Рабочая программа по русскому языку 6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку на 2022/23 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Гимназия №133» разработана на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ «Гимназия №133» от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
рабочей программы воспитания МБОУ «Гимназия № 133»
Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Рабочая программа реализуется на основе УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. по русскому языку для 6-х классов:
для педагога:
учебник «Русский язык. 6 класс»;
методическое пособие «Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс»;
для обучающихся:
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №133» на изучение предмета «Русский язык» в 6-м классе отводится 6 часов в неделю/204 часа в год.
Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы по русскому языку в 6-х классах нацелена на достижение трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов по программе | Развитие речи | Контрольный диктант | Тест |
Модуль 1 Вводный урок. Язык. Речь. Общение | 3 | 1 | | |
Модуль 2 Повторение изученного в 5 классе. | 11 | 2 | 1 | |
Модуль 3 Текст | 7 | 7 | | |
Модуль 4 Лексика и фразеология. Культура речи. | 15+6 | 6 | 1 | |
Модуль 5 Словообразование. Орфография. Культура речи. | 28 | 5 | 1 | 1 |
Модуль 5 Имя существительное. | 21 | 2 | 1 | |
Модуль 6 Имя прилагательное. | 17+6 | 6 | 1 | |
Модуль 7 Глагол. | 29 | 5 | 1 | 2 |
Модуль 8 Имя числительное. | 21 | 2 | 1 | |
Модуль 9 Местоимение. | 20+4 | 4 | 1 | |
Модуль 10 Повторение и систематизация изученного | 8 | - | 1 | |
Итого | 204 | 33 | 9 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Русский язык – один из развитых языков мира
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ
Повторение. Фонетика, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ТЕКСТ
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- — -кас-. Правописание гласных в приставках пре-/при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Имя существительное
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (~щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных и суффиксах -ан- (-ян-), -ин~, -они- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное- и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять). ,
III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква я в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста!
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VI КЛАССЕ
Разделы науки о языке. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика. Фразеология Орфография. Орфографический разбор. Словообразование. Морфемный разбор Словообразовательный разбор Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор.Сочинение на выбранную тему.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по русскому языку для 6-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО «Гимназия №133» через изучение русского языка:
-развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение и музыка на русском языке, искусство и театр, творческое самовыражение;
-развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества
- развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс
№ п/п | | Тема учебного занятия | Домашнее задание | | | | | | |
Язык. Речь. Общение 2+1. | | | | | | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы | §1,2 Упр.11,2 | | | | | | |
2 | Р.Р.Культура речи. | §3 Упр.14 | | | | | | |
3 | Речевая ситуация. | § 4, Упр.26 устно | | | | | | |
Повторение пройденного в 5 классе 11+2. | | | | | | |
4 | Фонетика. Орфоэпия | §5, Упр.35 | | | | | | |
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | §6, Упр.43 | | | | | | |
6 | Морфемы в слове.. Орфограммы в приставках и в корнях слов | § 6, Упр.45 | | | | | | |
7 | Части речи. | § 7, Упр.48 | | | | | | |
8 | Орфограммы в окончаниях слов | § 8, Упр.52 | | | | | | |
9 | Р.р. Подготовка к классному обучающему сочинению по теме: «Интересная встреча» | §1-8 Упр.53 устно | | | | | | |
10 | Р.р. Написание обучающего сочинения по теме: «Интересная встреча» | Словарные слова | | | | | | |
