СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма со русскому языку в 6 классе по учебнику Баранова, Ладыженской. В программе представлены контрольно-измерительные материалы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс»

Согласовано» «Утверждаю»

Замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 5 Директор МБОУ СОШ № 5

г.Гусиноозёрска: г.Гусиноозёрска:

__________ Павлова Т.А. _________ Гапоненко А.И.

«___ « _______ 2019 г. Приказ № ____ от

«___» _______2019 г.





Рабочая программа



Предмет: русский язык

Класс: 6

Количество часов: всего: 170; в неделю: 5

Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2017 г.

Учитель: Е.С.Астраханцева



Рассмотрена

на заседании МО

Руководитель МО:_______

Григорьева Л.И.

Протокол № ____ от

«____» ________ 2019 г.







2019 – 2020 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса сотавлена на основании:

*Концепции преподавания русского языка;

*Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

*Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

*Основной образовательной программы основного общего образования школы;

*Примерной государственной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку;

*Учебника «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. М.: Просвещение, 2017 г. в двух частях;

*Учебным планом школы на 2019 – 2020 учебный год;

*Положением рабочей программы.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий десять  разделов: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; описание места учебного предмета  в учебном плане, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; оценки уровня достижений обучающихся, материально-техническое обеспечение, список рекомендуемой литературы, контрольно-измерительные материалы.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Рабочая программа в соответствии с авторской программой рассчитана на 170 часов из расчета 34 учебных недель.

УМК:

Учебники, реализующие рабочую программу:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор – акад. РАО Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2012

  2. Баранов М. Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор – акад. РАО Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2012

  3. Ладыженская Т.А., Баранов М..Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс.  Научный редактор - акад. РАО Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2012

  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский. М.: Просвещение,2012

  5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский. М.: Просвещение,2012


- Рабочие тетради. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Автор: Ефремова Е.А.


- Дидактические материалы. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Тростенцова Л. А., Стракевич М. М. (5 класс), Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. (6 класс), Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. (7 класс), Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. (8 класс), Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М. (9 класс).

-Тестовые задания по русскому языку.5,6,7,8,9 классы. Автор: Г.А.Богданова. М.:Просвещение, 2007.

- Диктанты и изложения. 5,6,7,8,9 классы. Автор: Соловьёва Н.Н.
- Карточки-задания (пособие для учителей). 5,6,7 классы. Автор: Ларионова Л.Г.

Цель обучения:

Создание условий для достижения следующей цели, обеспечивающей реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

Задачи :

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Предусмотрены следующие  формы контроля знаний, умений и навыков: диктанты, беседа, фронтальный опрос,  комплексный анализ текста, исследовательские работы, устные рассказы по плану, составление конспекта, отзыва, реферата, рецензии; сообщение, создание тезисного плана литературно-критической статьи, тестирование, написание  сочинений, изложений.

п/п

Виды, формы контроля

количество

часов

1

Диктант

10

2

Тестирование

5

3

Изложение

4

4

Сочинение

13

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

Речь и речевое общение-РО

Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

Обучающийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

Речевая деятельность

Чтение-Ч

Обучающийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

Говорение-Г

Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

Письмо-ПТ

Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

 Обучающийся получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

Текст

Обучающийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка-Ф

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

Общие сведения о языке-ОЯ

Обучающийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

Обучающийся  получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика-ФО

Обучающийся научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Морфемика и словообразование-МС

Обучающийся научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников,

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология-ЛФ

Обучающийся научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

•   извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология-М

Обучающийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

Синтаксис-С

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

Обучающийся  получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

Правописание: орфография и пунктуация -О, Пт, ОП

Обучающийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура-ЯК

Обучающийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Познавательные универсальные учебные действия

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

-  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-   объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

-   основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

-   структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемого.

Регулятивные универсальные учебные действия

-  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-  планировать пути достижения целей;

-  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

-  адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Содержание учебного предмета

Вводный урок. Русский язык - один из развитых языков мира (1 ч)

Повторение пройденного в 5 классе (12ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Текст (4 ч)

Лексика и фразеология. Культура речи (12ч)

  1. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи. (22 ч)

  1. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.  

Имя существительное (21ч)

  1. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное (24ч)

  1. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное (17ч )

  1. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение (20ч)

  1. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (25 ч)

  1. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (12ч).  Сочинение на выбранную тему.


