МКОУ «Бодеевская СОШ»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей начальных классов. | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по русскому языку
для 8 класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем русского языка и литературы
Волковой О.В.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.03.2013 г. № 840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016 г.) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Учебный план МКОУ «Бодеевская СОШ» на 2018-2019 учебный год;
Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2013);
- Образовательная программа основного общего образования ОУ;
- Положение о структуре,порядке разработкии утверждении рабочих программ учебных предметов,элективных куосов,курсов по выбору, факультативных занятий,учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Для реализации рабочей программы используется УМК:
- Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Объем часов: - В год - 105 часов: 88 часов + 17 часов развития речи.
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
-воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
-овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
-овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
формы, методы, средства обучения, используемые учителем, виды и формы контроля, исполь-зуемые учителем, используемый учебно – методический комплект, сроки реализации программы.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, повествования, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
программа «Домашний репетитор»;
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, итоговый контрольный словарный диктант, комплексный анализ текста.
Используемый учебно – методический комплект: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
-Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета |
Введение. Русский язык в современном мире (1 час). Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов). Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Основные единицы синтаксиса (8 часов). Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Простое предложение. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Двусоставное предложение. Главные члены предложения (15 часов). Подлежащее. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства Односоставные предложения (13 часов). Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения. Простое осложненное предложение (1 час). Понятие об осложненном предложении. Предложения с однородными членами (13 часов). Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Предложения с обособленными членами (21 час). Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (13 часов). Обращение и знаки препинания при нём. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Способы передачи чужой речи (7 часов). Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Повторение изученного в 8 классе (4 часа). |
Учебно – тематический план
-
| Введение. Русский язык в современном мире. | 1 |
-
| Повторение изученного в 5-7 классах. | 9 |
-
| Основные единицы синтаксиса. | 8 |
-
| Двусоставное предложение. Главные члены предложения. | 15 |
-
| Односоставные предложения. | 13 |
-
| Простое осложненное предложение. | 1 |
-
| Предложения с однородными членами. | 13 |
-
| Предложения с обособленными членами. | 21 |
-
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения: Обращение, вводные и вставные конструкции, междометия в предложении. | 13 |
-
| Способы передачи чужой речи. | 7 |
-
| Повторение изученного в 8 классе. | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечания |
П | Ф |
1. | 03.09 | | Русский язык в современном мире. | |
2. | 03.09 | | Пунктуация и орфография. Знаки препинания. | |
3. | 05.09 | | Знаки препинания в сложном предложении. | |
4. | 10.09 | | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | |
5. | 10.09 | | Р.р.Изложение с изменением лица (подготовка). | |
6. | 12.09 | | Р.р.Изложение с изменением лица (написание). | |
7. | 17.09 | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | |
8. | 18.09 | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | |
9. | 19.09 | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | |
10. | 24.09 | | Анализ входной контрольной работы. | |
11. | 25.09 | | Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единицы синтаксиса. | |
12. | 26.09 | | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | |
13. | 01.10 | | Синтаксические связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. | |
14. | 02.10 | | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | |
15. | 03.10 | | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. | |
16. | 08.10 | | Контрольный тест по теме «Основные единицы синтаксиса». | |
17. | 09.10 | | Р.р. Описание памятника культуры (подготовка). | |
18. | 10.10 | | Р.р. Написание сочинения-описания памятника культуры. | |
19. | 15.10 | | Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее. | |
20. | 16.10 | | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | |
21. | 17.10 | | Составное глагольное сказуемое. | |
22. | 22.10 | | Составное именное сказуемое. | |
23. | 23.10 | | Тире между подлежащим и сказуемым. Контрольный словарный диктант. | |
24. | 24.10 | | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | |
25. | 06.11 | | Определение. Согласованное и несогласованное определение. | |
26. | 07.11 | | Р.р. Сжатое изложение (подготовка). | |
27. | 12.11 | | Р.р. Сжатое изложение (написание). | |
28. | 13.11 | | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при нем. | |
29. | 14.11 | | Обстоятельство. | |
30. | 19.11 | | Основные виды обстоятельств. | |
31. | 20.11 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
32. | 21.11 | | Р.р. Характеристика человека. | |
33. | 26.11 | | Контрольный диктант по теме «Члены предложения». | |
34. | 27.11 | | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. | |
35. | 28.11 | | Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. | |
36. | 03.12 | | Назывные предложения. | |
37. | 04.12 | | Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные. | |
38. | 05.12 | | Неопределенно-личные предложения. | |
39. | 10.12 | | Безличные предложения | |
40. | 11.12 | | Р.р. Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи» (подготовка). | |
41. | 12.12 | | Р.р. Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи» (написание). | |
42 | 17.12 | | Р.р. Изложение с творческим заданием «Мещерский край» (подготовка). | |
43. | 18.12 | | Р.р. Изложение с творческим заданием «Мещерский край» (написание). | |
44 | 19.12 | | Неполные предложения. | |
45. | 24.12 | | Обобщение по теме «Односоставные предложения». Синтаксический разбор односоставного предложения. Контрольный словарный диктант. | |
46. | 25.12 | | Контрольный тест по теме «Односоставные предложения». | |
47. | 26.12 | | Понятие об осложненном предложении. | |
48. | 14.01 | | Понятие об однородных членах предложения. | |
49. | 15.01 | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | |
50. | 16.01 | | Р.р. Изложение текста, основанное на сравнительной характеристике (подготовка). | |
51. | 21.01 | | Р.р. Изложение текста, основанное на сравнительной характеристике (написание). | |
52. | 22.01 | | Однородные и неоднородные определения | |
53. | 23.01 | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
54. | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | |
55. | | | Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании. | |
56. | | | Обобщающие слова при однородных членах предложения | |
57. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | |
58. | | | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | |
59. | | | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | |
60. | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | |
61. | | | Понятие об обособлении. | |
62. | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | |
63. | | | Обособление согласованных и несогласованных определений, стоящих после определяемого слова. | |
64. | | | Обособление определений, относящихся к личному местоимению. | |
65. | | | Обособление согласованных определений, имеющих добавочное обстоятельственное значение. | |
66. | | | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему | |
67. | | | Обособленные приложения. | |
68. | | | Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. | |
69. | | | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения». | |
70. | | | Обособленные обстоятельства. | |
71. | | | Выделительные знаки препинания при обособленных | |
72. | | | Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | |
73. | | | Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | |
74. | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | |
75. | | | Уточняющие обстоятельства места и времени. | |
76. | | | Уточняющие дополнения с предлогами. | |
77. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | |
78. | | | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | |
79. | | | Повторение темы «Обособленные члены предложения». Контрольный словарный диктант. | |
80. | | | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | |
81. | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | |
82. | | | Назначение обращения. | |
83. | | | Распространенные обращения. | |
84. | | | Выделительные знаки препинания при обращении. | |
85. | | | Употребление обращений. | |
86. | | | Вводные конструкции | |
87. | | | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | |
88. | | | Вводные слова, вводные сочетания, вводные предложения. Выделительные знаки препинания при них. | |
89. | | | Роль вводных слов, вводных сочетаний, вводных предложений в построении текста. | |
90. | | | Вставные слова, словосочетания и предложения. | |
91. | | | Р.р. Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций | |
92. | | | Междометия в предложении. | |
93. | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
94. | | | Контрольный тест теме «Обращение. Вводные и вставные конструкции». | |
95. | | | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | |
96. | | | Прямая и косвенная речь. Предложения с косвенной речью. | |
97. | | | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | |
98. | | | Диалог. | |
99. | | | Р.р. Рассказ. Сжатое изложение рассказа. | |
100. | | | Цитаты и знаки препинания при них. | |
101. | | | Обобщающий урок по теме «Чужая речь». | |
102. | | | Повторение изученного в 8 классе. | |
103. | | | Повторение изученного в 8 классе. Итоговый контрольный словарный диктант. | |
104. | | | Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе». | |
105. | | | Анализ диктанта и работа над ошибками. | |