1. | 1. Язык 1. Введение. Язык и человек. Роль языка в жизни человека и общества. Общение устное и письменное, диалогическое и монологическое. | и общение - 3 часа. Выразительное чтение текста, осмысление ключевых слов в тексте (упр.1), устный монологический ответ на вопрос (упр. 2,3), письменный ответ на вопрос (упр. 4, 5 – по выбору). | |
2. | 2. Виды чтения: ознакомитель- ное, просмотровое, изучаю- щее. Слушание и его приёмы. | Изучение содержания параграфов учебника (3,4), устное монологическое высказывание на основе теоретического материала по плану, аналитическая работа по тексту (упр. 12). | |
3. | 3. Развитие речи. Стили речи: научный, худо- жественный, разговорный. Речевая ситуация. Речевой этикет. Жанры разговорной речи. | Коллективная работа по осмыслению содержания параграфа учебника, создание речевой ситуации на школьную тему, оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения речевого этикета, формулирование тем для групповых проектов. | |
4. | 2. Повторение 1. Звуки и буквы. Произноше- ние и правописание. Транскрипция. | изученного материала в 1 - 4 классах – 26 час. Работа в парах по обоснованию своего вывода (упр. 21), разделительный диктант (упр. 22), индивидуальная работа с дидактическим материалом. | |
5. | 2. Орфограмма. Место орфограмм в словах. | Коллективная работа по комплексному повторению ранее изученных орфограмм, осмысление морфемного подхода к овладению орфографическими нормами русского языка, буквенный диктант. | |
6. | 3. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Однокоренные слова и формы одного слова. | Работа в парах по использованию алгоритма нахождения и проверки орфограмм, работа с орфографическим словарем, объяснительный диктант. | |
7. | 4. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Орфографический практикум. | Практическая работа по упражнениям учебника, рефлексия коррекционно-контрольного типа по фиксированию собственных затруднений в деятельности, словарный диктант. | |
8. | 5. Правописание непроверяе- мых безударных гласных в корне слова. | Индивидуальная работа с орфографичес- ким словарем, работа в парах (упр. 37), каллиграфический диктант. | |
9. | 6. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Фронтальная устная работа по учебнику, отработка навыков правописания проверяемых согласных в тетрадях на печатной основе, взаимопроверка правильности написания по алгоритму. | |
10. | 7. Правописание непроверяе- мых согласных в корне слова. | Анализ текста (упр. 45), объяснительный диктант, взаимопроверка по алгоритму, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок. | |
11. | 8.Правописание непроизно-симых согласных в корне слова. | Работа в парах по таблице (стр. 27) с использованием алгоритма проверки орфограмм, диктант с указанием заголовка по выбору (упр. 50). | |
12. | 9. Правописание букв И, У, А после шипящих | Коллективная работа с орфоэпическим словарем (стр. 195), буквенный диктант (упр. 51), сочинение-миниатюра (упр. 54) –темы по выбору. | |
13. | 10. Правописание разделительных Ъ и Ь. | Комплексное повторение изученного материала, практическая работа по упражнениям учебника, буквенный диктант (упр. 58). | |
14. | 11. Раздельное написание предлогов с другими словами. | Устное монологическое высказывание-описание рисунка в объеме 8-10 предложений (упр. 63), практическая работа по упражнениям учебника, устное высказывание на лингвистическую тему «Раздельное написание предлогов с другими словами». | |
15. | 12. Диагностический диктант. | Осуществление самоконтроля изученных орфограмм, прогнозирование результата работы. Стартовая диагностика. Входной контроль. | |
16. | 13. Развитие речи. Текст. Основные признаки текста. Виды заголовков. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации полученных ранее знаний о тексте на основе упражнений учебника, языковой анализ текста, творческая работа по составлению связного текста (упр. 68). | |
17. | 14. Развитие речи. Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное изложение текста с измене- нием лица рассказчика. | Составление памятки к написанию изложения, редактирование чернового варианта, определение заголовка, наиболее точно выражающего основную мысль текста, написание изложения текста по Г.Скребицкому. | |
18. | 15. Самостоятельные и служебные части речи. | Фронтальная беседа по таблице (стр. 37), составление плана лингвистического высказывания по теме урока, создание мини-проекта «Наречие как часть речи». | |
19. | 16. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа. | Организация взаимного контроля по изученному ранее материалу, устное монологическое высказывание-описание рисунка в объеме 8-10 предложений (упр. 79), буквенный диктант «Правописание Ь после шипящих в глаголах». | |
20. | 17. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | Рефлексия коррекционно-контрольного типа по фиксированию собственных затруднений, самостоятельная работа по упражнениям учебника. | |
