СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 7 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерсубайкинская ООШ»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан


"Принято "

Педагогическим советом

протокол от « ___________» 2020г. №1

Введено приказом от______

____________________

Директор

МБОУ «Ерсубайкинская ООШ»


__________________/Алексеева Н.Н./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету русский язык для 7 класса (4 часа в неделю, в год 140 ч)

Составитель: Фомина Надежда Николаевна,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР__________/Кожукова Л.А./

от «___»_________2020 г.


«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО, протокол от « ____________ » 2020г. №

Руководитель МО _____/Фомина Н.Н./



с.Ерсубайкино

2020-2021уч.г.

Планируемые результаты

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Речь. Речевая деятельность.

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари.

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • использовать знание алфавита при поиске информации.

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • писать отзыв, тезисы, рефераты, доклады, конспекты, доверенности, интервью и другие жанры;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;

  • использование приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Сформированность ответственного отношения к учению.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.


Культура речи

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Фонетика. Орфоэпия и графика.

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

создание презентаций.

Морфемика и словообразование

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • использовать орфографические словари.

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

создание презентаций.

Лексика и фразеология

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари


  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.

Морфология

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари.

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.

Синтаксис

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • использовать орфографические словари.

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.


Правописание : орфография и пунктуация

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • использовать орфографические словари.

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере;

  • цитирование фрагментов сообщений;

  • создание презентаций.








Содержание учебного предмета

Раздел

Краткое содержание

Кол-во часов

Русский язык как развивающееся явление.


Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.


1

Повторение изученного в 5-6 классах

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемный анализ слова.

Словообразовательный анализ слова.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексическая сочетаемость.

Сферы употребления русской лексики.

Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре.

Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.)

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

10

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие

Деепричастие

Наречие

Категория состояния

Служебные части речи.

Междометие.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Традиционная классификация частей речи.

Самостоятельные (знаменательные) части речи.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка

(причастий и деепричастий).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация.

Знаки препинания и их функции.

Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

112

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения простые и сложные.

Внутритекстовые средства связи.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

17

Итого


140 часов





















Календарно-тематическое планирование


УМК (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., Русский язык, 7 класс, М.: Просвещение, 2017г.)




п/п


Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Планируемые сроки

Фактические сроки



ВВЕДЕНИЕ

1





1

Русский язык как развивающееся явление.

1

02.09


Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут дик­тант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают от­дельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

10





2

Синтаксис и пунктуация.

1

03.09


Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Состав­ляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполня­ют синтаксический разбор (полный и частичный).


3

Лексика и фразеология.

1

05.09


Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы. Работают над лек­сическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лек­сических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунк­туацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексиче­ских групп. Пишут диктант.


4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

07.09


Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют от­веты своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Вы­являют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фо­нетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказы­вают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художествен­ного текста. Применяют знания по фонетике в практике правописания.


5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

09.09


Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообра­зовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, оза­главливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм. Применяют знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.


6-7

Морфология и орфография.

2

10.09

12.09


Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на ос­нове его содержания. Выполняют задание интегрированного характера — готовят доклад о М. В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основ­ную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Клас­сифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими ус­ловиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выпол­няют письменно творческое задание по картине.


8

Входной контрольный диктант «Осень»

1

14.09


Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания. Выполняют грамматические задания.


9

Анализ контрольного диктанта

1

16.09




10

Текст и стили русского языка.

1

17.09


Редактируют текст. Находят грамматические ошибки. Расставляют ударение в словах. Исправляют предложения. Заполняют таблицу.


11

Р.р. Сочинение по картине-пейзажу И.И. Бродского «Летний сад осенью»

1

19.09


Отвечают на вопросы по описанию картины. Дают определение понятия пейзаж. Работают над понятиями передний план картины, задний план картины. Работают над составлением плана описания картины, составляют связный текст-описание по составленному плану.



МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.










ПРИЧАСТИЕ

26





12

Причастие как часть речи

1

21.09


Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфоло­гические признаки и синтаксическую роль причастия.

Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.


13

Р.р. Публицистический стиль.

1

23.09


Составляют схему функциональных стилей речи. дают определение публицистическому стилю. Составляют таблицу «Публицистический стиль и его признаки». Работают с текстами разных стилей, определяют признаки того или иного стиля. Составляют связный рассказ в научного характера о публицистическом стиле используя &11.


14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

24.09


Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Скло­няют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания глас­ных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руко­водствуясь усвоенным правилом


15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

26.09


Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с прича­стием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предло­жениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выпол­няют творческое задание — описание окрестностей с элементами рассуж­дения.


16

Действительные и страдательные причастия.

1

28.09


Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причаст­ных оборотах.


