МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры учителей начальных классов протокол № ______ от _______________________ _____________Гринина Н.В. | Утверждена директором школы приказ № ______ от _____________________ _____________Баулина С. Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для 4 «А» класса
Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Гришанина И.В.
2019 - 2020 уч. г.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс рассчитан на изучение русского языка в 4 классе в течение 34 учебных недель общим объемом 170 учебных часов (из расчета 5 часов в неделю).
Планируемые результаты.
В процессе изучения русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Личностными результатами изучения русского языка являются:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметными результатами изучения русского языка являются:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложения;
признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
признаки однородных членов предложения;
лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Содержание учебного предмета
Повторение изученного за курс 3 класса (11 ч)
Слово. Предложение. Текст. Знаки препинания в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Однокоренные слова. Корень слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Слова с непроизносимыми и двойными согласными. Приставки и предлоги. Разделительные Ъ и Ь. Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных. Глагол как часть речи. Время глаголов.
Предложения. (9 ч)
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание ь и ъ знаков.
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных. Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе и во множественном числе.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание местоимений с предлогами.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). 1 и 2 спряжение глагола. Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Глаголы-исключения.
Повторение в конце учебного года (18 ч)
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
4 класс (170 часов, 5 часов в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
I четверть – 40 часов Повторение – 11 ч. |
1. | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | | |
2. | Язык и речь. Формулы вежливости | | |
3. | Текст. План текста. | | |
4. | Текст. Подробное изложение текста «Первая вахта». | | |
5. | Анализ изложения. Типы текстов. | | |
6. | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | | |
7. | Виды предложений по интонации. | | |
8. | Диалог. Обращение. | | |
9. | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | | |
10. | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | | |
11. | Что такое словосочетание? | | |
| Предложение – 9 ч. | | |
12. | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием «Защитники леса». | | |
13. | Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие). | | |
14. | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | |
15. | Запятая между однородными членами, соединенными союзами. | | |
16. | Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | | |
17. | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | | |
18. | Сложные предложения и предложения с однородными членами. | | |
19. | Обучающее изложение «Кот Епифан». | | |
20. | Контрольный диктант «Трусиха». | | |
Слово в языке и речи – 19 ч. |
21. | Слово и его лексическое значение. | | |
22. | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | | |
23. | Синонимы, антонимы, омонимы. | | |
24. | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | | |
25. | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | | |
26. | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | | |
27. | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | | |
28. | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | | |
29. | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных. | | |
30. | Правописание приставок и суффиксов. | | |
31. | Разделительные ъ и ь. | | |
32. | Обучающее изложение «Дрозды». | | |
33. | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | | |
34. | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | | |
35. | Имя числительное. Глагол. | | |
Части речи – 7 ч. |
36. | Наречие как часть речи. | | |
37. | Правописание наречий. | | |
38. | Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» | | |
39. | Контрольный диктант по теме «Части речи» «Осень». | | |
| Имя существительное - 41 ч. | | |
40. | Распознавание падежей имен существительных. | | |
| II четверть – 39 ч. | | |
1/41 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | 5 | |
2/42 | Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 6 | |
3/43 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | 7 | |
4/44. | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 8 | |
5/45. | Три склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имён существительных. | 11 | |
6/46 | Упражнение в распознавании имён существительных первого склонения | 12 | |
7/47 | Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». | 13 | |
8/48 | Второе склонение имён существительных. | 14 | |
9/49 | Упражнение в распознавании имён существительных второго склонения. | 15 | |
10/50 | Третье склонение имён существительных. | 18 | |
11/51 | Упражнение в распознавании имён существительных третьего склонения. | 19 | |
12/52 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 20 | |
13/53 | Обучающее изложение «Поползень». | 21 | |
14/54 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 22 | |
15/55 | Именительный и винительный падежи. | 25 | |
16/56 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | 26 | |
17/57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. | 27 | |
18/58 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. | 28 | |
19/59 | Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 29 | |
20/60 | Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 2 | |
21/61 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. | 3 | |
22/62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | 4 | |
23/63 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. | 5 | |
24/64 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | 6 | |
25/65 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | 9 | |
26/66 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 10 | |
27/67 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 11 | |
28/68 | Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница». | 12 | |
