СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, "Школа России", 2021г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, "Школа России", 2021г.»

Юферова НА

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»


Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомство с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать над словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический),      оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

  • писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).


Личностные результаты


  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;

  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


2. Основное содержание учебного предмета


Язык и речь

Виды речи. Язык и речь.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Признаки текста. Типы текста. Признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложения. Признаки словосочетания. Главное и зависимое слова.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи и их значение. Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Разделительный мягкий знак. Развитие речи.

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Значение приставок. Суффикс. Значения суффиксов. Основа слова. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик, -ек. Правописание суффикса -ок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Части речи

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.

Число имен существительных. Род имен существительных. Начальная форма имени существительного. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного.

Местоимение

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Употребление личных местоимений в речи.

Глагол

Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть, -ти, -чь). Число глаголов. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами.

Повторение



3.Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов


Язык и речь

2

Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение.

РР. Составление тек­ста по рисунку.


Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Входная диаг­ностическая работа.



Текст. Предложение. Словосочетание

14

Текст как единица языка и речи. Типы текстов.


Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

РС «Русь» по С.Романовскому


Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.


Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.


Виды предложений по цели высказывания.

РР Составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».


Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные.


Обобщение знаний о видах предложений.

Словарный диктант № 1


Обращение. Предложения с обращением (общее представление).

РР Составление рассказа по рисунку.


Главные и второстепенные члены предложения.


Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Проверочный диктант № 1.


Простое и сложное предложения (общее представление).

Работа над ошибками.


Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.


Словосочетание


Предложение и словосочетание.

Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.

РР Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».



Слово в языке и речи

18

Слово и его лексическое значение.


Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.


Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.


Слово и словосочетание.


Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.


РР. Подробное изложение с языковым анализом текста. Н. Сладкова «Ёлочка».


Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.


Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.

РР Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».


Имя прилагательное. Глагол.


Имя числительное

Проверочная работа № 2 по теме: «Части речи»


Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.


Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.


Согласные звуки и буквы для их обозначения.

РС. Написание слов сиг, язь, тетерев, кузов, рябчик.


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

Словарный диктант № 2


Разделительный мягкий знак (ь).

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

РС. Написание слов взморье, поморье.


РР Изложение повествовательного текста по вопросам.


Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»


Проект «Рассказ о слове»

Работа над ошибками.




Состав слова

47

Корень слова. Однокоренные слова.


Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

Списывание № 1.


Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

Р/с. Слова ледоход, ледостав

Работа над ошибками


Формы слова. Окончание.


Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.


Слова, которые не имеют окончания.


Приставка как значимая часть слова.


Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.


Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.


Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

РС Написание суффиксов гриб – грибник, рыба – рыбак, клюква –клюквенник, брусника – брусничник, ягода – ягодник, мезенец – Мезень, каргополец – Каргополь.


Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.


Употребление в речи слов с суффиксами.


Основа слова.

РР Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».


Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.


Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова»


РР Подробное изложение повествовательного текста.


Проект «Семья слов»

Работа над ошибками


Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.


Правописание слов с безударными гласными в корне.


Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.


РР Изложение Составление текста из деформированных предложений.


Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.


Правописание слов с парными по глухости—звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне.

РР Составление текста по сюжетному рисунку.


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Списывание № 2


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.


Слова с непроверяемым написанием.

К словарный диктант № 3.


Правописание слов с удвоенными согласными.

РС оттепель, осинник, лемминг.


Правописание слов с удвоенными согласными.


РР Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».


Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

Проверочный диктант «Правописание корней слов»


Правописание суффиксов в словах.

Правописание суффикса -ок после шипящих.


Контрольный диктант за 1 полугодие


Правописание приставок в словах.


Правописание значимых частей слова.

РС оттепель, побережье, подосиновик.


Правописание приставок и предлогов в словах.


Контрольное списывание.


Правописание приставок и предлогов


Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

РС подъязок.


Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками.