11 | Словосочетание. | §9, Упр.58 | | | | | | |
12 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | § 10, Упр.62 | | | | | | |
13 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | § 11, Упр.65 | | | | | | |
14 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | § 12, Упр.71 | | | | | | |
15 | Прямая речь. Диалог. | § 13, Упр.75 | | | | | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | § 1-13, словарные слова | | | | | | |
Текст 7 час. | | | § Упр. | | |
17 | Р.р. Текст. Деление текста на части. Особенности текста. | §14, Упр.80 | | | | | | |
18 | Р.р. Тема и основная мысль текста .Заглавие текста. | § 15, Упр.88 устно | | | | | | |
19 | Р.Р.Начальные и конечные предложения текста. | § 16, Упр.92 устно | | | | | | |
20 | Р.Р.Ключевые слова. | §17, Упр.98 | | | | | | |
21 | Р.Р.Понятие о функциональных разновидностях языка | § 18, Упр.102 | | | | | | |
22 | Р.Р. Официально-деловой стиль речи. | § 19, Упр.написать заявление о приёме в спортивную секцию | | | | | | |
23 | Контрольный диктант . | Словарные слова | | | | | | |
Лексикология и фразеология. Культура речи 15+6 | | | § Упр. | | |
24 | Слово и его лексическое значение. | § 20, Упр.117 устно, 118 письменно | | | | | | |
25 | Р.Р. Сочинение по картине Герасимова «После дождя» | § 21, Упр.123,122 устно | | | | | | |
26 | Р.Р. Сочинение по картине Герасимова «После дождя» | Словарные слова | | | | | | |
27 | Р.Р. Изобразительно-выразительные средства языка | §22, Упр.136 | | | | | | |
28 | Р.Р. Изобразительно-выразительные средства языка | § 22, карточки | | | | | | |
29 | Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления | § 23, Упр.140 | | | | | | |
30 | Профессионализмы. | § 24, Упр.143 | | | | | | |
31 | Диалектизмы. | § 25, Упр.149 устно | | | | | | |
32 | Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложения по теме: «Собиратель русских слов» (По упр.148) | | | | | | | |
33 | Р.р. Написание сжатого изложения по теме «Собиратель русских слов» | Словарные слова, правило | | | | | | |
34 | Жаргонизмы | § 26, Упр.155 сообщение | | | | | | |
35 | Эмоционально-окрашенные слова | § 27, Упр.158 | | | | | | |
36 | Исконно-русские и заимствованные слова. | §28, Упр.168 | | | | | | |
37 | Новые и устаревшие слова | §29, Упр.175 | | | | | | |
38 | Новые и устаревшие слова | § 29, Упр.176 | | | | | | |
39 | Фразеология как раздел науки о языке | § 30, Упр.180 | | | | | | |
40 | Источники фразеологизмов | § 31, Упр.186,187 | | | | | | |
41 | Словари. | § 32, Упр.191 | | | | | | |
42 | Лексический разбор слова | § 33, Упр.194 | | | | | | |
43 | Обобщение и систематизация по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи» | Стр.96, вопросы, Упр.200,199 | | | | | | |
44 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | § 1- 33, словарные слова | | | | | | |
Словообразование. Орфография. Культура речи. 28 час | | | | | | |
45 | Морфемика и словообразование | § 34, Упр.204 | | | | | | |
46 | Морфемика и словообразование | § 34, Упр.206 | | | | | | |
47 | Р.р. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности | §35, Упр.211 | | | | | | |
48 | Основные способы образования слов в русском языке. | § 36, Упр.214 | | | | | | |
49 | Основные способы образования слов в русском языке. | §36, Упр.220 | | | | | | |
50 | Основные способы образования слов в русском языке: словосложение | §36, Упр.221 | | | | | | |
51 | Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. | §37, Упр.224 | | | | | | |
52 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочный пересказ исходного текста | § 38, Упр.228 устно | | | | | | |
53 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сочинение-описание помещения. | § 1-38 повторить. | | | | | | |
54 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –кос- - -кас- | § 39, Упр 231. | | | | | | |
55 | Правописание чередующихся гласных о и а в корне –гор- - -гар- | §40, Упр.235 | | | | | | |
56 | Буквы о-а в корне –зор—зар- | § 41, Упр.241 устно | | | | | | |
57 | Буквы ы и и после приставок на согласные | § 42, Упр.245 | | | | | | |
58 | Буквы ы и и после приставок на согласные | §42, Упр.244 | | | | | | |
