Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №67»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № от « » июня 2020 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №67» Приказ № от « » августа 2020 года |
Руководитель МО: | | | | | |
| Жабина Л.А. | | Бараковский В.Ф. | |
Адаптированная рабочая программа
Учебного предмета «Русский язык»
4 часа в неделю (всего 136 часов)
3 класс (Вариант 7.1)
Составитель:
учитель начальных классов
Шумаева Е.М.
Рязань 2020
Пояснительная записка
Адаптированная программа по русскому языку в 3 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе следующих документов современного российского образования:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004 г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02. 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 67» города Рязани;
Учебный план МБОУ «Школа № 67» города Рязани на 2020/2021 учебный год;
Авторская программа ГорецкогоВ.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение». 2017.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Цель реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихсяс ЗПР заложеныдифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подходобучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программыобучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программыобучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели). На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
Описание ценностных ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ учебного
предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность к дальнейшему образованию.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь – врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласныхи согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова3.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щув положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и ив суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля |
Язык и речь |
1 | | Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека. | 1 | Комбинированный | Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий); перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Закрепление гигиенических навыков письма. Правильное начертание букв и их соединений | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм | Фронтальный |
2 | | Для чего нужен язык? | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах |
Текст. Предложение. Словосочетание. |
3 | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | 1 | Изучение нового материала | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов | Фронтальный, индивидуальный |
4 | | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Изучение нового материала | | Фронтальный, индивидуальный |
5 | | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный |
6 | | Обращение. Предложения с обращением (общее представление). | 1 | Комбинированный | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам |
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм | Фронтальный, индивидуальный |
7 | | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Комбинированный | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии) | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение | Фронтальный, индивидуальный |
8 | | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | 1 | Комбинированный | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии) | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение | Фронтальный, индивидуальный |
9 | | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. | 1 | Комбинированный | Установление связи слов в предложении | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова. | Фронтальный, индивидуальный |
10 | | Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. | 1 | Урок закрепления ЗУН |
11 | | Словосочетание (общее представление). | 1 | Комбинированный | Установление связи слов в предложении | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова. | Фронтальный, индивидуальный |
12 | | Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Сочинение |
13 | | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | 1 | Контрольный | Подлежащее и сказуемое | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №1. |
Слово в языке и речи |
14 | | Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Комбинированный | Слова однозначные и многозначные. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых, сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.) | Фронтальный, индивидуальный |
15 | | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. | 1 | Изучение нового материала | Синонимы и антонимы. | Фронтальный, индивидуальный |
16 | | Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. | 1 | Изучение нового материала | Словарное богатство русского языка. | Фронтальный, индивидуальный |
17 | | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. | 1 | Изучение нового материала | Словарное богатство русского языка. | Фронтальный, индивидуальный |
18 | | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | 1 | Изучение нового материала | Слово и его значение. | Фронтальный, индивидуальный |
19 | | Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | | Изложение |
20 | | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. | 1 | Комбинированный | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Фронтальный, индивидуальный |
21 | | Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. | | Комбинированный | Имя существительное, значение и употребление. Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | Фронтальный, индивидуальный |
22 | | Имя прилагательное. Глагол. | 1 | Изучение нового материала | Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление. | Фронтальный, индивидуальный |
23 | | Имя числительное (общее представление). | 1 | Изучение нового материала | Числительное, значение, употребление. | Фронтальный, индивидуальный |
24 | | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | 1 | Изучение нового материала | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова Учащиеся должны знать/понимать формулировку правила об однокоренных (родственных) словах. Уметь подбирать и образовывать однокоренные слова с помощью аффиксов | Фронтальный, индивидуальный |
25 | | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | Изучение нового материала | Звуки и буквы: гласные, согласные. | | Фронтальный, индивидуальный |
26 | | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звуко-буквенный разбор слова. | 1 | Изучение нового материала | Звуки и буквы: гласные, согласные. | Фронтальный, индивидуальный |
27 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне. | 1 | Изучение нового материала | Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. | Фронтальный, индивидуальный |
28 | | Разделительный мягкий знак (ь).Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. | 1 | Комбинированный | Употребление разделительных Ь и Ъ | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | Фронтальный, индивидуальный |
29 | | Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану. | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | Изложение |
30 | | Проект «Рассказ о слове». | 1 | Проект | Поиск необходимой информации, работа над проектом | Учащиеся должны уметь подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении; составлять словарную статью о слове. | Проект |
31 | | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи». | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №2. |
Состав слова |
32 | | Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; анализировать и кратко характеризовать состав слова; выполнять разбор слова по составу | Фронтальный, индивидуальный |
33 | | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный |
34 | | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | 1 | Изучение нового материала | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Фронтальный, индивидуальный |
35 | | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. Слова, которые не имеют окончания. | 1 | Изучение нового материала | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | Фронтальный, индивидуальный |
36 | | Приставка как значимая часть слова. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; анализировать и кратко характеризовать состав слова; выполнять разбор слова по составу | Фронтальный, индивидуальный |
37 | | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный |
38 | | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | Фронтальный, индивидуальный |
39 | | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный |
40 | | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Сочинение |
41 | | Основа слова. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
42 | | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. | 1 | Комбинированный | Фронтальный, индивидуальный |
43 | | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 | Изучение нового материала | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
44 | | Подробное изложение повествовательного текстаВ.Бианки «Скворцы» | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | Изложение |
45 | | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочная работа. | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). | Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; анализировать и кратко характеризовать состав слова; выполнять разбор слова по составу | Фронтальный, индивидуальный |
Правописание частей слова |
46 | | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | Изучение нового материала | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова | Фронтальный, индивидуальный |
47 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Изучение нового материала | Правописание безударных гласных в корне слова; | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
48 | | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-. | 1 | Изучение нового материала | Правописание безударных гласных в корне слова; | Фронтальный, индивидуальный |
49 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | Изучение нового материала. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова; | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова | Фронтальный, индивидуальный |
50 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | Комбинированный | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова; | Фронтальный, индивидуальный |
51 | | Сочинение по серии картин «Серая Шейка». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Сочинение |
52 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | Изучение нового материала. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Учащиеся должны уметь: находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы со словарем | Фронтальный, индивидуальный |
53 | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | Комбинированный | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Фронтальный, индивидуальный |
54 | | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №3. |
55 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | Изучение нового материала | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | Учащиеся должны уметь: анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
56 | | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | Комбинированный | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | Фронтальный, индивидуальный |
57 | | Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Сочинение |
58 | | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов | Фронтальный, индивидуальный |
59 | | Правописание суффиксов в словах. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Фронтальный, индивидуальный |
60 | | Правописание приставок в словах. Правописание значимых частей слова. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Учащиеся должны уметь находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) Уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов | Фронтальный, индивидуальный |
61 | | Правописание приставок и предлогов в словах. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Фронтальный, индивидуальный |
62 | | Правописание приставок и предлогов в словах. | 1 | Изучение нового материала | Значение суффиксов и приставок | Фронтальный, индивидуальный |
63 | | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание значимых частей слова». | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №4. |
64 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове. | 1 | Комбинированный | Употребление разделительных Ь и Ъ | Учащиеся должны уметь писать слова с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками, обосновывать их правописание. Переносить слова с разделительным твёрдым знаком (ъ) с одной строки на другую. | Фронтальный, индивидуальный |
65 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | Изучение нового материала | Употребление разделительных Ь и Ъ | Фронтальный, индивидуальный |
66 | | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | Изучение нового материала | Употребление разделительных Ь и Ъ | Фронтальный, индивидуальный |
67 | | Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М,Родионовой «Скворец-музыкант». | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | Изложение |
68 | | Обобщение изученных правил письма. Проект «Составляем «Орфографический словарь» | 1 | Проект | Поиск необходимой информации, работа над проектом | Учащиеся должны уметь подбирать из разных источников информацию о видах и значении словарей; | Проект |
Части речи |
69 | | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи. | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о частях речи | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
Имя существительное |
70 | | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. | 1 | Изучение нового материала | Имя существительное, значение и употребление. | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
71 | | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 | Изучение нового материала | Понятие – начальная форма имени существителшьного. | Фронтальный, индивидуальный |
72 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Изучение нового материала. Комбинированный | Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных. | Фронтальный, индивидуальный |
73 | | Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал». | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | Изложение |
74 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | 1 | Комбинированный | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
75 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». | 1 | Комбинированный | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Фронтальный, индивидуальный |
76 | | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по числам . | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
77 | | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по числам . | Фронтальный, индивидуальный |
78 | | Род имён существительных: мужской, женский, средний. | 1 | Изучение нового материала | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
79 | | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода. | 1 | Изучение нового материала | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. | Фронтальный, индивидуальный |
80 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | Изучение нового материала | Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце и | Учащиеся должны знать\понимать признаки изученных частей речи Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи Учащиеся должны уметь различать произношение и написание слов | Фронтальный, индивидуальный |
81 | | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. | 1 | Изучение нового материала | Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце и | Фронтальный, индивидуальный |
82 | | Сочинение на основе сказочного сюжета по картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Сочинение |
83 | | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание имён существительных». | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №4. |
84 | | Работа над ошибками. Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). | 1 | Комбинированный | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
85 | | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
86 | | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
87 | | Именительный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
88 | | Родительный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
89 | | Дательный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
90 | | Винительный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
91 | | Именительный, родительный, винительный падежи. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
92 | | Творительный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