21. | 18. Развитие речи. Тема текста. Темы широкие и узкие. Коммуникативный замысел. Виды заголовков. | Коллективная работа по осмыслению основных признаков текста, развернутый ответ на вопрос: что значит написать сочинение на тему, редактирование сочинения (упр. 87), выразительное чтение, пересказ текста (упр. 89). | |
22. | 19. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. | Урок-презентация, составление и освоение алгоритма определения спряжения и написания личных окончаний глаголов на основе презентации учителя, проверочная тестовая работа. | |
23. | 20. Раздельное написание НЕ с глаголами. | Устное высказывание на лингвистическую тему «Глагол и его формы», графический диктант по правописанию НЕ с глаголами, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование оценок. | |
24. | 21. Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существи- тельных после шипящих. | Комплексное повторение с использова- нием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного на основе таблиц (стр. 50-52), практическая работа по упражнениям учебника, буквенный диктант. | |
25. | 22. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных оконча- ниях прилагательных. | Составление устного монологического высказывания на лингвистическую тему «Имя прилагательное как часть речи», словарный диктант на основе словосочетаний. | |
26. | 23. Развитие речи. Основные признаки текста. Обучающее сочинение-описание картины. | Защита мини-проектов, презентаций по теме урока с использованием ресурсов Интернета, коллективная работа по вопросам (упр. 110), написание сочинения по картине А.А.Пластова «Летом». | |
27. | 24. Местоимения. Разряды местоимений. Личные местоимения. | Урок-презентация, конспектирование материала презентации, выразительное чтение и пересказ текстов по упражнениям учебника, объяснительный диктант, комментирование выставленных оценок, проектирование домашнего задания (по вариантам). | |
28. | 25. Развитие речи. Основная мысль текста. Микротемы текста. | Композиционно-тематический анализ текст (упр. 117), групповая работа с дидактическим материлом, подготовка к выполнению домашнего задания (упр. 119). | |
29. | 26. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | Осуществление самоконтроля изученных понятий и орфограмм, прогнозирование результата работы, написание контрольного диктанта с грамматическим заданием. | |
30. | 3. Синтаксис. 1. Синтаксис. Пунктуация. Основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст. | Пунктуация. Культура речи – 30 час. Выразительное чтение текстов по материалам учебника с учетом смысловой связи предложений, определение номинативной функции словосочетаний и коммуникативной функции предложений, синтаксический и пунктуационный разбор предложений, написание сжатого изложения (упр. 129). | |
31. | 2. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. | Групповая работа по определению типа словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, практическая работа по разбору словосочетаний, комментирование выставленных оценок. | |
32. | 3. Виды связи слов в словосо- четании: согласование, управление, примыкание. | Групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания (по вариантам). | |
33. | 4. Разбор словосочетания. Синтаксический практикум. | Структурирование и систематизация предметного содержания, конструирова- ние и разбор словосочетаний, подбор синонимических синтаксических единиц, проверочная тестовая работа. | |
34. | 5. Предложение. Простое предложение. | Работа в парах по конструированию предложений, выразительное чтение текстов упражнений, синтаксический разбор предложений. | |
35. | 6. Развитие речи. Основные особенности письменного высказывания. Основная и дополнительная информация текста. Основные способы сжатия текста. | Осуществление самоконтроля соблюдения алгоритма написания изложения (стр. 192), индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником: овладение основными способами сжатия текста, определение основной информации текста, написание сжатого изложения по сказке В.Катаева (упр. 149). | |
36. | 7. Виды простых предложений по цели высказывания: повест- вовательные, побудительные, вопросительные. | Составление алгоритма определения типа предложения по цели высказывания, работа в парах, выразительное чтение предложений, оценка своего и чужого высказывания. | |
37. | 8. Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения. | Выразительное чтение текстов упражнений учебника, пунктуационный диктант (упр. 160). | |
38 | 9. Развитие речи. Виды речевой деятельности. Обучающее сочинение-повествование на основе жизненного опыта. | Защита мини-проектов, презентаций по темам (упр. 162), повторение алгоритма написания сочинений, написание сочине- ния-повествования на основе жизненного опыта, устный отзыв о сочинении одноклассника, участие в диалоге. | |
