СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 г. № 03-470 «О методических материалах по разработке и учебно- методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» (вместе с «Регламентом выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»);

  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. № ТС-2782/03 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по вопросу обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка»);

  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  • Письмо Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций (вместе с

«Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»).

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 г. № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно- ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы

  • Инструктивно-методическое письмо АУ «Институт развития образования» об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году.

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  1. познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

  2. социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа «Русский язык» направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

• развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

• пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

• обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Формы контроля

  • Индивидуальный и фронтальный опрос.

  • Индивидуальная работа по карточкам.

  • Работа в паре, в группе.

  • Контрольное списывание.

  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные).

  • Тестовые работы




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту «Перспектива» программы для начальной школы:

  • Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной учебник «Русский язык» 3 класс М.: Просвещение, 2016.

  • Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной рабочая тетрадь в двух частях «Русский язык» 3 класс М.: Просвещение, 2019.

  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 3 класс.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).

Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.

Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.

Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание собственных текстов.

Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).






ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


На изучение курса « Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 170 часов. (34 учебные недели)













































ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные:

  • соблюдать нормы орфоэпии, культуру устной и письменной речи;

  • формирование ценностного отношения к языку, на котором говоришь;

  • формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом или образцом;

  • контролировать и корректировать свою деятельность в зависимости от ситуации общения;

  • использовать алгоритм проверки орфограмм.

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил

Познавательные:

  • выполнять поиск и выделение необходимой информации;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • образовывать новые слова по заданным моделям;

  • группировать слова по заданному принципу

Коммуникативные:

  • слушать речь собеседника, понимать ее основную мысль, задавать вопросы.

  • говорить выразительно, понятно, четко формулировать мысли. Общение с партнером на основе взаимопонимания, уважения, доброжелательности.

  • строить монологическое высказывание;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить синтаксический разбор предложений;

  • определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

  • обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

  • отличать текст от набора предложений;

  • определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

  • устанавливать связи между предложениями в тексте;

  • делить текст на части, устанавливать связи между ними;

  • писать предложения в 60—70 слов коллективно и самостоятельно составленному плану;

  • распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

  • писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

  • писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

  • правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

  • грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

  • писать слова с непроверяемыми буквами;

  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;

  • различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;

  • самостоятельно ставить ударение в словах.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • относиться с уважением к представителям других народов;

  • уважительно относиться к иному мнению;

  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;

  • оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

  • сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

  • сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

  • понимать цели и задачи учебной деятельности;

  • находить ответы на проблемные вопросы;

  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

  • пользоваться справочной литературой (словарями);

  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;

  • находить выход из проблемных ситуаций;

  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

  • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

  • различать диалогическую и монологическую речь;

  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

  • писать изложения по составленному плану;

  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

  • Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

  • делать полный и краткий пересказ текста;

  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст.

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу). Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Язык в речевом общении.

Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.

Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является

подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).

























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Количество часов

Дата проведения темы

Мир общения. Повторяем – узнаём новое

1

Собеседники. Диалог.

1

02.09

02.09

2

Собеседники. Диалог.

1

03.09

03.09

3

Собеседники. Диалог.

1

04.09

04.09

4

Культура устной и письменной речи.

1

07.09

07.09

5

Текст. Типы текстов.

1

09.09

09.09

6

Текст. Виды текстов. Художественный и научный тексты.

1

10.09

10.09

7

Закрепление по теме «Текст»

1

11.09

11.09

Язык-главный помощник в общении

8

Язык – главный помощник в общении.

1

14.09

14.09

9

Входной административный диктант.

1

16.09

16.09

10

Работа над ошибками. Девять правил орфографии.

1

17.09

17.09

11

Девять правил орфографии.

1

18.09

18.09

12

Прописная буква в именах собственных.

1

21.09

21.09

13

Буква безударных гласных.

1

23.09

23.09

14

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

24.09

24.09

15

Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.

1

25.09

25.09

16

Непроизносимые согласные.

1

28.09

28.09

17

Непроизносимые согласные.

1

30.09

30.09

18

Разделительный твердый ъ и мягкий знаки.

1

01.10

01.10

19

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

02.10

02.10

20

Работа над ошибками. Удвоенные согласные.

1

05.10

05.10

21

Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

07.10

07.10

22

Перенос слов.

1

08.10

08.10

23

Контрольный диктант по теме: «Девять правил орфографии».

1

09.10

09.10

24

Работа над ошибками.

1

12.10

12.10

25

Что рассказало слово.

1

14.10

14.10

26

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

15.10

15.10

27

Работа над ошибками. Что рассказало слово.

1

16.10

16.10

28

Контрольный диктант за I четверть.

1

19.10

19.10

29

Работа над ошибками. Что рассказало слово. Основные функции слова.