Содержание учебного предмета

Содержание

Количество

часов

Введение

1

Повторение пройденного в 5 классах

12(11 +1)

Текст

4(2 +2)

Лексика и фразеология. Культура речи

12(9+3)

Словообразование. Орфография. Культура речи

22(18+4)

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

21(18+3)

Имя прилагательное

24(21+3)

Имя числительное

17(16+1)

Местоимение

20(17+3)

Глагол

25(20+5)

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

12


170(145+25)



















































Учебно-тематический план


п/п

темы

тема

к-во

час.

Дата

план

факт

Введение – 1 ч.

1

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1 ч.

02.09


Повторение изученного в 5 классе – 11 ч. + 1 ч.

2

1

Фонетика. Орфоэпия

1 ч.

03.09


3

2

Морфемы в слове

1 ч.

04.09


4

3

Орфограммы в приставках и корнях слов

1 ч.

05.09


5

4

Части речи

1 ч.

06.09


6

5

Орфограммы в окончаниях слов

1 ч.

09.09


7

6

Словосочетание

1 ч.

10.09


8

7

Простое предложение. Синтаксический разбор предложений

1 ч.

11.09


9

8

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

1 ч.

12.09


10

9

Прямая речь. Диалог

1 ч.

13.09


11

10

Р/р.Памятные день летних каникул

1 ч.

16.09


12

11

Контрольный диктант

1 ч.

17.09


13

12

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

18.09


Текст – 2 ч. + 2 ч.

14

1

Текст и его особенности

1 ч.

19.09


15

2

Р/р. Тема и основная мысль текста

1 ч.

20.09


16

3

Основные признаки текста

1 ч.

23.09


17

4

Р/р. Текст и стили речи

1 ч.

24.09


Лексика и фразеология – 9 ч. + 3 ч.

18

1

Слово и его лексическое значение

1 ч.

25.09


19

2

Р/р. Собирание материала к сочинению

1 ч.

26.09


20

3

Общеупотребительные слова и профессионализмы

1 ч.

27.09


21

4

Диалектизмы

1 ч.

30.09


22

23

5-

6

Р/р. Обучающее сжатое изложение

2 ч.

01.10

01.10


24

7

Исконно русские и заимствованные слова

1 ч.

02.10


25

8

Новые и устаревшие слова

1 ч.

03.10


26

9

Фразеологизмы

1 ч.

07.10


27

10

Источники фразеологизмов

1 ч.

08.10


28

11

Контрольный тест

1 ч.

09.10


29

12

Контрольная работа

1 ч.

10.10


Словообразование. Орфография. Культура речи – 18 ч. + 4 ч.

30

1

Морфемика и словообразование

1 ч.

11.10


31

2

Р/р. Описание помещения

1 ч.

14.10


32

33

3-

4

Основные способы образования слов

2 ч.

15.10

16.10


34

5

Этимология слов

1 ч.

17.10


35

6

Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

1 ч.

18.10


36

7

Буквы о и а в корне –кос- -кас-

1 ч.

21.10


37

38

8-

9

Буквы о и а в корнях –гор---гар-, -зор- - -зар-

2 ч.

22.10

23.10


39

10

Буквы ы и и после приставок

1 ч.

24.10


40

41

11

12

Гласные в приставках –пре- и –при-

2 ч.

25.10

28.10


42

13

Трудные случаи правописания приставок

1 ч.

29.10


43

14

Соединительные о и е в сложных словах

1 ч.

30.10


44

15

Сложносокращённые слова

1 ч.

31.10


45

46

16-

17

Р/р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

2 ч.

01.11


47

18

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1 ч.

11.11


48

49

19-

20

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Словообразование». Тест

2 ч.

12.11

13.11


50

21

Контрольный диктант

1 ч.

14.11


51

22

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

15.11


Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное – 18 ч. + 3 ч.

52

1

Повторение изученного в 5 классе

1 ч.

18.11


53

2

Правописание существительных

1 ч.

19.11


54

55

3-

4

Р/р. Сжатое изложение

2 ч.

20.11

21.11


56

5

Разносклоняемые имена существительные

1 ч.

22.11


57

6

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1 ч.

25.11


58

7

Несклоняемые имена существительные

1 ч.

