СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык, 6 класс. Автор: Бабайцева В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 6 класс»

Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 20 х. Сальский Кагальник



«Утверждаю»

Директор МБОУ - ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

___________/Антоненко О.В./

Приказ _от « » 2019 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



для 6 КЛАССА







Количество часов: 205


Учитель: Петренко Светлана Евгеньевна














2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:


  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М: «Просвещение», 2017 г.

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник».

  • учебника «Русский язык. Теория. 5-9 классы», авт.

В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М: Дрофа, 2018 г;

  • учебника «Русский язык. Практика. 6 класс», под ред.

А. Ю. Купаловой. - М : Дрофа, 2018г;

  • учебника «Русский язык. Русская речь. 6 класс», автор Е. И. Никитина,- М.: Дрофа, 2018.

Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.



Основные задачи курса:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.



Система работы по развитию связной речи уча­щихся 6 класса учитывает следующие положе­ния:

связь работы по развитию речи с социаль­ным опытом учащихся (тематика устных и пись­менных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, ви­дел, пережил, продумал, прочувствовал»).

взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

связь работы по развитию речи с изучением русского языка(фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка).

связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения(необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художествен­ных произведений и ученических сочинений, в ра­боте над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.).

Все компоненты учебного комплекса в 6 классе тесно свя­заны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупнос­ти служат решению задач обучения русскому язы­ку.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографических и пунктуационных), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В процессе обучения русскому языку в 6 клас­се учащиеся должны приобрести в рамках про­граммы основные умения и навыки анализа (разбо­ра) языкового материала, орфографические и пунк­туационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

В 6 классе по русскому языку реализуется линейный принцип подачи материала.

В курсе 6 класса изучается «Грамматика. Морфология»: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, категория состояния, местоимение.

В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.



Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение русского языка в 6 классе основной школы отводится 210 учебных часов , из расчета 6 учебных часов в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение русского языка в 6 классе отводится 170 часов, из расчета 6 учебных часов в неделю ( по авторской программе - «Русский язык. 5-9 классы» – 204 часа).

Программа будет выполнена за 205 часов, за счет добавления 1 часа на повторение, в соответствии с учебным календарем и расписанием на 2019-2020 учебный год.


Количество учебных часов – 205

из них:

контрольные диктанты – 8 часов;

развитие речи – 40 часов;

контрольные работы – 5 часов.

Последовательность изучения тем в курсе русского языка в 6 классе:


1. Введение.

2. Повторение .

3. Грамматика. Морфология. Понятие о морфологии.

Имя существительное.

Глагол.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Наречие.

Категория состояния.

Местоимение.

4. Повторение .


Направления проектной деятельности по русскому языку в 6 классе

Темы проектов:


1. Путешествие в страну «Морфологии».

2. Происхождение русских фамилий.

3. Происхождение частей речи.

4. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

5. Употребление имен прилагательных в речи.

6. Происхождение славянских имен.

7. Происхождение имени числительного.

8. Формы местоимений в славянском языке.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; 

●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции  формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает осознание  родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.





















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык — один из богатейших языков мира.

Повторение

Грамматика

МОРФОЛОГИЯ

ПОНЯТИЕ О МОРФОЛОГИИ

Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Части речи самостоятельные и служебные.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Понятие об имени существительном.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки).

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных.

Склонение существительных в единственном числе.

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.

Разносклоняемые имена существительные.

Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя.

Неизменяемые существительные.

Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок.

Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-.

Правописание  не с именами существительными.

Правописание сложных имён существительных.


ГЛАГОЛ

Понятие о глаголе.

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.

Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.

Правописание корней –бир, - бер-, -мир, - мер-, -тир -тер- и др.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение.

Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени.

Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени.

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.

Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица.

Буква ъ в формах глагола 2-го лица единственного числа.

Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Понятие об имени прилагательном.

Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.

Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых.

Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий.

Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-).

Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск-.

Правописание не с прилагательными.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.

Имена числительные простые, сложные и составные.

Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Правописание удвоенной согласной в числительных.

Правописание мягкого знака в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

Дробные числительные, их значение и изменение.

Правописание падежных окончаний имён числительных.

НАРЕЧИЕ

Понятие о наречии как части речи.

Роль наречий в речи.

Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.

Правописание суффиксов –о - е после шипящих.

Правописание н и нн в наречиях на -о.

Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях.

Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния.


МЕСТОИМЕНИЕ

Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения.

Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.

Правописание местоимения с предлогами.

Прописная буква в формах вежливости.

Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении.

Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением.

Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.

Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь.

Правописание не в неопределённых местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Правописание не и ни в отрицательных местоимениях.

Определительные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Указательные местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении.

Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.



6 КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Темы узкие и широкие.

Простой и сложный план. Эпиграф.

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Характеристика официально-делового стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ.

Описание природы, помещения, одежды, костюма.

Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.

Местоимение как средство связи предложений в тексте.






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;


способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных


знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:

- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 6 классе;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение


Учащийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Учащийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Учащийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Учащийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение


Учащийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение


Учащийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Учащийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых 44 учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо


Учащийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Учащийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст


Учащийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Учащийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Учащийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Учащийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение - рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.



Общие сведения о языке


Учащийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Учащийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Морфология

Учащийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Учащийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Учащийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.




















Тематическое планирование , 6 класс – 205 ч

урока п\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося



Формы контроля


Дата

План

Коррекция

ВВЕДЕНИЕ – 1 ЧАС

1.


Русский язык-один из богатейших языков мира.

Анализ текста, сопоставление их, умение делать выводы, конспектировать тексты.


Фронтальный опрос

02.09


ПОВТОРЕНИЕ – 16 ЧАСОВ

2.

Фонетика.


Умение слышать звуки, отличать их от букв, соблюдать нормы орфоэпии.

Текущий контроль

03.09


3.


Орфография.

Морфемика.

Понимание важности грамотного письма, соблюдение норм орфографии

Орфографический диктант

04.09


4.

Словообразование.


Словообразовательный разбор слова

Фронтальный опрос

04.09


5.

Лексикология.


Лексический разбор слова

Индивидуальная работа

05.09


6.

Лексикология.


Лексический разбор слова

Фронтальный опрос

06.09


7.

Синтаксис . Пунктуация.

Анализ предложений.

Текущий контроль

09.09


8.

Вводные слова.



Уметь писать предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания.

Фронтальный опрос

10.09


9.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.


Уметь писать предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания.

Индивидуальная работа


11.09



10.

Обращение.


Иметь понятие об обращении, постановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Текущий контроль

11.09


11.

Р/р Признаки текста.



По опознавательным признакам определять текст, его тему, основную мысль, стиль. Пересказ текста.

Фронтальный опрос

12.09


12 .


Однородные члены предложения.


Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Индивидуальная работа

13.09


13.


Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Текущий контроль


16.09


14.


Р/р Темы широкие и узкие.


Умение определять текст, его тему(широкую и узкую). Умение анализировать рубрики.

Индивидуальная работа


17.09


15.


Предложения простые и сложные.


Различение простых и сложных предложений.

Фронтальный опрос


18.09


16.


Предложения простые и сложные.

Различение простых и сложных предложений.

Тестовые задания

18.09


17.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Грибы» по теме «Повторение».

Проверить уровень усвоения синтаксиса и пунктуации.

Диктант с грамматическим заданием

19.09


ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ – 175 ЧАСОВ

Понятие о морфологии – 4 часа

18.

Понятие о морфологии.

Принципы объединения слов в группы. Умение различать части речи и однокоренные слова.


Текущий контроль

20.09


19.

Части речи.


Иметь представление о частях речи: самостоятельных и служебных.


Фронтальный опрос

23.09


20.

Самостоятельные и служебные части речи.


Иметь представление о частях речи: самостоятельных и служебных и признаках частей речи.


Текущий контроль

24.09


21.

Морфемный состав слов.



Уметь опознавать формы слов, по окончанию определять морфологические признаки части речи.

Индивидуальная работа

25.09


Самостоятельные части речи. Имя существительное – 22 часа

22.

Понятие о существительном.

Нарицательные и собственные имена существительные.



Уметь распознавать имена существительные по значению, различать собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные имена существительные.

Текущий контроль

25.09



23.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Уметь распознавать имена существительные по значению, различать собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные имена существительные.

Самостоятельная работа

26.09


24.

Р/р Творительный сравнения.

Использование сравнений.


Фронтальный опрос

27.09


25.

Род, число, падеж и склонение имен существительных.

Умение определять основные категории существительных, понимать текстообразующую роль существительных.



Текущий контроль

30.09


26.

Род, число, падеж и склонение имен существительных

Умение определять основные категории существительных, понимать текстообразующую роль существительных.

Фронтальный опрос

01.10


27.

Склонение существительных в единственном числе.

