СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буду рада, если моя разработка поможет моим коллегам при планировании рабочей программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно- познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

- этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

  1. Гражданское воспитание включает:

  • формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • развитие культуры межнационального общения;

  • формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

  • развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

  1. Патриотическое воспитание предусматривает:

  • формирование российской гражданской идентичности;

  • формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно­патриотического воспитания;

  1. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:

  • развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

  • развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

  • содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

  1. Приобщение детей к культурному наследию:

- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

  1. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни

  1. Трудовое воспитание реализуется посредством:

  • воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

  • формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

  1. Экологическое воспитание включает:

  • развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;



Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные:

- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

- слушать и слышать собеседника, вести диалог;

- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты


ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Обучающийся научится:

- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

- использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

- работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенныеорфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

- оформлять результаты исследовательской работы;

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

- различать звуки и буквы;

- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Обучающийся научится:

- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

- понимать этимологию мотивированных слов-названий;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

- работать с разными словарями;

- приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

- сравнивать, классифицировать слова по их составу;

- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

- узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на- стоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

- распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

- понимать роль союзов и частицы не в речи;

- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

- различать родовые и личные окончания глагола;

- наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложение, словосочетание и слово;

- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

- находить в предложении обращение;

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а)применять ранее изученные правила правописания:

- раздельное написание слов;

- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

- сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

- разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б)подбирать примеры с определённой орфограммой;

в)осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г)обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д)определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е)пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж)безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з)писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

- е и и в суффиксах -ек, -ик; •запятая при обращении;

- запятая между частями в сложном предложении;

б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в)объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д)объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаго- лах;

е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж)при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


2.Содержание учебного предмета

Повторение (10 ч.)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (7 ч.)

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления и, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (18 ч.)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи, значение, вопросы.

Роль наречий в предложении- второстепенный член предложения.

Имя существительное (40 ч.)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные типы склонения имён существительных.

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке.

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (29 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч.)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним.

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею.

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32ч.)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения.

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? что делать?

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел, слышать — слышал

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат.

Повторение (10ч.)

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению коллективно и самостоятельно.

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях.

Изложение подробное, сжатое текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, олицетворений, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов.

Сочинения устные и письменные по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.




3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


№ п/п

Раздел программы

Тема урока

ЭОР,

ЦОР*

Основные

направления воспитательной деятельности

Кол-во

часов

Дата проведения


план

факт


«ПОВТОРЕНИЕ» (9 часов)


1.

Наша речь и наш язык.


1,2,6

1 ч.




2.

Текст. План текста.


1,3

1 ч.




3.

Развитие речи.Письменное выборочное изложение по вопросам.


1,2

1 ч.


















4.

Типы текстов.


3,8

1 ч.




5.

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.


3,6,8

1 ч.




6.

Обращение.


1,3

1 ч.




7.

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения.


1,3,4

1 ч.




8.

Распространённые и нераспространённые предложения.Словарный диктант.


1,4

1 ч.




9.

Словосочетание.


1,8

1 ч.




«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (8 часов)


10.

Однородные члены предложения (общее понятие).


1,7

1 ч.




11.

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления.


3,6,8

1 ч.




12.

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов.


3,4,7

1 ч.




13.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


3,7

1 ч.




14.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.


1,3,4

1 ч.




15.

Простые и сложные предложения.Словарный диктант.


3,4,8

1 ч.




16.

Входная контрольная работа (диктант).



1 ч.




17.

Анализ ошибок, работа над ошибками.Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.


3,7

1 ч.




«СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ» (18 часов)


18.

Лексическое значение слова.

Проверочная работа по теме «Предложение».


1,2

1 ч.




19.

Заимствованные слова.Устаревшие слова.

Многозначные слова.


1,4,8

1 ч.




20.

Контрольный диктант по теме: «Предложение».



1 ч.




21.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.


1,4

1 ч.




22.

Фразеологизмы.


1,3,4

1 ч.




23.

Значимые части слова. Однокоренные слова.

Корень слова.


