СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс (Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: диктант, списывание, проверочная работа, изложение, тест, ответы на вопросы, работа с деформированным текстом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 4 класс (Школа России)»











Рабочая программа


Русский язык, 4 класс

(наименование учебного предмета)


Начальное общее образование

(уровень образования)


Базовый



2022-2023 учебный год

(срок реализации программы)






























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 4 класса МБОУ СОШ Чехов-2 по русскому языку составлена в соответствии:

  • с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);

  • с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённым Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями в соответствии с Приказом от 23.12.2020г.№ 766 Министерства просвещения Российской Федерации, вступившим в силу с 13.03.2021г.);

  • с Основной Образовательной Программой начального общего образования МБОУ СОШ …, утверждённой приказом № … от … г.;

  • с учебным планом МБОУ…. на … уч.г., утверждённым приказом № …г.;

  • с учебным планом МБОУ СОШ.. на 2022-2023 учебный год, утверждённым приказом № …от 31.08.2022 г.;

  • на основе предметной программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Русский язык» УМК «Школа России».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Москва: Просвещение, 2021.

На изучение курса отводится 153 часа из расчета 4,5 часа в неделю. Вся учебная программа будет пройдена полностью за счет уплотнения материала.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: диктант, списывание, проверочная работа, изложение, тест, ответы на вопросы, работа с деформированным текстом.

Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  • развитие речи, мышления, воображения обучающихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у обучающихся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов обусловлено учебным графиком школы на 2022 - 2023 учебный год.


Модуль (глава)

Количество часов

Контроль знаний

Проекты

по предметной программе

по рабочей

программе

Повторение

11

11



Предложение

9

8

1


Слово в языке и речи

20

25

2


Имя существительное

35

38

2


Имя прилагательное

29

28

2

1

Местоимение

7

6

1


Глагол

28

27

2

1

Повторение

14

16



ИТОГО:

153

149

10

2



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты обучения

Личностные

У обучающегося буду сформированы:

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего обучающегося»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • этические чувства – стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебник, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные

Общие предметные результаты освоения программы

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.



Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения обучающимся;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требования каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку. письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в тексте синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.



Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные звонкие – глухие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко–буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко–буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов – названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении, а также эмоционально – оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс –ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов и приставок);

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  • понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать за словообразование имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключики, замочек – замочки);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определенной орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек, -ик;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний –тся, и –ться в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п /п

Содержание и тип урока

Дата

Коррек-тировка

год

тр.

I триместр (46 ч)

Повторение (11 ч)

1

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык (урок отработки умений и рефлексии)

01.09


2

2

Текст и его план (урок отработки умений и рефлексии)

02.09


3

3

Типы текстов (урок отработки умений и рефлексии)

05.09


4

4

Р. р. Обучающее изложение 1

(урок общеметодологической направленности)

06.09


5

5

Анализ изложения. Предложение как единица речи (урок отработки умений и рефлексии)

07.09


6

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации (урок отработки умений и рефлексии)

08.09


7

7

Обращение (урок отработки умений и рефлексии)

09.09


8

8

Стартовая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля)

13.09


9

9

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (урок отработки умений и рефлексии)

14.09


10

10

Что такое словосочетание? (урок отработки умений и рефлексии)

15.09


11

11

Словосочетания. Связь слов в предложении (урок отработки умений и рефлексии)

16.09


Предложение (8 ч)

12

12

Что такое однородные члены предложения (урок открытия нового знания)

19.09


13

13

Связь однородных членов предложения (урок открытия нового знания)

20.09


14

14

Запятая между однородными членами (урок открытия нового знания)

21.09


15

15

Запятая между однородными членами, соединенными союзами (урок открытия нового знания)

22.09


16

16

Р. р. Обучающее изложение 2 (урок общеметодологической направленности)

23.09


17

17

Анализ изложения. Как отличить сложное предложение от простого. Связь между простыми предложениями в составе сложного (урок открытия нового знания)

27.09


18

18

Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами (урок открытия нового знания)

28.09


19

19

Проверочная работа по теме «Предложение» (урок развивающего контроля)

