Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно- познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
Приобщение детей к культурному наследию:
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни
Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенныеорфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в на- стоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а)применять ранее изученные правила правописания:
- раздельное написание слов;
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б)подбирать примеры с определённой орфограммой;
в)осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г)обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д)определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е)пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж)безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з)писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах -ек, -ик; •запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
б)объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в)объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д)объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаго- лах;
е)применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж)при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
2.Содержание учебного предмета
Повторение (10 ч.)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (7 ч.)
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления и, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (18 ч.)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи, значение, вопросы.
Роль наречий в предложении- второстепенный член предложения.
Имя существительное (40 ч.)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные типы склонения имён существительных.
Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке.
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное (29 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7 ч.)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним.
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею.
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32ч.)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения.
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? что делать?
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел, слышать — слышал
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат.
Повторение (10ч.)
Развитие речи
Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению коллективно и самостоятельно.
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях.
Изложение подробное, сжатое текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, олицетворений, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов.
Сочинения устные и письменные по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Раздел программы Тема урока | ЭОР, ЦОР* | Основные направления воспитательной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |
«ПОВТОРЕНИЕ» (9 часов) | |
1. | Наша речь и наш язык. | | 1,2,6 | 1 ч. | | | |
2. | Текст. План текста. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
3. | Развитие речи.Письменное выборочное изложение по вопросам. | | 1,2 | 1 ч. | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
4. | Типы текстов. | | 3,8 | 1 ч. | | | |
5. | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | | 3,6,8 | 1 ч. | | | |
6. | Обращение. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
7. | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | | 1,3,4 | 1 ч. | | | |
8. | Распространённые и нераспространённые предложения.Словарный диктант. | | 1,4 | 1 ч. | | | |
9. | Словосочетание. | | 1,8 | 1 ч. | | | |
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (8 часов) | |
10. | Однородные члены предложения (общее понятие). | | 1,7 | 1 ч. | | | |
11. | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. | | 3,6,8 | 1 ч. | | | |
12. | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. | | 3,4,7 | 1 ч. | | | |
13. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | 3,7 | 1 ч. | | | |
14. | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | | 1,3,4 | 1 ч. | | | |
15. | Простые и сложные предложения.Словарный диктант. | | 3,4,8 | 1 ч. | | | |
16. | Входная контрольная работа (диктант). | | | 1 ч. | | | |
17. | Анализ ошибок, работа над ошибками.Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | 3,7 | 1 ч. | | | |
«СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ» (18 часов) | |
18. | Лексическое значение слова. Проверочная работа по теме «Предложение». | | 1,2 | 1 ч. | | | |
19. | Заимствованные слова.Устаревшие слова. Многозначные слова. | | 1,4,8 | 1 ч. | | | |
20. | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | | | 1 ч. | | | |
21. | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | | 1,4 | 1 ч. | | | |
22. | Фразеологизмы. | | 1,3,4 | 1 ч. | | | |
23. | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. | | 1,6 | 1 ч. | | | |
24. | Состав слова. Суффиксы и приставки. Разбор слова по составу. | | 3,4,7 | 1 ч. | | | |
25. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | | 7,8 | 1 ч. | | | |
26. | Упражнение в написании приставок и суффиксов. | | .1,3 | 1 ч. | | | |
27. | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
