Пояснительная записка
Рабочая программа «Русский язык» для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с.Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и программы «Русский язык» - автор В. П. Канакина «Русский язык» 4 класс. М.: Просвещение, 2011. Разработана на основе УМК «Школа России»
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В 4 классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
2) формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
4) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной. культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности. ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
5) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
6) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В 4 классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач:
использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия лих реальностей;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета
В 4 классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания:
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения: сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека:
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач:
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач:
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
способность проверять написанное.
Содержание программы (136 часов)
Повторение (9 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (6ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (17 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (33 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имён существительных (общее представление).
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (24 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (29 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение (11 ч)
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Повторение | 9 ч I |
2 | Предложение | 6 ч |
3 | Слово в языке и речи | 17 ч |
4 | Имя существительное | 33 ч |
5 | Имя прилагательное | 24 ч |
6 | Личные местоимения | 7 ч |
7 | Глагол | 29 ч |
8 | Повторение | 11 ч |
| Итого: | 136 часов |
5.2. Контроль знаний.
Четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Формы контроля | количество |
Контрольный диктант | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Проверочная работа или диктант | 1 | 2 | 3 | 1 | 7 |
Словарный диктант | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Списывание | - | - | 1 | - | 1 |
Контрольное изложение | - | - | - | 1 | 1 |
Итоговая комплексная работа | - | - | - | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 4 классе
(136 ч. – 4 ч. в неделю)
№ п/п | № по теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание |
план | факт |
1 четверть |
Раздел «Повторение» (9 часов) |
1. | 1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Диалогическая и монологическая речь. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | Словарь | 3.09 | | |
2. | 2 | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура и план текста. | Упр. 6 | 4.09 | | |
3. р/р | 3 | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. Изложение «Первая вахта». | Словарь | 6.09 | | |
4. | 4 | Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов. Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | Упр. 11 | 7.09 | | |
5. | 5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. | Упр.15 | 10.09 | | |
6. | 6 | Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. Стартовая диагностическая работа. | Упр.19 | 11.09 | | |
7. | 7 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связи между словами в предложении. Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений. | Упр. 25 | 13.09 | | |
8. | 8 | Словосочетание. Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. | Упр. 26 | 14.09 | | |
9. к/д | 9 | Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.» | тест | 17.09 | | |
«Предложение» (6 часов) |
10. | 1 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие). | Упр. 34 | 18.09 | | |
11. | 2 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. | Упр. 36 | 20.09 | | |
12. р/р | 3 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | Тест | 21.09 | | |
13. | 4 | Анализ сочинения и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но). | Упр.45 | 24.09 | | |
14. | 5 | Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | Упр.52 | 25.09 | | |
15. к/д | 6 | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». | - | 27.09 | | |
«Слово в языке и речи» (17 часов) |
16. | 1 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи. | тест | 28.09 | | |
17. | 2 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Составление предложений и текста на тему «Листопад» | Упр.60 | 1.10 | | |
18. р/р | 3 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | тест | 2.10 | | |
19. | 4 | Анализ изложения и работа над ошибками. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | Упр.72 | 4.10 | | |
20. | 5 | Фразеологизмы. Уточнение представлений о фразеологизмах. Составление текста по фразеологизму и рисунку. Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для любознательных. | Упр.76 | 8.10 | | |
21. | 6 | Состав слова. Значимые части слова (повторение). Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант. | Упр.80 | 9.10 | | |
22. | 7 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | Упр.84 | 11.10 | | |
23. р/р | 8 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Тест | 12.10 | | |
24. | 9 | Анализ сочинения и работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | Упр.91 | 13.10 | | |
25. | 10 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест) | Упр.99 | 15.10 | | |
26. | 11 | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. | Упр.104 | 16.10 | | |
27. | 12 | Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления. | Упр.109 | 18.10 | | |
28. | 13 | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | Тест | 19.10 | | |
29. | 14 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью. | Упр.115 | 22.10 | | |
30. р/р | 15 | Изложение повествовательного деформированного текста. | - | 23.10 | | |
31. | 16 | Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен числительных. Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой. | Упр.121 | 25.10 | | |
32. | 17 | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Классификация наречия по значению и вопросам. | Упр.128 | 26.10 | | |
«Имя существительное» (33 часа) |
33. | 1 | Имя существительное как часть речи. Изменение по падежам имен существительных. Начальная форма имени существительного. | Упр.137 | 29.10 | | |
34. | 2 | Признаки падежных форм имен существительных. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Упр.138 | 30.10 | | |
35. | 3 | Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах. Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных. | Упр.144 | 1.11 | | |
36. р/р | 4 | Сочинение по репродукции картины художника А. А,Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | - | 2.11 | | |
2 четверть |
37. | 5 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах. | | 12.11 | | |
38. | 6 | Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные. Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных | | 13.11 | | |
39. | 7 | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 1-го склонения. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | | 15.11 | | |
40. | 8 | 2-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 2-го склонения. | | 16.11 | | |
41. | 9 | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. Словарный диктант. | | 19.11 | | |
42. | 10 | 3-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». | | 20.11 | | |
43. | 11 | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | | 22.11 | | |
44. | 12 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | | 23.11 | | |
