СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан на основе Авторской программы Занкова и Федеральной рабочей программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»



Содержание программы по русскому языку в системе Занкова (Нечаева Н. В.)

Раздел курса

Содержание учебного предмета

Кол-ва часов в разделе

Формы организации учебного процесса

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Слово

Осознание слова как названия, состоящего из звуков или букв в определенном порядке. Обращение к ранее изученному: звуки и бук­вы, звукобуквенный анализ слова, речь уст­ная и письменная.

Осознание назывной функции слова, его от­личия от предложения и текста. Осознание слова как понятия лексики и грамматики.

Анализ необходимого и достаточного для по­нимания предмета речи. Демонстрация знания алфавита. Различение: предмет - его название. Расширение активного и пассивного словаря обучающегося при общении, при работе с ин­формацией (учебные книги, художествен­ная, справочная литература, телевидение, Интернет.).

Различение общеупотребительного(ых) зна- чения(ий) слова и его употребление в качест­ве понятия (предложение, выражение, зада­ча, модель, план, действие.). Понимание значения слов с опорой на кон­текст.

Осознание взаимозависимости форм слов в предложении при составлении предложе­ния из слов, данных в начальной форме

Составление (на интуитивном уровне) групп слов по их грамматическому значению. Наблюдение связей грамматических групп слов: предмет и его признак, предмет и его количество, действие предмета и признак действия.

Анализ лингвистического текста, выделение заданного содержания.

Установление связи: грамматический воп­рос - название рисунка, грамматическая группа слов.

Слова, называющие одушевленные и неоду­шевленные предметы, их отличительные грамматические признаки. Группировка словосочетаний по признаку одушевленности-неодушевленности назван­ных в них предметов.

Решение орфографических задач, фонети­ческий анализ слов

Уметь соотносить вопрос со словом определенного грам­матического значения. Уметь различать названия предметов: одушевленные неодушевленные; мужского, женского, среднего рода. –

Установление грамматической связи с опо­рой на вопрос между названием предмета и его признаками.

Подбор отгадки, ограниченной заданными грамматическими признаками (одушевлен­ностью - кто?) и мужским родом (он). Проявление умения слушать одноклассни­ков, использование вежливой формы обще­ния.

Анализ необходимого и достаточного (суще­ственные признаки) для отгадывания зага­данного предмета

Сравнение написанных слов со словарем. Установление грамматической связи между словами по вопросу.

Узнавание слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих признак предмета. Самостоятельное придумывание описания

загаданного предмета. Работа с загадкой одноклассника. Обсуждение выполненных работ. Понимание учебного смысла текста, выде­ленного на с. 53.

Подбор (на интуитивном уровне) к названию предмета его признака (согласование в роде и числе).

Различение смысла слов, противоположных по значению, интуитивный подбор парных слов с противоположным значением. Редактирование текста, ознакомление со словами-указателями

Упражнение в подборе к названию предмета слова-указателя на этот предмет. Узнавание и маркировка одушевленных предметов.

Установление грамматических связей слов в предложении.

Накопление опыта правильного употребле­ния в речи форм слов, называющих предме­ты, и слов указателей. Работа с лингвистическим текстом. Ознакомление с делением слов на самостоя­тельные и служебные слова. Накопление опыта по узнаванию самостоя­тельных и служебных слов. Различение слов по их грамматическому зна­чению.

Применение орфографического чтения (про- говаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании Адекватный выбор предлогов места с опорой на рисунки.

Придумывание рассказа от лица неодушев­ленного предмета.

Наблюдение роли служебных слов в переда­че цели речи.

Установление грамматической связи слов (существительного и глагола, глагола

и су­ществительного, существительного и прила­гательного) посредством вопроса. Орфографическая работа: упражнение в пра­вописании жи, ши, ча, ща, чу, щу; Ь как по­казателя мягкости; словарных слов. Использование слов-антонимов, подбор оп­ределений для характеристики персонажей. Составление рассказа (устно) с опорой на ри­сунок и слова, обозначающие действие пред­мета.

Расширение активного и пассивного словаря при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справоч­ная литература, телевидение, Интернет.)

Анализ речевых ситуаций с целью осознания необходимости введения понятия «имя собственное».

Узнавание и маркировка слов - имен собст­венных.

Наблюдение грамматической связи слов в предложении.

Звукобуквенный разбор слов, характеристи­ка букв гласных и согласных. Освоение орфоэпических правил. Участие в инсценировании, выбор адекват­ных средств устного общения. Узнавание предложения по цели высказыва­ния и по интонации.

Работа с текстом, объяснение его цели, вы­борка содержания в соответствии с заданием. Анализ содержания (оглавления) учебника. Упражнение в оформлении предложения в письменной речи, маркировка орфограмм, дифференциация слов по грамматическим группам.

Дифференциация предложений по цели. Анализ настроения стихотворения. Наблюдение случаев написания слов с боль­шой буквы в стихотворном тексте. Различение предметов одушевленных - не­одушевленных.

Освоение правильного произношения слов. Анализ слов с точки зрения их происхожде­ния (на примере фамилий). Упражнение в выборе средств выразитель­ности для создания собственного устного высказывания. Оценка и взаимооценка пра­вильности выбора языковых и вковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Пользование в повседневной жизни нормами речевого этикета.

Упражнение в употреблении большой буквы. Выборочное списывание текста. Объяснение нравственного смысла прозвищ. Расширение опыта написания большой бук­вы в именах собственных одушевленных и неодушевленных.

Классификация звуков по заданному основа­нию (твердые-мягкие согласные звуки). Составление описания животного с опорой на данные загадки.

Объяснение правописания слов с большой буквы.

Работа с правилом, сравнение информации словесной с информацией нарисованной. Сравнение текстов по их стилистической принадлежности (на интуитивной основе). Определение наличия заданного звука в сло­ве.

Группировка слов по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-арти- куляционном отношении звуков. Различение звуков: гласные и согласные, со­гласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Характеристика особенностей гласных, сог­ласных звуков.

Моделирование звукового состава слова. Упражнение в правильном выборе слова. Редактирование текста

Ознакомление с особенностями записки, от­крытки, письма как разновидностей текста: обязательные их части, особенности оформ­ления.

Сочинение собственных текстов, их оценка и редактирование.

Упорядочивание слов по алфавиту по первой букве слова, по двум и трем первым буквам слова.

Упражнение в написании словарных слов. Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием. Анализ слов с грамматической точки зрения. Сочинение открытки, обсуждение работ, ре­дактирование.

Различение слова и обозначаемого им пред­мета.

Объяснение значения слов с опорой на кон­текст.

Анализ прямого и переносного смысла мно­гозначных слов.

Различение предложений по интонации, их оформление.

Упражнение в согласовании слов по смыслу (лексической сочетаемости слов - без введе­ния понятия).

Звуковой и звукобуквенный разбор слов. Повторение фонетической роли Ь и Ъ. Комментирование написания слов. Анализ речевой ситуации, адекватный вы­бор соответствующей

лексики. Инсценирование, освоение средств вежливо­го общения.

Приобретение опыта пользования толковым словарем.

Различение слов, противоположных по смыслу.

Повторение правил переноса слов, марки­ровка ударных гласных, деление слова на слоги.

Толкование пословицы. Различение: орфограмма – неорфограмма.

. Придумывание своего варианта сказки «Красная Шапочка»; подбор близких по смыслу слов.

Демонстрация орфографической зоркости. Оценка и взаимооценка правильности выбо­ра языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знако­мыми и незнакомыми, с людьми разного воз­раста.

Пользование в повседневной жизни нормами речевого этикета.

Совместная выработка правил участия в диа­логе, полилоге (умение слышать, точно реа­гировать на реплики, поддерживать разго­вор).

Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге, полилоге

Сравнение лексического значения родствен­ных слов.

Повторение написания сочетаний чк, чн, льчи др.

Упражнение в сочетании слов по смыслу при выборе нужного слова из ряда родственных. Маркировка ударения, корня, наблюдение слабой позиции гласных, сравнение написа­ния и произношения.

Анализ текста о чередовании согласных в корне.

Орфографическая работа со словами. Применение орфографического чтения (проговаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании. Анализ нарушения лексической сочетаемо­сти слов как приема при сочинении неле­пицы. Повторение написания большой буквы и Ь, выборочная запись предложений.

Установление этимологии слов с мотивиро­ванным значением.

Различение грамматических групп слов, преобразование формы числа слов-названий, деление слова на слоги и для переноса. Работа с многозначными словами: понима­ние прямого и переносного значения слова. Толкование мотивированных названий. Работа с этимологическим словарем. Наблюдение слабой и сильной позиции глас­ного в корне однокоренных слов. Определение тематической группы слов, подведение их под общее понятие. Различение: тематическая группа слов - родственные слова.

Выделение корня в родственных словах, на­хождение орфограммы гласного в корне, сравнение звукового и буквенного состава слов.

Анализ загадки - описания животного, са­мостоятельное составление описания живот­ного

Определение общего в описании весны раз­ными авторами.

Установление связей слов с помощью вопро­са (грамматической сочетаемости слов), раз­личение грамматических групп слов. Работа со словарными словами одной лекси­ческой группы, их ранжирование по алфа­виту.

Анализ пунктуационных знаков письменной речи как средства передачи интонации чте­ния.

Письмо по памяти. Классификация слов по роли Ь

Определение грамматических групп слов. Наблюдение грамматических (род, число) и лексических связей слов. Ознакомление с лексическими группами слов.

Составление рассказа по данным словам, обозначающим действие предмета. Обсуждение работ, их редактирование. Повторение фонетического и орфографичес­кого материала. Применение орфографического чтения (про- говаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании.






21

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Предметные

метапредметные

личностные

Осознавать назывную функ­цию слова, его отличия от предложения и текста. Осознавать слово как поня­тия лексики и грамматики, его функции в речи.

Анализировать необходимое и достаточное (существен­ные признаки) для описания загаданного предмета. Устанавливать связи слов по вопросу.

Уметь писать слова с непро­веряемыми орфограммами, сверять написание со слова­рем.

Различать смысл слов с про­тивоположным значением.

Работать с текстом: находить неоправданные повторы, уст­ранять их (редактирование с опорой на данные варианты слов).

Познакомиться со словами- указателями.

Расширить опыт пользова­ния средствами устного об­щения

Анализировать необходимое и достаточное (существен­ные признаки) для описания загаданного предмета. Устанавливать связи слов по вопросу.

Уметь писать слова с непро­веряемыми орфограммами,

сверять написание со слова­рем.

Различать смысл слов с про­тивоположным значением. Работать с текстом: находить неоправданные повторы, уст­ранять их (редактирование с опорой на данные варианты слов).

Познакомиться со словами- указателями.

Расширить опыт пользова­ния средствами устного об­щения

Ознакомиться со словами- указателями, их значением; с понятиями «самостоя­тельные слова», «служебные слова», с особенностями упот­ребления в речи самостоя­тельных и служебных слов. Накапливать опыт уста­новления грамматической связи слов в предложении. Уметь читать и анализиро­вать лингвистический текст

Ознакомиться с особеннос­тями употребления служеб­ных слов в речи. Устанавливать грамматичес­кие связи слов по вопросам. Познакомиться со словами, противоположными по смыс­лу,

использовать их для ха­рактеристики персонажей. Составлять устный рассказ по опорным словам и ри­сунку.

Применять освоенные орфо­графические умения, прояв­лять орфографическую зор­кость, объяснять выбор боль­шой буквы Осознавать необходимость введения понятия «имя собственное» (пропедевтика понятия «имя нарицатель­ное»).

Расширить опыт наблюдения случаев написания слов с большой буквы. Осваивать литературное про­изношение слов (правила ор­фоэпии).

Осваивать правила вежли­вости, выбирать средства уст­ного общения, соответствую­щие речевой ситуации. Различать виды предложе­ний по цели высказывания, уметь оформлять их в пись­менной речи.

Анализировать тексты с точки зрения цели выска­зывания, выбирать из текс­та нужное содержание. Уметь ориентироваться в со­держании учебника, пони­мать смысл заголовков. Уметь формулировать лекси­ческое значение слов (на при­мере фамилий).

Производить фонетический, орфографический анализ слов, сравнение смысла одно- коренных слов.

Получить опыт написания имен собственных с большой буквы.

Понимать нравственный смысл прозвищ. Понимать влияние контекс­та на определение категории «имя собственное» (пропе­девтика омонимов). Демонстрировать умения ор­фографического, фонетичес­кого, лексического анализа слова.

Уметь составлять текст - описание животного. Уметь анализировать науч­ный текст - правило. Соотносить информацию сло­весную с той же информаци­ей, представленной в рисун­ках.

Сравнивать тексты разных стилей.

Понимать необходимость знания алфавитного порядка букв.

Познакомиться с приемом быстрого нахождения слова в справочниках, составленных по алфавиту. Уметь упорядо­чивать списки слов в алфа­витном порядке. Различать имена собствен­ные одушевленные и неоду­шевленные.

Демонстрировать умение правильно понимать диалог и принадлежность каждой реплики

Наблюдение применения алфавита. Вывод о необходимости знания алфавитного поряд­ка букв.

Упорядочивание слов по алфавиту по первой букве слова, по двум и трем первым буквам слова.

Самостоятельное составление задания, взаи­мопроверка.

Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием. Различение имен собственных одушевлен­ных и неодушевленных. Анализ текста, выборочное

Списывание

Различать особенности текста записки, открыт­ки, письма: обязательные их части, особенности оформления.

Сочинять записку с опорой на образец, открытку, участвовать в обсужде­нии, редактировать текст по следам обсуждения.

Уметь записывать слова в ал­фавитном порядке. Знать написание изученных слов с непроверяемым напи­санием.

Уметь записывать слова в ал­фавитном порядке. Знать написание изученных слов с непроверяемым напи­санием

Ознакомиться на практи­ческом уровне с понятиями:

— лексическое и граммати­ческое значение слова,

— многозначные слова,

— прямое и переносное значе­ние слова,

— слова, близкие по значению (синонимы),

— слова, противоположные по значению (антонимы),

— сочетаемость слов по смыслу (лексическая соче­таемость).

