муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №42 им. Н.П.Гусева
с углублённым изучением французского языка»
ПРИНЯТА на заседании МО учителей Протокол №1 от «30 »августа 2021г. руководитель ШМО __________________/Е.А.Верёвкина | | | УТВЕРЖДЕНА Приказ по школе № 01-19/444-б от «01» сентября 2021 г. Директор ___________/ Л.В.Ященко |
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
___________/М.В. Вожлякова
Рабочая программа
по предмету: русский язык
в 3 « Б» классе
Веревкиной Елены Александровны |
учителя высшей квалификационной категории |
|
2021/2022 учебный год
Планируемые результаты на конец 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• понимание сопричастности к языку своего народа (я - носитель языка);
• осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
• положительная мотивация к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
Учащиеся получат возможность для формирования:
• осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
• восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
• понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
• внимания к мелодичности народной звучащей речи;
• стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
• положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово, предложение как главные средства языка;
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;
• осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
• находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
• анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
• вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
• применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
• оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
• дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
• создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• осознавать цели и задачи раздела курса;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
• планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
• осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
• осуществлять само- и взаимопроверку работ;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
• использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
• находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• выделять существенную информацию из читаемых текстов;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
• преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
• находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
• понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
• подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию...).
Содержание программы.
Материал курса «Русский язык» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения).
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений. Синтаксис. Орфография и пунктуация.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения).
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений.
Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Тематическое планирование
Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Контроль |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Язык и речь (повторение изученного во 2 классе). | 16 | Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи. Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова. Определять тему текста, тему и смысл пословиц. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Создавать собственный текст в жанре. Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте). Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста). Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. | Стартовая диагностика Словарный диктант № 1. Диктант по теме: «Повторение изученного во 2 классе». Творческая работа: изложение Списывание. | Стартовая диагностика Словарный диктант № 1. Диктант по теме: «Повторение изученного во 2 классе». Творческая работа: изложение | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческая работа: изложение |
Проводники наших мыслей и чувств. | 26 | Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. «Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием. Определять род имён существительных и прилагательных. Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных. Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода. Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи. Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении). Находить в предложении отрицательную частицу не. Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа. Применять изученные правила при письме под диктовку. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции). Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые части текста. Связно излагать всю информацию о предложении. Осуществлять самоконтроль и корректировку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание». Словарный диктант № 2. В/М Контрольное списывание текста. Диктант по теме «Проводники наших мыслей и чувств». Проверочная работа по теме «Предложение». Проверочная работа по теме: «Проводники наших мыслей и чувств» Творческая работа: изложение. | Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание». Словарный диктант № 2. В/М Контрольное списывание текста. Диктант по теме «Проводники наших мыслей и чувств». Проверочная работа по теме «Предложение». Проверочная работа по теме: «Проводники наших мыслей и чувств» Творческая работа: изложение. | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческая работа: изложение. |