39. | 10. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмом определения членов предложения, синтаксический разбор предложений, самостоятельная работа, проектирование домашнего задания. | |
40. | 11. Главные члены предложения. Сказуемое. | Творческая работа по дидактическому материалу с использованием алгоритмов выполнения задачи, синтаксический разбор предложений, практическая работа. | |
41. | 12. Тире между подлежащим и сказуемым. | Индивидуальная и коллективная работа с дидактическим материалом, составление таблицы по теме урока, объяснительный пунктуационный диктант. | |
42. | 13. Нераспространённые и распространённые предложения. | Формулирование гипотезы учебного исследования по теме «Распространенные и нераспространенные предложения», синтаксический разбор предложений, проектирование домашнего задания. | |
43. | 14. Второстепенные члены предложения . Дополнение. | Фронтальная беседа по содержанию параграфа учебника, осмысление различия прямого и косвенного дополнения, устное монологическое высказывание-описание рисунка (упр. 186), проверочный диктант с грамматическим заданием. | |
44. | 15. Определение. | Индивидуальная работа с лингвистичес- ким портфолио по выяснению смысловой и художественной функций определений, языковой анализ текстов. | |
45. | 16. Обстоятельство. | Работа в парах по определению способов выражения обстоятельств в предложениях, по конструированию предложений с подходящими по смыслу обстоятельст- вами, синтаксический практикум. | |
46. | 17. Предложения с однородными членами. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, выразительное чтение предложений с интонацией перечисления, синтаксический разбор предложений. | |
47. | 18. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Рефлексия коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы по фиксированию собственных затруднений в деятельности, синтаксичес- кий разбор предложений, работа в парах по составлению схем предложений, пунктуационный объяснительный диктант. | |
48. | 19. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. | Конструирование предложений по подбору и включению слов с обобщающим значением, групповая работа по составле- нию алгоритма постановки знаков препи- нания при однородных членах с обобщаю- щим словом, схематический диктант. | |
49. | 20. Обращение. Знаки препи- нания при обращении. | Урок-презентация по материалам художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выразительное чтение предложений с обращениями, объяснительный диктант. | |
50. | 21. Развитие речи. Письмо как одна из разновидностей текста. | Защита групповых мини-проектов, индивидуальных презентаций по материалам художественной литературы, в которых герои пишут и получают письма, стилистический анализ писем (упр. 229, 230), устное высказывание-описание рисунка в объеме 8-10 предложений (упр. 233). | |
51. | 22. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | Работа в парах по составлению схемы-алгоритма разбора простого предложения, фронтальная работа с орфограммами, синтаксический практикум. | |
52. | 23. Простые и сложные предложения. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью с двумя главными членами в каждом простом предложении. | Работа в парах по составлению схемы-алгоритма разбора сложного предложения, синтаксический практикум по разбору сложных предложений, овладение лингви- стической терминологией, синтаксический практикум по различению сложносочинен- ных и сложноподчиненных предложений. | |
53. | 24. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. | Осуществление самоконтроля устойчивой мотивации к закреплению изученного материала, к отработке основных пунктуационных навыков, тестовая работа с последующей самопроверкой. | |
54. | 25. Исследовательская и проектная деятельность. | Определение темы самостоятельного учебного исследования, формулирование проблемы совместно с учителем, составление плана решения учебной задачи. | |
55. | 26. Исследовательские и проектные работы по разделам русского языка «Синтаксис и пунктуация» | Осуществление анализа и компоновки материалов на заданную тему, совершенствование умений формулиро- вания коммуникативной цели сообщения (темы – по выбору). | |
56. | 27. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Урок-презентация по материалам художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, чтение в лицах текстов упражнений учебника для определения прямой речи и слов автора, пунктуационный практикум. | |
57. | 28. Развитие речи. Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога. | Урок-презентация отрывков киноэкрани- заций художественных произведений для подростков, чтение в лицах текстов упражнений учебника, объяснительный пунктуационный диктант. | |
58. | 29. Развитие речи. Контрольное изложение № 1. Подготовка к написанию и написание выборочного изложения текста. | Овладение основными видами информа- ционной переработки текста, прогнозирование результата работы, написание выборочного изложения текста по Е.Мурашовой (упр. 269). | |
59. | 30. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | Осуществление самоконтроля изученных понятий, прогнозирование результата работы, написание контрольного диктанта с грамматическим заданием. | |
60. | 4.Фонетика. 1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки. Гласные ударные и безударные. Редукция гласных звуков. Звукопись. | Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи – 13 часов. Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, формирование навыка правильного произношения редуцирован- ных гласных, совершенствование умения членить слова на слоги и правильно переносить их при написании SMS-сообщений. | |
61. | 2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | Осуществление самоконтроля к устойчи- вой мотивации по овладению норматив- ным произношением, тренировочные упражнения на основе скороговорок, работа с орфоэпическим словарем, оценка своего и чужого высказывания с точки зрения чистоты звучания речи. | |
62. | 3. Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. | Осуществление самоконтроля правильного произношения мягкого или твердого согласного перед (э) в иноязычных словах, произношения сочетания согласных ЧН, ЧТ, произношения грамматических форм прилагательных на -ОГО, -ЕГО , тренировочные упражнения. | |
63. | 4. Развитие речи. Написание подробного обучающего изложения повествовательного текста | Осуществление контрольной функции по формированию основных речеведческих навыков, написание изложения с элементами описания по тексту К. Паустов ского «Шкатулка» (упр. 291, 292). | |
64. | 5. Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. | Коллективная работа по составлению памятки дифференцирования звонких и глухих согласных, выявления оглушения и озвончения звуков, повторение правописания непроизносимых согласных. | |
65. | 6. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные, прописные и строчные буквы. Алфавит | Защита групповых исследовательских и проектных работ «История русской азбуки», участие в диалоге по результатам исследований. | |
66. | 7. Развитие речи. Типы текста. Описание пред- мета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. | Урок-презентация «Русские народные промыслы», подбор, анализ и компоновка материалов, используя ресурсы Интерне- та, составление плана описания, подготовка к домашнему сочинению. | |
67. | 8. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Рефлексия коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы по фиксированию затруднений в деятельности, проверочный диктант. | |
68. | 9. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Звуковое обозна- чение букв Е, Ё, Ю, Я. | Фронтальная работа по осмыслению теоретического материала параграфа учебника, фонетический разбор слов с буквами Е, Ё, Ю, Я. | |
69. | 10. Слог. Ударение. Орфоэпия. Произносительные нормы современного литературного языка. Орфоэпические словари. | Групповая работа с орфоэпическими словарями, составление словарной статьи, работа с текстами, дидактическим материалом на основе орфоэпического словаря, диагностическая тестовая работа. | |
70 | 11. Фонетический разбор слова. | Фонетический анализ слова, комплексное повторение на основе дидактического материала, орфографический практикум | |
71. | 12. Развитие речи. Виды речевой деятельности. Устное монологическое высказывание-описание предметов, изображённых на картине | Аналитическая работа по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.339) по алгоритму конструирования описания, устное описание картины, оценка своей и чужой речи с точки зрения правильности и выразительности высказывания. | |
72. | 13. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». | Осуществление самоконтроля изученных понятий, прогнозирование результата работы. | |
73. | 5. Лексикология. 1. Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Толковые словари русского языка. | Культура речи – 10 часов. Защита мини-проектов по теме урока в контексте проверки домашнего задания, коллективная работа по текстам упраж- нений учебника, групповая работа с толковыми словарям, творческая работа (составление кроссворда – упр. 350). | |
74. | 2. Однозначные и многозначные слова. | Коллективная работа с толковыми словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений с многозначными словами. | |
75. | 3. Прямое и переносное значение слов. | Повторение особенностей изучающего чтения, устное монологическое высказывание на основе параграфа учебника, лексический диктант (упр. 367). | |
76. | 4. Омонимы. Словари омонимов русского языка. | Составление памятки для определения омонимов, составление словарной статьи, тематического словарика омонимов повторение правописание омонимичных приставок, орфографический практикум. | |
77. | 5. Синонимы. Словари синонимов русского языка. | Составление памятки для определения синонимов, составление словарной статьи, тематического словарика синонимов, определение стилистической роли синонимов, творческая работа (упр. 388), защита мини-проектов (упр.391). | |
