Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол заседания от «27» августа 2021 г. № 1 Руководитель МО И.И. Федоренко ________ | Принято Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3 от «30» августа 2021 г. № 14 | Утверждаю Директор МБОУ ОСОШ № 3 ___________ М.М. Мыгаль Приказ от «01» сентября 2021г. № 315 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование, 4 «А» класс
Количество часов в неделю – 4 часа, по программе – 136 часов
Учебный год - 2021- 2022
Учитель Лесник Елена Владимировна
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную (с изменениями);
приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
письмом Минпросвещения России от 06.08.2021 № СК-228/03 и Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-01 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021-2022 учебном году»;
приказом МБОУ ОСОШ № 3 от 01.09.2021 № 316 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 на 2021-2022 учебный год»;
нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 25.04.2018 № 137 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3»;
нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 30.08.2019 № 302 «Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Орловской средней общеобразовательной школе № 3».
Сведения об учебной программе
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в начальной школе, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по русскому языку в 4 классе, В. Г. Горецкого и В.П. Канакиной.
Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 136 часов, 4 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год программа реализуется в объеме 136 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме.
Сведения об УМК
N п/п | Соответствие ФПУ от 28.12.2018 г. | Авторы, название учебника | Класс | Издательство, год издания |
1 | 1.1.1.1.4.5 Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 | Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык (в 2-х частях) | 4 | Просвещение, 2017 |
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Повторение изученного
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Структура курса
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1 | Повторение | 9 |
2 | Предложение | 7 |
3 | Слово в языке и речи | 20 |
4 | Имя существительное | 28 |
5 | Имя прилагательное | 26 |
6 | Местоимение | 8 |
7 | Глагол | 26 |
8 | Повторение | 12 |
| Итого | 136 |
Формы контроля
Кол-во часов | Формы контроля |
Четверть | К-во час.в неделю | Всего часов | К/р | П/р | Списывание | Изложение |
По плану | Факт. | По плану | Факт. | По плану | Факт. | По плану | Факт | По плану | Факт |
1 | 4 | 35 | | 1 | | 2 | | 1 | | 0 | |
2 | 4 | 30 | | 2 | | 0 | | 0 | | 0 | |
3 | 4 | 41 | | 2 | | 2 | | 1 | | 0 | |
4 | 4 | 30 | | 3 | | 0 | | 0 | | 0 | |
Итого | 136 | | 8 | | 4 | | 2 | | 0 | |
График контрольных работ
№ | Тема (раздел) | Форма работы | Дата |
1 | Повторение | Административная контрольная работа № 1 «Входной контроль» | 10.09 |
2 | Предложение. | Проверочная работа №1 «Однородные члены предложения. Текст» | 28.09 |
3 | Слово в языке и речи | Контрольное списывание №1 «Текст. Предложения» | 08.10 |
Проверочная работа №2 «Части речи» | 27.10 |
4 | Имя существительное | Контрольная работа № 2 «Склонения имён существительных» | 23.11 |
Административная контрольная работа № 3 за первое полугодие | 14.12 |
5 | Имя прилагательное | Контрольное списывание №2 «Работа с деформированным текстом» | 14.01 |
Проверочная работа № 3 «Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных» | 02.02 |
Контрольная работа № 4 «Имя прилагательное» | 18.02 |
6 | Местоимение | Проверочная работа № 4 «Местоимение» | 09.03 |
7 | Глагол | ВПР | 22.03 |
ВПР | 13.04 |
Контрольная работа «Глагол» № 5 | 26.04 |
8 | Повторение | Административная контрольная работа № 6 за 4 класс | 19.05 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата | Скорректированная дата, пояснение | Тема урока | Формы контроля |
1 четверть - 35 часов Повторение – 9 часов |
1 | 1 | 01.09 | | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | |
2 | 2 | 02.09 | | Язык и речь. Формулы вежливости. | |
3 | 3 | 03.09 | | Текст и его план. | |
4 | 4 | 07.09 | | Типы текстов. Предложение как единица речи. | |
5 | 5 | 08.09 | | Диалог. Обращение | |
6 | 6 | 09.09 | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | |
7 | 7 | 10.09 | | Административная контрольная работа № 1 «Входной контроль». | Диктант с заданием |
8 | 8 | 14.09 | | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | |
9 | 9 | 15.09 | | Словосочетание | |
Предложение – 7 часов |
10 | 1 | 16.09 | | Однородные члены предложения (общее понятие) | |
11 | 2 | 17.09 | | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
12 | 3 | 21.09 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
13 | 4 | 22.09 | | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | |
14 | 5 | 23.09 | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | |
15 | 6 | 24.09 | | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | |
16 | 7 | 28.09 | | Проверочная работа №1 «Однородные члены предложения. Текст» | проверочная работа |
Слово в языке и речи – 20 часов |
17 | 1 | 29.09 | | Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. | |
18 | 2 | 30.09 | | Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. | |
19 | 3 | 01.10 | | Фразеологизмы. Состав слова. Распознавание значимых частей слова | |
20 | 4 | 05.10 | | Обучающее изложение. | |
21 | 5 | 06.10 | | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | |
22 | 6 | 07.10 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенные согласные в словах. | |
23 | 7 | 08.10 | | Контрольное списывание №1 | списывание |
24 | 8 | 12.10 | | Правописание приставок и суффиксов Разделительные твердый и мягкий знаки | |
25 | 9 | 13.10 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | |
26 | 10 | 14.10 | | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). | Тест |
27 | 11 | 15.10 | | Части речи: глагол, имя числительное. | |
28 | 12 | 19.10 | | Морфологические признаки частей речи | |
29 | 13 | 20.10 | | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. | |
30 | 14 | 21.10 | | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | |
31 | 15 | 22.10 | | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | |
32 | 16 | 26.10 | | Правописание наречий. | |
33 | 17 | 27.10 | | Проверочная работа №2 «Части речи» | Проверочая работа |
34 | 18 | 28.10 | | Работа над ошибками. | |
35 | 19 | 29.10 | | Повторение по теме «Слово в языке и речи» | |
2 четверть- 30 часов |
36 | 20 | 09.11 | | Обобщение по теме «Слово в языке и речи» | |
Имя существительное – 28 часов |
37 | 1 | 10.11 | | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | |
38 | 2 | 11.11 | | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения | |
39 | 3 | 12.11 | | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | |
40 | 4 | 16.11 | | 2-е склонение имен существительных | |
41 | 5 | 17.11 | | 3-е склонение имен существительных | |
42 | 6 | 18.11 | | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения | |
43 | 7 | 19.11 | | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | |
44 | 8 | 23.11 | | Контрольная работа №2 «Склонения имён существительных» | Диктант с заданиями |
45 | 9 | 24.11 | | Анализ контрольной работы. Именительный и винительный падежи | |
46 | 10 | 25.11 | | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | |
47 | 11 | 26.11 | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | |
48 | 12 | 30.11 | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | |
49 | 13 | 01.12 | | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Самостоятельная работа |
50 | 14 | 02.12 | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | |
51 | 15 | 03.12 | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | |
52 | 16 | 07.12 | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | Словарный диктант |
53 | 17 | 08.12 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех окончаниях падежей | |
54 | 18 | 09.12 | | Склонение имён существительных во множественном числе. | |
55 | 19 | 10.12 | | Повторение. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | |
56 | 20 | 14.12 | | Административная контрольная работа № 3 за первое полугодие | Диктант с заданием |
57 | 21 | 15.12 | | Анализ контрольной работы. | |
58 | 22 | 16.12 | | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | |
59 | 23 | 17.12 | | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | |
60 | 24 | 21.12 | | Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. | |
61 | 25 | 22.12 | | Дательный, творительный падежи имён существительных множественного числа | |
62 | 26 | 23.12 | | Предложный падеж имён существительных множественного числа. | |
63 | 27 | 24.12 | | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | |
64 | 28 | 28.12 | | Проект «Говорите правильно!» | Проект |
Имя прилагательное – 26 часов |
65 | 1 | 29.12 | | Имя прилагательное как часть речи | |
3 четверть – 41 час |
66 | 2 | 11.01 | | Род и число имён прилагательных | |
67 | 3 | 12.01 | | Обучающее изложение «Описание игрушки» | |
68 | 4 | 13.01 | | Склонение имён прилагательных в единственном числе. | |
69 | 5 | 14.01 | | Контрольное списывание №2«Работа с деформированным текстом» | списывание |
70 | 6 | 18.01 | | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | |
71 | 7 | 19.01 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | |
72 | 8 | 20.01 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | |
73 | 9 | 21.01 | | Именительный, винительный, родительный падежи | |
74 | 10 | 25.01 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Самостоятельная работа |
75 | 11 | 26.01 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | |
76 | 12 | 27.01 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | |
77 | 13 | 28.01 | | Склонение имён прилагательных женского рода | |
78 | 14 | 01.02 | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | |
79 | 15 | 02.02 | | Проверочная работа № 3 «Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных» | Проверочная работа |
80 | 16 | 03.02 | | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | |
81 | 17 | 04.02 | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | |
82 | 18 | 08.02 | | Склонение имён прилагательных во множественном числе | |
83 | 19 | 09.02 | | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | |
84 | 20 | 10.02 | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | |
85 | 21 | 11.02 | | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | |
86 | 22 | 15.02 | | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | |
87 | 23 | 16.02 | | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | |
88 | 24 | 17.02 | | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | |
89 | 25 | 18. 02 | | Контрольная работа № 4 «Имя прилагательное» | Диктант с заданием |
90 | 26 | 22.02 | | Анализ контрольной работы. Повторение. | |
Местоимение – 8 часов |
91 | 1 | 24.02 | | Местоимение как часть речи. Личные местоимения | |
92 | 2 | 25.02 | | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | |
93 | 3 | 01.03 | | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | |
94 | 4 | 02.03 | | Изменение личных местоимений по падежам. | |
95 | 5 | 03.03 | | Изложение повествовательного текста с элементами описания | |
96 | 6 | 04.03 | | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | |
97 | 7 | 09.03 | | Проверочная работа № 4 «Местоимение» | Диктант с заданием |
98 | 8 | 10.03 | | Анализ проверочной работы. Повторение | |
Глагол – 26 часов |
99 | 1 | 11.03 | | Общие сведения о глаголе. | |
100 | 2 | 15.03 | | Изменение глаголов по временам | |
101 | 3 | 16.03 | | Неопределённая форма глагола | |
102 | 4 | 17.03 | | Изменение глаголов по временам | |
103 | 5 | 18.03 | | Спряжение глаголов | |
104 | 6 | 22.03 | | ВПР | |
105 | 7 | 23.03 | | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | |
106 | 8 | 24.03 | | I и II спряжение глаголов настоящего времени | |
4 четверть – 30 часов |
107 | 9 | 05.04 | | I и II спряжение глаголов будущего времени | |
108 | 10 | 06.04 | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |
109 | 11 | 07.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |
110 | 12 | 08.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |
111 | 13 | 12.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | |
112 | 14 | 13.04 | | ВПР | |
113 | 15 | 14.04 | | Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | |
114 | 16 | 15.04 | | Правописание глаголов в прошедшем времени. | |
115 | 17 | 19.04 | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | |
116 | 18 | 20.04 | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | |
117 | 19 | 21.04 | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | |
118 | 20 | 22.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | |
119 | 21 | 26.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |
120 | 22 | 27.04 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |
121 | 23 | 28.04 | | Повторение по теме «Глагол» | |
122 | 24 | 29.04 | | Обобщение знаний по теме «Глагол» | |
123 | 25 | 04.05 | | Контрольная работа №5 «Глагол» | Диктант с заданием |
124 | 26 | 05.05 | | Работа над ошибками. | |
Повторение – 12 часов |
125 | 1 | 06.05 | | Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание | |
126 | 2 | 11.05 | | Лексическое значение слова | Словарный диктант |
127 | 3 | 12.05 | | Состав слова | |
128 | 4 | 13.05 | | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | |
129 | 5 | 17.05 | | Анализ контрольной работы. Состав слова | |
130 | 6 | 18.05 | | Части речи. Обобщение. | |
131 | 7 | 19.05 | | Административная контрольная работа № 6. | Диктант с заданием |
132 | 8 | 20.05 | | Работа над ошибками. Повторение | |
133 | 9 | 24.05 | | Звуки и буквы. | |
134 | 10 | 25.05 | | Звуки и буквы. | |
135 | 11 | 26.05 | | Игра «По галактике Частей Речи» | |
136 | 12 | 27.05 | | Повторение изученного материала. Итоговый урок. | |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;
-неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
-отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
-наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
-существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
-отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
-употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
-отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
-незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку,
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: контрольных работ (диктантов), грамматических заданий, проверочных работ, контрольных списываний, контрольных изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Изложение проверяет, как идёт формирование навыка письма речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропуска существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Изложения оцениваются только одной отметкой – за содержание.
