Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _________/Грищенкова Е.Ю./ Ф.И.О. Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________/ Мужецкая Ю.А./ Ф.И.О. 01.09.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ № 117 01.09.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018\19УЧЕБНЫЙ ГОД
по дисциплине русский язык
для 6 класса.
учебник (название, издательство, год) Русский язык
Учитель (Ф.И.О.) Маркелова Н.А.
Составлена в соответствии с примерной учебной программой:
название программы Русский язык
автор. Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов, Л. Ю. Комиссарова, Т. М. Ладыженская
год издания 2014
издательство Москва, «Просвещение»
Рабочая программа для 6 класса разработана с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
3. Примерной программы «Русский язык».Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.– М.: Просвещение, 2011;
4. федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр.Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);
5. требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);
6. ОП ООО и УП МБОУ Гнездовской СШ.
Количество часов по учебному плану на 2018\19 учебный год:
часов в год: 204, часов в неделю:6
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и планируемых результатов основного общего образования, а также авторской программы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение учащимися основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
– владение разными видами чтения;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
– способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённых из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; описание, повествование, рассуждение. Выступление перед аудиторией с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечия, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Часы |
1 | Язык, речь, речевое общение | 4 |
2 | Повторение и углубление изученного | 8 |
3 | Текст, стили речи, функциональные разновидности языка | 4 |
4 | Морфемика и словообразование | 33 |
5 | Лексикология и фразеология | 16 |
6 | Морфология и орфография | 127 |
Имя существительное | 24 |
Имя прилагательное | 24 |
Имя числительное | 18 |
Местоимение | 25 |
Глагол | 36 |
7 | Повторение. Обобщение. Итоговый контроль | 12 |
| ИТОГО: | 204 |
Контрольный диктант – 8
Контрольное сочинение – 2
Контрольное изложение - 2
Календарно-тематическое планирование
по предмету
№ п/п | Название раздела, темы урока | Количество часов | Дата проведения урока | примечание |
| Язык. Речь. Общение | 4 часа (3 + 1Р/Р) | | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | | |
2 | Язык, речь, общение. Способы передачи настроения и точности мысли. | 1 | | |
3 | Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации. | 1 | | |
4 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Радость общения». | 1 | | |
| Повторение изученного в 5 классе | 8 часов (7 + 1Р/Р) | | |
5 | Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | 1 | | |
6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Словарный диктант (упр. 30). | 1 | | |
7 | Части речи. Орфограммы в окончаниях слов разных частей речи. Морфологический разбор слов. | 1 | | |
8 | Р.р. Сочинение «Интересная встреча». | 1 | | |
9 | Словосочетание и простое предложение. Синтаксический разбор. Знаки препинания в простом предложении. | 1 | | |
10 | Сложное предложение и знаки препинания в нём. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | |
11 | Прямая речь. Диалог. Обобщение знаний по теме «Повторение». | 1 | | |
12 | Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | 1 | | |
| Текст | 4 часа (3 + 1Р/Р) | | |
13 | Текст и его особенности. Тема и основная мысль текста. | 1 | | |
14 | Начальные и конечные предложения в тексте. Ключевые слова. | 1 | | |
15 | Р.р. Основные признаки текста. Анализ текста. | 1 | | |
16 | Стили речи. Официально-деловой стиль. | 1 | | |
| Лексика. Фразеология. Культура речи | 16 часов (15 + 1Р/Р) | | |
17 | Лексика. Лексическая система современного русского языка. | 1 | | |
18 | Словарный состав языка. Слово и его лексическое значение. | 1 | | |
19 | Р.р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя». | 1 | | |
