Рабочая программа
Русский язык, 4 класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
(уровень образования)
Базовый
2022-2023 учебный год
(срок реализации программы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 4 класса МБОУ СОШ Чехов-2 по русскому языку составлена в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённым Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями в соответствии с Приказом от 23.12.2020г.№ 766 Министерства просвещения Российской Федерации, вступившим в силу с 13.03.2021г.);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования МБОУ СОШ …, утверждённой приказом № … от … г.;
с учебным планом МБОУ…. на … уч.г., утверждённым приказом № …г.;
с учебным планом МБОУ СОШ.. на 2022-2023 учебный год, утверждённым приказом № …от 31.08.2022 г.;
на основе предметной программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Русский язык» УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Москва: Просвещение, 2021.
На изучение курса отводится 153 часа из расчета 4,5 часа в неделю. Вся учебная программа будет пройдена полностью за счет уплотнения материала.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: диктант, списывание, проверочная работа, изложение, тест, ответы на вопросы, работа с деформированным текстом.
Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развитие речи, мышления, воображения обучающихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у обучающихся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов обусловлено учебным графиком школы на 2022 - 2023 учебный год.
Модуль (глава) | Количество часов | Контроль знаний | Проекты |
по предметной программе | по рабочей программе |
Повторение | 11 | 11 | | |
Предложение | 9 | 8 | 1 | |
Слово в языке и речи | 20 | 25 | 2 | |
Имя существительное | 35 | 38 | 2 | |
Имя прилагательное | 29 | 28 | 2 | 1 |
Местоимение | 7 | 6 | 1 | |
Глагол | 28 | 27 | 2 | 1 |
Повторение | 14 | 16 | | |
ИТОГО: | 153 | 149 | 10 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения
Личностные
У обучающегося буду сформированы:
внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего обучающегося»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства – стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебник, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные
Общие предметные результаты освоения программы
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения обучающимся;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требования каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку. письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в тексте синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные звонкие – глухие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко–буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко–буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов – названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении, а также эмоционально – оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс –ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов и приставок);
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразование имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключики, замочек – замочки);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании –ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определенной орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний –тся, и –ться в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п /п | Содержание и тип урока | Дата | Коррек-тировка |
год | тр. |
I триместр (46 ч) |
Повторение (11 ч) |
1 | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык (урок отработки умений и рефлексии) | 01.09 | |
2 | 2 | Текст и его план (урок отработки умений и рефлексии) | 02.09 | |
3 | 3 | Типы текстов (урок отработки умений и рефлексии) | 05.09 | |
4 | 4 | Р. р. Обучающее изложение 1 (урок общеметодологической направленности) | 06.09 | |
5 | 5 | Анализ изложения. Предложение как единица речи (урок отработки умений и рефлексии) | 07.09 | |
6 | 6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации (урок отработки умений и рефлексии) | 08.09 | |
7 | 7 | Обращение (урок отработки умений и рефлексии) | 09.09 | |
8 | 8 | Стартовая контрольная работа (ВШК) (урок развивающего контроля) | 13.09 | |
9 | 9 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (урок отработки умений и рефлексии) | 14.09 | |
10 | 10 | Что такое словосочетание? (урок отработки умений и рефлексии) | 15.09 | |
11 | 11 | Словосочетания. Связь слов в предложении (урок отработки умений и рефлексии) | 16.09 | |
Предложение (8 ч) |
12 | 12 | Что такое однородные члены предложения (урок открытия нового знания) | 19.09 | |
13 | 13 | Связь однородных членов предложения (урок открытия нового знания) | 20.09 | |
14 | 14 | Запятая между однородными членами (урок открытия нового знания) | 21.09 | |
15 | 15 | Запятая между однородными членами, соединенными союзами (урок открытия нового знания) | 22.09 | |
16 | 16 | Р. р. Обучающее изложение 2 (урок общеметодологической направленности) | 23.09 | |
17 | 17 | Анализ изложения. Как отличить сложное предложение от простого. Связь между простыми предложениями в составе сложного (урок открытия нового знания) | 27.09 | |