1

21.10

21.10

30

Синонимы. Антонимы.

1

22.10

22.10

31

Омонимы.

1

23.10

23.10

32

Обобщение пройденного.

1

09.11


33

Словосочетание.

1

11.11


34

Предложение.

1

12.11


35

Главные члены предложения.

1

13.11


36

Предложения с однородными членами.

1

16.11


37

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

18.11


38

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм.

1

19.11


39

Контрольное списывание.

1

20.11


Состав слова

40

Состав слова. Корень.

1

23.11


41

Корень.

1

25.11


42

Корневые орфограммы.

1

26.11


43

Корневые орфограммы.

1

27.11


44

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1

30.11


45

Приставка.

1

02.12


46

Суффикс.

1

03.12


47

Окончание и основа.

1

04.12


48

Как образуются слова.

1

07.12


49

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

09.12


50

Работа над ошибками.

1

10.12


51

Тестовая работа. Разбор слов по составу.

1

11.12


52

Повторение по теме «Состав слова».

1

14.12


53

Административный контрольный диктант за I полугодие.

1

16.12


Части речи

54

Работа над ошибками. Части речи.

1

17.12


55

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1

18.12


56

Проверка знаний учащихся.

1

21.12



57

Имя существительное как часть речи.

1

23.12


58

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

24.12


59

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

25.12


60

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

28.12


61

Работа над ошибками. Число имен существительных.

1



62

Число имен существительных.

1



63

Проверка знаний учащихся. Проверочная работа

1



64

Работа над ошибками.

1



65

Род имен существительных.

1



66

Род имен существительных.

1



67

Род имен существительных.

1



68

Проверка знаний учащихся. Проверочная работа.

1



69

Развитие речи. Обучающее изложение по тексту

1



70

Работа над ошибками. Мягкий знак (ь) на конце имен существительных женского рода после шипящих.

1



71

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных женского рода после шипящих

1



72

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных женского рода после шипящих

1



73

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Именительный падеж.

1




74

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Родительный падеж.

1



75

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Дательный падеж.

1



76

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Винительный падеж.

1



77

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Творительный падеж.

1



78

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Предложный падеж.

1



79

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

1



80

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1



81

Закрепление по теме «Имя существительное».

1



82

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1



83

Работа над ошибками.

Работа над изученными орфограммами.

1



Местоимение

84

Местоимение.

1



85

Местоимение.

1



Глагол

86

Глагол.

1



87

Изменение глаголов по временам.

1



88

Изменение глаголов по временам.

1



89

Глаголы настоящего времени.

1



100

Глаголы прошедшего времени.

1



101

Глаголы прошедшего времени.

1



102

Глаголы будущего времени.

1



103

Глаголы будущего времени.

1



104

Неопределенная форма глагола.

1



105

Развитие речи. Обучающее изложение.

1



106

Работа над ошибками. Неопределенная форма глагола.

1



107

Неопределенная форма глагола.

1



108

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола.

1



109

Изменение глаголов по числам.

1



110

Изменение глаголов по числам.

1



111

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

1



112

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

1



113

Изменение по родам глаголов прошедшего времени.

1



114

НЕ с глаголами.

1



115

НЕ с глаголами.

1



116

Морфологический разбор глагола

1



117

Закрепление по теме «Глагол».

1



118

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1



119

Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола.

1



Имя прилагательное

120

Имя прилагательное.

1



121

Имя прилагательное.

1



122

Изменение имён прилагательных по родам, числам.

1



123

Изменение имён прилагательных по родам, числам.

1



124

Изменение имён прилагательных по родам, числам.

1



125

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

1



126

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

1



127

Развитие речи. Обучающее сочинение-описание.

1



128

Работа над ошибками. Разбор имени прилагательного как части речи.

1



129

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1



130

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1



131

Итоговая административная контрольная работа по русскому языку

1



132

Развитие речи. Обучающее изложение.

1



Повторение изученного за год

133

Работа над ошибками. Повторение. Слово, предложение, текст.

1



134

Повторение изученных орфограмм.

1



135

Повторение изученных орфограмм.

1



136

Обобщающий урок. Игра «По океану речи».

1











































МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебные пособия:

    1. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Русский язык. – М.: Просвещение, 2016.

    2. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. М.: Просвещение, 2011

  2. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. Предметная линия учебников системы. «ПЕРСПЕКТИВА». 1—4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е издание. М.:«Просвещение», 2011.

  3. Климанова Л.Ф. Уроки русского языка: 3 кл., пособие для учителя/ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.:Просвещение, 2008.

Другие источники:

    1. Мультимедиа пособие: Русский язык. 3 класс.

    2. Сайт «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

    3. Раздел «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru/

    4. Методическая помощь http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7036

    5. ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru





20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!