Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55» г. Улан-Удэ
Рассмотрено Руководитель МО _____ / / ФИО Протокол № от « » 2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №55 _____ / Цыдыпова Ч. Б./ ФИО «___» _________ 2020 г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ №55 _____ / Аюева А.Х./ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
предмет
5
класс
170
количество часов за год
Базовый
уровень
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Эрдыниева В.Б.
г. Улан-Удэ
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.15cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ;
- Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
- на основе Программы по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2011 г.)
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 2015.
Предмет «Русский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе – 170 ч. – 5 ч. в неделю.
Цель и задачи обучения предмету «Русский язык» в 5 классе
Курс русского языка направлен на достижение цели, обеспечивающей реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачами являются:
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Характеристика учебного процесса:
Сведения о формах и методах, средствах текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся:
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический),
диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему),
изложение (подробное, выборочное, сжатое),
тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов),
словарный диктант,
терминологический диктант,
контрольное списывание (осложненное и неосложненное),
работа с деформированным текстом,
устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему,
подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,
проверка техники чтения,
выразительное чтение текста.
Формы и методы, технологии обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу; фронтальный опрос;
индивидуальный устный опрос;
опрос с помощью перфокарт;
выборочная проверка упражнения;
взаимопроверка;
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
написание сочинений;
письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок развития речи; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения. Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
Технологии, используемые в учебном процессе:
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
- Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
-Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
- Технологии системно-деятельностного подхода в учебном процессе.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Речь и речевое общение |
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения | • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять |
Речевая деятельность |
Аудирование • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме. | • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. |
Чтение • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. |
Говорение • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. |
Письмо • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. |
Текст |
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. | • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. |
Функциональные разновидности языка |
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров, • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. |
Общие сведения о языке |
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. | • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. |
Фонетика и орфоэпия. Графика |
• проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Морфемика и словообразование |
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. |
Лексикология и фразеология |
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Морфология |
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Синтаксис |
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. |
Правописание: орфография и пунктуация |
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. | • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
Язык и культура |
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни | • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. |
Содержание курса
№ п/п | Список разделов и тем | Количество часов | Формируемые УУД |
| Язык и общение. | 5 | Знать содержание и структуру учебника, способы предъявления теоретического материала. Иметь представление о содержании курса русского языка в 5-м классе. |
| Повторение изученного в начальных классах | 26 | I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. II Текст. Тема текста. Стили. |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 39 | Понимать и доказывать отличие словосочетания от предложения. Выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов. Выделять грамматическую основу предложения. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Понимать и доказывать отличие простых предложений от сложных. Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова. Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор предложения. Осознавать и употреблять в речи однородные члены предложения, производить пунктуационный разбор предложения. Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях. Различать вводные слова и члены предложения. Пользоваться в речи вводными словами для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания. Соблюдать пунктуацию в предложениях с водными словами. Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выделять в предложении прямую речь и слова автора. Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. Трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 13 | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Распознавать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов, количество ударных и безударных слогов). Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Членить слова на слоги и правильно переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения; нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед э в иноязычных словах; сочетаний согласных, грамматических форм( прилагательных на –ого, -его, возвратных глаголов с –ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь. Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений. |
| Лексика. Культура речи. | 10 | Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Группировать слова по тематическим группам. Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка, находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках, пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные словосочетания и фразеологизмы. Уместно использовать фразеологизмы в речи. Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов как средств выразительности в художественном тексте |
| Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 | Овладеть основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка, отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования слов различных частей речи, составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Владеть орфографической зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне. Распознавать орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках, ъ и ь знаки. Правильно писать предлоги со словами. К которым они относятся, употреблять в речи предлоги-синонимы и предлоги-антонимы. Разграничивать смешиваемые орфограммы. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач. |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | 48 | I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам |
| Повторение | 6 | Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач; уметь задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Язык и общение. | 5 |
1 | Язык и человек | 1 |
2 | Общение устное и письменное | 1 |
3 | Читаем учебник | 1 |
4 | Слушаем на уроке | 1 |
5 | Стили речи | 1 |
| Повторение изученного в начальных классах | 26 |
6 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 |
7 | Орфограмма | 1 |
8,9 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 2 |
10,11 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 2 |
12 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
13 | Буквы и,у,а после шипящих | 1 |
14 | Разделительные Ъ и Ь | 1 |
15 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 |
16 | Входная контрольная работа (тест). Диагностика изученного в начальной школе | 1 |
17 | Р.р. 1 Что мы знаем о тексте. | 1 |
18,19 | Р.р.2-3 Обучающее изложение «Хитрый заяц» | 2 |
20 | Части речи | 1 |
21 | Глагол | 1 |
22 | -Тся и –ться в глаголах | 1 |
23 | Контрольное тестирование | 1 |
24 | Р.р. Тема текста. | 1 |
25 | Личные окончания глаголов. | 1 |
26 | Имя существительное. | 1 |
27 | Имя прилагательное | 1 |
28 | Р.р. 4 Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом». | 1 |
29 | Местоимение | 1 |
30 | Р.р.5 Основная мысль текста. | 1 |
31 | Контрольный диктант №1 по теме « Повторение изученного в начальной школе». | 1 |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 39 |
32 | Синтаксис | 1 |
33 | Пунктуация | 1 |
34,35 | Словосочетание. | 2 |
36 | Разбор словосочетания | 1 |
37,38 | Предложение. Грамматическая основа. | 2 |
39 | Р.р. 6 Сжатое изложение | 1 |
40,41 | Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения | 2 |
42 | Восклицательные предложения | 1 |
43,44 | Р.р.7 Сочинение «Памятный день» Контрольное сочинение №1 | 2 |
45 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
46 | Сказуемое. | 1 |
47 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
48 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | 1 |
49 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 |
50 | Определение | 1 |
51,52 | Обстоятельство. | 2 |
53 | Предложения с однородными членами. | 1 |
54 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
55,56 | Предложения с обращениями | 2 |
57 | Р.р. 8 Письмо. | 1 |
58 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
59,60 | Р.р. 9 Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка». | 2 |
61 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 |
62,63 | Простые и сложные предложения. | 2 |
64 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
65,66 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью | 2 |
67 | Диалог | 1 |
68 | Р.р. Сжатое изложение. | 1 |
69 | Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация» | 1 |
70 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация». | 1 |
| Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 13 |
71 | Фонетика. Гласные звуки | 1 |
72 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи | 1 |
73 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 |
74 | Р.р. 10 Повествование. | 1 |
75 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
76 | Графика. Алфавит | 1 |
77 | Р.р. 11 Описание предмета. | 1 |
78 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | 1 |
79 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | 1 |
80 | Орфоэпия. Фонетический разбор слова | 1 |
81 | Повторение и систематизация изученного по разделу «Фонетика» | 1 |
82 | Р.р. 12 Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 1 |
83 | Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика». | 1 |
| Лексика | 10 |
84 | Слово и его лексическое значение | 1 |
85 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
86 | Прямое и переносное значение слова | 1 |
87 | Омонимы. | 1 |
88 | Синонимы. | 1 |
89 | Р.р. 13 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
90 | Антонимы | 1 |
91 | Повторение изученного по разделу «Лексика». | 1 |
92 | Р.р.14 Изложение «Первый снег». | 1 |
93 | Контрольный диктант №4 по теме «Лексика». | 1 |
| Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 |
94 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 |
95 | Окончание | 1 |
96 | Основа слова | 1 |
97 | Р.р.15 Сочинение «Один из удачно проведённых вечеров…» | 1 |
98 | Корень слова. | 1 |
99 | Р.р.14 Рассуждение. | 1 |
100 | Суффикс. | 1 |
101 | Приставка | 1 |
102 | Р.р. 17 Выборочное изложение «Последний лист орешника» Контрольное изложение №1 | 1 |
103 | Чередование звуков. | 1 |
104 | Беглые гласные | 1 |
105 | Варианты морфем | 1 |
106 | Морфемный разбор слова | 1 |
107 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
108,109 | Буквы з и с на конце приставок. | 2 |
110 | Буквы о-а в корне –лаг- - -лож- | 1 |
111 | Буквы о-а в корне –раст- - -рос- | 1 |
112 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
113 | Буквы и-ы после ц | 1 |
114 | Повторение по разделу «Морфемика. Орфография» | 1 |
115 | Р.р. 18 Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень» | 1 |
116 | Контрольный диктант №5 по разделу « Морфемика. Орфография». | 1 |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | |
| Имя существительное | 20 |
117 | Имя существительное как часть речи | 1 |
118 | Р.р.15 Доказательства в рассуждении. Контрольное сочинение №2 | 1 |
119 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 1 |
120 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 |
121 | Р.р.20 Сжатое изложение «Перо и чернильница» | 1 |
122 | Род имён существительных | 1 |
123 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
124 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
125,126 | Три склонения имён существительных | 2 |
127 | Падеж имён существительных | 1 |
128,129 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 |
130 | Множественное число имён существительных. | 1 |
131 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
132 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
133 | Повторение пройденного по теме «Имя существительное» | 1 |
134 | Р.р.16 Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль.Подмосковье» | 1 |
135 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». | 1 |
136 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное». | 1 |
| Имя прилагательное | 9 |
137,138 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 |
139,140 | Правописание гласных в падежных окончания прилагательных | 2 |
141 | Р.р.17 Описание животного. | 1 |
142 | Прилагательные полные и краткие. | 1 |
143 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
144 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | 1 |
145 | Контрольный диктант№7 по теме «Имя прилагательное». | 1 |
| Глагол | 19 |
146 | Глагол как часть речи. | 1 |
147 | Не с глаголами | 1 |
148 | Р.р.18 Рассказ | 1 |
149 | Неопределённая форма глагола. | 1 |
150,151 | Правописание –тся и –ться | 2 |
152 | Виды глагола | 1 |
153 | Буквы е – и в корнях с чередованиями | 1 |
154 | Время глагола | 1 |
155 | Прошедшее время | 1 |
156 | Настоящее время | 1 |
157 | Будущее время | 1 |
158,159 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 2 |
160 | Морфологический разбор глагола | 1 |
161 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 |
162 | Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | 1 |
163 | Употребление времён | 1 |
164 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол». | 1 |
| Повторение и систематизация изученного | 6 |
165 | Разделы науки о языке | 1 |
166 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 |
167 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
168 | Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания | 1 |
169 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 |
170 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
| Итого: | 170 ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Основная
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2010
Методическое пособие для учителя:
Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2016.
Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения.5 класс.-М.: Просвещение, 2017.
КИМ. Рууский язык. 5 класс.-М.:Вако, 2017.
Дополнительная
Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.
Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 5 класс / Г. А. Бакулина. -.: Владос, 2004.
Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, I А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.
Беляеева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М., ВАКО, 2011.
Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М., 2006
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.
Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 5 классе / Т. А. Ладыженская, . Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.
Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс/Л. Г. Ларионова. -.: Просвещение, 2006.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2002.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.
Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М. Казбек-Казиева.— 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с. — (Школьные олимпиады).
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004.
Черногрудова Е.П. Дидактические материалы к учебнику: 5 класс: к учебнику М.Т, Баранова, Т.А, Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений». М.: Экзамен, 2012.
Литература для учащихся
Основная
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2010
Школьные словари русского языка
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
1С Репетитор. Русский язык.
СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.
СD Конструктор тестов. Тренажёр.
СD «Энциклопедия русского языка»
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.руhttp://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Словесник http://www.slovesnik.ru
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm