СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приморская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ Приморская СОШ

___________________ Е.В.Зотова


«____»____________________ 2019 г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ

Приморская СОШ

_____________________ Т.В.Брацук

Приказ № ________________________

От «_______» ___________________ 2019 г.











Рабочая программа

Полухиной Галины Михайловны

по русскому языку для 8 класса


















2019 – 2020 учебный год


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 г. сайт: http://standart.edu.ru);

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • Примерная программа по русскому языку для основной школы 2014 год

  • Авторская программа по русскому языку для 5 – 11 классов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова

  • Образовательная программа МБОУ Приморская средняя общеобразовательная школа.

Цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи:

  • воспитывать уважение к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры;

  • учить осознавать родной язык как основного средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • учить осознавать эстетическую ценность родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

  • проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса;

  • расширение объема используемых в речи грамматических средств;

  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Личностными результатами учащихся 8 класса основной школы, формируемыми при изучении предмета «Русский язык», являются:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;

- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);

- отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;

- понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека.


Метапредметные результаты изучения предмета «Русский язык» в основной школе проявляются в:
- восприятие высказывания

владеть техникой чтения; осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи;

- анализ текста

определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; находить в тексте типовые фрагменты – описание предмета, повествование, рассуждение – доказательство, оценочные высказывания; определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля;

- воспроизведение текста

подробно или сжато (устно или письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение – доказательство; при подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства;

- создание текста

создавать устные и письменные высказывания, строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование, рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность речи;

- совершенствование текста

находить и исправлять недочеты в построении текста, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания; исправлять речевые и грамматические ошибки.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

- по фонетике и графике

выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, правильно  употреблять букву ё;

- по орфографии

правильно произносить гласные и согласные и их сочетания в составе слов, заимствованные слова, употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать длексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

- по морфемике и словообразованию

выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; в ясных случаях опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение);

- по морфологии

различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

- по орфографии

понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверямых и непроверяемых произношением гласных и согласных: о-е после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа – раст-//- рос-, - лаг-//- лож-, - мер-//- мир; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и др.), приставки на з-(с-) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, рщ; верно употреблять разделительные ъ-ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

- по синтаксису

вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимые слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;

- по пунктуации

правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже.


Предмет русский язык реализуется в учебном плане школы, исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, учебного плана МБОУ Приморская СОШ на 2019-2020 учебный год, который отводит на изучение предмета 105 часов за один год обучения в 8 классе, в неделю – 3 часа.


Содержание учебного предмета

(с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности)


Модуль

Примерное количество часов

1

Введение

1

2

Морфология и орфография (закрепление изученного)

8

3

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение.


4

4

Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


20

5

Односоставные и неполные предложения.


15

6

Однородные члены предложения.


15

7

Обращение. Вводные конструкции.

10

8

Предложения с обособленными членами.


19

9

Прямая речь и способы её выражения

5


10

Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах

5+3 резервных


Всего


105 ч.


Формы и методы преподавания:

1. Работа с учебной, художественной, научно-популярной литературой – технология смыслового чтения;

2. Проблемный диалог, беседа;

3. Элементы анализа текста;

4. Лингвистический эксперимент;

5. Редактирование.

6. Объяснительно-иллюстративный.

7. Проектная деятельность;

8. Творческая мастерская;

9. Диспут, дискуссия;

10. Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»;


Формы организации образовательного процесса (классно-урочная):

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • -проверка знаний при помощи тестов;

  • -индивидуальный устный опрос;

  • -фронтальный опрос;

  • - опрос с помощью перфокарт;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - взаимопроверка;

  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

  • - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • -письмо под диктовку;

  • -комментирование орфограмм и пунктограмм;

  • - контрольное списывание;

  • - зрительные диктанты

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: 

входной контроль - в начале,

промежуточный - в середине и в конце учебного года;

текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, самостоятельных работ; комплексного анализа текстов;

итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.


Название учебно – методического комплекта:

Учебник «Русский язык» М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: «Дрофа», 201?г.

Русский язык. Поурочное разработки под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 6 кл. – М: Дрофа, 201?г ( в электронном варианте)









Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема

Зачеты, контрольные и проверочные работы, другие виды работ

план

факт

Введение 1 час

1

02.09


Русский язык в семье славянских языков

Текущий

Морфология и орфография (закрепление изученного) 8 часов

2

04.09


Буквы Н.НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Текущий

3

06.09


Буквы Н.НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Текущий

4

09.09


Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями

Текущий

5

11.09


Употребление в тексте частицы НИ.

Текущий

6

13.09


Дефисное написание слов

Текущий

7

16.09


Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

Текущий

8

18.09


КР. №1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». Входной контроль

Входной

9

20.09


РР. Повторение. Речь, её разновидности . Текст, его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности в художественной речи.

Теущий

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. 4 часа.

10

23.09


Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание.

Текущий

11

25.09


Виды связи слов в словосочетании

Текущий

12

27.09


Употребление словосочетаний в речи

Текущий

13

30.09


Предложение и его типы. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание и предложение»

Текущий

Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 20 часов

14

02.10


Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Текущий

15

04.10


Практическая работа по теме «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения».

Текущий

16

07.10


РР Основные способы сжатия текста


17

09.10


РР Сжатое изложение

Тематический

18

11.10


Сказуемое и способы его выражения

Текущий

19

14.10


Практическая работа по теме «Сказуемое и способы его выражения»

Текущий

20

16.10


Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения.

Текущий

21

18.10


Проверочная работа на тему «Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения».

Текущий

22

21.10


РР. Повторение. Типы речи. Способы выражения и средства связи предложений в тексте.

Текущий

23

23.10


Второстепенные члены предложения.

Определение.

Текущий

24

25.10


Практическая работа: Второстепенные члены предложения.

Определение.

Текущий

25

28.10


Дополнение.

Текущий

26

30.10


Обстоятельство.

Текущий

27

01.11


Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом

Текущий

28

11.11


Порядок слов в предложении

Текущий

29

13.11


Диктант с грамматическими заданиями по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Тематический

30

15.11


Анализ контрольного диктанта


31

18.11


РР. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж-повествование

Текущий

32

20.11


РР. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж-повествование

Текущий

Односоставные и неполные предложения. 15 часов.

33

22.11


Виды односоставных предложений.

Текущий

34

25.11


Определенно-личные предложения.

Текущий

35

27.11


РР Сжатое изложение

Тематический

36

29.11


Неопределенно-личные предложения

Текущий

37

02.12


Неопределенно-личные предложения

Текущий

38

04.12


Обобщенно-личные предложения

Текущий

39

06.12


Обобщенно-личные предложения

Текущий

40

09.12


Безличные предложения

Текущий

41

11.12


Контрольная работа за 1 полугодие в целях реализации региональной системы оценки качества образования на основе системных мониторинговых исследований

Промежуточный

42

13.12


Безличные предложения

Текущий

43

16.12


Назывные предложения

Текущий

44

18.12


Понятие о неполных предложениях. Односоставные предложения и их употребление в речи.

Текущий

45

20.12


Обобщающий урок

Текущий

46

23.12


Диктант с грамматическими заданиями по теме «Односоставные и неполные предложения»

Тематический

47

25.12


Анализ диктанта. Работа над ошибками


Однородные члены предложения. 15 часов

48

27.12


Понятие об однородных членах.

Текущий

49

10.01


Понятие об однородных членах.

Текущий

50

13.01


РР. Сочинение на морально-нравственную тему

Тематический

51

15.01


№6. РР. Сочинение на морально-нравственную тему


52

17.01


Связь между однородными членами предложения. Пунктуация при однородных членах.

Текущий

53

20.01


Связь между однородными членами предложения. Пунктуация при однородных членах.

Текущий

54

22.01


Однородные и неоднородные определения.

Текущий

55

24.01


Практическая работа по теме «Однородные и неоднородные определения».

Текущий

56

27.01


РР. Сжатое изложение.

