Рассмотрено Руководитель МО _________/_____________ / Протокол № ____ от «____» _______201__ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ _________/И.С.Новикова/ от «____» _______201__ г. | Утверждаю Директор МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ ____________/И.Р.Гайнуллин / Приказ № ________ от «____» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 3 класса
Галимуллиной Айгуль Гилазовны
учителя начальных классов
МБОУ «Простинская ООШ» НМР РТ
с.Прости, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009г., с последними изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015г.);
- учебного плана Школы на текущий учебный год;
- положения о рабочей программе учебных предметов, курсов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская основная общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Программа начального общего образования. Русский язык 3 класс в двух частях. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецский. 7-е издание Москва «Просвещение» 2017 (Школа России).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 170 час/год (5 час/нед., 34 учебные недели) в 3 классе в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2019-2020 учебный год и соответствует учебному плану школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Содержание учебного предмета
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами8: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицынес глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
Язык и речь
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова. Правописание частей слова.
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Части речи
Повторение и углубление представлений об имени существительном. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Лицо, число, род личных местоимений.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение
Тематическое планирование
№ п/п (сквозная нумерация) | Название раздела, тем | Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела, темы |
| Наша речь | 2 |
| Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
| Слово в языке и речи | 19 |
| Состав слова | 16 |
| Правописание частей слова | 29 |
| Части речи | 76 |
| Повторение | 14 |
| Итого | 170 |
Календарно-тематический план
№ п/п (сквозная нумерация) | Содержание (разделы, темы) | | |
Дата по плану | Дата по факту |
Наша речь (2 часа) |
1 | Беседа по технике безопасности. Знакомство с учебником. Виды речи. | | |
2 | Наш язык. | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) |
3 | Текст. Признаки текста. | | |
4 | Типы текстов | | |
5 | Предложение. | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | | |
7 | Виды предложений по интонации. | | |
8 | Предложения с обращениями. | | |
9 | Обучающее изложение. | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения | | |
12 | Простое и сложное предложение. | | |
13 | Простое и сложное предложение. | | |
14 | Словосочетание. | | |
15 | Словосочетание. | | |
16 | Входной контрольный диктант по теме «Предложение» | | |
Слово в языке и речи (19 часов) |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | | |
18 | Синонимы и антонимы. | | |
19 | Омонимы. | | |
20 | Слово и словосочетание. | | |
21 | Фразеологизмы. | | |
22 | Обучающее изложение. | | |
23 | Части речи. | | |
24 | Имя существительное. | | |
25 | Имя прилагательное. | | |
26 | Глагол. | | |
27 | Имя числительное. | | |
28 | Однокоренные слова. | | |
29 | Гласные звуки и буквы. | | |
30 | Согласные звуки и буквы. | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. | | |
32 | Обучающее изложение. | | |
33 | Обобщение и закрепление изученного | | |
34 | Проект: ”Рассказ о слове”. | | |
35 | Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи» за 1 четвертьс грамматическим заданием | | |
| Работа над ошибками | | |
Состав слова (16 часов) |
36 | Корень слова. | | |
37 | Как найтис в слове корень? | | |
38 | Сложные слова. | | |
39 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | |
40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | | |
42 | Значения приставок | | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | | |
44 | Значение суффиксов. | | |
45 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» | | |
46 | Что такое основа слова? | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | | |
49 | Работа над ошибками | | |
50 | Обучающее изложение. | | |
51 | Проект «Семья слов». | | |
Правописание частей слова (29ч.) |
52 | В каких значимых частях есть орфограммы? | | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | |
60 | Обучающее изложение. | | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | | |
66 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка". | | |
67 | Контрольный диктант по теме: «Правописание корней слова» | | |
68 | Правописание суффиксов и приставок | | |
69 | Правописание суффиксов и приставок | | |
70 | Правописание суффиксов и приставок | | |
71 | Правописание суффиксов и приставок | | |
72 | Правописание приставок и предлогов | | |
73 | Правописание приставок и предлогов | | |
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | | |
75 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | | |
76 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | | |
77 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | | |
78 | Обучающее изложение. | | |
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» за 2 четверть | | |
80 | Проект «Сотавляем орфографический словарь» | | |
Части речи (76ч.) |
81 | Части речи. | | |
Имя существительное (31 ч.) |
82 | Имя существительное и его роль в речи. | | |
83 | Имя существительное и его роль в речи. | | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
86 | Обучающее изложение. | | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | | |
88 | Проект "Тайны имен" | | |
89 | Число имен существительных. | | |
90 | Число имен существительных. | | |
91 | Род имён существительных. | | |
92 | Род имён существительных. | | |
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | |
94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | | |
95 | Обучающее изложение. | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | |
97 | Склонение имён существительных | | |
98 | Падеж имён существительных. | | |
99 | Падеж имён существительных. | | |
100 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | | |
101 | Именительный падеж | | |
102 | Родительный падеж | | |
103 | Дательный падеж | | |
104 | Винительный падеж | | |
105 | Творительный падеж | | |
106 | Предложный падеж | | |
107 | Обучающее изложение. | | |
108 | Все падежи | | |
109 | Обобщение знаний | | |
110 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительное» | | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | | |
Имя прилагательное (18ч.) |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | | |
115 | Роль прилагательных в тексте | | |
116 | Текст-описание | | |
117 | Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | | |
118 | Род имен прилагательных. | | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | | |
121 | Число имен прилагательных. | | |
122 | Число имён прилагательных | | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | |
125 | Обобщение знаний | | |
126 | Обобщение знаний | | |
127 | Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | | |
128 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» за 3 четверть | | |
129 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | | |
130 | Проект «Имя прилагательное в загадках» | | |
Местоимение (5ч.) |
131 | Личные местоимения. | | |
132 | Изменение личных местоимений по родам. | | |
133 | Местоимение | | |
134 | Местоимение | | |
135 | Обучающее изложение. | | |
Глагол (21ч.) |
136 | Значение и употребление глаголов в речи. | | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | | |
139 | Неопределенная форма глагола. | | |
140 | Неопределенная форма глагола. | | |
141 | Число глаголов. | | |
142 | Число глаголов. | | |
143 | Времена глаголов. | | |
144 | Времена глаголов. Второе лицо глаголов | | |
145 | Изменение глаголов по временам. | | |
146 | Изменение глаголов по временам. | | |
147 | Обучающее изложение. | | |
148 | Род глаголов в прошедшем времени | | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени | | |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | | |
151 | Правописание частицы не с глаголами. | | |
152 | Обобщение знаний о глаголе. | | |
153 | Обобщение знаний о глаголе. | | |
154 | Обобщение знаний о глаголе. | | |
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол | | |
156 | Работа над ошибками | | |
Повторение (14 ч.) |
157 | Части речи | | |
158 | Части речи | | |
159 | Обучающее изложение. | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении | | |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных | | |
162 | Правописание приставок и предлогов. | | |
163 | Правописание безударных гласных | | |
164 | Правописание значимых частей слова | | |
165 | Итоговый контрольный диктант Промежуточная аттестация | | |
166 | Однокоренные слова. | | |
167 | Обучающее изложение. | | |
168 | Текст | | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | | |
170 | Обобщающий урок. КВН «Знатоки русского языка». | | |
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам.директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |