СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 7 класс. Учебник М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;владение разными видами чтения;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;освоение базовых основ лингвистики;овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение

Ученик научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Ученик получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат, публично защищать свою позицию;участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится: различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Ученик получит возможность научиться:понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится: понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА

Введение. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Р.Р. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Р.Р. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Сочинение – описание внешности.

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

Наречие

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

Учебно-научная речь

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Р.Р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

Р.Р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Аргументация собственного мнения.

Служебные части речи. Предлог

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Р.Р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

Р.Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

Р.Р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

Р.Р. Текст. Стили речи.









































Календарно-тематическое планирование



тема урока

Кол-во часов

Дата планир.

Дата фактич.

Примечания

Русский язык как развивающееся явление (1ч)

1

. Русский язык как развивающееся явление.

1

1.09



Повторение изученного в 5-6 кл. (10ч+2ч)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3.09



3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4.09



4

Лексика и фразеология.

1

7.09



5

Фонетика и графика.. Фонетический разбор.

1

8.09



6.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

10.09




7-8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

2

11.09

14.09



9.

Текст.

1

15.09



10

Диалог как текст. Виды диалога

1

17.09



11

Стили литературного языка. Публицистический стиль

1

18.09



12

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».

1

21.09



13

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

22.09



Морфология и орфография. Культура речи. Причастие ( Р.р- 6 час)

14

Причастие как часть речи. Свойства глагола и прилагательного у причастий.

1

24.09



15

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

25.09



16.-17

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

2

28.09

29.09



18

Р.р. Описание внешности человека

1

1.10



19

Действительные и страдательные причастия.

1

2.10



20

ВПР


1

5.10



21

Краткие и полные страдательные причастия.

1

6.10



22

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

8.10



23

Действительные причастия прошедшего времени.


1

9.10



24.

Р.р. Изложение с использованием причастий

1

12.10


упр. 116

25

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

13.10



26

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

15.10



27

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

16.10



28

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

1

19.10



29

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

20.10



30

Р.р. Выборочное изложение

1

22.10


упр.151

31

Морфологический разбор причастия.

1

23.10



32

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

9.11



33

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

10.11



34

Р.р. Сочинение-описание внешности человека (с использованием причастий)

1

12.11


упр.166,167

35

Повторение изученного по теме «Причастие»

1

14.11



36

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1

16.11


стр.97 М.П.

37

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

17.11



38

Деепричастие как часть речи.

1

19.11


39

Деепричастный оборот. Запятые при деепричаст-ном обороте.

1

21.11



40

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

23.11



41

Деепричастия несовершенного вида.

1

24.11



42

Деепричастия совершенного вида.

1

26.11



43

Р.р. Описание действий. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

1

28.11


упр.209

44

Морфологический разбор деепричастия.

1

30.11



45

Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие".

1

1.12



46

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

3.12


«Наступление грозы» стр.168, сборник диктантов

47

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

5.12



Наречие

48

Наречие как часть речи.

1

7.12



49

Смысловые группы наречий.

1

8.12



50

Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Попова «Первый снег»).

1

10.12


упр. 233

51

Степени сравнения наречий.

1

1212



52

Морфологический разбор наречия.

1

14.12



53

Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и –е.

1

15.12



54

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1

17.12



55

Одна и две буквы н в наречиях на – о и – е.

1

19.12



56

Р.р. Описание действий.

1

21.12



57

Р.р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

1

22.12


упр. 263,264

58

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

24.12



59

Контрольное тестирование по теме «Наречие»

1

26.12


КИМ

60

Анализ контрольного тестирования. Работа над ошибками

1

11.01



61

Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья».


1

12.01


упр. 273

62

Дефис между частями слова в наречиях.

1

14.01



63

Дефис между частями слова в наречиях.

1

16.01



64

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

18.01



65

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

19.01



66

Повторение изученного по теме «Наречие».

1

21.01



67

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1

23.01


«Бабушкин сад»,

стр. 184 сборник диктантов

68

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

25.01



Учебно-научная речь

69

Отзыв

1

26.01



70

Р.Р.Учебный доклад

1

28.01



Категория состояния

71

Категория состояния как часть речи

1

30.01



72

Морфологический разбор категории состояния.

1

1.02



73

Р.р. Сжатое изложение с описанием состояния природы ( по тексту К.Г.Паустовского «Обыкновенная земля»)


1

2.02


упр.322

74

Обобщение по теме «Категория состояния»



1

4.02



75

Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния»

1

6.02



Служебные части речи ( 1 час )

76

Самостоятельные и служебные части речи.

1




Предлог ( 13 часов )

77

Предлог как часть речи.

1




78

Употребление предлогов.

1

8.02



79-80

Непроизводные и производные предлоги.

2

9.02

11.02



81

Простые и составные предлоги.

1

12.02



82

Морфологический разбор предлога.





1

15.02



83

Р.р. Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

16.02


упр. 348

84-85

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

18.02

19.02



86

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

22.02


«Трудное задание»

стр. 192, сборник диктантов

87

Анализ контрольного диктанта.

1

25.02



Союз

88

Союз как часть речи.

1

26.02



89

Простые и составные союзы.

1

1.03



90

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

2.03



91

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.



1

4.03



92-93

Сочинительные союзы.

2

5.03

9.03



94

Подчинительные союзы.

1

11.03



95

Морфологический разбор союза.

1

12.03



96

Р.р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Книга – наш друг и советчик».

1

15.03


упр.383,384

97-98

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

2

16.03

18.03



99

Повторение изученного по теме «Союз».

1

19.03



100

Контрольный диктант 6 по теме «Союз».

1

30.03


стр.211 ПР

101

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1.04



Частица

102

Частица как часть речи.

1

2.04



103

Разряды частиц. Формообразующие частицы.


1

5.04



104-105

Смыслоразличительные частицы.

2

6.04

8.04



106

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

9.04



107

Р.р. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины ( К.Ф.Юон «Конец зимы. Полдень»)

1

12.04


упр.426

108

Морфологический разбор частицы.



1

13.04



109-110-111

Отрицательные частицы не и ни.

3

15.04

16.04

19.04



112-113

Различение частицы не и приставки не.




2

20.04

22.04



114

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

23.04


упр. 446

115

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

1

26.04



116

Обобщение по теме «Частица»

1

27.04



117

Контрольный диктант по теме «Частица»

1

29.04


стр. 234 ПР

118

Анализ контрольного диктанта .Работа над ошибками.

1

30.04



Междометие ( 4часа )

119

Междометие как часть речи


1

3.05



120

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

4.05



121

Контрольное тестирование по теме «Междометие»

1

6.05



122

Анализ контрольного тестирования .Работа над ошибками.

1

7.05



Повторение и систематизация пройденного в5- 7 классе

123

Разделы науки о языке.

1

11.05



124


125

Р.р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь

2

13.05

14.05



126


127

Фонетика. Графика

2

17.05

18.05



128


129

Лексика. Фразеология

2

20.05

21.05



130


131

Морфемика. Словообразование

2

24.05

25.05



132


133

Морфология

2

27.05

28.05



134


135

Орфография. Синтаксис

2

31.05



136


137

Пунктуация

2




138

Итоговый контрольный диктант «Из истории астрономии»

1



стр.267 ПР

139

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!