РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол №_1___ от«_26___» ____08_ 2017 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 с.Доброе __________ Е.А.Ильин Приказ № ___91_ от «__28__» ___08_ 2017 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 с. Доброе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: русский язык
Класс: 5 в
Учитель: Максимова Т.С.
Срок реализации программы, учебный год: 2017 – 2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 175 часов,в год; в неделю 5 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие учащихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения учащихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения учащихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение учащимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации учащихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей учащихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения учащихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
для знакомства учащихся с методами научного познания;
для формирования у учащихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательскй и художественной деятельности;
для овладения учащимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Обще категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Планируемый уровень подготовки учеников по русскому языку
(5-9 класс)
В результате изучения русского языка ученик должен достичь следующих результатов:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными норма-ми речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. | анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (5-9)
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
1) коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения умение, осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
2) познавательные (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач , смысловое чтение ,развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем),
3) регулятивные (умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата ,умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Язык и общение | 3 |
2 | Повторение изученного в 1-4 классах | 24 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 27 |
4 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. | 17 |
5 | Лексика. Культура речи. | 10 |
6 | Морфемика. | 26 |
| Морфология (56 часов) Орфография. Культура речи. | |
7 | Имя существительное как часть речи. | 21 |
8 9 | Имя прилагательное как часть речи. Глагол как часть речи (24 часа) | 11 24 |
10 | Повторение | 9 |
| Резервные уроки | 3 |
| Всего: 175 часов | |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов |
план | факт |
| Язык и общение (3 часа) |
1 | | | Читаем учебник. Слушаем на уроке. Урок актуализации знаний и умений. | 1 |
2 | | | Язык и человек. Язык и речь | 1 |
3 | | | Стили речи | 1 |
Повторение изученного в 1-4 классах (24 часа) |
4 | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 |
5 | | | Орфограмма | 1 |
6 | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 |
7 | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
8 | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
9 | | | Буквы и, у, а после шипящих | 1 |
10 | | | Разделительные ъ и ь. | 1 |
11 | | | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 |
12 | | | Текст | 1 |
13 | | | Р.Р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 70) | 1 |
14 | | | Части речи. | 1 |
15 | | | Глагол. | 1 |
16 | | | Правописание -тся и -тъся в глаголах | 1 |
17 | | | Личные окончания глаголов. Не с глаголами | 1 |
18 | | | Р. Р. Тема текста. | 1 |
19 | | | Имя существительное. | 1 |
20 | | | Падежные окончания существительных | 1 |
21 | | | Имя прилагательное | 1 |
22 | | | Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом» | 1 |
23 | | | Местоимение как часть речи | 1 |
24 | | | Р.Р. Основная мысль текста | 1 |
25 | | | Повторение и обобщение изученного в начальных классах. | 1 |
26 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
27 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 |
Синтаксис (27часов) Пунктуация. Культура речи. |
28 | | | Синтаксис и пунктуация. | 1 |
29 | | | Словосочетание | 1 |
30 | | | Разбор словосочетаний | 1 |
31 | | | Предложение. | 1 |
32 | | | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева | 1 |
33 | | | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
34 | | | Восклицательные предложения. | 1 |
35 | | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
36 | | | Сказуемое | 1 |
37 | | | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
38 | | | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 |
39 | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 |
40 | | | Определение. | 1 |
41 | | | Обстоятельство. | 1 |
42 | | | Предложения с однородными членами | 1 |
43 | 8 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
44 | 9 | | Обобщающие слова при однородных членах | 1 |
45 | 10 | | Предложения с обращениями | 1 |
46 | 11 | | Письмо | 1 |
47 | 13 | | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 |
48 | 15 | | Простые и сложные предложения | 1 |
49 | 16 | | Прямая речь. | 1 |
50 | 17 | | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 |
51 | 18 | | Диалог. | 1 |
52 | 20 | | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
53 | 22 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
54 | 23 | | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи. (17 часов) |
55 | | | Фонетика. Гласные звуки. | 1 |
56 | | | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 |
57 | | | Изменение звуков в потоке речи. | 1 |
58 | | | Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка») | 1 |
59 | | | Согласные звонкие и глухие | 1 |
60 | | | Графика. Алфавит | 1 |
61 | | | Описание предмета | 1 |
62 | | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 |
63-64 | | | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 2 |
65 | | | Орфоэпия | 1 |
66 | | | Фонетический разбор слова | 1 |
67 | | | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 |
68 | | | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 |
69 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 1 |
70 | | | Р.Р.Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 |
71 | | | Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 |
Лексика. Культура речи. (10 часов) |
72 | | | Слово и его лексическое значение | 1 |
73 | | | Однозначные и многозначные слова | 1 |
