СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочую программу включена Стратегия развития воспитания

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ











Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»


Класс: 5а, 5в

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы2021/2022 учебный год.

Количество часов по учебному плану:

всего – 170 ч/год; 5ч/неделю

Рабочую программу составила:




Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р)

  • Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»), программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2012


Учебник: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2020 г.





Улан-Удэ, 2021




 Аннотация к рабочей программе

Предмет

Русский язык

Класс

5 «а», 5 «в»

Учитель



Срок реализации программы

2021-2022 учебный год

Место в учебном плане ОО

ФГОС (1-7 классы) Обязательная часть: __5___ ч.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений: ___ ч.

Итого: количество часов в неделю __5___, в год ____170__


УМК

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:

  1. Примерная образовательная программа по предмету под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской М.: Просвещение, 2012


  1. Учебник Русский язык: 5 кл. А.Ладыженская, М.Т. Баранов Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2020 г.

  2. Черногрудова Е.П. Тесты по русскому языку 5 класс М.: «Экзамен», 2021

  3. Электронное сопровождение (презентации, индивидуальные задания по темам)


Цели и задачи

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важными общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста);

  • овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • - формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.



Общая характеристика учебного предмета


Особенность построения курса состоит в том, что содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникатив­ные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому(родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Особенностью курса русского языка в 5 классе является глубокое повторение изученного в начальной школе языкового материала, которое сочетается с пропедевтическим изложением основных сведений, необходимых учащимся в дальнейшей практической работе с речевым и языковым материалом. Критерием отбора таких лингвистических понятий является их частотность употребления, а также системность их представления в изучаемом курсе.

Пропедевтически параллельно с повторением изученного в начальной школе материала в ходе учебного анализа текстов даются понятия о видах глаголов, формирующих описание и повествование; об основных подчинительных союзах, знание которых мотивирует правильную пунктуацию в сложноподчиненном предложении; понятие о словосочетании и простом предложении; понятие о составном сказуемом, обращении, самых частотных вводных словах, использующихся в рассуждении, о сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях и об их схемах, понятие о диалоге и монологе, понятие о тексте, о дифференциации типов речи: описании, повествовании и рассуждении. Такая работа проводится в течение первой и второй четвертей.


Основные образовательные технологии


Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.














Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  •  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалоый, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Ученик научится

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:


1. Гражданского воспитания: формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

2. Патриотического воспитания и формирование российской идентичности: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества; воспитание ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения русского языка в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной лингвистики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3. Духовное и нравственное воспитание: развитее у учащихся нравственных чувств; формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; выработка моделей поведения у обучающихся в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

4. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: формирование интереса детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; использованием информационных технологий; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

5. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: осуществления поиска достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.
































Содержание программы


Язык – важнейшее средство общения 4 ч.

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем 19 ч. + 5 ч.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в сло­вах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя су­ществительное: три склонения, род, падеж, число. Право­писание гласных в падежных окончаниях существитель­ных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правопи­сание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем вре­мени); правописание гласных в личных окончаниях наи­более употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописа­ние -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предло­гов со словами.

Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.

Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный дик­тант с грамматическим заданием по теме «Повто­рение изученного в начальных классах».

«Бурятские литературные сказки» Основная мысль текста

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

       • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 27ч. + 6 ч.

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в сло­восочетании.

Предложение. Простое предложение; виды про­стых предложений по цели высказывания: повество­вательные, вопросительные, побудительные. Воскли­цательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные пред­ложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; за­пятая между однородными членами без союзов и с сою­зами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предло­жения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грам­матических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в слож­ном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

«Легенды о байкальских ветрах». «Мышь и верблюд» бурятская сказка. Текст о природе Бурятии.

P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

К.Р. Контрольное изложение. Контроль­ный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Син­таксис и пунктуация».

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Куль­тура речи 11 ч. + 3 ч.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как еди­ница языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твер­дые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие соглас­ные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печат­ные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мяг­кости согласных. Мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

К.Р. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.


Лексика. Культура речи 7 ч. + 4 ч.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как еди­ница языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые сло­вари.

P.P. Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части. Описание изо­браженного на картине с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольное сочинение . Контроль­ный тест по теме «Лексика. Культура речи».

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Морфемика. Орфография. Культура речи 18 ч. + 3 ч.


Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окон­чание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфогра­фическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередую­щихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Анализ текста о Байкале

P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.


Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Морфология. Орфография. Культура речи 45 ч.+ 16 ч.


Имя существительное 15 ч. + 4 ч.

Имя существительное как часть речи. Синтакси­ческая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевлен­ные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названи­ях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спек­таклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен суще­ствительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Пра­вописание гласных в падежных окончаниях имен су­ществительных. Анализ текста о природе Бурятии.

P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.


Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности

•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.



Имя прилагательное 9 ч. + 3 ч.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксиче­ская роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос­новой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких — по родам и числам.

P.P. Описание животного. Структура текста данно­го жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

К.Р. Контрольное сочинение . Контрольный дик­тант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.


Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности

•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.



Глагол 21 ч. + 4 ч.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаго­ла в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е – и в кор­нях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Анализ текста. «Бурятские литературные сказки»

P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его струк­туры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

К.Р. Контрольное изложение . Контрольный дик­тант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.


Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности

•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.



Повторение и систематизация изученного в 5 классе 5 ч.


К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года».



















Тематическое планирование



п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

Основные направления воспитательной деятельности

Язык и человек

Введение. Повторение

1

01.09.21


Гражданское воспитание;

Популяризация научных знаний


Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

02.09.21

§1-2 упр.3

Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.

1

03.09.21

§ 3-4 упр.10

Р/р. Стили речи (научный, художественный, разговорный)

1

06.09.21

§ 5 упр.18

Повторение изученного в начальных классах

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

07.09.21

§ 6 упр.21

Гражданское воспитание;

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

Духовное и нравственное воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;


Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

08.09.21

§ 7 упр.28

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

09.09.21

§ 8 упр.31

Правописание проверяемых безударных гласных

в корне слова (продолжение).

1

10.09.21

§ 8 упр.35

Правописание непроверяемых безударных

гласных в корне слова.

1

13.09.21

§ 8 упр.39

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

14.09.21

§ 9 упр.42

Правописание непроверяемых и непроизносимых

согласных в корне слова.

1

15.09.21

§ 9-10 упр.49

Правописание букв И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

1

16.09.21

§ 11 упр.53

Контрольный диктант по итогам повторения

1

17.09.21

§ 12 упр.58

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

20.09.21

§ 13 упр.64

Р/р. Текст.

1

21.09.21

§ 14 упр.69

Р/р.Обучающее изложение

(подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому, упр.70)

1

24.09.21

§ 14 упр.70

Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа.

1

23.09.21

§15-16 упр.83

Раздельное написание НЕ с глаголами.

1

24.09.21

§19 упр.92

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

23.09.21

§17 упр.84

Р/р.Тема текста.

1

27.09.21

§18 упр.87

Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

1

28.09.21

§19 упр.90

Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь на конце существительных после шипящих.

1

29.09.21

§20 упр.100

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание

гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

30.09.21

§21 упр.110

Р/р.Обучающее сочинение по впечатлениям

(по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста.

1

05.10.21

упр.109

Местоимения 1,2,3 лица. Наречие

1

01.10.21

§22 упр.113

Р/р.Основная мысль текста.

1

04.10.21

§ 23 упр. 118

Диагностическая работа по теме «Повторение изученного в начальных классах».

1

08.10.21

Стр. 55 вопросы

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

11.10.21

Стр. 55 вопросы

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст.

1

07.10.21

§ 24-25 упр.125

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

Духовное и нравственное воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;


Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

1

12.10.21

§26 упр.130

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании (продолжение).