20 | Общеупотребительные слова и профессионализмы. | 1 | | |
21 | Диалектизмы и их роль в лексической системе языка. | 1 | | |
22 | Контрольная работа № 2. Сжатое изложение «Собиратель русских слов». | 1 | | |
23 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | | |
24 | Неологизмы и их роль в лексической системе языка. | 1 | | |
25 | Устаревшие слова и их роль в лексической системе языка. | 1 | | |
26 | Словари русского языка и их назначение. | 1 | | |
27 | Обобщение знаний по теме «Лексика. Культура речи». | 1 | | |
28 | Фразеологизмы и их отличие от устойчивых сочетаний. | 1 | | |
29 | Лексическое значение фразеологического оборота. | 1 | | |
30 | Источники фразеологизмов. Работа со словарём фразеологизмов. | 1 | | |
31 | Обобщение знаний по теме «Фразеология. Культура речи». | 1 | | |
32 | Контрольная работа № 3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика». | 1 | | |
| Словообразование. Орфография. Культура речи | 33 часа (27 + 6Р/Р) | | |
33 | Морфемика и словообразование. Виды морфем. | 1 | | |
34 | Р.р. Описание помещения. Элементы интерьера. | 1 | | |
35 | Р.р. Представление индивидуального проекта «Мой дом». | 1 | | |
36 | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | | |
37 | Морфологические способы образования слов. | 1 | | |
38 | Словообразовательная пара, цепочка, гнездо. Работа со словарём. | 1 | | |
39 | Р.р. Собирание материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | | |
40 | Р.р. Сочинение-описание помещения по заданному плану. | 1 | | |
41 | Этимология слов. Этимологический словарь. | 1 | | |
42 | Р.р. Работа над коллективным проектом «Музей одного слова». | 1 | | |
43 | Буквы А и О в чередующемся корне -кас- и -кос-. | 1 | | |
44 | Правописание букв А и О в корне -кас- и -кос-. | 1 | | |
45 | Буквы А и О в чередующемся корне-гар- и -гор-. | 1 | | |
46 | Правописание букв А и О в корне -гар- и -гор-. | 1 | | |
47 | Буквы А и О в чередующемся корне-зар- и -зор-. | 1 | | |
48 | Правописание букв А и О в корне -зар- и -зор-. | 1 | | |
49 | Правописание чередующихся корней слов. Словарный диктант. | 1 | | |
50 | Буквы И и Ы после русских и иноязычных приставок. | 1 | | |
51 | Правописание букв И и Ы после приставок. | 1 | | |
52 | Правописание гласных в приставках пре- и при-. | 1 | | |
53 | Различение приставок пре- и при- в зависимости от их значения. | 1 | | |
54 | Сложные случаи различения приставок пре- и при-. Словарный диктант (упр. 214). | 1 | | |
55 | Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах. | 1 | | |
56 | Орфографический разбор слова и его назначение. | 1 | | |
57 | Сложносокращённые слова и их состав. | 1 | | |
58 | Сложение как основной способ образования сложносокращённых слов. | 1 | | |
59 | Неморфологические способы образования слов. | 1 | | |
60 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 | | |
61 | Контрольная работа № 4. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 | | |
62 | Порядок морфемного разбора слов. Морфемный разбор. | 1 | | |
63 | Порядок словообразовательного разбора слов. Словообразовательный разбор. | 1 | | |
64 | Обобщение знаний по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 | | |
65 | Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование». | 1 | | |
| Морфология. Орфография. Культура речи | 127 часов (112 + 15Р/Р) | | |
| Имя существительное | 24 часа (22 + 2Р/Р) | | |
66 | Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. | 1 | | |
67 | Склонение и правописание окончаний имён существительных. | 1 | | |
68 | Способы образования имён существительных. Словарный диктант (упр.253). | 1 | | |
69 | Разносклоняемые имена существительные. | 1 | | |
70 | Правописание буквы Е в суффиксе -ен- существительных на –мя. Словарный диктант (упр.258). | 1 | | |
71 | Р.р. Представление индивидуального проекта «Что в имени тебе моём?». | 1 | | |
72 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | | |
73 | Особенности несклоняемых имён существительных. | 1 | | |
74 | Род несклоняемых имён существительных. | 1 | | |
75 | Имена существительные общего рода и их особенности. | 1 | | |
76 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