Определение склонений, падежных окончаний существительных на –ия, -ий, -ие. Использование формы единственного числа.

Индивидуальная работа

02.10


28.

Склонение существительных во множественном числе.

Использование формы множественного числа в соответствии с нормами.

Текущий контроль



02.10


29.

Р/р Сжатое изложение «Собиратель русских слов».

Умение писать изложение, близкое к тексту.

Индивидуальная работа


03.10


30.

Р/р Сжатое изложение «Собиратель русских слов».

Умение писать изложение, близкое к тексту.

Индивидуальная работа


04.10


31.

Неизменяемые существительные.

Употребление неизменяемых существительных в соответствии с нормами русского языка.

Фронтальный опрос


07.10


32.

Разносклоняемые существительные.

Представление о разносклоняемых существительных, написание суффикса –ен-.Нормы употребления существительных.

Текущий контроль

08.10


33.

Р/р Простой и сложный план.

Уметь составлять простой и сложный план.

Индивидуальная работа

09.10



34.

Словообразование имен существительных с помощью суффиксов.

Усвоение способа образования существительных, значения и написания суффиксов.

Самостоятельная работа

09.10



35.

Правописание суффиксов –ик-, -ек-, -оньк-, -еньк- после шипящих.

Усвоение написания суффиксов –ик-, -ек-, -оньк-, -еньк- после шипящих.

Фронтальный опрос

10.10


36.

Правописание суффиксов -чик-, -щик- имен существительных.


Усвоение написания суффиксов -чик-, -щик- имен существительных.

Текущий контроль

11.10


37.

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.

Усвоение написания букв о-е после шипящих в суффиксах имен существительных.

Индивидуальная работа

14.10


38.

Словообразование существительных с помощью приставок.

Усвоение способов образования существительных с помощью приставок.

Текущий контроль

15.10


39.

Правописание НЕ с именами существительными.

Написание НЕ с именами существительными.

Фронтальный опрос

16.10


40.

Р/р Простой и сложный план. Сравнение. Метафора. Эпитет.

Использование изобразительно-выразительных средств языка..Редактирование написанного.

Текущий контроль

16.10


41.

Правописание сложных имен существительных

Образование сложных имен существительных. Соединительные гласные о-е.

Орфографический диктант

17.10


42.

Повторение по теме «Имя существительное».

Базовые понятия, связанные с именем существительным. Нормы употребления существительных в речи.

Фронтальный опрос

18.10


43.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Русская зима» по теме «Имя существительное».

Владение нормами языка.

Диктант с грамматическим заданием

21.10


Глагол – 47 часов

44.



Понятие о глаголе. Группы глаголов по значению.


Распознавать глагол как часть речи. Освоить тематические группы глаголов. Использовать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Текущий контроль

22.10


45.


Правописание НЕ с глаголами.


Усвоить правила написания НЕ с глаголами.

Фронтальный опрос

23.10


46.

Р/р Что такое эпиграф?


Определение темы, основной мысли текста, подбор эпиграфа к сочинению, выбор заглавия.

Индивидуальная работа

23.10


47.

Правописание НЕ с глаголами.


Усвоить правила написания НЕ с глаголами.

Самостоятельная работа

24.10


48.

Инфинитив. Основа инфинитива.


Понятие об инфинитиве., формальным показателем которого являются суффиксы –ть и –ти.

Фронтальный опрос


25.10


49.

Р/р Подробное изложение «Жёлтый свет».

Умение составлять план изложения, находить ключевые слова в тексте.

Индивидуальная работа

05.11


50.

Р/р Подробное изложение «Жёлтый свет».

Умение редактировать текст и писать подробное изложение.

Индивидуальная работа

06.11


51.

Инфинитив. Основа инфинитива.


Умение членить инфинитив на морфемы, восстанавливать инфинитив по личным формам. Составление памяток с инфинитивом.

Текущий контроль

06.11


52.

Возвратные глаголы.


Представление о значении возвратных глаголов.

Фронтальный опрос

07.11


53.

Возвратные глаголы.


Представление о значении возвратных глаголов.

Текущий контроль

08.11


54.

Р/р Что такое эпиграф?


Редактирование написанного. Овладение умением писать выборочное изложение.

Индивидуальная работа

11.11


55.

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Умение писать глаголы с –ться и –тся.

Орфографический диктант

12.11


56.


Виды глагола.

Усвоение основных и добавочных видовых значений глагола, норм видовой соотнесенности, способов образования.

Фронтальный опрос

13.11


57.

Образование видов глагола.


