СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для учителей, работающих по программе "Планета знаний" в 3 классе. Программа рассчитана на 4часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Планета знаний"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42 им. Н.П.Гусева

с углублённым изучением французского языка»

ПРИНЯТА

на заседании МО учителей

Протокол №1

от «30 »августа 2021г.

руководитель ШМО __________________/Е.А.Верёвкина


УТВЕРЖДЕНА

Приказ по школе № 01-19/444-б

от «01» сентября 2021 г.

Директор

___________/ Л.В.Ященко




СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

___________/М.В. Вожлякова


Рабочая программа

по предмету: русский язык

в 3 « Б» классе

Веревкиной Елены Александровны

учителя высшей квалификационной категории










2021/2022 учебный год


Планируемые результаты на конец 3 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;

• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

• понимание сопричастности к языку своего народа (я - носитель языка);

• осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

• восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;

• внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);

• положительная мотивация к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).


Учащиеся получат возможность для формирования:

осознания русского языка как основного средства мышления и общения;

восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;

понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

внимания к мелодичности народной звучащей речи;

стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• осознавать слово, предложение как главные средства языка;

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

• осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

• осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

• находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;

• анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

• вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

• применять правила правописания (в объёме содержания курса 3 класса);

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.


Учащиеся получат возможность научиться:

производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• осознавать цели и задачи раздела курса;

• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

• адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

• осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.


Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

осуществлять само- и взаимопроверку работ;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;

находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Познавательные

Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

• выделять существенную информацию из читаемых текстов;

• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

• владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).


Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;

находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;

• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Учащиеся получат возможность научиться:

участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;

подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию...).











Содержание программы.


Материал курса «Русский язык» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:

  • РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ. Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения).

  • ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений. Синтаксис. Орфография и пунктуация.


РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения).

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений.

Общие сведения о языке. Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис. Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.






Тематическое планирование


Название темы

Кол-во
часов

Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся

Контроль

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Язык и речь (повторение изученного во 2 классе).

16

Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи.

Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами.

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова. Определять тему текста, тему и смысл пословиц. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Создавать собственный текст в жанре. Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте).

Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста).

Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.

Стартовая диагностика


Словарный диктант № 1.


Диктант по теме: «Повторение изученного во 2 классе».


Творческая работа: изложение


Списывание.

Стартовая диагностика


Словарный диктант № 1.


Диктант по теме: «Повторение изученного во 2 классе».


Творческая работа: изложение




Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания.


Творческая работа: изложение

Проводники наших мыслей и чувств.

26

Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. «Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием. Определять род имён существительных и прилагательных. Выявить возможный способ проверки написания родовых

окончаний прилагательных. Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода. Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи. Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Понимать значения знаков

препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении). Находить в предложении отрицательную частицу не. Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа. Применять изученные правила при письме под диктовку. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции). Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Извлекать из научного текста

о предложении новую информацию. Выявлять смысловые части текста.

Связно излагать всю информацию о предложении. Осуществлять самоконтроль и корректировку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание».

Словарный диктант № 2.


В/М Контрольное списывание текста.


Диктант по теме «Проводники наших мыслей и чувств».


Проверочная работа по теме «Предложение».


Проверочная работа по теме: «Проводники наших мыслей и чувств»


Творческая работа: изложение.



Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание».

Словарный диктант № 2.


В/М Контрольное списывание текста.


Диктант по теме «Проводники наших мыслей и чувств».


Проверочная работа по теме «Предложение».


Проверочная работа по теме: «Проводники наших мыслей и чувств»


Творческая работа: изложение.


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания.


Творческая работа: изложение.





О главном…


37

Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными. Составлять план текста и будущего высказывания. Анализировать структуру

Словосочетаний и предложений, составлять их по моделям (схемам).

Определять и различать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста). Определять тему и основную мысль текста. Применять знания о правописании при записи слов. Осуществлять морфемный анализ слова. Решать орфографические задачи. Определять значение лица и числа личных местоимений. Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи. Устанавливать зависимость между выбором глагольных форм и выражением реальных, желаемых, побудительных действий. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице,

делать обобщения о каждой временной форме глагола. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Воспроизводить содержание текста-описания. Применять изученные правила. Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Приводить примеры к положениям таблицы. Обращаться за справками к этимологическому словарю. Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план. Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы. Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнёра), прислушиваться к его мнению.

Словарный диктант № 3, 4, 5


ВМ/Контрольная работа №1 (за I полугодие).


Проверочная работа по теме «О главном …»


Проверочная работа по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения»

Диктант по теме: «Главные части в средствах языка».



Творческая работа: сочинение, изложение


Словарный диктант № 3, 4, 5


ВМ/Контрольная работа №1 (за I полугодие).


Проверочная работа по теме «О главном …»


Проверочная работа по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения»


Диктант по теме: «Главные части в средствах языка».


Творческая работа: сочинение, изложение


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания.


Творческая работа: сочинение, изложение


Конкретизируем значение, распростра

няем мысль.

40

Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения. Различать однокоренные слова и формы слова.