59 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | § 43, Упр.254 | | | | | | |
60 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | § 43, Упр.258 | | | | | | |
61 | Правописание гласных в приставках пре- и при- | § 43, Упр.259 | | | | | | |
62 | Правописание гласные в приставках пре- и при- | Карточки | | | | | | |
63 | Соединительных гласных о и е в сложных словах | § 44, Упр 262. | | | | | | |
64 | Сложносокращённые слова. | § 45, Упр.269 | | | | | | |
65 | Р.р. Подготовка к написанию сочинению по картине Р.Ф.Хузина «У окна» | Упр.270 устно | | | | | | |
66 | Р.р. Написание сочинения по картине Р.Ф.Хузина «У окна» | Словарные слова, правила | | | | | | |
67 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | §46, Упр.274 | | | | | | |
68 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | § 46, Упр.275 | | | | | | |
69 | Обобщение и систематизация по теме «Словообразование и орфография. Культура речи» | Стр.134, вопросы, упр.286 | | | | | | |
70 | Обобщение и систематизация по теме «Словообразование и орфография. Культура речи» | карточки | | | | | | |
71 | Тестирование по теме «Словообразование и культура речи» | § 46, Упр.284 | | | | | | |
72 | Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи» | Словарные слова, правила. | | | | | | |
Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное 19+2 | | | | | | |
73 | Повторение по теме «Существительное» | §47 , Упр.291 | | | | | | |
74 | Повторение по теме «Существительное» | §47 , Упр 298. | | | | | | |
75 | Разносклоняемые существительные. | §48 , Упр.303 | | | | | | |
76 | Буквы е в суффиксе -ЕН-существительных на -МЯ | §49 , Упр.304 | | | | | | |
77 | Несклоняемые имена существительные. | §50 , Упр.316 | | | | | | |
78 | Род несклоняемых существительных. | §51 , Упр.321 | | | | | | |
79 | Существительные общего рода. | §52 , Упр.326 | | | | | | |
80 | Морфологический разбор существительного. | §53 , Упр.327 | | | | | | |
81 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения-описания по личным впечатлениям. | Упр.329 устно | | | | | | |
82 | Р.р. Написание сочинения-описания по личным впечатлениям. «Первый раз в ….» | | | | | | | |
83 | Не с существительными. | §54 , Упр.335 | | | | | | |
84 | Не с существительными. | §54 , Упр336. | | | | | | |
85 | Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-) | §55 , Упр.342 | | | | | | |
86 | Согласные ч и щ в суффиксе – чик- (-щик-) | §55 , Упр.343 | | | | | | |
87 | Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик- | §56 , Упр.346 устно | | | | | | |
88 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. | §57 , Упр 351 письменно | | | | | | |
89 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. | §57 , Упр. 352 устно | | | | | | |
90 | Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное» | §1-57 , Упр.361, вопросы | | | | | | |
91 | Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное» | §1-57 , Упр.362 | | | | | | |
92 | Тестирование по теме «Существительное» | карточки | | | | | | |
93 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Правила, словарные слова | | | | | | |
Имя прилагательное 17+6 | | § , Упр. | |
94 | Повторение пройденного по теме « Прилагательное» | §58 , Упр.368 | | | | | | |
95 | Повторение пройденного ро теме « Прилагательное» | §58 , Упр.369 | | | | | | |
96 | Р.р. Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности. | §59 , Упр.374 | | | | | | |
97 | Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. | §60 , Упр.377 | | | | | | |
98 | Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. | §60 , Упр.381 | | | | | | |
99 | Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. | §60 , Упр.383 | | | | | | |
100 | Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | §61 , Упр.386 | | | | | | |
101 | Р.Р. Сочинение-описание любимого уголка природы | Упр.387 устно | | | | | | |
102 | Относительные прилагательные. | §62 , Упр.391 | | | | | | |
103 | Р.Р.Выборочное изложение по повести Пушкина «Возвращение Владимира в отчий дом» | Упр.392 | | | | | | |
104 | Притяжательные прилагательные. | §63 , Упр.395 | | | | | | |
105 | Морфологический разбор имени прилагательного. | §64 , Упр.398 | | | | | | |
