4 четверть -40 ч., всего за год 170 часов.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности уч-ся | Планируемые результаты | Д/З | Дата |
1 | Введение. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | Работа со словарем, Групповая, в парах | Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения. Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, осуществление самоконтроля. Познавательные УУД: формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, умение выражать свои мысли и идеи устно и письменно. | упр.4 стр.5 | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Выполнение упражнений, конструирование предложений | Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста, отличие простого предложения от сложного. Уметь: выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический разбор предложений Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка. Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля,соотношение цели и результатов деятельности,выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы,целеполагание. Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ,синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки,представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы),извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. | П.1 , упр.9 стр.7 | |
3 | ПунктуацияПунктуационный разбор. | 1 | Контрольное списывание с объяснением постановки знаков препинания | Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста, отличие простого предложения от сложного. Уметь: выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический разбор предложений | П.2 упр.12 Стр.8 | |
4 | Лексика и фразеология. | 1 | Выполнение упражнений, словарная работа | Знать: понятия лексика, лексическое значение слова; фразеология Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова | Словарная работа, объяснительный диктант П.3 упр.16 стр 9 | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | Беседа Фонетический разбор | Знать: понятия фонетика, графика, орфография; различия между гласными и согласными звуками. Уметь: производить фонетический разбор слова | Фонетический разбор слова «кудрявый» П.4 стр10 упр 20 | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Словарный диктант, выполнение упражнений | Знать: понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова. Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова | П.5 упр.27 стр.14 | |
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 1 | Разбор слов,выполнение упражнений | Знать: отличие самостоятельных и служебных частей речи, особенности глагола как части речи. Уметь: классифицировать части речи, выполнять морфологический разбор различных частей речи; соотносить и обосновывать выбор орфограмм с морфологическими условиями и опознавательными признаками | 1.Разбор слов упр.27 2.П.6 упр. 35 | |
8 | Р.р. Текст. | 1 | Работа с текстом Составление плана | Знать: что такое текст, типы текстов и стили. Уметь: озаглавливать текст, делить на абзацы, определять тип и стиль текста; соотносить стили текстов и жанры. | П.7 упр. 51 стр. 22 | |
9 | Диалог как текст. | 1 | Работа с текстом | Знать, что такое диалог, уметь составлять диалог на заданную тему. | П. 8 стр. 23 упр. 54 | |
10 | Виды диалога. | 1 | Самостоятельная работа | Уметь составлять диалог на заданную тему. | П. 9 стр. 25-26 Составить диалог | |
11 | Р.р. Стили литературного языка. | 1 | Работа с текстом | Знать стили литературного языка, уметь их отличать. | П.10 упр. 61 стр. 27 | |
12 | Р.р. Публицистический стиль. | 1 | Свободный диктант | Знать: публицистический стиль как функциональная разновидность языка. Уметь: находить признаки публицистического стиля, создавать устное выступление в публицистическом стиле, подбирать примеры текстов изучаемого стиля; составлять развернутый план выступления | П.11 упр68 стр. 30 | |
13 | Контрольный диктант. | 1 | диктант | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | диктант | |
14 | Причастие как часть речи. | 1 | Выполнение упражнений, словарная работа | Знать: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Уметь: находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных | П. 12 упр. 77 стр. 34 | |
15 16 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | Словарная работа, выполнение упражнений | Знать: особенности склонения причастий, правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия, применяя алгоритм определения падежного окончания причастий. | П.13 упр. 80 стр. 36 | |
17 18 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Конструирование предложений | Знать: определение причастного оборота, условия обособления причастного оборота Уметь: определять причастный оборот, опознавать одиночные причастия и причастные обороты, определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | 1.П.14 упр. 88 стр. 39 2. П.14 упр. 89 стр. 39 | |
19 | Р.р. Описание внешности человека. | 1 | Составление текста Самостоятельная работа | Знать: виды словесного описания внешности человека, роль портрета в художественном произведении Уметь: находить и анализировать портретные описания человека; анализировать роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках | 1.П.15 упр. 94 стр. 41 2.П.15 упр. 98 стр. 43 | |
20 21 | Действительные и страдательные причастия. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: признаки действительных и страдательных причастий Уметь: отличать виды причастий друг от друга, находить действительные и страдательные причастия в текстах, выделять причастные обороты | П.16 упр. 99 стр.44 | |