74 | | | Прямое и переносное значение слов | 1 |
75 | | | Омонимы | 1 |
76 | | | Синонимы | 1 |
77 | | | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
78 | | | Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 |
79 | | | Антонимы. | 1 |
80 | | | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 |
81 | | | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» | 1 |
Морфемика (26 часов) |
82 | | | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 |
83 | | | Изменение и образование слов. | 1 |
84 | | | Р.Р.Подготовка к изложению по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег») | 1 |
85 | | | Р. Р. Контрольное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег». | 1 |
86 | | | Окончание. Основа слова. | 1 |
87 | | | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. | 1 |
88 | | | Корень слова. | 1 |
89 | | | Р.Р. Рассуждение | 1 |
90 | | | Суффикс. | 1 |
91 | | | Приставка. | 1 |
92 | | | Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 |
93 | | | Чередование звуков | 1 |
94 | | | Беглые гласные | 1 |
95 | | | Варианты морфем | 1 |
96 | | | Морфемный разбор слова | 1 |
97 | | | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
98 | | | Буквы З и С на конце приставок. | 1 |
99 | | | Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-). | 1 |
100 | | | Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-. | 1 |
101 | | | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 |
102 | | | Буквы ы-и после ц | 1 |
103 | | | Повторение по теме «Морфемика» | 1 |
104 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» | 1 |
105 | | | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 |
106 | | | Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 |
107 | | | Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 |
Морфология (56 часов) Орфография. Культура речи. |
Имя существительное как часть речи (21час) |
108 | 16.02 | 16.02 | Имя существительное как часть речи | 1 |
109 | 17.02 | 17.02 | Доказательства в рассуждении | 1 |
110 | 20.02 | 20.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
111 | 21.02 | 21.02 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 |
112 | 22.02 | 22.02 | Род имен существительных. | 1 |
113 | 24.02 | 24.02 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
114 | 27.02 | 27.02 | Сжатое изложение (упр. 513) (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»). | 1 |
115 | 28.02 | 28.02 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 |
116 | 1.03 | 1.03 | Три склонения имен существительных | 1 |
117 | 2.03 | 2.03 | Падежи имен существительных | 1 |
118 | 3.03 | 3.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 |
119 | 6.03 | 6.03 | Существительные на –ия, -ие, -ий. | 1 |
120 | 7.03 | 7.03 | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица (упр. 547) | 1 |
121 | 9.03 | 9.03 | Множественное число имён существительных. | 1 |
122 | 10.03 | 10.03 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 |
123 | 13.03 | 13.03 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
124 125 | 14.03 15.03 | 14.03 15.03 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 |
126 | 16.03 | 16.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 |
127 | 17.03 | 17.03 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
128 | 20.03 | 20.03 | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 |
Имя прилагательное как часть речи (11 часов) |
129 | 21.03 | 21.03 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
130 | 22.03 | 22.03 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 |
131 | 23.03 | 23.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 |
132 | 3.04 | 3.04 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 |
133 | 4.04 | 4.04 | Р.Р.Описание животного | 1 |
134 | 5.04 | 5.04 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
135 | 6.04 | 6.04 | Синтаксическая роль кратких прилагательных. | 1 |
136 | 7.04 | 7.04 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
137 | 10.04 | 10.04 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
138 | 11.04 | 11.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 |
139 | 12.04 | 12.04 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
Глагол как часть речи (24 часа) |
140 | 13.04 | 13.04 | Глагол как часть речи | 1 |
141 | 14.04 | 14.04 | Не с глаголами | 1 |
142 | 17.04 | 17.04 | Р. Р. Рассказ. | 1 |
143 | 18.04 | 18.04 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
144 | 19.04 | 19.04 | Правописание -ться и –тся в глаголах | 1 |
145 | 20.04 | 20.04 | Виды глагола | 1 |
146 | 21.04 | 21.04 | Видовые пары глагола | 1 |
147 | 24.04 | 24.04 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 |
148 | 25.04 | 25.04 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 |
149 | 26.04 | 26.04 | Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 |
150 | 27.04 | 27.04 | Время глагола. Прошедшее время | 1 |
151 | 28.04 | 28.04 | Настоящее время | 1 |
152 | 2.05 | 2.05 | Будущее время | 1 |
153 | 3.05 | 3.05 | Спряжение глаголов | 1 |
154-155 | 4.05 5.05 | 4.05 5.05 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 |
156 | 6.05 | 6.05 | Морфологический разбор глагола | 1 |
157 | 10.05 | 10.05 | Р. Р. Подготовка к сжатому изложению с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 |
158 | 11.05 | 11.05 | Р.Р. Написание сжатого изложения. | 1 |
159 | 12.05 | 12.05 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 |
160 | 15.05 | 15.05 | Употребление времен | 1 |
161 | 16.05 | 16.05 | Повторение по теме «Глагол» | 1 |
162 | 17.05 | 17.05 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 |
163 | 18.05 | 18.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
Повторение (9 часов) |
164 | 19.05 | 19.05 | Разделы науки о языке. | 1 |
165 | 22.05 | 22.05 | Р.Р. Контрольное сочинение «Однажды в детстве» | 1 |
166 | 23.05 | 23.05 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 |
167 | 24.05 | 24.05 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
168 | 25.05 | 25.05 | Правописание о-е после шипящих и ц. | 1 |
169 | 26.05 | 26.05 | Употребление букв ь и ъ | 1 |
170 | 29.05 | 29.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 |
171 | 30.05 | 30.05 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
172 | 31.05 | 31.05 | Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте | 1 |
173 | | | Резервный урок | |
174 | | | Резервный урок | |
175 | | | Резервный урок | |
| | | Итого: 175 часов | |