РР Изложение повествовательного деформированного текста


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами.


Проект «Составляем «Орфографический словарь»



Части речи

75

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.


Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.


Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.


Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

РС песец, сова, лемминг, камбала.


РР. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.


Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

РС каргополец, г. Каргополь, мезенец, г. Мезень.


Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна имени»


Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.

РР Письмо по памяти

РС козуля, лежбище, пуночка.


Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Списывание.


Род имён существительных: мужской, женский, средний.

РС мужской олень, пихтач, морс, щур, язь; женский навага, пороша; средний лежбище.


Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.


Имена существительные общего рода.


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.


Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

РС Слова пихтач, щур, язь, Вайгач, лещ, сыч.


РР Подробное изложение повествовательного текста-образца. Составление рассказа по се­рии картин.


Проверочный диктант по теме "Род и число имен существительных"


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

Работа над ошибками.


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

РР Сочинение. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».


Именительный падеж имён существительных.


Родительный падеж имён существительных.


Дательный падеж имён существительных.


Винительный падеж имён существительных.


Именительный, родительный, винительный падежи.


Творительный падеж имён существительных.


Предложный падеж имён существительных.


РР Подробное изложение текста повествовательного типа.


Обобщение знаний об имени существительном.

Проверочная работа по теме «Имя существительное».


Морфологический разбор имени существительного.


Контрольный диктант по теме "Имя существительное"


РР Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Работа над ошибками


Проект «Зимняя страничка».


Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.


Связь имени прилагательного с именем существительным.


Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

РС Составление рассказа по опорным словосочетаниям «Весна на Севере»


РР Составление текста-описания в научном стиле.


РР Работа по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Сопоставление содержания и выразительных средств


Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

РР Составление текста-описания о животном.


Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе.


Число имён прилагательных. Сравнительное описание.

Словарный диктант № 4.


Падеж имён прилагательных (общее представление).


Начальная форма имени прилагательного.


Обобщение знаний об имени прилагательном.

Морфологический разбор имени прилагательного.


Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».


РР Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».


Контрольный диктант за 3 четверть.


Работа над ошибками.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

РС Северные загадки


Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.


Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Морфологический разбор местоимения.


Употребление личных местоимений в речи.

РР Составление письма другу или кому-нибудь из родственников.


Проверочная работа по теме: «Личные местоимения»


Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.


Значение и употребление глаголов в речи.


Значение и употребление глаголов в речи.


РР Составление текста по сюжетным рисункам.


Начальная (неопределённая) форма глагола.


Неопределённая форма глагола.


Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.


Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

РР Составление предложений с нарушенным по­рядком слов.


Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.


Времена глаголов.


Изменение глаголов по временам.


Время и число глаголов.


РР Выборочное подробное изложение повествовательного текста.


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).


Употребление глаголов в прошедшем времени в речи.


Правописание частицы не с глаголами.


Правописание частицы не с глаголами.


Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.


Обобщение знаний о глаголе.

Проверочная работа по теме: «Глагол»


Итоговый контрольный диктант «Пичугин мост»



Повторение

14

Работа над ошибками.

Повторение по теме «Части речи»


Части речи.

РР Конференция на тему «Части речи в русском языке»

Словарный диктант № 5


Орфограммы в значимых частях слова.


Контрольное списывание


Орфограммы в значимых частях слова.

Работа над ошибками.


Повторение. Текст.

РР Подробное изложение повествовательного текста.


Предложения по цели высказывания и по интонации. Имя прилагательное.

РР Составление предложений об Архангельске.


Имя числительное. Имя существительное.


Повторение. Предлоги и приставки. Текст.


Словосочетание, предложение, текст.

Правописание слов с изученными орфограммами.


Правописание слов с изученными орфограммами.


Однокоренные слова. Правописание имён собственных.


РР Изложение повествовательного текста.

РС Составление предложений по теме «Лето на Севере».


Повторение изученного материала.