29.09


Слово в языке и речи (25 ч)

20

20

Слово и его лексическое значение (урок открытия нового знания)

30.09


21

21

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Заимствованные слова. Устаревшие слова (урок открытия нового знания)

03.10


22

22

Синонимы. Антонимы. Омонимы (урок отработки умений и рефлексии)

04.10


23

23

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов (урок открытия нового знания)

05.10


24

24

Состав слова. Значимые части слова (урок открытия нового знания)

06.10


25

25

Состав слова. Распознавание значимых частей слова (урок общеметодологической направленности)

07.10


26

26

Распознавание однокоренных слов, образованных с помощью суффикса (урок общеметодологической направленности)

18.10


27

27

Распознавание однокоренных слов с приставкой (урок общеметодологической направленности)

19.10


28

28

Состав слова. Составление слов по схемам (урок общеметодологической направленности)

20.10


29

29

Правописание гласных в корнях слов (урок общеметодологической направленности)

21.10


30

30

Правописание согласных в корнях слов (урок общеметодологической направленности)

24.10


31

31

Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверочная работа (урок общеметодологической направленности)

25.10


32

32

Правописание слов с удвоенными согласными в словах (урок общеметодологической направленности)

26.10


33

33

Правописание слов с непроизносимой согласной (урок общеметодологической направленности)

27.10


34

34

Правописание суффиксов –ик-, -ек-, -ок-,- онок- (урок «открытия» нового знания)

28.10


35

35

Разделительный твердый и мягкий знаки (урок общеметодологической направленности)

01.11


36

36

Р. р. Обучающее изложение 3 (урок общеметодологической направленности)

02.11


37

37

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи (урок общеметодологической направленности)

03.11


38

38

Грамматические признаки частей речи (урок открытия нового знания)

07.11


39

39

Контрольная работа «Итоги I триместра» (урок развивающего контроля)

08.11


40

40

Работа над ошибками. Упражнение в определении частей речи (урок общеметодологической направленности)

09.11


41

41

Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия (урок открытия нового знания)

10.11


42

42

Роль наречия в предложении. Правописание наречий (урок общеметодологической направленности)

11.11


43

43

Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа (урок общеметодологической направленности)

15.11


44

44

Р. р. Составление текста-отзыва по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (урок общеметодологической направленности)

16.11


Имя существительное (38 ч)

45

45

Анализ текста-отзыва. Как определить падеж имен существительных (урок открытия нового знания)

17.11


46

46

Упражнение в распознавании именительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных (урок общеметодологической направленности)

18.11


II триместр (50 ч)

47

1

Упражнение в распознавании родительного и винительного падежей одушевленных имен существительных (урок общеметодологической направленности)

28.11


48

2

Как различить падеж имен существительных, у которых одинаковые предлоги (урок общеметодологической направленности)

29.11


49

3

Повторение сведений о падежах и приемов их распознавания. Несклоняемые имена существительные (урок отработки умений и рефлексии)

30.11


50

4

Как определить склонение имени существительных. 1склонение имён существительных (урок открытия нового знания)

01.12


51

5

Падежные окончания имен существительных 1-ого склонения (урок отработки умений и рефлексии)

02.12


52

6

2-е склонение имен существительных (урок открытия нового знания)

06.12


53

7

Падежные окончания имен существительных 2-ого склонения (урок отработки умений и рефлексии)

07.12


54

8

3-е склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения (урок открытия нового знания)

08.12


55

9

Падежные окончания имен существительных 3-ого склонения (урок отработки умений и рефлексии)

09.12


56

10

Упражнения в определении склонения имён существительных (урок отработки умений и рефлексии)

12.12


57

11

Р.р. Обучающее изложение по предварительно составленному плану (урок общеметодологической направленности)

13.12


58

12

Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (урок отработки умений и рефлексии)

14.12


59

13

Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных (урок отработки умений и рефлексии)

15.12


60

14

Именительный и винительный падежи (урок открытия нового знания)

16.12


61

15

Контрольная работа «Итоги I полугодия» (ВШК) (урок развивающего контроля)

20.12


62

16

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже (урок открытия нового знания)

21.12


63

17

Упражнение в написании безударных окончаний существительных в родительном и винительном падежах (урок открытия нового знания)

22.12


64

18

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных (урок открытия нового знания)

23.12


65

19

Дательный падеж имен существительных (урок открытия нового знания)

26.12


66

20

Падежные окончания существительных в родительном и дательном падежах (урок открытия нового знания

27.12


67

21

Творительный падеж имен существительных (урок открытия нового знания)

28.12


68

22

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и «Ц» (урок открытия нового знания)

29.12


69

23

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже

30.12


70

24

Предложный падеж имен существительных (урок открытия нового знания)

10.01


71

25

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже (урок открытия нового знания)

11.01


72

26

Правописание падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Гласные «Е», «И» в окончаниях имен существительных (урок отработки умений и рефлексии)

12.01


73

27

Р.р. Работа с деформированными предложениями (урок отработки умений и рефлексии)

13.01


74

28

Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных «Е» - «И» в окончаниях имен существительных (урок отработки умений и рефлексии)

16.01


75

29

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверочная работа (урок отработки умений и рефлексии)

17.01


76

30

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе и определение склонения (урок отработки умений и рефлексии)

18.01


77

31

Существительные множественного числа в именительном падеже (урок отработки умений и рефлексии)

19.01


78

32

Родительный падеж имен существительных множественного числа (урок открытия нового знания)

20.01


79

33

Винительный падеж одушевленных имён существительных множественного числа (урок открытия нового знания)

24.01


80

34

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа (урок открытия нового знания)

25.01


81

35

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе (урок отработки умений и рефлексии)

26.01


82

36

Р.р. Обучающее изложение 4 (урок отработки умений и рефлексии)

27.01


Имя прилагательное (28 ч)

83

37

Работа над ошибками. Роль имен прилагательных в языке. Полная и краткая форма (урок открытия нового знания)

30.01


84

38

Род и число имен прилагательных (урок открытия нового знания)

31.01


85

39

Падеж имен прилагательных в единственном числе (урок открытия нового знания)

01.02


86

40

Определение падежей имен прилагательных в единственном числе (урок отработки умений и рефлексии)

02.02


87

41

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (урок открытия нового знания)

03.02


88

42

Контрольная работа «Итоги I триместра» (урок развивающего контроля)

07.02


89

43

Работа над ошибками. Способы проверки безударного падежного окончания имен прилагательных (урок открытия нового знания)

08.02


90

44

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже (урок открытия нового знания)

09.02


91

45

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже (урок открытия нового знания)

10.02


92

46

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже (урок открытия нового знания)

13.02


93

47

Именительный, винительный, родительный падежи (урок общеметодологической направленности)

14.02


94

48

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (урок открытия нового знания)

15.02


95

49

Р.р. Составление текста – описания (урок общеметодологической направленности)

16.02


96

50

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе (урок открытия нового знания)

Наши проекты «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина»

17.02




III триместр (53 ч)



97

1

Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода (урок отработки умений и рефлексии)

28.02


98

2

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода (урок общеметодологической направленности)

01.03


99

3

Различие окончаний имен прилагательных, отвечающих на вопрос какой? (урок открытия нового знания)

02.03


100

4

Различие окончаний имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах (урок общеметодологической направленности)

03.03


101

5

Р. р. Изложение текста - описания (урок общеметодологической направленности)

06.03


102

6

Упражнение в написании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе (урок общеметодологической направленности)

07.03


103

7

Склонение имен прилагательных во множественном числе (урок открытия нового знания)

09.03


104

8

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа (урок общеметодологической направленности)

10.03


105

9

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа (урок общеметодологической направленности)

14.03


106

10

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа (урок общеметодологической направленности)

15.03


107

11

Р.р. Обучающее изложение 5 (урок отработки умений и рефлексии)

16.03


108

12

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» (урок отработки умений и рефлексии)

17.03


109

13

Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное» (урок отработки умений и рефлексии)

20.03


110

14

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» (урок развивающего контроля)

21.03


Местоимение (6 ч)