22 23 | Краткие и полные страдательные причастия. | 2 | Орфоэпическая работа Работа в парах | Знать: особенности краткой и полной формы страдательных причастий, синтаксическая роль полных и кратких причастий Уметь: распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий | П.17 упр. 104 стр. 46 | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | Словарный диктант Выполнение упражнений | Знать: особенности образования действительных причастий настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени Уметь: распознавать действительные причастия настоящего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий настоящего времени. | 1.П.18 упр. 107 стр.48 2.П.18 упр. 109 стр. 49 | |
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: особенности образования действительных причастий прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени Уметь: распознавать действительные причастия прошедшего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий прошедшего времени; составлять вопросный план текста. | 1.П.19 упр. 111 стр. 50 2.П.19 упр. 113 стр.51 | |
26 27 | Р.р. Изложение (по упр.116) | 2 | Изложение Самостоятельная работа | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сжатое изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение упр.116 стр. 52 | |
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: особенности образования страдательных причастий настоящего времени, суффиксы страдательных причастий настоящего времени Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными | П.20 упр. 117 стр.53 | |
29 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Работа с таблицей, выполнение упражнений | Знать: особенности образования страдательных причастий прошедшего времени, суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Уметь: распознавать страдательные причастия прошедшего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий прошедшего времени; отличать причастия от прилагательных. | 1.П.21 упр. 124 стр. 56 2.П.21 упр. 125 стр. 56 | |
30 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | Тренировочные упражнения | Знать: правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Уметь: применять орфографическое правило при написании гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастиях; составлять сложные предложения, включая в них причастия и причастные обороты. | П.22 упр. 129 стр. 58 | |
31 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Выполнение упражнений | Уметь выбирать правильное написание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | П.23 упр. 131 стр. 59 | |
32 33 | Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 2 | Словарный диктант | Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; составлять предложения с прямой речью, использую представленные словосочетания | П.23 упр. 137 стр. 61 | |
34 35 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; заменять глаголы на краткие причастия и или прилагательные на однокоренные причастия; составлять текст в публицистическом стиле. | 1.П.24 упр. 146 стр. 64 | |
36 37 | Р.р. Выборочное изложение (по упр. 151) | 2 | Выборочное изложение | Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя особенности авторского стиля и отбирая материал на одну из тем, озаглавливать текст, включать в текст причастия и причастные обороты. | П.24 упр. 151 Выборочное изложение | |
38 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Выполнение упражнений | Уметь: характеризовать причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий. | Морфологический разбор П.25 | |
39 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | Словарная работа, выполнение упражнений | Знать: правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и другими частями речи. Уметь: применять орфографическое правило при написании НЕ с причастиями и другими частями речи, подбирать синонимы и синонимические конструкции к причастиям; определять стилевую принадлежность текста, определять основную мысль. | П.26 упр. 158 стр. 158 | |
40 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; правило постановки знаков препинания при причастном обороте. Уметь: применять правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, составлять предложения, использую представленные слова и словосочетания; расставлять знаки препинания при причастном обороте. | П.27 упр. 164 | |
| | | | 2 четверть – 40 ч | | |
41 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; правило постановки знаков препинания при причастном обороте. Уметь: применять правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, составлять предложения, использую представленные слова и словосочетания; расставлять знаки препинания при причастном обороте. | П.27 упр. 163 | |
42 43 | Р.р. Сочинение. Портретное описание.(упр.166, 167) | 2 | сочинение | Уметь: отбирать необходимый материал для сочинения-описания, писать сочинение-описание внешности человека | сочинение | |
44 | Повторение темы «Причастие». | 1 | Тест Самостоятельная работа | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор причастий; расставлять знаки препинания при причастных оборотах | Тест. Ответить на вопр.на стр.73 | |
45 | Контрольный диктант. | 1 | диктант | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | диктант | |
46 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Словарная работа Выполнение упражнений | Знать: глагольные и наречные признаки деепричастия, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Уметь: находить и дифференцировать деепричастия по указанным признакам, отличать деепричастия от глаголов и наречий; соблюдать нормы употребления деепричастий. | П.28 упр.183 стр. 78 | |
47 48 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | Работа со схемами предложений Работа в парах | Знать: понятие деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при деепричастном обороте Уметь: определять деепричастный оборот, находить границы деепричастного оборота, отмечать его с помощью графических обозначений; определять тип и структуру текста, составлять вопросный план; заменять глаголы на причастия и деепричастия; определять функцию деепричастий в художественном тексте. | П.29 упр.187 с.80 | |
49 50 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: правило написания НЕ с деепричастиями. Уметь: применять правило написания НЕ с деепричастиями и другими частями речи | П.30 упр.192 с.82 | |
51 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: признаки деепричастия несовершенного вида, правописание суффиксов деепричастий несовершенного вида. Уметь: опознавать деепричастия несовершенного вида, образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, выделять суффиксы деепричастий; находить деепричастия и деепричастные обороты; производить различные виды разборов. | П.31 упр.199 с.84 | |
52 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | Беседа Тренировочные упражнения | Знать: признаки деепричастия совершенного вида, правописание суффиксов деепричастий совершенного вида. Уметь: опознавать деепричастия совершенного вида, образовывать деепричастия совершенного вида от глаголов, выделять суффиксы деепричастий; находить деепричастия и деепричастные обороты; составлять предложения с деепричастными оборотами и однородными членами предложения. | П.32 упр.203 с.86 | |
53 54 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 2 | Сочинение по картине | Уметь: составлять рассказ по картине, подбирая материалы. | Сочинение по картине | |
55 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: образовывать различные формы глаголов, причастий и деепричастий; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор деепричастий; расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах | Разбор деепричастий П.33 упр.210 | |
56 | Повторение темы «Деепричастие». | 1 | Самостоятельная работа тест | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: образовывать различные формы глаголов, причастий и деепричастий; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор деепричастий; расставлять знаки препинания при деепричастных оборотах | Контрольные вопросы и задания стр.90 | |
57 | Контрольный диктант. | 1 | диктант | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | диктант | |
58 | Наречие как часть речи. | 1 | Словарная работа Тренировочные упражнения | Знать: общекатегориальное значение наречий, морфологические признаки наречий, синтаксическая роль наречий. Уметь: находить и характеризовать наречия, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль наречий; находить словосочетания с наречиями | П.34 у.221 с.93 | |
59 | Употребление наречий в речи. | 1 | Тренировочные упражнения | Знать: нормы употребления наречий с точки зрения норм литературного языка, функции наречий. Уметь: употреблять наречия в рамках языковых норм, составлять словосочетания с наречиями; способы словообразования. | Упр. 218 | |
60 61 | Разряды наречий. | 2 | Выполнение упражнений. Составление таблицы | Знать: смысловые группы наречий. Уметь: находить наречия, определять их разряд; выписывать словосочетания с наречиями; составлять синонимические ряды с наречиями. | П. 35 упр.232 | |
62 63 | Степени сравнения наречий. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: степени сравнения наречий, способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения наречий. Уметь: распознавать степени сравнения наречий, образовывать различные степени сравнения наречий, находить в текстах наречия разных форм. | П.36 у.236 | |
64 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Самостоятельная работа Словарный диктант | Знать: порядок морфологического разбора наречий Уметь: характеризовать наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий; писать сочинение-рассуждение на предложенную тему. | П.37 морфол.разбор слова «тихо» | |
65 66 | Р.р. Изложение текста с описанием действия. | 2 | изложение | Уметь составлять план,излагать текст ,включая в него описание действия. | изложение | |
67 68 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, основные способы словообразования наречий. Уметь: применять орфографическое правило при написании НЕ с наречиями, находить наречия в орфографическом словаре; озаглавливать текст, делить на абзацы, находить наречия с текстообразующей функцией. | П.38 у.245 | |
69 | Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи». | 1 | тест | Знать: правила правописания НЕ с различными частями речи Уметь: определять частеречную принадлежность, применять изученные орфографические правила при написании различных частей речи с НЕ. | Упр.243 | |
70 71 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 2 | Выполнение тренировочных упражнений | Знать: образование отрицательных местоимений и наречий; правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Уметь: применять правило правописания Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; составлять устное высказывание, используя ключевые слова. | П.39 у.252 | |
72 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: алгоритм написания Н и НН в наречиях. Уметь: применять орфографическое правило написания Н и НН в наречиях; применять правило написания Н и НН в разных частях речи. | П.40 у. 257 | |