78. | 6. Развитие речи. Контрольное сочинение №1. Написание сочинения-описания по картине. | Осуществление самоконтроля и самоактуализации владения основными речеведческими навыками, сочинение-описание изображённого на картине И.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368). | |
79. | 7. Антонимы. Словари антонимов русского языка. | Составление памятки для определения антонимов, составление словарной статьи, тематического словарика антонимов, фронтальная работа по вопросам и заданиям (стр. 167). | |
80. | 8. Паронимы. Словари паронимов русского языка. | Составление памятки для определения паронимов, коллективная работа со словарем паронимов ( стр. 197-208). | |
81. | 9. Развитие речи. Контрольное изложение № 2. Подробное изложение текста с изменением лица рассказчика. | Осуществление самоконтроля и самоактуализации владения основными речеведческими навыками, выразительное чтение текста, написание подробного изложения по тексту К. Паустовского «Первый снег» (упр. 408). | |
82. | 10. Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи». | Осуществлению самоконтроля и самоактуализации изученного материала, прогнозирование результата работы. Промежуточная аттестация. Административный контроль. | |
83. | 6. Морфемика. 1. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Орфография. Культура речи - 22 часа. Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, групповая работа по составле- нию таблице «Морфемный подход к овладению основными орфографическими навыками». | |
84. | 2. Словообразовательные и словоизменительные морфемы Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Роль окончаний в словах. | Осуществление структурирования и систематизации изучаемого предметного содержания, фронтальная устная работа по учебнику, разбор слов по составу, практическая работа. | |
85. | 3. Развитие речи. Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования. | Защита презентаций на основе индивидуальных видеоматериалов, написание сочинения в форме письма (упр.425). | |
86. | 4.Корень слова, его назначение в слове. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, повторение правописания безударной гласной в корне слова, проверочный диктант. | |
87. | 5. Развитие речи. Виды речевой деятельности Рассуждение, его структура и разновидности. Устное рас- суждение по поставленному вопросу. Тезис. Аргумент | Осуществление самоконтроля навыка устной монологической речи, определение структурных элементов рассуждения, аргументированный ответ на вопрос (упр. 437). | |
88. | 6. Суффикс как словообразо- вательная морфема. | Исследовательские работы по теме «Суффиксы и их значения», участие в диалоге по результатам исследований. | |
89. | 7. Приставка как словообразо- вательная морфема. | Исследовательские работы по теме «Приставки и их значения», участие в диалоге по результатам исследований. | |
90. | 8. Развитие речи. Обучающее выборочное изложение с изменением лица. | Выразительное чтение текста, пересказ текста с изменением лица рассказчика, написание выборочного изложения с изменением лица по тексту В.Пескова (упр. 456). | |
91. | 9. Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. | Групповая работа с дидактическим материалом, работа с таблицей (стр. 24), орфографический практикум. | |
92. | 10. Варианты морфем. | Выразительное чтение текста, исключение лексических повторов, орфографический практикум. | |
93. | 11. Морфемный разбор слова. | Работа в парах по взаимопроверке морфемного разбора слов, повторение орфограмм в корне слова, самодиктант. | |
94. | 12. Правописание гласных и согласных в приставках. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, тестовая работа. | |
95. | 13. Буквы З и С на конце приставок. | Работа в парах по составлению алгоритма правописания приставок на З-С, словарный объяснительный диктант | |
96. | 14. Правописание изменяемых приставок. | Повторение изученного материала, буквенный диктант, творческая работа: заменить знаки при диалоге знаками при прямой речи (упр. 446). | |
97. | 15.Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-. | Коллективная работа с орфограммами по алгоритму, практическая работа , устное монологическое высказывание-описание рисунка в объеме 8-10 предложений (упр. 486), буквенный диктант. | |
98. | 16. Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-. | Формулирование алгоритма учебного исследования «Правописание чередую- щихся гласных», проверочная тестовая работа базового уровня. | |
99. | 17. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, словарный диктант. | |
100. | 18. Буквы И-Ы после Ц. | Повторение приемов изучающего чтения, составление устного монологического высказывания на основе параграфа учебника, объяснительный диктант. | |
101. | 19. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». | Рефлексия коррекционно-контрольного типа по фиксированию собственных затруднений в деятельности с использова- нием контрольных вопросов по изученному разделу, проверочная работа. | |