Тематический

57

29.01


РР. Сжатое изложение.


58

31.01


Обобщающие слова при однородных членах.

Текущий

59

03.02


Проверочная работа по теме «Обобщающие слова при однородных членах».

Текущий

60

05.02


РР. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.

Текущий

61

07.02


Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Текущий

62

10.02


Диктант с грамматическими заданиями по теме «Однородные члены предложения»

Тематический

Обращение. Вводные конструкции. 10 часов.

63

12.02


Понятие об обращении.

Текущий

64

14.02


Понятие об обращении.

Текущий

65

17.02


Предложения с вводными конструкциями.

Текущий

66

19.02


Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями».

Текущий

67

21.02


Вводные слова и синонимичные конструкции.

Текущий

68

24.02


Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ

Текущий

69

26.02


РР. Сжатое изложение

Тематический

70

28.02


РР. Сжатое изложение


71

02.03


Обобщающий урок по теме «Вводные слова и конструкции»

Текущий

72

04.03


Диктант с грамматическими заданиями по теме «Вводные слова и конструкции»

Тематический

73

06.03


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками


Предложения с обособленными членами. 19 часов.

74

09.03


Понятие об обособлении. Обособление определений.

Текущий

75

11.03


Обособление определений.

Текущий

76

13.03


Обособление одиночных и несогласованных определений

Текущий

77

16.03


Обособление одиночных и несогласованных определений

Текущий

78

18.03


РР. Портретный очерк (или сжатое изложение)

Текущий

79

20.03


РР. Сочинение на морально-этическую тему

Тематический

80

30.03


РР. Сочинение на морально-этическую тему


81

01.04


Обособление приложений.

Текущий

82

03.04


Обособление определений и приложений (обобщение)

Текущий

83

06.04


Проверочная работа по теме «Обособление определений »

Текущий

84

08.04


Обособление обстоятельств.

Текущий

85

10.04


Обособление обстоятельств.

Текущий

86

13.04


РР. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием.


87

15.04


РР. Изложение (портретный очерк) с творческим заданием.

Тематический

88

17.04


Практическая работа «Обособление обстоятельств».

Текущий

89

20.04


Промежуточный контрольный диктант

Промежуточный

90

22.04


Уточняющие члены предложения.

Текущий

91

24.04


Проверочная работа по теме «Уточняющие члены предложения».

Текущий

92

27.04


Диктант с грамматическими заданиями по теме «Обособленные члены предложения »

Тематический

93

29.04


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками


Прямая речь и способы её выражения.(5 часов)

94

01.05


Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог.

Текущий

95

04.05


Практическая работа по теме «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог».

Текущий

96

06.05


Употребление косвенной речи.

Текущий

97

08.05


Цитаты и их оформление на письме.

Текущий

98

11.05


Проверочная работа на тему «Употребление косвенной речи. Цитаты и их оформление на письме».

Текущий

Повторение и обобщение изученного в 5 – 8 классах (4 часа)

99

13.05


Итоговый контрольный диктант без грамматических заданий.

Итоговый

100

15.05


Анализ итогового диктанта. Работа над ошибками


101

18.05


Повторение изученного в 8 классе

Текущий

102

20.05


Повторение изученного в 8 классе

Текущий

103

22.05


Повторение изученного в 8 классе

Текущий

104

25.05


Повторение изученного в 8 классе

Текущий

105

27.05


Повторение изученного в 8 классе

Текущий















График контрольных работ по русскому языку по темам в 8 классе


Тема

Дата проведения

1

Диктант с грамматическими заданиями по теме «Повторение». Входной контроль

18.09.2019

2

Диктант с грамматическими заданиями по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

13.11.2019

3

Контрольная работа за 1 полугодие в целях реализации региональной системы оценки качества образования на основе системных мониторинговых исследований

11.12.2019

4

Диктант с грамматическими заданиями по теме «Односоставные и неполные предложения»

23.12.2019

5

Диктант с грамматическими заданиями по теме «Однородные члены предложения»

10.02.2020

6

Диктант с грамматическими заданиями по теме «Вводные слова и конструкции»

04.03.2020

7

Промежуточная контрольная работа

20.04.2020

8

Диктант с грамматическими заданиями по теме «Обособление члены предложения»

27.04.2020

9

Итоговый контрольный диктант без грамматических заданий

15.05.2020

10



11



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2013.