Усвоение основных и добавочных видовых значений глагола.

Самостоятельная работа

13.11


58.

Контрольная работа по теме «Правописание глаголов».

Усвоение правил написания временных форм глагола, -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах, НЕ с глаголами.


Тестовая работа

14.11


59.

Наклонения глагола.

Изъявительное наклонение.

Усвоение понятия «наклонение глагола», значение глагола в изъявительном наклонении.

Фронтальный опрос

15.11


60.

Р/р Сочинение «Если бы…».


Умение составлять план сочинения-рассуждения, определять микротемы.

Индивидуальная работа

18.11


61.

Р/р Сочинение «Если бы…».


Уметь редактировать текст сочинения-рассуждения.

Индивидуальная работа

19.11


62.

Глаголы переходные и непереходные.

Усвоение понятий «переходные и непереходные глаголы».

Текущий контроль

20.11


63.

Времена глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Значение глаголов в формах прошедшего времени.

Фронтальный опрос

20.11


64.

Прошедшее время. Изменение глагола прошедшего времени.

Усвоение норм образования и изменения глаголов прошедшего времени.

Орфографический диктант

21.11


65.

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Знать правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Фронтальный опрос

22.11


66.

Настоящее и будущее время глагола.

Значение, образование, изменение глаголов в настоящем времени.

Текущий контроль

25.11


67.

Р/р Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Понятие о лексических средствах связи в тексте, описательном обороте.

Индивидуальная работа

26.11


68.

Лицо и число глагола.


Значение форм 1,2, 3 лица. Анализ предложений с глаголами в этих формах. Усвоение орфограмм.

Текущий контроль

27.11


69.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Анализ предложений с глаголами в этих формах. Усвоение орфограмм.

Фронтальный опрос

27.11


70.

Буква Ь в формах глагола 2 лица единственного числа.

Правила правописания буквы Ь в формах 2 лица единственного числа.

Орфографический диктант

28.11


71.

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов.

Определение спряжения глаголов. Умение выделять гласную в личных окончаниях.

Словарный диктант

29.11


72.

Спряжение глаголов.

Определение спряжения глаголов. Умение выделять гласную в личных окончаниях, правильно ставить ударение в глаголах.

Текущий контроль

02.12


73.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Умение писать буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Самостоятельная работа

03.12


74.


Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Умение писать буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Орфографический диктант

04.12


75.


Разноспрягаемые глаголы.

Усвоение норм изменения глаголов.


Фронтальный опрос

04.12


76.

Р/р Стили речи.

Официально-деловой стиль.

Усвоение стилей речи, понятие официально-делового стиля, его признаков и сферы употребления.

Индивидуальная работа

05.12


77.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Спряжение глаголов» (Из книги «Почемучка»).

Усвоение правил написания форм глаголов, букв Е и И в личных окончаниях глаголов.

Диктант с грамматическим заданием

06.12


78.

Разноспрягаемые глаголы.

Усвоение норм изменения глаголов.

Текущий контроль

09.12


79.

Условное наклонение глаголов. Правописание БЫ с глаголами условного наклонения.

Усвоение значения, образования, изменения глаголов в условном наклонении.

Орфографический диктант

10.12


80.

Р/р Рассказ.

Ознакомление с рассказом, составление текста изложения.

Индивидуальная работа

11.12


81.

Повелительное наклонение.


Нормы употребления глаголов в повелительном наклонении.

Самостоятельная работа

11.12


82.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Значение, образование и правописание глаголов в повелительном наклонении.


Словарный диктант

12.12


83.

Безличные глаголы.


Значение безличных глаголов. Значение синтаксических синонимов. Верное обозначение на письме сочетания (цъ).

Фронтальный опрос

13.12


84.

Р/р Рассказ.

Редактирование написанного. Написание творческого изложения.

Индивидуальный опрос

16.12


85.

Словообразование глаголов.

Образование глаголов, их суффиксов. Совершенствование навыков анализа слова.

Текущий контроль

17.12


86.

Правописание гласных в суффиксах глаголов -ыва- (-ива-), -ова-, (-ева-), -ва.

Обозначение гласных на письме в суффиксах глаголов, суффиксов -ыва- (-ива-), -ова-, (-ева-), -ва.

Орфографический диктант

18.12


87.

Р/р Как создавать киносценарий?


Создание текста киносценария.

Индивидуальный опрос

18.12


88.

Повторение по теме «Глагол».


Умение употреблять глаголы в соответствии с нормами.

Фронтальный опрос

19.12


89.

Повторение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола.

Умение употреблять глаголы в соответствии с нормами. Выполнение морфологического разбора глагола.

Текущий контроль

20.12


90.



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

(По А. Стрижову).

Умение в соответствии с правилами оформлять письменный текст.

Диктант с грамматическим заданием

23.12


Имя прилагательное – 31 час

91.

Понятие о прилагательном.

Понятие о прилагательном как части речи. Усвоение его лексических групп и синтаксических функций. Повторение особенностей употребления эпитетов и их функциях.

Фронтальный опрос

24.12


92.

Разряды прилагательных по значению.

Ознакомление с разрядами прилагательных. Умение опознавать качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

Текущий контроль

25.12


93.

Р/р Описание природы. Зима.

Повторение понятия об описании. Умение писать пейзажное сочинение.

Индивидуальный опрос


25.12


94.


Качественные прилагательные.


Ознакомление с качественными прилагательными, их признаками и употреблением в речи.

Текущий контроль

26.12


95.



Относительные прилагательные.


Ознакомление с относительными прилагательными, их признаками и употреблением в речи.

Фронтальный опрос

27.12


96.

Полные и краткие прилагательные.


Усвоение понятия о полных и кратких прилагательных, их образовании и роли в предложении. Орфограмма. Стилистические различия полных и кратких прилагательных.

Текущий контроль

09.01


97.

Склонение полных прилагательных.

Повторение склонения прилагательных и алгоритм применения правила написания окончаний прилагательных. Нормы согласования прилагательных с существительными.

Фронтальный опрос

10.01


98.

Р/р Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март».

Написание сочинения-описания по картине. Редактирование текста.

Индивидуальная работа

13.01


99.

Р/р Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Март».

Написание сочинения-описания по картине. Редактирование текста.

Индивидуальная работа

14.01


100.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных.

Правописание букв О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Орфографический диктант

15.01


101.


Притяжательные прилагательные с суффиксом –ИЙ.

Усвоение правил написания притяжательных прилагательных с суффиксом –ИЙ.

Текущий контроль

15.01


102.


Притяжательные прилагательные с суффиксами –ИН, (-ЫН), -ОВ, (-ЕВ).

Усвоение правил написания притяжательных прилагательных с суффиксами –ИН, (-ЫН), -ОВ, (-ЕВ).

Фронтальный опрос

16.01


103.

Степени сравнения прилагательных.

Усвоение нового понятия о степенях сравнения прилагательных, о сравнительной степени, её значении, образовании, форм степени.

Текущий контроль

17.01


104.

Степени сравнения прилагательных.

Понятие о превосходной степени, её значении, образовании, изменении, нормах употребления.

Фронтальный опрос

20.01


105.


Р/р Описание природы. Зима.

Повторение понятия об описании. Умение писать пейзажное сочинение. Анализ ошибок при написании сочинений-миниатюр.

Индивидуальный опрос

21.01


106.

Контрольная работа по теме «Разряды имен прилагательных».

Проверить усвоение разрядов имен прилагательных, их признаков и употребления в речи.

Тестовая работа

22.01


107.


Словообразование прилагательных при помощи суффиксов.

Словообразовательный анализ прилагательных. Процесс образования прилагательных с помощью суффиксов. Правило написания О-Е после шипящих и Ц в суффиксах –ОВ-, (-ЕВ-).

Орфографический диктант

22.01


108.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.

Правописание согласных Н и НН в прилагательных. Умение верно акцентировать краткие формы прилагательных.

Текущий контроль

23.01


109.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.

Правописание согласных Н и НН в прилагательных. Умение верно акцентировать краткие формы прилагательных.


Фронтальный опрос

24.01


110.

Р/р Описание помещения.


Сжатый пересказ текста, переход от сжатого описания к краткому, а затем и полному описанию помещения.


Индивидуальная работа

27.01


111.

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов –СК- и –К-.

Усвоение способа образования прилагательных. Опознавательные признаки орфограммы.

Орфографический диктант

28.01


112.

Словообразование прилагательных с помощью приставок.

Освоение нового способа образования прилагательных.


Текущий контроль


29.01


113.

Правописание НЕ с прилагательными.

Усвоение правила написания НЕ с прилагательными.

Словарный диктант

29.01


114.

Повторение по теме «Правописание НЕ с прилагательными».

Закрепление навыка правописания НЕ с прилагательными.

Текущий контроль

30.01


115.

Словообразование прилагательных с помощью сложения основ.

