СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Русский язык" 5 класс (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (5 класс)»

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №55» г. Улан-Удэ


Рассмотрено

Руководитель МО

_____ / /

ФИО

Протокол № от

« » 2020 г.



Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №55

_____ / Цыдыпова Ч. Б./

ФИО

«___» _________ 2020 г.


Утверждено

Директор МАОУ СОШ №55

_____ / Аюева А.Х./

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

предмет

5

класс

170

количество часов за год

Базовый

уровень

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Эрдыниева В.Б.



г. Улан-Удэ

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.15cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ;

- Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

- на основе Программы по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2011 г.)

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 2015.

Предмет «Русский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе – 170 ч. – 5 ч. в неделю.


Цель и задачи обучения предмету «Русский язык» в 5 классе


Курс русского языка направлен на достижение цели, обеспечивающей реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачами являются:

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).




Характеристика учебного процесса:

Сведения о формах и методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся: 

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый


Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка:

  1. диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
    словарно-орфографический),

  2. диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..

  3. сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему),

  4. изложение (подробное, выборочное, сжатое),

  5. тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов),

  6. словарный диктант,

  7. терминологический диктант,

  8. контрольное списывание (осложненное и неосложненное),

  9. работа с деформированным текстом,

  10. устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему,

  11. подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,

  12. проверка техники чтения,

  13. выразительное чтение текста.

Формы и методы, технологии обучения:

обобщающая беседа по изученному материалу; фронтальный опрос;

индивидуальный устный опрос;

опрос с помощью перфокарт;

выборочная проверка упражнения;

взаимопроверка;

самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

написание сочинений;

письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок развития речи; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения. Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Технологии, используемые в учебном процессе:

- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

- Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

-Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

- Технологии системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

Сроки реализации программы: один учебный год.

Планируемые предметные результаты


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Речь и речевое общение

  • использовать различные виды монолога в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  •  предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять


Речевая деятельность

Аудирование

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.


• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.


Чтение

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.


• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.


Говорение

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.


• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.


Письмо

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.


• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


Текст

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.


Функциональные разновидности языка

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.



• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.


Фонетика и орфоэпия. Графика

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.


• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Морфология

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.


Правописание: орфография и пунктуация

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Язык и культура

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

















Содержание курса


п/п

Список разделов и тем

Количество часов

Формируемые УУД

Язык и общение.

5

Знать содержание и структуру учебника, способы предъявления теоретического материала.

Иметь представление о содержании курса русского языка в 5-м классе.

Повторение изученного в начальных классах


26

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

39

Понимать и доказывать отличие словосочетания от предложения. Выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов. Выделять грамматическую основу предложения. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Понимать и доказывать отличие простых предложений от сложных. Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова. Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор предложения. Осознавать и употреблять в речи однородные члены предложения, производить пунктуационный разбор предложения. Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях. Различать вводные слова и члены предложения. Пользоваться в речи вводными словами для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания. Соблюдать пунктуацию в предложениях с водными словами. Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выделять в предложении прямую речь и слова автора. Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. Трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

13

Овладевать основными понятиями фонетики.

Осознавать смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов, количество ударных и безударных слогов). Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Членить слова на слоги и правильно переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения; нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед э в иноязычных словах; сочетаний согласных, грамматических форм( прилагательных на –ого, -его, возвратных глаголов с –ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь. Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений.

Лексика. Культура речи.

10

Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Группировать слова по тематическим группам.

Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка, находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках, пары антонимов, омонимов.

Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные словосочетания и фразеологизмы. Уместно использовать фразеологизмы в речи. Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов как средств выразительности в художественном тексте

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

Овладеть основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка, отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания.

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования слов различных частей речи, составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Владеть орфографической зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне. Распознавать орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках, ъ и ь знаки. Правильно писать предлоги со словами. К которым они относятся, употреблять в речи предлоги-синонимы и предлоги-антонимы. Разграничивать смешиваемые орфограммы. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.

Морфология. Орфография. Культура речи.

48

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам

Повторение

6

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять

с учетом решаемых задач; уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения





















Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


Язык и общение.

5

1

Язык и человек

1

2

Общение устное и письменное

1

3

Читаем учебник

1

4

Слушаем на уроке

1

5

Стили речи

1


Повторение изученного в начальных классах

26

6

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

7

Орфограмма

1

8,9

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

2

10,11

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

2

12

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

13

Буквы и,у,а после шипящих

1

14

Разделительные Ъ и Ь

1

15

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

16

Входная контрольная работа (тест). Диагностика изученного в начальной школе

1

17

Р.р. 1 Что мы знаем о тексте.

1

18,19

Р.р.2-3 Обучающее изложение «Хитрый заяц»

2

20

Части речи

1

21

Глагол

1

22

-Тся и –ться в глаголах

1

23

Контрольное тестирование

1

24

Р.р. Тема текста.

1

25

Личные окончания глаголов.

1

26

Имя существительное.

1

27

Имя прилагательное

1

28

Р.р. 4 Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

1

29

Местоимение

1

30

Р.р.5 Основная мысль текста.

1

31

Контрольный диктант №1 по теме « Повторение изученного в начальной школе».

1


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

39

32

Синтаксис

1

33

Пунктуация

1

34,35

Словосочетание.

2

36

Разбор словосочетания

1

37,38

Предложение. Грамматическая основа.

2

39

Р.р. 6 Сжатое изложение

1

40,41

Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения

2

42

Восклицательные предложения

1

43,44

Р.р.7 Сочинение «Памятный день» Контрольное сочинение №1

2

45

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

46

Сказуемое.

1

47

Тире между подлежащим и сказуемым

1

48

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения

1

49

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

50

Определение

1

51,52

Обстоятельство.

2

53

Предложения с однородными членами.

1

54

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

55,56

Предложения с обращениями

2

57

Р.р. 8 Письмо.

1

58

Синтаксический разбор простого предложения

1

59,60

Р.р. 9 Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

2

61

Пунктуационный разбор простого предложения

1

62,63

Простые и сложные предложения.

2

64

Синтаксический разбор сложного предложения

1

65,66

Прямая речь. Знакомство с косвенной речью

2

67

Диалог

1

68

Р.р. Сжатое изложение.

1

69

Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

1

70

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1


Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

13

71

Фонетика. Гласные звуки

1

72

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи

1

73

Согласные твёрдые и мягкие

1

74

Р.р. 10 Повествование.

1

75

Согласные звонкие и глухие

1

76

Графика. Алфавит

1

77

Р.р. 11 Описание предмета.

1

78

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

79

Двойная роль букв е,ё,ю,я.

1

80

Орфоэпия. Фонетический разбор слова

1

81

Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика»

1

82

Р.р. 12 Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

83

Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика».

1


Лексика

10

84

Слово и его лексическое значение

1

85

Однозначные и многозначные слова

1

86

Прямое и переносное значение слова

1

87

Омонимы.

1

88

Синонимы.

1

89

Р.р. 13 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

1

90

Антонимы

1

91

Повторение изученного по разделу «Лексика».

1

92

Р.р.14 Изложение «Первый снег».

1

93

Контрольный диктант №4 по теме «Лексика».

1


Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

94

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

95

Окончание

1

96

Основа слова

1

97

Р.р.15 Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…»

1

98

Корень слова.

1

99

Р.р.14 Рассуждение.

1

100

Суффикс.

1

101

Приставка

1

102

Р.р. 17 Выборочное изложение «Последний лист орешника» Контрольное изложение №1

1

103

Чередование звуков.

1

104

Беглые гласные

1

105

Варианты морфем

1

106

Морфемный разбор слова

1

107

Правописание гласных и согласных в приставках

1

108,109

Буквы з и с на конце приставок.

2

110

Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-

1

111

Буквы о-а в корне –раст- - -рос-

1

112

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

113

Буквы и-ы после ц

1

114

Повторение по разделу «Морфемика. Орфография»

1

115

Р.р. 18 Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень»

1

116

Контрольный диктант №5 по разделу « Морфемика. Орфография».

1


Морфология. Орфография. Культура речи.



Имя существительное

20

117

Имя существительное как часть речи

1

118

Р.р.15 Доказательства в рассуждении. Контрольное сочинение №2

1

119

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

1

120

Имена существительные собственные и нарицательные

1

121

Р.р.20 Сжатое изложение «Перо и чернильница»

1

122

Род имён существительных

1

123

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

124

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

125,126

Три склонения имён существительных

2

127

Падеж имён существительных

1

128,129

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2

130

Множественное число имён существительных.

1

131

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

132

Морфологический разбор имени существительного

1

133

Повторение пройденного по теме «Имя существительное»

1

134

Р.р.16 Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль.Подмосковье»

1

135

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

1

136

Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное».

1


Имя прилагательное

9

137,138

Имя прилагательное как часть речи.

2

139,140

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

2

141

Р.р.17 Описание животного.

1

142

Прилагательные полные и краткие.

1

143

Морфологический разбор имени прилагательного

1

144

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

1

145

Контрольный диктант№7 по теме «Имя прилагательное».

1


Глагол

19

146

Глагол как часть речи.

1

147

Не с глаголами

1

148

Р.р.18 Рассказ

1

149

Неопределённая форма глагола.

1

150,151

Правописание –тся и –ться

2

152

Виды глагола

1

153

Буквы е – и в корнях с чередованиями

1

154

Время глагола

1

155

Прошедшее время

1

156

Настоящее время

1

157

Будущее время

1

158,159

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

2

160

Морфологический разбор глагола

1

161

Повторение изученного по теме «Глагол».

1

162

Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

163

Употребление времён

1

164

Контрольный диктант №8 по теме «Глагол».

1


Повторение и систематизация изученного

6

165

Разделы науки о языке

1

166

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

167

Орфограммы в окончаниях слов

1

168

Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания

1

169

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

170

Итоговая контрольная работа.

1


Итого:

170 ч.
































Перечень учебно-методического обеспечения:

Основная

  1. Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2010

  2. Методическое пособие для учителя:

Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2016.

Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения.5 класс.-М.: Просвещение, 2017.

КИМ. Рууский язык. 5 класс.-М.:Вако, 2017.

Дополнительная

  1. Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.

  2. Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 5 класс / Г. А. Бакулина. -.: Владос, 2004.

  3. Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, I А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.

  4. Беляеева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М., ВАКО, 2011.

  5. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.

  6. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

  7. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М., 2006

  8. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.

  9. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.

  10. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.

  11. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 5 классе / Т. А. Ладыженская, . Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.

  12. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс/Л. Г. Ларионова. -.: Просвещение, 2006.

  13. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

  14. Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2002.

  15. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.

  16. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М. Казбек-Казиева.— 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с. — (Школьные олимпиады).

  17. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в шко­ле. — М., 1996.

  18. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004.

  19. Черногрудова Е.П. Дидактические материалы к учебнику: 5 класс: к учебнику М.Т, Баранова, Т.А, Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений». М.: Экзамен, 2012.

Литература для учащихся

Основная

Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2010

Школьные словари русского языка

  1. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

  2. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

  3. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический сло­варь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

  4. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  5. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

  6. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школь­ника. — М., 2004.

  7. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

  8. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устарев­ших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.

  9. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый сло­варь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.

  10. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

  11. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Ива­нова. — 4-е изд. — М., 1999.

  12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

  2. 1С Репетитор. Русский язык.

  3. СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.

  4. СD Конструктор тестов. Тренажёр.

  5. СD «Энциклопедия русского языка»

Образовательные электронные ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  2. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  3. http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

  4. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  5. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  6. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  7. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  8. Навигатор. Грамота.руhttp://www.navigator.gramota.ru/

  9. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  10. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

  11. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

  12. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  13. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

  14. Словесник http://www.slovesnik.ru

  15. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  16. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!