111

15

Работа над ошибками. Роль местоимений в речи. Личные местоимения (урок открытия нового знания)

22.03


112

16

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам (урок открытия нового знания)

23.03


113

17

Правописание местоимений с предлогами (урок отработки умений и рефлексии)

24.03


114

18

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам (урок открытия нового знания)

28.03


115

19

Изменения личных местоимений по падежам (урок общеметодологической направленности)

29.03


116

20

Обобщение знаний по теме «Местоимение». Проверочная работа(урок отработки умений и рефлексии)

30.03


Глагол (27 ч)

117

21

Роль глаголов в языке (урок открытия нового знания)

31.03


118

22

Время глагола (урок открытия нового знания)

10.04


119

23

Неопределенная форма глагола (урок открытия нового знания)

11.04


120

24

Образование глаголов неопределенной формы с помощью приставок (урок открытия нового знания)

12.04


121

25

Изменение глаголов по временам (урок открытия нового знания)

13.04


122

26

Р. р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану (урок общеметодологической направленности)

14.04


123

27

Работа над ошибками. Что такое спряжение глаголов (урок открытия нового знания)

18.04


124

28

Лицо и число глаголов (урок открытия нового знания)

19.04


125

29

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе (урок открытия нового знания)

20.04


126

30

I и II спряжение глаголов настоящего времени (урок открытия нового знания)

21.04


127

31

Спряжение глаголов будущего времени (урок открытия нового знания)

24.04


128

32

Упражнение в образовании глаголов настоящего и будущего времени (урок открытия нового знания) Наши проекты «Пословицы и поговорки»

25.04


129

33

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (урок открытия нового знания)

26.04


130

34

Как определить спряжение глаголов?

27.04


131

35

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (урок общеметодологической направленности)

28.04


132

36

Правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений (урок общеметодологической направленности)

02.05


133

37

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов-исключений (урок общеметодологической направленности)

03.05


134

38

Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени (урок общеметодологической направленности)

04.05


135

39

Буква «ё» в личных окончаниях глаголов после шипящих (урок открытия нового знания)

05.05


136

40

Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов (урок открытия нового знания)

10.05


137

41

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах (урок открытия нового знания)

11.05


138

42

Образование глаголов прошедшего времени (урок открытия нового знания)

12.05


139

43

Контрольная работа «Итоги года» (ВШК) (урок развивающего контроля)

16.05


140

44

Работа над ошибками. Родовые окончания глаголов прошедшего времени в форме единственного числа (урок открытия нового знания)

17.05


141

45

Образование глаголов прошедшего времени от неопределенной формы (урок открытия нового знания)

18.05


142

46

Упражнение в написании родовых окончаний глаголов прошедшего времени (урок общеметодологической направленности)

19.05


143

47

Обобщение по теме «Глагол» (урок общеметодологической направленности)

22.05


Повторение (6 ч)

144

48

Язык и речь. Текст (урок общеметодологической направленности)

23.05


145

49

Р.р. Обучающее изложение 6 (урок общеметодологической направленности)

24.05


146

50

Предложение. Словосочетание (урок общеметодологической направленности)

25.05


147

51

Лексическое значение слова. Состав слова (урок общеметодологической направленности)

26.05


148

52

Части речи (урок общеметодологической направленности)

30.05


149

53

Звуки и буквы (урок общеметодологической направленности)

31.05




5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основная литература

1.Сборник рабочих программ 1-4 классы. «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

2.Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М..: Просвещение, 2018.


Дополнительная литература

1. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»): 4 класс.- М.: ВАКО, 2017.

7.«Русский язык»:4 класс: электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной (1 СD).


Интернет-ресурсы

  1. http://it-n.ru – сеть творческих учителей

  2. http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО

  3. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ

  5. http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

  6. http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

  7. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

  8. http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

  9. http://www.ug.ru – Учительская газета


Информационно-коммуникационные технологии в образовании

// http://ict.edu.ru/lib/

МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/

Объединение педагогических изданий "Первое сентября"

// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/

Система федеральных образовательных порталов

// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm

Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15

Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru

Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!