Правописание соединительных гласных в сложных прилагательных.

Фронтальный опрос


31.01


116.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Усвоение правил слитного и дефисного написания сложных прилагательных.

Орфографический диктант

03.02


117.

Р/р Описание помещения.

Сжатый пересказ текста, переход от сжатого описания к краткому, а затем и полному описанию помещения.

Текущий контроль

04.02


118.


Повторение по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».

Повторить правописание сложных прилагательных.

Тестовая работа

05.02


119.

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Закрепить навыки правописания, образования и употребления имен прилагательных. Выполнение морфологического разбора имени прилагательного.

Самостоятельная работа

05.02


120.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Необычный стрелок» по теме «Имя прилагательное».

Проверить навыки усвоения имени прилагательного, правописания, образования степеней сравнения.

Диктант с грамматическим заданием

06.02


121.

Р/р Описание одежды, костюма.

Описание костюма с целью охарактеризовать героя.


Текущий контроль

07.02


Имя числительное – 20 часов

122.

Понятие об имени числительном.

Понятие семантики, грамматические признаки ново части речи.


Текущий контроль

10.02


123.

Простые, сложные и составные числительные.

Усвоение состава числительных, совершенствование орфоэпических навыков. Освоение новых орфограмм.

Фронтальный опрос

11.02


124.

Правописание простых, сложных и составных числительных.

Усвоение состава числительных, совершенствование орфоэпических навыков. Освоение новых орфограмм.

Орфографический диктант

12.02


125.

Удвоенные согласные в числительных.

Усвоение орфограммы «Удвоенные согласные в числительных».

Индивидуальный опрос

12.02


126.

Правописание гласной И в сложных прилагательных, в

состав которых входят числительные.

Усвоение правописания гласной И в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

Орфографический диктант

13.02


127.

Правописание мягкого знака в числительных.

Усвоение орфограммы «Мягкий знак в числительных».

Словарный диктант

14.02


128.

Р/р Рассказ на основе картины, включающий описание.

Редактирование написанного. Сочинение-рассказ по картине, включающий описание.

Индивидуальная работа

17.02


129.

Разряды числительных по значению.

Понятие о разрядах числительных. Значение, изменение и номы употребления количественных числительных.

Текущий контроль

18.02


130.

Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Значение, изменение и номы употребления количественных числительных. Склонение количественных числительных.


Фронтальный опрос

19.02


131.

Склонение количественных числительных.

Значение, изменение и номы употребления количественных числительных. Склонение количественных числительных.

Орфографический диктант

19.02


132.

Собирательные числительные.

Значение собирательных числительных. Использование их в соответствии с нормами.

Текущий контроль

20.02


133.

Склонение собирательных числительных.


Значение собирательных числительных. Использование их в соответствии с нормами. Склонение собирательных числительных.

Индивидуальная работа

21.02


134.






Порядковые числительные.













Значение, образование, изменение и нормы употребления порядковых числительных.

Фронтальный опрос

25.02


135.

Склонение простых и составных порядковых числительных.





Значение, образование, изменение, нормы употребления числительных.

Орфографический диктант

26.02


136.


Дробные числительные.

Значение, образование, изменение, нормы употребления дробных числительных.

Текущий контроль

26.02


137.

Р/р Описание книги.


Описание с помощью упражнений , содержащих различные части книги. Редактирование написанного.

Фронтальный опрос

27.02


138.

Обобщение по теме «Имя числительное».

Употребление числительных в соответствии с нормами языка.

Индивидуальный опрос

28.02


139.

Повторение по теме «Имя числительное».

Усвоение правописания количественных и порядковых числительных.

Текущий контроль

02.03


140.



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное» (Из книги «Почемучка»).

Проверить навыки усвоения правописания числительного, изменения, употребления в речи.

Диктант с грамматическим заданием

03.03


141.


Р/р Описание книги.


Описание с помощью упражнений , содержащих различные части книги. Редактирование написанного.

Индивидуальная работа

04.03


Наречие – 24 часа

142.


Понятие о наречии.


Понятие о наречии как самостоятельной части речи. Общеучебное умение работать с научными текстами.

Текущий контроль

04.03


143.


Группы наречий по значению.


Группы наречий по значению. Усвоение акцентологии наречий.

Фронтальный опрос

05.03


144.

Степени сравнения наречий.

Усвоение способов образования степеней сравнения наречий. Морфологические омонимы. Усвоение употребления форм степеней сравнения наречий.


Фронтальный опрос

06.03


145.

Словообразование наречий.