1

13.10.21

§26 упр.136

Разбор словосочетания.

1

13.10.21

§ 27 упр.140

Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа предложения

1

14.10.21

§ 28 упр.143

Р/р.Устное и письменное сжатое изложение. Упр.144

1

15.10.21

упр. 144

Виды простых предложений по цели высказывания:

повествовательные, побудительные, вопросительные.

1

18.10.21

§ 29 упр.150

Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.

1

19.10.21

§ 30 упр.155

Р/р.Обучающее сочинение-повествование.

Устный отзыв о сочинении товарища (упр.156 – 158).

1

20.10.21

упр.158

Члены предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

2110.21

§ 31-32 упр.161

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

22.10.21

§33 упр.166

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

25.10.21

§34 упр.174

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

26.10.21

§ 35 упр.178

Второстепенные члены предложения (с двумя главными членами). Дополнение.

1

27.10.21

§ 36-37 упр.182

Определение.

1

28.10.21

§38 упр.188

Обстоятельство.

1

29.10.21

§ 39 упр.197

Предложения с однородными членами, связанными союзами.

1

08.11.21

§40 упр.200

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

1

09.11.21

§41 упр.207

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

10.11.21

§41 упр.211

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

11.11.21

§ 42 упр.217

Р/р.Письмо как одна из разновидностей текста.

1

1211.21

§43 упр.225

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

1

15.11.21

§44-45 упр.231

Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

1

1611.21

§46 упр.235

Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении) (продолжение).

1

17.11.21

§46 упр.240

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

18.11.21

§ 47 упр.244

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».

1

19.11.21

Подготовка к зачёту

Систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение»

1

22.11.21

зачёт

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

1

23.11.21

§48 упр.249

Р/р.Диалог. Этикетные диалоги. Тире в начале реплик диалога.

1

24.11.21

§49 упр.255

Сжатое изложение. Подготовка к написанию и написание контрольной работы (по Е. Мурашовой, упр.261).

1

26.11.21

упр.261

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

25.11.21

стр. 119 упр.258

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

29.11.21

с тр. 119

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

30.11.21

с тр. 119

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки.

1

01.12.21

§50-51 упр.267

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний


Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

1

02.12.21

§52-53 упр.270

Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1

03.12.21

§54 упр.280

Р/р.Подготовка к подробному изложению повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).

1

06.12.21

Черновой вариант работы

Р/р.Написание подробного изложения повествовательного текста (К. Паустовский «Шкатулка»).

1

.712.21

упр.283

Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

1

08.12.21

§56 упр.286

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит.

1

09.12.21

§ 57-58 упр.299

Р/р.Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Сочинение-описание.

1

10.12.21

§59 упр.302

Обозначение мягкости согласных с помощью

мягкого знака.

1

13.12.21

§60 упр.307

Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я

1

14.12.21

§ 61 упр.312

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

1

15.12.21

§ 62 упр.319

Фонетический разбор слова.

1

16.12.21

§63 упр.322

Р/р.Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).

1

17.12.21

упр.323

Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

20.12.21

стр.147

Работа над ошибками.

1

21.12.21

упр.324

Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

1

22.12.21

§64 упр.386

Гражданское воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний


Однозначные и многозначные слова.

1

23.12.21

§65 упр.342

Прямое и переносное значение слов.

1

24.12.21

§66 упр.350

Р/р.Контрольное сочинение. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине. Упр. 368.

1

27.12.21

Черновой вариант работы

Р/р.Контрольное сочинение. Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Сочинение-описание изображённого на картине. Упр. 368.

1

28.12.21

§64-66

Омонимы.

1

29.12.21

§67 упр.358

Синонимы.

1

30.12.21

§68 упр.364

Антонимы. Толковые словари.

1

10.01.22

§69 упр.370

Р/р.Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»).Упр.375.

1

11.01.22

упр.375

Работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи».

1

12.01.22

Стр.167 упр.373

Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

1

13.01.22

Стр.167

Морфемика. Орфография. Культура речи


Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов.

1

14.01.22

§70-71 упр.378

Гражданское воспитание;

Духовное и нравственное воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;


Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

1

17.01.22

§72-73 упр.384,386

Корень слова, его назначение в слове.

1

18.01.22

§74 упр.394

Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании.

1

19.01.22

§75 упр.402

Суффикс, его назначение в слове.

1

20.01.22

§76 упр.412

Приставка, её назначение в слове.

1

21.01.22

§77 упр.417

Р/р.Обучающее выборочное изложение с изменением лица.Упр.420

1

24.01.22

упр.420

Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.

1

25.01.22

§78-79 упр.428

Варианты морфем.

1

26.01.22

§80 упр.431

Морфемный разбор слова.

1

27.01.22

§81 упр.432

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

28.01.22

§82 упр.436

Буквы З и С на конце приставок.

1

31.01.22

§83 упр.438

Буквы З и С на конце приставок (продолжение).

1

01.02.22

§83 упр.444

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-.

1

02.02.22

§84 упр.449

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-.

1

03.02.22

§85 упр.456

Буквы Е-О после шипящих в корне.

1

04.02.22

§86 упр.459

Буквы И-Ы после Ц.

1

07.02.22

§ 87 упр.465

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». Проверочная работа..

1

08.02.22

стр.41 упр.466

Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»).

1

00.02.22

упр.470

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».

1

10.02.22

§стр.41 упр.467

Работа над ошибками

1

11.02.22

§стр.41 упр.468

Имя существительное


Имя существительное как часть речи.

1

14.02.22

§88 упр.480

Гражданское воспитание;

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

Духовное и нравственное воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;


Р/р.Доказательство и объяснения в рассуждении. Обучающее сочинение-рассуждение.

1

15.02.22

§89 упр.484

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые .

1

16.02.22

§90 упр.487

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

1

17.02.22

§91 упр.501

Род имён существительных.

1

18.02.22

§ 92 упр.506

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

21.02.22

§93 упр.512

Р/р.Обучающее сжатое изложение-повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»).Упр.513

1

22.02.22

упр.513

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

24.02.22

§94 упр.518

Три склонения имён существительных.

1

25.02.22

§95 упр.521

Падеж имён существительных.

1

28.02.22

§96 упр.532

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

01.03.22

§97 упр.536

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение).

1

02.03.22

§97 упр.541

Р/р. Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика.Упр. 547

1

03.03.22

упр.547

Множественное число имён существительных.

1

04.03.22

§98 упр.553

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

07.03.22

§ 99 упр.558

Морфологический разбор имени существительного.

1

09.03.22

§100 упр.562

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

10.03.22

Стр. 78 упр.560(у)

Работа над ошибками.

1

14.03.22

Стр. 78 упр.561 (у)

Р/р. Обучающее сочинение по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»).Упр. 546.

1

15.03.22

зачёт

Имя прилагательное


Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

1

16.03.22

§101 упр.567

Духовное и нравственное воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний


Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного (продолжение).

1

17.03.22

§101 упр.577

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных .

1

18.03.22

§102 упр.582

Правописание гласных в падежных окончаниях

прилагательных с основой на шипящую .

1

21.03.22

§102 упр.584

Р/р.Контрольное сочинение Подготовка к написанию сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).

1

22.03.22

§ 103 упр.587

Прилагательные полные и краткие.

1

23.03.22

§104 упр.590

Прилагательные полные и краткие (продолжение).

1

24.03.22

§104 упр.597

Р/р. Описание животного на основе изображённого.Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»).Упр.598

1

01.04.22

упр.598

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

04.04.22

§105 упр.601

Р/р.Обучающее сочинение «Как я испугался».Упр.600

1

05.04.22

Стр. 96 упр.600

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

06.04.22

Стр. 96

Работа над ошибками.