2. Русский язык. 6 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2013. – 224 с.

3. Русский язык. 6 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2013. – 368 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 6 класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2013. – 112 с.

2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 64 с.

4. Львов, В. В. Русский язык. 6 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа, 2010. – 311 с.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк  руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Интернет-ресурсы для ученика и учителя. 

Электронные словари и энциклопедии.

  • Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.

  • Этимологический словарь русского языка М. Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О. Н. Трубачевым).

  • От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка.

  • Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки».

Программы по русскому языку для уроков развития речи.

  • «1С. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией О. И. Руденко-Моргун.

  • Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура» (на CD-ROM)

  • Шедевры русской живописи.

  • 5555 шедевров мировой живописи.

6. Методические материалы в сети.

  • Справочно-информационный портал «Русский язык».

  • Издательский дом «Первое сентября».

  • Информационно-коммуникативные технологии в образовании.

  • Культура письменной речи.

  • Институт содержания и методов обучения РАО.

  • Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения. -

  • 1С: Репетитор - сайт отдела обучающих программ фирмы 1С.

  • Грамотей-клуб - клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». -

  • Словесник. - Режим доступа

  • Российское общество преподавателей русского языка и литературы.

7. Образовательные электронные ресурсы

  • http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  • http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://www scool-collection.edu.ru

Технические средства

1. Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

3. Видеофильмы, аудиозаписи.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, истории, обществознания.

























Контрольно-оценочные материалы по русскому языку в 8 классе

Контрольный диктант № 1 по теме: «Повторение». Входной контроль.


Цели:

1. Контроль усвоения правил орфографии.

2. Контроль сформированности навыков лингвистического анализа.

* * *

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а потом резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина, здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным леском. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями от похода.

(147 слов.)

Грамматическое задание.

I вариант II вариант

1) Проведите синтаксический разбор предложения, отмеченного

* (I) **(II)

2) Выписать по два глагола с орфограммой «Безударная гласная в корне».

проверяемая чередующаяся

3) Разобрать по составу

расстилалась наслаждались



8 класс

Контрольный диктант №2 по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Цели:

1. Контроль усвоения орфографии.

2. Контроль усвоения темы «Главные и второстепенные члены предложения».

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. ¤Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. ¤¤При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.

(По В. Пескову.)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания

1-й вариант * 2-й вариант **

2. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца.

1) Подчеркнуть, надписав сказуемые разных видов.

2) Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях


Контрольный диктант № 3 на тему

«Односоставные и неполные предложения»

1. Ночь. 2. Вахта. 3. Над тобой необъятный купол вселенной.4.Тихонько журчит вода у штевня* (толстый вертикальный брус, составляющий основание кормы или носа корабля). 5.Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на скале.

6. Стоишь на руле…7. Легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса. 8.Нельзя выйти из ветра, иначе беда – придётся делать поворот. 9.Только неопытный рулевой может допустить это.

10. Луна. 11.Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. 12. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, лёгкими.13. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. 14.Только где-то постукивает плохо закреплённый шкот* и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поёт ветер между снастями.

15.Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вАхтенного помощника.

16.Стоишь на руле и начинаешь фантазировать о «Летучем голландце», о пиратах. 17.Вспоминаешь знаменитых русских флотоводцев-парусников, плававших в этих местах, – Ушакова, Сенявина, Нахимова…

18. Хорошо в лунную ночь на борту парусника!19. Хорошо! (131 сл.)

(По Ю. Клименченко)

Задания в формате ОГЭ.

1 вариант

  1. вариант

1.Среди предложений 17-18 найдите и выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Двойные согласные пишутся на стыке морфем, если одна морфема оканчивается, а другая начинается одной и той же согласной».

