Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чертовицкая основная общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании ШМО Пр.№ __ от _______________ Руководитель ШМО______________ Белкина Л.И. | Согласовано Зам.директора по УВР________________ Вялкина О.В. | Утверждено Пр.№____ от_____________ Директор школы________________ Лырьщикова С.А. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык. Родной русский язык»
3 класс
Составитель:
Попова Н.М.
С. Чертовицы
Пояснительная записка
Цели обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи: закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма (задания по чистописанию являются обязательным компонентом урока).
Программа определяет ряд практических ЗАДАЧ, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Количество часов по учебному плану: по 4 часа в неделю, всего 136 часа (34 учебные недели)
Формы и методы контроля: тесты, устный опрос, , диктанты, контрольное списывание
Учебник: Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.– М. Просвещение. 2013
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися 3 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 3 класс
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
• Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
• формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
• учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
• выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
• Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
• самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
• использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
• ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
• осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
• составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
• строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
• Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
• участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
• Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
• представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
• понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
• овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
• овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• знакомиться с жанрами объявления, письма;
• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
• осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
• использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
• иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
• распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
• приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
• выделять нулевое окончание;
• подбирать слова с заданной морфемой;
• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
• наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
• распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
• распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
• устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
• подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
• наблюдать за словообразованием частей речи;
• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
• различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• выделять в предложении основу и словосочетания;
• находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
• опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
• непроизносимые согласные;
• разделительный твёрдый знак (ъ);
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
• безударные родовые окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• запятая при обращении;
• запятая между частями в сложном предложении;
• безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку и авторской программой данного учебного курса.
Раздел 1:«Язык и речь» (1 ч.)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Раздел 2:«Текст. Предложение. «Словосочетание» (9 ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
Предложение (повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге)
Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Повторение и уточнение представлений о составе предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Разбор предложения по членам.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией — таблицы и памятки.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.
Контрольная работа №1.
Раздел 3:«Слово в языке и речи» (15 ч.)
Повторение и уточнение представлений. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы. Омонимы. Использование омонимов в речи.
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значения фразеологизмов и их использование в речи.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. Обучающее изложение
Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Проект «Рассказ о слове».
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Контрольная работа №2.
Раздел 4:«Состав слова» (13 ч.)
Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Окончание. Формы слова. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.
Формирование навыка моделирования слов. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.
Контрольная работа№3.
Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Проект: «Семья слов».
Раздел 5:«Правописание частей слова» (25 ч.)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком.
Развитие речи. Обучающее изложение. «Клесты».
Контрольная работа №4; №5.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Развитие речи. Обучающее изложение
Проект «Составляем «Орфографический словарь».
Раздел 6:«Части речи» (62 ч.)
Имя существительное (30 ч.)
Имя прилагательное (14 ч.)
Местоимение (5 ч.)
Глагол (13 ч.)
Части речи (повторение и уточнение представлений). Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное. Повторение и уточнение представлений. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Развитие речи. Обучающее изложение
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных
Проект: «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)
Развитие речи. Обучающее изложение. «Лев».
Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (лесная мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.) Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.)
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Контрольная работа №6;
Изменение имён существительных по падежам. Склонение имён существительных Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Обобщение знаний об имени существительном.
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Проект: «Зимняя страница».
Контрольная работа №7.
Имя прилагательное. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Воспитывать чувство прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании.
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам,
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Падеж имён прилагательных (общее представление).
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.
Контрольная работа №8.
Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Проект: «Имена прилагательные в загадках»
Личные местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.
Формирование бережного отношения к природе.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Контрольная работа №9.
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.
Формы глагола. Начальная (неопределённая форма глагола). Глагольные вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Изменение глаголов по временам.
Контрольная работа №10.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор глагола.
Контрольная работа № 11.
Раздел 7:«Повторение» (11ч.)
Обобщение изученного о слове, предложении. Звуки речи и звуки природы. Правописание безударных гласных.
Развитие речи. Обучающее изложение
Однокоренные слова. Правописание приставок и предлогов. Правописание значимых частей слов. Правописание имён собственных. Правописание окончаний имён прилагательных.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста или сочинение на тему «У Вечного огня».
Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
Итоговая контрольная работа № 12.
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
№ | Раздел/ тема | К-во час |
1 | Язык и речь Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 2 ч. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание Текст. Признаки теста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинаний в конце предложений. Предложения с обращением. Состав предложения. Главные и второстепенные члены . Распространённые и нераспространённые предложения. Простое и сложное предложения. Разбор предложения по членам. Запятая внутри сложного предложения. | 11 ч. |
3 | Слово в языке и речи Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Омонимы Использование омонимов в речи.. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. Имя прилагательное. Глагол. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча—ща, чу—щу чк чн, чт, щн, нч,. Звуко-буквенный разбор слова. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 18 ч. |
4 | Состав слова Корень слова. Чередование согласных в корне. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка как значимая часть слова. Образование слов с помощью приставок. Употребление в речи слов с приставками. Значение приставки в слове. Слова с двумя приставками. Суффикс как значимая часть слова. Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффикса. Основа слова. Разбор слова по составу | 14ч. |
5 | Правописание частей слова Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание суффиксов в словах. Правописание приставок в словах . Употребление предлогов. Место и роль разделительного твёрдого знака в слове. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. | 23 ч. |
6 | Части речи. Имя существительное Значение и употребление имён существительных в речи. Правописание имён собственных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Род имён существительных (7 ч) Имена существительные общего рода. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Род имён существительных иноязычного происхождения. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. Падеж имён существительных (12 ч) Имя прилагательное Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Роль имён прилагательных в тексте. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на-ий, -ья. -ов, -ин, по падежам. Начальная форма имени прилагательного. Местоимение Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица. Употребление личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений. Глагол Значение и употребление глаголов в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Неопределённая форма глагола. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Написание окончаний -ешь, -ишь, в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в ед. ч.). Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов. | 61 ч. 27 ч. 15 ч. 4 ч. 14 ч |
7 | Повторение Части речи: самостоятельные и служебные. Части речи. Падеж имён существительных. Однокоренные слова. Звуки речи и звуки природы. Правописание имён собственных. Глагол. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагол. Изменение глаголов по родам и числам. Разбор предложения по членам предложения. Правописание окончаний имён прилагательных. Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфологический разбор глагола. | 8 ч. |
| Итого: | 136 ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | Примечание |
1. | Наша речь. Виды речи. | | | | |
2. | Наш язык. | | | | |
3. | Текст. Типы текстов. | | | | |
4. | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | | | | |
5. | Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 | | | | |
6. | Предложения с обращением. Обучающее изложение | | | | |
7. | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | |
8. | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | |
9. | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | |
10. | Простое и сложное предложения. | | | | |
11. | Простое и сложное предложения. | | | | |
12. | Словосочетание. Проверочная работа № 1 | | | | |
13. | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | | | | |
14. | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | | | | |
15. | Синонимы и антонимы. Словарный диктант № 2 | | | | |
16. | Омонимы. | | | | |
17. | Слово и словосочетание. | | | | |
18. | Фразеологизмы. | | | | |
19. | Обучающее изложение (упр.88) | | | | |
20. | Части речи. | | | | |
21. | Имя существительное. | | | | |
22. | Имя прилагательное. | | | | |
23. | Глагол. | | | | |
24. | Что такое имя числительное? Проверочная работа №2 «Части речи» | | | | |
25. | Однокоренные слова. Проверочная работа № 3 | | | | |
26. | Звуки и буквы. Гласные звуки. | | | | |
27. | Звуки и буквы. Согласные звуки. | | | | |
28. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | | | | |
29. | Обучающее изложение (упр.129) Словарный диктант № 3 | | | | |
30. | Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» Проверочная работа № 4 | | | | |
31. | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | | | | |
32. | Корень слова. Как найти в слове корень? | | | | |
33. | Сложные слова. Контрольное списывание № 1 | | | | |
34. | Окончание. Как найти в слове окончание? | | | | |
35. | Окончание слова. | | | | |
36. | Приставка. Контрольный диктант № 3 за 1 четверть | | | | |
37. | Значение приставок. Словарный диктант № 4 | | | | |
38. | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | | | | |
39. | Значение суффиксов. | | | | |
40. | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | | | | |
41. | Основа слова. | | | | |
42. | Обобщение знаний о составе слова. | | | | |
43. | Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова». | | | | |
44. | Обучающее изложение Упр. 191 | | | | |
45. | Проект «Семья слов» Проверочная работа № 5 | | | | |
46. | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | | | | |
47. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | | | |
48. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | | | | |
49. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | | | |
50. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | | | |
51. | Обучающее изложение. | | | | |
52. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольное списывание № 2 | | | | |
53. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | | | |
54. | Правописание слов с удвоенными согласными. | | | | |
55. | Правописание слов с удвоенными согласными. | | | | |
56. | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | | | | |
57. | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов». | | | | |
58. | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | | | | |
59. | Правописание суффиксов и приставок. | | | | |
60. | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 5. | | | | |
61. | Правописание приставок и предлогов. | | | | |
62. | Правописание приставок и предлогов. | | | | |
63. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | | | | |
64. | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание частей слова». | | | | |
65. | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | | | | |
66. | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | | | | |
67. | Обучающее изложение (упр.278) | | | | |
68. | Проект «Составляем орфографический словарь | | | | |
69. | Учебник «Русский язык» часть2 Части речи | | | | |
70. | Имя существительное и его роль в речи. | | | | |
71. | Значение и употребление имён существительных в речи. | | | | |
72. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | | | |
73. | Обучающее изложение (упр. 21). | | | | |
74. | Собственные и нарицательные имена существительные. | | | | |
75. | Проект «Тайны имени». Контрольное списывание № 3 | | | | |
76. | Число имён существительных. | | | | |
77. | Число имён существительных. | | | | |
78. | Род имён существительных. | | | | |
79. | Род имён существительных. | | | | |
80. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | | | |
81. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | | | |
82. | Обучающее изложение (упр.62) | | | | |
83. | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | | | | |
84. | Склонение имён существительных. | | | | |
85. | Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6 | | | | |
86. | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | | | | |
87. | Именительный падеж. | | | | |
88. | Родительный падеж. | | | | |
89. | Дательный падеж. | | | | |
90. | Винительный падеж. | | | | |
91. | Творительный падеж. | | | | |
92. | Предложный падеж. | | | | |
93. | Обучающее изложение (упр.101) | | | | |
94. | Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» | | | | |
95. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | | | | |
96. | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | | | | |
97. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | | | | |
98. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | | | | |
99. | Роль имён прилагательных в тексте. | | | | |
100. | Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | | | | |
101. | Род имён прилагательных. | | | | |
102. | Изменение имён прилагательных по родам. | | | | |
103. | Изменение имён прилагательных по родам. | | | | |
104. | Число имён прилагательных. | | | | |
105. | Число имён прилагательных | | | | |
106. | Изменение имён прилагательных по падежам. | | | | |
107. | Изменение имён прилагательных по падежам. | | | | |
108. | Обобщение знаний. Словарный диктант № 7 | | | | |
109. | Сочинение (или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | | | | |
110. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект « Имена прилагательные в загадках». | | | | |
111. | Контрольный диктант № 9 по теме «Имя прилагательное» | | | | |
№ урока | Тема урока | | Форма урока | | |
112. | Работа над ошибками. Личные местоимения | | | | |
113. | Изменение личных местоимений по родам | | | | |
114. | Правописание местоимений. Проверочная работа № 6 | | | | |
115. | Обучающее изложение | | | | |
116. | Значение и употребление глаголов в речи. | | | | |
117. | Значение и употребление глаголов в речи. | | | | |
118. | Неопределённая форма глагола. | | | | |
119. | Неопределённая форма глагола. | | | | |
120. | Число глаголов. | | | | |
121. | Времена глаголов. | | | | |
122. | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | | | | |
123. | Изменение глаголов по временам. | | | | |
124. | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Упр. 213 | | | | |
125. | Род глаголов в прошедшем времени. | | | | |
126. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | | | | |
127. | Обобщение изученного материала о глаголе. | | | | |
128. | Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа №7. | | | | |
129. | Контрольный диктант № 10 по теме «Глагол» | | | | |
130. | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 8. | | | | |
131. | Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение. Упр.242 | | | | |
132. | Правописание окончаний имён прилагательных | | | | |
133. | Правописание приставок и предлогов | | | | |
134. | Правописание безударных гласных | | | | |
135. | Итоговый контрольный диктант. | | | | |
136. | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | | | | |