Формы организации учебных занятий – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (уроки викторины, олимпиадные состязания, работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений, изложений, диктантов, использование ресурсов Интернета и пр.)
владеть навыками работы с учебной книгой и толковыми словарями, а также другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение);
опознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, а также служебные части речи;
проводить морфологический анализ указанных частей речи, пользуясь планом разбора;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,выборочно;
– строить рассуждения.
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– задавать вопросы.
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Во время изучения предмета обучающиеся получат возможность выполнить проект, продуктом которого может являться: а) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема № 1 «Язык и общение». ( 3 ч. ) |
Язык и человек. | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини- сочинение. |
Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | Узнают основные особенности устной и письменной речи. Овладевают приёмами работы с учебной книгой, знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. |
Стили речи. | Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Знакомятся с понятием речевого этикета. |
Тема № 2 «Вспоминаем, повторяем, изучаем». (14 ч +3 ч) |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. |
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. |
Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь . | Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения. Активизируют и анализируют правило написания разделительных Ъ и Ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма. |
Разделительное написание предлогов с другими словами. | Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы- пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. |
Р.Р. Что мы знаем о тексте. | Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана. |
Части речи. | С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. |
Глагол. | Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставят глаголы в неопределённую форму. |
-Тся и – ться в глаголах. | Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. |
Р.Р. Тема текста. | Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Пишут сочинение. |
Личные окончания глаголов. | Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами. |
Имя существительное. | Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. |
Имя прилагательное. | Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. |
Местоимение. | Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения. |
Р.Р. Основная мысль текста. | Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют 1 заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Отвечают на контрольные вопросы. |
Тема № 3 «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» ( 23 ч. +6 ч.) |
Синтаксис. | Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. |
Пунктуация. | Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. |
Словосочетание. | Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Работают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка. |
Разбор словосочетания. | Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний. |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. Распознают предложения по цели высказывания. |
Восклицательные предложения. | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. |
Сказуемое. | Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут ми-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых. |
Тире между подлежащим и сказуемым. | Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения. |
Нераспространённые и распространённые предложения. | Различают распространённые и нераспространённые предложения. |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространённых предложений. |
Определение. | Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. |
Обстоятельство. | Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства. |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. |
Предложения с обращениями. Письмо. | Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями. Пишут письмо товарищу. |
Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. | Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений. |
Простые и сложные предложения. | Объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам. |
Синтаксический разбор сложного предложения. | Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. |
Прямая речь. Диалог. | Выделяют в предложении прямую речь перед словами автора и после, объясняют постановку знаков препинания. Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. |
Повторение. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. |
Тема № 4 «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» (12 ч. +3 ч.) |
Фонетика. Гласные звуки. | Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрируют группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. |
Согласные звуки. | Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы. |
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. | Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной. |
Р.Р. Повествование. | Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определённому стилю. Составляют план текста. |
Согласные звонкие и глухие. | Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. |
Графика. Алфавит. | Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. |
Р.Р. Описание предмета. | Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного |
Орфоэпия. | Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. |
Фонетический разбор слова. | Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные. |
Повторение. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут тест. |
Тема № 5 «Лексика. Культура речи» (6 ч. + 2 ч.) |
Слово и его лексическое значение. | Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. |
Однозначные и многозначные слова. | Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос-нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста. |
Прямое и переносное значение слов. | Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант. |
Омонимы. | Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы. |
Синонимы. | Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. Пишут сочинение по картине, используя синонимы. |
Антонимы. | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём антонимов. |
Повторение. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре. Пишут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания. |
Тема № 6 «Морфемика. Орфография. Культура речи» (18 ч. +4 ч.) |
Морфема- наименьшая значимая часть слова. | Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. |
Изменение и образование слов. | Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. |
Окончание | Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. |
Основа слова | Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в форме письма товарищу. |
Корень слова | Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. |
Рассуждение | Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели. |
Суффикс | Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. |
Приставка | Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения. |
Чередование звуков | Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в од-ной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). |
Беглые гласные | Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием. |
Варианты морфем | Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. |
Морфемный разбор слова | Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; при-ставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант. |
Правописание гласных и согласных в приставках | Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. |
Правописание букв з и с на конце приставок | Усваивают правило написания букв з и сна конце приставок. Выбира-ют правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант. |
Буквы а — о в корне -лаг- —лож. | Усваивают правило написания букв а — о в корне-лаг- — -лож. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. |
Буквы а — о в корне -рост- — -рос- | | Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными. |
Буквы ё — о после шипящих I в корне | Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». |
Буквы и — ы после ц | Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. |
Повторение. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. Пишут сочинение по картине или описывают её устно. |
Тема № 7 «Имя существительное» (17 ч + 4 ч) |
Имя существительное как часть речи | Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных. Составляют распространённые предложения по картине. |
Доказательства в рассуждении | Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Пишут сочинение-рассуждение. |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. |
Имена существительные собственные и нарицательные | Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Пишут сжатое изложение. Рассказывают об имени существительном по плану. |
Род имён существительных. | Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имён существительных в тексте. |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант. |
Три склонения имён существительных. | Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике. |
Падеж имён существительных. | Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении. |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и письменно пересказывают его. Пишут изложение по тексту упражнения. |
Множественное число имён существительных | Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст. |
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Усваивают правило написания о — е после шипящих и в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога. Пишут диктант. |
Морфологический разбор имени существительного | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант. |
Повторение. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. Пишут сочинение по картине и описывают её устно. Пишут отзыв на устное описание товарища. |
Тема № 8 «Имя прилагательное» (10 ч + 4 ч) |
Имя прилагательное как часть речи | Определяют морфологические признаки имени прилагательного, синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут сочинение-описание. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных. |
Описание животного | Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного. |
Прилагательные полные и краткие | Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят устное повествование с элементами описания по картине. |
Морфологический разбор имени прилагательного | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Пишут сочинение по плану. Пишут диктант. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. Пишут сочинение — описание животного. |
Тема № 9 «Глагол» (29 ч + 6 ч) |
Глагол как часть речи | Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. |
Не с глаголами | Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант. |
Рассказ | Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему. |
Неопределённая форма глагола | Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола. |
Правописание –тся и –ться в глаголах | Усваивают правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом –ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть. |
Виды глагола | Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-) у составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами. |
Буквы е — и в корнях с чередованием | Усваивают правило написания букв е — ив корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Невыдуманный рассказ (о себе) | Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды…». |
Время глагола | Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов |
Прошедшее время | Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. |
Настоящее время | Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. |
Будущее время | Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт». |
Спряжение глаголов | Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения. |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы» которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант. |
Морфологический разбор глагола | Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составляют и разыгрывают диалог. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут само диктант: учат стихотворение и записывают его по памяти. |
Употребление времён | Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем 11 времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе. |
Тема №10 «Повторение и систематизация изученного (5 ч + 2 ч) |
Разделы науки о языке | Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты. Пишут сочинение. |
Орфограммы в приставках и в корнях слов | Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант. |
Орфограммы в окончаниях слов | Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант. |
Употребление букв ъ и ь | Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения. |
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти. |