26.11


59

8

Род несклоняемых существительных

1 ч.

27.11


60

9

Имена существительные общего рода

1 ч.

28.11


61

10

Морфологический разбор имени существительного

1 ч.

29.11


62

11

Р/р. Сочинение

1 ч.

02.12


63

64

12

13

Не с именами существительными

2 ч.

03.12

04.12


65

66

14

15

Буквы ч и щ в суффиксах –чик- - -щик-

2 ч.

05.12

06.12


67

16

Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-

2 ч.

09.12

10.12


68

17

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1 ч.

11.12


69

70

18

19

Повторение изученного по теме «Имя существительное». Тест

2 ч.

12.12

13.12


71

20

Контрольный диктант

1 ч.

16.12


72

21

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

17.12


Имя прилагательное – 21 ч. + 3 ч.

73

1

Повторение изученного в 5 классе

1 ч.

18.12


74

2

Р/р. Описание природы

1 ч.

19.12


75

76

3-

4

Степени сравнения имён прилагательных

2 ч.

20.12

23.12


77

78

5-

6

Разряды имён прилагательных по значению

2 ч.

24.12

25.12


79

80

7-

8

Р/р. Выборочное изложение

2 ч.

26.12

27.12


81

9

Относительные прилагательные

1 ч.

13.01


82

10

Притяжательные прилагательные

1 ч.

14.01


83

11

Морфологический разбор имени прилагательного

1 ч.

15.01


84

85

12

13

Не с именами прилагательными

2 ч.

16.01

17.01


86

14

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1 ч.

20.01


87

89

15

17

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

3 ч.

21.01

22.01

23.01


90

18

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1 ч.

24.01


91

19

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1 ч.

27.01


92

93

20

21

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Тест

2 ч.

28.01

29.01


94

22

Контрольный диктант

1 ч.

30.01


95

23

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

31.01


96

24

Р/р. Публичное выступление

1 ч.

03.02


Имя числительное – 16 ч. + 1 ч.

97

1

Имя числительное как часть речи

1 ч.

04.02


98

2

Простые и составные числительные

1 ч.

05.02


99

3

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1 ч.

06.02


100

4

Порядковые числительные

1 ч.

07.02


101

5

Разряды количественных числительных

1 ч.

10.02


102

103

6

7

Числительные, обозначающие целые числа

2 ч.

11.02

12.02


104

8

Склонение числительных

1 ч.

13.02


105

9

Дробные числительные

1 ч.

14.02


106

107

10

11

Собирательные числительные

2 ч.

17.02

18.02


108

12

Морфологический разбор числительного

1 ч.

19.02


109

110

13

14

Повторение изученного по теме «Имя числительное». Тест

2 ч.

20.02

21.02


111

15

Контрольный диктант

1 ч.

24.02


112

16

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

25.02


113

17

Р/р. Публичное выступление по теме «Берегите природу»

1 ч.

26.02


Местоимение – 17 ч. + 3 ч.

114

1

Местоимение как часть речи

1 ч.

27.02


115

116

2-

3

Личные местоимения

2 ч.

28.02

02.03


117

4

Возвратное местоимение себя

1 ч.

03.03


118

5

Р/р. Рассказ

1 ч.

04.03


119

6

Вопросительные местоимения

1 ч.

05.03


120

7

Относительные местоимения

1 ч.

06.03


121

122

8-

9

Неопределённые местоимения

2 ч.

09.03

10.03


123

10

Отрицательные местоимения

1 ч.

11.03


124

11

Притяжательные местоимения

1 ч.

12.03


125

12

Р/р. Рассуждение

1 ч.

13.03


126

13

Указательные местоимения

1 ч.

16.03


127

14

Определительные местоимения

1 ч.

17.03


128

15

Морфологический разбор местоимения

1 ч.

18.03


129

16

Р/р.Сочинение

1 ч.

19.03


130

131

17

18

Повторение изученного по теме «Местоимение». Тест

2 ч.

20.03

21.03


132

19

Контрольный диктант

1 ч.

01.04


133

20

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

02.04


Глагол – 20 ч. + 5 ч.

134

135

1-

2

Повторение изученного в 5 классе

2 ч.

03.04

06.04


136

3

Правописание гласных в окончаниях глаголов

1 ч.

07.04


137

4

Р/р. Сочинение-рассказ

1 ч.

08.04


138

5

Разноспрягаемые глаголы

1 ч.

09.04


139

140

6-

7

Глаголы переходные и непереходные

2 ч.

10.04

13.04


141

8

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

1 ч.

14.04


142

143

9-

10

Р/р. Изложение

2 ч.

15.04

16.04


144

11

Условное наклонение

1 ч.

17.04


145

146

12-

13

Повелительное наклонение

2 ч.

20.04

21.04


147

14

Употребление наклонений

1 ч.

22.04


148

15

Р/р.Рассказ на основе услышанного

1 ч.

23.04


149-150

16-

17

Безличные глаголы

2 ч.

24.04

27.04


151

18

Морфологический разбор глагола

1 ч.

28.04


152

19

Р/р.Рассказ на основе услышанного

1 ч.

29.04


153

154

20-

21

Правописание гласных в суффиксах глаголов

2 ч.

30.04

04.05


155

156

22-

23

Повторение изученного по теме «Глагол». Тест

2 ч.

05.05

06.05


157

24

Контрольный диктант

1 ч.

07.05


158

25

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

08.05


Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах – 12 ч.

159

160

161

1-

3

Орфография

3 ч.

11.05

12.05

13.05


162

4

Пунктуация

1 ч.

14.05


163

5

Лексика и фразеология

1 ч.

15.05


164

6

Словообразование

1 ч.

18.05


165

7

Морфология

1 ч.

19.05


166

8

Синтаксис

1 ч.

20.05


167

9

Итоговый тест

1 ч.

21.05


168

10

Итоговый контрольный диктант

1 ч.

22.05


169

11

Анализ контрольного диктанта

1 ч.

25.05


170

13

Итоговый диктант. Подведение итогов

1 ч.

27.05












Учебно-методическое обеспечение

  1. Книгопечатная продукция

  1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2012.

  2. Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  4. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  5. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

  6. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

  7. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

  9. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

  10. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.

  11. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.

  12. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.


  1. Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

Контрольно-измерительные материалы

Обучающее изложение

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу6 носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живет, зайчат уму-разуму учит.

(По Г.А.Скребицкому.)

Задание.

Написать изложение от 3-го лица.



Контрольное тестирование

« Повторение изученного в начальной школе:»

Вариант 1

А1. Какое слово пишется не так, как произносится?

□ 1) винт □ 2) лак □ 3) весы □ 4) курс

А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

□ 1) в..сна, м..тель □ 2) к..тёнок, пр..ём

□ 3) с..гласный, л..теть □ 4) с..бака, укр..шать

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) матро.., зале..ть □ 2) нахо..ка, пило..ка

□ 3) варе..ка, сторо.. □ 4) вокру.., во..зал

А4. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

□ 1) лес..ница □ 2) чу..ство □ 3) ус..ный □ 4) ше..ствие

В1. Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

Лыжи у печки стоят.

С1. Напишите, в чём заключается особенность буквы Ь и в каких случаях она употребляется. (Ответ должен быть полным.)

Вариант 2

А1. Какое слово пишется не так, как произносится?

□ 1) парус □ 2) звон □ 3) стой □ 4) сбить

А2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

□ 1) ключ..к, з..ма □ 2) зв..нок, кур..ца

□ 3) в..сьмой, ч..рнеть □ 4) под..брать, к..рова

А3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

□ 1) арбу.., сна..ть, □ 2) коро..ка, ша..ка

□ 3) ко..точка, по..торить □ 4) наро.., скла..ка

А4. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

□ 1) вес..ник □ 2) чудес..ный □ 3) мес..ный □ 4) со..нце

В1. Из данного предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Шесть умножить на девять.

С1. Напишите, в чём заключается особенность буквы Ъ и в каких случаях она употребляется. (Ответ должен быть полным.)

Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в начальной школе»

Малыш и Карлсон

Стоял теплый вечер, окна были открыты, и белые занавески слегка качались, словно здоровались с маленькими белыми звездочками. Они только что робко появлялись на чистом небе.

Малыш облокотился на раму и смотрел в окно. Он думал о прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок сейчас в корзине на кухне и какой-нибудь счастливый мальчик сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову…

Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал справа жужжание. Оно становилось все громче, и вот мимо окна пролетает толстый человечек. Это был Карлсон, который живет на крыше. Но Малыш еще не знал его.