Уметь проводить фонетичес­кий и звукобуквенный раз­бор слова,

осознавать функ­цию Ь и Ъ.

Уметь переносить слова с простым слоговым составом, находить ударные гласные, делить слова на слоги. Уметь выполнять орфогра­фические задачи (в соответ­ствии с этапом обучения), де­монстрировать орфографи­ческую зоркость,

отличать орфограмму от неорфограм­мы

Выбирать слово, подходящее к данному контексту. Обнаруживать в нелепице на­рушение лексической сочета­емости слов.

Ознакомиться с чередовани­ем звуков—букв в корне слова. Демонстрировать умения: написания сочетаний чк, чн и др., выделения ударного звука, корня, орфограммы, написания Ь, большой бук­вы.

Уметь выбирать адекватные средства устной речи при ин­сценировании предложен­ных ситуаций

Устанавливать этимологию слов с мотивированным зна­чением.

Понимать прямое и перенос­ное значение многозначных слов.

Понимать статьи из этимоло­гического словаря. Различать тематическую группу слов и родственные слова, корень слова. Различать грамматические группы слов.

Уметь преобразовывать фор­му числа у слов-названий, делить слова на слоги и для переноса, находить слабую и сильную позицию гласного в корне, сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Находить общее в текстах о весне разных авторов. Учиться устанавливать грам­матические связи слов с по­мощью вопроса. Уметь различать граммати­ческие группы слов, писать изученные словарные слова. Демонстрировать знание ал­фавита.

Понимать интонационный смысл пунктуационных зна­ков.

Знать роли Ь

Различать грамматические и лексические группы слов. Устанавливать грамматичес­кие и лексические связи. Демонстрировать умение фо­нетического и звукобуквен- ного разбора слов, маркиров­ки орфограмм










Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориенти­ры действия в учебном материале;

- осуществлять действия с учетом выделен­ных учителем ориентиров действия;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальным умениям выполнять учеб­ные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять под руководством учите­ля пошаговый контроль по результату и пошаговый контроль по ходу выполнения задания.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- сравнивать, производить сериацию, клас­сификацию изученных фактов языка с опо­рой на выделенные учителем критерии;

- обобщать (выделять ряд объектов по задан­ному признаку);

- осуществлять синтез как составление це­лого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные свя­зи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- подводить языковые факты под поня­тия: слово, лексическое значение слова, грамматическое значение слова; слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; род, число;

- представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового вос­приятия небольшого текста;

- соотносить изучаемый материал с соб­ственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой);

- иметь представление о возможности суще­ствования различных точек зрения, о воз­можности договариваться, приходить к об­щему решению;

- использовать в общении правила вежли­вости;

- адекватно реагировать на обращение учи­теля.

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и по­зицию;

- строить понятные высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать средства уст­ного общения для решения коммуникатив­ных задач.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учеб­ной деятельности;

- представление о причинах успеха в учебе;

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства на основании анализа простых ситуаций, знание основных мораль­ных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- позиции школьника на уровне положи­тельного отношения к школе;

- умения участвовать в оценке работ, от­ветов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- представления о русском языке как сред­стве общения, о разнообразии ситуаций об­щения; о русском языке как средстве меж­национального общения;

- представления о своей семейной и этни­ческой принадлежности.




КТП по русскому языку. Система Занкова (Нечаева Н.В.)



Название раздела (Часы)

Тема

Дата

Часы

ЦОР

Раздел 6: Слово (21)

Лексическое и грамматическое значение слов

Назывная функция слова. Назначение и использование толкового

словаря.

12.05

13.05

2


Грамматические группы слов

Названия одушевленных и неодушевленных предметов.

16.05

18.05

2


Слова-указатели, их значение.

Роль служебных слов в речи.

19.05

20.05

2


Грамматические связи слов в предложении.

23.05

1


Имена собственные.

Правописание имен собственных.

25.05

26.05

2


Правописание большой буквы в именах собственных.

Орфограмма «Большая буква в именах собственных».

27.05

30.05

2


Алфавит, сферы его применения.

Ориентировка в алфавите.

31.05

1


Записка, открытка, письмо как тексты, особенности их составления и оформления.

Запись слов в алфавитном порядке.

12.05

13.05

2


Лексическое значение слова.

Слова многозначные, с прямым и переносным значением, слова, близкие и противоположные по смыслу.

Лексическая сочетаемость слов, ее нарушение в нелепице.

16.05

18.05

19.05

3


Тематическая группа слов, родственные слова, грамматическая группа слов.

Различение Грамматических групп слов, грамматические связи между ними.

20.05

23.05

2


Урок-обобщение по разделу «Слово».

25.05

1













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!