73 | Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи» | 1 | Тест,беседа,работа в группах,инд. | Знать: алгоритм написания Н и НН в наречиях. Уметь: применять орфографическое правило написания Н и НН в наречиях; применять правило написания Н и НН в разных частях речи. | Повторение п.39 | |
74 75 | Р.р. Описание действий по наблюдениям. | 2 | сочинение | Уметь: определять роль наречий в описании действий; собирать материал наблюдений за действиями в разных профессиях; писать заметки для стенгазеты. | Сочинение п.41 у.264 | |
76 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Тренировочные упражнения | Знать: правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; дифференцировать слова с различными видами орфограмм. | | |
77 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | Составление таблицы Работа в парах | Знать: правило написания О и А после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правило написания О и А после шипящих на конце наречий, графически обозначать изучаемую орфограмму. | П.43 у.271 | |
78 79 | Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Тренировочные упражнения Беседа Работа в парах,в группах,инд. | Знать: правило написания дефиса между частями слова в наречиях; способы образования наречий; неопределенные местоимения и наречия. Уметь: применять правило написания дефиса между частями слова в наречиях; образовывать наречия различными способами; сопоставлять дефисное написание неопределенных местоимений и наречий; отличать наречия с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. | П.44 у.279 | |
80 | Урок-практикум «Дефис в разных частях речи». | 1 | тест | Знать: правило написания дефиса между частями слова в наречиях; способы образования наречий; неопределенные местоимения и наречия. Уметь: применять правило написания дефиса между частями слова в наречиях; образовывать наречия различными способами; сопоставлять дефисное написание неопределенных местоимений и наречий; отличать наречия с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. | Повторение п.44 | |
| | | | 3 четверть – 50 ч | | |
81 82 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Словарный диктант Выполнение упражнений | Знать: правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь: применять правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных, находить в случае затруднения наречия в орфографических словарях. | П.45 у.286 | |
83 84 | Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». | 2 | Сочинение по картине | Уметь составлять план сочинения. | Сочинение по картине | |
85 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | Знать: правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий. Уметь: применять правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий; правописание Ь знака в различных частях речи | П.46 у.289 | |
86 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | Самостоятельная работа.составление отзыва | Уметь составлять отзыв на заданную тему. | П.47 у.303 | |
87 | Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад. | 1 | Работа в парах.составление доклада | Уметь составлять учебный доклад на заданную тему. | Составить доклад п. 48 | |
88 | Повторение темы «Наречие». | 1 | тест | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: образовывать наречия, находить их в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор наречий, определять синтаксическую роль наречий. | Контрольные вопросы на стр.119 | |
89 | Контрольный диктант. | 1 | диктант | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | диктант | |
90 | Категория состояния как часть речи. | 1 | Тренировочные упражнения | Знать: признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия. Уметь: находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения. | П.49 у.318 | |
91 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Разбор слов Выполнение упражнений | Знать: признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия, алгоритм морфологического разбора слов категории состояния. Уметь: находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения; выделять грамматическую основу в предложениях, выполнять морфологический разбор слов категории состояния. | П.50 у.321 | |
92 93 | Р.р. Сжатое изложение (упр.322) | 2 | Сжатое изложение | Уметь: писать сжатое изложение, применяя основные принципы сжатия текста, определять стиль текста, тип текста | Сжатое изложение упр 322 | |
94 | Повторение темы «Категория состояния».Тест. | 1 | Тест Опрос | Знать значение слов категории состояния, уметь находить слова категории состояния в предложении, разграничивать наречия и слова категории сосояния. | Контрольные вопросы на стр 133 | |
95 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Работа с текстом Работа в парах | Знать: особенности самостоятельных и служебных частей речи. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; дифференцировать служебные части речи | П.51 у. 325 | |
96 | Предлог как часть речи. | 1 | Выполнение упражнений | Уметь различать предлоги, выписывать словосочетания с предлогами, производить морфологический анализ предлога; работать с текстом научного стиля. | П.52 у.328 | |
97 | Употребление предлогов. | 1 | Работа со словарем Работа в парах | Знать: особенности однозначных и многозначных предлогов, значение и условия употребления предлогов. Уметь: употреблять однозначные и многозначные предлоги, составлять словосочетания с предлогами, в случае затруднений пользоваться «Толковым словарем»; исправлять недочеты в употреблении предлогов. | П.53 у. 334 | |
