Осознание слова как названия, состоящего из звуков или букв в определенном порядке. Обращение к ранее изученному: звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова, речь устная и письменная. Осознание назывной функции слова, его отличия от предложения и текста. Осознание слова как понятия лексики и грамматики. Анализ необходимого и достаточного для понимания предмета речи. Демонстрация знания алфавита. Различение: предмет - его название. Расширение активного и пассивного словаря обучающегося при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет.). Различение общеупотребительного(ых) зна- чения(ий) слова и его употребление в качестве понятия (предложение, выражение, задача, модель, план, действие.). Понимание значения слов с опорой на контекст. Осознание взаимозависимости форм слов в предложении при составлении предложения из слов, данных в начальной форме Составление (на интуитивном уровне) групп слов по их грамматическому значению. Наблюдение связей грамматических групп слов: предмет и его признак, предмет и его количество, действие предмета и признак действия. Анализ лингвистического текста, выделение заданного содержания. Установление связи: грамматический вопрос - название рисунка, грамматическая группа слов. Слова, называющие одушевленные и неодушевленные предметы, их отличительные грамматические признаки. Группировка словосочетаний по признаку одушевленности-неодушевленности названных в них предметов. Решение орфографических задач, фонетический анализ слов Уметь соотносить вопрос со словом определенного грамматического значения. Уметь различать названия предметов: одушевленные неодушевленные; мужского, женского, среднего рода. – Установление грамматической связи с опорой на вопрос между названием предмета и его признаками. Подбор отгадки, ограниченной заданными грамматическими признаками (одушевленностью - кто?) и мужским родом (он). Проявление умения слушать одноклассников, использование вежливой формы общения. Анализ необходимого и достаточного (существенные признаки) для отгадывания загаданного предмета Сравнение написанных слов со словарем. Установление грамматической связи между словами по вопросу. Узнавание слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих признак предмета. Самостоятельное придумывание описания загаданного предмета. Работа с загадкой одноклассника. Обсуждение выполненных работ. Понимание учебного смысла текста, выделенного на с. 53. Подбор (на интуитивном уровне) к названию предмета его признака (согласование в роде и числе). Различение смысла слов, противоположных по значению, интуитивный подбор парных слов с противоположным значением. Редактирование текста, ознакомление со словами-указателями Упражнение в подборе к названию предмета слова-указателя на этот предмет. Узнавание и маркировка одушевленных предметов. Установление грамматических связей слов в предложении. Накопление опыта правильного употребления в речи форм слов, называющих предметы, и слов указателей. Работа с лингвистическим текстом. Ознакомление с делением слов на самостоятельные и служебные слова. Накопление опыта по узнаванию самостоятельных и служебных слов. Различение слов по их грамматическому значению. Применение орфографического чтения (про- говаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании Адекватный выбор предлогов места с опорой на рисунки. Придумывание рассказа от лица неодушевленного предмета. Наблюдение роли служебных слов в передаче цели речи. Установление грамматической связи слов (существительного и глагола, глагола и существительного, существительного и прилагательного) посредством вопроса. Орфографическая работа: упражнение в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу; Ь как показателя мягкости; словарных слов. Использование слов-антонимов, подбор определений для характеристики персонажей. Составление рассказа (устно) с опорой на рисунок и слова, обозначающие действие предмета. Расширение активного и пассивного словаря при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет.) Анализ речевых ситуаций с целью осознания необходимости введения понятия «имя собственное». Узнавание и маркировка слов - имен собственных. Наблюдение грамматической связи слов в предложении. Звукобуквенный разбор слов, характеристика букв гласных и согласных. Освоение орфоэпических правил. Участие в инсценировании, выбор адекватных средств устного общения. Узнавание предложения по цели высказывания и по интонации. Работа с текстом, объяснение его цели, выборка содержания в соответствии с заданием. Анализ содержания (оглавления) учебника. Упражнение в оформлении предложения в письменной речи, маркировка орфограмм, дифференциация слов по грамматическим группам. Дифференциация предложений по цели. Анализ настроения стихотворения. Наблюдение случаев написания слов с большой буквы в стихотворном тексте. Различение предметов одушевленных - неодушевленных. Освоение правильного произношения слов. Анализ слов с точки зрения их происхождения (на примере фамилий). Упражнение в выборе средств выразительности для создания собственного устного высказывания. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и вковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Пользование в повседневной жизни нормами речевого этикета. Упражнение в употреблении большой буквы. Выборочное списывание текста. Объяснение нравственного смысла прозвищ. Расширение опыта написания большой буквы в именах собственных одушевленных и неодушевленных. Классификация звуков по заданному основанию (твердые-мягкие согласные звуки). Составление описания животного с опорой на данные загадки. Объяснение правописания слов с большой буквы. Работа с правилом, сравнение информации словесной с информацией нарисованной. Сравнение текстов по их стилистической принадлежности (на интуитивной основе). Определение наличия заданного звука в слове. Группировка слов по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-арти- куляционном отношении звуков. Различение звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеристика особенностей гласных, согласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Упражнение в правильном выборе слова. Редактирование текста Ознакомление с особенностями записки, открытки, письма как разновидностей текста: обязательные их части, особенности оформления. Сочинение собственных текстов, их оценка и редактирование. Упорядочивание слов по алфавиту по первой букве слова, по двум и трем первым буквам слова. Упражнение в написании словарных слов. Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием. Анализ слов с грамматической точки зрения. Сочинение открытки, обсуждение работ, редактирование. Различение слова и обозначаемого им предмета. Объяснение значения слов с опорой на контекст. Анализ прямого и переносного смысла многозначных слов. Различение предложений по интонации, их оформление. Упражнение в согласовании слов по смыслу (лексической сочетаемости слов - без введения понятия). Звуковой и звукобуквенный разбор слов. Повторение фонетической роли Ь и Ъ. Комментирование написания слов. Анализ речевой ситуации, адекватный выбор соответствующей лексики. Инсценирование, освоение средств вежливого общения. Приобретение опыта пользования толковым словарем. Различение слов, противоположных по смыслу. Повторение правил переноса слов, маркировка ударных гласных, деление слова на слоги. Толкование пословицы. Различение: орфограмма – неорфограмма. . Придумывание своего варианта сказки «Красная Шапочка»; подбор близких по смыслу слов. Демонстрация орфографической зоркости. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Пользование в повседневной жизни нормами речевого этикета. Совместная выработка правил участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге, полилоге Сравнение лексического значения родственных слов. Повторение написания сочетаний чк, чн, льчи др. Упражнение в сочетании слов по смыслу при выборе нужного слова из ряда родственных. Маркировка ударения, корня, наблюдение слабой позиции гласных, сравнение написания и произношения. Анализ текста о чередовании согласных в корне. Орфографическая работа со словами. Применение орфографического чтения (проговаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании. Анализ нарушения лексической сочетаемости слов как приема при сочинении нелепицы. Повторение написания большой буквы и Ь, выборочная запись предложений. Установление этимологии слов с мотивированным значением. Различение грамматических групп слов, преобразование формы числа слов-названий, деление слова на слоги и для переноса. Работа с многозначными словами: понимание прямого и переносного значения слова. Толкование мотивированных названий. Работа с этимологическим словарем. Наблюдение слабой и сильной позиции гласного в корне однокоренных слов. Определение тематической группы слов, подведение их под общее понятие. Различение: тематическая группа слов - родственные слова. Выделение корня в родственных словах, нахождение орфограммы гласного в корне, сравнение звукового и буквенного состава слов. Анализ загадки - описания животного, самостоятельное составление описания животного Определение общего в описании весны разными авторами. Установление связей слов с помощью вопроса (грамматической сочетаемости слов), различение грамматических групп слов. Работа со словарными словами одной лексической группы, их ранжирование по алфавиту. Анализ пунктуационных знаков письменной речи как средства передачи интонации чтения. Письмо по памяти. Классификация слов по роли Ь Определение грамматических групп слов. Наблюдение грамматических (род, число) и лексических связей слов. Ознакомление с лексическими группами слов. Составление рассказа по данным словам, обозначающим действие предмета. Обсуждение работ, их редактирование. Повторение фонетического и орфографического материала. Применение орфографического чтения (про- говаривания) как средства самоконтроля при письме под диктовку и списывании. |