СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (5 класс, 170 часов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа адаптирована под санаторную школу с периодом пребывания детей в 21 день

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (5 класс, 170 часов)»

Пояснительная записка


Рабочая программа к учебному предмету «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), а также: на основе Основной общеобразовательной программы начального и общего образования ГБУ РК «Санаторий имени Н.К. Крупской для детей и детей с родителями», утвержденной 03.07.2018 г. Пр. № 188; на основе учебных планов санатория, утверждённых приказом № 271 от 26.08.2019 г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г. Данная рабочая программа реализуется через учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2014.

Общая характеристика учебного предмета

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека. Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей. В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер. Таким образом, особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:

  • личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;

  • регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);

  • познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

  • коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

В программе для 5 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности. Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения. В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности. Реализация когнитивно - коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.





Цели:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Задачи:

  • формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • учить применять полученные знания и умения в учебной и практической деятельности;

  • развивать устную и письменную речь учащихся через различные виды речевой деятельности;

  • обучать различным речевым жанрам разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей речи, отвечающим социальному и речевому опыту пятиклассников;

  • формировать универсальные учебные действия.



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;



2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.


Основное содержание учебного предмета

Введение

Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.

Фонетика. Графика. Орфография

Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и буквы  (звонкие/глухие, парные/непарные). Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные.  Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных   в корне слова.

Морфемика. Словообразование. Орфография

Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы. Сложные слова.

Лексикология

Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв Е//И в корнях. Чередование букв А//О в корнях. Суффиксы -ЧИК и –ЩИК. Буквы И и Ы после приставок. Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова.

Морфология

Части речи.  Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных.  Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Синтаксис и пунктуация

Что изучает синтаксис? Словосочетание. Предложение – основная единица речевого общения.   Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Наши эмоции и их отражение в предложении. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении.  Сказуемое. Способы выражения  сказуемого в предложениях.   Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Прямая речь. Сложное предложение.

Учебно-тематический план

пп

Название раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение

8

1

2

2

Фонетика. Графика. Орфография

15

1

1

3

Морфемика. Словообразование. Орфография

13

2

4

4

Лексикология

41

3

6

5

Морфология

61

6

9

6

Синтаксис и пунктуация

32

3

5

7

Итого:


170

16

27



Требования к уровню подготовки

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.


Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.



Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Материально-техническое обеспечение

оборудование: стол учительский, кресло учительское, парты ученические двухместные, стулья ученические, доска меловая, шкаф для учебных пособий;

библиотечный фонд:

  1. Плакаты «Русский язык 5 класс».

  2. Таблицы по русскому языку.

  3. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения).

  4. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: Просвещение, 2014.

  5. «Русский язык 5-9 классы»; 2-е издание, Москва: Просвещение, 2014.

  6. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: Просвещение, 2014.

  7. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2014.

  8. фразеологический словарь русского языка (Д.Э.Розенталь)










Календарно-тематическое планирование


Номер урока


Содержание

(разделы, темы)


Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

урока

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

Введение


Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека. Язык - выразительное средство общения

2





Язык и общение. Нормы русского литературного языка. Язык - универсальное средство общения

2





Развитие речи.

Текст. Понятие о тексте. Признаки текста

2





Развитие речи. Текст: заголовок, план


1





Контрольная работа по теме: «Язык и языкознание. Текст»

1




Фонетика. Графика. Орфография


Буква и звук. Различие буквы и звука. Алфавит

2





Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные

2





Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные

2





Согласные звуки и обозначающие их буквы. Закрепление

1





Повторение тем: «Язык и языкознание», «Текст», «Фонетика»

1





Гласные звуки и обозначающие их буквы

1





Слог и ударение

1





Развитие речи. Устный рассказ по картине

Б. Кустодиева «Масленица»

1





Правописание безударных гласных в корне слова

1





Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного

1





Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография»

1





Работа над ошибками

1




Морфемика. Словообразование. Орфография


Корень слова. Родственные слова

1



Раздаточный материал, материал для языковой игры


Окончание и основа слова

1



Иллюстративный и раздаточный материал


Развитие речи. Рассуждение в повествовании

1



Иллюстративный и раздаточный материал


Приставки

1



Рисунок-карта республики Приставкиной, таблицы (на доске)


Суффиксы

1



Иллюстративный и раздаточный материал


Итоговое тестирование по темам: «Фонетика. Графика. Орфография», «Морфемика. Словообразование»

1





Развитие речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста


1





Сложные слова

1





Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного

1





Контрольное списывание по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

1





Работа над ошибками

1





Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением «Берёзка»

1





Развитие речи. Изложение с продолжением «Берёзка»

1




Лексикология


Лексическое значение слова

1





Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика

2





Толковые словари.

1





Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой

1





Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Закрепление

1





Однозначные и многозначные слова

1





Урок-практикум по теме: «Лексикология»

1





Развитие речи. Подготовка к изложению художественного текста повествовательного характера

1



Текст изложения «Первый снег» (раздаточный материал)


Развитие речи. Изложение «Первый снег»

1



План текста, памятка «Как работать над изложением»


Лексическая сочетаемость

1





Тематическая группа

1





Синонимы. Антонимы

1





Омонимы. Паронимы

2





Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

1





Контрольная работа

по теме: «Лексикология»

1





Понятие о чередовании

1





Буквы Е//И в корнях с чередованием

1





Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-

1





Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-

1





Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного

1



Раздаточный материал: таблица «Незаконченные предложения»


Урок-практикум по теме: «Лексикология»

1





Повторение по теме: «Лексикология»

1





Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением по теме: «М. Пришвин. « Кладовая солнца»

1





Развитие речи. Изложение с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»)

1





Суффиксы

-чик-//-щик-. Знакомство с правилом

1





Суффиксы

-чик-//-щик-. Закрепление

1





Буквы И//Ы после приставок на согласные. Знакомство с орфограммой

1





Буквы И//Ы после приставок на согласные. Закрепление

1





Развитие речи. Подготовка и написание сочинения «Как я первый раз...»

2





Особенности написания приставок на З//С. Выделение приставки


1



Схема, таблица для проверки диктанта


Особенности написания приставок на З//С.

Графическое обозначение орфограммы

2





Контрольное тестирование по теме: «Лексикология»

1





Понятие о фразеологизмах


1





Фразеологизмы. Синонимичные фразеологизмы


1





Повторение изученного по теме: «Лексикология».

1





Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме: «Лексикология»

1





Работа над ошибками

1




Морфология


Части речи

1



Кроссворд (на доске)


Имя существительное


1



Таблица «Наведи порядок» (на доске)


Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1



Тексты на каждую парту


Имена существительные собственные и нарицательные

1



Таблица «Наведи порядок», схема (на доске)


Морфологический разбор имён существительных

1



Запись на доске для самостоятельной работы


Род имён существительных

1



Текст Т.Рик для чтения с остановками


Имена существительные, имеющие только форму множественного/ единственного числа

1



Иллюстративный и раздаточный материал, картинки блюд и продуктов для игры


Склонение имён существительных

1



Таблица (на доске)


Контрольная работа по теме: «Имя существительное»

1





Развитие речи. Описание «поэтических предметов»

1



Репродукция картины П.Кончаловского «Сирень в корзине», карточки, кроссворд (на доске)


Развитие речи. Описание картины П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1



Репродукция картины П.Кончаловского «Сирень в корзине»


Множественное число имён существительных

1



Иллюстративный и раздаточный материал


Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

1



Схемы, таблица, сигнальные карточки


Урок-практикум по теме: «Морфология»

1





Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1



Схемы на доске


Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Закрепление

1



Дидактический и раздаточный материал


НЕ с именами существительными

2





Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

1



22 звезды (6 больших зеленых, 2 больших синих; 14 маленьких:6 зеленх, 8 синих), макет звездолета


Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме:

«Морфология. Имя существительное»

1





Работа над ошибками

1





Имя прилагательное как часть речи

1



Схема на доске


Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».


1





Развитие речи. Написание сочинения- повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».


1





Правописание окончаний имён прилагательных

1



Иллюстративный и раздаточный материал


Правописание О-Е после шипящих в окончании имен прилагательных

1



Карточки (одна на парту)


Контрольное тестирование по теме: «Морфология»

1





Полные и краткие прилагательные

1



Таблица на доске


НЕ с именами прилагательными

2





Морфологический разбор имени прилагательного

1



Фотографии тигров (2-3 шт.)


Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

1



Тексты для работы в группах, схема на доске


Развитие речи. Подготовка к изложению прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное»

1





Развитие речи. Изложение прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное»

1





Понятие об имени числительном

1





Понятие о местоимении

1





Контрольная работа № 3 по теме: «Числительное, местоимение»

1





Работа над ошибками

1





Глагол как часть речи

1



Схема (на доске), раздаточный материал


Понятие об ифинитиве

1





Развитие речи.

Средства связи предложений в тексте. Анализ текста

1





Время глагола

1



Кроссворд (на доске), таблицы


Итоговое тестирование по теме: «Морфология»

1





Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

2



Таблица определения спряжения глаголов, раздаточный материал «Тренировочные упражнения»


Правописание окончаний глаголов

1





Понятие о наречии. О//Ё после шипящих в суффиксах наречий

1





Морфологический разбор глагола

1



«Кладовая подсказок» (запись на доске)


Урок-практикум по теме: «Глагол»

1





Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»

1



РМ для тренировочных упражнений


Наречие. Ь на конце наречий

1





Понятие о служебных частях речи

1





Служебные части речи. Союзы

1





Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов

1





Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине по теме:

«И.Я. Билибин. «Гвидон и царица»

1





Развитие речи. Сочинение по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица»

1





Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы

1





Урок-обобщение по теме: «Морфология»

1





Урок - практикум по теме: «Морфология».

1





Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме: «Морфология»

1





Работа над ошибками

1




Синтаксис и пунктуация


Что изучает синтаксис

1





Словосочетание

1





Предложение – основная единица речевого общения

1





Понятие о главных и второстепенных членах предложения.

1





Главные и второстепенные члены предложения. Урок-практикум

1





Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1





Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

1





Эмоции и их отражение в предложении

1





Эмоции и их отражение в предложении. Урок-практикум

1





Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

1





Работа над ошибками


1





Развитие речи.

Как писать отзыв


1





Понятие о грамматической основе предложения

1





Способы выражения грамматической основы предложения

1





Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»

1





Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

2





Второстепенные члены предложения

1





Определение

1





Понятие о дополнении

1





Понятие об обстоятельстве

1





Понятие об однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1





Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Урок-практикум


1





Развитие речи. Вопросный план текста

1





Понятие об обращении

1





Прямая речь

1





Развитие речи.

План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода»

1





Развитие речи. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода»

1





Сложное предложение

1





Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»

1





Итоговый контрольный диктант № 6

с грамматическим заданием

1





Работа над ошибками.

Обобщение изученного в 5 классе


1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!