93 | | Предложный падеж имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение существительных по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
94 | | Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга». | 1 | Развитие речи | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные младшему школьнику темы в форме повествования и описания | Изложение |
95 | | Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном. Начальная и косвенные формы имён существительных. | 1 | Комбинированный | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
96 | | Контрольное списывание №1 по теме «Склонение имён существительных». | 1 | Контрольный | Списывание текста. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при списывании | Контрольное списывание №1. |
97 | | Работа по выполнению заданий рубрики «Проверь себя». | 1 | Контрольный | Изменение существительных по падежам. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи, изменять существительные по падежам. | Фронтальный, индивидуальный |
Имя прилагательное |
98 | | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | 1 | Изучение нового материала | Имя прилагательное, значение и употребление. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
99 | | Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | Изучение нового материала | Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике | Фронтальный, индивидуальный |
100 | | Связь имени прилагательного с именем существительным. | | Изучение нового материала | Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
101 | | Сочинение – описание растения в научном стиле. | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Сочинение |
102 | | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | 1 | Изучение нового материала | Изменение по родам | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
103 | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по родам | Фронтальный, индивидуальный |
104 | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по родам | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
105 | | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по числам | Фронтальный, индивидуальный |
106 | | Число имён прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по числам | Фронтальный, индивидуальный |
107 | | Падеж имён прилагательных (общее представление). | 1 | Комбинированный | Изменение по падежам | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
108 | | Начальная форма имени прилагательного. | 1 | Комбинированный | Изменение по падежам | Фронтальный, индивидуальный |
109 | | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание имён прилагательных». | 1 | Контрольный | Изменение по падежам. Согласование с именем существительным. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №6 |
110 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | Комбинированный | Изменение по родам Изменение по числам Изменение по падежам | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
111 | | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | Развитие речи | Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) | Учащиеся должны уметь составлять сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. | Сочинение |
112 | | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | Проект | Поиск необходимой информации, работа над проектом | Учащиеся должны уметь наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты своей деятельности | Проект |
Местоимения |
113 | | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. | 1 | Изучение нового материала | Местоимение, значение и употребление. | Учащиеся должны уметь выделять местоимения среди изученных частей речи, определять личные местоимения, изменять по родам местоимения 3 лица | Фронтальный, индивидуальный |
114 | | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | Изучение нового материала | Местоимение, значение и употребление. | Фронтальный, индивидуальный |
115 | | Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. | 1 | Изучение нового материала | Местоимение, значение и употребление. | Фронтальный, индивидуальный |
116 | | Контрольное списывание №2 по теме «Местоимение» | 1 | Контрольный | Списывание текста. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при списывании | Контрольное списывание №2 |
Глагол |
117 | | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. | 1 | Изучение нового материала | Глагол, значение и употребление. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи. Учащиеся должны уметь: изменять глаголы по числам, временам, лицам; определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени); образовывать неопределенную форму глагола | Фронтальный, индивидуальный |
118 | | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | 1 | Изучение нового материала | Глагол, значение и употребление. | Фронтальный, индивидуальный |
119 | | Начальная (неопределённая) форма глагола. | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. | Фронтальный, индивидуальный |
120 | | Неопределённая форма глагола. | 1 | Комбинированный | Неопределенная форма глагола. | Учащиеся должны знать/понимать признаки изученных частей речи. Учащиеся должны уметь: изменять глаголы по числам, временам, лицам; определять время глаголов, лицо, род (в прошедшем времени); образовывать неопределенную форму глагола | Фронтальный, индивидуальный |
121 | | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по временам, лицам и числам | Фронтальный, индивидуальный |
122 | | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по временам, лицам и числам | Фронтальный, индивидуальный |
123 | | Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по временам, лицам и числам | Фронтальный, индивидуальный |
124 | | Изменение глаголов по временам. | 1 | Изучение нового материала | Изменение по временам, лицам и числам | Фронтальный, индивидуальный |
125 | | Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось». | 1 | Контрольный | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания в устной и письменной формах несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике | Изложение |
126 | | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о). | 1 | Изучение нового материала | Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
127 | | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Изучение нового материала | Правописание не с глаголами. | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм | Фронтальный, индивидуальный |
128 | | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | Комбинированный | Изменение по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. | Фронтальный, индивидуальный |
129 | | Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа. | 1 | Комбинированный | Изменение по временам, лицам и числам | Фронтальный, индивидуальный |
130 | | Контрольный диктант № 7 по теме «Повторение изученного за год». | 1 | Контрольный | Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Контрольный диктант №7. |
Повторение |
131 | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи. | 1 | Повторение | Систематизация знаний о частях речи | Учащиеся должны уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальный, индивидуальный |
132 | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | Повторение | Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии) | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать предложение | Фронтальный, индивидуальный |
133 | | Повторение по теме «Части речи». | 1 | Повторение | Имя существительное, значение и употребление. Имя прилагательное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление. Числительное, значение, употребление. | Учащиеся должны уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | Фронтальный, индивидуальный |
134 | | Повторение по теме «Текст» | 1 | Повторение | Установление связи слов в предложении | Учащиеся должны уметь без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов Учащиеся должны знать\понимать: значимые части слова. | Фронтальный, индивидуальный |
135 | | Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». | 1 | Повторение | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; | Учащиеся должны знать\понимать значимые части слова. Учащиеся должны уметь: различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю) | Фронтальный, индивидуальный |
136 | | Повторение изученного материала. | 1 | Повторение | Фронтальный, индивидуальный |
1
Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).