| № п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| Планируемые сроки | Фактические сроки |
| | ВВЕДЕНИЕ | 1 | | | |
| 1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 02.09 | | Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии. |
| | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ | 10 | | | |
| 2 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 03.09 | | Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный). |
| 3 | Лексика и фразеология. | 1 | 05.09 | | Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы. Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Пишут диктант. |
| 4 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | 07.09 | | Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста. Применяют знания по фонетике в практике правописания. |
| 5 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | 09.09 | | Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм. Применяют знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. |
| 6-7 | Морфология и орфография. | 2 | 10.09 12.09 | | Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задание интегрированного характера — готовят доклад о М. В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине. |
| 8 | Входной контрольный диктант «Осень» | 1 | 14.09 | | Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания. Выполняют грамматические задания. |
| 9 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 16.09 | | |
| 10 | Текст и стили русского языка. | 1 | 17.09 | | Редактируют текст. Находят грамматические ошибки. Расставляют ударение в словах. Исправляют предложения. Заполняют таблицу. |
| 11 | Р.р. Сочинение по картине-пейзажу И.И. Бродского «Летний сад осенью» | 1 | 19.09 | | Отвечают на вопросы по описанию картины. Дают определение понятия пейзаж. Работают над понятиями передний план картины, задний план картины. Работают над составлением плана описания картины, составляют связный текст-описание по составленному плану. |
| | МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | | | | |
| | ПРИЧАСТИЕ | 26 | | | |
| 12 | Причастие как часть речи | 1 | 21.09 | | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями. |
| 13 | Р.р. Публицистический стиль. | 1 | 23.09 | | Составляют схему функциональных стилей речи. дают определение публицистическому стилю. Составляют таблицу «Публицистический стиль и его признаки». Работают с текстами разных стилей, определяют признаки того или иного стиля. Составляют связный рассказ в научного характера о публицистическом стиле используя &11. |
| 14 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | 24.09 | | Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом |
| 15 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 | 26.09 | | Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание — описание окрестностей с элементами рассуждения. |
| 16 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | 28.09 | | Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах. |
| 17 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 | 30.09 | | Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант. |
| 18 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | 01.10 | | Распознают действительные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями. |
| 19 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | 03.10 | | Распознают действительные причастия прошедшего времени. Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Пишут изложение от 3-го лица. |
| 20 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | 05.10 | | Распознают страдательные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Пишут диктант. |
| 21 | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласная перед Н и НН. | 1 | 07.10 | | Распознают страдательные причастия прошедшего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу. Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях. |
| 22 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | 08.10 | | Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст. |
| 23 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | 10.10 | | Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. |
| 24 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | 12.10 | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста. |
| 25 | Р.р. Выборочное изложение по тексту М.Шолохова "Судьба человека" | 1 | 14.10 | | Работают с текстом, составляют план, пересказывают текст. Пишут выборочное изложение |
| 26-27 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. | 2 | 15.10 17.10 | | Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста. Производят морфологический разбор причатий. |
| 28 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | 19.10 | | Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздельно). |
| 29 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | 21.10 | | Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют свои предложения. Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение. |
| 30 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | 22.10 | | Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания. Выполняют грамматические задания. |
| 31 | Работа над ошибками. | 1 | 24.10 | | |
| 32-33 | Повторение темы «Причастие». Тест. | 2 | 26.10 28.10 | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему. Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления. Выполняют тестовую работу. |
| 34-35 | Р.р. Сочинение-описание внешности человека (упр.166, 167) | 2 | 29.10 31.10 | | Знакомятся с особенностями текста-описания внешности человека, раскрывают понятие «портрет литературного героя», и его значение в художественном произведении. Составляют план описания внешней характеристики человека. Работают над составлением связного текста-описания внешности человека. |
| 36 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | 09.11 | | Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания. Выполняют грамматические задания. |
| 37 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 11.11 | | Анализируют допущенные ошибки, объясняют орфограммы и пунктограммы, приводят примеры. |
| | ДЕЕПРИЧАСТИЕ | 12 | | | |
| 38 | Деепричастие как часть речи. | 1 | 12.11 | | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи. Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий. |
| 39-40 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | 14.11 16.11 | | Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте. |
| 41 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 | 18.11 | | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи. Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий. |