Различать проверяемые и проверочные слова. Определять оттенки значений приставок и суффиксов. Осуществлять перенос способа «безударный проверяю ударным» на правописание гласных в приставках. Использовать приём проверки. Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твёрдого знаков. Решать орфографические задачи. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления. Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений. Определять и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи (имён существительных, прилагательных) в словосочетаниях. Определять окончания имён прилагательных. Определять падежные формы имён существительных, имён прилагательных. Склонять имена существительные, прилагательные, личные местоимения.

Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами. Находить в предложениях словосочетания и выполнять их разбор. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Выделять структурные части текста-рассуждения. Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. «Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию. Осуществлять проверку записи и вносить изменения. Осознавать степень прочности усвоения правил письма. Контролировать и оценивать результаты своей работы.

Проверочная работа по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах».


Словарный диктант № 6, 7, 8


Контрольное списывание.


Диктант по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах»


Проверочная работа по теме «Связь слов в словосочетании»


Контрольная работа по теме «Связь слов в словосочетании»


Творческое списывание


Творческая работа: сочинение, изложение


Проверочная работа по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах».


Словарный диктант № 6, 7, 8


Контрольное списывание.


Диктант по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах»


Проверочная работа по теме «Связь слов в словосочетании»


Контрольная работа по теме «Связь слов в словосочетании»


Творческое списывание


Творческая работа: сочинение, изложение


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания.


Творческая работа: сочинение, изложение


Творческое списывание





Повторение изученного

в

3 классе.

17

Анализировать строение слов и словосочетаний. Составлять предложения с данными словосочетаниями. Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Читать таблицу на форзаце.

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. Решать орфографические задачи.

Оценивать умение использовать приёмы проверки орфограмм.

Анализировать причины ошибок. Контролировать процесс и результат письма. Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо в соответствии с нормами и правилами.

Защищать (презентовать) результаты проектной работы.

ВМ/Контрольная работа (за год).


Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе»


Словарный диктант № 9


Контрольный диктант.


Творческая работа:

изложение



ВМ/Контрольная работа (за год).


Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе»


Словарный диктант № 9


Контрольный диктант.


Творческая работа:

изложение


Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания.


Творческая работа:

изложение





Всего часов.

136







Поурочное планирование учебного материала


п/п

урока в теме

Дата Тема урока

Раздел: Язык и речь (повторение изученного во 2 классе) – 16 часов


Речь устная и письменная. Знакомство с учебником. Формы речи.



Использование речи при общении. Употребление антонимов и синонимов в речи.



Речевые действия. Особенности русской устной и письменной речи



Правила записи слов. Основные орфограммы в корне. Безударные гласные в корне.



Орфограммы в корне. Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные.



Обозначение твердых и мягких согласных на письме. Разделительный мягкий знак.



Стартовая диагностика.



Большая буква в именах собственных.



Лексическое значение слова.



Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Словарный диктант № 1.



Лексическое и общее значение слов. Систематизация знаний о группах слов с общим (грамматическим) значением – частях речи.



Роль частей речи в составе предложений и тексте. Главные члены предложения



Связь слов в предложении, предложений в тексте.




Списывание.



Р. р. №1. Обучающее изложение. Воспроизведение содержания текста с предварительным его прогнозированием.

ИКТ: Клавиатурный тренажер.



Анализ изложения. Связь слов в предложении.


Раздел: Проводники наших мыслей и чувств. – 26 часа


Слово. Предложение. Текст



Слово и словосочетание. Понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи.



Связь частей речи в словосочетании.



Части речи. Актуализация сведений об изученных частях речи.



Род имён существительных. Понятие о роде существительного как его постоянном признаке.



Род имён существительных. Определение рода имен существительных во множественном числе, косвенном падеже.



Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.



Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.



Изменение имён прилагательных по родам.

ИКТ: Повторение правил клавиатурного письма



Связь частей речи в словосочетаниях.



Предложение. Различие предложения и словосочетания. Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание».



Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные и повествовательные предложения.



Употребление отрицательной частицы НЕ. Словарный диктант № 2.



Побудительные предложения.



Диктант по теме «Проводники наших мыслей и чувств».



Восклицательные предложения.



Знаки препинания в конце предложений.



В/М Контрольное списывание текста.



Знаки препинания в конце предложений. Проверочная работа по теме «Предложение».




Работа над ошибками диктанта и проверочной работы с использованием заданий из рубрики «Школа Грамотея».

ИКТ: Технология компьютерного диктанта.



Текст. Основные признаки текста и его функции.



Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.



Разные типы текстов (по их речевой задаче) – обобщение, повторение. Списывание текстов с речевой задачей.



Разные типы текстов (по их речевой задаче) – обобщение, повторение.

Проверочная работа по теме: «Проводники наших мыслей и чувств».

ИКТ: Технология письменных коммуникаций.



Р.р. Воспроизведение текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план.



Р.р. Анализ работ учащихся. Выполнение работы над ошибками.


Раздел: О главном… - 37 ч.


Общее представление о главных частях в разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте).



Корень – главная значимая часть слова.



Правописание корня. Наблюдение над единообразным написанием корней. Чередование согласных. Проверка слов с безударными гласными.