106 | Не с именами прилагательными | §65 , Упр.406 | | | | | | |
107 | Не с именами прилагательными | §65 , Упр.407 | | | | | | |
108 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | §66 , Упр.409 | | | | | | |
109 | Р.р. Описание пейзажа по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | Упр.410 | | | | | | |
110 | Р.р. Описание пейзажа по картине Крымова «Зимний вечер» | | | | | | | |
111 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | §67 , Упр.415 | | | | | | |
112 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | §67 , Упр.419 | | | | | | |
113 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | §67 , Упр.421 устно | | | | | | |
114 | Различение на письме суффиксов –к- и –ск- | §68 , Упр.424 | | | | | | |
115 | Различение на письме суффиксов –к- и –ск- | Задание на карточках. | | | | | | |
116 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | §69 , Упр.427 | | | | | | |
117 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | §69 , Упр.431 | | | | | | |
118 | Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное» | Стр.39,вопросы. Упр.437 | | | | | | |
119 | Р.Р.Устное публичное выступление на одну из тем по упр.439. | Упр.439 устно | | | | | | |
120 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Словарные слова | | | | | | |
Имя числительное 19+2. | | | | | | |
121 | Имя числительное как часть речи. | §70 , Упр.442 | | | | | | |
122 | Имя числительное как часть речи. | §70 , Упр.443 | | | | | | |
123 | Простые и составные числительные. | §71 , Упр.446 | | | | | | |
124 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | §72 , Упр.448 | | | | | | |
125 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | §72 , Упр.449 | | | | | | |
126 | Порядковые числительные. | §73 , Упр.453 | | | | | | |
127 | Разряды количественные числительных. | §74 , Упр.455 | | | | | | |
128 | Числительные, обозначающие целые числа. | §75 , Упр.462 | | | | | | |
129 | Числительные, обозначающие целые числа. | §75 , Упр.463 | | | | | | |
130 | Числительные, обозначающие целые числа. | §75 , Упр.461 | | | | | | |
131 | Числительные, обозначающие целые числа. | §75 , карточки. | | | | | | |
132 | Дробные числительные. | §76 , Упр.466 | | | | | | |
133 | Собирательные числительные. | §77 , Упр.472 | | | | | | |
134 | Морфологический разбор имени числительного. | §78 , Упр.474 | | | | | | |
135 | Р.Р. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.(По упр.476) | Упр.476 доделать | | | | | | |
136 | Обобщение и систематизация по теме «Имя числительное» | Упр.477 | | | | | | |
137 | Обобщение и систематизация по теме «Имя числительное» | Упр.478 устно | | | | | | |
138 | Р.Р.Публичное выступление на тему «Берегите родную природу» | карточки | | | | | | |
139 | Тестирование по теме «Числительное» | § 70-78 повторить. | | | | | | |
140 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | карточки | | | | | | |
141 | Анализ контрольного диктанта. | | | | | | | |
Местоимение 20+4. | | | | | | |
142 | Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. | §79 , Упр483. | | | | | | |
143 | Разряды местоимений. Личные местоимения | §80 , Упр.490,492 | | | | | | |
144 | Возвратное местоимение себя. | §81 , Упр.497, 496(устно) | | | | | | |
145 | Р.Р. Сочинение-рассказ. «Как я однажды помогал маме» | Словарные слова, правила | | | | | | |
146 | Вопросительные местоимения. | §82 , Упр.499 | | | | | | |
147 | Относительные местоимения. | §82 , Упр.505 | | | | | | |
148 | Неопределённые местоимения. | §83 , Упр.507 | | | | | | |
149 | Неопределённые местоимения. | §83 , Упр.509 | | | | | | |
150 | Неопределённые местоимения. | §84 , Упр.519 устно | | | | | | |
151 | Отрицательные местоимения. | §84 , Упр.520 | | | | | | |
152 | Отрицательные местоимения. | §84 , Упр.522 | | | | | | |
153 | Отрицательные местоимения. | §85 , Упр.527 | | | | | | |
154 | Притяжательные местоимения. | §86 , Упр.528 | | | | | | |
155 | Р.Р. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Сочинение- рассуждение. «Какой подарок лучше?» | §87 , Упр.536 | | | | | | |
156 | Указательные местоимения. | §88 , Упр.541,542 устно | | | | | | |