(По А.Линдгрен).



Примечание. Написать на доске слова: Карлсон, какой-нибудь.

Дополнительные задания.

1.Выпишите два слова, в которых есть орфограмма «Буквы и,у,а после шипящих».

2.Обозначьте морфемы в словах: белые, гладит, голову (1 вар.), (на) небе, чистом, пролетает.(2 вар.)

3.Найдите два существительных в форме предложного падежа ед.числа (1 вар.), в форме винительного падежа ед.числа (2 вар.)

4.Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.

Сжатое изложение

Гордый пень

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(В.П.Катаев)

Задание.

Написать сжатое изложение.



Сжатое изложение по упражнению 261

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

- Кому это ты, Аркашка? – спрашивают мальчишки

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? – говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:

- С кем это ты разговариваешь?

- Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.

( По Е.В.Мурашовой.)



Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

Пёс и вороны

Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.

Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лег на снегу закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подсказывают, того и гляди изо рта вырвут кусок.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергиваю!» Но вороны – птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.

А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

(По Г.Скребицкому).



Дополнительные задания.

1.В предложении с прямой речью выделите слова автора и прямую речь.

2.Составьте схему предложения с однородными членами.

3.Выделите условными обозначениями два обстоятельства, два дополнения.



Контрольный диктант по теме «Фонетика»

Обезьяны

Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие, ручные. Они на ладошке поместятся. А есть огромные, такие сильные, что их боятся даже леопарды. У некоторых обезьян мощные хвосты, которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый, как у лисы.

Шерстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и не очень плотная, у других – густая.

Есть обезьяны, у которых во рту имеются специальные защечные мешочки. В них они прячут запасы: плоды, орехи, ягоды.

Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах Южной Америки. (По Г.Снегиреву)



Дополнительные задания.

1.Запишите цифрой, сколько раз в предложении У одних она гладкая… встречается звук [т].

2.Укажите, сколько звуков в слове ягоды, обезьяны.

3.Расположите в алфавитном порядке слова в предложении А есть огромные…



Контрольное тестирование

«Лексика. Культура речи».

Вариант 1

А1. Какое слово является однозначным?

□ 1) кисть □ 2) фауна □ 3) игла □ 4) трубить

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

□ 1) золотое кольцо □ 2) тёмная ночь

□ 3) серебряные волосы □ 4) идет по дороге

А3. В каком предложении есть антонимы?

□ 1) Рана заживает, а рубец остаётся. □ 2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

□ 3) Метель метёт, и вьюга плачет. □ 4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

А4. В каком предложении есть синонимы?

□ 1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

□ 2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

□ 3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

□ 4) Яблоки не кислые, а сладкие.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.


С1. Опишите вашу любимую игрушку, используя синонимы.

Вариант 2

А1. Какое слово является однозначным?

□ 1) блондин □ 2) челнок □ 3) число □ 4) серебряный

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

□ 1) читает письмо □ 2) ветер воет

□ 3) старинная крепость □ 4) хлебный магазин

А3. В каком предложении есть антонимы?

□ 1) Хлеб мягкий, свежий. □ 2) Ищи не дом, а соседей.

□ 3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

□ 4) Корень учения горек, а плод его сладок.

А4. В каком предложении есть синонимы?

□ 1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

□ 2) Сова спит днём, а охотится ночью.

□ 3) В поэтической речи глаза часто называют очами.

□ 4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь — осторожное и ловкое животное.

С1. Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.



Изложение

Первый снег

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный снег наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле».

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К. Паустовский)



Контрольный диктант по теме «Лексика»

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве. 

Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

  В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф - древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.

 (По Л. Кудрявцевой.)

  Задания к тексту:

  1. Найдите синонимы к слову художник.

  2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?

  3. Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова.



Выборочное изложение

Последний лист орешника

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

(По В.М.Пескову.)

Задание.

Выделите те части текста, в которых описывается последний желтый живой огонёк – лист орешника. Изложите текст от 3-го лица.



Контрольный диктант по теме

« Морфемика. Орфография»

Осины

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков.

В дуплах старых толстых осин располагаются ночные и дневные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с берёзами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину.

( По И.Соколову-Микитову.)



Дополнительные задания

1.Найдите три слова, в которых основа равна корню.