98 99 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: непроизводные и производные предлоги, способ образования производных предлогов. Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; анализировать производные предлоги по их происхождению; исправлять неправильное употребление предлогов | П.54 у.341 | |
100 101 | Простые и составные предлоги. | 2 | Работа с текстом Работа в парах,инд. | Знать: простые и составные предлоги, словосочетания с простыми и составными предлогами; алгоритм морфологического разбора предлога. Уметь: распознавать простые и составные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; исправлять неправильное употребление предлогов; производить морфологический разбор предлогов. | П.55 у.345 | |
102 103 | Р.р. Подробное изложение | 2 | изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | изложение | |
104 | Морфологический разбор предлога. | 1 | Выполнение упражнений | Уметь производить морфологический разбор предлогов. | Разбор предлогов П.56 | |
105 106 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов; выписывать словосочетания с предлогами. | П.57 у.350 | |
107 | Обобщающий урок по теме «Предлог» | 1 | Опрос тест | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: находить предлоги в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор предлогов, исправлять ошибки в употреблении предлогов; решать тестовые задания. | Повторение п.52-57 | |
108 | Союз как часть речи. | 1 | Словарный диктант Выполнение упражнений | Знать: особенности союза как служебной части речи. Уметь: определять союз как часть речи; производить морфологический анализ союза; выделять союзы в тексте, классифицировать союзы, определять основную мысль и стиль текста. | П.58 у.357 | |
109 110 | Простые и составные союзы. | 2 | Тренировочные упражнения | Уметь классифицировать союзы, определять основную мысль и стиль текста. | П.59 у.359 3 предложения | |
111 112 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 2 | Самостоятельная работа Составление предложений | Знать: особенности сочинительных и подчинительных союзов. Уметь: распознавать сочинительные и подчинительные союзы, выписывать сложные предложения, дифференцируя их по союзам; составлять сложные предложения, используя разные союзы. | П.60 у.363 | |
113 | Запятая между простыми предложениями в ССП. | 1 | Тренировочные упражнения Работа с текстом | Знать: правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Уметь: применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, составлять схемы сложных предложений, составлять сложные предложения по схемам, отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений | П.61 у 366 | |
114 115 | Сочинительные союзы. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: классификацию союзов по значению. Уметь: опознавать разные по значению союзы, составлять предложения по схемам, используя разные союзы; выделять однородные члены предложения и основы предложений; определять тип и стиль текста. | П.62 у.369 | |
116 117 | Подчинительные союзы. | 2 | Словарный диктант Выполнение упражнений | Знать: классификацию подчинительных союзов по значению; алгоритм морфологического разбора союза. Уметь: опознавать разные по значению подчинительные союзы, составлять сложноподчиненные предложения из данных простых, составлять сложные предложения по схемам, выполнять морфологический разбор союзов. | П.63 у.381 | |
118 | Морфологический разбор союза. | 1 | Работа в парах Разбор союзов | Знать: классификацию подчинительных союзов по значению; алгоритм морфологического разбора союза | Разбор союзов п.64 | |
119 120 | Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик». | 2 | сочинение | Уметь: самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | сочинение | |
121 122 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: правило написания союзов. Уметь: применять орфографическое правило написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, отличать союзы от наречий с частицей (ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ); определять стиль текста, расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. | П.65 у. 387 У.391 | |
123 | Повторение темы «Союз». | 1 | Опрос тест | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: находить предлоги и союзы в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор предлогов и союзов, исправлять ошибки в употреблении предлогов; составлять сложные предложения, решать тестовые задания. | | |
124 | Контрольный диктант. | 1 | диктант | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | диктант | |
125 | Частица как часть речи. | 1 | Работа с текстом | Знать: особенности частицы как части речи. Уметь: выделять частицы в тексте, определять значение частиц в предложении. | П.66 у 403 | |
126 127 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: разряды частиц по значению, употреблению и строению. Уметь: распознавать разряды частиц по значению, употреблению и строению, составлять и записывать рассказ по рисункам; озаглавливать текст, определять стиль речи. | П.67 у.405 У.408 | |
128 129 | Смыслоразличительные частицы. | 2 | Работа с текстом | Знать: разряды частиц. Уметь: определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки (вопрос, восклицание, указание, сомнение уточнение и т.д.); выделять смысловые частицы, производить замены частиц; создавать текст-инструкцию | П.68 у.417 У.413 | |