45. | 13 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о типах склонения имен существительных.Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | | 26.11 | | |
46. р/р | 14 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | 27.11 | | |
47. | 15 | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | | 29.11 | | |
48. | 16 | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний. Составление предложений по данному началу. | | 30.11 | | |
49. | 17 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли. Контрольное списывание. | | 3.12 | | |
50. | 18 | Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | | 4.12 | | |
51. | 19 | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Диагностическая работа по итогам первого полугодия | | 6.12 | | |
52. | 20 | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | | 7.12 | | |
53. | 21 | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | | 10.12 | | |
54. | 22 | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | | 11.12 | | |
55. р/р | 23 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | | 13.12 | | |
56. | 24 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. | | 14.12 | | |
57. | 25 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. | | 17.12 | | |
58. | 26 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | | 18.12 | | |
59. | 27 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | | 20.12 | | |
60. | 28 | Склонение имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя». | | 21.12 | | |
61. р/р | 29 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | 24.12 | | |
62. | 30 | Анализ изложений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже. | | 25.12 | | |
63. | 31 | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. | | 27.12 | | |
64. | 32 | Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных. | | 28.12 | | |
3 четверть | |
65 | 33 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». | | 10.01 | | |
«Имя прилагательное» (24 часа) | |
66 | 1 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных. | | 11.01 | | |
67 | 2 | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | | 14.01 | | |
68 | 3 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | | 15.01 | | |
69 | 4 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. | | 17.01 | | |
70 | 5 | Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). | | 18.01 | | |
71 | 6 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и родительный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | | 21.01 | | |
72 | 7 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | | 22.01 | | |
73 | 8 | Выборочное изложение описательного текста. | | 24.01 | | |
74. | 9 | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | | 25.01 | | |
75. | 10 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | | 28.01 | | |
76. | 11 | Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант. | | 29.01 | | |
77. | 12 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | | 31.01 | | |
78. | 13 | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. | | 1.02 | | |
79. | 14 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». | | 4.02 | | |
80 | 15 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | | 5.02 | | |
81 | 16 | Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. | | 7.02 | | |
82 | 17 | Подробное изложение описательного текста. | | 8.02 | | |
83 | 18 | Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | | 11.02 | | |
84 | 19 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. | | 12.02 | | |
85 | 20 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | | 14.02 | | |
86 | 21 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | | 15.02 | | |
87 | 22 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | | 17.02 | | |
88 | 23 | Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён прилагательных» | | 18.02 | | |
89 | 24 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | | 19.02 | | |
«Личные местоимения» (7 часов) | |
90 | 1 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | | 21.02 | | |
91 | 2 | Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. | | 22.02 | | |
92 | 3 | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | | 25.02 | | |
93 | 4 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. | | 26.02 | | |
94 | 5 | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. | | 28.02 | | |
95 | 6 | Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | | 1.03 | | |
96 | 7 | Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» | | 4.03 | | |
«Глагол» (29 ч) | |
97 | 1 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | | 5.03 | | |
98 | 2 | Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | | 7.03 | | |
99 | 3 | Изменение глаголов по временам. | | 11.03 | | |
100 | 4 | Неопределённая форма глагола. | | 12.03 | | |
101 | 5 | Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление). | | 14.03 | | |
102 | 6 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. | | 15.03 | | |
103. | 7 | Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. | | 18.03 | | |
104. | 8 | Анализ изложений и работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений. | | 19.03 | | |
105. | 9 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол» | | 21.03 | | |
106. | 10 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | | 22.03 | | |
4 четверть |
107. | 11 | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки». | | 1.04 | | |
108. | 12 | 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | | 2.04 | | |
109. | 13 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | | 4.04 | | |
110. | 14 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | | 5.04 | | |
111. | 15 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | 8.04 | | |
112. | 16 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». | | 9.04 | | |
113. | 17 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.. | | 11.04 | | |
114. | 18 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». | | 12.04 | | |
115. | 19 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Словарный диктант. | | 15.04 | | |
116. | 20 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | | 16.04 | | |
117. | 21 | Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | | 18.04 | | |
118. | 22 | Контрольное изложение | | 19.04 | | |
119. | 23 | Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов. | | 22.04 | | |
120. | 24 | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Составление текста по личным наблюдениям. | | 23.04 | | |
121. | 25 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Итоговая диагностическая работа. | | 25.04 | | |
122. | 26 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | | 26.04 | | |
123. | 27 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему. | | 29.04 | | |
124. | 28 | Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» | | 30.04 | | |
125. | 29 | Анлиз контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи.Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | | 3.05 | | |
Повторение (11 часов) | |
126. | 1 | Повторение. Язык и речь. Текст. Составление текста типа сравнительного описания. | | 4.05 | | |
127. | 2 | Повторение.Предложение и словосочетание. Контрольное списывание. | | 7.05 | | |
128. | 3 | Повторение.Лексическое значение слова. | | 10.05 | | |
129. | 4 | Повторение.Состав слова. | | 11.05 | | |
130. | 5 | Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». | | 13.05 | | |
131. | 6 | Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | | 14.05 | | |
132. | 7 | Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | | 16.05 | | |
133. | 8 | Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. | | 17.05 | | |
134. | 9 | Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. | | 20.05 | | |
135. | 10 | Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | | 21.05 | | |
136. | 11 | Повторение. Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». | | 23.05 | | |