28. | Развитие речи.Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста. | | 1,2,3,7 | 1 ч. | | | |
29. | Части речи. Морфологические признаки частей речи. Словарный диктант. | | 3,4 | 1 ч. | | | |
30. | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | | 1,2,7 | 1 ч. | | | |
31. | Части речи. Имя числительное. Глагол. | | 3,7 | 1 ч. | | | |
32. | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке». | | 1,2,4 | 1 ч. | | | |
1,33. | Наречие как часть речи. | | 7,8 | 1 ч. | | | |
34. | Контрольный диктант за 1 четверть. | | | 1 ч. | | | |
35. | Анализ ошибок, работа над ошибками. Правописание наречий. | | 7 | 1 ч. | | | |
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (40 часов) | |
36. | Распознавание падежей имён существительных. | | 1,3,7,8 | 1 ч. | | | |
37. | Упражнения в распознавании падежей имен существительных. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
38. | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. | | 2,3,7 | 1 ч. | | | |
39. | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном, винительном и дательном падежах. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
40. | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. | | 3,7 | 1 ч. | | | |
41. | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | | 1,2,7 | 1 ч. | | | |
42. | Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
43. | Развитие речи.Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | | 1,3,7,8 | 1 ч. | | | |
44. | 2-е склонение имён существительных. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
45. | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
46. | 3-е склонение имён существительных. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
47. | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | | 1,6,7 | 1 ч. | | | |
48. | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | | 3,6,7 | 1 ч. | | | |
49. | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | 1,2,4 | 1 ч. | | | |
50. | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3–го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
51. | Именительный и винительный падежи. | | 1,6,7 | 1 ч. | | | |
52. | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Словарный диктант. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
53. | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | | 3,4 | 1 ч. | | | |
54 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | | 1,6 | 1 ч. | | | |
55. | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | | 3,7 | 1 ч. | | | |
56. | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | | 3,7 | 1 ч. | | | |
57. | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | | 1,3 | 1 ч. | | | |
58. | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. | | 3,4 | 1 ч. | | | |
59. | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
60. | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | | 1,8 | 1 ч. | | | |
61. | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Словарный диктант. | | 6,7 | 1 ч. | | | |
62. | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | | 2,3 | 1 ч. | | | |
63. | Развитие речи.Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв). | | 3,4 | 1 ч. | | | |
64. | Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | | | 1ч. | | | |
65. | Анализ ошибок, работа над ошибками. Повторение. | | 7 | 1 ч. | | | |
66. | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. | | 1,6 | 1 ч. | | | |
67. | Контрольный диктант за первое полугодие. | | | 1 ч. | | |
68. | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | | 3,8 | 1 ч. | | |
69. | Родительный падеж имен существительных множественного числа. Словарный диктант. | | 3,4 | 1 ч. | | |
70. | Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | | 1,3 | 1 ч. | | |
71. | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | | 3 | 1 ч. | | |
72. | Развитие речи.Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | | 1 ч. | | |
73. | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | | 1,6 | 1 ч. | | |
74. | Проект «Говорите правильно!» | | 1,4 | 1 ч. | | |
75. | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | | | 1 ч. | | |
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (29 часов) |
76. | Имя прилагательное как часть речи. | | 3,8 | 1 ч. | | |
77. | Род и число имён прилагательных. | | 1,6 | 1 ч. | | |
78. | Развитие речи.Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | | 1,3 | 1 ч. | | |
79. | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | | 1,3 | 1 ч. | | |
80. | Склонение имен прилагательных. | | 3,4 | 1 ч. | | |
81. | Развитие речи.Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». | | 3 | 1 ч. | | |
82. | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | | 1,6 | 1 ч. | | |
83. | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | | 3,7 | 1 ч. | | |
84. | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | | 7 | 1 ч. | | |
85. | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | | 1,6 | 1 ч. | | |
86. | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. | | 1,6 | 1 ч. | | |
87. | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант. | | 3,6 | 1 ч. | | |
88. | Развитие речи.Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | | | 1 ч. | | |
89. | Склонение имен прилагательных женского рода. | | 3,6 | 1 ч. | | |
90. | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | | 1,8 | 1 ч. | | |
91. | Контрольное списывание. | | | 1 ч. | | |
92. | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | | 7 | 1 ч. | | |
93. | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | | 1,3 | 1 ч. | | |
94. | Развитие речи.Изложение описательного текста. | | | 1 ч. | | |
95. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | | 1,2 | 1 ч. | | |
96. | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Словарный диктант. | | 4,7 | 1 ч. | | |
97. | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | | 3,6 | 1 ч. | | |
98. | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | | 4,8 | 1 ч. | | |
99. 100. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | | 1,7 | 2 ч. | | |
101. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | | | 1 ч. | | |
102. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | | 3,6 | 1 ч. | | |
103. | Развитие речи.Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | | 3 | 1 ч. | | |
104. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | | | 1 ч. | | |
«МЕСТОИМЕНИЕ» (7 часов) |
105. | Анализ ошибок, работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | | 1,3 | 1 ч. | | |
106. | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Словарный диктант. | | 6,7 | 1 ч. | | |
107. | Склонение личных местоимений 3-го лица по падежам. | | 1,2 | 1 ч. | | |
108. | Изменение личных местоимений по падежам. | | 1,6 | 1 ч. | | |
109. | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Морфологический разбор местоимений. | | 1,4 | 1 ч. | | |
110. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания. | | | 1 ч. | | |
111. | Контрольный диктант по теме: «Местоимение». | | | 1 ч. | | |
«ГЛАГОЛ» (32 часа) |
112. | Анализ диктанта, работа над ошибками Роль глаголов в языке. | | 1,7 | 1 ч. | | |
113. | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. | | 3,6 | 1 ч. | | |
114. | Неопределённая форма глагола. | | 1 | 1 ч. | | |
115. | Изменение глаголов по временам. | | 3,7 | 1 ч. | | |
116. | Развитие речи.Изложение по самостоятельно составленному плану. | | | 1 ч. | | |
117. | Спряжение глаголов. | | 1,3 | 1 ч. | | |
118. | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. | | 1,4 | 1 ч. | | |
119. | Развитие речи.Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | | 4,8 | 1 ч. | | |
120. | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. | | 1,3 | 1 ч. | | |
121. | Спряжение глаголов в будущем времени. | | 1,7 | 1 ч. | | |
122. | Наши проекты. | | 1,4 | 1 ч. | | |
123. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | | 3,4 | 1 ч. | | |
124. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | | 1,6 | 1 ч. | | |
125. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | | 1,7 | 1 ч. | | |
126. | Возвратные глаголы. | | 4 | 1 ч. | | |
127. | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | | 2,8 | 1 ч. | | |
128. | Закрепление изученного. Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок. | | 1,8 | 1 ч. | | |
129. 130. | Правописание глаголов в прошедшем времени. | | 1 | 2 ч. | | |
| | | | | | |
131. | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | | 1,7 | 1 ч. | | |
132. | Контрольное списывание. | | | 1 ч. | | |
133. | Повторение по теме: «Глагол». Словарный диктант. | | 1,8 | 1 ч. | | |
134. | Проверочная работа по теме «Глагол». | | 7 | 1 ч. | | |
135. | Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста. | | | 1 ч. | | |
136. | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | | | 1 ч. | | |
137. | Анализ ошибок, работа над ошибками. | | 1,4 | 1 ч. | | |
138. | Обобщение по теме: «Глагол». | | 2 | 1 ч. | | |
139. | Развитие речи. Составление текста на спортивную тему. | | 1,6 | 1 ч. | | |
140. 141. | Обобщение по теме: «Глагол». | | 1,3 | 2 ч. | | |
142. | Повторение по теме: «Глагол». | | 1 | 1 ч. | | |
143. | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | | | 1 ч. | | |
«ПОВТОРЕНИЕ» (10 часов) |
144. | Диктант с грамматическим заданием на промежуточной аттестации. | | | 1 ч. | | |
145. | Язык. Речь. Текст. | | 1,8 | 1 ч. | | |
146. | Предложение и словосочетание. | | 3,4 | 1 ч. | | |
147. | Лексическое значение слова. | | 1,8 | 1 ч. | | |
148. | Состав слова. | | 6 | 1 ч. | | |
149. | Сочинение на тему: «Мои впечатления о картине И.И.Шишкина «Рожь». | | 1,3,4 | 1 ч. | | |
150. 151. | Орфограммы в значимых частях слова. | | 1,3 | 2 ч. | | |
152. | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | | 6 | 1 ч. | | |
153. | Игра «По галактике Частей Речи». | | 1,8 | 1 ч. | | |
4. Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения.
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык : учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2016г.
2. В.П. Канакина, Русский язык. Рабочая тетрадь в двух частях. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений В.П. Канакина /– М.: Просвещение, 2019.
Методическое обеспечение.
1.В.П. Канакина. Русский язык. 4 класс: метод. пособие с поурочными разработками / В.П.Канакина. – М.: Просвещение, 2019.
2. О.И. Дмитриева. Русский язык. 4 класс : метод. пособие с поурочными разработками / О.И. Дмитриева. – М.: Просвещение, 2019. .
3..КанакинаВ.П. Русский язык. 1–4 классы [Текст] : сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2013.
18