СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа может быть полезна учителю начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр №4 Майкопского района»



«РАССМОТРЕНО»

на методическом объединении

учителей,

протокол №____

«___»_______2022г

Руководитель ШМО Беседина И.В.___________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Клыгина Т.А.

________________

«__» _______ 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________

Удоденко Л.В.

приказ № ______от «____»____________2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Русский язык»






Класс 2-а


Уровень начальное общее образование

(начальное, основное, среднее общее образование)


количество часов_____170__


степень сложности__базовая программа

(базовая, профильная)




Учитель Ударцева Елена Викторовна (Ф.И.О.)













2022-2023 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с :

Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с действующими изменениями и дополнениями;

Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;

примерной программы учебного курса Горецкий В.Г., Канакина В.П.«Русский язык», утверждённой Минобрнауки РФ - М.: Про­свещение, 2015

комплекта учебников:

Русский язык. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.(М.: Просвещение, 2021.)


В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка во 2 классе рассчитаны на 5 часов в неделю. Следовательно, общее количество часов составило- 170 часов. Цели обучения:

Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)

Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Задачи обучения:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средств языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку


Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования :

- гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.


-духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в  том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).


- эстетического воспитания — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.


-физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.


- трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.


- экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в  том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку; — характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; — анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию. Базовые исследовательские действия: — формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил; — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание. Работа с информацией: — выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа; — анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: — соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения. Создание устных и письменных текстов: — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания. Совместная деятельность: — принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Предметные результаты


Раздел программы

Ученик научится

Ученик может научиться

Фонетика и графика

различать звуки и буквы;

Фонетико- графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;


характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие);

оценивать правильность проведения фонетико - графического (звукобуквенного) разбора слов;



знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.


Состав слова (морфемика)

различать изменяемые и неизменяемые слова;

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;


различать родственные (однокоренные) слова;

оценивать правильность проведения разбора слова по составу;


находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.


Лексика

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики

предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и

переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного

решения коммуникативной задачи;


определять значение слова по тексту.



Морфология

определять грамматические признаки имен существительных — род, число.



определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число


Синтаксис

различать предложение, словосочетание, слово;



устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;



классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;



определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;



находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения


Содержательная линия «Орфография и пунктуация

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

осознавать место возможного возникновения

орфографической ошибки;


определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;


безошибочно списывать текст объемом до 25 - 40 слов;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих

предотвратить её в последующих письменных работах;


писать под диктовку тексты объемом 20 – 35 слов в соответствии с изученными правилами правописания;



проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.


Содержательная линия «Развитие речи»


оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;


соблюдать в повседневной жизни правила устного общения;



выражать собственное мнение.


Содержание учебного предмета

Ориентация содержания: научная, практическая

Характер освоения : развивающая

Профиль: универсальный

Направление: гуманитарное

Наша речь (4ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (12ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения, подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (34ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в словах. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.

Правописание буквосочетания (29 ч) чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (47ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст - описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (17ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.












Тематическое планирование



№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ с указанием вида (диктант, к/р, тест и т.д.)

1 четверть

Наша речь

Текст

Предложение

Слова, слова, слова…

4

5

12

19


Диктант-2

Контрольное списывание-1

Проверочная работа-1

2 четверть

Слова, слова, слова...

Звуки и буквы


3

34


Проект-2

Диктант-2

Контрольное списывание-1

3 четверть

Правописание словосочетаний

Части речи

29

24



Диктант-3 Контрольное списывание-1

4 четверть

Части речи

Повторение

23

17


Проект-1

Диктант-21

Контрольное списывание-1 Проверочная работа-1

Всего



170

Проект-3

Диктант-9

Контрольное списывание-4

Проверочная работа-2



№ п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

Общие сведения о языке (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса)

Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления).

Знакомство с различны­ми методами познания языка: наблюдение, анализ

Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры». Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?». Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры.

Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка.

Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской Федерации. Коллективное формулирование вывода о много­образии языкового пространства России.

Диалог о том, как мы изучаем язык. Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка

2

Фонетика и графика

(6 ч)

Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безудар­ных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’]

и гласный звук [и]. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки.

Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки.

Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный

Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах

с буквами е, ё, ю, я

(в начале слова и после гласных).

Деление слов на слоги

(в том числе при стечении согласных).

Использование знания алфавита при работе со словарями.

Использование небуквен­ ных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки),

Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему.

Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике». Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие).

Игра­-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков).

Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям.

Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики.

Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию.

Работа с рисунками (и́рис ири́с, за́мок замо́к, а́тлас атла́с): наблюдение за смыслоразличительной функцией ударения. Обсуждение различия в значении слов.

Самостоятельная работа: группировка слов по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный.

Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах.

Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков. Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков.

Учебный диалог о способах обозначения звука [й’].

Работа с таблицей: определение способа обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы.

Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).

Заполнение таблицы: группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).

Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове.

Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке). Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре).

Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать пунктуационных знаков (в пределах изученного, правильность выполнения заданий)

3

Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах

в соответствии с нормами современного русского

литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практиче­ских задач

Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике.

Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы). Дидактическое упражнение: придумать предложения

с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу

4

Лексика (10 ч)

Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)


















Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов.

Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям).

Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова, опираясь на текст.

Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов.

Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а).

Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово, потом меняются ролями.

Творческое задание: составить кроссворд, часть слов объяснить с помощью рисунков, часть слов с помощью лексического значения слова.

Практическая работа: с опорой на толковый словарь учебника определить, лексические значения каких слов запи­саны. Работа с рисунками, на которых изображены разные значения слов, например слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения многозначных слов.

Учебный диалог, в ходе которого высказываются предположения о причинах появления нескольких значений одного слова.

Работа в парах: сопоставление значений многозначного слова.

Практическая работа: составление предложений с использованием многозначных слов.

Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной статьи в те­традь.

Творческая работа: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова — можно составлять свои предложения, можно искать в книгах



Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов

Наблюдение за сходством и различием значений синонимов с опорой на лексическое значение и на предложения, в кото­рых они употреблены.

Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова в синонимическом ряду и выявляются различия между словами.

Упражнение, направленное на отработку умения выбирать из пары синонимов тот, который более уместен в заданном предложении, с комментированием выбора.

Работа в парах: поиск в тексте синонимов.

Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходя­щего для заполнения пропуска в предложениях текста.

Работа с рисунками: развитие умения понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её

с приведёнными словами — антонимами.

Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов.

Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению».

Работа в парах: подбор антонимов к предложенным словам. Практическая работа: поиск в текстах антонимов.

Работа в группах: анализ уместности использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова

5

Состав слова (морфемика)

(14 ч)

Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов.

Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи)

Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов.

Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений.

Совместное составление алгоритма выделения корня. Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня.

Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем.

Работа в парах: подбор родственных слов. Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов.

Работа в группах: выполнение задания на обнаружение

«лишнего» слова в ряду предложенных (например, синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями



Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания.

Различение изменяемых и неизменяемых слов












Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)

Наблюдение за изменением формы слова.

Работа с текстом, в котором встречаются формы одного

и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой отличаются формы слова (изменяемой части слова).

Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения.

Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?».

Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания.

Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику из другой страны, начавшему учить русский язык, исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят в начальной форме)

Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый).

Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов.

Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами.

Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов.

Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок.

Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками


6

Морфология

(19 ч)

Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи













Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи









Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,

«какое?», «какие?»), употребление в речи







Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

Наблюдение за предложенным набором слов: что обознача­ют, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное».

Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:

«что?» или «кто?».

Наблюдение за лексическим значением имён существитель­ных.

Упражнение: находить в тексте слова по заданным основани­ям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.).

Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов. Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Работа в группах: группировка имён существительных по заданным о

Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол».

Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?».

Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства. Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы. Работа в парах: нахождение в тексте глаголов

Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное».

Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:

«какой?», «какое?», «какая?».

Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных. Дифференцированное задание: выявление общего признака группы имён прилагательных.

Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных

Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?».

Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов.

Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок. Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки с основаниями


7

Синтаксис (8ч)

Порядок слов в предложений; связь слов в предложении (повторение).

Предложение как едини­ца языка. Предложение и слово. Отличие предло­жения от слова. Наблюде­ние за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение)

Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предло­ жение и „не предложение“?».

Наблюдение за связью слов в предложении.

Упражнение: запись предложений с употреблением слов

в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт).

Работа в парах: составление предложений из набора слов


Виды предложений по цели высказывания: повествовательны, вопросительные, побуди­ тельные предложения.

Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): воскли­цательные и невосклица­тельные предложения

Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения.

Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?».

Составление таблицы «Виды предложений по цели высказы­вания», подбор примеров.

Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по эмоциональной окраске, например,: «Ланды­ ши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций

изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений.

Работа в парах: сопоставление предложений, отличающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений

с соответствующей интонацией.

Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам


8

Орфография

и пунктуация

(50 ч)


Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале

предложения и в именах собственных (имена,

фамилии, клички

животных); знаки конца предложения; перенос

слов со строки на строку (без учёта морфемного

членения слова); гласные после шипящих жи, ши

(в положении подударением), ча, ща, чу, щу;

сочетания чк, чн.

Формирование орфографической зоркости:

осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Использование различных способов решения орфографиче­ской задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника

для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • Разделителный мягкий знак;

  • сочетания чт, щн, нч;

  • проверяемые безудар­ные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • прописная буква в

именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географиче­ ские названия;

раздельное написание

предлогов с именами существительными

Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка

действий при списывании?».

Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе записываемых слов.

Упражнения на закрепление правила написания сочетаний

жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила.

Наблюдение за языковым материалом: формулирование на

основе анализа предложенного материала ответа на вопрос,

связанный с правилом переноса слов, уточнение правила

переноса слов (буквы й, ь, ъ).

Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по

слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для

переноса, объяснение разницы.

Практическая работа: запись слов с делением для переноса,

осуществление самоконтроля при делении слов для переноса.

Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести).

Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса.

Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов.

Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён существительных. Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных.

Творческое задание: написать текст, в котором встретится не менее шести имён собственных.

Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма».

Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах.

Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки». Совместная разработка алгоритма применения орфограммы

«Проверяемые безударные гласные в корне слова». Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов.

Дифференцированное задание: нахождение ошибок в подборе проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Комментированное письмо: отработка применения изученно­го правила обозначения безударных гласных в корне слова. Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне сло­ва», запись парами проверочного и проверяемого слов.

Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безудар­ных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки. Наблюдение за языковым материалом, связанным с оглушением звонких согласных в конце слова, обобщение результатов наблюдений.

Работа с рисунками и подписями к ним, анализируются слова типа маг мак, пруд прут, луг лук и т. д. Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухо­сти?», в ходе диалога учащиеся до доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения.

Совместное создание алгоритма проверки орфограммы

«Парные по звонкости — глухости согласные в корне слова». Работа в парах: выбор слов по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонко­сти — глухости согласный).

Работа в группах: группировка слов по заданным основани­ям: совпадают или не совпадают произношение и написание согласных звуков в корне слова. Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы.

Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами.

Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм.

Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графиче­ски обозначать) орфограммы.


9

Развитие речи

(30 ч)

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффектив­ного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).

Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Прак­тическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм

в ситуациях учебного и бытового общения.

Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся опреде­лять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обобще­ние результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учиты­вать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств.

Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и услови­ям общения.

Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.

Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.

Наблюдение за нормами речевого этикета.

Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений.

Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения.




Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы

Работа в группе: анализировать уместность использования средств общения в предложенных речевых ситуациях. Упражнение: нахождение в предложенных текстах ошибок, связанных с правилами общения, нормами речевого этикета, исправление найденных ошибок.




Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам

Проектное задание «Готовим виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все рассказы соединяются в целостную экскурсию.

Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ

о выбранной картине.

Экскурсия, по результатам которой составляется устный рассказ по личным наблюдениям во время экскурсии или по вопросам педагога




Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложен­ным текстам. Последова­тельность частей текста (абзацев). Корректирова­ние текстов с нарушен­ным порядком предложе­ний и абзацев.

Типы текстов: описание,

повествование, рассужде­ние, их особенности (первичное ознакомле­ние).

Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия.

Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление призна­ков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение

в тексте законченной мысли.

Работа в парах: различение текста и «не текста», аргумента­ция своей точки зрения.

Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложений в тексте.

Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста — необходимо определить правильный порядок предложений в тексте.

Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов.




Знакомство с жанром

поздравления.

Понимание текста:

развитие умения форму­лировать простые выводы

на основе информации,

содержащейся в тексте.

Выразительное чтение

текста вслух с соблюде­нием правильной интонации.

Подробное изложение

Наблюдение за структурой текста, знакомство с абзацем как

структурным компонентом текста, формулирование выводов

о том, что в абзаце содержится микротема.

Совместная работа: определение последовательности абзацев

в тексте с нарушенным порядком следования абзацев.

Индивидуальная работа: определение порядка следования

абзацев.

Дифференцированное задание: выделение абзацев в тексте,

в котором абзацы не выделены.

Обсуждение: как связана основная мысль текста с содержа­

нием каждого абзаца.

Практическая работа: формулирование основной мысли

текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование


повествовательного


текста объёмом

30-45 слов с опорой на вопросы

основной мысли в предложение.

Комментированное выполнение задания: подбор заголовка

к тексту с обязательной аргументацией.

Работа в группе: подбор различных заголовков к одному

тексту.

Практическая работа: установление соответствия/несоот­ветствия заголовка и текста, аргументация своей точки

зрения.

Творческая работа: составление текста по заданным характеристикам — названию, количеству абзацев и микротемам

каждого абзаца.

Практическая работа: восстановление нарушенной последовательности абзацев, запись исправленного текста.



























Учебный диалог «Какие могут быть цели при создании текстов?», высказывание учащимися предположений о целях создания текста.

Наблюдение за особенностями текстаописания, устанавливать его особенности, нахождение в тексте средств создания описания.

Обсуждение различных текстов­описаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий.

Наблюдение за текстом­повествованием и установление его особенности.

Работа в группах: сравнение текстов­повествований с текстами­описаниями.

Наблюдение за текстом­рассуждением, установление его особенностей.

Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуждения?».

Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстовпоздравлений.

Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися).

Коллективный анализ содержания текста, который предло­жен как основа для изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов). Устные ответы на поставленные к тексту вопросы. Устный пересказ текста с опорой на вопро­сы. Письменное подробное изложение содержания текста

с опорой на вопросы. Самопроверка с возможностью коррек­тировки пересказа


Резерв 32 ч






Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

план

факт

Наша речь (4ч)

1

 Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи.

1

 


С.4 упр.3


2

Что можно узнать о человеке и его речи?

1



С.9 упр.5(2)

3

Диалог и монолог.

1



С.10 выучить правило, упр.7

4

Как отличить диалог от монолога.

1



С.14 упр.11

Текст (5ч)

5

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

1



С.17 выучить правило, упр. 13.

6

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть.

1



С. 20 выучить правило, упр.20.

7.

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть.




С 21 №19


8.

Части текста. Построение текста. Тема и главная мысль текста.





Повторить правила.

9

Обобщающий урок.

1



С.22 упр.4

Предложение (12ч)

10

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

1



С.26 упр.24, выучить правило на с.24.


11

Стартовая контрольная работа (диктант)




Повторить словарные слоыва

12

Работа над ошибками.Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

1



С.30 упр. 32, выучить правило.


13


Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

1



С.34 упр.38, выучить правило.


14











































































































































































































































































































Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

1



С.33 упр.36


15

Связь слов в предложении.

1



С.34 упр.38


16

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

1



С.38 упр.45


17

Работа над ошибками.

1



Повторить правила.

18

Развитие речи. Обучающее сочинение по сюжетному рисунку.

1



С.40 Проверь себя.

19

Анализ сочинений.

1



Повторить правила.

20.

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение».





С. 42 Подготовить устный рассказ по картине.

21

Работа над ошибками




С.44 упр.52


Слова, слова, слова… (22ч)

22

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.

1



С.46 упр.57


23

Слово как общее название многих одно- родных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями.

1



С.49 упр.61


24

Однозначные и многозначные слова.

1



С.51 упр. 64.


25

Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

1



Выучить правило. Упр.70.


26

Синонимы. Работа со словарём синонимов.

1



Выучить правило.

27.

Антонимы.


1



С.57 упр.75


28

Антонимы. Работа со словарём антонимов.

1



Повторить словарные слова.


29

Контрольное списывание № 1

1



Повторить правила.


30

Работа над ошибками. Развитие речи. Обучающее изложение текста воспринятого зрительно поданным к нему вопросам.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

1



с. 59 упр.80


31

Работа над ошибками.

Что такое родственные слова?

1



С.63 №89


32

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах

1



с. 64 упр.93


33

Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов.

1



С.64 упр 94


34

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1



С.67 упр.98


35

Какие бывают слоги?

1



с.68 упр.102, Повторить изученные правила.

36

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.

1



с.72 упр.111


37

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

1



Подготовить устный рассказ по серии сюжетных рисунков.

38

Как переносить слова с одной строки на другую?

1



Повторить правила.

39.

Перенос слов с одной строки на другую.Работа с орфоэпическим словарём.


1



с.73 упр.113


40

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1



с.75-76" Проверь себя".


41

Контрольный диктант № 2 за первую четверть по теме «Слова» .

1



Работа по карточкам.


42

Работа над ошибками. Перенос слов. Правила переноса.

1



с.80 упр.119


43

Проверочная работа №1по теме «Слово и его значение».

1



С.80 упр.120 .

Звуки и буквы (34ч)

44

Работа над ошибками. Звуки и буквы.

1



с.90 упр.138


45

Алфавит. Значение алфавита.

1



с.90 упр.136


46

Как мы используем алфавит? Употребление прописной (заглавной) буквы.

1



с. 92 упр.140


47


Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «За обедом»

1



с. 94 упр.144.


48


Работа над ошибками.

Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1



с. 97 упр.147


49

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

1



с.97 упр.148


50

Ударные и безударные гласные звуки.

1



с.99 упр. 153


51


Правило обозначения буквой безударного гласного звука

1



с.100 упр.155


52



Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1



Работа по карточкам.


53-54

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

2



с.101 упр.157

с.102 упр.160

55


Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста.

1




с.96. Повторить правило.


56-58

Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. Словарные слова.

3



Задания по карточкам.


59

Контрольно-проверочный диктант №3 (с грамматическим заданием) по теме «Правописание безударной гласной»

1



Повторить словарные слова

60

Работа над ошибками.

1



с. 104 упр.163

61

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима. Детство»

1



с.122 упр.197


62

Работа над ошибками сочинения. Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове

1



с. 123 упр.201


63-64

Согласный звук Й, и буква «и краткое».

2



с.124 упр.207


65

Слова с удвоенными согласными.

1



с.128 упр.209


66

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси».

1



Повторить словарные слова


67

Работа над ошибками сочинения. Наши проекты « И в шутку и всерьёз»

1



с.128 "Проверь себя".

68-69

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2



Повторить словарные слова.


70

Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове.

1



Дописать письмо и оформить.


71

Правописание мягкого знака в конце и в середине слова.

1



Задания по карточкам.


72

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1



Задания по карточкам., с.6 упр.6


73

Работа над ошибками. Правописание мягкого знака. Повторение.

1



с.9 №5


74

Контрольное списывание №2 за 2 четверть по теме: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы».

1



Упр.№21


75

Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо

1



Упр.23.


76

Проект «Пишем письмо»

1



Упр.39


77

Обобщающий урок.

1



Выучить словарные слова на букву С.

Правописание буквосочетаний (29ч.)

78-79

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч,

2



Упр.41


80

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1



Упр.42


81

Контрольный диктант №4 по теме « Звуки и буквы»

2



Упр.43.


82

Работа над ошибками. Закрепление знаний

1



Упр.44


83

Проект:«Рифмаи »

1



Повторить правила.

84-86

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

3



Упр.45

Упр.46

Выучить синонимы .


87

Звонкие и глухие согласные звуки.

1



Упр.47


88

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1



Повторить правила.


89

Проверка парных согласных в корне слова.

1



Упр.49


90


Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

1



Работа по карточкам.


91

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

1



Работа по карточкам.


92-94

Правописание парных звонких и глухих согласных .

3



Упр.63

Упр.67

Упр.65

95


Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

1



с. 38 "Проверь себя".


96

Работа над ошибками. .

1



Упр.64


97


Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»

1





Повторить изученные орфограммы

98


Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверь себя.

1



Упр. 71 , выучить правило.


99

Разделительный мягкий знак. Употребление разделительного мягкого знака в слове.

1



Упр.72


100-102


Правописание слов с разделительным мягким знаком. Распознавание мягкого знака – показателя мягкости согласного звука и разделительного мягкого знака.

3



Упр.73

Упр.75


103


Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1



Упр.81


104

Работа на ошибками. Обобщение знаний о написании слов с разделительным мягким знаком.

1



Упр.89


105


Проверочная работа за 3 четверть по теме «Употребление мягкого знака.».

1



Упр.86


106

Обобщение изученного материала.

1



Упр.99


Части речи (47ч)

107-108

.Общее представление о частях речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией

1



Упр.101


109


Общее представление об имени существительном как части речи

1



Упр.102


110

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1



Упр.103


111

Собственные и нарицательные имена существенных. Правописание собственных имён существительных.

1



Упр.104


112

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

1



Упр 106


113

Заглавная буква в именах в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1



Упр.109


114

Заглавная буква в написании кличек животных.

Составление рассказа по вопросам.

1



Упр.111


115

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

1



Повторить правила. Упр.113


116

Правописание имён собственных. Проверочный диктант по теме «Правописание имён собственных»

1



Повторить правила. Работа по карточкам.

117

Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных.

1



Повторить правила. Работа по карточкам.

118

Изменение существительных по числам.

1



Повторить правила. Работа по карточкам.

119

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

1



Выучить правило .Упр.125

120

Контрольный диктант №6по теме « Имя существительное»

1



Повторить словарные слова

121

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

1



Упр.126, Работа по карточкам.

122

Контрольное списывание№3 Восстановление деформированных предложений и текста.

1



Повторить словарные слова

123

Подробное обучающее изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста.

1



Упр.122


124

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

1



Упр.131


125

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)

1



Упр.138


126

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

1



Упр.141


127

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформирован

1



Упр. 146


128

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

1



Повторить правила.


129

Единственное и множественное число глаголов.

1



Упр.150


130

Единственное и множественное число глаголов. Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи.

1



Упр.154


131

Правописание частицы не с глаголом

1



Упр.165


132

Контрольный диктант № 7по теме«Глагол ».

1



Повторить правила.

133

Текст-повествование и роль в нём глаголов

1



Упр.169


134

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту

1



Упр.176


135

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

1



Упр.182


136


Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

1



Упр.186


137

Употребление в речи имен прилагатель-ных, противоположных по значению.

1



Упр.188


138

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

1



Упр.192


139

Изменение имён прилагательных по числам.

1



Упр.198


140

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1



Упр.200


141

Что такое текст-описание?

1



Упр.201


142

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1



Повторить словарные слова.


143

Работа над ошибками. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

1



Упр. 201


144

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1



Упр.205


145

Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное»

1



Повторить словарные слова

146

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

1



Упр.207


147

Упражнение в распознавании местоимений в речи. Текст – рассуждение. Общее представление.

1



Упр.208


148

Подробное обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1



Упр.210


149

Работа над ошибками. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов в предложении

1



Упр.211


150

Раздельное написание предлогов со словами

1



Упр.212


151

Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок».

1



Повторить правила.


152

Контрольный диктант №9 по теме «Части речи»

1



Работа по карточкам (выписать главные члены предложения)..

153

Работа над ошибками. Проект «В словари — за частями речи!» Проверочная работа

1



Работа по карточкам.

Повторение (17ч)

154

Повторение по теме «Текст».

1



Работа по карточкам( выписать антонимы, синонимы).

155


Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

1



Работа по карточкам .Списать текст, обозначить части речи.


156157

Работа над ошибками. Обобщение знаний о главных членах предложения.

2



Работа по карточкам .Списать текст, обозначить части речи.

158

Промежуточная аттестация.Диагностистическая работа.

1



Повторить орфограммы

159

Обобщение знаний о частях речи Распознавание частей речи по вопросам и общему лексическому значению

1



Работа по карточкам. Звуко-буквенный разбор слов.


160

Развитие речи. Контрольное изложение №1.

1



Работа по карточкам. Звуко-буквенный разбор слов.

161

Обобщение знаний о звуках и буквах.

1



Работа по карточкам. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

162

Обобщение знаний о правописании. буквосочетаний в словах.

1



Работа по карточкам. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

163

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

1



Работа по карточкам.

164

Обобщение знаний о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова.

1



Работа по карточкам.

165

Обобщение знаний о правописании имён собственных

1



Работа по карточкам.

166

Обобщение знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком

1



Работа по карточкам.

167

Обобщение знаний о словах и их лексическом значении

1



Работа по карточкам.

168

Контрольное списывание №4 за 4 четверть по теме: «Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

1



Работа по карточкам.

169

Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст.

1



Работа по карточкам.

170

Повторение и закрепление изученного материала.

1





Коррекция планирования


Дата не проведенного урока

Причина

Коррекция
















Изменения календарно-тематического планирования

и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

 

 

 

 









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



Учебник.Русский язык. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.(М.: Просвещение, 2021.)



Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 4-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 174 с.

1


Печатные пособия



Опорные таблицы ( лента букв)

1


Таблица «Части речи»

1


Таблица «Грамматические разборы»

2


Таблица «Члены предложения»

1


Технические средства



Ноутбук

1


Экранно-звуковые пособия



Интернет-ресурсы



Оборудование класса



Стол ученический



Стул ученический



Доска

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!