157 | Определительные местоимения. | Правила, словарные слова | | | | | | |
158 | Р.Р.Подготовка к написанию сочинения. «Подслушанный разговор» | Правила, словарные слова | | | | | | |
159 | Р.Р. Сочинение-рассказ «Подслушанный разговор» | §89 , Упр544. | | | | | | |
160 | Местоимения и другие части речи. | §90 , Упр.546 | | | | | | |
161 | Морфологический разбор местоимения. | Упр.547 | | | | | | |
162 | Повторение и обобщение по теме «Местоимение» | Стр.100, вопросы | | | | | | |
163 | Р.Р.Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители» | | | | | | | |
164 | Р.Р.Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители» | | | | | | | |
165 | Тестирование по теме «Местоимение» | Упр.554 | | | | | | |
166 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Упр.553 | | | | | | |
167 | Анализ контрольного диктанта. | | | | | | | |
Глагол 24+5. | | | § , Упр. |
168 | | Повторение пройденного по теме « Глагол» | §91 , Упр.564 | | | | | | |
169 | | Повторение пройденного по теме « Глагол» | §91 , Упр.563 | | | | | | |
170 | | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. «Как Стёпа дрова колет» | Упр.565 устно | | | | | | |
171 | | Разноспрягаемые глаголы. | §92 , Упр.575 | | | | | | |
172 | | Переходные и непереходные глаголы. | §93 , Упр.584 | | | | | | |
173 | | Переходные и непереходные глаголы. | §93 , Упр.581 | | | | | | |
174 | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. | §94 , Упр.588 | | | | | | |
175 | | Р.р. Обучающее изложение на тему «Витькина гайка» Изложение исходного текста от лица какого-либо героя. | Упр.589 дописать | | | | | | |
176 | | Условное наклонение глагола. | §95 , Упр.592 | | | | | | |
177 | | Повелительное наклонение глагола. | §96 , Упр.605 | | | | | | |
178 | | Повелительное наклонение глагола. | §96 , Упр.608 | | | | | | |
179 | | Повелительное наклонение глагола. | § , Упр.5 | | | | | | |
180 | | Р.Р. Устное сочинение-рассказ по упр.609. Рассказ от первого лица | Упр.609 устно | | | | | | |
181 | | Употребление наклонений. | §97 , Упр.612 | | | | | | |
182 | | Безличные глаголы. | §98 , Упр.622 | | | | | | |
183 | | Безличные глаголы. | §98 , Упр. 623 | | | | | | |
184 | | Морфологический разбор глагола. | §99 , Упр.624 | | | | | | |
185 | | Р.р. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. | §100 , Упр.626 устно | | | | | | |
186 | | Р.р. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. | | | | | | | |
187 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | §101, Упр.631 | | | | | | |
188 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | §101 , Упр.636 | | | | | | |
189 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | §101 , Упр.640 | | | | | | |
190 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Стр.142 вопросы. | | | | | | |
191 | | Обобщение и систематизация по теме «Глагол» | карточки | | | | | | |
192 | | Обобщение и систематизация по теме «Глагол» | Словарные слова, правила | | | | | | |
193 | | Обобщение и систематизация по теме «Глагол» | Упр.644 | | | | | | |
194 | | Тестирование по теме «Глагол» | Подготовиться к к.д. | | | | | | |
195 | | Тестирование по теме «Глагол» | | | | | | | |
196 | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Повторение и систематизация изученного -8. | | | | | | |
197 | | Разделы науки о языке. | §102 , Упр.654 | | | | | | |
198 | | Орфография. Орфографический разбор. | §103 , Упр.648 | | | | | | |
199 | | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | §104 , Упр.657 | | | | | | |
200 | | Лексика и фразеология. | §105 , Упр.662 | | | | | | |
201 | | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | §106 , Упр.667 | | | | | | |
202 | | Морфология. Морфологический разбор слова. | §107 , Упр.671 | | | | | | |
203 | | Годовой контрольный диктант | | | | | | | |
204 | | Синтаксис. Синтаксический разбор. | | | | | | | |
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктантов, изложений с творческим заданием, сочинения различных жанров, тесты и т.д.
Несмотря на многообразие предлагаемых КИМов, работа с текстом на уроках русского языка является основной. Текст – эта самостоятельная дидактическая единица.