| 42 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | 19.11 | | Опознают деепричастия несовершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Составляют рассказ по картине. |
| 43 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | 21.11 | | Опознают деепричастия несовершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов. Опознают деепричастия совершенного вида. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант. Составляют рассказ по картине. |
| 44-45 | Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | 2 | 23.11 25.11 | | Составляют словарь слов, описывающих движение людей, а также добавочное действие. Работают над составлением плана описания картины. Создают связный текст-описание действий людей |
| 46 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | 26.11 | | Изучают план морфологического разбора деепричастий. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Выполняют морфологический разбор деепричастий. |
| 47 | Повторение темы «Деепричастие». Тест. | 1 | 28.11 | | Отвечают на вопросы. Выполняют тренировочные упражнения. Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий. Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведения. Выполняют тест. |
| 48 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | 30.11 | | Пишут диктант, применяя орфографические и пунктуационные правила. Выполняют грамматические задания. |
| 49 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 02.12 | | Выполняют работу над ошибками. |
| | НАРЕЧИЕ | 26 | | | |
| 50 | Наречие как часть речи. | 1 | 03.12 | | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий. |
| 51 | Употребление наречий в речи. | 1 | 05.12 | | Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий. |
| 52-53 | Разряды наречий. | 2 | 07.12 09.12 | | Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий. Выполняют творческое задание по картине. |
| 54-55 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. | 2 | 10.11 12.12 | | Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант. Выполняют устный и письменный морфологический разбор наречий. |
| 56 | Р.р. Изложение текста с описанием действия. | 1 | 14.12 | | Анализируют тексты, составляют тезисный план, пересказывают, конспектируют, находят основную информацию. Пишут изложение с описанием действия. |
| 57 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. | 1 | 16.12 | | Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обобщённого характера. |
| 58 | Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи». | 1 | 17.12 | | Составляют устное высказывание на грамматическую тему: не с различными частями речи. применяют правила правописания НЕ с разными частями речи на практике. Пишут словарный и объяснительный диктанты. |
| 59 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 | 19.12 | | Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не или ни на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок. |
| 60 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. | 1 | 21.12 | | Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию. |
| 61 | Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи» | 1 | 23.12 | | Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант, выполняют грамматические задания. |
| 62 | Р.р. Описание действий по наблюдениям. | 1 | 24.12 | | Устное описывают действия по наблюдениям. Составляют план. По плану составляют связный текст. |
| 63 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | 26.12 | | Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм. |
| 64 | Буквы о и а на конце наречий. | 1 | 11.01 | | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы. Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины. |
| 65 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | 13.01 | | Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу. |
| 66-67 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | 14.01 16.01 | | Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий. |
| 68 | Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья». | 1 | 18.01 | | Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение по картине. |
| 69 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | 20.01 | | Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий и ь после шипящих на конце наречий. |
| 70 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | 21.01 | | Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы. |
| 71 | Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад. | 1 | 23.01 | | Определяют понятие и структуру учебного доклада. Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике. Пишут мини-сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различным школьным предметам |
| 72-73 | Повторение темы «Наречие». Тест. | 2 | 25.01 27.01 | | Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполняют таблицу обобщённого характера. |
| 74 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 | 28.01 | | Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану. Пишут диктант, подчёркивая наречия как члены предложения. |
| 75 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 30.01 | | Анализируют ошибки, цитируют правила орфографии и пунктуации, устраняют ошибки, подбирают собственные примеры. |
| | КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ | 5 | | | |
| 76-77 | Категория состояния как часть речи. | 2 | 01.02 03.02 | | Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями. Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Пересказывают кратко художественный текст. |
| 78 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | 04.02 | | Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль. |
| 79 | Р.р. Сжатое изложение (упр.322) | 1 | 06.02 | | Пишут сжатое изложение по данному тексту. |
| 80 | Повторение темы «Категория состояния». Тест. | 1 | 08.02 | | Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицу. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных в теме «Самостоятельные части речи». Составляют таблицу |
| | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | 1 | | | |
| 81 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | 10.02 | | Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно. |
| | ПРЕДЛОГ | 10 | | | |
| 82 | Предлог как часть речи. | 1 | 11.02 | | Различают предлоги. Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля. Знакомятся с теоретическими сведениями. |
| 83 | Употребление предлогов. | 1 | 13.02 | | Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде. |