Освоение способов образования наречий. Совершенствование навыков морфемного анализа.

Самостоятельная работа

10.03


146.


Словообразование наречий.

Освоение способов образования наречий. Совершенствование навыков морфемного анализа.

Текущий контроль

11.03


147.


НЕ с наречиями на –О, (-Е).

Усвоение написания НЕ с наречиями на –О, (-Е).

Орфографический диктант

11.03


148.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О

(-Е).

Усвоение написания НЕ с наречиями на –О, (-Е).

Фронтальный опрос

12.03


149.


Р/р Рассуждение в разных стилях речи.

Редактирование написанного. Понятие о рассуждении, средствах связи его частей.

Индивидуальная работа

13.03


150.

Р/р Рассуждение в разных стилях речи.

Редактирование написанного. Понятие о рассуждении, средствах связи его частей.

Индивидуальная работа

16.03


151.


Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.

Правописание букв О-Е после шипящих на конце наречий.

Текущий контроль

17.03


152.

Правописание Н и НН в наречиях на -О (-Е).

Буквы Н и НН в наречиях на –О, (-Е).

Фронтальный опрос

18.03


153.

Н и НН в наречиях на -О (-Е).

Буквы Н и НН в наречиях на –О, (-Е).

Текущий контроль

18.03


154.

Контрольная работа по теме «Правописание наречий».

Проверить усвоение правописания наречий.


Тестовая работа

19.03


155.

Буквы А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Правописание букв А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.


Орфографический диктант

20.03


156.

Дефис между частями слова в наречиях.

Дефис в наречиях.

Самостоятельная работа

30.03


157.

Орфография наречий.


Усвоить новые орфографические правила. Совершенствовать коммуникативные умения.

Текущий контроль

31.03


158.

Р/р Сочинение-рассуждение «Почему книгу называют другом?»

Составление плана сочинения-рассуждения.

Индивидуальная работа

01.04


159.

Р/р Сочинение-рассуждение «Почему книгу называют другом?»

Редактирование текста сочинения-рассуждения.

Индивидуальная работа

01.04


160.


Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

Освоение неморфологических способов образования наречий. Усвоение нового правила.

Текущий контроль

02.04


161.


Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Усвоение правил написания Ь после шипящих на конце наречий.

Текущий контроль

03.04


162.


Буква Ь после шипящих на конце наречий.

Усвоение правил написания Ь после шипящих на конце наречий.

Фронтальный опрос

06.04


163.

Повторение по теме «Наречие».

Совершенствование навыков правописания наречий.

Текущий контроль

07.04


164.

Повторение по теме «Наречие». Морфологический разбор наречия.

Повторение правил написания орфограмм в наречиях.


Самостоятельная работа

08.04


165.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

(По Г. Скребицкому).

Проверка навыков усвоения правил написания наречий. Морфологический разбор наречий.


Диктант с грамматическим заданием

08.04


Категория состояния – 6 часов

166.

Понятие о категории состояния.

Значение функции категории состояния. Морфологические омонимы, умение выделять грамматические основы односоставных предложений.

Текущий контроль

09.04


167.

Повторение по теме «Категория состояния».

Умения употреблять наречия, слова категории состояния в соответствии с нормами.

Тестовые задания

10.04


168.

Р/р Подробное изложение «Совесть» (По А. П. Гайдару).

Умение писать изложение, близкое к тексту-рассуждению в художественном стиле.

Фронтальный опрос

13.04


169.

Р/р Подробное изложение «Совесть» (По А. П. Гайдару).

Редактирование изложения, близкого к тексту.

Индивидуальная работа

14.04


170.

Повторение по теме «Категория состояния».

Умения употреблять наречия, слова категории состояния в соответствии с нормами.

Самостоятельная работа

15.04


171.

Контрольная работа по теме «Категория состояния».

Усвоение нора употребления слов категории состояния.


Тестовые задания

15.04


Местоимение – 21 час

172 .

Понятие о местоимении.

Значение местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Умение опознавать местоимения в текстах. Усвоение норм употребления местоимений.

Текущий контроль

16.04


173.

Морфологические средства связи предложений.

Усвоение понятия «именительный темы». Роль местоимений 3 лица как сцепляющих слов. Усвоение норм употребления местоимений.


Фронтальный опрос

17.04


174.

Разряды местоимений по значению. Личные местоимения.


Знакомство с разрядами местоимений, морфологическими признаками и употреблением в речи.

Текущий контроль

20.04


175.


Личные местоимения. Правописание местоимений с предлогами.