18 | 18 | Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами (урок открытия нового знания) | 28.09 | |
19 | 19 | Проверочная работа по теме «Предложение» (урок развивающего контроля) | 29.09 | |
Слово в языке и речи (25 ч) |
20 | 20 | Слово и его лексическое значение (урок открытия нового знания) | 30.09 | |
21 | 21 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Заимствованные слова. Устаревшие слова (урок открытия нового знания) | 03.10 | |
22 | 22 | Синонимы. Антонимы. Омонимы (урок отработки умений и рефлексии) | 04.10 | |
23 | 23 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов (урок открытия нового знания) | 05.10 | |
24 | 24 | Состав слова. Значимые части слова (урок открытия нового знания) | 06.10 | |
25 | 25 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова (урок общеметодологической направленности) | 07.10 | |
26 | 26 | Распознавание однокоренных слов, образованных с помощью суффикса (урок общеметодологической направленности) | 18.10 | |
27 | 27 | Распознавание однокоренных слов с приставкой (урок общеметодологической направленности) | 19.10 | |
28 | 28 | Состав слова. Составление слов по схемам (урок общеметодологической направленности) | 20.10 | |
29 | 29 | Правописание гласных в корнях слов (урок общеметодологической направленности) | 21.10 | |
30 | 30 | Правописание согласных в корнях слов (урок общеметодологической направленности) | 24.10 | |
31 | 31 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверочная работа (урок общеметодологической направленности) | 25.10 | |
32 | 32 | Правописание слов с удвоенными согласными в словах (урок общеметодологической направленности) | 26.10 | |
33 | 33 | Правописание слов с непроизносимой согласной (урок общеметодологической направленности) | 27.10 | |
34 | 34 | Правописание суффиксов –ик-, -ек-, -ок-,- онок- (урок «открытия» нового знания) | 28.10 | |
35 | 35 | Разделительный твердый и мягкий знаки (урок общеметодологической направленности) | 01.11 | |
36 | 36 | Р. р. Обучающее изложение 3 (урок общеметодологической направленности) | 02.11 | |
37 | 37 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи (урок общеметодологической направленности) | 03.11 | |
38 | 38 | Грамматические признаки частей речи (урок открытия нового знания) | 07.11 | |
39 | 39 | Контрольная работа «Итоги I триместра» (урок развивающего контроля) | 08.11 | |
40 | 40 | Работа над ошибками. Упражнение в определении частей речи (урок общеметодологической направленности) | 09.11 | |
41 | 41 | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия (урок открытия нового знания) | 10.11 | |
42 | 42 | Роль наречия в предложении. Правописание наречий (урок общеметодологической направленности) | 11.11 | |
43 | 43 | Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа (урок общеметодологической направленности) | 15.11 | |
44 | 44 | Р. р. Составление текста-отзыва по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (урок общеметодологической направленности) | 16.11 | |
Имя существительное (38 ч) |
45 | 45 | Анализ текста-отзыва. Как определить падеж имен существительных (урок открытия нового знания) | 17.11 | |
46 | 46 | Упражнение в распознавании именительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных (урок общеметодологической направленности) | 18.11 | |
II триместр (50 ч) |
47 | 1 | Упражнение в распознавании родительного и винительного падежей одушевленных имен существительных (урок общеметодологической направленности) | 28.11 | |
48 | 2 | Как различить падеж имен существительных, у которых одинаковые предлоги (урок общеметодологической направленности) | 29.11 | |
49 | 3 | Повторение сведений о падежах и приемов их распознавания. Несклоняемые имена существительные (урок отработки умений и рефлексии) | 30.11 | |
50 | 4 | Как определить склонение имени существительных. 1склонение имён существительных (урок открытия нового знания) | 01.12 | |
51 | 5 | Падежные окончания имен существительных 1-ого склонения (урок отработки умений и рефлексии) | 02.12 | |
52 | 6 | 2-е склонение имен существительных (урок открытия нового знания) | 06.12 | |
53 | 7 | Падежные окончания имен существительных 2-ого склонения (урок отработки умений и рефлексии) | 07.12 | |
54 | 8 | 3-е склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения (урок открытия нового знания) | 08.12 | |
55 | 9 | Падежные окончания имен существительных 3-ого склонения (урок отработки умений и рефлексии) | 09.12 | |
56 | 10 | Упражнения в определении склонения имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 12.12 | |
57 | 11 | Р.р. Обучающее изложение по предварительно составленному плану (урок общеметодологической направленности) | 13.12 | |
58 | 12 | Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе (урок отработки умений и рефлексии) | 14.12 | |
59 | 13 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 15.12 | |
60 | 14 | Именительный и винительный падежи (урок открытия нового знания) | 16.12 | |
61 | 15 | Контрольная работа «Итоги I полугодия» (ВШК) (урок развивающего контроля) | 20.12 | |
62 | 16 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже (урок открытия нового знания) | 21.12 | |
63 | 17 | Упражнение в написании безударных окончаний существительных в родительном и винительном падежах (урок открытия нового знания) | 22.12 | |
64 | 18 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных (урок открытия нового знания) | 23.12 | |
65 | 19 | Дательный падеж имен существительных (урок открытия нового знания) | 26.12 | |
66 | 20 | Падежные окончания существительных в родительном и дательном падежах (урок открытия нового знания | 27.12 | |
67 | 21 | Творительный падеж имен существительных (урок открытия нового знания) | 28.12 | |
68 | 22 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и «Ц» (урок открытия нового знания) | 29.12 | |
69 | 23 | Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже | 30.12 | |
70 | 24 | Предложный падеж имен существительных (урок открытия нового знания) | 10.01 | |
71 | 25 | Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже (урок открытия нового знания) | 11.01 | |
72 | 26 | Правописание падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Гласные «Е», «И» в окончаниях имен существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 12.01 | |
73 | 27 | Р.р. Работа с деформированными предложениями (урок отработки умений и рефлексии) | 13.01 | |
74 | 28 | Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных «Е» - «И» в окончаниях имен существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 16.01 | |
75 | 29 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверочная работа (урок отработки умений и рефлексии) | 17.01 | |
76 | 30 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе и определение склонения (урок отработки умений и рефлексии) | 18.01 | |
77 | 31 | Существительные множественного числа в именительном падеже (урок отработки умений и рефлексии) | 19.01 | |
78 | 32 | Родительный падеж имен существительных множественного числа (урок открытия нового знания) | 20.01 | |
79 | 33 | Винительный падеж одушевленных имён существительных множественного числа (урок открытия нового знания) | 24.01 | |
80 | 34 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа (урок открытия нового знания) | 25.01 | |
81 | 35 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе (урок отработки умений и рефлексии) | 26.01 | |
82 | 36 | Р.р. Обучающее изложение 4 (урок отработки умений и рефлексии) | 27.01 | |
Имя прилагательное (28 ч) |
83 | 37 | Работа над ошибками. Роль имен прилагательных в языке. Полная и краткая форма (урок открытия нового знания) | 30.01 | |
84 | 38 | Род и число имен прилагательных (урок открытия нового знания) | 31.01 | |
85 | 39 | Падеж имен прилагательных в единственном числе (урок открытия нового знания) | 01.02 | |
86 | 40 | Определение падежей имен прилагательных в единственном числе (урок отработки умений и рефлексии) | 02.02 | |
87 | 41 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (урок открытия нового знания) | 03.02 | |
88 | 42 | Контрольная работа «Итоги I триместра» (урок развивающего контроля) | 07.02 | |
89 | 43 | Работа над ошибками. Способы проверки безударного падежного окончания имен прилагательных (урок открытия нового знания) | 08.02 | |
90 | 44 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже (урок открытия нового знания) | 09.02 | |
91 | 45 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже (урок открытия нового знания) | 10.02 | |
92 | 46 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже (урок открытия нового знания) | 13.02 | |
93 | 47 | Именительный, винительный, родительный падежи (урок общеметодологической направленности) | 14.02 | |
94 | 48 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах (урок открытия нового знания) | 15.02 | |
95 | 49 | Р.р. Составление текста – описания (урок общеметодологической направленности) | 16.02 | |
96 | 50 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе (урок открытия нового знания) Наши проекты «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина» | 17.02 | |
| | III триместр (53 ч) | | |
97 | 1 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода (урок отработки умений и рефлексии) | 28.02 | |
98 | 2 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода (урок общеметодологической направленности) | 01.03 | |
99 | 3 | Различие окончаний имен прилагательных, отвечающих на вопрос какой? (урок открытия нового знания) | 02.03 | |
100 | 4 | Различие окончаний имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах (урок общеметодологической направленности) | 03.03 | |
101 | 5 | Р. р. Изложение текста - описания (урок общеметодологической направленности) | 06.03 | |
102 | 6 | Упражнение в написании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе (урок общеметодологической направленности) | 07.03 | |
103 | 7 | Склонение имен прилагательных во множественном числе (урок открытия нового знания) | 09.03 | |
104 | 8 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа (урок общеметодологической направленности) | 10.03 | |
105 | 9 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа (урок общеметодологической направленности) | 14.03 | |
106 | 10 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа (урок общеметодологической направленности) | 15.03 | |
107 | 11 | Р.р. Обучающее изложение 5 (урок отработки умений и рефлексии) | 16.03 | |
108 | 12 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» (урок отработки умений и рефлексии) | 17.03 | |
109 | 13 | Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное» (урок отработки умений и рефлексии) | 20.03 | |
110 | 14 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» (урок развивающего контроля) | 21.03 | |
Местоимение (6 ч) |
111 | 15 | Работа над ошибками. Роль местоимений в речи. Личные местоимения (урок открытия нового знания) | 22.03 | |
112 | 16 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам (урок открытия нового знания) | 23.03 | |
113 | 17 | Правописание местоимений с предлогами (урок отработки умений и рефлексии) | 24.03 | |
114 | 18 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам (урок открытия нового знания) | 28.03 | |
115 | 19 | Изменения личных местоимений по падежам (урок общеметодологической направленности) | 29.03 | |
116 | 20 | Обобщение знаний по теме «Местоимение». Проверочная работа(урок отработки умений и рефлексии) | 30.03 | |
Глагол (27 ч) |
117 | 21 | Роль глаголов в языке (урок открытия нового знания) | 31.03 | |
118 | 22 | Время глагола (урок открытия нового знания) | 10.04 | |
119 | 23 | Неопределенная форма глагола (урок открытия нового знания) | 11.04 | |
120 | 24 | Образование глаголов неопределенной формы с помощью приставок (урок открытия нового знания) | 12.04 | |
121 | 25 | Изменение глаголов по временам (урок открытия нового знания) | 13.04 | |
122 | 26 | Р. р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану (урок общеметодологической направленности) | 14.04 | |
123 | 27 | Работа над ошибками. Что такое спряжение глаголов (урок открытия нового знания) | 18.04 | |
124 | 28 | Лицо и число глаголов (урок открытия нового знания) | 19.04 | |
125 | 29 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе (урок открытия нового знания) | 20.04 | |
126 | 30 | I и II спряжение глаголов настоящего времени (урок открытия нового знания) | 21.04 | |
127 | 31 | Спряжение глаголов будущего времени (урок открытия нового знания) | 24.04 | |
128 | 32 | Упражнение в образовании глаголов настоящего и будущего времени (урок открытия нового знания) Наши проекты «Пословицы и поговорки» | 25.04 | |
129 | 33 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (урок открытия нового знания) | 26.04 | |
130 | 34 | Как определить спряжение глаголов? | 27.04 | |
131 | 35 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (урок общеметодологической направленности) | 28.04 | |
132 | 36 | Правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений (урок общеметодологической направленности) | 02.05 | |
133 | 37 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов-исключений (урок общеметодологической направленности) | 03.05 | |
134 | 38 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени (урок общеметодологической направленности) | 04.05 | |
135 | 39 | Буква «ё» в личных окончаниях глаголов после шипящих (урок открытия нового знания) | 05.05 | |
136 | 40 | Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов (урок открытия нового знания) | 10.05 | |
137 | 41 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах (урок открытия нового знания) | 11.05 | |
138 | 42 | Образование глаголов прошедшего времени (урок открытия нового знания) | 12.05 | |
139 | 43 | Контрольная работа «Итоги года» (ВШК) (урок развивающего контроля) | 16.05 | |
140 | 44 | Работа над ошибками. Родовые окончания глаголов прошедшего времени в форме единственного числа (урок открытия нового знания) | 17.05 | |
141 | 45 | Образование глаголов прошедшего времени от неопределенной формы (урок открытия нового знания) | 18.05 | |
142 | 46 | Упражнение в написании родовых окончаний глаголов прошедшего времени (урок общеметодологической направленности) | 19.05 | |
143 | 47 | Обобщение по теме «Глагол» (урок общеметодологической направленности) | 22.05 | |
Повторение (6 ч) |
144 | 48 | Язык и речь. Текст (урок общеметодологической направленности) | 23.05 | |
145 | 49 | Р.р. Обучающее изложение 6 (урок общеметодологической направленности) | 24.05 | |
146 | 50 | Предложение. Словосочетание (урок общеметодологической направленности) | 25.05 | |
147 | 51 | Лексическое значение слова. Состав слова (урок общеметодологической направленности) | 26.05 | |
148 | 52 | Части речи (урок общеметодологической направленности) | 30.05 | |
149 | 53 | Звуки и буквы (урок общеметодологической направленности) | 31.05 | |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1.Сборник рабочих программ 1-4 классы. «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2.Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М..: Просвещение, 2018.
Дополнительная литература
1. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»): 4 класс.- М.: ВАКО, 2017.
7.«Русский язык»:4 класс: электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной (1 СD).
Интернет-ресурсы
http://it-n.ru – сеть творческих учителей
http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
http://www.ug.ru – Учительская газета
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
// http://ict.edu.ru/lib/
МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
Система федеральных образовательных порталов
// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm
Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/