102. | 20. Развитие речи. Контрольное сочинение № 2 . Описание картины с элементами рассуждения. | Коллективное конструирование текста- описания, написание сочинения-описания с элементами рассуждения на поставлен- ные вопросы по картине П. Кончаловского «Сирень в окне» ( упр.508). | |
103. | 21. Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография». | Осуществление самоконтроля и самоактуа- лизации изученного материала, прогнозирование результата работы, написание контрольного диктанта. | |
104. | 22. Анализ контрольного диктанта. | Осуществление самоанализа и самокорректировки своей учебной деятельности. | |
105. | 7.Морфология. 1. Имя существительное как часть речи. | Орфография. Культура речи – 56 часов. Имя существительное Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, практическая работа по тексту. | |
106. | 2. Развитие речи. Доказательство и объяснения в рассуждении. Обучающее сочинение-рассуждение. | Коллективная работа по определению композиционных частей текста- рассуждения , написание сочинения-рассуждения (упр. 522). | |
107. | 3. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Повторение ранее изученного материала, повторение знаков препинания при обращении, пунктуационный практикум (упр. 524). | |
108. | 4. Имена существительные собственные и нарицатель- ные. Большая буква в именах собственных. | Повторение ранее изученного материала, повторение знаков препинания при диалоге, пунктуационный практикум (упр.531). | |
109. | 5. Род имён существительных. | Повторение ранее изученного материала, работа с деформированным текстом (упр. 548). | |
110. | 6. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Повторение приемов изучающего чтения, выразительное чтение текста, пересказ текста, практическая работа. | |
111. | 7. Развитие речи. Контрольное изложение № 3. Основные способы сжатия текста. Сжатое изложение-повествование. | Осуществление самоконтроля и самоактуа- лизации основных речеведческих навыков, написание сжатого изложения по алгорит- му выполнения задачи по тексту Е. Пер- мяка «Перо и чернильница» ( упр. 553). | |
112. | 8. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Повторение правописания разделительных Ъ и Ь, повторение правописания приставок, словарный диктант. | |
113. | 9. Три склонения имён существительных. | Повторение ранее изученного материала, рефлексия коррекционно-контрольного типа, орфографический практикум. | |
114. | 10. Падеж имён существительных. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, практическая работа. | |
115. | 11. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторение приемов изучающего чтения, коллективное составление алгоритма написания падежных окончаний существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ, объяснительный диктант (упр. 582, 583). | |
116. | 12. Правописание гласных в падежных окончаниях сущест- вительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ. | Осуществление самоконтроля к устойчи-вой мотивации по овладению основными орфографическими нормами, проверочный диктант. | |
117. | 13. Развитие речи. Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. | Повторение основных особенностей стиля художественной литературы, написание подробного изложения по тексту В.П. Астафьева ( упр. 587). | |
118. | 14. Множественное число имён существительных. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, тестовая работа повышенного уровня сложности. | |
119. | 15 Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Повторение ранее изученного материала, распределительный диктант ( упр. 600). | |
120. | 16. Морфологический разбор имени существительного. Виды речевой деятельности. Устное монологическое высказывание-описание картины. | Рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с материалами учебника, работа в парах с последующей взаимопроверкой. Аналитическая работа по картине Г.Нисского «На лодке.Вечер» (упр. 602,603) по алгоритму конструирования описания, устное описание картины, письменный отзыв на устное сочинение одного из учеников. | |
121. | 17. Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное». | Осуществление самоконтроля изученного материала, прогнозирование результата работы, написание контрольного диктанта | |
122. | 18. Анализ контрольного диктанта. | Осуществление самоанализа и самокорректировки учебной деятельности по алгоритму работы над ошибками. | |
123. | 19. Исследовательские и проектные работы | Устное монологическое высказывание по алгоритму конструирования рассуждения ( упр. 607 – темы по выбору), групповая работа по созданию проекта ( упр. 608). | |
124. | 20. Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи. | Имя прилагательное. Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации изученного ранее материала, выразительное чтение текста, пересказ текста (упр.612 ), практическая работа. | |