О главном… | 37 | Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными. Составлять план текста и будущего высказывания. Анализировать структуру Словосочетаний и предложений, составлять их по моделям (схемам). Определять и различать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста). Определять тему и основную мысль текста. Применять знания о правописании при записи слов. Осуществлять морфемный анализ слова. Решать орфографические задачи. Определять значение лица и числа личных местоимений. Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи. Устанавливать зависимость между выбором глагольных форм и выражением реальных, желаемых, побудительных действий. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице, делать обобщения о каждой временной форме глагола. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Воспроизводить содержание текста-описания. Применять изученные правила. Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Приводить примеры к положениям таблицы. Обращаться за справками к этимологическому словарю. Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план. Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы. Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнёра), прислушиваться к его мнению. | Словарный диктант № 3, 4, 5 ВМ/Контрольная работа №1 (за I полугодие). Проверочная работа по теме «О главном …» Проверочная работа по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения» Диктант по теме: «Главные части в средствах языка». Творческая работа: сочинение, изложение | Словарный диктант № 3, 4, 5 ВМ/Контрольная работа №1 (за I полугодие). Проверочная работа по теме «О главном …» Проверочная работа по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения» Диктант по теме: «Главные части в средствах языка». Творческая работа: сочинение, изложение | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческая работа: сочинение, изложение |
Конкретизируем значение, распростра няем мысль. | 40 | Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения. Различать однокоренные слова и формы слова. Различать проверяемые и проверочные слова. Определять оттенки значений приставок и суффиксов. Осуществлять перенос способа «безударный проверяю ударным» на правописание гласных в приставках. Использовать приём проверки. Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твёрдого знаков. Решать орфографические задачи. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления. Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений. Определять и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи (имён существительных, прилагательных) в словосочетаниях. Определять окончания имён прилагательных. Определять падежные формы имён существительных, имён прилагательных. Склонять имена существительные, прилагательные, личные местоимения. Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами. Находить в предложениях словосочетания и выполнять их разбор. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Выделять структурные части текста-рассуждения. Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. «Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию. Осуществлять проверку записи и вносить изменения. Осознавать степень прочности усвоения правил письма. Контролировать и оценивать результаты своей работы. | Проверочная работа по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах». Словарный диктант № 6, 7, 8 Контрольное списывание. Диктант по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах» Проверочная работа по теме «Связь слов в словосочетании» Контрольная работа по теме «Связь слов в словосочетании» Творческое списывание Творческая работа: сочинение, изложение | Проверочная работа по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах». Словарный диктант № 6, 7, 8 Контрольное списывание. Диктант по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах» Проверочная работа по теме «Связь слов в словосочетании» Контрольная работа по теме «Связь слов в словосочетании» Творческое списывание Творческая работа: сочинение, изложение | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческая работа: сочинение, изложение Творческое списывание |
Повторение изученного в 3 классе. | 17 | Анализировать строение слов и словосочетаний. Составлять предложения с данными словосочетаниями. Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Читать таблицу на форзаце. Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. Решать орфографические задачи. Оценивать умение использовать приёмы проверки орфограмм. Анализировать причины ошибок. Контролировать процесс и результат письма. Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо в соответствии с нормами и правилами. Защищать (презентовать) результаты проектной работы. | ВМ/Контрольная работа (за год). Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе» Словарный диктант № 9 Контрольный диктант. Творческая работа: изложение | ВМ/Контрольная работа (за год). Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе» Словарный диктант № 9 Контрольный диктант. Творческая работа: изложение | Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания. Творческая работа: изложение |