Критерии оценки изложений и сочинений:
Оценка | Критерии оценки | Допускается |
«5» | -за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение); -отсутствие фактических ошибок; -богатство словаря; -правильное речевое оформление; -отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок на изученные правила; | - не более одной речевой неточности; -1- 2 исправления |
«4» | - правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - отдельные речевые неточности | -не более 3 речевых недочётов, а так же недочётов в содержании и построении текста; -не более 2 орфографи- ческих и 1 пунктуационной ошибки; -1 -2 исправления |
«3» | -допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы(сочинение); -допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений; -беден словарь; -имеются речевые неточности; | -не более 5 недочётов в содержании и построении текста; -3-5 орфограф. ошибок; -1-2 исправления; |
«2» | -работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение); -допущено много фактических неточностей; -нарушена последовательность изложения мыслей; -отсутствует связь между частями текста; -беден словарь | -более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста; -6 и более орфограф. и 3-4 пунктуационных ошибки; -3-5 исправлений |
| Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
№ | Автор | Название | Год издания | Издательство | № в перечне | |
Учебно - методический комплект | | |
1 | Канакина В.П., Горецкий В.Г. | Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. | 2017 | Москва. «Просвещение» | 1.1.1.1.4.5 | |
2 | А.А. Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2014 | Москва. «Просвещение» | | |
3 | Канакина В.П. Горецкий В. Г. | Русский язык. 4 класс Методические рекомендации. | 2013 | Москва. «Просвещение» | | |
4 | | Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы | 2014г | Москва «Просвещение» | | |
Методическая литература | |
2 | В.В. Канакина | Работа над трудными словами в начальной школе. | 2011 | Москва «Просвещение» | | |
3 | В.П.Канакина Г.С. Щёголева | Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы | 2012 | Москва «Просвещение» | | |
4 | Барылкина Л.П. Давыдова Е.А. | Русский язык. Тесты, проверочные работы, мини-диктанты. Начальная школа 1-4 класс | 2007 | Москва. «5 за знание» | | |
5 | Л.И. Тикунова Москва. | «Контрольные работы по русскому языку 1 – 4 классы». | 2007 | Издательство «Родничок» | | |
6 | А. Б. Воронцова. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя | 2010 | Москва «Просвещение» | | |
7 | Т.Лисицина. | Русский язык. 3-4 классы: итоговый контроль знаний по программе «Школа России» | 2011 | Волгоград: Учитель | | |
8 | В.А. Синякова | Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс | 2012 | Москва: ВАКО | | |
9 | Н.Н. Бобкова, Н.Н.Гончарова и др. | Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения | 2010 | Волгоград: Учитель | | |
10 | Институт стратегических исследований в образовании РАО А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения | 2014 | Москва «Просвещение» | | |
11 | Асмолова А.Г. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе | 2011 | Москва «Просвещение» | | |
12 | Ковалёва Г.С. Логинова О.Б. | Планируемые результаты начального общего образования | 2011 | Москва «Просвещение» | | |
13 | Кондаков А.М. Кезина Л.П. | Примерные программы по учебным предметам В 2 частях | 2011 | Москва «Просвещение» | | |
14 | Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. | Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России | 2011 | Москва «Просвещение» | | |
Печатные пособия | | |
1 | Таблицы, соответствующие по содержанию программе обучения | | |
2 | Иллюстративный материал по темам программы | | |
3 | Перфокарты, карточки по темам программы | | |
4 | Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы. | | |
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | | |
1 | Персональный компьютер | | |
2 | Мультимедийный проектор и экран | | |
3 | Телевизор | | |
4 | Видеоплейер | | |
5 | Интерактивная доска | | |
6 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. | | |
Экранно - звуковые пособия | | |
1 | Видеофильмы по предмету | | |
2 | Презентации по темам программы | | |
Интернет-ресурсы | |
| Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября» http://www.zankov.ru/ http://school-collection.edu.ru/ www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni | |