СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (5 класс)»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 18 97 от 17.12.2010 г.);

  • Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» (приложение № к приказу № от 2021 г.);

  • Авторская программа по русскому языку 5-9 классы.

Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2015 г.


Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе.

Цели изучения предмета:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

Задачи изучения предмета:

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским

литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.



Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Соблюдая преемственность с начальной школой, программа предусматривает обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям.

Отличительной особенностью программы является её на­правленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к фор­мированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Особый аспект курса составляет систематическая работа по преодолению коммуникативных неудач, различных ошибок в построении высказывания (как письменного, так и устного). Следует подчеркнуть, что разно­образная лексическая работа предусматривается при изучении каждой темы программы.

В программе для 5 класса реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого, в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в раз­работанном курсе предопределила выдвижение текста в каче­стве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного учебного предмета.

В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым языковым материалом.

Разработанный курс ориентирован на постижение учащимися не только формальных, но и смыс­ловых, а также функциональных особенностей языковых еди­ниц, что особенно важно при порождении речи. При этом особое внимание уделяется не только развитию умений упо­треблять изучаемый языковой материал в соответствии с ситу­ацией и сферой речевого общения, но и освоению норм совре­менного русского литературного языка.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане:

В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1 г. Фокино» на изучение русского языка в 5 классе выделяется 170 ч. (5 часов в неделю)


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

(для учителя)

1. Русский язык. Рабочие программы: под ред. В. Я. Коровиной. 5-9 класс—

М. :Просвещение, 2015.

2.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

[Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос.акад. наук, Рос. акад.

образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2016.

3. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных

учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина - Москва:

«Просвещение», 2020.

4. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику

Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. /авт.-сост. С.С.Рудова. –

Волгоград: Учитель, 2020.

(для учащихся)

1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2016.


Электронные ресурсы

1.Официальные сайты Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru/ — Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование».

http://www.ed.gov.ru/ — Документы и материалы деятельности Федерального Агентства по образованию.

2.http://rusolymp.ru/ http://www.rosolymp.ru/ — Сайт «Всероссийская олимпиада школьников». http://www.vestnik.edu.ru/ — Журнал «Вестник образования».

3.Образовательные порталы, сетевые сообщества учителей и методистов http://www.school.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал.

4.http://www.uroki.ru/ — Образовательный портал «Учёба».

5. http://www.edu-all.ru/ — Портал «Всеобуч» — всё об образовании.

6.http://katalog.iot.ru/ — Образовательные ресурсы сети Интернет.

7.http://pedsovet.org/ — Всероссийский Интернет-педсовет.

8.http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей.

9.http://www.mapryal.org/ — Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

10.http://som.fio.ru/ http://www.openclass.ru/ — Открытый класс.

11.http://pedsovet.alledu.ru/ — Педсовет.

12. http://www.uchmet.ru/ — Учебно-Методический портал.

13. http://festival.1september.ru/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://nayrok.ru/ — Портал «На урок.ру».

14. http://www.ug.ru/ — Информационный сайт «Учительская газета».

15.http://ps.1september.ru/ — Газета «Первое сентября».

16.http://rus.1september.ru/ — Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

17. http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

18. http://repetitor.1c.ru/ — Образовательные программы.

http://center.fio.ru/ — Московский центр Интернет-образования.

Энциклопедии, словари, справочные службы

1. http://www.gramota.ru/ — Справочно-информационный портал «Грамота. Ру».

2. http://www.gramota.ru/spravka/ — Справочная служба русского языка.

3. http://www.gramma.ru/ — Портал «Культура письменной речи».

4. http://rusgram.narod.ru/ — Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН.

5. http://www.ruscorpora.ru/ — Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.

6. http://www.ets.ru/livelang/rus.htm/ — Новое в русском языке.

7.http://www.rusyaz.ru/ — Справочная служба русского языка.

8. http://www.gramota.ru/slovari/ — Словари русского языка.

9.http://www.slovari.ru/ — Русские словари.

Школьникам — для самообразования

1.http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ — Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник.

2. http://character.webzone.ru/ — Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты.

3. http://language.edu.ru/ — Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала.

4. http://www.svetozar.ru/ — Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку.

5. http://www.russkiyjazik.ru/ — Энциклопедия языкознания.

6. http://www.lrc-lib.ru/ — Рукописные памятники Древней Руси.

7. http://likbez.spb.ru/tests/ — Тесты по русскому языку.

8.http://rusword.com.ua/ — Мир слова русского.

9.http://www.websib.ru/competition/gold/konkurs.htm/ — Конкурс «Золотая клякса»


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Ноутбук

  2. Колонки

  3. Презентации, раздаточный материал к урокам

  4. Проектор

  5. Экран

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

К текущему контролю относятся: входной контроль, поурочный контроль, тематический (периодический) контроль, контроль по итогам триместра, полугодия.

Основными формами текущего контроля являются диктант, сочинение, изложение, тест, словарный диктант, анализ текста, опрос по материалам урока, где учащиеся имеют возможность продемонстрировать знание языковых тем курса.

Форма промежуточной итоговой аттестации – практическая работа. Практическую работу в рамках промежуточной итоговой аттестации считать итоговой годовой работой.


п/п

Вид проверочной работы

Количество работ

Периодичность

1

Входной диктант

1

сентябрь

2

Изложение

7

2-3 раза за триместр

3

Сочинение

6

2 раза за триместр

4

Контрольный диктант

5

в конце изучения раздела

5

Контрольная работа

2

в конце изучения раздела

6

Итоговая работа за 1 полугодие

1

декабрь

7

ВПР

1

май

8

Практическая работа в рамках промежуточной итоговой аттестации

1

апрель


Форма промежуточной итоговой аттестации – практическая работа.

Практическую работу в рамках промежуточной аттестации считать итоговой (годовой) работой.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

в 5 классе

Личностные результаты

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

- владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

Язык и языкознание

Обучающийся получит возможность научиться:

- характеризовать основные разделы лингвистики;

- характеризовать язык как знаковую систему и как средство человеческого общения.

Язык и общение

Обучающийся научится:

- определять различия между устной и письменной формами речи;

- различать монологическую и диалогическую речь.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать понятия «язык» и «речь».

Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Аудирование

Обучающийся научится:

- владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным,

детальным —учебно-научных и художественных текстов различных

функционально-смысловых типов речи;

- адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты

различных функционально-смысловых типов речи: формулировать в устной и

письменной форме тему и главную мысль прослушанного текста; формулировать

вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать

содержание прослушанного текста в устной форме и в форме ученического

изложения (подробного, выборочного, сжатого);

- выражать своё отношение к прослушанному;

Обучающийся получит возможность научиться:

- аргументировать своё отношение к прослушанному;

- понимать и комментировать основную и дополнительную/второстепенную информацию прослушанного текста.

Чтение

Обучающийся научится:

- владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

- адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение): устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать содержание прочитанного текста в устной форме и в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);

- владеть умениями информационной переработки текста: составлять план текста (вопросный, назывной, простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

- владеть практическими умениями конструировать информационные запросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать и комментировать основную и дополнительную/второстепенную информацию прослушанного текста;

- аргументировать свое отношение к прочитанному;

- владеть умениями выразительного чтения прозаических и поэтических текстов;

- представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;

- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста.

Говорение

Обучающийся научится:

-создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-популярной, учебно-научной и художественной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование;

- участвовать в диалоге на бытовые, учебно-научные темы;

-пересказывать прочитанный или прослушанный текст в устной форме, в том числе и изменением лица рассказчика;

- выражать своё отношение к предмету речи в устной форме;

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

- соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

- аргументировать своё отношение к предмету речи в устной форме;

- выступать с небольшим сообщением на заданную тему (в том числе представлять результаты исследовательского проекта) перед аудиторией сверстников;

- представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

- передавать в устной форме схематически представленную информацию в виде связного текста.

Письмо

Обучающийся научится:

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности, в том числе с опорой на произведения изобразительного искусства, фотографии с учётом темы, цели и коммуникативного замысла (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра), с соблюдением норм современного русского литературного языка (в пределах изученного);

- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана (вопросного, назывного, простого, сложного);

- выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в письменной форме;

- писать отзыв о прочитанном;

- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

- находить и исправлять недочёты в построении текста, связанные с нарушением последовательности и связности изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- аргументировать своё отношение к предмету речи в письменной форме;

- редактировать собственный текст: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

- корректировать текст с опорой на знание норм современного русского литературного языка (в пределах изученного);

- кратко излагать в письменном виде результаты проектной исследовательской деятельности;

-создавать текст электронной презентации с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Обучающийся научится:

- ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл;

- находить в тексте требуемую информацию;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- анализировать текст: определять и комментировать тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста;

- устанавливать принадлежность к функционально-смысловому типу речи;

- составлять простой и сложный, вопросный и назывной план, структурировать текст;

- находить в тексте типовые фрагменты  — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке;

- создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме; подробно, сжато, выборочно пересказывать текст в устной и письменной форме;

- находить и исправлять недочёты в построении текста, связанные с нарушением последовательности и связности изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выделять в тексте главную и дополнительную/второстепенную информацию;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебно-научный, научно-популярный, информационный);

- создавать высказывание на основе текста, аргументируя своё отношение к прочитанному или прослушанному тексту в устной и письменной форме.

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

- использовать знание алфавита при поиске информации;

- объяснять соотношение звуков и букв;

- характеризовать звук как единицу языка;

- характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков;

- делить слова на слоги, правильно переносить слова с одной строки на другую;

- различать способы обозначения [й’], мягкости согласных, использование

прописных и строчных букв;

- распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам

их звукового состава;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по

заданным параметрам их звукового состава;

- проводить фонетический анализ слов;

- использовать понятие орфограммы в практике письма, различать буквенные и небуквенные орфограммы;

- использовать толковые, орфоэпические и орфографические словари, в том числе мультимедийные, для определения нормативного написания и произношения слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

- объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов;

- характеризовать способы образования звуков русского языка;

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- решать лингвистические задачи;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Морфемика, словообразование, орфография

Обучающийся научится:

- характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

- распознавать виды морфем в слове;

- проводить морфемный анализ слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания: корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными, непроизносимыми согласными, разделительных мягкого и твёрдого знаков, соединительных гласных в сложных словах.

Обучающийся получит возможность научиться:

- комментировать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- определять частеречную принадлежность слова (в рамках изученного) и их формы по типичным суффиксам и окончанию;

- иметь представление о словах, имеющих несколько приставок;

- иметь представление об историческом характере морфемной структуры русского слова;

- решать лингвистические задачи;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова; - использовать морфемно-орфографический словарь.

Лексикология

Обучающийся научится:

- различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);

- определять принадлежность слов к разговорной, нейтральной и книжной лексике;

- распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; распознавать смысловые и стилистические различия синонимов;

- понимать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков);

- различать многозначные слова и омонимы — характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия; группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- проводить лексический анализ слова;

- различать свободные сочетания слов и фразеологизмы;

- объяснять значение фразеологизмов и крылатых слов, уместно употреблять их в речи;

- применять знания по лексикологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;

- соблюдать в речевой практике основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости);

- редактировать собственный текст (находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением слова в несвойственном ему значении, нарушения лексической сочетаемости);

- употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением, сферой

и ситуацией общения;

- использовать разные виды лексических словарей, в том числе мультимедийных, и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;

соблюдать нормы правописания: слов с чередующимися е//и в корнях -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -тер- //-тир-, -дер-//-дир-, -стел-// -стил-, -мер-//-мир; чередующимися а//о в корнях -кас-//-кос-, -лаг- //-лож-; суффиксов -чик- / -щик; -ы- и -и- после приставок; приставок на з/с.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- иметь представление о происхождении слова синоним, о синонимических парах и синонимических рядах, о возникновении синонимов;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- определять текстообразующую роль антонимов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать лексические выразительные средства языка;

- характеризовать фразеологизмы с точки зрения отражения в них культуры и истории народа;

- иметь представление элементарное представление о происхождении слов с чередованием звуков, об истории слов с приставками, об исторической стилистике (на конкретных примерах);

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;

- решать лингвистические задачи;

- иметь представление о творчестве В. И. Даля. Н. М. Шанского.

Морфология

Обучающийся научится:

- распознавать (в рамках изученного) самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; междометия, звукоподражательные слова (общее представление);

- группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации;

- осознавать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического.

Имя существительное

- определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;

- распознавать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные/неодушевленные, собственные/нарицательные); имена существительные общего рода; имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры;

- определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных;

- группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам; - соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имён существительных (е и и в безударных падежных окончаниях, о и е после шипящих и ц в окончаниях, слитное/раздельное написание не с существительными);

- проводить морфологический анализ имен существительных;

- применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы согласования определений с неизменяемыми именами существительными, существительными общего рода;

- иметь представление о происхождении терминов падеж и склонение; о родовой принадлежности некоторых слов в древнерусском языке;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей и грамматических справочников, в том числе мультимедийных;

- решать лингвистические задачи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

- характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;

- группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам;

- различать полную и краткую форму качественных прилагательных,

- определять синтаксическую роль прилагательных в полной и краткой формах;

- анализировать особенности использования имён прилагательных в изучаемых текстах;

- соблюдать нормы произношения, нормы ударения, нормы словоизменения имён прилагательных (в рамках изученного), нормы правописания имён прилагательных: безударных падежных окончаний, о и е после шипящих и ц в окончаниях, кратких прилагательных с основой на шипящий, слитное/раздельное написание не;

- проводить морфологический анализ имён прилагательных; - применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать в художественных текстах и использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;

- соблюдать нормы согласования имён прилагательных с существительными общего рода, неизменяемыми именами существительными;

- решать лингвистические задачи.

Имя числительное

Обучающийся научится:

- распознавать количественные и порядковые числительные;

- характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имён числительных, определять их синтаксическую роль (в рамках изученного);

- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества; - склонять имена числительные (в рамках изученного);

- проводить морфологический анализ имён числительных (в рамках изученного);

- соблюдать нормы словоизменения количественных и порядковых числительных (в рамках изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать целые, дробные, собирательные числительные; простые, сложные составные числительные;

- решать лингвистические задачи.

Местоимение

Обучающийся научится:

- характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль личных местоимений;

- склонять личные местоимения;

- проводить морфологический анализ личных местоимений;

- употреблять личные местоимения в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать местоимения других разрядов.

- осознавать роль местоимений в речи; распознавать личные местоимения.

Глагол

Обучающийся научится:

- характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глаголов;

- распознавать инфинитив и личные формы глагола, приводить соответствующие примеры;

- распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида;

- определять время глагола, тип спряжения, группировать глаголы по типу спряжения;

- уметь спрягать глаголы;

- проводить морфологический анализ глаголов (в рамках изученного);

- соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), нормы правописания: личных окончаний глагола,

-тся и -ться, ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа, е/ё в окончаниях глаголов I спряжения после шипящих.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать инфинитив в составе составного глагольного сказуемого;

- иметь представление о разноспрягаемых глаголах;

- иметь представление об истории употребления в русском речевом этикете местоимений ты и вы.

Наречие

Обучающийся научится:

- распознавать наречия в речи;

- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль наречий;

- различать наречия и краткие прилагательные;

- соблюдать нормы произношения наречий, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания ь на конце наречий после шипящих; о – е после шипящих в суффиксах наречий;

- проводить морфологический анализ наречий (в рамках изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

- иметь представление о происхождении термина наречие, об истории написания без ь уж, замуж, невтерпёж;

- решать лингвистические задачи.

Служебные части речи

Обучающийся научится:

- различать предлоги и союзы;

- правильно употреблять предлоги в составе словосочетания, союзы в составе предложения;

- находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов и союзов (в рамках изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- иметь представление о происхождении слова предлог; - решать лингвистические задачи.

Синтаксис и пунктуация

Обучающийся научится:

- распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

- выделять словосочетания из предложения, распознавать их виды по морфологическим признакам главного слова, называть средства связи слов в словосочетании;

- проводить синтаксический анализ словосочетания (в рамках изученного);

- находить нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания;

- различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, характеризовать их;

-употреблять повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения в речевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания;

- находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные; распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- определять средства выражения главных членов (в рамках изученного);

- различать распространенные и нераспространенные предложения;

- определять виды второстепенных членов предложения и средства их выражения (в рамках изученного);

- распознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, правильно их интонировать; находить в предложении однородные члены и обобщающие слова при них; точно использовать слова, обозначающих родовые и видовые понятия, в конструкциях с обобщающими словами при однородных членах; - проводить синтаксический анализ простого двусоставного предложения, в том числе осложненного однородными членами и обращением;

- распознавать предложения с прямой речью, правильно их интонировать;

- различать простые предложения и сложные;

- проводить синтаксический анализ сложных предложений (в рамках изученного);

-проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений;

- соблюдать пунктуационные нормы при постановке знаков завершения, тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении (в рамках изученного);

- применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать двусоставные и односоставные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- иметь представление об отличительных особенностях интонации повествовательного предложения в русском и английском языке;

- иметь представление об истории знаков препинания; о выражении обращения в древности;

- решать лингвистические задачи.


Содержание учебного предмета

5 класс (170 ч.)

Введение (6 часов)

Язык и языкознание. Язык и общение. Р/р. Текст.

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Входной контрольный диктант.

Синтаксис и пунктуация.  (38 часов)

Что изучает синтаксис. Словосочетание. Предложение - основная единица речевого общения. Главные и второстепенные члены предложения.

Р/р. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Способы их выражения в предложении. Р/р Наши эмоции и их отражение в предложении. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Р/р. Вопросный план текста. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение. Повторение "Синтаксис и пунктуация"

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи по

сказке В.Берестова «Аист и соловей".

- Р/р. Как писать отзыв. Сочинение - отзыв о рассказе В.Осеевой "Навестила"

- Р/р. План текста. Изложение с элементами сочинения по сказке

К.Ушинского

Фонетика, графика, орфография (14 часов)

Буква и звук. Алфавит. Транскрипция. Согласные звуки и обозначающие их буквы.  Глухие и звонкие согласные. Твердые и мягкие согласные.  Непроизносимые согласные.  Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных   в  корне  слова. Повторение "Фонетика, графика, орфография".

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

- Контрольный диктант “Фонетика, графика, орфография”.

Морфемика, словообразование, орфография (14 часов)

Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы. Р/р. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. Сложные слова. Повторение "Морфемика, словообразование, орфография".

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р Сочинение-рассуждение по данному началу.

- Р/р. Изложение с продолжением по сказке Л.Толстого «Уж и ёж».

- Итоговая работа за 1 полугодие.

Лексикология. (41 час)

Лексическое значение слова. Р/р Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Р/р Лексическая сочетаемость. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Буквы Е//И в корнях с чередованием. Буквы А//О в корнях с чередованием. Суффиксы -чик-//-щик-. Буквы И//Ы после приставок на согласные. Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение "Лексикология".

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи по

сказке Л.Чарской «Три слезинки королевны».

- Контрольная работа "Лексикология".

- Р/р. Изложение с продолжением по тексту М.Пришвина «Кладовая солнца».

- Р/р. Обучающее сочинение «Как я первый раз...».

- Р/р. Изложение прочитанного текста Н.Куна.

- Контрольный диктант «Лексикология».

Морфология.  (53 часа)

Части речи. Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Р/р. Аудирование. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Инфинитив. Р/р. Средства связи предложений в тексте. Время глагола. Р/р. Тип речи текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие. Служебные части речи. Повторение "Морфология".

По данной теме предусмотрены следующие работы:

- Р/р. Выборочное изложение по тексту Л.Гераскиной «В стране невыученных

уроков»

- Контрольный диктант ""Имя существительное"".

- Практическая работа в рамках промежуточной итоговой аттестации.

- Р/р. Повествование с элементами описания. Изложение по тексту И.Соколова –

Микитова.

- Р/р. Изложение прочитанного текста С.Гейченко.

- Всероссийская проверочная работа.

- Р/р. Сочинение - описание «Гардероб 2200 года».

- Р/р. Сочинение по картине И.Билибина "Гвидон и царица".

Повторение. (4 ч)

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.


Распределение учебных часов по разделам программы

в 5 классе

п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

6

2

Синтаксис и пунктуация

38

3

Фонетика, графика, орфография

14

3

Морфемика, словообразование, орфография

14

4

Лексикология

41

5

Морфология

53

6

Повторение

4


Всего

170 ч.


Тематическое планирование

уроков русского языка в 5 классе

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; М.: Просвещение, 2016.

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ – 6 ч.

Беседа по т/б. Язык и языкознание

1



Язык и общение

1



Р/р. Текст

1



Р/р. Текст

1



Входной контрольный диктант

1



Работа над ошибками. Повторение изученного в начальной школе

1



СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 38 ч.

Что изучает синтаксис

1



Словосочетание

1



Словосочетание

1



Предложение - основная единица речевого общения

1



Предложение - основная единица речевого общения

1



Главные и второстепенные члены предложения

1



Р/р.Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Способы их выражения в предложении

1



Р/р.Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Способы их выражения в предложении

1



Р/р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи по сказке В.Берестова «Аист и соловей"

1



Р/р. Эмоции и их отражение в предложении

1



Контрольный диктант Словосочетание и предложение»

1



Работа над ошибками. Повторение "Словосочетание и предложение"

1



Р/р. Как писать отзыв. Сочинение - отзыв о

рассказе В.Осеевой "Навестила"

1



Работа над ошибками. Грамматическая основа предложения

1



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1



Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Определение

1



Определение

1



Дополнение

1



Дополнение

1



Обстоятельство

1



Обстоятельство

1



Р/р. Подробное изложение по тексту из книги «Сказки обо всём на свете»

1



Р/р. Подробное изложение по тексту из книги «Сказки обо всём на свете»

1



Однородные члены предложения

1



Однородные члены предложения

1



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1



Р/р .Вопросный план текста

1



Обращение

1



Прямая речь

1



Прямая речь

1



Р/р. План текста. Изложение с элементами сочинения по сказке К.Ушинского

1



Р/р. План текста. Изложение с элементами сочинения по сказке К.Ушинского

1



Работа над ошибками. Сложное предложение

1



Сложное предложение

1



Контрольный диктант «Синтаксис и пунктуация»

1



Работа над ошибками. Повторение "Синтаксис и пунктуация"

1



ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ – 14 ч.

Буква и звук. Алфавит

1



Буква и звук. Алфавит

1



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные

1



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные

1



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные

1



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные

1



Гласные звуки и обозначающие их буквы

1



Гласные звуки и обозначающие их буквы

1



Слог и ударение

1



Р/р. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица»

1



Правописание безударных гласных в корне слова

1



Повторение "Фонетика, графика, орфография"

1



Контрольный диктант “Фонетика, графика, орфография”

1



Работа над ошибками. Обобщение "Фонетика, графика, орфография"

1



МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ – 14 ч.

Корень слова. Родственные слова




Окончание и основа слова

1



Окончание и основа слова

1



Р/р. Сочинение-рассуждение по данному началу

1



Р/р. Сочинение-рассуждение по данному началу

1



Работа над ошибками. Приставки

1



Суффиксы

1



Р/р. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста

1



Сложные слова

1



Повторение "Морфемика, словообразование, орфография"

1



Итоговая работа за 1 полугодие

1



Работа над ошибками. Обобщение изученного материала

1



Р/р. Изложение с продолжением по сказке Л.Н.Толстого»Уж и ёж»

1



Р/р. Изложение с продолжением по сказке Л.Н.Толстого»Уж и ёж»

1



ЛЕКСИКОЛОГИЯ – 41 ч.

Работа над ошибками. Лексическое значение слова

1



Р/р. Устная и письменная речь

1



Разговорная, книжная и нейтральная лексика

1



Разговорная, книжная и нейтральная лексика

1



Толковые словари

1



Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

1



Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

1



Однозначные и многозначные слова

1



Однозначные и многозначные слова

1



Лексическая сочетаемость

1



Тематическая группа

1



Синонимы

1



Антонимы

1



Омонимы. Паронимы

1



Омонимы. Паронимы

1



Р/р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи по сказке Л.Чарской «Три слезинки королевны»

1



Р/р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи по сказке Л.Чарской «Три слезинки королевны»

1



Работа над ошибками. Повторение "Лексикология"

1



Контрольная работа "Лексикология"

1



Работа над ошибками. Понятие о чередовании

1



Буквы Е//И в корнях с чередованием

1



Буквы Е//И в корнях с чередованием

1



Буквы А//О в корнях с чередованием

1



Буквы А//О в корнях с чередованием.

1



Р/р. Изложение с продолжением по тексту М.Пришвина «Кладовая солнца»

1



Р/р. Изложение с продолжением по тексту М.Пришвина «Кладовая солнца»

1



Работа над ошибками. Суффиксы -чик-//-щик-

1



Суффиксы -чик-//-щик-

1



Буквы И//Ы после приставок

1



Р/р. Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1



Р/р. Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1



Работа над ошибками. Особенности написания приставок на З//С

1



Особенности написания приставок на З//С

1



Особенности написания приставок на З//С

1



Фразеологизмы

1



Крылатые слова

1



Р/р. Изложение прочитанного текста Н.Куна




Р/р. Изложение прочитанного текста Н.Куна

1



Работа над ошибками. Повторение "Лексикология"

1



Контрольный диктант "Лексикология"

1



Работа над ошибками. Обобщение "Лексикология"

1



МОРФОЛОГИЯ – 53 ч.

Части речи

1



Имя существительное как часть речи

1



Род имён существительных

1



Род имён существительных.

1



Р/р. Выборочное изложение по тексту Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков»

1



Работа над ошибками. Склонение имён существительных

1



Склонение имён существительных. Падеж. Число

1



Р/р. Аудирование

1



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

1



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

1



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1



Правописание НЕ с именами существительными

1



Правописание НЕ с именами существительными

1



Контрольный диктант "Имя существительное"

1



Работа над ошибками. Повторение " Имя существительное "

1



Имя прилагательное как часть речи

1



Р/р. Повествование с элементами описания. Изложение по тексту И.Соколова – Микитова

1



Р/р. Повествование с элементами описания. Изложение по тексту И.Соколова – Микитова

1



Правописание окончаний имён прилагательных

1



Правописание окончаний имён прилагательных

1



Краткие прилагательные

1



Р/р. Изложение прочитанного текста С.Гейченко

1



Р/р. Изложение прочитанного текста С.Гейченко

1



Работа над ошибками. Правописание НЕ с именами прилагательными

1



Правописание НЕ с именами прилагательными

1



Повторение "Имя прилагательное"

1



Практическая работа в рамках промежуточной итоговой аттестации

1



Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи

1



Имя числительное как часть речи

1



Местоимение как часть речи

1



Местоимение как часть речи

1



Повторение "Части речи. Местоимение"

1



Глагол как часть речи

1



Инфинитив

1



Р/р. Средства связи предложений в тексте

1



Р/р. Средства связи предложений в тексте

1



Время глагола

1



Р/р. Тип речи текста. Способы выражения картины времени в предложении и тексте

1



Р/р.Сочинение - описание «Гардероб 2200 года»

1



Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

1



Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

1



Правописание окончаний глаголов

1



Правописание окончаний глаголов

1



Правописание окончаний глаголов

1



Всероссийская проверочная работа

1



Наречие как часть речи

1



Наречие как часть речи

1



Служебные части речи

1



Повторение "Морфология"

1



Р/р. Сочинение по картине И.Билибина "Гвидон и царица"

1



Р/р. Сочинение по картине И.Билибина "Гвидон и царица"

1



Работа над ошибками. Обобщение "Морфология"

1



ПОВТОРЕНИЕ – 4 ч.

Повторение изученного в 5 классе

1



Повторение изученного в 5 классе

1



Повторение изученного в 5 классе

1



Обобщение изученного в 5 классе

1


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!