1,6

1 ч.




24.

Состав слова. Суффиксы и приставки.

Разбор слова по составу.


3,4,7

1 ч.




25.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.


7,8

1 ч.




26.

Упражнение в написании приставок и суффиксов.


.1,3

1 ч.




27.

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.


1,3

1 ч.




28.

Развитие речи.Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста.


1,2,3,7

1 ч.




29.

Части речи. Морфологические признаки частей речи. Словарный диктант.


3,4

1 ч.




30.

Склонение имен существительных и имен прилагательных.


1,2,7

1 ч.




31.

Части речи. Имя числительное. Глагол.


3,7

1 ч.




32.

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке».


1,2,4

1 ч.




1,33.

Наречие как часть речи.


7,8

1 ч.




34.

Контрольный диктант за 1 четверть.



1 ч.




35.

Анализ ошибок, работа над ошибками.

Правописание наречий.


7

1 ч.




«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (40 часов)


36.

Распознавание падежей имён существительных.


1,3,7,8

1 ч.




37.

Упражнения в распознавании падежей имен существительных.


1,3

1 ч.




38.

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.


2,3,7

1 ч.




39.

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном, винительном и дательном падежах.


1,3

1 ч.




40.

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.


3,7

1 ч.




41.

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.


1,2,7

1 ч.




42.

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.


6,7

1 ч.




43.

Развитие речи.Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).


1,3,7,8

1 ч.




44.

2-е склонение имён существительных.


1,3

1 ч.




45.

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.


6,7

1 ч.




46.

3-е склонение имён существительных.


6,7

1 ч.




47.

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.


1,6,7

1 ч.




48.

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.


3,6,7

1 ч.




49.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.


1,2,4

1 ч.




50.

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3–го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.


6,7

1 ч.




51.

Именительный и винительный падежи.


1,6,7

1 ч.




52.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Словарный диктант.


6,7

1 ч.




53.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.


3,4

1 ч.




54

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.


1,6

1 ч.




55.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.


3,7

1 ч.




56.

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.


3,7

1 ч.




57.

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.


1,3

1 ч.




58.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже.


3,4

1 ч.




59.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.


6,7

1 ч.




60.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.


1,8

1 ч.




61.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Словарный диктант.


6,7

1 ч.




62.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.


2,3

1 ч.




63.

Развитие речи.Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).


3,4

1 ч.




64.

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».



1ч.




65.

Анализ ошибок, работа над ошибками. Повторение.


7

1 ч.




66.

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.


1,6

1 ч.




67.

Контрольный диктант за первое полугодие.



1 ч.



68.

Именительный падеж имен существительных множественного числа.


3,8

1 ч.



69.

Родительный падеж имен существительных множественного числа. Словарный диктант.


3,4

1 ч.



70.

Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.


1,3

1 ч.



71.

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.


3

1 ч.



72.

Развитие речи.Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.



1 ч.



73.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе


1,6

1 ч.



74.

Проект «Говорите правильно!»


1,4

1 ч.



75.


Проверочная работа по теме «Имя существительное».



1 ч.



«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (29 часов)

76.

Имя прилагательное как часть речи.


3,8

1 ч.



77.

Род и число имён прилагательных.


1,6

1 ч.



78.

Развитие речи.Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».


1,3

1 ч.



79.

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.


1,3

1 ч.



80.

Склонение имен прилагательных.


3,4

1 ч.



81.

Развитие речи.Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».


3

1 ч.



82.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.


1,6

1 ч.



83.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.


3,7

1 ч.



84.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.


7

1 ч.



85.

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.


1,6

1 ч.



86.

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.


1,6

1 ч.



87.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Словарный диктант.


3,6

1 ч.



88.

Развитие речи.Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.



1 ч.



89.

Склонение имен прилагательных женского рода.


3,6

1 ч.



90.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.


1,8

1 ч.



91.

Контрольное списывание.



1 ч.



92.

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.


7

1 ч.



93.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.


1,3

1 ч.



94.

Развитие речи.Изложение описательного текста.



1 ч.



95.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.


1,2

1 ч.



96.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Словарный диктант.