77 | Р.р. Сочинение-рассказ по личным наблюдениям, впечатлениям. | 1 | | |
78 | Правописание частицы НЕ с именами существительными. | 1 | | |
79 | Слитное и раздельное написание частицы НЕ с существительными. | 1 | | |
80 | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- и -щик-. | 1 | | |
81 | Правописание букв Ч и Щ в суффиксах -чик- и -щик-. Словарный диктант (упр. 298). | 1 | | |
82 | Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-. | 1 | | |
83 | Правописание гласных в суффиксах существительных -ек- и -ик-. | 1 | | |
84 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | | |
85 | Правописание гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | | |
86 | Повторение по теме «Правописание существительных». Словарный диктант (упр. 308). | 1 | | |
87 | Обобщение знаний по теме «Имя существительное». | 1 | | |
88 | Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | 1 | | |
89 | Роль имени существительного в языке и речи. | 1 | | |
| Имя прилагательное | 24 часа (22 + 2Р/Р) | | |
90 | Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. | 1 | | |
91 | Правописание окончаний в различных формах имён прилагательных. | 1 | | |
92 | Р.р. Описание природы. Элементы пейзажа. | 1 | | |
93 | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | | |
94 | Образование различных форм степеней сравнения имён прилагательных. | 1 | | |
95 | Разряды имён прилагательных по значению. | 1 | | |
96 | Качественные прилагательные и их отличительные особенности. | 1 | | |
97 | Относительные прилагательные и их отличительные особенности. | 1 | | |
98 | Р.р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») | 1 | | |
99 | Притяжательные прилагательные и их отличительные особенности. | 1 | | |
100 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
101 | Правописание частицы НЕ с именами прилагательными. | 1 | | |
102 | Слитное и раздельное написание частицы НЕ с прилагательными. Словарный диктант (упр. 361). | 1 | | |
103 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | | |
104 | Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | | |
105 | Контрольная работа № 7. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». | 1 | | |
106 | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | | |
107 | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. | 1 | | |
108 | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | | |
109 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Словарный диктант (упр. 378). | 1 | | |
110 | Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных. | 1 | | |
111 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Словарный диктант (упр. 386). | 1 | | |
112 | Контрольная работа № 8. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
113 | Роль имени прилагательного в языке и речи. | 1 | | |
| Имя числительное | 18 часов (17 + 1Р/Р) | | |
114 | Имя числительное как часть речи. Отличие имени числительного от числа. | 1 | | |
115 | Состав числительного. Простые и составные имена числительные. | 1 | | |
116 | Правила правописания имён числительных. | 1 | | |
117 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | | |
118 | Порядковые числительные и их отличительные особенности. | 1 | | |
119 | Правила правописания порядковых имён числительных. | 1 | | |
120 | Разряды количественных числительных. | 1 | | |
121 | Числительные, обозначающие целые числа. | 1 | | |
122 | Склонение, употребление и правописание числительных, обозначающих целые числа. | 1 | | |
123 | Дробные числительные и особенности их склонения. | 1 | | |
124 | Отличие дробных числительных от дроби. Словарный диктант (упр.420). | 1 | | |
125 | Отличительные особенности собирательных числительных. | 1 | | |
126 | Нормы и правила употребления собирательных числительных. Словарный диктант (упр.426). | 1 | | |
127 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 | | |
128 | Р.р. Как выглядит числительное? Нормы и правила употребления цифрового материала в тексте. | 1 | | |
129 | Обобщение знаний по теме «Имя числительное». Словарный диктант (упр. 429). | 1 | | |
130 | Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». | 1 | | |
131 | Роль имени числительного в языке и речи. | 1 | | |
| Местоимение | 25 часов (21 + 4Р/Р) | | |
132 | Местоимение как часть речи и его особенности. | 1 | | |
133 | Личные местоимения и правила их употребления. | 1 | | |
134 | Особенности склонения личных местоимений. Словарный диктант (упр. 444). | 1 | | |
135 | Возвратное местоимение себя и его связь с глаголами. | 1 | | |
136 | Р.р. Рассказ по сюжетным рисункам «Как я однажды помогал маме». | 1 | | |
137 | Вопросительные и относительные местоимения. | 1 | | |
138 | Отличие вопросительных местоимений от относительных. | 1 | | |
139 | Неопределённые местоимения и их особенности. | 1 | | |
140 | Правила правописания неопределённых местоимений. | 1 | | |
141 | Отрицательные местоимения и их правописание. | 1 | | |
142 | Отличие отрицательных местоимений от неопределённых. | 1 | | |
143 | Притяжательные местоимения и их связь с прилагательным. | 1 | | |
144 | Отличие притяжательных местоимений от личных. Словарный диктант (упр. 479). | 1 | | |
145 | Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение и его особенности. | 1 | | |
146 | Указательные местоимения и их назначение. | 1 | | |
147 | Употребление указательных местоимений. Словарный диктант (упр. 488). | 1 | | |
148 | Определительные местоимения и их особенности. | 1 | | |
149 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Самая удивительная книга». | 1 | | |
150 | Отличие местоимений от других частей речи. | 1 | | |
151 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | | |
152 | Нормы и правила употребления местоимений в тексте. | 1 | | |
153 | Р.р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова. «Первые зрители». | 1 | | |
154 | Обобщение знаний по теме «Местоимение». Словарный диктант (упр. 500). | 1 | | |
155 | Контрольная работа № 10. Диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение». | 1 | | |
156 | Роль местоимения в языке и речи. Местоимения как средство связи в предложении и тексте. | 1 | | |
| Глагол | 36 часов (30 + 6Р/Р) | | |
157 | Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе. | 1 | | |
158 | Правила правописания окончаний глаголов. Употребление мягкого знака. | 1 | | |
159 | Спряжение глагола и правила правописания личных окончаний. | 1 | | |
160 | Как правильно определить спряжение глагола. Объяснительный диктант. | 1 | | |
161 | Видо-временные формы глагола и правила их употребления в устной и письменной речи. | 1 | | |
162 | Р.р. Сочинение-рассказ «Стёпа колет дрова» (по упражнению 517). | 1 | | |
163 | Основные способы образования глаголов. | 1 | | |
164 | Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы. | 1 | | |
165 | Переходные и непереходные глаголы. Категория возвратности. | 1 | | |
166 | Употребление глаголов в составе словосочетаний. Словарный диктант (упр. 536). | 1 | | |
167 | Р.р. Сочинение-репортаж «К спортивным вершинам!». | 1 | | |
168 | Наклонение глагола как грамматическая категория. | 1 | | |
169 | Времена глаголов изъявительного наклонения. | 1 | | |
170 | Употребление глаголов изъявительного наклонения. | 1 | | |
171 | Глаголы условного наклонения и правила их употребления. | 1 | | |
172 | Правила образования глаголов в условном наклонении. | 1 | | |
173 | Р.р. Сочинение-рассказ «Как хорошо уметь мечтать». | 1 | | |
174 | Повелительное наклонение глагола и его особенности. | 1 | | |
175 | Правила образования форм глаголов повелительного наклонения. | 1 | | |
176 | Правописание глаголов повелительного наклонения. | 1 | | |
177 | Отличие форм глаголов повелительного наклонения от форм глаголов изъявительного наклонения. | 1 | | |
178 | Контрольная работа № 11. Сжатое изложение «Пусть всегда будет солнце!». | 1 | | |
179 | Употребление наклонений глаголов. Словарный диктант (упр. 568). | 1 | | |
180 | Р.р. Употребление глаголов в тексте. Анализ текста. | 1 | | |
181 | Безличные глаголы и особенности их употребления. | 1 | | |
182 | Отличие личные глаголов от безличных. | 1 | | |
183 | Употребление личных глаголов в роли безличных. Словарный диктант (упр. 575). | 1 | | |
184 | Морфологический разбор глагола и его отличие от разбора именных частей речи. | 1 | | |
185 | Р.р. Рассказ на основе услышанного и его особенности. | 1 | | |