17

Краткие и полные страдательные причастия.

1

30.09


Распознают краткие и полные формы страдательных причастий. Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксиче­скую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант.


18

Действительные причастия настоящего времени.

1

01.10


Распознают действительные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют дей­ствительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора ор­фограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководству­ясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями.


19

Действительные причастия прошедшего времени.

1

03.10


Распознают действительные причастия прошедшего времени.

Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют при­частия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насы­щенными причастиями изучаемой формы. Пишут изложение от 3-го лица.


20

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

05.10


Распознают страдательные причастия настоящего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают пра­вило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с при­частным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдатель­ные. Пишут диктант.


21

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласная перед Н и НН.

1

07.10


Распознают страдательные причастия прошедшего времени.

Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страда­тельные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с прича­стиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу. Усваивают правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.


22

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

08.10


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах стра­дательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглаголь­ных прилагательных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.


23

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

1

10.10


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах крат­ких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.



24

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

12.10


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста.


25

Р.р. Выборочное изложение по тексту М.Шолохова "Судьба человека"

1

14.10


Работают с текстом, составляют план, пересказывают текст. Пишут выборочное изложение


26-27

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.

2

15.10

17.10



Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста. Производят морфологический разбор причатий.


28

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

19.10



Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Вырази­тельно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в раз­ных видах орфограмм связанных с написанием не (слитно или раздель­но).


29

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

21.10



Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют свои предложения. Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение.


30

Контрольный диктант за 1 четверть

1

22.10


Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания. Выполняют грамматические задания.


31

Работа над ошибками.


1

24.10





32-33

Повторение темы «Причастие». Тест.

2

26.10

28.10



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимо­сти от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают собствен­ные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему. Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтак­сической роли. Выполняют устный и письменный морфологический раз­бор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечис­ления. Выполняют тестовую работу.


34-35

Р.р. Сочинение-описание внешности человека (упр.166, 167)

2

29.10

31.10



Знакомятся с особенностями текста-описания внешности человека, раскрывают понятие «портрет литературного героя», и его значение в художественном произведении. Составляют план описания внешней характеристики человека. Работают над составлением связного текста-описания внешности человека.


36

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

09.11


Пишут диктант, применяют знания по орфографии и пунктуации в практике правописания. Выполняют грамматические задания.


37

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

11.11


Анализируют допущенные ошибки, объясняют орфограммы и пунктограммы, приводят примеры.



ДЕЕПРИЧАСТИЕ

12





38

Деепричастие как часть речи.

1

12.11



Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфоло­гические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают дее­причастия как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нару­шением нормы в употреблении деепричастий.


39-40

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

14.11 16.11



Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют во­просный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упраж­нений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных обо­ротов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте.


41

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

18.11



Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфоло­гические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают дее­причастия как самостоятельную часть речи.

Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нару­шением нормы в употреблении деепричастий.


42

Деепричастия несовершенного вида.

1

19.11


Опознают деепричастия несовершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенно­го вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обо­соблении деепричастий и деепричастных оборотов. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражне­ния. Составляют рассказ по картине.


43

Деепричастия совершенного вида.

1

21.11



Опознают деепричастия несовершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенно­го вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обо­соблении деепричастий и деепричастных оборотов. Опознают деепричастия совершенного вида.

Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражне­ния. Пишут диктант. Составляют рассказ по картине.


44-45

Р.р. Описание действий людей. Обучающее сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

2

23.11 25.11



Составляют словарь слов, описывающих движение людей, а также добавочное действие. Работают над составлением плана описания картины. Создают связный текст-описание действий людей


46

Морфологический разбор деепричастия.

1

26.11


Изучают план морфологического разбора деепричастий. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражне­ния. Выполняют морфологический разбор деепричастий.


47

Повторение темы «Деепричастие». Тест.

1

28.11


Отвечают на вопросы. Выполняют тренировочные упражне­ния. Выполняют устный и письменный морфологический разбор дееприча­стий.

Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведе­ния. Выполняют тест.


48

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

30.11


Пишут диктант, применяя орфографические и пунктуационные правила. Выполняют грамматические задания.


49

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

02.12


Выполняют работу над ошибками.



НАРЕЧИЕ

26





50

Наречие как часть речи.

1

03.12


Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфоло­гические признаки и синтаксическую роль наречия.

Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тек­сты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зре­ния норм литературного языка и функции наречий.


51

Употребление наречий в речи.

1

05.12



Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тек­сты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зре­ния норм литературного языка и функции наречий.


52-53

Разряды наречий.

2

07.12 09.12



Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий. Выполняют творческое задание по кар­тине.


54-55

Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.