4,7

1 ч.



97.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.


3,6

1 ч.



98.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.


4,8

1 ч.



99.

100.

Обобщение знаний об имени прилагательном.


1,7

2 ч.



101.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



1 ч.



102.

Обобщение знаний об имени прилагательном.


3,6

1 ч.



103.

Развитие речи.Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».


3

1 ч.



104.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».



1 ч.



«МЕСТОИМЕНИЕ» (7 часов)

105.

Анализ ошибок, работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения.


1,3

1 ч.



106.

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Словарный диктант.


6,7

1 ч.



107.

Склонение личных местоимений 3-го лица по падежам.


1,2

1 ч.



108.

Изменение личных местоимений по падежам.


1,6

1 ч.



109.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Морфологический разбор местоимений.


1,4

1 ч.



110.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания.



1 ч.



111.

Контрольный диктант по теме: «Местоимение».



1 ч.



«ГЛАГОЛ» (32 часа)

112.

Анализ диктанта, работа над ошибками

Роль глаголов в языке.


1,7

1 ч.



113.

Изменение глаголов по временам.

Словарный диктант.


3,6

1 ч.



114.

Неопределённая форма глагола.


1

1 ч.



115.

Изменение глаголов по временам.


3,7

1 ч.



116.

Развитие речи.Изложение по самостоятельно составленному плану.



1 ч.



117.

Спряжение глаголов.


1,3

1 ч.



118.

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.


1,4

1 ч.



119.

Развитие речи.Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».


4,8

1 ч.



120.

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени.


1,3

1 ч.



121.

Спряжение глаголов в будущем времени.


1,7

1 ч.



122.

Наши проекты.


1,4

1 ч.



123.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.


3,4

1 ч.



124.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.


1,6

1 ч.



125.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.


1,7

1 ч.



126.

Возвратные глаголы.


4

1 ч.



127.

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.


2,8

1 ч.



128.

Закрепление изученного. Развитие речи.

Составление рассказа по серии картинок.


1,8

1 ч.



129.

130.

Правописание глаголов в прошедшем времени.


1

2 ч.










131.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.


1,7

1 ч.



132.

Контрольное списывание.



1 ч.



133.

Повторение по теме: «Глагол». Словарный диктант.


1,8

1 ч.



134.

Проверочная работа по теме «Глагол».


7

1 ч.



135.

Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста.



1 ч.



136.

Контрольный диктант по теме: «Глагол».



1 ч.



137.

Анализ ошибок, работа над ошибками.


1,4

1 ч.



138.

Обобщение по теме: «Глагол».


2

1 ч.



139.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему.


1,6

1 ч.



140.

141.

Обобщение по теме: «Глагол».


1,3

2 ч.



142.

Повторение по теме: «Глагол».


1

1 ч.



143.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.



1 ч.



«ПОВТОРЕНИЕ» (10 часов)

144.

Диктант с грамматическим заданием на промежуточной аттестации.



1 ч.



145.

Язык. Речь. Текст.


1,8

1 ч.



146.

Предложение и словосочетание.


3,4

1 ч.



147.

Лексическое значение слова.


1,8

1 ч.



148.

Состав слова.


6

1 ч.



149.

Сочинение на тему: «Мои впечатления о картине И.И.Шишкина «Рожь».


1,3,4

1 ч.



150.

151.

Орфограммы в значимых частях слова.


1,3

2 ч.



152.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».


6

1 ч.



153.

Игра «По галактике Частей Речи».


1,8

1 ч.










4. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения.  


1. В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийРусский язык : учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2016г. 

2. В.П. Канакина,  Русский язык. Рабочая тетрадь в двух частях. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений В.П. Канакина /– М.: Просвещение, 2019. 



Методическое обеспечение. 


1.В.П. КанакинаРусский язык. 4 класс: метод. пособие с поурочными разработками / В.П.Канакина. – М.: Просвещение, 2019. 

2. О.И. Дмитриева. Русский язык. 4 класс : метод. пособие с поурочными разработками / О.И. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2019. .  

3..КанакинаВ.П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2013. 







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!