СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7.1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7.1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №67»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №

от « » июня 2020 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа №67»

Приказ №

от « » августа 2020 года


Руководитель МО:







Жабина Л.А.


Бараковский В.Ф.






Адаптированная рабочая программа


Учебного предмета «Русский язык»


4 часа в неделю (всего 136 часов)


3 класс (Вариант 7.1)










Составитель:

учитель начальных классов

Шумаева Е.М.









Рязань 2020

Пояснительная записка

Адаптированная программа по русскому языку в 3 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе следующих документов современного российского образования:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004 г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02. 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 67» города Рязани;

  • Учебный план МБОУ «Школа № 67» города Рязани на 2020/2021 учебный год;

  • Авторская программа ГорецкогоВ.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение». 2017.

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Цель реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихсяс ЗПР заложеныдифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подходобучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре адаптированной программы;

• условиям реализации адаптированной программы;

• результатам освоения адаптированной программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программыобучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программыобучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования.

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.


Описание ценностных ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ учебного

предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметныерезультаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.

Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласныхи согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.

Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:

• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова3.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Частица. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щув положении под ударением;

• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительныео и е, в сложных словах (самолет, вездеход);

е и ив суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• запятая при обращении в предложениях.

Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.



Календарно-тематическое планирование по русскому языку


№ урока

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

урока

Требования к уровню

подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Язык и речь

1


Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

1

Комбинированный

Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий); перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Закрепление гигиенических навыков письма. Правильное начертание букв и их соединений

Учащиеся должны уметь:
различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

Фронтальный

2


Для чего нужен язык?

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах

Текст. Предложение. Словосочетание.

3


Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

1

Изучение нового материала

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов

Фронтальный, индивидуальный

4


Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

1

Изучение нового материала


Фронтальный, индивидуальный

5


Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

6


Обращение. Предложения с обращением (общее представление).

1

Комбинированный

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

Фронтальный, индивидуальный

7


Главные и второстепенные члены предложения.

1

Комбинированный

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии)

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение


Фронтальный, индивидуальный

8


Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

1

Комбинированный

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии)

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение


Фронтальный, индивидуальный

9


Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

1

Комбинированный

Установление связи слов в предложении

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов

Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова.

Фронтальный, индивидуальный

10


Сложное предложение.

Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

1

Урок закрепления ЗУН

11


Словосочетание (общее представление).

1

Комбинированный

Установление связи слов в предложении

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов

Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова.

Фронтальный, индивидуальный

12


Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Сочинение

13


Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение».

1

Контрольный

Подлежащее и сказуемое

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №1.

Слово в языке и речи

14


Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

1

Комбинированный

Слова однозначные и многозначные.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей

и др.)

Фронтальный, индивидуальный

15


Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.

1

Изучение нового материала

Синонимы и антонимы.

Фронтальный, индивидуальный

16


Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

1

Изучение нового материала

Словарное богатство русского языка.

Фронтальный, индивидуальный

17


Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

1

Изучение нового материала

Словарное богатство русского языка.

Фронтальный, индивидуальный

18


Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.

1

Изучение нового материала

Слово и его значение.

Фронтальный, индивидуальный

19


Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

1

Развитие речи

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания


Изложение

20


Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

Комбинированный

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Фронтальный, индивидуальный

21


Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными.


Комбинированный

Имя существительное, значение и употребление. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Фронтальный, индивидуальный

22


Имя прилагательное. Глагол.

1

Изучение нового материала

Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление.

Фронтальный, индивидуальный

23


Имя числительное (общее представление).

1

Изучение нового материала

Числительное, значение, употребление.

Фронтальный, индивидуальный

24


Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

1

Изучение нового материала

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах.

Уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов

Фронтальный, индивидуальный

25


Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

Изучение нового материала

Звуки и буквы: гласные, согласные.


Фронтальный, индивидуальный

26


Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-буквенный разбор слова.

1

Изучение нового материала

Звуки и буквы: гласные, согласные.

Фронтальный, индивидуальный

27


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

1

Изучение нового материала

Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных.

Фронтальный, индивидуальный

28


Разделительный мягкий знак (ь).Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове.

1

Комбинированный

Употребление разделительных Ь и Ъ

Учащиеся должны уметь анализировать

и кратко характеризовать состав слова

Фронтальный, индивидуальный

29


Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.

1

Развитие речи

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания


Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания

Изложение

30


Проект «Рассказ о слове».


1

Проект

Поиск необходимой информации, работа над проектом

Учащиеся должны уметь подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении; составлять словарную статью о слове.

Проект

31


Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи».

1

Контрольный

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №2.

Состав слова

32


Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова.

1

Изучение нового материала

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Учащиеся должны уметь:

различать произношение и написание слов;

анализировать и кратко характеризовать состав слова;

выполнять разбор слова по составу

Фронтальный, индивидуальный

33


Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

34


Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

1

Изучение нового материала

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Фронтальный, индивидуальный

35


Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания.

1

Изучение нового материала

Однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Фронтальный, индивидуальный

36


Приставка как значимая часть слова.

1

Изучение нового материала

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Учащиеся должны уметь:

различать произношение и написание слов;

анализировать и кратко характеризовать состав слова;

выполнять разбор слова по составу

Фронтальный, индивидуальный

37


Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

38


Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

1

Изучение нового материала

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Фронтальный, индивидуальный

39


Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

40


Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Сочинение

41


Основа слова.

1

Изучение нового материала

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса,

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный


42


Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный


43


Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

Изучение нового материала

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса,

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный


44


Подробное изложение повествовательного текстаВ.Бианки «Скворцы»

1

Развитие речи

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания

Изложение

45


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа.

1

Комбинированный

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Учащиеся должны уметь:

различать произношение и написание слов;

анализировать и кратко характеризовать состав слова;

выполнять разбор слова по составу

Фронтальный, индивидуальный

Правописание частей слова

46


Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Изучение нового материала

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова;

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова

Фронтальный, индивидуальный

47


Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Изучение нового материала

Правописание безударных гласных в корне слова;

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

48


Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.

1

Изучение нового материала

Правописание безударных гласных в корне слова;

Фронтальный, индивидуальный

49


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

Изучение нового материала.


Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова

Фронтальный, индивидуальный

50


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными

на конце слов и перед согласным в корне.

1

Комбинированный

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Фронтальный, индивидуальный

51


Сочинение по серии картин «Серая Шейка».

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Сочинение

52


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

Изучение нового материала.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Учащиеся должны уметь:
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы со словарем

Фронтальный, индивидуальный

53


Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

Комбинированный

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Фронтальный, индивидуальный

54


Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

1

Контрольный

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №3.

55


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Изучение нового материала

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Учащиеся должны уметь:
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

56


Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Комбинированный

Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Фронтальный, индивидуальный

57


Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка».

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Сочинение

58


Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.

1

Изучение нового материала

Значение суффиксов и приставок


Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов

Фронтальный, индивидуальный

59


Правописание суффиксов в словах.

1

Изучение нового материала

Значение суффиксов и приставок


Фронтальный, индивидуальный

60


Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова.

1

Изучение нового материала

Значение суффиксов и приставок


Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов

Фронтальный, индивидуальный

61


Правописание приставок и предлогов в словах.

1

Изучение нового материала

Значение суффиксов и приставок


Фронтальный, индивидуальный

62


Правописание приставок и предлогов в словах.

1

Изучение нового материала

Значение суффиксов и приставок


Фронтальный, индивидуальный

63


Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание значимых частей слова».

1

Контрольный

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №4.

64


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.

1

Комбинированный

Употребление разделительных Ь и Ъ

Учащиеся должны уметь писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую.

Фронтальный, индивидуальный

65


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Изучение нового материала

Употребление разделительных Ь и Ъ

Фронтальный, индивидуальный

66


Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

Изучение нового материала

Употребление разделительных Ь и Ъ

Фронтальный, индивидуальный

67


Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М,Родионовой «Скворец-музыкант».

1

Развитие речи

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания

Изложение

68


Обобщение изученных правил письма.

Проект «Составляем «Орфографический словарь»

1

Проект

Поиск необходимой информации, работа над проектом

Учащиеся должны уметь подбирать из разных источников информацию о видах и значении словарей;

Проект

Части речи

69


Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи.

1

Комбинированный

Систематизация знаний о частях речи

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

Имя существительное

70


Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

1

Изучение нового материала

Имя существительное, значение и употребление.

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

71


Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

1

Изучение нового материала

Понятие – начальная форма имени существителшьного.

Фронтальный, индивидуальный

72


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Изучение нового материала. Комбинированный

Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Фронтальный, индивидуальный

73


Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал».

1

Развитие речи

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания

Изложение

74


Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

1

Комбинированный

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

75


Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

1

Комбинированный

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Фронтальный, индивидуальный

76


Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по числам .

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

77


Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по числам .

Фронтальный, индивидуальный

78


Род имён существительных: мужской, женский, средний.

1

Изучение нового материала

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

79


Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода.

1

Изучение нового материала

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.

Фронтальный, индивидуальный

80


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

Изучение нового материала

Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце и

Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи

Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов

Фронтальный, индивидуальный

81


Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

1

Изучение нового материала

Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце и

Фронтальный, индивидуальный

82


Сочинение на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Сочинение

83


Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание имён существительных».

1

Контрольный

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №4.

84


Работа над ошибками. Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

1

Комбинированный

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.


Фронтальный, индивидуальный

85


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.


Фронтальный, индивидуальный

86


Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

87


Именительный падеж имён существительных.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.


Фронтальный, индивидуальный

88


Родительный падеж имён существительных.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

89


Дательный падеж имён существительных.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

90


Винительный падеж имён существительных.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

91


Именительный, родительный, винительный падежи.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.


Фронтальный, индивидуальный

92


Творительный падеж имён существительных.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

93


Предложный падеж имён существительных.

1

Изучение нового материала

Изменение существительных по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

94


Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга».

1

Развитие речи

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания

Изложение

95


Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных.

1

Комбинированный

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.


Фронтальный, индивидуальный

96


Контрольное списывание №1 по теме «Склонение имён существительных».

1

Контрольный

Списывание текста.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при списывании

Контрольное списывание №1.

97


Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя».

1

Контрольный

Изменение существительных по падежам.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам.

Фронтальный, индивидуальный

Имя прилагательное

98


Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

1

Изучение нового материала

Имя прилагательное, значение и употребление.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

99


Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных.

1



Изучение нового материала

Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

Фронтальный, индивидуальный

100


Связь имени прилагательного с именем существительным.


Изучение нового материала

Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

101


Сочинение – описание растения в научном стиле.

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Сочинение

102


Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

1

Изучение нового материала

Изменение по родам

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

103


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

Изучение нового материала

Изменение по родам

Фронтальный, индивидуальный

104


Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

Изучение нового материала

Изменение по родам

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

105


Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1

Изучение нового материала

Изменение по числам

Фронтальный, индивидуальный

106


Число имён прилагательных.

1

Изучение нового материала

Изменение по числам

Фронтальный, индивидуальный

107


Падеж имён прилагательных (общее представление).

1

Комбинированный

Изменение по падежам

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

108


Начальная форма имени прилагательного.

1

Комбинированный

Изменение по падежам

Фронтальный, индивидуальный

109


Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание имён прилагательных».

1

Контрольный

Изменение по падежам. Согласование с именем существительным.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №6

110


Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Комбинированный

Изменение по родам

Изменение по числам

Изменение по падежам

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

111


Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

1

Развитие речи

Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин)

Учащиеся должны уметь составлять сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

Сочинение

112


Проект «Имена прилагательные в загадках»


1

Проект

Поиск необходимой информации, работа над проектом

Учащиеся должны уметь наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты своей деятельности

Проект

Местоимения

113


Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

1

Изучение нового материала

Местоимение, значение и употребление.

Учащиеся должны уметь выделять местоимения среди изученных частей речи, определять личные местоимения, изменять по родам местоимения 3 лица

Фронтальный, индивидуальный

114


Род местоимений 3-го лица единственного числа.

1

Изучение нового материала

Местоимение, значение и употребление.

Фронтальный, индивидуальный

115


Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

1

Изучение нового материала

Местоимение, значение и употребление.

Фронтальный, индивидуальный

116


Контрольное списывание №2 по теме «Местоимение»

1

Контрольный

Списывание текста.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при списывании

Контрольное списывание №2

Глагол

117


Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.

1

Изучение нового материала

Глагол, значение и употребление.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи.

Учащиеся должны уметь:

изменять глаголы по числам, временам, лицам;

определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени);

образовывать неопределенную форму глагола

Фронтальный, индивидуальный

118


Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

1

Изучение нового материала

Глагол, значение и употребление.

Фронтальный, индивидуальный

119


Начальная (неопределённая) форма глагола.

1

Комбинированный

Неопределенная форма глагола.

Фронтальный, индивидуальный

120


Неопределённая форма глагола.

1

Комбинированный

Неопределенная форма глагола.

Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи.

Учащиеся должны уметь:

изменять глаголы по числам, временам, лицам;

определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени);

образовывать неопределенную форму глагола

Фронтальный, индивидуальный

121


Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

Изучение нового материала

Изменение по временам, лицам и числам

Фронтальный, индивидуальный

122


Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

1

Изучение нового материала

Изменение по временам, лицам и числам

Фронтальный, индивидуальный

123


Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.

1

Изучение нового материала

Изменение по временам, лицам и числам

Фронтальный, индивидуальный

124


Изменение глаголов по временам.

1

Изучение нового материала

Изменение по временам, лицам и числам

Фронтальный, индивидуальный

125


Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось».

1

Контрольный

Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике

Изложение

126


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).

1

Изучение нового материала

Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

127


Правописание частицы не с глаголами.

1

Изучение нового материала

Правописание не с глаголами.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

Фронтальный, индивидуальный

128


Обобщение знаний о глаголе.

1

Комбинированный

Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени.

Фронтальный, индивидуальный

129


Обобщение знаний о глаголе.

Проверочная работа.

1

Комбинированный

Изменение по временам, лицам и числам

Фронтальный, индивидуальный

130


Контрольный диктант № 7 по теме «Повторение изученного за год».

1

Контрольный

Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Контрольный диктант №7.

Повторение

131


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи.

1

Повторение

Систематизация знаний о частях речи

Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальный, индивидуальный

132


Повторение по теме «Предложение»

1

Повторение

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии)

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение


Фронтальный, индивидуальный

133


Повторение по теме «Части речи».

1

Повторение

Имя существительное, значение и употребление. Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление. Числительное, значение, употребление.

Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи


Фронтальный, индивидуальный

134


Повторение по теме «Текст»

1

Повторение

Установление связи слов в предложении

Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов

Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова.

Фронтальный, индивидуальный

135


Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова».

1

Повторение

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова;

Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова. Учащиеся должны уметь:
различать произношение и написание слов;
находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю)

Фронтальный, индивидуальный

136


Повторение изученного материала.

1

Повторение

Фронтальный, индивидуальный


1

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!