1

07.04.22

Стр. 96

Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола.

1

08.04.22

§106 упр.607

Гражданское воспитание;

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

Духовное и нравственное воспитание;

Приобщение детей к культурному наследию;

Популяризация научных знаний

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;


НЕ с глаголами.

1

11.04.22

§107 упр.614

Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ).

1

12.04.22

§109 упр.624

Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ) (продолжение).

1

13.04.22

§109 упр.629

Р/р. Обучающее устное изложение.Упр.630.

1

14.04.22

упр.630 (у)

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола .

1

15.04.22

§110 упр.637

Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола.

1

18.04.22

§111 упр.642

Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола .

1

19.04.22

§111 упр.645

Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

1

20.04.22

§112 упр.647

Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

1

21.04.22

§112 упр.649

Р/р. Невыдуманный рассказ о себе.

1

22.04.22

§113 упр.652

Время глагола. Прошедшее время глагола.

1

25.04.22

§ 114-115 упр.657

Настоящее время глагола

1

26.04.22

§116 упр.659

Будущее время глагола.

1

27.04.22

§117 упр.665

Спряжение глаголов.

1

28.04.22

§118 упр.668

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

29.04.22

§ 118 упр.672

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

04.05.22

§118 упр.679

Правописание безударных личных окончаний глаголов (продолжение).

1

05.05.22

§ 118 упр.686

Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием

глаголов настоящего времени.

1

06.05.22

§118 упр.685

Морфологический разбор глагола.

1

10.05.22

§ 120 упр.687

Р/р. Контрольное изложение Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица

1

11.05.22

§120 упр.688

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

12.05.22

§121 упр.691

Употребление времён.

1

13.05.22

§122 упр.694

Систематизация и повторение по теме «Глагол»

1

16.05.22

упр.698

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

17.05.22

Стр. 135 упр.699

Работа над ошибками.

1

18.05.22

Стр. 135 упр.702

Повторение

Разделы науки о языке.

1

19.05.22

§123 упр.713

Гражданское воспитание;

Популяризация научных знаний

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;


Р/р.Обучающее сочинение на одну из тем по выбору.Упр.717.

1

20.05.22

упр.717

Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях.Употребление букв Ь и Ъ.

1

23.05.22

§124-126 упр.720,724

Знаки препинания в простом и сложном предложениях ив предложениях с прямой речью

1

25.05.22

§127 упр.728

Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста.

1

27.05.22

Повторить орфограммы и пиктограммы


















Контроль обученности по предмету




Класс

Месяц

Контрольно-измерительный материал

1

5 «а», 5 «в»

сентябрь

Р/р.Обучающее изложение

(подробное, по плану) (По Г.А. Скребицкому, упр.70)

2

5 «а», 5 «в»

октябрь

Р/р.Обучающее сочинение по впечатлениям

(по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». Устное и письменное сжатое изложение. Обучающее сочинение-повествование.

Устный отзыв о сочинении товарища

3

5 «а», 5 «в»

ноябрь

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения». Сжатое изложение. Подготовка к написанию и написание контрольной работы. Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация».

4

5 «а», 5 «в»

декабрь

Написание подробного изложения повествовательного текста. Контрольный тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

5

5 «а», 5 «в»

январь

Контрольное сочинение. Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Сочинение-описание изображённого на картине. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

6

5 «а», 5 «в»

февраль

Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования. Обучающее выборочное изложение с изменением лица. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». Проверочная работа.

7

5 «а», 5 «в»

март

Обучающее описание картины с элементами рассуждения . Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография». Обучающее сжатое изложение-повествование. Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

8

5 «а», 5 «в»

апрель

Обучающее сочинение по картине (Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»). Контрольное сочинение Написание сочинения-описания животного. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

9

5 «а», 5 «в»

май

Контрольное изложение. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») Контрольный диктант по теме «Глагол». Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!