1.Среди предложений 10-12 найдите и выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ан, ян, ин (кроме слов-исключений».

2.Из предложения 15 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2.Из предложения 17 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

3.Замените словосочетание «рулевое колесо», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3.Замените словосочетание «в лунном свете», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Укажите только его номер.

4. Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением. Укажите только его номер.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

6.Укажите количество грамматических основ в предложении 13.

7. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения: в первом и втором абзацах.

7. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения: в предпоследнем и последнем абзацах



Контрольный диктант № 4 за 1 полугодие


В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет поди мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя…

(В.Астафьев. Васюткино озеро)
(143 слова)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор предложения:

1-й вариант: Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег;
2-й вариант: Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

2. Подчеркните в тексте:

1-й вариант: составное именное сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.

3. Выпишите из текста:

1-й вариант: безличное предложение;
2-й вариант: неопределенно-личное предложение.



Контрольный диктант № 5 по теме «Однородные члены предложения».

      Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
      Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

Грамматическое задание

  1. Начертите схему предложения:       

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

  1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. - 1в

А грезы не воротятся. – 2в

  1. Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?




Контрольный диктант № 6 по теме: «Вводные слова» с грамматическим заданием по типу ОГЭ


МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море — капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы — нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)


  1. Укажите способ образования слова беспредельной

  2. Обведите все обращения в овал.

  3. Выпишите из диктанта приложение

  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу:

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи.

  1. 1,2,

  2. 3,4

  3. 1,2,3,4

  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:

  1. 6 букв и 6 звуков

  2. 6 букв и 5 звуков

  3. 5 букв и 5 звуков

  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей

  1. Управление

  2. Согласование

  3. Примыкание

  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие

  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)


Контрольный диктант № 7 по теме «Обособленные члены предложения».

Чудо природы


(1) Байкал - это гигантское озеро.(2) Его называют сибирским морем, та­инственным и загадочным. (3) Мы, выехав из Иркутска на рассвете, прибли­жаемся к нему и замираем от восторга, увидев его стеклянную голубую даль. (4) Перед нами раскрывается чудесная картина. (5) Громадная голубая чаша, окруженная горами, расстилается у наших ног. (6) Вода очень про­зрачна, даже на глубине видишь небольших раков, копошащихся на дне

(7) Многочисленные притоки Байкала, вливаясь в него, наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.
(8) Байкальские рыбы, выловленные на большой глубине, не умирают, а продолжают жить в аквариуме, не обращая внимания на резкое измене­ние давления. (9) Озеро до сих пор таит много загадок, еще не разгаданных настойчивыми исследователями.

(10) Разгадка этих тайн - задача, поставленная учеными.


Выполните задания в формате ОГЭ, используя текст диктанта.

  1. Из предложений первого абзаца выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением (приближаемся).

  2. Укажите количество грамматических основ в первом предложении 2 абзаца (№ 7) Ответ запишите цифрой. (2)

  3. Выпишите грамматическую основу из третьего предложения 1 абзаца. (Мы приближаемся и замираем)

  4. Замените словосочетание «байкальские рыбы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (Рыбы Байкала)

  5. Замените разговорное слово «копошащихся» стилистически нейтральным синонимом (предложение 6). Напишите этот синоним.(Шевелящихся)

  6. Среди предложений 1-6 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (№ 3)


Промежуточная контрольная работа №8 ( в конце года)

На реке.

    Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.

      Сосновые сухие ветки леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы  ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка тянуло по лесу сладковатым дымком тлеющего смолья.

     Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта удивительная чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.


                                Дополнительные задания.

1.Произвести синтаксический разбор предложений:

1 вариант:

     Песчаные косы…

2 вариант

      Каждая сухая ветка…

  1. Объяснить правописание н-нн в словах:

1 вариант:

песча(н,нн)ые, перевея(н,нн)ые  

2 вариант:

повале(н,нн)ые, окруже(н,нн)о.


.

Итоговый контрольный диктант

(без грамматического задания)


Наступление утра


Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!