СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 3 класс. Часть 1,2. Авторы: Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. / ФГОС НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»

Русский язык

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся формируются:

- осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;

- внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

- внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

-стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

- чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.



ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

- осознавать слово, предложение как главные средства языка;

- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

-различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;

- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;

- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);

- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

- -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

- озаглавливать текст по основной мысли текста;

- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно- действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- осуществлять само-и взаимопроверку работ;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс (170 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий на-родных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)(30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

(Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».)

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты). Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.



ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить).

Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка .

Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, 3 - Е, Х—Ж, д—б, Ш—М,Г—Р,Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (2 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -телъ- и др.)- Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе).Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц – региональный компонент).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они).Роль местоимений в предложениях.

Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется).Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания частицы), связывать слова и части пред-ложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье варенье из малины). Связь слов в словосоче-таниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

—дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

—близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.







Тематическое планирование

п/п

Тема





1

2

3

4

Наш дар бесценный – наш язык

(4 ч)

Роль языка в жизни человека.

Родной язык – язык предков.

Нормы устной и письменной речи.

Повторение изученного во втором классе.





5

6

7

8

9

10

11



12

Предложение

(8 ч)

Предложение и его признаки (повторение).

Предложение и его признаки (повторение).

Предложения по цели высказывания (повторение).

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения (повторение).

Главные и второстепенные члены предложения (повторение).

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (повторение).

Восклицательные и невосклицательные предложения.

13

Творческая лаборатория: «Как устроен текст?»

(1 ч)





14

15

16

17

18

19

20

Главные члены предложения

(7 ч)

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Грамматическая основа предложения.

Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и способы его выражения.

Сказуемое и способы его выражения.

Связь сказуемого с подлежащим.

21

Входной диктант





22

23

Творческая лаборатория:

(2 ч)

«Как озаглавить текст»

«Как озаглавить текст» (продолжение)






24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Второстепенные члены предложения

(10 ч)

Понятие о второстепенных членах предложения.

Роль второстепенных членов предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Что такое определение.

Что такое определение.

Что такое дополнение.

Что такое дополнение.

Что такое обстоятельство.

Что такое обстоятельство.

34


Тесты по теме «Предложение»

35

Творческая лаборатория

«С чего начать текст»

(1 ч)

36

Диктант по теме «Предложение»





37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Состав слова

(12 ч)

Значимые части слова.

Однокоренные слова (повторение).

Основа – часть слова без окончания.

Правописание приставок.

Омонимичные приставки и предлоги.

Правописание гласных в приставках.

Правописание приставки с -.

Написание ъ после приставок.

Правописание суффиксов - енок -/онок.

Правописание суффиксов - ат -/- ят.

Правописание суффиксов ик -/- ек.

Правописание суффиксов - очк -/- ечк.

49

Тесты по теме «Состав слова»

50


Творческая лаборатория (1ч)

«Как закончить текст»





51

52

53

54

Правописание гласных и согласных в корне слова.

(4 ч)

Гласные и согласные в корне слова (повторение).

Проверяемые и проверочные слова.

Правописание слов с двойными согласными.

Правописание сочетаний чк, чн в словах.





55

56

57

58



59



60

61

62

63

Правописание безударных гласных в корне слова

(9 ч)

Гласные ударные и безударные.

Гласные ударные и безударные.

Гласные ударные и безударные.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Способы проверки безударных гласных.

Слова с двумя безударными гласными.

Словарные слова.



64

Творческая лаборатория

«Составляем план текста»

(1 ч)







65

66

67

68



69

70

71

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

(7 ч)

Парные звонкие и глухие согласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.





72

73

74

75

76

77

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

(6 ч)

Непроизносимые согласные в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Способы проверки непроизносимых согласных в корне слова

78

Диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»





79

80

81

82

Сложные слова

(4 ч)

Понятие о сложных словах.

Образование сложных слов.

Правописание слов с соединительными гласными.

Правописание слов с соединительными гласными.

83

Тесты по теме «Гласные и согласные в корне слова»



84

Творческая лаборатория

«Пишем изложение»

(1 ч)



85

86

Части речи(2 ч)

Актуализация знаний о частях речи.

Самостоятельные и служебные части речи.



87

Творческая лаборатория

«Вспоминаем типы текстов»

(1 ч)





88

89

90

91

92

93

94

95

96

97



98



99


Имя существительное как часть речи

(12 ч)

Имя существительное как часть речи.

Общее грамматическое значение существительного.

Род, число имен существительных.

Род, число имен существительных.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Большая буква в собственных именах существительных.

Написание названий книг, газет, журналов, картин с большой буквы и в кавычках.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода имен существительных.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода имен существительных.



100

Творческая лаборатория

«Пишем текст – повествование»

(1 ч)





101



102

103

104

Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих

(4 ч)

ь после шипящих в конце имен существительных.

ь после шипящих в конце имен существительных.

ь после шипящих в конце имен существительных.

ь после шипящих в конце имен существительных.





105

106

107

108

109

110

111

112

Изменение имен существительных по падежам

(8 ч)

Что такое склонение.

Изменение существительных по вопросам.

Изменение существительных по вопросам.

Какие бывают падежи.

Начальная форма имени существительного.

Форма именительного падежа.

Косвенные падежи.

Косвенные падежи.



113

Творческая лаборатория

«Текст-повествование»

(1 ч)





114



115

116

117

118

119-121

122,

123

Изменение имен существительных по падежам (продолжение)

(10 ч)

Именительный, родительный и винительный падежи.

Именительный, родительный и винительный падежи.

Именительный, родительный и винительный падежи.

Именительный, родительный и винительный падежи.

Именительный, родительный и винительный падежи.

Дательный и предложный падежи.



Творительный падеж.






124-

127

128

129

Три склонения имен существительных

(6 ч)

Три склонения имен существительных.



Диктант по теме «Склонение имен существительных»

Несклоняемые имена существительные.



130



Тесты по теме «Падежи и склонения имен существительных» (1ч)



131,

132




Творческая лаборатория

«Пишем текст-рассуждение»

«Пишем текст-рассуждение» (продолжение)

(2 ч)





133



134,

135

136,

137



138,

139

140,

141

142,

143

Имя прилагательное как часть речи

(11 ч)

Углубление представлений об имени прилагательном как части речи.



Начальная форма имен прилагательных.



Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Наблюдение за изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе.



Роль имен прилагательных в предложении.



Употребление имен прилагательных в речи.


144

Тесты по теме «Имя прилагательное» (1ч)



145

146

Творческая лаборатория

«Пишем текст описание»

«Пишем текст-описание» (продолжение)

(2 ч)





147,

149

150,

152

153-155

Глагол как часть речи

(9 ч)

Систематизация знаний о глаголе как части речи.



Неопределенная форма глагола.



Правописание не с глаголами.


156

Тесты по теме «Глагол».(1ч)

157

Диктант по теме «Глагол»



158,

159

Творческая лаборатория «Описываем картину»

«Описываем картину» (продолжение)

(2 ч)



160

Творческая лаборатория

«Пишем изложение»

(1 ч)



161

162

163

164

Повторение и закрепление изученного

Разделы науки о языке.

Имя существительное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Глагол как часть речи.

165

Диктант за год

166

167

168

169,

170

Правописание гласных и согласных в корне слова

Состав слова.

Сложные слова.

Главные и второстепенные члены предложения




































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!