29/69 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» «Как мужик убрал камень». | 13 | |
30/70 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 16 | |
31/71 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 17 | |
32/72 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 18 | |
33/73 | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | 19 | |
34/74 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | 20 | |
35/75 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 23 | |
36/76 | Обучающее изложение «Собака Боксёр». | 24 | |
37/77 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | 25 | |
38/78 | Контрольный диктант за 1 полугодие «Лес». | 26 | |
39/79 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа. | 27 | |
| III четверть – 50 ч. | | |
1/80 | Наши проекты. | 13 | |
| Имя прилагательное – 31 ч. | | |
2/81 | Имя прилагательное как часть речи. | 14 | |
3/82 | Род и число имён прилагательных. | 15 | |
4/83 | Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка». | 16 | |
5/84 | Склонение имён прилагательных. | 17 | |
6/85 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов». | 20 | |
7/86 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 21 | |
8/87 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 22 | |
9/88 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 23 | |
10/89 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 24 | |
Склонение имен прилагательных – 2 ч. |
11/90 | Именительный, винительный, родительный падежи. | 27 | |
12/91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже. | 28 | |
|
13/92 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 29 | |
14/93 | Выборочное изложение описательного текста «Белокаменный храм». Наши проекты. | 30 | |
15/94 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 31 | |
16/95 | Склонение имен прилагательных женского рода. | 3 | |
17/96 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. | 4 | |
18/97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 5 | |
19/98 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 6 | |
20/99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | 7 | |
21/100 | Изложение описательного текста «Лосиха с лосёнком». | 10 | |
22/101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. | 11 | |
23/102 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 12 | |
24/103 | Сочинение-отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости». | 13 | |
25/104 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 14 | |
26/105 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. | 17 | |
27/106 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. | 18 | |
28/107 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 19 | |
29/108 | Сочинение-отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 20 | |
30/109 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний. | 21 | |
31/110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» «Зимний день». | 24 | |
32/111 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 25 | |
| Местоимение – 9 ч. | | |
33/112 | Местоимение как часть речи. | 26 | |
34/113 | Личные местоимения. | 27 | |
35/114 | Изменение личных местоимений 1 и 2-го лица по падежам. | 28 | |
36/115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 2 | |
37/116 | Изменение личных местоимений по падежам. | 3 | |
|
38/117 | Изложение повествовательного текста с элементами описания «Мимоза». | 4 | |
39/118 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение». | 5 | |
40/119 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» «Лесной голосок». | 6 | |
41/120 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 10 | |
| Глагол – 32 ч. | | |
42/121 | Роль глагола в языке. | 11 | |
43/122 | Изменение глаголов по временам. | 12 | |
44/123 | Неопределённая форма глагола. | 13 | |
45/124 | Неопределённая форма глагола. | 16 | |
46/125 | Изменение глаголов по временам. | 17 | |
47/126 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану «Уточка». | 18 | |
48/127 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 19 | |
49/128 | Спряжение глаголов. | 20 | |
50/129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | | |
| IV четверть – 41 ч. | | |
1/130 | Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | | |
2/131 | I и II спряжения глаголов настоящего времени. | | |
3/132 | I и II спряжения глаголов будущего времени. | | |
4/133 | Наши проекты. «Пословицы и поговорки». | | |
5/134 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. | | |
6/135 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. | | |
7/136 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. | | |
8/137 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. | | |
9/138 | Возвратные глаголы. | | |
10/139 | Упражнение в правописании безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах. | | |
11/140 | Упражнение в правописании безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах. | | |
12/141 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | | |
13/142 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | | |
14/143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | | |
15/144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | | |
16/145 | Изложение повествовательного текста по вопросам «Олимпийские игры в Греции» | | |
17/146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» «Совесть». | | |
18/147 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | | |
19/148 | Обобщение по теме «Глагол». | | |
20/149 | Обобщение по теме «Глагол». | | |
21/150 | Изложение повествовательного текста «Заячьи лапы». | | |
22/151 | Проверка знаний по теме «Глагол». | | |
23/152 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | | |
| Повторение - 18 ч. | | |
24/153 | Язык. Речь. Текст. | | |
25/154 | Предложение и словосочетание. | | |
26/155 | Предложение и словосочетание. | | |
27/156 | Предложение и словосочетание. | | |
28/157 | Лексическое значение слова. | | |
29/158 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь». | | |
30/159 | Состав слова. | | |
31/160 | Состав слова. | | |
32/161 | Состав слова. | | |
33/162 | Состав слова. | | |
34/163 | Части речи. | | |
35/164 | Части речи. | | |
36/165 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану «Страшная лодка». | | |
37/166 | Анализ изложения. Части речи. | | |
38/167 | Итоговый контрольный диктант «Последние денёчки». | | |
39/168 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | | |
40/169 | Звуки и буквы. | | |
41/170 | Игра «По галактике Частей Речи». | | |