Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
1.Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1. Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея». 3
. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 7 Гиагинского района.
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 7 Гиагинского района.
5. Учебного плана МБОУ СОШ №7 Гиагинского района на 2017-2018 учебный год
6. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского.
7. Программа ориентирована на УМК: Учебник «Русский язык»: учебник для 5 класса, общеобр. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
Программа рассчитана на 175 часов в год, 5 часов в неделю.
Программой предусмотрено 38 часов на развитие речи, 6 диктантов, 3 тестовые работы.
2. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свѐрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
К концу 5 класса учащиеся должны научиться:
• по лексике и фразеологии:
употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
• по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев;
различать морфологические способы образования изученных частей речи;
пользоваться словообразовательными словарями • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи;
образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное) в соответствии с нормами литературного языка;
определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
Р е ч ь аудирование и чтение:
-понимать информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владеть разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владеть умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- воспринимать на слух текстов разных сталей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- сравнивать речевые высказывании с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
- излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения;
создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
стилистически корректное использование лексики и фразеологии.
Получат возможность научиться:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения еѐ правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:
I четверть | 45 часов |
II четверть | 35 часов |
III четверть | 50 часов |
IV четверть | 45 часов |
Всего | 175 часов |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
12. | Входной контроль (тест) | Входной | Тест |
22. | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | Входной | Диктант |
52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | Текущий | Диктант |
68 | Рубежное тестирование Рубежное тестирование по теме «Фонетика и графика» | Текущий | Тест |
82 | Контрольная работа (тестирование за 1 полугодие). | Текущий | Тест |
95 | Контрольный работа по теме «Морфемика. Орфография». | Текущий | Диктант |
117 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | Текущий | Диктант |
132 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Текущий | Диктант |
164 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Текущий | Диктант |
173 | Итоговое тестирование по теме «Повторение» | Итоговый | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
(175 часов)
Язык и общение (2ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17ч + 4ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч + 7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(12 ч + 5ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (29ч + 6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч + 2ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(175 ЧАСОВ)
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 +1*) |
1. | | | Читаем учебник. Слушаем на уроке. Язык и человек. | | Прослушать информационное сообщение СМИ, подготовить его пересказ. |
2. | | | Общение устное и письменное. | 1 | Упр7. |
3. | | | Р. Р. Стили речи. | 1 | Упр. 18 |
| ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 17 + 3* |
4. | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Упр. 21 |
5. | | | Орфограмма. | 1 | 7, упр. 28 |
6. | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 | §8, Упр. 35. |
7. | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | §9, Упр. 43. |
8. | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | §9, Упр. 47. |
9. | | | Буквы и, у, а после шипящих. | | §11, Упр. 53. |
10. | | | Разделительные ъ и ь. | 1 | §12, Упр. 55. |
11. | | | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | §13, Упр. 64. |
12. | | | Входной контроль (тест) | 1 | |
13. | | | Части речи. Глагол. | 1 | §15-16, упр. 78 |
14. | | | -Тся и –ться в глаголах | 1 | §17, упр. 85 |
15-16 | | | Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 2 | |
17 | | | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 1 | §19, упр. 92. |
18. | | | Имя существительное. | 1 | §20, упр. 100 |
19. | | | Имя прилагательное. | 1 | §21, упр. 108 |
20. | | | Местоимение. | 1 | §22, упр. 113 |
21. | | | Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста. | 1 | Упр. 118 |
22. | | | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | 1 | |
23 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | |
| СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (24+ 6*) |
24. | | | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Упр123 |
25. | | | Словосочетание. Разбор словосочетаний. | 1 | Упр. 130 |
26. | | | Предложение. | 1 | Упр. 143 |
27. | | | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | 1 | |
28. | | | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Упр. 149 |
29. | | | Восклицательные предложения. | 1 | Упр. 155 |
30-31. | | | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | 2 | |
32. | | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Упр. 161 |
33. | | | Сказуемое. | 1 | Упр. 165 |
34. | | | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Упр. 172 |
35. | | | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 | Упр. 175 |
36. | | | Второстепенные члены предложения. | 1 | Упр. 177 |
37. | | | Дополнение. | 1 | Упр. 185 |
38. | | | Определение. Обстоятельство. | 1 | Упр. 187 |
39. | | | Всероссийская проверочная работа. | 1 | Упр. 195 |
40. | | | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | 1 | Упр. 200 |
41 | | | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Упр. 211 |
42. | | | Предложения с обращениями | 1 | Упр. 219 |
43. | | | Р. Р. Письмо. | 1 | Упр. 225 |
44. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | Упр. 228 |
45-46. | | | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 2 | |
47. | | | Простые и сложные предложения. | 1 | Упр. 239 |
48 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения. | 1 | Упр. 244 |
49 | | | Предложения с прямой речью. | 1 | Упр. 248 |
50 | | | Диалог. | 1 | Упр. 254 |
51 | | | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Упр. 260 |
52 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |
53 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | |
| ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3*) |
54 | | | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | Упр. 265 |
55 | | | Согласные звуки. | 1 | Упр. 274 |
56 | | | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Упр. 276 |
57 | | | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Упр. 280 |
58 | | | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1 | |
59 | | | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Упр. 284 |
60 | | | Графика. Алфавит. | 1 | Упр. 295 |
61-62 | | | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 2 | |
63 | | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | Упр. 306 |
64 | | | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | Упр. 314 |
65 | | | Орфоэпия. | 1 | Упр. 318 |
66 | | | Фонетический разбор слова. | 1 | Упр. 320 |
67 | | | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 | Упр. 321 |
68 | | | Рубежное тестирование по теме «Фонетика и графика» | 1 | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 + 2*) |
69 | | | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 | Упр. 331 |
70 | | | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Упр. 348 |
71 | | | Омонимы. | 1 | Упр. 355 |
72 | | | Синонимы. | 1 | Упр. 361 |
73-74 | | | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | 2 | |
75 | | | Антонимы. | 1 | Упр. 370 |
76. | | | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 | Упр. 374 (устно) |
| МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(117+5) |
77 | | | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 | Упр. 382 |
78 | | | Изменение и образование слов. Окончание. | 1 | Упр. 377 |
79-80 | | | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | 2 | |
81 | | | Основа слова. Корень. | 1 | Упр. 388 |
82 | | | Контрольная работа (тестирование за 1 полугодие). | 1 | Упр. 394 |
83-84 | | | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | 2 | |
85 | | | Суффикс. Приставка. | 1 | Упр. 417 |
86 | | | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 | |
87 | | | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | Упр. 427 |
88 | | | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 1 | Упр. 423 |
89 | | | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Упр. 436 |
90 | | | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | Упр. 443 |
91 | | | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | 1 | Упр. 456 |
92 | | | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 | Упр. 458 |
93 | | | Буквы И – Ы после Ц. | 1 | Упр. 462 |
94 | | | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 1 | Упр. 467 |
95 | | | Контрольный работа по теме «Морфемика. Орфография». | 1 | |
96 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | |
97-98 | | | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | 2 | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 4*) |
99 | | | Имя существительное как часть речи. | 1 | Упр. 476 |
100 | | | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | 1 | Упр. 484 |
101 | | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Упр. 486 |
102 | | | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | |
103 | | | Род имен существительных. | 1 | Упр. 506 |
104 | | | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 | Упр. 511 |
105 | | | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 1 | |
106 | | | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | Упр. 517 |
107 | | | Три склонения имен существительных. | 1 | Упр. 530 |
108 | | | Падежи имен существительных. | 1 | Упр. 532 |
109 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | Упр. 535 |
110-111 | | | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | 2 | |
112 | | | Множественное число имен существительных. | 1 | Упр. 555 |
113 | | | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | Упр. 559 |
114 | | | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Упр. 561 |
115 | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1 | |
116 | | | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 | Упр. 563 |
117 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 | |
118 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Упр. 560 |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 +5*) |
119 | | | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Упр. 577 |
120 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 | Упр. 584 |
121-122 | | | Р. Р. Описание животного. | 2 | Упр. 587 |
123 | | | Прилагательные полные и краткие. | 1 | |
124 | | | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий | 1 | Упр. 597 |
125-126 | | | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). | 2 | |
127 | | | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Упр. 599 |
128-129 | | | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 2 | |
130 | | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | Упр. 601 |
131 | | | Обобщение знаний, полученных об имени прилагательном | 1 | Упр. 602 |
132 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
133 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | |
ГЛАГОЛ (29 +6*) |
134 | | | Глагол как часть речи. | 1 | Упр. 604 |
135 | | | Не с глаголами. | 1 | Упр. 614 |
136 | | | Условия слитного и раздельного написания НЕ с глаголами | 1 | Упр.617 |
137 | | | Р. Р. Рассказ. | 1 | Упр.619 |
138 | | | Неопределенная форма глагола. | 1 | Упр.620 |
139 | | | Правописание Ь после Ч в неопределенной форме глагола | 1 | Упр.629 |
140 | | | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 | Упр.635 |
141 | | | Виды глагола. | 1 | Упр.642 |
142 | | | Совершенный вид глагола | 1 | Упр.643 |
143 | | | Несовершенный вид глагола | 1 | Упр.645 |
144 | | | Корни с чередованием | 1 | Упр. 647 |
145 | | | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 | Упр.649 |
146 | | | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | Упр. 652 |
147 | | | Время глагола. | 1 | Упр. 654 |
148 | | | Прошедшее время глагола. | 1 | Упр.655 |
149 | | | Правописание безударной гласной перед Л в глаголах прошедшего времени | 1 | Упр.657 |
150 | | | Настоящее время глагола. | 1 | Упр. 660 |
151 | | | Будущее время глаголов. | 1 | Упр. 663 |
152 | | | Формы будущего времени глагола | 1 | Упр.666 |
153 | | | Спряжение глаголов. | 1 | Упр. 669 |
154 | | | Глаголы I спряжения | 1 | |
155 | | | Глаголы II спряжения | 1 | Упр. 676 |
156 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Упр.679 |
157 | | | Морфологический разбор глагола. | 1 | Упр. 687 |
158 | | | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 | |
159 | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 1 | Упр. 691 |
160 | | | Время глагола. Употребление времен. | 1 | Упр. 694 |
161 | | | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | 1 | Упр. 698 |
162 | | | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 | |
163 | | | Обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | Упр.700 |
164 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Упр.703 |
165 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | |
166-167 | | | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | 2 | Упр. 704 |
168 | | | Разделы науки о языке. | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ (5+2*) |
169-170 | | | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 2 | Упр. 716 |
171 | | | Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | |
172 | | | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 | Упр.726 |
173 | | | Итоговое тестирование по теме «Повторение» | 1 | |
174 | | | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | Упр.729 |
175 | | | Систематизация изученного. | 1 | |