125 . | 21. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного. | Повторение ранее изученного материала, синтаксический разбор предложений, работа в парах по алгоритму взаимопро- верки, выразительное чтение текста-очерка, пересказ текста (упр. 615). | |
126. | 22. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Повторение ранее изученного материала, составление таблицы «Правописание падежных окончаний прилагательных», объяснительный диктант. | |
127. | 23. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации ранее изученного материала, работа в парах по алгоритму взаимопроверки, диктант (упр. 584). | |
128. | 24. Развитие речи. Контрольное сочинение № 3 Подготовка к написанию и написание сочинения-описа- ния животного (по плану). | Защита презентаций по теме урока, конкурсное сочинение «Мое любимое животное» на основе жизненного опыта с учетом редактирования чернового варианта домашней работы. | |
129. | 25. Прилагательные полные и краткие. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации ранее изученного материала, синтаксический разбор предложений, практическая работа. | |
130. | 26. Развитие речи. Устное монологическое высказывание-описание животного на основе изображённого. | Осуществление самоконтроля и самоактуа- лизации основных речеведческих навыков устного высказывания, оценка своей и чужой речи, устное описание картины А.Комарова «Наводнение». | |
131 | 27. Морфологический разбор имени прилагательного. | Работа в парах по алгоритму взаимопроверки, фронтальная работа по вопросам (стр. 111), диктант (упр. 601). | |
132. | 28. Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилага- тельное». | Осуществление самоконтроля изученного материала, прогнозирование результата работы, написание контрольного диктанта. | |
133. | 29. Анализ контрольного диктанта | Осуществление самоанализа и самокор- ректировки учебной деятельности по алгоритму работы над ошибками. | |
134. | 30. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола. | Глагол. Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации ранее изученного материала, практическая работа по упражнениям учебника. | |
135. | 31. Правописание НЕ с глаголами. | Рефлексии коррекционно-контрольного типа по фиксированию собственных затруднений в деятельности, фронтальная работа по учебнику. | |
136. | 32. Развитие речи. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. | Осуществление самоанализа и самоактуа- лизации владения основными речеведчес- кими навыками, выполнение творческой работы по алгоритму. | |
137. | 33. Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ) | Повторение ранее изученного материала, работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой. | |
138. | 34. Развитие речи. Приемы сжатия научного текста: план, конспект Вопросный план научного текста, план-конспект статьи. | Совершенствование навыка изучающего чтения, использование в речи глаголов для более точного выражения мысли, для устранения неоправданных повторов, аргументированная защита выполненной работы. | |
139. | 35.Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в неопределённой форме глагола. | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации ранее изученного материала, работа в парах по алгоритму взаимной проверки, предупредительный диктант. | |
140. | 36. Развитие речи. Правила ведения спора, диспута, участие в диалоге, дискуссии на учебно-научную тему. | Коллективное составление правил ведения спора, диспута, научной дискуссии, участие в диалоге на учебно-научную тему. | |
141. | 37.Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа, лингвистическое конструирование. | |
142. | 38. Развитие речи. Виды речевой деятельности. Монологическое высказыва- ние – описание действий. | Осуществление самоанализа владения основными речеведческими навыками устной речи, устное высказывание-описание рисунка в объеме 8-10 предложений (упр. 683). | |
143. | 39.Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил). | Коллективная работа по составлению алгоритма правописания чередующихся гласных, работа с таблицей по алгоритму, объяснительный диктант. | |
144. | 40. Развитие речи. Контрольное сочинение № 4. Монологическое выска- зывание в письменной форме на основе жизненного опыта. | Осуществление самоанализа владения основными речеведческими навыками, защита мини-проектов, презентаций, написание невыдуманного рассказа о себе. | |
145. | 41.Время глагола. Прошедшее время глагола. | Коллективная работа по учебнику, самостоятельная работа с орфограммами. | |
146. | 42. Настоящее время глагола. | Устное монологическое высказывание, орфоэпический практикум, проверочная работа. | |
147. | 43. Будущее время глагола. | Самостоятельная работа с дидактическим материалом, выразительное чтение и пересказ текста, практическая работа. | |
148. | 44. Спряжение глаголов. | Коллективная работа по структурирова-нию и систематизации ранее изученного материала, проверочная работа. | |