2.Выпишите слова с корнем –раст-, -рос-, -лаг-, -лож-

3.Найдите во втором и третьем абзацах слова-антонимы.



Сжатое изложение

Перо и чернильница

- Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь?

- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

- А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.

Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.

- Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

- Не горюй, Сергей – утешает дед. – Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернильница будет гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.

(Е.А.Пермяк)



Изложение с изменением лица

Южные берёзки

1. Заболел я однажды, и мне дали путёвку в южный санаторий, где я никогда ещё не бывал.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я- то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, тёмные и задумчивые, и днём и ночью мудро молчали. И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.

2.Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

(В.П.Астафьев)



Задание.

Написать от 3-го лица изложение второй части текста.



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Приезд на дачу

Грузовик свернул в дачный посёлок и остановился перед укрытой плющом дачей. Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла ключом дверь на террасу.

С террасы виднелся большой сад. В глубине его торчал неуклюжий двухэтажный сарай.

Пока водитель и помощник разгружали и вносили в дом вещи, Ольга вышла в сад. На стволах вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Ольга пробралась через орешник, смахнула с лица колючую веточку. Тут она услышала тревожный шепот. Над крышей сарая задрожали веревочные провода. Ольга остановилась, осмотрелась. Но среди зелени в черном квадрате окна сарая чужих не было видно. Ольга вернулась к крыльцу. (По А.Гайдару)



Дополнительные задания.

1.Разберите по членам предложения: Над крышей сарая…

2.Обозначьте морфемы в словах: дачный, разгружали, орешник.

3.Выпишите из текста два словосочетания: «прил.+сущ.»; произведите морфологический разбор существительных.





Контрольный диктант

Весенний снегопад

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвертой неделе марта начался могучий снегопад. Все в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьев. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склеивали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.

(По Л.Семаго.)

Дополнительные задания.

1.Найдите имя прилагательное в первом предложении; произведите морфологический разбор прилагательного.

2.Обозначьте морфемы в словах: мартовскими, прилетели, крошки.

3. Найдите сложное предложение, выделите в нем грамматические основы.



Сжатое изложение

Шоколадный торт

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.

- Спасибо, - говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Витька принёс мне сказки Андерсена.

- Спасибо, - говорю я, - книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

- Вот кстати,- говорю я.- Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!(А.Ф.Савчук)

Итоговый тест по теме «Глагол»

А1. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

1.(не)доумевать 2.(не)стану 3.(не)хочет 4.(не)выйдет

А2.В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

  1. стро…м, посе…м

  2. выд…рать, дыш…м

  3. запиш…м, ст…рают

  4. расст…лать, копа…м

А3.В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

  1. верит…ся, превозмоч…

  2. пролистаеш…, пытает…ся

  3. одевает…ся, возиш…ся

  4. выступаеш…, отвлеч…ся

А4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.повтОрим 2.началсЯ 3.взЯла 4.занЯли

А5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1.чихает 2.положить 3.ложим 4.сохли

А6.Какой глагол не имеет антонима?

1.шептать 2.ускакать 3.обозначить 4.выйти

В1. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) II спряжения

Наконец Васютка забросил мешок на плечо, постоял минутку и пошёл строго на север.

В2.Из данного предложения выпишите глагол (глаголы) несовершенного вида.

Васютка простоял некоторое время и почувствовал, что ноги его вязнут.

В3. Из данного предложения выпишите глагол (глаголы), употребленный (употребленные) в переносном значении.

Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса.



Ключ к тесту: А1-1, А2-2, А3-4, А4-2, А5-3, А6-3, В1- забросил, постоял, В2- вязнут, В3-(начала) прятаться









Контрольный диктант по теме «Глагол»

Звуки осеннего леса

Тихо и светло в лесу осенним днем. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых еще не опали листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздается в лесу, как в большом пустом доме.

В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов. (По Е.Носову).



Дополнительные задания.

1.Произведите синтаксический разбор предложения В таком лесу…

2.В этом же предложении укажите глагол, назовите его морфологические признаки.

3. Выпишите по два глагола несовершенного и совершенного вида.



Итоговая контрольная работа

Диктант

Кто сеет в лесу

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнет сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями.



Дополнительные задания.

1.Произведите синтаксический разбор первого предложения.

2. Обозначьте морфемы в словах: трудились, кротовую, свечками.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!