Правописание в корне парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных.



Способы проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов; 2) запоминание, сверка со словарём.



Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре.



Орфограммы в корне слова: обобщение.



Р.р. Изложение текста «Ухоронки».



Главное слово в словосочетании. Словарный диктант № 3.



Главные члены предложения.



Подлежащее и грамматические средства его выражения.



Сказуемое и грамматические средства его выражения. ИКТ: Создание письменного текста для сопровождения проекта с применением ИКТ



Подлежащее и сказуемое — смысловое и структурное ядро

предложения.



Тема и основная мысль текста.



Способы выражения основной мысли в текстах.



Р. р. Создание текста на основе его главной мысли.



Повторение пройденного материала и подготовка к контрольному диктанту.



В/М Рубежная контрольная работа №1 (за I полугодие).



Анализ контрольной работы и работа над ошибками.



Проверочная работа по теме «О главном …»



Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Словарный диктант № 4.



Главные части слова и словосочетания.



Части речи в роли главных членов предложения



Употребление личных местоимений в роли подлежащего.



Значение лица и числа личных местоимений.



Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений

(обобщение).



Сказуемое. Употребление форм глагола.



Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа.

ИКТ: Клавиатурное письмо.



Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов.

Словарный диктант № 5.



Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени.



Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. Сложная и простая форма глаголов будущего времени.



Употребление временных глаголов в роли сказуемого.



Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. Главная (основная) мысль текста (обобщение).



Проверочная работа по теме «Работа частей речи и их форм в роли главных членов предложения».



Диктант по теме: «Главные части в средствах языка».



Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление пройденного материала с использованием упражнений рубрики «Школа грамотея».


Раздел: Конкретизируем значение, распространяем мысль - 40 часов.


Структурные части средств языка. Разбор слов по составу.



Роль приставок и суффиксов в словах.

ИКТ: Виртуальное моделирование.



Роль приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений.



Правописание приставок и предлогов.



Приставки. Их значение, правописание.



Употребление слов с приставками в составе текстов.



Правописание гласных в приставках. Прием подбора слов, в которых гласные находятся под ударением.



Правописание гласных в приставках. Упражнения на вставку букв, на выбор приставки.



Правописание согласных в приставках.



Правописание согласных в приставках. Упражнения в образовании слов с помощью приставок.



Употребление разделительного твёрдого знака после приставок.



Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах. Перенос слов с разделительными знаками.



Употребление разделительных твёрдого и мягкого знаков.



Употребление и написание слов с приставками. Закрепление. Словарный диктант № 6.



Употребление слов с суффиксами. ИКТ: Оперативный ввод и редактирование информации ИКТ-проекта.



Проверочная работа по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах».



Назначение зависимого слова в словосочетании. Повторение строения словосочетаний, работа со схемами.



Диктант по теме: «Роль приставок и суффиксов в словах»



Р.р. Обучающее изложение текста по готовому плану.



Р.р. Анализ изложения и работа над ошибками и недочетами.



Падежные формы имён существительных.

Словарный диктант № 7.



Творческое списывание.



Употребление в словосочетаниях падежных форм имён существительных



Употребление в словосочетаниях падежных форм имён прилагательных.



В/М Контрольное списывание



Р.р. Обучающее сочинение. Описание месяца апреля. ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать



Анализ творческих работ. Выполнение работы над ошибками.



Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имён существительных, имён прилагательных (повторение).



Употребление падежных форм местоимений.



Правописание местоимений с предлогами.



Обобщение изученного материала по теме «Связь слов в словосочетании».



Проверочная работа по теме «Связь слов в словосочетании» .



Второстепенные члены предложения.



Анализ (разбор) простого предложения. Связь второстепенных членов с главными членами предложения.



Сопоставление состава простых и сложных предложений. Словарный диктант № 8.



Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Анализ отрывка из книги Ю. Олеши «Три толстяка».



Р.р. Создание текста-описания (описание матрешки).



Р.р. Анализ творческих работ. Выполнение работы над ошибками.



Контрольная работа по теме «Связь слов в словосочетании»



Анализ контрольной работы и работа над ошибками.



Раздел: Повторение изученного в 3 классе – 17 ч.


Основные средства языка. Повторение основных средств языка через их изучение в определенных разделах науки о языке.



В/М Рубежная контрольная работа за 2 полугодие.



Слово и словосочетание. ИКТ: Набор текста и его проверка с использованием полуавтоматического орфографического контроля.



Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу (морфемный анализ).



Способы обозначения звуков при записи слов. Словарный диктант № 9.



Правописание безударных гласных и согласных в корне слова.



Использование обобщённого способа проверки безударных гласных в других частях слова.



Решение орфографических задач при записи предложений и текстов.



Предложение. Текст.



Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.



Р.р. Анализ изложения и работа над ошибками.



Обобщение изученного материала по теме «Предложение. Текст».



Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 3 классе»



Анализ проверочной работы и работа над ошибками.



Диктант по теме «Повторение».



Анализ диктанта и работа над ошибками.



Р.р. Проба пера… Письмо.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!