130 131 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: правило раздельного и дефисного написания частиц. Уметь: применять правило раздельного и дефисного написания частиц, составлять предложения с частицами. | П.69 у.422 У. 424 | |
4 четверть – 40 ч |
132 | Морфологический разбор частицы. | 1 | Тренировочные упражнения | Уметь производить морфологический разбор частицы. | Разбор частиц п.70 | |
133 134 | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | Словарный диктант Тренировочные упражнения | Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-. Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением | П.71 у.432 У.435 | |
135 136 | Р.р. Составление «рассказа в рассказе». | 2 | сочинение | Уметь: самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | сочинение | |
137 138 | Различение частицы не и приставки не-. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-. Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением; составлять словосочетания и предложения с частицами. | П.72 у.440 У.442 | |
139 140 | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | 2 | Тренировочные упражнения | Знать: отличие частиц, приставок, союзов. Уметь: опознавать частицу, приставку, союз в упражнениях; обозначать изученные орфограммы; составлять сложные предложения с наречиями, местоимениями, частицами. | П.73 у.448 У. 450 | |
141 142 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | сочинение | Уметь: самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение-рассказ | |
143 | Повторение темы «Частица». | 1 | Опрос тест | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: находить частицы; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор частиц, составлять сложные предложения, решать тестовые задания | Ответить на контрольные вопросы с.181 | |
144 | Контрольный диктант. | 1 | диктант | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | диктант | |
145 | Междометие как часть речи. | 1 | Выполнение упражнений | Знать: грамматические особенности междометий. Уметь: дифференцировать междометия в предложениях, опознавать междометия, употребленные в значении других частей речи; расставлять знаки препинания при междометиях. | П.74 составить диалог | |
146 | Дефис в междометиях. | 1 | Выполнение упражнений | Знать условия употребления дефиса в междометиях, знаки препинания при междометиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы. | П.75у. 465 | |
147 | Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. | 1 | Работа в парах с текстом | Знать о знаках препинания при междометиях; Уметь выделять междометия знаками препинания. | П.75 у. 464 | |
148 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | 1 | Выполнение упражнений | Знать о значениях междометий в роли других частей речи; Уметь отличать от звукоподражательных слов. | П.74-75 у. 458 | |
149 150 | Разделы науки о языке. | 2 | Работа с таблицами, выполнение упражнений | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.76 начертить таблицу | |
151 152 | Р.р. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | 2 | Работа с текстом | Знать признаки текста, виды текста,их отличие друг от друга,стили речи и их особенности; Уметь определять вид текста,группировать жанры по стилям речи. | П.77 у.469. Составить текст. | |
153 | Фонетика. Графика. | 1 | Разборы слов Выполнение упражнений | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.78 у.479 | |
154 155 | Лексика и фразеология. | 2 | Опрос Выполнение упражнений | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.79 у.484 480 | |
156 157 | Морфемика. Словообразование. | 2 | Опрос тест | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.80 морфемно разобрать слова У.489 | |
158 159 | Морфология. | 2 | Работа с текстом | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.81 у.494 У.495-1 | |
160 161 | Орфография. | 2 | Работа с текстом | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.82 у. 501 У.503 | |
162 163 | Синтаксис. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.83 у. 506 У.508 | |
164 165 | Пунктуация. | 2 | Выполнение упражнений | Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию. Уметь: применять на практике изученные правила. | П.84 у. 512 У.514 | |
166 | Итоговый тест. | 1 | тест | Уметь: выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ | Повторение п.83-84 | |
167 168 169 170 | Повторение и обобщение изученного | 4 | | | | |
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 5 класс.// Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.-М., Просвещение, 2011.
2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М., Просвещение, 2013.
3.Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса/ сост. Беляева О.В., Доценко О.А. М., Вако, 2009.
4.Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ сост. Колчанова С.С. Волгоград,Учитель, 2009.
5. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 7 класс/ сост. Егорова Н.В. М., Вако, 2010.
6.Русский язык. 7 класс. Тематические тесты по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / сост. Мальцева Л.И. Ростов-на-Дону, 2012.
7.Тематические зачеты по русскому языку. 7 класс./ Малюшкин А.Б., Рогачева Е.Ю. М., Сфера, 2009.
8.Уроки русского языка с применением информационных технологий.5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.,Глобус, 2010.
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М., Просвещение, 2013.
2.Русский язык. Дидактические материалы.7 класс/ сост. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. М.,Экзамен, 2013.
3.Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. /сост. Богданова Г.А. М., Просвещение