2

10.11

12.12



Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наре­чий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант. Выполняют устный и письменный морфологический разбор наречий.


56

Р.р. Изложение текста с описанием действия.

1

14.12


Анализируют тексты, составляют тезисный план, пересказывают, конспектируют, находят основную информацию. Пишут изложение с описанием действия.


57

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.

1

16.12


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Трени­руются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тек­сты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, на­ходят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обоб­щённого характера.


58

Урок-практикум по теме «Употребление не с разными частями речи».

1

17.12


Составляют устное высказывание на грамматическую тему: не с различными частями речи. применяют правила правописания НЕ с разными частями речи на практике. Пишут словарный и объяснительный диктанты.


59

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1

19.12


Усваивают правило написания букв е и и в приставках не и ни отри­цательных наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Трени­руются в выборе написаний не или ни на материале упражнений, попут­но повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.


60

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1

21.12


Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на о и е.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Трени­руются на материале упражнений в выборе н или нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторя­ют пунктуацию.



61

Урок-практикум «Правописание н и нн в разных частях речи»

1

23.12


Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант, выполняют грамматические задания.


62

Р.р. Описание действий по наблюдениям.

1

24.12


Устное описывают действия по наблюдениям. Составляют план. По плану составляют связный текст.


63

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

26.12


Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце на­речий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работа­ют с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфо­грамм.


64

Буквы о и а на конце наречий.

1

11.01


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работа­ют с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы. Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины.


65

Дефис между частями слова в наречиях.

1

13.01


Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образу­ют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопо­ставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.


66-67

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

14.01 16.01



Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наре­чиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Состав­ляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным на­писанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.


68

Р.р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

1

18.01


Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, за­писывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за ка­кими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение по картине.


69

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

20.01


Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий и ь после шипящих на конце наречий.



70

Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв.

1

21.01


Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Со­ставляют собственные отзывы.



71

Р.р. Учебно-научная речь. Учебный доклад.

1

23.01


Определяют понятие и структуру учебного доклада.

Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные докла­ды. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике. Пи­шут мини-сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различ­ным школьным предметам


72-73

Повторение темы «Наречие». Тест.

2

25.01 27.01



Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопостав­ляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого зна­ка после шипящих. Заполняют таблицу обобщённого характера.


74

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1

28.01


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по соб­ственному сложному плану. Пишут диктант, подчёркивая наречия как члены предложения.


75

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

30.01


Анализируют ошибки, цитируют правила орфографии и пунктуации, устраняют ошибки, подбирают собственные примеры.



КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

5





76-77

Категория состояния как часть речи.

2

01.02 03.02



Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями.

Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как чле­ны предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализи­руют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории со­стояния. Пересказывают кратко художественный текст.


78

Морфологический разбор категории состояния.

1

04.02


Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов кате­гории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и опре­деляют их значение и роль.


79

Р.р. Сжатое изложение (упр.322)

1

06.02


Пишут сжатое изложение по данному тексту.


80

Повторение темы «Категория состояния». Тест.

1

08.02


Отвечают на контрольные вопросы. Заполняют таблицу. Вы­полняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изучен­ных в теме «Самостоятельные части речи». Составляют таблицу



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1





81

Самостоятельные и служебные части речи.

1

10.02


Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэ­тический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, диф­ференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.



ПРЕДЛОГ

10





82

Предлог как часть речи.

1

11.02


Различают предлоги.

Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля. Знакомятся с теоретическими сведениями.


83

Употребление предлогов.

1

13.02


Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребле­ние предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде.

84

Непроизводные и производные предлоги.

1

15.02


Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

85

Простые и составные предлоги.

1

17.02


Группируют предлоги по их составу.

86-87

Р.р. Подробное изложение.

2

18.02 20.02



Читают и анализируют текст, устно пересказывают его подробное содержание. Составляют план. По плану пишут изложение.

88

Морфологический разбор предлога.

1

22.02


Проводят морфологический анализ предлога.

89-90

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

24.02 25.02



Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.


91

Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест.

1

27.02


Распознают производные и непроизводные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными ви­дами орфограмм и оформлением диалога. Распознают простые и составные предлоги.

Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различ­ными видами орфограмм.


СОЮЗ

15




92

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

01.03


Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза.

Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные. Определяют смысловые отношения внутри сложных пред­ложений, выраженные с помощью союзов. Распознают простые и составные союзы.

Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об учёном, составляют план и пересказывают текст.

93

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

03.03


Классифицируют союзы как сочинительные и подчинительные. Составляют предложения и строят их схемы.

94

Запятая между простыми предложениями в ССП.

1

04.03


Усваивают правило постановки запятой между простыми предложения­ми в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руковод­ствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Со­ставляют предложения по схемам.