149. | 45. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | Совершенствование навыка изучающего чтения, работа в парах по алгоритму комментирования орфограмм. | |
150. | 46. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Совершенствование навыка самоактуа-лизации и самокорректировки знаний ранее изученного материла, работа с таблицей, тестовая работа повышенного уровня сложности. | |
151. | 47. Развитие речи. Отзыв на научно-популярную телевизионную программу. | Защита мини-проектов, презентаций, написание отзыва на научно-популярную телевизионную программу по плану. | |
152. | 48. Развитие речи. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. | Устное высказывание-описание рисунка в объеме 8-10 предложений (упр. 725), характеристика действий, употребление глаголов в речи, письменная рецензия на ответ одноклассника. | |
153. | 49. Морфологический разбор глагола. | Работа в парах с орфограммами по алгоритму, взаимопроверка, морфологический разбор глаголов. | |
154. | 50. Развитие речи. Контрольное изложение № 4. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения. | Осуществление самоанализа владения речеведческими навыками, написание сжатого изложения текста с изменением формы лица (упр. 739). | |
155. | 51. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Коллективная работа по структурирова- нию и систематизации ранее изученного материала, работа с таблицей, буквенный диктант. | |
156. | 52. Употребление времён. | Фронтальный опрос, работа в парах, практическая работа по упражнениям учебника, диктант (упр. 747). | |
157. | 53. Развитие речи. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | Составление устного монологического высказывания с использованием глаголов настоящего времени по рисунку «Не взяли на рыбалку» в объеме 8-10 предложений. | |
158. | 54. Исследовательские и проектные работы. | Групповая работа по созданию проекта на основе исследования частоты употребле- ния глаголов в текстах учебников. | |
159. | 55. Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол». | Осуществление самоконтроля изученного материала, прогнозирование результата работы, написание контрольного диктанта | |
160. | 56.Анализ контрольного диктанта | Осуществление самоанализа и самокорректировки учебной деятельности по алгоритму работы над ошибками. | |
161. | 8.Повторение и 1. Разделы науки о языке. Фонетика. Орфография. | систематизация изученного в 5 классе – 10 час. Рефлексия коррекционно-контрольного типа по фиксированию собственных затруднений в деятельности, практическая работа по упражнениям учебника. | |
162. | 2. Повторение изученного. Лексикология. Толковые словари русского языка. | Осуществление устойчивой мотивации к постоянному обогащению словарного запаса, к использованию лексических средств выразительности в речи, работа со словарями, устное высказывание. | |
163. | 3. Повторение изученного. Морфемика и словообразо- вание. Орфография. | Осуществление устойчивой мотивации к овладению основными орфографическими нормами посредством морфемного анализа слов, орфографический практикум. | |
164. | 4. Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация. | Осуществление устойчивой мотивации к овладению основными пунктуационными нормами, комплексное повторение, работа в парах с дидактическим материалом. | |
165. | 5. Повторение изученного. Орфограммы в приставках и корнях слов. Правописание безударной гласной в корне слова. Правописание приста- вок. Правописание раздели- тельных Ъ и Ь. | Коллективная работа по организации комплексного углубленного повторения изученных орфограмм, практическая работа по упражнениям учебника, осуществление самоконтроля по овладе- нию основными орфографическими нормами, словарный диктант, защита мини-проекта (упр. 774). | |
166. | 6. Повторение изученного. Орфограммы в окончаниях слов. Правописание суффиксов и окончаний. | Осуществление самоконтроля по овладе-нию основными орфографическими нормами, тестовая работа повышенного уровня сложности. | |
167. | 7. Повторение изученного. Знаки препинания в простом и сложном предложении, в пред ложениях с прямой речью. | Осуществление самоконтроля по овладе-нию основными пунктуационными нормами, практическая работа по упражнениям учебника. | |
168. | 8. Итоговый контрольный диктант. | Осуществление самоконтроля изученного материала, прогнозирование результата работы. Итоговый контроль. | |
169. | 9. Анализ контрольного диктанта. Корректировка знаний. | Осуществление самоанализа и самокорректировки учебной деятельности по алгоритму работы над ошибкми. | |
170. | 10. Исследовательские и проектные работы «Крылатые слова и выражения». | Защита групповых проектных и исследовательских работ, участие в науч- ном диалоге по результатам исследований, оценка своего и чужого высказывания с точки зрения актуальности учебной проблемы, владения лексическими средствами выразительности речи. | |