Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному предмету «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), а также: на основе Основной общеобразовательной программы начального и общего образования ГБУ РК «Санаторий имени Н.К. Крупской для детей и детей с родителями», утвержденной 03.07.2018 г. Пр. № 188; на основе учебных планов санатория, утверждённых приказом № 271 от 26.08.2019 г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г. Данная рабочая программа реализуется через учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч./Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека. Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей. В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер. Таким образом, особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:
-
личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;
-
регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
-
познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
-
коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.
В программе для 5 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности. Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения. В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности. Реализация когнитивно - коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Цели:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи:
-
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
-
учить применять полученные знания и умения в учебной и практической деятельности;
-
развивать устную и письменную речь учащихся через различные виды речевой деятельности;
-
обучать различным речевым жанрам разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей речи, отвечающим социальному и речевому опыту пятиклассников;
-
формировать универсальные учебные действия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-
владение разными видами чтения;
-
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
-
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
-
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
-
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
-
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
-
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
-
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
-
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
-
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
-
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
Основное содержание учебного предмета
Введение
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика. Графика. Орфография
Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и буквы (звонкие/глухие, парные/непарные). Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы. Сложные слова.
Лексикология
Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Чередование букв Е//И в корнях. Чередование букв А//О в корнях. Суффиксы -ЧИК и –ЩИК. Буквы И и Ы после приставок. Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова.
Морфология
Части речи. Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Служебные части речи.
Синтаксис и пунктуация
Что изучает синтаксис? Словосочетание. Предложение – основная единица речевого общения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Наши эмоции и их отражение в предложении. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении. Сказуемое. Способы выражения сказуемого в предложениях. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Прямая речь. Сложное предложение.
Учебно-тематический план
№ пп | Название раздела | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Введение | 8 | 1 | 2 |
2 | Фонетика. Графика. Орфография | 15 | 1 | 1 |
3 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 13 | 2 | 4 |
4 | Лексикология | 41 | 3 | 6 |
5 | Морфология | 61 | 6 | 9 |
6 | Синтаксис и пунктуация | 32 | 3 | 5 |
7 | Итого: | 170 | 16 | 27 |
Требования к уровню подготовки
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Материально-техническое обеспечение
оборудование: стол учительский, кресло учительское, парты ученические двухместные, стулья ученические, доска меловая, шкаф для учебных пособий;
библиотечный фонд:
-
Плакаты «Русский язык 5 класс».
-
Таблицы по русскому языку.
-
Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения).
-
Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: Просвещение, 2014.
-
«Русский язык 5-9 классы»; 2-е издание, Москва: Просвещение, 2014.
-
Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: Просвещение, 2014.
-
Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2014.
-
фразеологический словарь русского языка (Д.Э.Розенталь)
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока |
Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Введение |
| Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека. Язык - выразительное средство общения | 2 | | | |
| Язык и общение. Нормы русского литературного языка. Язык - универсальное средство общения | 2 | | | |
| Развитие речи. Текст. Понятие о тексте. Признаки текста | 2 | | | |
| Развитие речи. Текст: заголовок, план | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме: «Язык и языкознание. Текст» | 1 | | | |
Фонетика. Графика. Орфография |
| Буква и звук. Различие буквы и звука. Алфавит | 2 | | | |
| Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные | 2 | | | |
| Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные | 2 | | | |
| Согласные звуки и обозначающие их буквы. Закрепление | 1 | | | |
| Повторение тем: «Язык и языкознание», «Текст», «Фонетика» | 1 | | | |
| Гласные звуки и обозначающие их буквы | 1 | | | |
| Слог и ударение | 1 | | | |
| Развитие речи. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица» | 1 | | | |
| Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | | |
| Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
Морфемика. Словообразование. Орфография |
| Корень слова. Родственные слова | 1 | | | Раздаточный материал, материал для языковой игры |
| Окончание и основа слова | 1 | | | Иллюстративный и раздаточный материал |
| Развитие речи. Рассуждение в повествовании | 1 | | | Иллюстративный и раздаточный материал |
| Приставки | 1 | | | Рисунок-карта республики Приставкиной, таблицы (на доске) |
| Суффиксы | 1 | | | Иллюстративный и раздаточный материал |
| Итоговое тестирование по темам: «Фонетика. Графика. Орфография», «Морфемика. Словообразование» | 1 | | | |
| Развитие речи. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 | | | |
| Сложные слова | 1 | | | |
| Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного | 1 | | | |
| Контрольное списывание по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением «Берёзка» | 1 | | | |
| Развитие речи. Изложение с продолжением «Берёзка» | 1 | | | |
Лексикология |
| Лексическое значение слова | 1 | | | |
| Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика | 2 | | | |
| Толковые словари. | 1 | | | |
| Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой | 1 | | | |
| Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Закрепление | 1 | | | |
| Однозначные и многозначные слова | 1 | | | |
| Урок-практикум по теме: «Лексикология» | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к изложению художественного текста повествовательного характера | 1 | | | Текст изложения «Первый снег» (раздаточный материал) |
| Развитие речи. Изложение «Первый снег» | 1 | | | План текста, памятка «Как работать над изложением» |
| Лексическая сочетаемость | 1 | | | |
| Тематическая группа | 1 | | | |
| Синонимы. Антонимы | 1 | | | |
| Омонимы. Паронимы | 2 | | | |
| Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме: «Лексикология» | 1 | | | |
| Понятие о чередовании | 1 | | | |
| Буквы Е//И в корнях с чередованием | 1 | | | |
| Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ- | 1 | | | |
| Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС- | 1 | | | |
| Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного | 1 | | | Раздаточный материал: таблица «Незаконченные предложения» |
| Урок-практикум по теме: «Лексикология» | 1 | | | |
| Повторение по теме: «Лексикология» | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением по теме: «М. Пришвин. « Кладовая солнца» | 1 | | | |
| Развитие речи. Изложение с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца») | 1 | | | |
| Суффиксы -чик-//-щик-. Знакомство с правилом | 1 | | | |
| Суффиксы -чик-//-щик-. Закрепление | 1 | | | |
| Буквы И//Ы после приставок на согласные. Знакомство с орфограммой | 1 | | | |
| Буквы И//Ы после приставок на согласные. Закрепление | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка и написание сочинения «Как я первый раз...» | 2 | | | |
| Особенности написания приставок на З//С. Выделение приставки | 1 | | | Схема, таблица для проверки диктанта |
| Особенности написания приставок на З//С. Графическое обозначение орфограммы | 2 | | | |
| Контрольное тестирование по теме: «Лексикология» | 1 | | | |
| Понятие о фразеологизмах | 1 | | | |
| Фразеологизмы. Синонимичные фразеологизмы | 1 | | | |
| Повторение изученного по теме: «Лексикология». | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Лексикология» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
Морфология |
| Части речи | 1 | | | Кроссворд (на доске) |
| Имя существительное | 1 | | | Таблица «Наведи порядок» (на доске) |
| Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | | | Тексты на каждую парту |
| Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | | Таблица «Наведи порядок», схема (на доске) |
| Морфологический разбор имён существительных | 1 | | | Запись на доске для самостоятельной работы |
| Род имён существительных | 1 | | | Текст Т.Рик для чтения с остановками |
| Имена существительные, имеющие только форму множественного/ единственного числа | 1 | | | Иллюстративный и раздаточный материал, картинки блюд и продуктов для игры |
| Склонение имён существительных | 1 | | | Таблица (на доске) |
| Контрольная работа по теме: «Имя существительное» | 1 | | | |
| Развитие речи. Описание «поэтических предметов» | 1 | | | Репродукция картины П.Кончаловского «Сирень в корзине», карточки, кроссворд (на доске) |
| Развитие речи. Описание картины П.Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | | | Репродукция картины П.Кончаловского «Сирень в корзине» |
| Множественное число имён существительных | 1 | | | Иллюстративный и раздаточный материал |
| Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | | Схемы, таблица, сигнальные карточки |
| Урок-практикум по теме: «Морфология» | 1 | | | |
| Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 1 | | | Схемы на доске |
| Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Закрепление | 1 | | | Дидактический и раздаточный материал |
| НЕ с именами существительными | 2 | | | |
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | | | 22 звезды (6 больших зеленых, 2 больших синих; 14 маленьких:6 зеленх, 8 синих), макет звездолета |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология. Имя существительное» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
| Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | Схема на доске |
| Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное». | 1 | | | |
| Развитие речи. Написание сочинения- повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное». | 1 | | | |
| Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | | Иллюстративный и раздаточный материал |
| Правописание О-Е после шипящих в окончании имен прилагательных | 1 | | | Карточки (одна на парту) |
| Контрольное тестирование по теме: «Морфология» | 1 | | | |
| Полные и краткие прилагательные | 1 | | | Таблица на доске |
| НЕ с именами прилагательными | 2 | | | |
| Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | Фотографии тигров (2-3 шт.) |
| Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | Тексты для работы в группах, схема на доске |
| Развитие речи. Подготовка к изложению прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное» | 1 | | | |
| Развитие речи. Изложение прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное» | 1 | | | |
| Понятие об имени числительном | 1 | | | |
| Понятие о местоимении | 1 | | | |
| Контрольная работа № 3 по теме: «Числительное, местоимение» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
| Глагол как часть речи | 1 | | | Схема (на доске), раздаточный материал |
| Понятие об ифинитиве | 1 | | | |
| Развитие речи. Средства связи предложений в тексте. Анализ текста | 1 | | | |
| Время глагола | 1 | | | Кроссворд (на доске), таблицы |
| Итоговое тестирование по теме: «Морфология» | 1 | | | |
| Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 2 | | | Таблица определения спряжения глаголов, раздаточный материал «Тренировочные упражнения» |
| Правописание окончаний глаголов | 1 | | | |
| Понятие о наречии. О//Ё после шипящих в суффиксах наречий | 1 | | | |
| Морфологический разбор глагола | 1 | | | «Кладовая подсказок» (запись на доске) |
| Урок-практикум по теме: «Глагол» | 1 | | | |
| Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол» | 1 | | | РМ для тренировочных упражнений |
| Наречие. Ь на конце наречий | 1 | | | |
| Понятие о служебных частях речи | 1 | | | |
| Служебные части речи. Союзы | 1 | | | |
| Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов | 1 | | | |
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица» | 1 | | | |
| Развитие речи. Сочинение по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица» | 1 | | | |
| Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы | 1 | | | |
| Урок-обобщение по теме: «Морфология» | 1 | | | |
| Урок - практикум по теме: «Морфология». | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфология» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
Синтаксис и пунктуация |
| Что изучает синтаксис | 1 | | | |
| Словосочетание | 1 | | | |
| Предложение – основная единица речевого общения | 1 | | | |
| Понятие о главных и второстепенных членах предложения. | 1 | | | |
| Главные и второстепенные члены предложения. Урок-практикум | 1 | | | |
| Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | 1 | | | |
| Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи | 1 | | | |
| Эмоции и их отражение в предложении | 1 | | | |
| Эмоции и их отражение в предложении. Урок-практикум | 1 | | | |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | |
| Работа над ошибками | 1 | | | |
| Развитие речи. Как писать отзыв | 1 | | | |
| Понятие о грамматической основе предложения | 1 | | | |
| Способы выражения грамматической основы предложения | 1 | | | |
| Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | |
| Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения | 2 | | | |
| Второстепенные члены предложения | 1 | | | |
| Определение | 1 | | | |
| Понятие о дополнении | 1 | | | |
| Понятие об обстоятельстве | 1 | | | |
| Понятие об однородных членах предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | | |
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Урок-практикум | 1 | | | |
| Развитие речи. Вопросный план текста | 1 | | | |
| Понятие об обращении | 1 | | | |
| Прямая речь | 1 | | | |
| Развитие речи. План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода» | 1 | | | |
| Развитие речи. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода» | 1 | | | |
| Сложное предложение | 1 | | | |
| Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | |
| Итоговый контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием | 1 | | | |
| Работа над ошибками. Обобщение изученного в 5 классе | 1 | | | |