Раздел I
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897
в ред. от 31.12.2015г.
Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ».
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ», утвержденного приказом директора от _______31.08.2016 г. № 134/2____________________
Учебного плана МАОУ Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ, утвержденного приказом директора от «_____» _____ 2019 года № _____ «Об утверждении учебного плана МАОУ «Тоболовская СОШ – филиал Ершовская ООШ» на 2019 - 2020 учебный год».
Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. / под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, 5-е изд., М.: Просвещение, 2014 год.
Основные цели и задачи обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Раздел II
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы:
Язык, речь, общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Обучающиеся должны знать:
- роль русского языка среди языков мира.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждения;
- различать способы передачи мысли, настроения, информации;
- выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания;
- составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях.
Повторение изученного в 5 классе. Культура речи. Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Обучающиеся должны знать:
- роль русского языка среди языков мира;
- изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь:
- обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм;
- определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- контрольный диктант с грамматическим заданием.
Текст. Текст и его особенности. Тема и основная мысль текста, заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.
Развитие речи
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с речевыми нормами родного языка. Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования и конструирования текста.
Обучающиеся должны знать:
- что такое текст, особенности текста;
- языковые явления, процессы, связи и отношения, происходящие при конструировании текста.
Обучающиеся должны уметь:
- определять текст по форме, виду речи, выявлять устойчивые разновидности текста;
- определять тему и основную мысль текста;
- определять тип речи текста на основе его языковых и композиционных признаков;
- выделять ключевые слова в тексте разных типов речи;
- составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи.
Лексика. Культура речи. Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Лингвистические словари. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Обучающиеся должны знать:
- общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова;
- устаревшие слова и неологизмы;
- исконно-русскую и заимствованную лексику;
- эмоционально-окрашенные слова.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться различными словарями;
- определять лексическую принадлежность слова;
- использовать слова в соответствии с их лексическим значением;
- сжато излагать содержание текста;
- составлять рабочие материалы к описанию помещения.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- сжатое обучающее и контрольное изложение.
Фразеология. Культура речи. Повторение пройденного по фразеологии в 5 классе. Понятие о фразеологизмах. Фразеологические словари. Значение фразеологизмов речи.
Развитие речи
Использование фразеологизмов в соответствии с их значением.
Обучающиеся должны знать:
- фразеологизмы.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться фразеологическими словарями;
- определять фразеологизмы в устной и письменной речи;
- использовать фразеологизмы в соответствии с их значением.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ.
Словообразование и орфография. Культура речи. Повторение пройденного по словообразованию в 5 классе. Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать:
- способы образования слов;
- возможности изменения морфем;
- орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь:
- производить морфемный анализ слов;
- выбирать правильные написания, зависящие от строения слова;
- согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени;
- пользоваться словообразовательными словарями;
- составлять сложный план;
- писать сочинение по картине.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- изложение-описание помещения;
- сочинение по картине;
- контрольный диктант с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное. Культура речи
Повторение изученного об имени существительном в 5 классе. Морфологические признаки имени существительного. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Образование имён существительных. НЕ с именами существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых имён существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки имени существительного;
- способы образования имён существительных;
- правописание НЕ с именами существительными и суффиксов имён существительных.
Обучающиеся должны уметь:
- различать имена существительное среди других частей речи;
- пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе;
- правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи;
- производить морфологический разбор имени существительного;
- создавать тексты (тип описание).
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- сочинение-описание помещения;
- контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Имя прилагательное. Культура речи. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе. Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Образование имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи имён прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки имени прилагательного;
- способы образования имён прилагательных;
- правописание НЕ с именами прилагательными и суффиксов имён прилагательных;
- правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся должны уметь:
- различать имена прилагательное среди других частей речи;
- пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе;
- правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор имени прилагательного;
- создавать тексты (тип описание).
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- сочинение по картине;
- выборочное изложение;
- контрольный диктант с грамматическим заданием.
Имя числительное. Культура речи. Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки имени числительного. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Имена числительные количественные и порядковые. Имена числительные простые и составные. Склонение количественных имён числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце имён числительных. Слитное и раздельное написание имён числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи имён числительных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки имени числительного;
- способы образования имён числительных;
- правописание имён числительных.
Обучающиеся должны уметь:
- различать имена числительное среди других частей речи;
- пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе;
- правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи;
- производить морфологический разбор имени числительного;
- писать выборочное изложение, публично выступать.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- сжатое изложение;
- контрольный диктант с грамматическим заданием.
Местоимение. Культура речи. Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях. НЕ в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки местоимения;
- способы образования местоимений;
- правописание местоимений.
Обучающиеся должны уметь:
- различать местоимение среди других частей речи;
- пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе;
- правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи;
- производить морфологический разбор местоимения;
- писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- рассказ по сюжетным рисункам;
- контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение;
- контрольный диктант с грамматическим заданием.
Глагол. Культура речи. Повторение изученного о глаголе в 5 классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение глаголов. Раздельное написание БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать:
- морфологические признаки глагола;
- способы образования глагола;
- правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- различать глагол среди других частей речи;
- пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе;
- правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи;
- производить морфологический разбор глагола;
- создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения;
- сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ;
- контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Обучающиеся должны знать:
- изученные в шестом классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь:
- обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм;
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний:
- анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях;
- анализ промежуточных практических работ;
- контрольный итоговый диктант;
- итоговая промежуточная аттестация.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности,
. значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
14