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

6

1


ИТОГО

68

6

12



Раздел III. Содержание тем учебного курса.


Раздел I. О языке

Русский язык среди языков мира. Русский язык в современном мире.

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфоло-гические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Раздел II. Обобщение и систематизация изученного в 5-8 классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфоло-гические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Раздел III. Сложное предложение. Культура речи

Глава 1. Сложное предложение. Пунктуация

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Глава 2. Сложносочиненные предложения

Строение сложносочиненных предложений и средства связи в нем: интонация и сочи-нительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносо-чиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

Глава 3. Сложноподчиненное предложение

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи.

Глава 4. Бессоюзное сложное предложение

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика про-стых и сложных предложений с союзами без союзов.

Глава 5. Сложное предложение с разными видами связи Сложное предложение с различ-ными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых пред-ложений.

Глава 6.Общие сведения о языке. Публичная речь.

Глава 7. Обобщение и систематизация изученного в 9 классе Основные типы сложных предложений и их особенности. Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О,М,Александрова - М.: Просвещение,2015

Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка.9 класс: кН. Для учителя- М.:2014

2.Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку:9 кл.-М.:2016

3.ГИА 9 класс. Русский язык. Изложение(С1). Сочинение (С2.1.и С2.2)Воронеж 2012

4.Г. Т. Егораева Русский язык Практикум ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»Москва 2016


Основные формы организации учебных занятий и виды учебной деятельности


Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов; - написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей.


Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе. (68 часов)


п/п

Тема урока

Дата

Домашнее задание


План

Факт



Международное значение русского языка - 1 час

1.

Международное значение русского языка




Стр. 3 -7, упр.4


Повторение пройденного в 5 – 8 классах – 6 (3 +2р.р+ 1 к.д)

2.

Р. Устная и письменная речь.

Монолог и диалог.



Конспект, упр. 8,15

3.

Р. рСтили речи



П.3, задания по группам: упр23 – 1гр; 27 -2

4.

Простое предложение и его грамматическая основа



п.4,упр. 31, составить текст

5.

Предложения с обособленными членами



П.5,упр.35, связный рассказ по теме, сочинение упр.37

6.

Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями



П.6 упр.40, рецензия на статью.

7.

Контрольный диктант по итогам повторения



Повтор. сведения о сложном предложении

Сложное предложение. Культура речи – 4 часа (3+ 1 р.р)

8.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении



П.7 упр 44, написать текст «Краски осени»

9.

Союзные и бессоюзные сложные предложения




П.8 упр51+ дифференцир. задания

10.

Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения»



Работа с черновиками

11.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Интонация сложного предложения.



П.9,10 упр.58, повтор. свед. о сл.предл.

Сложносочинённые предложения - 7 час (5+1 р р+ 1 к д)

12.

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в ССП



П.11,12 упр.62+ выписать 6 сл.соч. предлож.из произв. Пушкина

13.

Средства связи частей ССП, основные группы ССП по значению и союзам.



П. 13 -15,упр65

14.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения



П.13 -15, упр.68

15

Р.Р. Сочинение по картине В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»



Работа с черновиками, сочинение дописать.

16.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.



П.16 упр 72,73

17.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.



П.17,упр76, ответить на вопросы на стр 47

18.

Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения»



Повтор. словарные слова. Сведения о с/соч. предл.

Сложноподчинённые предложения – 25 час (19+5 р р+1 кд)

19.

Сложноподчинённые предложения. Понятие о СПП, его грамматические признаки



П.18, упр. 85

20.

Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в СПП.



П.19, упр 88 (2ч)

21-22.

Р.Р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи



Словарные слова повторить, определение союза.

23.

Союзы и союзные слова в СПП



П. 20, упр96.

24.

Роль указательных слов в СПП



П. 21 упр104(устно), 105 п, сочинение на основе упр. 101

25.

Р.Р. Сжатое изложение на основе упр 106



Изложение дописать

26.

Основные группы СПП. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными



П.22,упр111,112, таблица.

27.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными



П.22,упр.116, слов. слова.

28.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными



П.23,упр.121

29.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными



П.23 индивид. задания

30.

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места



П.24,25упр 127; сочинение – миниатюра с использованием с.под. предлож.

31.

СПП с придаточными времени и места



П.25,упр.130.

32.

СПП с придаточными причины, следствия, условия



П.26,упр 141

33.

СПП с придаточными уступки, цели



П.26,упр.153, таблица.

34.

СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени



П.27,упр.160 устно, 161 письм.

35.

Различные способы выражения сравнения



П.27, упр 165.

36.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения»



П.18 -27 повторить, индивидуальные задания по карточкам.

37.

Р.Р. Сочинение по картине В. П. Фельдмана «Родина»



Работа с черновиками.

38.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.



П.28,упр.170.мини – сочинение «Что даёт мне чтение» с использов. сложн. подч. предл.

39.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.




П.28,упр174, выписать 8 предлож. с несколькими прид. из худ произв., определить вид.

40.

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП



П.29,30, ответить на вопросы на стр. 118, упр.177.

41.

Р.р Подробное изложение на основе упр 177




42

Повторение и обобщение изученного по теме «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения»




43.

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»



Индивидуальные задания. Подготовить сообщение


Бессоюзные сложные предложения – 10 час (7+2 р.р +1 к.д)

44.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП.



П.33 -32,упр189, 190, составить 5 предлож. бессоюзн на тему «Первый снег»

45.

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.



П.33,упр.упр 194.

46

Р. Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему




Работа с черновиками.

47.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения, двоеточие в БСП.



П.34,упр.198, сообщение «Двоеточие в простых и сложн. предлож. »(устно).

48

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.



П.35,упр201, мини – сочинение «По дороге к реке» с б/сл. предлож

49.

Р.р Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»



Работа с черновиками

50


51.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Систематизация и обобщение изученного по теме «БСП»



Упр с тестами.


П.31 – 36, ответить на вопросы,упр. 204

52.

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения»




Слов. слова, упр.205.

53.

Анализ контрольной работы



Работа по индивид. карточкам.

Сложные предложения с разными видами связи – 7 час (5+1рр+ 1 к.д)

54.

Сложные предложения с различными видами связи



П.37, упр.213 устно, 214 письм.

55.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи



П.38 упр217+ разборы.

56.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи



Индивидуальные задания

57.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи



П.39,упр.219, составить схемы.

58.

Р.Р. Изложение с элементами сочинения



Работа с черновиками.

59.

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Сложные предложения с разными видами связи»



Подготовиться к зачёту, повтор. п9 -39.

60.

Урок контроля знаний и умений



Индивидуальные задания, подготовить сообщения о словарях.

Общие сведения о языке – 2 час

61.

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы.



Записи в тетради прочитать, подгот. сообщ. о публицист. стиле

62.

Публичная речь .Язык художественной литературы.



П.40,упр.222

Повторение изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи. – 6 часов

63.

Фонетика и графика.



П.41,упр230, работа с тестами, повтор. определ. лексики, фразеологии.

64.

Лексика.Фразеология.



П.42, упр.235, работа с тестами, опреред.морфемики. словообраз.

65.

Морфемика. Словообразование.



П.43,44,упр.245, работа с тестами, определ. морфологии повтор.

66

Морфология и орфография.



П.45,упр250, работа с тестами, определ.синтаксиса

67

Синтаксис



П.46 упр 254

68.

Резервный урок



П.47 упр267










































МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

Рассмотрено

На заседании методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

Протокол № ___

от « » __________ 2017 г.,

Руководитель: ________

/Н.В.Дыбова./


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/О.И. Никитина/ «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «______ » 2017 г








Утверждено:

Директор школы:

_______ /Гавриленко Н.В. /

«___» «_____» 2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«Русский язык»


Предметная область: «Русский язык. Литература»

Класс 9

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год



Разработана Гавриленко Надеждой Васильевной

учителем русского языка и литературы














с. Копанище


2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!