Основной формой контроля является диктант. Диктанты могут быть различных видов: контрольные, творческие, объяснительные, предупредительные, выборочные, свободные, словарные и т.д., Они предназначены для выработки у школьников прочных и осознанных орфографических и пунктуационных навыков. Все диктанты, используемые мною на уроках русского языка («Диктанты: тренинг и контроль». Н.Н.Соловьева), подразделяются на две группы: обучающие и контрольные. Можно самостоятельно подбирать текст диктанта в соответствии с темами и способностями учащихся. Материал пособия ориентирован на 5-9 классы.
Словарные и тестовые диктанты - одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности - сопровождаются дополнительными(фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями. Словарные диктанты составляются учителем. Они соответствуют каждому изученному блоку, дают возможность проверить грамматические и орфоэпические нормы. Также используются задания части А1 ЕГЭ по русскому языку.
Тесты предлагаются трех видов: первые требуют вставить слово или сочетание слов в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным (компенсирующие тесты), вторые основаны на выборе одного из нескольких вариантов ответов (альтернативные тесты), третьи направлены на выявление умения применять знания при решении практических задач. Все эти тесты не заменяют друг друга, позволяют выявить подготовленность класса и каждого ученика. Тесты для самоконтроля с выбором ответа предназначены для поурочного тематического контроля и самоконтроля знаний. Учитель подбирает задания для тестов, опираясь на индивидуальные особенности учащихся (на сильный - слабый класс). Учитель может варьировать набор тестовых заданий и определять время выполнения.
Изложения и сочинения позволяют проверить сформированнность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям, так же как и к другим видам проверочных работ, даются дополнительные задания, предлагающие учащимся дополнить текст или высказать свое суждение по затронутым в тексте проблемам. Для того, чтобы подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов, используются задания ГИА части С1 и С2.1, С2.2 (работа над сжатым изложением и сочинением на лингвистическую тему).
При отборе текстов диктантов, тестов и изложений использовались произведения русской классической, современной художественной и научной литературы.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс
Входной контрольный диктант № 1.
ЦЕЛЬ: проверить знания детей за курс 5 класса.
Время: 45 минут
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе», М.: Просвещение, 2011 г.)
«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.
1 орфограф, и 3 пунктуац.
0 орфограф, и 4 пунктуац.
«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.
3 орфограф, и 5 пунктуац.
0 орфограф, и 7 пунктуац.
«2» - 5 орфограф, и 9 пунктуац.
орфограф, и 8 пунктуац.
орфограф, и 7 пунктуац.
8 орфограф, и 6 пунктуац
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. За деревней расстилаются широкие поля.
2в. Они готовятся к отлёту на юг.
2 РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.
1в.- подосиновики, освещают, осинки.
2в. – подберёзовики, расходятся, берёзки.
Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование и орфография».
Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.
Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)
Грамматические задания
1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ.
2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.
1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.
2в. – лесные, подножия, разгорается.6 класс
Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»
ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.
Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.
Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.
Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.
К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)
Грамматические задания
1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. – соседские, предложили, расстилался
2в. – дорожка, собирались, прибрежных
2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»
Цель: проверить уровень усвоения данной темы.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
1в. – осенью 2в. – камыша
2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. Побелели дорожки и крыши домов.
2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 5 ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
РУССКАЯ ЗИМА.
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.(112 слов)
Грамматическое задание
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – шубкой 2в. – по дереву6
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное».
Цель: проверить знания детей по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.
Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.
Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.
Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.
Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.
Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)
Грамматические задания
1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в.- под раскидистой (елью)
2в.- около смолистого (пня)
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».
Цель: проверить знания учащихся по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК.
Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.
Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)
Грамматические задания
1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:
1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные
2в. – белогрудых, пролегла, маленьких
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя числительное».
Цель: проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (108 слов.)
Грамматические задания
1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)
2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот
Контрольный диктант № 9 по теме «Местоимение».
Цель: проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.
(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6 классе» М.: Просвещение. 2011 г.)
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)
Грамматические задания
1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце
2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.
1в. – моей 2в. – у меня
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Цель: проверить знания детей по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ» 2009 г.)
БИТВА ВО РЖИ.
Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес.
Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи.
Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай. Это землеройки, ежи, летучие мыши, птицы, жабы, лягушки. Мы их часто не видим и знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления. (112 слов)
Грамматические задания
1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
1в. – догорает, хлебного, лунную
2в. – вылетели, ловить, вредителей
2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.
1в. – рисовать 2в. – играть
Контрольный диктант № 11 по теме «Глагол».
Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.
(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ» 2009 г.)
МУРАВЬИ.
Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.
В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то торопятся.
Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего муравейника, который строят много лет.
Муравьи хорошо знают свой дом.
Догорает день. Муравьишка спешит, приостанавливается, кружится, разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не различали запахи, они не отличали бы своих муравьёв от чужих. Чужих в свой дом они не пускают.
Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут вцепились сразу десятки муравьёв. Они защищают своё жилище.
Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. (113 слов.)
Грамматические задания
1. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 3 ГЛАГОЛА, УПОТРЕБЛЁННЫХ В РАЗНЫХ НАКЛОНЕНИЯХ, УКАЖИТЕ ИХ.
2. РАЗБЕРИТЕ ПО СОСТАВУ.
1в. – втаскивают, присмотритесь, безобидные
2в. – ударьте, защищают, еловую
3. СДЕЛАЙТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
1в. – забегает 2в. - защищают
«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.
1 орфограф, и 3 пунктуац.
0 орфограф, и 4 пунктуац.
«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.
3 орфограф, и 5 пунктуац.
0 орфограф, и 7 пунктуац.
«2» - 5 орфограф, и 9 пунктуац.
6орфограф, и 8 пунктуац.
орфограф, и 7 пунктуац.
8 орфограф, и 6 пунктуац
Итоговый контрольный диктант
УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Москва, «Просвещение», 2019 год.
Цель: проверить лексические и грамматические знания
Время: 45 минут
Утро ранней весной.
Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (112 слов.)
Грамматические задания
1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ.
1в. – утренней, выскочил, ветерок 2в. – серебряными, прилегает, речкой
2. СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1в. – Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами.
2в. – Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Нормы оценивания знаний по русскому языку
4.1. Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя;
допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала;
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
выполнил безошибочную работу;
допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую пунктуационную ошибку.
4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или одну орфографическую и три пунктуационных ошибки, или четыре пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
допустил три орфографических ошибки, если среди них есть однотипные.
4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки, или три орфографических и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических;
допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по три однотипных ошибки;
в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
допустил до семи орфографических и семи пунктуационных ошибок или шести орфографических и восьми пунктуационных ошибок, пяти орфографических и девяти пунктуационных ошибок, восьми орфографических и шести пунктуационных ошибок.
4.1.2.1.5. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее трех заданий;
отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины заданий;
отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более половины заданий.
4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:
содержание работы полностью соответствует теме;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения материала;
работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике);
достигнуто стилевое единство.
В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность: допускается одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:
содержание работы соответствует теме;
содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
лексический и грамматический строй речи разнообразен;
стиль работы отличается единством и выразительностью;
в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов;
допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки, или одна орфографическая и три пунктуационные ошибки, или четыре пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также две грамматических ошибки.
4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:
работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
в работе допущены существенные отклонения от темы;
беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационных ошибки, или три орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе – пять орфографических ошибок и четыре пунктуационные ошибки), а также четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если :
работа не соответствует теме;
допущено много фактических неточностей;
нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
нарушено стилевое единство текста;
в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи речевых недочетов.
Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или шесть орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять орфографических и девять пунктуационных ошибок, восемь орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также семь грамматических ошибок.
Лист
корректировки рабочей программы по русскому языку 6 класс
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2021.
Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.- М.: «Вако», 2019
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2020-2021 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.
Е.В.Селезнёва. Тесты по русскому языку. 6 класс. – М.: «Экзамен», 2019.
Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс – М.: «Экзамен», 2019.
Черногрудова Е.П. Дидактические материалы по русскому языку 6 класс. – М.: «Экзамен», 2019.
Мультимедийные средства обучения
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 6 класс.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.руhttp://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
21