Всего часов. | 136 | | | | |
Поурочное планирование учебного материала
№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока |
Раздел: Язык и речь (повторение изученного во 2 классе) – 16 часов |
| | | Речь устная и письменная. Знакомство с учебником. Формы речи. | |
| | | Использование речи при общении. Употребление антонимов и синонимов в речи. | |
| | | Речевые действия. Особенности русской устной и письменной речи | |
| | | Правила записи слов. Основные орфограммы в корне. Безударные гласные в корне. | |
| | | Орфограммы в корне. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. | |
| | | Обозначение твердых и мягких согласных на письме. Разделительный мягкий знак. | |
| | | Стартовая диагностика. | |
| | | Большая буква в именах собственных. | |
| | | Лексическое значение слова. | |
| | | Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Словарный диктант № 1. | |
| | | Лексическое и общее значение слов. Систематизация знаний о группах слов с общим (грамматическим) значением – частях речи. | |
| | | Роль частей речи в составе предложений и тексте. Главные члены предложения | |
| | | Связь слов в предложении, предложений в тексте. | |
| | | Списывание. | |
| | | Р. р. №1. Обучающее изложение. Воспроизведение содержания текста с предварительным его прогнозированием. ИКТ: Клавиатурный тренажер. | |
| | | Анализ изложения. Связь слов в предложении. | |
Раздел: Проводники наших мыслей и чувств. – 26 часа |
| | | Слово. Предложение. Текст | |
| | | Слово и словосочетание. Понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. | |
| | | Связь частей речи в словосочетании. | |
| | | Части речи. Актуализация сведений об изученных частях речи. | |
| | | Род имён существительных. Понятие о роде существительного как его постоянном признаке. | |
| | | Род имён существительных. Определение рода имен существительных во множественном числе, косвенном падеже. | |
| | | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. | |
| | | Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. | |
| | | Изменение имён прилагательных по родам. ИКТ: Повторение правил клавиатурного письма | |
| | | Связь частей речи в словосочетаниях. | |
| | | Предложение. Различие предложения и словосочетания. Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание». | |
| | | Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные и повествовательные предложения. | |
| | | Употребление отрицательной частицы НЕ. Словарный диктант № 2. | |
| | | Побудительные предложения. | |
| | | Диктант по теме «Проводники наших мыслей и чувств». | |
| | | Восклицательные предложения. | |
| | | Знаки препинания в конце предложений. | |
| | | В/М Контрольное списывание текста. | |
| | | Знаки препинания в конце предложений. Проверочная работа по теме «Предложение». | |
| | | Работа над ошибками диктанта и проверочной работы с использованием заданий из рубрики «Школа Грамотея». ИКТ: Технология компьютерного диктанта. | |
| | | Текст. Основные признаки текста и его функции. | |
| | | Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. | |
| | | Разные типы текстов (по их речевой задаче) – обобщение, повторение. Списывание текстов с речевой задачей. | |
| | | Разные типы текстов (по их речевой задаче) – обобщение, повторение. Проверочная работа по теме: «Проводники наших мыслей и чувств». ИКТ: Технология письменных коммуникаций. | |
| | | Р.р. Воспроизведение текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. | |
| | | Р.р. Анализ работ учащихся. Выполнение работы над ошибками. | |
Раздел: О главном… - 37 ч. |
| | | Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте). | |
| | | Корень – главная значимая часть слова. | |
| | | Правописание корня. Наблюдение над единообразным написанием корней. Чередование согласных. Проверка слов с безударными гласными. | |
| | | Правописание в корне парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных. | |
| | | Способы проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов; 2) запоминание, сверка со словарём. | |
| | | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре. | |
| | | Орфограммы в корне слова: обобщение. | |
| | | Р.р. Изложение текста «Ухоронки». | |
| | | Главное слово в словосочетании. Словарный диктант № 3. | |
| | | Главные члены предложения. | |
| | | Подлежащее и грамматические средства его выражения. | |
| | | Сказуемое и грамматические средства его выражения. ИКТ: Создание письменного текста для сопровождения проекта с применением ИКТ | |
| | | Подлежащее и сказуемое — смысловое и структурное ядро предложения. | |
| | | Тема и основная мысль текста. | |
| | | Способы выражения основной мысли в текстах. | |
| | | Р. р. Создание текста на основе его главной мысли. | |
| | | Повторение пройденного материала и подготовка к контрольному диктанту. | |
| | | В/М Рубежная контрольная работа №1 (за I полугодие). | |
| | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | |
| | | Проверочная работа по теме «О главном …» | |
| | | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Словарный диктант № 4. | |
| | | Главные части слова и словосочетания. | |
| | | Части речи в роли главных членов предложения | |
| | | Употребление личных местоимений в роли подлежащего. | |
| | | Значение лица и числа личных местоимений. | |
| | | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений (обобщение). | |
| | | Сказуемое. Употребление форм глагола. | |
| | | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | |
| | | Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа. ИКТ: Клавиатурное письмо. | |
| | | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. Словарный диктант № 5. | |
| | | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. | |
| | | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. Сложная и простая форма глаголов будущего времени. | |
| | | Употребление временных глаголов в роли сказуемого. | |
| | | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. Главная (основная) мысль текста (обобщение). | |
| | | Проверочная работа по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения». | |
| | | Диктант по теме: «Главные части в средствах языка». | |
| | | Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление пройденного материала с использованием упражнений рубрики «Школа грамотея». | |
Раздел: Конкретизируем значение, распространяем мысль - 40 часов. |
| | | Структурные части средств языка. Разбор слов по составу. | |
| | | Роль приставок и суффиксов в словах. ИКТ: Виртуальное моделирование. | |
| | | Роль приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений. | |
| | | Правописание приставок и предлогов. | |
| | | Приставки. Их значение, правописание. | |
| | | Употребление слов с приставками в составе текстов. | |
| | | Правописание гласных в приставках. Прием подбора слов, в которых гласные находятся под ударением. | |
| | | Правописание гласных в приставках. Упражнения на вставку букв, на выбор приставки. | |
| | | Правописание согласных в приставках. | |
| | | Правописание согласных в приставках. Упражнения в образовании слов с помощью приставок. | |
| | | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. | |
| | | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах. Перенос слов с разделительными знаками. | |
| | | Употребление разделительных твёрдого и мягкого знаков. | |
| | | Употребление и написание слов с приставками. Закрепление. Словарный диктант № 6. | |
| | | Употребление слов с суффиксами. ИКТ: Оперативный ввод и редактирование информации ИКТ-проекта. | |
| | | Проверочная работа по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах». | |
| | | Назначение зависимого слова в словосочетании. Повторение строения словосочетаний, работа со схемами. | |
| | | Диктант по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах» | |
| | | Р.р. Обучающее изложение текста по готовому плану. | |
| | | Р.р. Анализ изложения и работа над ошибками и недочетами. | |
| | | Падежные формы имён существительных. Словарный диктант № 7. | |
| | | Творческое списывание. | |
| | | Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных | |
| | | Употребление в словосочетаниях падежных форм имён прилагательных. | |
| | | В/М Контрольное списывание | |
| | | Р.р. Обучающее сочинение. Описание месяца апреля. ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать | |
| | | Анализ творческих работ. Выполнение работы над ошибками. | |
| | | Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имён существительных, имён прилагательных (повторение). | |
| | | Употребление падежных форм местоимений. | |
| | | Правописание местоимений с предлогами. | |
| | | Обобщение изученного материала по теме «Связь слов в словосочетании». | |
| | | Проверочная работа по теме «Связь слов в словосочетании» . | |
| | | Второстепенные члены предложения. | |
| | | Анализ (разбор) простого предложения. Связь второстепенных членов с главными членами предложения. | |
| | | Сопоставление состава простых и сложных предложений. Словарный диктант № 8. | |
| | | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Анализ отрывка из книги Ю. Олеши «Три толстяка». | |
| | | Р.р. Создание текста-описания (описание матрешки). | |
| | | Р.р. Анализ творческих работ. Выполнение работы над ошибками. | |
| | | Контрольная работа по теме «Связь слов в словосочетании» | |
| | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | |
Раздел: Повторение изученного в 3 классе – 17 ч. |
| | | Основные средства языка. Повторение основных средств языка через их изучение в определенных разделах науки о языке. | |
| | | В/М Рубежная контрольная работа за 2 полугодие. | |
| | | Слово и словосочетание. ИКТ: Набор текста и его проверка с использованием полуавтоматического орфографического контроля. | |
| | | Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу (морфемный анализ). | |
| | | Способы обозначения звуков при записи слов. Словарный диктант № 9. | |
| | | Правописание безударных гласных и согласных в корне слова. | |
| | | Использование обобщённого способа проверки безударных гласных в других частях слова. | |
| | | Решение орфографических задач при записи предложений и текстов. | |
| | | Предложение. Текст. | |
| | | Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. | |
| | | Р.р. Анализ изложения и работа над ошибками. | |
| | | Обобщение изученного материала по теме «Предложение. Текст». | |
| | | Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе» | |
| | | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. | |
| | | Диктант по теме «Повторение». | |
| | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | |
| | | Р.р. Проба пера… Письмо. | |