95-96

Сочинительные союзы.

2

06.03 08.03



Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однород­ными членами. Составляют предложения по схемам. Пишут сочинение. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.

97-98

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза.


2

10.03 11.03



Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях. Составляют сложнопод­чинённые предложения из данных простых. Составляют сложные предло­жения по схемам. Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдель­ные пунктограммы.


99-100

Контрольный диктант за 3 четверть

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

2

13.03 15.03



Пишут диктант.

Анализируют ошибки.

101-102

Р.р. Сочинение (упр.384) «Книга – наш друг и советчик».

2

17.03 18.03



Корректируют неоправданное повторение слов, за­писывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за ка­кими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Знакомятся с высказываниями о книге. Пишут сочинение на тему «Книга — наш друг и советчик».

103-104

Слитное написание союзов тоже, также,чтобы.

2

20.03 31.03



Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвеча­ют на вопросы по содержанию. Усваивают правила написания союзов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попут­но повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм.

105

106

Повторение темы «Союз».

Тест.

2

01.04 03.04



Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и со­юзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и со­юзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий вы­бора орфограмм.


ЧАСТИЦА

14




107

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

05.04



Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение ча­стицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Рабо­тают над значением частиц в предложениях.

108-109

Смыслоразличительные частицы.

2

07.04 08.04



Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие фор­мообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данно­му рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы. Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят заме­ны частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.

110-111

Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы.

2

10.04 12.04



Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение ча­стицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Рабо­тают над значением частиц в предложениях.

112

Отрицательные частицы не и ни.

1

14.04


Определяют роль отрицательных частиц не и ни. Закрепляют сведения об их употреблении и написании с разными частями речи. Пишут объяснительный диктант.

113

Отрицательные частицы не-ни.

1

15.04


Вспоминают композицию рассказа. Составляют план рассказа. Определяют, от какого лица ведется рассказ. Составленное пишут в тетрадях.

114

Различение частицы не и приставки не-.

1

17.04


Вспоминают правила написания НЕ с разными частями речи, обобщают изученное; закрепляют навыки написания НЕ с различными частями речи: пишут словарный и объяснительный диктанты.

115-116

Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

2

19.04 21.04



Учатся различать частицу НИ, союз НИ-НИ, приставку НИ; выполняют тренировочные упражнения, тест.

117

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

22.04


Составляют рассказ по данному сюжету, заранее определяясь с планом.

118

Повторение темы «Частица».

Тест.

1

24.04


Повторяют изученное по теме «Частица». Отвечают на вопросы, выполняют тренировочные упражнения, тест.

119

Контрольный диктант по теме «Частица»

1

26.04


Пишут диктант, выполняют грамматическое задание.

120

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

28.04


Вспоминают правила орфографии и пунктуации, устраняют пробелы в знаниях.


МЕЖДОМЕТИЕ

3




121

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.

1

29.04


Определяют грамматические особенности междометий. Дифференциру­ют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употре­блены в значении других частей речи.

122

Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях.

1

01.05


Читают текст, интонационно выделяют междометия в тексте. Записывают текст под диктовку, соблюдая пунктуационные правила.

123

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

1

03.05


Знакомятся с звукоподражательными словами, учатся различать их от междометий. Читают и анализируют текст.


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

17ч




124

Разделы науки о языке.

1

05.05


Работают со словарями. Обобщают изученный материал, делают выводы.

125-126

Р.р. Текст и стили речи.

Учебно-научная речь.

2

06.05 08.05



Работают с текстами разных стилей, определяют признаки их стилистической принадлежности. Составляют текст научного стиля.

127-128

Фонетика. Графика.

2

10.05 12.05



Выполняют фонетический анализ слов.

129-130

Лексика и фразеология.

2

13.05 15.05



Работают с изобразительно-выразительными средствами, находят их в художественных текстах, определяют роль. Приводят примеры, заполняют таблицу.

131

Морфемика. Словообразование.

1

17.05


Выполняют морфемный и словообразовательный разбор слов. Работают с текстом.

132-133

Морфология. Орфография.

2

19.05 20.05



Выполняют синтаксический разбор предложений. Обозначают причастные и деепричастные обороты, составляют схемы, обобщают материал.

134-135

Синтаксис. Пунктуация.

2

22.05 24.05



Выполняют синтаксический и пунктуационный анализ предложений. Пишут объяснительный диктант.

136

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

1

26.05


Выполняют контрольную работу.

137

Анализ ошибок.

1

27.05


Устраняют пробелы в знаниях.

138-139

Орфография и пунктуация.

2

29.05 31.05


Выполняют орфографический и пунктуационный разборы слов.

140

Подведение итогов года.

1

31.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!