Значение личных местоимений, их морфологические признаки, нормы употребления в речи.

Орфографический диктант

21.04


176.

Притяжательные местоимения: значение и роль в предложении.

Значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки, нормы употребления в речи.

Текущий контроль

22.04


177.

Морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных местоимений.

Значение притяжательных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи.

Фронтальный опрос

22.04


178.

Возвратное местоимение.

Значение и особенности употребления местоимения себя на основе сопоставления его с местоимениями 3 лица, а также с суффиксом –ся в глаголах, с местоимением свой.

Текущий контроль

23.04


179.

Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте.


Фронтальный опрос

24.04


180.

Вопросительные местоимения.

Значение, сфера использования вопросительных местоимений, а также нормы употребления местоимений сколько? какой? который?

Орфографический диктант

27.04


181.

Относительные местоимения.


Значение, сфера использования относительных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными. Нормы их употребления.

Словарный диктант

28.04


182.

Неопределенные местоимения.

Значение неопределенных местоимений на основе сопоставления с вопросительными. Написание не, частиц -то, -либо, -нибудь, кое- с этими местоимениями.

Орфографический диктант

29.04


183.

Отрицательные местоимения.


Усвоение значений отрицательных местоимений на основе сопоставления их с вопросительными местоимениями, а также морфологические признаки и синтаксическая роль. Освоение орфограмм. Совершенствование навыков употребления в речи.

Словарный диктант

29.04


184.

Р/р Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.

Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте.

Текущий контроль

30.04


185.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.


Освоение орфограммы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

Орфографический диктант

06.05


186.

Определительные местоимения.


Усвоение понятия об определительных местоимениях, их соотнесенности с другими частями речи, а также их морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления.

Фронтальный опрос

06.05


187.

Указательные местоимения.

Усвоение понятия об указательных местоимениях, их соотнесенности с другими частями речи, а также их морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления.

Словарный диктант

07.05


188.

Морфологические средства связи.

Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте.

Текущий контроль

08.05


189.

Морфологические средства связи. Правописание местоимений-наречий.

Использование указательных и определительных местоимений как морфологических средств связи предложений в тексте.

Самостоятельная работа

12.05


190.

Повторение по теме «Местоимение».

Употребление местоимений в соответствии с нормами.

Фронтальный опрос

13.05


191.

Повторение по теме «Местоимение».

Употребление местоимений в соответствии с нормами.


Текущий контроль

13.05


192.


Контрольный диктант по теме «Местоимение»

(По И. Соколову-Микитову).

Усвоение норм употребления местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Диктант с грамматическим заданием

14.05


ПОВТОРЕНИЕ – 13 ЧАСОВ


193.

Повторение по теме «Имя существительное».

Усвоение норм правописания и употребления имен существительных.

Самостоятельная работа

15.05


194

Р/р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

Совершенствование умений составлять текст сочинения по картине, план сочинения.


Индивидуальная работа

18.05


195.

Р/р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

Совершенствовать умения редактировать текст сочинения по картине.


Индивидуальная работа

19.05


196.

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Правописание и употребление имен прилагательных в речи.

Фронтальный опрос

20.05


197.

Итоговая контрольная работа.

Проверить навыки усвоения частей речи, их правописания и употребления в речи.

Тестовые задания

20.05


198.

Повторение по теме «Глагол».

Усвоение норм правописания и употребления глаголов в речи.

Фронтальный опрос

21.05


199.

Повторение по теме «Имя числительное».

Усвоение норм правописания и употребления имен числительных в речи.

Текущий контроль

22.05


200.

Повторение по теме «Наречие».

Усвоение норм правописания и употребления наречий в речи.

Тестовые задания

25.05


201.

Повторение по теме «Категория состояния».

Усвоение норм правописания и употребления слов категории состояния в речи.

Фронтальный опрос

26.05


202.

Повторение по теме «Местоимение».

Усвоение норм правописания и употребления местоимений в речи.

Индивидуальная работа

27.05


203.

Р/р Повторение по теме «Русская речь».

Систематизация знаний по курсу «Русская речь», совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Тестовые задания

27.05


204.

Р/р Повторение по теме «Русская речь».

Систематизация знаний по курсу «Русская речь», совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Текущий контроль

28.05


205.

Повторение по теме «Местоимение».

Усвоение норм правописания и употребления местоимений в речи.

Фронтальный опрос

29.05


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Бунечко Е.В. /

______________2019 г. ______________ 2019 г.


















































13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!