Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр №4 Майкопского района»
«РАССМОТРЕНО» на методическом объединении учителей, протокол №____ «___»_______2022г Руководитель ШМО Беседина И.В.___________ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Клыгина Т.А. ________________ «__» _______ 2022 г. | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______________ Удоденко Л.В. приказ № ______от «____»____________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
Класс 2-а
Уровень начальное общее образование
(начальное, основное, среднее общее образование)
количество часов_____170__
степень сложности__базовая программа
(базовая, профильная)
Учитель Ударцева Елена Викторовна (Ф.И.О.)
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с :
Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с действующими изменениями и дополнениями;
Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
примерной программы учебного курса Горецкий В.Г., Канакина В.П.«Русский язык», утверждённой Минобрнауки РФ - М.: Просвещение, 2015
комплекта учебников:
Русский язык. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.(М.: Просвещение, 2021.)
В соответствии с учебным планом школы уроки русского языка во 2 классе рассчитаны на 5 часов в неделю. Следовательно, общее количество часов составило- 170 часов. Цели обучения:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Задачи обучения:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средств языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования :
- гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях.
-духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
- эстетического воспитания — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
-физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
- трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
- экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку; — характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; — анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию. Базовые исследовательские действия: — формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил; — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание. Работа с информацией: — выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа; — анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: — соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения. Создание устных и письменных текстов: — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания. Совместная деятельность: — принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Предметные результаты
Раздел программы | Ученик научится | Ученик может научиться |
Фонетика и графика | различать звуки и буквы; | Фонетико- графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; |
| характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие); | оценивать правильность проведения фонетико - графического (звукобуквенного) разбора слов; |
| знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. | |
Состав слова (морфемика) | различать изменяемые и неизменяемые слова; | разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; |
| различать родственные (однокоренные) слова; | оценивать правильность проведения разбора слова по составу; |
| находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | |
Лексика | выявлять слова, значение которых требует уточнения; | • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи; |
| определять значение слова по тексту. | |
Морфология | определять грамматические признаки имен существительных — род, число. | |
| определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число | |
Синтаксис | различать предложение, словосочетание, слово; | |
| устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; | |
| классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; | |
| определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; | |
| находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | |
Содержательная линия «Орфография и пунктуация | применять правила правописания (в объеме содержания курса); | осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; |
| определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; | • подбирать примеры с определённой орфограммой; |
| безошибочно списывать текст объемом до 25 - 40 слов; | • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; |
| писать под диктовку тексты объемом 20 – 35 слов в соответствии с изученными правилами правописания; | |
| проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | |
Содержательная линия «Развитие речи» | оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту | создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; пересказывать текст от другого лица; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; |
| соблюдать в повседневной жизни правила устного общения; | |
| выражать собственное мнение. | |
Содержание учебного предмета
Ориентация содержания: научная, практическая
Характер освоения : развивающая
Профиль: универсальный
Направление: гуманитарное
Наша речь (4ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения, подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в словах. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.
Правописание буквосочетания (29 ч) чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст - описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных работ с указанием вида (диктант, к/р, тест и т.д.) |
1 четверть | Наша речь Текст Предложение Слова, слова, слова… | 4 5 12 19 | | Диктант-2 Контрольное списывание-1 Проверочная работа-1 |
2 четверть | Слова, слова, слова... Звуки и буквы | 3 34 | Проект-2 | Диктант-2 Контрольное списывание-1 |
3 четверть | Правописание словосочетаний Части речи | 29 24 | | Диктант-3 Контрольное списывание-1 |
4 четверть | Части речи Повторение | 23 17 | Проект-1 | Диктант-21 Контрольное списывание-1 Проверочная работа-1 |
Всего | | 170 | Проект-3 | Диктант-9 Контрольное списывание-4 Проверочная работа-2 |
№ п/п | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Общие сведения о языке (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса) | Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ | Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры». Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?». Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры. Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка. Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской Федерации. Коллективное формулирование вывода о многообразии языкового пространства России. Диалог о том, как мы изучаем язык. Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка |
2 | Фонетика и графика (6 ч) | Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Использование небуквен ных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), | Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему. Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике». Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие). Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков). Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям. Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики. Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию. Работа с рисунками (и́рис — ири́с, за́мок — замо́к, а́тлас — атла́с): наблюдение за смыслоразличительной функцией ударения. Обсуждение различия в значении слов. Самостоятельная работа: группировка слов по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный. Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах. Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков. Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков. Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]. Работа с таблицей: определение способа обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы. Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Заполнение таблицы: группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове. Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке). Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре). Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать пунктуационных знаков (в пределах изученного, правильность выполнения заданий) |
3 | Орфоэпия (изучается во всех разделах курса) | Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач | Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике. Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы). Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу |
4 | Лексика (10 ч) | Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) | Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов. Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям). Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова, опираясь на текст. Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов. Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а). Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово, потом меняются ролями. Творческое задание: составить кроссворд, часть слов объяснить с помощью рисунков, часть слов с помощью лексического значения слова. Практическая работа: с опорой на толковый словарь учебника определить, лексические значения каких слов записаны. Работа с рисунками, на которых изображены разные значения слов, например слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения многозначных слов. Учебный диалог, в ходе которого высказываются предположения о причинах появления нескольких значений одного слова. Работа в парах: сопоставление значений многозначного слова. Практическая работа: составление предложений с использованием многозначных слов. Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной статьи в тетрадь. Творческая работа: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова — можно составлять свои предложения, можно искать в книгах |
| | Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов | Наблюдение за сходством и различием значений синонимов с опорой на лексическое значение и на предложения, в которых они употреблены. Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова в синонимическом ряду и выявляются различия между словами. Упражнение, направленное на отработку умения выбирать из пары синонимов тот, который более уместен в заданном предложении, с комментированием выбора. Работа в парах: поиск в тексте синонимов. Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящего для заполнения пропуска в предложениях текста. Работа с рисунками: развитие умения понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами — антонимами. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов. Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению». Работа в парах: подбор антонимов к предложенным словам. Практическая работа: поиск в текстах антонимов. Работа в группах: анализ уместности использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова |
5 | Состав слова (морфемика) (14 ч) | Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) | Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов. Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений. Совместное составление алгоритма выделения корня. Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня. Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем. Работа в парах: подбор родственных слов. Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов. Работа в группах: выполнение задания на обнаружение «лишнего» слова в ряду предложенных (например, синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями |
| | Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) | Наблюдение за изменением формы слова. Работа с текстом, в котором встречаются формы одного и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой отличаются формы слова (изменяемой части слова). Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения. Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?». Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания. Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику из другой страны, начавшему учить русский язык, исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят в начальной форме) Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый). Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов. Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами. Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов. Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок. Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками |
| 6 | Морфология (19 ч) | Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное». Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что?» или «кто?». Наблюдение за лексическим значением имён существительных. Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.). Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов. Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Работа в группах: группировка имён существительных по заданным о Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол». Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?». Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства. Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы. Работа в парах: нахождение в тексте глаголов Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное». Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «какой?», «какое?», «какая?». Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных. Дифференцированное задание: выявление общего признака группы имён прилагательных. Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?». Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов. Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок. Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки с основаниями |
| 7 | Синтаксис (8ч) | Порядок слов в предложений; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предло жение и „не предложение“?». Наблюдение за связью слов в предложении. Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт). Работа в парах: составление предложений из набора слов |
| Виды предложений по цели высказывания: повествовательны, вопросительные, побуди тельные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения | Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения. Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?». Составление таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор примеров. Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по эмоциональной окраске, например,: «Ланды ши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений. Работа в парах: сопоставление предложений, отличающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией. Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам |
| 8 | Орфография и пунктуация (50 ч) | Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки конца предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих жи, ши (в положении подударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Ознакомление с правилами правописания и их применение: Разделителный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географиче ские названия; раздельное написание предлогов с именами существительными | Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?». Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе записываемых слов. Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила. Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы. Практическая работа: запись слов с делением для переноса, осуществление самоконтроля при делении слов для переноса. Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести). Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса. Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов. Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён существительных. Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных. Творческое задание: написать текст, в котором встретится не менее шести имён собственных. Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма». Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки». Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов. Дифференцированное задание: нахождение ошибок в подборе проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Комментированное письмо: отработка применения изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова. Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», запись парами проверочного и проверяемого слов. Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки. Наблюдение за языковым материалом, связанным с оглушением звонких согласных в конце слова, обобщение результатов наблюдений. Работа с рисунками и подписями к ним, анализируются слова типа маг — мак, пруд — прут, луг — лук и т. д. Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в ходе диалога учащиеся до доказывают необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагают способ её выполнения. Совместное создание алгоритма проверки орфограммы «Парные по звонкости — глухости согласные в корне слова». Работа в парах: выбор слов по заданному основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить парный по звонкости — глухости согласный). Работа в группах: группировка слов по заданным основаниям: совпадают или не совпадают произношение и написание согласных звуков в корне слова. Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы. Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами. Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм. Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы. |
| 9 | Развитие речи (30 ч) | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств. Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Наблюдение за нормами речевого этикета. Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений. Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения. |
| | | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | Работа в группе: анализировать уместность использования средств общения в предложенных речевых ситуациях. Упражнение: нахождение в предложенных текстах ошибок, связанных с правилами общения, нормами речевого этикета, исправление найденных ошибок. |
| | | Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам | Проектное задание «Готовим виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все рассказы соединяются в целостную экскурсию. Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине. Экскурсия, по результатам которой составляется устный рассказ по личным наблюдениям во время экскурсии или по вопросам педагога |
| | | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). | Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия. Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Работа в парах: различение текста и «не текста», аргументация своей точки зрения. Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложений в тексте. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста — необходимо определить правильный порядок предложений в тексте. Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов. |
| | | Знакомство с жанром поздравления. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение | Наблюдение за структурой текста, знакомство с абзацем как структурным компонентом текста, формулирование выводов о том, что в абзаце содержится микротема. Совместная работа: определение последовательности абзацев в тексте с нарушенным порядком следования абзацев. Индивидуальная работа: определение порядка следования абзацев. Дифференцированное задание: выделение абзацев в тексте, в котором абзацы не выделены. Обсуждение: как связана основная мысль текста с содержа нием каждого абзаца. Практическая работа: формулирование основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование |
| повествовательного |
| текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы | основной мысли в предложение. Комментированное выполнение задания: подбор заголовка к тексту с обязательной аргументацией. Работа в группе: подбор различных заголовков к одному тексту. Практическая работа: установление соответствия/несоответствия заголовка и текста, аргументация своей точки зрения. Творческая работа: составление текста по заданным характеристикам — названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца. Практическая работа: восстановление нарушенной последовательности абзацев, запись исправленного текста. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | | | Учебный диалог «Какие могут быть цели при создании текстов?», высказывание учащимися предположений о целях создания текста. Наблюдение за особенностями текстаописания, устанавливать его особенности, нахождение в тексте средств создания описания. Обсуждение различных текстовописаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий. Наблюдение за текстомповествованием и установление его особенности. Работа в группах: сравнение текстовповествований с текстамиописаниями. Наблюдение за текстомрассуждением, установление его особенностей. Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуждения?». Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстовпоздравлений. Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися). Коллективный анализ содержания текста, который предложен как основа для изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов). Устные ответы на поставленные к тексту вопросы. Устный пересказ текста с опорой на вопросы. Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы. Самопроверка с возможностью корректировки пересказа |
| Резерв — 32 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
план | факт |
Наша речь (4ч) |
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи. | 1 | | | С.4 упр.3 |
2 | Что можно узнать о человеке и его речи? | 1 | | | С.9 упр.5(2) |
3 | Диалог и монолог. | 1 | | | С.10 выучить правило, упр.7 |
4 | Как отличить диалог от монолога. | 1 | | | С.14 упр.11 |
Текст (5ч) |
5 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | 1 | | | С.17 выучить правило, упр. 13. |
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. | 1 | | | С. 20 выучить правило, упр.20. |
7. | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. | | | | С 21 №19 |
8. | Части текста. Построение текста. Тема и главная мысль текста. | | | | Повторить правила. |
9 | Обобщающий урок. | 1 | | | С.22 упр.4 |
Предложение (12ч) |
10 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 1 | | | С.26 упр.24, выучить правило на с.24. |
11 | Стартовая контрольная работа (диктант) | | | | Повторить словарные слоыва |
12 | Работа над ошибками.Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | | | С.30 упр. 32, выучить правило. |
13 | Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 1 | | | С.34 упр.38, выучить правило. |
14 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. | 1 | | | С.33 упр.36 |
15 | Связь слов в предложении. | 1 | | | С.34 упр.38 |
16 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | | | С.38 упр.45 |
17 | Работа над ошибками. | 1 | | | Повторить правила. |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по сюжетному рисунку. | 1 | | | С.40 Проверь себя. |
19 | Анализ сочинений. | 1 | | | Повторить правила. |
20. | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение». | | | | С. 42 Подготовить устный рассказ по картине. |
21 | Работа над ошибками | | | | С.44 упр.52 |
Слова, слова, слова… (22ч) |
22 | Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | 1 | | | С.46 упр.57 |
23 | Слово как общее название многих одно- родных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями. | 1 | | | С.49 упр.61 |
24 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | | С.51 упр. 64. |
25 | Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 | | | Выучить правило. Упр.70. |
26 | Синонимы. Работа со словарём синонимов. | 1 | | | Выучить правило. |
27. | Антонимы. | 1 | | | С.57 упр.75 |
28 | Антонимы. Работа со словарём антонимов. | 1 | | | Повторить словарные слова. |
29 | Контрольное списывание № 1 | 1 | | | Повторить правила. |
30 | Работа над ошибками. Развитие речи. Обучающее изложение текста воспринятого зрительно поданным к нему вопросам. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. | 1 | | | с. 59 упр.80 |
31 | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1 | | | С.63 №89 |
32 | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах | 1 | | | с. 64 упр.93 |
33 | Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов. | 1 | | | С.64 упр 94 |
34 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | | | С.67 упр.98 |
35 | Какие бывают слоги? | 1 | | | с.68 упр.102, Повторить изученные правила. |
36 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. | 1 | | | с.72 упр.111 |
37 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. | 1 | | | Подготовить устный рассказ по серии сюжетных рисунков. |
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | | Повторить правила. |
39. | Перенос слов с одной строки на другую.Работа с орфоэпическим словарём. | 1 | | | с.73 упр.113 |
40 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | | | с.75-76" Проверь себя". |
41 | Контрольный диктант № 2 за первую четверть по теме «Слова» . | 1 | | | Работа по карточкам. |
42 | Работа над ошибками. Перенос слов. Правила переноса. | 1 | | | с.80 упр.119 |
43 | Проверочная работа №1по теме «Слово и его значение». | 1 | | | С.80 упр.120 . |
Звуки и буквы (34ч) |
44 | Работа над ошибками. Звуки и буквы. | 1 | | | с.90 упр.138 |
45 | Алфавит. Значение алфавита. | 1 | | | с.90 упр.136 |
46 | Как мы используем алфавит? Употребление прописной (заглавной) буквы. | 1 | | | с. 92 упр.140 |
47 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «За обедом» | 1 | | | с. 94 упр.144. |
48 | Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | | | с. 97 упр.147 |
49 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 1 | | | с.97 упр.148 |
50 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | | | с.99 упр. 153 |
51 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука | 1 | | | с.100 упр.155 |
52 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | | | Работа по карточкам. |
53-54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 2 | | | с.101 упр.157 с.102 упр.160 |
55 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста. | 1 | | | с.96. Повторить правило. |
56-58 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. Словарные слова. | 3 | | | Задания по карточкам. |
59 | Контрольно-проверочный диктант №3 (с грамматическим заданием) по теме «Правописание безударной гласной» | 1 | | | Повторить словарные слова |
60 | Работа над ошибками. | 1 | | | с. 104 упр.163 |
61 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима. Детство» | 1 | | | с.122 упр.197 |
62 | Работа над ошибками сочинения. Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове | 1 | | | с. 123 упр.201 |
63-64 | Согласный звук Й, и буква «и краткое». | 2 | | | с.124 упр.207 |
65 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | | с.128 упр.209 |
66 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | 1 | | | Повторить словарные слова |
67 | Работа над ошибками сочинения. Наши проекты « И в шутку и всерьёз» | 1 | | | с.128 "Проверь себя". |
68-69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | | | Повторить словарные слова. |
70 | Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове. | 1 | | | Дописать письмо и оформить. |
71 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова. | 1 | | | Задания по карточкам. |
72 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | | | Задания по карточкам., с.6 упр.6 |
73 | Работа над ошибками. Правописание мягкого знака. Повторение. | 1 | | | с.9 №5 |
74 | Контрольное списывание №2 за 2 четверть по теме: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы». | 1 | | | Упр.№21 |
75 | Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо | 1 | | | Упр.23. |
76 | Проект «Пишем письмо» | 1 | | | Упр.39 |
77 | Обобщающий урок. | 1 | | | Выучить словарные слова на букву С. |
Правописание буквосочетаний (29ч.) |
78-79 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, | 2 | | | Упр.41 |
80 | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | 1 | | | Упр.42 |
81 | Контрольный диктант №4 по теме « Звуки и буквы» | 2 | | | Упр.43. |
82 | Работа над ошибками. Закрепление знаний | 1 | | | Упр.44 |
83 | Проект:«Рифмаи » | 1 | | | Повторить правила. |
84-86 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 3 | | | Упр.45 Упр.46 Выучить синонимы . |
87 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | | Упр.47 |
88 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 | | | Повторить правила. |
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | | | Упр.49 |
90 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 1 | | | Работа по карточкам. |
91 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 | | | Работа по карточкам. |
92-94 | Правописание парных звонких и глухих согласных . | 3 | | | Упр.63 Упр.67 Упр.65 |
95 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 1 | | | с. 38 "Проверь себя". |
96 | Работа над ошибками. . | 1 | | | Упр.64 |
97 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | 1 | | | Повторить изученные орфограммы |
98 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверь себя. | 1 | | | Упр. 71 , выучить правило. |
99 | Разделительный мягкий знак. Употребление разделительного мягкого знака в слове. | 1 | | | Упр.72 |
100-102 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Распознавание мягкого знака – показателя мягкости согласного звука и разделительного мягкого знака. | 3 | | | Упр.73 Упр.75 |
103 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы». | 1 | | | Упр.81 |
104 | Работа на ошибками. Обобщение знаний о написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | | Упр.89 |
105 | Проверочная работа за 3 четверть по теме «Употребление мягкого знака.». | 1 | | | Упр.86 |
106 | Обобщение изученного материала. | 1 | | | Упр.99 |
Части речи (47ч) |
107-108 | .Общее представление о частях речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией | 1 | | | Упр.101 |
109 | Общее представление об имени существительном как части речи | 1 | | | Упр.102 |
110 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 1 | | | Упр.103 |
111 | Собственные и нарицательные имена существенных. Правописание собственных имён существительных. | 1 | | | Упр.104 |
112 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | 1 | | | Упр 106 |
113 | Заглавная буква в именах в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | 1 | | | Упр.109 |
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Составление рассказа по вопросам. | 1 | | | Упр.111 |
115 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | 1 | | | Повторить правила. Упр.113 |
116 | Правописание имён собственных. Проверочный диктант по теме «Правописание имён собственных» | 1 | | | Повторить правила. Работа по карточкам. |
117 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | | | Повторить правила. Работа по карточкам. |
118 | Изменение существительных по числам. | 1 | | | Повторить правила. Работа по карточкам. |
119 | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. | 1 | | | Выучить правило .Упр.125 |
120 | Контрольный диктант №6по теме « Имя существительное» | 1 | | | Повторить словарные слова |
121 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | 1 | | | Упр.126, Работа по карточкам. |
122 | Контрольное списывание№3 Восстановление деформированных предложений и текста. | 1 | | | Повторить словарные слова |
123 | Подробное обучающее изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. | 1 | | | Упр.122 |
124 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | 1 | | | Упр.131 |
125 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | 1 | | | Упр.138 |
126 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | 1 | | | Упр.141 |
127 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформирован | 1 | | | Упр. 146 |
128 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. | 1 | | | Повторить правила. |
129 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | | | Упр.150 |
130 | Единственное и множественное число глаголов. Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. | 1 | | | Упр.154 |
131 | Правописание частицы не с глаголом | 1 | | | Упр.165 |
132 | Контрольный диктант № 7по теме«Глагол ». | 1 | | | Повторить правила. |
133 | Текст-повествование и роль в нём глаголов | 1 | | | Упр.169 |
134 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту | 1 | | | Упр.176 |
135 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. | 1 | | | Упр.182 |
136 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. | 1 | | | Упр.186 |
137 | Употребление в речи имен прилагатель-ных, противоположных по значению. | 1 | | | Упр.188 |
138 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов | 1 | | | Упр.192 |
139 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | | Упр.198 |
140 | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | | | Упр.200 |
141 | Что такое текст-описание? | 1 | | | Упр.201 |
142 | Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | | | Повторить словарные слова. |
143 | Работа над ошибками. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 | | | Упр. 201 |
144 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | | Упр.205 |
145 | Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | Повторить словарные слова |
146 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | 1 | | | Упр.207 |
147 | Упражнение в распознавании местоимений в речи. Текст – рассуждение. Общее представление. | 1 | | | Упр.208 |
148 | Подробное обучающее изложение по коллективно составленному плану. | 1 | | | Упр.210 |
149 | Работа над ошибками. Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов в предложении | 1 | | | Упр.211 |
150 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | | | Упр.212 |
151 | Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок». | 1 | | | Повторить правила. |
152 | Контрольный диктант №9 по теме «Части речи» | 1 | | | Работа по карточкам (выписать главные члены предложения).. |
153 | Работа над ошибками. Проект «В словари — за частями речи!» Проверочная работа | 1 | | | Работа по карточкам. |
Повторение (17ч) |
154 | Повторение по теме «Текст». | 1 | | | Работа по карточкам( выписать антонимы, синонимы). |
155 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору». | 1 | | | Работа по карточкам .Списать текст, обозначить части речи. |
156157 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о главных членах предложения. | 2 | | | Работа по карточкам .Списать текст, обозначить части речи. |
158 | Промежуточная аттестация.Диагностистическая работа. | 1 | | | Повторить орфограммы |
159 | Обобщение знаний о частях речи Распознавание частей речи по вопросам и общему лексическому значению | 1 | | | Работа по карточкам. Звуко-буквенный разбор слов. |
160 | Развитие речи. Контрольное изложение №1. | 1 | | | Работа по карточкам. Звуко-буквенный разбор слов. |
161 | Обобщение знаний о звуках и буквах. | 1 | | | Работа по карточкам. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. |
162 | Обобщение знаний о правописании. буквосочетаний в словах. | 1 | | | Работа по карточкам. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. |
163 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. | 1 | | | Работа по карточкам. |
164 | Обобщение знаний о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | | | Работа по карточкам. |
165 | Обобщение знаний о правописании имён собственных | 1 | | | Работа по карточкам. |
166 | Обобщение знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | Работа по карточкам. |
167 | Обобщение знаний о словах и их лексическом значении | 1 | | | Работа по карточкам. |
168 | Контрольное списывание №4 за 4 четверть по теме: «Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. | 1 | | | Работа по карточкам. |
169 | Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. | 1 | | | Работа по карточкам. |
170 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | |
Коррекция планирования
Дата не проведенного урока | Причина | Коррекция |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Изменения календарно-тематического планирования
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
| | | |
| | | |
| | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | | |
Учебник.Русский язык. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.(М.: Просвещение, 2021.) | | |
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 4-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 174 с. | 1 | |
Печатные пособия | | |
Опорные таблицы ( лента букв) | 1 | |
Таблица «Части речи» | 1 | |
Таблица «Грамматические разборы» | 2 | |
Таблица «Члены предложения» | 1 | |
Технические средства | | |
Ноутбук | 1 | |
Экранно-звуковые пособия | | |
Интернет-ресурсы | | |
Оборудование класса | | |
Стол ученический | | |
Стул ученический | | |
Доска | 1 | |