186 | Р.р. Сочинение-рассказ на основе услышанного (пересказ). | 1 | | |
187 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 1 | | |
188 | Правила правописания суффиксов и окончаний глаголов. | 1 | | |
189 | Нормы и правила употребления глаголов. | 1 | | |
190 | Обобщение знаний по теме «Глагол». Словарный диктант (упр. 585). | 1 | | |
191 | Контрольная работа № 12. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 | | |
192 | Роль глагола в языке и речи. Выразительная сила глагола. | 1 | | |
| Повторение. Обобщение. Итоговый контроль | 12 часов (10 + 2Р/Р) | | |
193 | Повторение изученного. Подготовка к итоговому диктанту. | 1 | | |
194 | Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
195 | Разделы науки о языке и цель их изучения. | 1 | | |
196 | Орфография. Орфографическое правило. Группы орфограмм. | 1 | | |
197 | Пунктуация. Знаки препинания в простом, осложнённом и сложном предложении. | 1 | | |
198 | Лексика и фразеология. Лексическое богатство русского языка. | 1 | | |
199 | Р.р. Лексический анализ текста художественного стиля. | 1 | | |
200 | Словообразование. Основные способы и правила образования слов. | 1 | | |
201 | Морфология. Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль частей речи. | 1 | | |
202 | Р.р. Роль самостоятельных частей речи в строении текста. | 1 | | |
203 | Синтаксис. Строение словосочетаний и предложений. | 1 | | |
204 | Язык как система. Подведение итогов года. | 1 | | |
Литература
1. Александрова З.А. Словарь синонимов русского языка. Под редакцией Л.А. Чешко. 4-е издание. Издательство «Русский язык», Москва – 1975
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования российской Федерации. 5-е издание. Москва. «Просвещение» 2014
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. 8-е издание. М.: «Просвещение», 2003 Г.А. Богданова. Русский язык. Рабочая тетрадь для 6 класса. Часть 1, 2. Издательский дом «Генжер». Москва, 2003
4. Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5 класс. Книга для учителя. М. «Просвещение», 1988
5. Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 32 издание. Москва «Просвещение». 2010
6. Дидактические материалы к учебнику русского языка: 6 класс. Пособие для учителя. Сост. Е.П. Черногрудова — М.: изд-во «Экзамен», 2012.
7. Диктанты и изложения по русскому языку: 6 класс. Сост. М.Ю. Никулина, Н.П. Шульгина.- М.: изд-во «Экзамен», 2012.
8. Жуков В.П., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1989
9. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. Сост. Н.В. Егорова. Москва. «ВАКО», 2010
10. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6 кл. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1997
11. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 6 класса на 2003-04 учебный год. РЯШ, №№ 3-6, 2003
12. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комисарова Л.Ю. Обучение русскому языку в 6 классе. Метод. рекомендации к учебнику для 6 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение, 2001
13. Леденева В.В., Халикова Н.В.. Тесты. Русский язык. 5-7 классы. Учебно-методическое пособие. 3-е издание. Москва. Издательский дом «Дрофа», 1999
14. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1987
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987
16. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е издание – М., 1998
17. Примерная программа основного общего образования. Сборник нормативных документов. «Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения». Дрофа. Москва, 2008
18. Российская академия наук. Институт русского языка. Орфографический словарь русского языка. 30-е издание. М: «Русский язык», 1993
19. Российская академия наук. Институт русского языка. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. 5-е издание. М: «Русский язык», 1989
20. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.- 2-е издание. М.: Просвещение – 2014.
20. Тихонов А.Н.. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва.»»Просвещение», 1978
21. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М.. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 2008
22. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975